Бажов куда вставить цитату
Обновлено: 22.12.2024
Цитата – точная, достоверная выдержка их текста, помогающая при написании сочинения убедить в выдвигаемых положениях и придающая достоверность сказанному. Цитировать надо точно, воспроизводя текст слово в слово. Неточность цитирования или искажение цитаты приведут к фактической ошибке и к тому, что аргумент будет не засчитан.
Цитирование мы можем применять в научно-исследовательских работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путем ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность.
Благодаря цитированию, автор имеет возможность показать всю полноту и обширность выполненной работы или проводимых исследований.
В русском языке цитирование начало применяться в 1820 году и до сих пор успешно используется.
Способы цитирования
В русском языке существуют три основные способы цитирования.
1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.
К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.
2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что» . Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.
Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».
3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова : как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.
Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».
Либо же: Л. Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».
4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:
А.Грибоедов. «Горе от ума»
Что может предоставить мне Москва?
Сегодня бал, а завтра два.
Основные требования к цитированию
1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.
2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки , которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.
3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку . При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.
4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста . Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.
5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник.
Упражнение 1.
Запишите предложения в той последовательности:
а) прямая речь; б) косвенная речь; в) предложение с вводными словами; г) отдельные слова или словосочетания.
Какой из способов цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего?
1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».
Упражнение 2.
Запишите предложения, введя цитаты там, где это возможно, с помощью вводных слов.
Упражнение 3.
Какие из способов цитирования представлены в данных предложениях? Назовите их.
1) Киевскую Русь часто называли «страной городов». 2) Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда». 3) «Похотелося Вольге много мудрости», — говорит былина о своём герое Вольге Святославиче. 4) Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».
Упражнение 4.
Прочитайте, укажите способы цитирования, отличающиеся от предложений с прямой речью. В чём особенность их пунктуационного оформления?
1) В. Г. Белинский в одной из своих статей как-то очень точно заметил: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово. » 2) По справедливому мнению А. Герцена, «. главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём. ». 3) И. С. Тургенев советовал молодым литераторам беречь «наш прекрасный русский язык», обращаться почтительно «с этим могущественным оружием». Он был уверен, что «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». 4) «Если бы я был царь, — писал Л. Н. Толстой в одном из писем, — то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».
Запишите понравившееся вам высказывание.
Упражнение 5.
Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания.
1) Греческому врачу Гиппократу принадлежат слова Жизнь коротка искусство вечно. 2) Юлий Цезарь говорил Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме. 3) Один мудрец сказал что человек получает знания из ладоней других людей. 4) По словам древних греков музыка излечивает болезни. 5) Я мыслю следовательно я существую писал французский философ Рене Декарт. 6) Древние римляне говорили что книги имеют свою судьбу.
Упражнение 6.
Предлагаем вам несколько интересных высказываний. Запишите их как цитаты, дополнив от себя словами автора. Расставьте знаки препинания.
1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов). 2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (М. Твен). 3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А.Эйнштейн). 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон). 5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М.Светлов).
Найдите среди этих цитат простое предложение с обобщающим словом и однородными членами.
Упражнение 7.
Прочитайте данные предложения, укажите способы цитирования. Спишите, расставив знаки препинания.
1) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью Друзья я потерял день. 2) Отец геометрии Евклид произносил когда заканчивал каждый свой математический вывод Что и требовалось доказать. 3) Юлий Цезарь так сообщил в Рим о быстром победоносном сражении Пришел увидел победил. 4) Люди много размышляют об уме и глупости. Вот что об этом сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов Полезен и яд змеи если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед если он в руках дурака. 5) Спросили у Лукиана У кого ты учился вежливости Он ответил У невежд. Я воздерживаюсь от речей и поступков которые мне в них неприятны.
Упражнение 8.
Предлагаем вам несколько изречений выдающихся людей. Запишите их, используя различные способы цитирования. Расставьте знаки препинания.
1) Математика единственный совершенный метод позволяющий провести самого себя за нос (А.Эйнштейн). 2) Длинная речь так же не подвигает дела как длинное платье не помогает в ходьбе (Талейран). 3) Человеку свойственно ошибаться а глупцу настаивать на своей ошибке (Цицерон). 4) Как мы можем требовать чтобы кто-то сохранил нашу тайну если мы сами не умеем ее сохранить (Ларошфуко). 5) Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе (Софья Ковалевская). 6) Остаться без друзей самое горшее после нищеты несчастье (Даниэль Дефо). 7) Дураки больше всего говорят о мудрости а негодяи о добродетели (Пауль Эрнст).
Упражнение 9.
Спишите предложения, правильно вставив буквы и расставив знаки препинания.
1) Я считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2) Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3) Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе… тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4) Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта…а сколько у него ещ.. живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия.
Упражнение 10.
Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.
1) Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2) Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3) Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. его м..нили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4) Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность… (М. П. Чехова).
Упражнение 11.
Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.
1) Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь. (Белинский). 2) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3) . Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4) В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5) Краткость — сестра таланта (Чехов).
Упражнение 12.
Передайте в письменной форме небольшую сцену с монологом или диалогом из любимого вами фильма. Постарайтесь использовать все известные вам способы передачи чужой речи.
Тест по теме «Основные способы цитирования»
1. Укажите способ цитирования.
Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей учёности».
1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.
2. Укажите способ цитирования.
«Мудрость есть дочь опыта»,— любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.
3. Укажите способ цитирования.
О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую лирику… психологическое богатство русского романа».
1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.
4. Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.
1) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».
2) «Труд будит в человеке творческие силы»,— писал Л. Н. Толстой
5. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.
1) Ф. Искандер говорил, что «мудрость — это ум, настоянный на совести».
2) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».
3) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах».
6. Закончите высказывание.
При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк.
1) ставятся кавычки;
2) кавычки не ставятся;
3) цитата пишется с новой строки;
4) цитата пишется на той же строке, что и слова автора.
7. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
1) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «. написана вопреки всем правилам драматического искусства».
2) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
3) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
4) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».
Следующая цитата
– Не иначе эта у тебя, Степан, из кистей выпала. В кого только зародилась! Сама черненька да басенька, а глазки зелененьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит.
Степан пошутит, бывало:
– Это не диво, что черненька. Отец-то ведь с малых лет в земле скыркался. А что глазки зеленые – тоже дивить не приходилось. Мало ли я малахиту барину Турчанинову набил. Вот памятка мне и осталась. (Павел Бажов) [ОТЕЦ] [13.01.2017 01:00:03] < 432 / 0 / 0 >
Примечание: Павел Бажов. Малахитовая шкатулка
Ежели, к примеру, ты семью завел, так об этом днем и ночью помнить обязан. (Павел Бажов) [ПОМНИТЬ] [13.01.2017 01:00:03] < 352 / 0 / 0 >
Примечание: Павел Бажов. Круговой фонарь
Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то. (Павел Бажов) [ЧЕЛОВЕК, РАБОТА] [13.01.2017 01:00:03] < 920 / 0 / 0 >
Примечание: Павел Бажов. Хрустальный лак
Старая сказка нужна. В ней много той дорогой были, которая полезна сейчас и пригодится потом. По этим дорогим зернышкам люди наших дней въявь увидят начало пути, и напомнить это надо. Недаром говорится: молодая лошадка по торной дороге легко с возом идет и о том не думает, как тяжело пришлось тем коням, которые первыми по этим местам проходили. То же и в людской жизни: что ныне всякому ведомо, то большим потом и трудом прадедам досталось, да и выдумки требовало, да еще такой, что и теперь дивиться приходится.Так вот освеженным глазом смотреть на родной край, на его людей и на свою работу и научили меня годы войны, как раз по присловью:— После большой беды, как после горькой слезы, глаз яснеет, позади себя то увидишь, чего раньше не примечал, и вперед дорогу дальше разглядишь. (Павел Бажов) [ГОД, ГЛАЗ, НАЧАЛО] [13.01.2017 01:00:03] < 383 / 0 / 1 >
Примечание: Павел Бажов. Уральские сказы
Не нами сказано: чужое охаять мудрости не много надо, а свое придумать — не одну ночку с боку на бок повертишься. (Павел Бажов) [ЧУЖОЕ] [13.01.2017 01:00:03] < 418 / 0 / 2 >
Примечание: Павел Бажов. Каменный цветок
Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные — в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди. (Павел Бажов) [СКАЗ] [13.01.2017 01:00:03] < 504 / 0 / 1 >
Примечание: Павел Бажов. Сказы
- Глаз у меня кошачий. Тебя вижу ночью, как днем, а то и лучше. (Павел Бажов) [СКАЗ, ГЛАЗ] [13.07.2016 11:16:52] < 2341 / 6 / 0 >
- Застрелишь его?
- Нет, - отвечает Кокованя. - Простых козлов стреляю, а этого не стану. (Павел Бажов) [СКАЗ] [25.06.2016 12:16:27] < 2283 / 4 / 0 >
Только то и в брос, что на сточку
пришлось. (Павел Бажов) [СКАЗ] [08.06.2011 08:16:33] < 2084 / 0 / 0 >
Кто за порог, того и по лбу. (Павел Бажов) [СКАЗ] [08.06.2011 08:12:04] < 2035 / 0 / 0 >
- В случае, к нам и глаз не показывай!
- Спасибо, - отвечает, - братцы милые, сестрицы любезные! Помнить буду.
Сами-то не забудьте - мимо похаживайте! (Павел Бажов) [СКАЗ, ГЛАЗ, ПОМНИТЬ] [08.06.2011 08:06:36] < 2013 / 0 / 0 >
- Показать-то, - отвечает, - не смогу, потому глазами с тобой
разошлись: днем я не вижу, а ночью тебе не углядеть, куда полечу. (Павел Бажов) [СКАЗ, Я] [06.06.2011 17:52:27] < 2090 / 0 / 0 >
Сперва спроси да узнай, потом за дело
берись. (Павел Бажов) [СКАЗ, ДЕЛО, ДА] [06.06.2011 17:39:40] < 2589 / 2 / 0 >
Силы, вишь, у Айлыпа много, а струменту -
нож да шапка. (Павел Бажов) [СКАЗ, ДА] [06.06.2011 17:37:19] < 2272 / 0 / 0 >
Следующая цитата
Ребята! Мы начинаем дополнительные занятия по «Окружающему миру», на которых вы познакомитесь с некоторыми литературными произведениями и будете путешествовать с героями этих произведений. А что это за произведения и кто их автор, вы попробуете угадать, прослушав небольшой отрывок.
Чтение отрывка из сказа «Малахитовая шкатулка»
Учителем или подготовленным учеником
- Как называется это произведение? («Малахитовая шкатулка»)
- Кто автор? (П. П. Бажов)
- Какой жанр у этого произведения? (Сказ)
- Верно. Сказ – это не сказка. Это необычный жанр, в котором переплетены правда (реальные события, быт людей) и художественный вымысел (фантазия автора). Это рассказ человека, который либо сам был участником событий, либо передавал то, что слышал от других.
Курс наших занятий тоже называется «Малахитовая шкатулка» (показать изображение малахитовой шкатулки, а лучше натуральную шкатулку из малахита). Мы с вами совершим путешествия по тем местам, о которых идет в сказах речь, в которых живут потомки бажовских героев. Часть путешествий будет заочного характера, с помощью географической карты и вашего воображения, а три путешествия будут реальные. Мы поедем с вами в дом-музей писателя в город Екатеринбург, в город Касли, славящийся своим чугунным литьём, и в геологический музей города Екатеринбурга.
- А что вам известно о Павле Петровиче Бажове?
Рассказ учителя
(параллельно рассказу - демонстрация фотографий Бажова)
Родился Павел Петрович 28 января 1879 года (-А какой это век?) В семье горного мастера медеплавильного завода Сысертского горного округа. Отец его, дед и прадед всю жизнь проработали на заводе. Старые заводские рабочие были первыми его воспитателями. Огромное влияние на будущего писателя оказала его бабушка Авдотья Петровна. Она знала и рассказывала очень много уральских легенд и сказов.
Рос Павел смышленым, любознательным мальчиком, знал наизусть все стихи поэтов: Некрасова, Пушкина. Учился в земской начальной школе. В наше время трудно себе представить старую начальную школу, где битьё, подзатыльники, стояние на коленях учеников были общепринятыми способами наказания. Несмотря на то, что Павел Бажов был одним из лучших учеников, такая школа не оставила радужных воспоминаний.
По окончании Сысертской земской школы встал вопрос о продолжении образования. Знания у Бажова были глубокие. Однако семья жила трудно, мать не работала (вела домашнее хозяйство), зарплаты отца едва хватало, чтобы свести концы с концами – от получки до получки, и средств для получения дальнейшего образования не было.
Продолжить своё образование он смог только в Екатеринбургском духовном училище, где плата за обучение была сравнительно невысока и доступна для семьи Бажовых. Туда и поступил Павел Бажов в 10-летнем возрасте. Уехал учиться и жить без родителей в Екатеринбург. Много читал вдумчиво, усердно, наблюдал за жизнью Екатеринбурга – города золотопромышленников, купцов, перекупщиков и рабочего люда.
Через 4 года Бажов окончил училище и поступил в Пермскую духовную семинарию (г. Пермь). Когда Павлу исполнилось 18 лет, у него умер отец. Жизнь сразу осложнилась. Пришлось искать заработок – и не только содержать себя, но и помогать матери.
В 20-летнем возрасте П. П. Бажов с отличием окончил семинарию и вернулся в Екатеринбург. Там он устроился преподавателем русского языка. Учительской работой занимался 18 лет.
Каждое лето, то на велосипеде, то пешком, будущий писатель путешествовал по Уралу. Он побывал на многих заводах, рудниках, в селах и деревнях, изучал труд мастеров-умельцев, записывал народные пословицы, поговорки, частушки, легенды, шутки. Этот запас живых наблюдений и послужил основой для его знаменитых сказов.
Сказы Бажова о нашем Уральском крае, его богатстве. Недра Уральских гор полны несметных богатств: медь, железо, уголь, каменная соль, золото, изумруды, платина, самоцветы…Но Урал наш богат не только природой, но и людьми, людьми-мастерами, людьми- тружениками. Одним из них и был Павел Петрович Бажов. Вот как о нём говорил другой писатель Урала, Евгений Пермяк: «Надо родиться на Урале и прожить столько лет, чтобы так знать его и любить. В самом деле, разве не любя можно создать такую «Малахитовую шкатулку». Павел Петрович - сверкающий самоцвет литературного Урала».
- портрет П. П. Бажова в зрелом возрасте;
- старая Сысерть конца 19 века;
- дом, где родился Бажов;
- портрет Бажова в годы учёбы в семинарии;
- Пермскую пристань конца 19 века;
- портрет Бажова в годы учительства;
- старый Екатеринбург начала 20 века;
- портрет Бажова в пожилом возрасте).
Нам с вами ребята повезло, что мы земляки Бажова, что мы с вами родились в таком богатом природой и людьми Уральском крае.
- Древние греки называли Урал Рифейскими горами. Коренные жители Урала - ненцы, ханты, манси, коми – называли свою родину « Камнем», и русские первопроходцы приняли это название
- А кто знает, что означает само слово Урал?
- Об этом ученые спорят до сих пор. Одни считают, что произошло название от мансийских слов «ур» и «ала», что означает вершина горы. Другие вспоминают об Урале-богатыре, который храбро защищал людей от злых чудищ и духов. Третьи считают, что «Урал» в переводе с тюркского языка означает пояс.
Работа с картой.
Давайте узнаем, где на нашей планете расположен наш край. Для этого нам понадобится карта.
- А что такое карта?
Карта - это плоское, сильно уменьшенное изображение больших частей земной поверхности.
Изучаем физическую карту России. Название карты.
(в данном случае наша страна изображена на листе бумаги)
- Как смогли изобразить такую огромную страну, как наша (самую большую в мире) на небольшом по размеру листе бумаги.
- Верно. Уменьшили. Для этого применили масштаб.
Масштаб – показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на карте.
Масштаб физической карты России. Условные обозначения. Шкала глубин и высот. Уральские горы протянулись с севера на юг от морей Северного Ледовитого океана до оренбургских степей.
Изучаем физическую карту Урала.
Урал принято делить на несколько частей: Полярный, Северный, Средний и Южный. Мы с вами живём на Среднем Урале. Наш город так и называется Среднеуральск. Расположен к северо-западу от Екатеринбурга, в 25 км. Уральский горный хребет является границей между Европой и Азией. Наиболее высокие горы на Южном Урале и Приполярном Урале. Самая высокая вершина гор – г. Народная, 1895 м над уровнем моря. Самые низкие горы на Среднем Урале. Урал – это не только Уральские горы, но и равнинные территории.
Изучение рисунка: «Формы земной поверхности»
Горы – выпуклые формы земной поверхности.
Равнины – это выровненные участки земной поверхности.
- Мы с вами живем на предгорной равнине – возвышенности. Если посмотреть на западный берег нашего Исетского озера, то увидим Уральские горы.
Смотрим на горы и равнины в разрезе на рисунке.
- Из чего сложены горы и равнины?
- Из горных пород.
Работа с образцами горных пород и минералов.
Изучаем и рассматриваем гранит 2х видов, известняк, мел, мрамор; минералы, из которых состоит гранит: полевой шпат, кварц, слюда.
Горные породы – природные тела, неоднородны по своему строению, они состоят из минералов.
Минералы – природные тела, примерно однородные по своему составу и свойствам.
Те горные породы и минералы, от которых человек получает пользу, называются полезными ископаемыми.
(Если будет время, можно показать набор открыток «Минералы», хотя бы малахит и некоторые поделочные).
Показ видеофильма «Взывают камни» из цикла «Южный Урал».
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой фильм о природе Урала.
По ходу фильма комментарии учителя:
- Перед вами горы Южного Урала. Растительность. Снег на вершинах гор. Ледников нет, но в древности были. Результат деятельности ледников – остроконечные пики, причудливые формы скал-останцов, каменные реки. Разрушение горных пород лишайникам, деревьями.
Наш урок подошёл концу.
- Что вам понравилось?
- Что вы узнали нового?
Домашнее задание:
Прочитать сказ «Малахитовая шкатулка». Принести на следующее занятие тонкую тетрадь. На следующем занятии мы проведём викторину по сказу «Малахитовая шкатулка».
Следующая цитата
В одном из таких сказов автор восклицает : «Страсть глубокий тот колодец. Ещё добытчиков ждёт». В другом так говорится: «Кому из вас случится по тем местам у земляного богатства ходить, вы и посмекайте». Посмекайте, мол, как земным добром распорядиться. Какой самобытный слог!
Читатель нашего времени ценит творчество Бажова за его чудных героев: камнерезы и гранильщики, оружейники и старатели — люди редких ныне профессий. Смелые, добрые сердцем, с золотыми руками и широкой душой, они наделены настоящим русским характером: настойчиво стремятся вперёд, не вешают нос от неудач, не ноют и не жалуются, не отступают перед трудностями.
Вот как наставляет бабка Лукерья своего внука Илью: «Ходи веселенько, работай крутенько и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и всё у тебя ладно пойдёт, гладко покатится. И белый день взвеселит, и тёмна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует!»
Этот наказ писателя и сейчас может пригодиться в жизни.
(по Елене Хоринской, уральской писательнице)
Контрольные задания к тексту изложения
Грамматическое: найти во 2 и 3 предложениях текста изложения слова, образованные путём перехода из одной части речи в другую .
Лексическое: выписать слова или словосочетания, из-за которых автор текста изложения считает слог Бажова самобытным .
Творческое задание — письменный ответ на вопрос: Чем полезны наказы П.П.Бажова в наше время?
Читайте также: