Барнс портрет мужчины в красном цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Искусство всегда переживет личную прихоть, семейную гордость, общественные устои; время всегда на стороне искусства.
мудрое суждение из романа «То, что потеряно» Франсуа Мориака: «Чем больше женщин познал мужчина, тем примитивней его представление о них».
Цель искусства, выражаясь коротко и ясно, – Красота
Всеобщий знакомец, он, похоже, со многими перессорился. От него исходит агрессия. Ему хочется быть и в гуще событий, и над схваткой. Его, по сути, отторгают, но он и сам не стремится к обществу.
мнение Альфреда де Мюссе : жизнь – «мрачная случайность между двумя бесконечными снами»)
суждение из романа «То, что потеряно» Франсуа Мориака: «Чем больше женщин познал мужчина, тем примитивней его представление о них». Этому афоризму скоро исполнится сто лет, но он точен, как прежде.
как гей, (смело) обнаруживающий свои наклонности, может ненавидеть собрата, который старательно играет по правилам света и ценит аристократические приличия выше истины.
искусство, конечно, тоже подражает жизни, но в редких случаях и жизнь подражает искусству.
родовитый аристократ, денди, эстет, ценитель искусства, острослов и законодатель мод – пользовался наибольшей известностью в том мире, куда входили все трое. Были у него и литературные устремления: он писал парнасскую поэзию строгим метром и колючие .
Лоррен и сам задавался этими вопросами и нашел такое объяснение: злонамеренно сбивает его с истинного пути поэта. «Вот свиньи! – воскликнул однажды он. – Низвели меня до журналиста!»
Доктор Бог
Сначала я подумала, что Джулиан Барнс умеет читать мысли. Во всяком случае, мои.
Потом я вспомнила, что книга закончена в мае 2019 года, и поняла, что Барнс видит будущее. Потому что прочитанные мысли появились в моей голове значительно позже, уже в 2020. Есть и третья версия: он Ктулху. Это он внушил мне их.
Главный недостаток книги – рассказываемая история призвана показать, что Брекзит – это плохо. И хотя я полностью согласна с этим, как и с тем, что Англия таким образом хочет снова «увязнуть в трясине прошлого», но сам факт наличия цели оказал негативное влияние на конечный результат.
Сразу стоит предупредить, что эту вещь сложно назвать художественным произведением, это скорее большое замысловатое эссе. Самое забавное, что в этом книга Барнса вторит книге, которая постоянно цитируется и разбирается на страницах «Портрета», - «Наоборот» Гюисманса. Барнс говорит о ней так (и сам делает то же самое):
«Одна из особенностей романа «Наоборот» состоит в том, что текст то и дело отклоняется от стройного повествования и принимает характер эссеистики».
У Барнса стройного повествования нет вообще. На обложке приведена очень точная характеристика, взятая из рецензии газеты «The Independent»: «К какому жанру следует отнести «Портрет мужчины в красном» - историческому, биографическому или философскому? Ко всем трем одновременно! Перед нами идеальный путеводитель по удивительной эпохе».
Вроде бы Барнс пытается нам рассказать про доктора Самюэль-Жана Поцци, который был не только выдающимся гинекологом своего времени, но и знаменитостью, светским львом, интеллектуалом. В итоге же мы получаем не только и не столько историю жизни и смерти Поцци, сколько калейдоскоп – множество разных фактов, историй, исторических персонажей, произведений литературы и искусства перемешиваются и создают интересные узоры. Барнс находит многочисленные параллели и ниточки, соединяющие всех значительных людей той эпохи, и демонстрирует нам. А главные нити, его интересующие, - те, что связывают Англию с Францией, да и вообще с Европой. Книга начинается с поездки трех французов (Поцци, князя де Полиньяка и графа де Монтескью) в Англию. Этот факт биографии главного героя важен для Барнса (а точнее для цели его книги) больше всего (привет Брекзит). Кстати, есть ощущение, что жизнеописанию Поцци отведено меньше страниц, чем рассказам о графе. Это еще одно доказательство того, что главный герой тут не гинеколог, а Европа.
И вот пришло время сказать о главном плюсе книги. Она о belle epoque. Прекрасная «Прекрасная эпоха» – период между последними десятилетиями XIX века и первой мировой войной. Мне давно хотелось почитать что-то про это время. Именно поэтому я бросилась покупать книгу, как только она вышла. На страницах «Портрета мужчины в красном» я с удивлением встретила всех, кто привлек мое внимание в последние месяцы: графа Робера де Монтескью-Фезансака, Гюисманса, Золя, Жана Лоррена, Альма-Тадему, даже какую-то Вайолет Трефусис (попавшую в моё поле зрения благодаря Вирджинии Вулф) и Люсьена Доде (про которого я узнала из-за Пруста). Барнс порадовал меня и рассказами про тех, кто меня интересует давно: Сару Бернар, Дрейфуса, прерафаэлитов, Пруста, Уайльда, Рембо, Генри Джеймса, Колетт. А самое важное – обратил внимание на таких, о ком я не думала ранее: братьев Гонкуров, Гюстава Моро и Сарджента. Про последнего я вообще услышала впервые. А между тем Джон Сингер Сарджент – выдающийся американский художник. Его картину «Доктор Поцци дома» Барнс увидел в 2015 году. Так у него и возникла мысль написать эту книгу.
Помимо галереи выдающихся людей здесь еще много интересных мыслей, которые я не нашла бы сама, – цитаты из переписки Уайльда и Конан Дойля, слова Алена-Фурнье, выдержки из дневников братьев Гонкуров, высказывания Сары Бернар и т.д. Хороши мысли и самого Поцци. Нам с Джулианом нравится вот эта: «Шовинизм – одна из форм невежества».
Вишенка на торте – всех этих выдающихся людей мы можем рассматривать! Книга великолепно иллюстрирована, тут и фотографии, и портреты, и даже картины Сарджента! Чистейший восторг для настоящего эстета. Тем более что про эстетизм и денди здесь сказано очень много.
Барнс напомнил мне о необходимости читать книги внимательно. Я не догадалась, какой финал ждет Поцци, хотя автор дал мне подсказку на первой странице, а потом повторял ее на протяжении всего текста. Завет Чехова не был нарушен.
Подытожим: если вам хочется стройное повествование – вам не сюда, если интересен причудливый коллаж на тему belle epoque, то нужно брать.
Бонус. Здесь есть даже про Пушкина, а точнее про пулю, его убившую. Но она исчезла. Как и нога Сары Бернар.
P.S. У Поцци был роман с Сарой Бернар. Актриса всегда обращалась к нему «доктор Бог».
Следующая цитата
Вышеупомянутый «алый плащ» – это не тот знаменитый «красный шлафрок», а профессорская мантия, подбитая соболями.
Бал, устроенный в «огромном» зале Бюлье, являет взору, по словам одного из участников, сцены «умопомрачительных вакханалий»
Там, где мы усматриваем непоследовательность, на поверку обнаруживается безнаказанность,
И еще одно важное правило славы в современную эпоху вывел Уайльд: нет такого понятия, как плохая реклама, есть просто реклама. Показателем успеха становится длина, но никак не содержание газетных колонок.
В былые времена прославленным писателем считался тот, кто прославился своими произведениями. Что же до Уайльда, он первым выбрал иной путь: вначале прославился, а уж потом взялся писать.
Прекрасная эпоха была периодом невероятного обогащения богатых, социального влияния аристократии, неконтролируемого, изощренного снобизма, безрассудных колониальных амбиций, меценатства и бесконечных жестоких дуэлей, зачастую обусловленных не задетой честью, а вздорностью характера. Первую мировую войну едва ли можно помянуть добрым словом, но она, по крайней мере, уничтожила многое из перечисленного.
Искусство может увековечить натурщика, но может и трансформировать, а то и стереть его черты, даже вопреки желанию сторон.
Этого нам знать не дано»; и в то же время «во всяком случае, так говорили». Сплетня правдива в том смысле, что она вторит чьим-то убеждениям или предположениям наших знакомых, а если знакомые дали волю фантазии, то сплетня показывает, чему они хотят верить. Так что сплетня хотя бы правдиво отражает ложь, а также раскрывает характер и менталитет сплетника.
ею не злоупотреблять, – одна из самых сильных в арсенале биографа. Она не дает читателю забыть, что обтекаемое жизнеописание, при всех его подробностях, длиннотах и примечаниях, при всей выверенности фактов и надежности гипотез, способно быть лишь публичной версией публичной жизни и частичной версией частной жизни. Биография – это коллекция дыр, нанизанных на шнурок, особенно там, где повествование вторгается в интимную и чувственную сферу.
Вот так-то: дома – миссионерский секс для продолжения рода, а вне дома – совсем другой (и подчас дорогой) секс: куда более горячий, низменный, волнующий. Это иллюстрация патриархальных взглядов: и волки сыты, и овцы целы.
Следующая цитата
Лауреат Букеровской премии Джулиан Барнс — один из самых ярких и оригинальных прозаиков современной Британии, автор таких международных бестселлеров, как «Одна история», «Шум времени», «Предчувствие конца», «Артур и Джордж», «История мира в 10½ главах», «Попугай Флобера» и многих других. Возможно, основной его талант — умение легко и естественно играть стилями и направлениями. Тонкая стилизация и едкая ирония, утонченный лиризм и доходящий чуть ли не до цинизма сарказм, агрессивная жесткость и веселое озорство — Барнсу подвластно все это и многое другое.
«К какому жанру следует отнести “Портрет мужчины в красном” — историческому, биографическому или философскому?» — спрашивала газета Independent; и сама же отвечала: «Ко всем трем одновременно! Перед нами идеальный путеводитель по удивительной эпохе». Итак, познакомьтесь с Самюэлем Поцци — модным парижским доктором конца XIX века, отцом современной гинекологии и легендарным бабником; словом, тем самым «мужчиной в красном», изображенным на знаменитом портрете кисти Сарджента «Доктор Поцци у себя дома». Через призму путешествия доктора, снабженного рекомендательным письмом от Сарджента Генри Джеймсу, на Туманный Альбион Барнс рассматривает Belle Époque (Прекрасную эпоху) во всем ее многообразии, и читатель не может не провести тревожных параллелей с днем сегодняшним. Причем едет доктор не один: компанию ему составляют рафинированные аристократы князь де Полиньяк и граф Робер де Монтескью — прототип барона де Шарлюса из эпопеи Пруста «В поисках утраченного времени».
Впервые на русском!
Показать
Следующая цитата
Лауреат Букеровской премии Джулиан Барнс — один из самых ярких и оригинальных прозаиков современной Британии, автор таких международных бестселлеров, как «Одна история», «Шум времени», «Предчувствие конца», «Артур и Джордж», «История мира в 10½ главах», «Попугай Флобера» и многих других. Возможно, основной его талант — умение легко и естественно играть стилями и направлениями. Тонкая стилизация и едкая ирония, утонченный лиризм и доходящий чуть ли не до цинизма сарказм, агрессивная жесткость и веселое озорство — Барнсу подвластно все это и многое другое.
«К какому жанру следует отнести “Портрет мужчины в красном” — историческому, биографическому или философскому?» — спрашивала газета Independent; и сама же отвечала: «Ко всем трем одновременно! Перед нами идеальный путеводитель по удивительной эпохе». Итак, познакомьтесь с Самюэлем Поцци — модным парижским доктором конца XIX века, отцом современной гинекологии и легендарным бабником; словом, тем самым «мужчиной в красном», изображенным на знаменитом портрете кисти Сарджента «Доктор Поцци у себя дома». Через призму путешествия доктора, снабженного рекомендательным письмом от Сарджента Генри Джеймсу, на Туманный Альбион Барнс рассматривает Belle Époque (Прекрасную эпоху) во всем ее многообразии, и читатель не может не провести тревожных параллелей с днем сегодняшним. Причем едет доктор не один: компанию ему составляют рафинированные аристократы князь де Полиньяк и граф Робер де Монтескью — прототип барона де Шарлюса из эпопеи Пруста «В поисках утраченного времени».
Впервые на русском!
Показать
Читайте также: