Баал шем тов цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Благословение друга важнее, чем благословение ангела.
Бааль Шем Тов /quotes/person/Baal-SHem-Tov/1Грешники как зеркала: их грехи — отражение зла, которое затаилось во всех нас.
Бааль Шем Тов /quotes/person/Baal-SHem-Tov/1Кто хочет вытащить ближнего из грязи, должен сам опуститься в грязь, чтобы подать руку помощи.
Бааль Шем Тов /quotes/person/Baal-SHem-Tov/1Торговец сначала дает попробовать товар бесплатно, а затем ему платят полной мерой. Так же поступает и Создатель.
Бааль Шем Тов /quotes/person/Baal-SHem-Tov/1Тот, кто говорит о земных или небесных делах так, словно они ему понятны, — еретик.
Следующая цитата
Идеальный человек должен быть откровением, в котором он сам усмотрел бы манифестацию Бога.
Пусть человек постоянно пребывает в радостном расположении духа, пусть думает и верует, что Бог находится всегда с ним и охраняет его, что он смотрит на своего Творца, а Творец на него, что от воли Бога зависит во всякую минуту разрушить мир или воссоздать его, что в Боге источник всех благ и всех страданий, что во всяком предмете есть частица божественной жизни, а, следовательно, надобно только на Бога уповать и только Его бояться.
Когда зло причиняет добро, оно служит последнему как бы фундаментом и, таким образом, само становится добром.
Одно великое правило надобно всегда иметь в виду в деле служения Богу, а именно — избегать сколько возможно печали. Плач (в молитве) — дело нехорошее, ибо человек должен служить Господу в радости, и только те слезы хороши, которые являются от избытка восторга.
Лучше служить Богу без постов, ибо последние причиняют печаль, но если человек имеет охоту к постам и видит в них некоторое искупление грехов, то не следует его удерживать от этого.
Люди маловеры, глухие к истине, отказываются понять, как это в высшем мире все приходит в движение от тех или других деяний, совершаемых людьми на земле; а между тем все это весьма просто, и для имеющих уши мысль о влиянии слов и действий человека на настроение Божества так же ясны и понятны, как факт влияния музыки на настроение людей.
Пусть верующий не обращает внимания на лишние мелочи при исполнении заповедей, ибо это есть замысел лукавого, чтобы застращать человека сложностью обрядов, поселить скорбь в его сердце и тем самым препятствовать бодро служить Богу. Если даже человек совершил грех, он не должен слишком сокрушаться, а лучше пусть, огорчившись сделанным, искренно покается в сердце своем и затем опять возрадуется в Господе. Если что-нибудь препятствует человеку совершать то или другое богоугодное дело, он также не должен печалиться, ибо Бог знает сердца людей и понимает, что здесь было доброе желание, а только возможности не было. Вообще, во всех своих делах человек должен руководствоваться одним — стремлением по возможности делать Богу и доставлять Ему удовольствие добрыми деяниями.
Человек находится там, где пребывает его душа.
В материальном мире, там, где есть страх, нет радости, а там, где есть радость, нет страха. Не так в духовном мире. Там есть страх (имеется в виду Богобоязнь), есть любовь и есть радость.
Гордость, происходящая от знания хуже невежества. Искать лучше, чем находить. Величие человека заключается в его скромности. Человек, который начнет с повиновения Богу, станет расти и обретет свободу.
Есть два разряда людей. Есть люди положительно грешные, умышленно нарушающие заповеди Божьи. Но есть также люди, которые, по наущению лукавого, сами себя считают и другим кажутся праведниками, на том основании, что они постоянно изучают Закон, постятся и молятся. На самом же деле все их труды напрасны, ибо им недостает горячей привязанности к Богу, полной веры, возможности постоянного общения с Творцом; они не понимают, как следует учить, молиться и служить Богу, они упускают самую суть веры. Разница между этими людьми и явными грешниками та, что последние при искреннем покаянии могут еще возвратиться к Богу; первые же неисправимы, ибо слишком ослеплены, чтобы видеть истину, считают самих себя праведниками, а потому и не думают каяться в своих заблуждениях.
Когда ты смотришь на мир, ты смотришь на Бога.
Однажды Баал Шем Тову приснился его будущий сосед по раю. Проснувшись, он пошел к этому человеку и увидел перед собой здорового и физически крепкого толстяка. «Как замечательно он скрывает свою сущность», — подумал Баал Шем Тов и стал за ним наблюдать. Он заметил, что этот человек сытно завтракал каждый день, в обед ел еще больше, а за ужином — в три раза больше, чем за обедом, — и ни в чем не проявлялась его святость, за которую ему был уготован в будущем рай.
«Объясни мне, — сказал, наконец, Баал Шем Тов, — почему ты так много ешь?». «Что же, я тебе скажу, — ответил толстяк. — Тут все дело в моем отце. Он был хорошим евреем, добрым человеком, и всю жизнь жил только Торой и только для Торы. Однажды его схватили разбойники, привязали к дереву и велели поцеловать крест. Конечно же, мой отец отказался. И тогда разбойники сожгли его на костре. А поскольку он был худым и слабым, то горел совсем недолго: вспыхнул — и тут же сгорел. И тогда я поклялся: если когда-нибудь придет мой черед, они так просто от меня не отделаются. Я покажу им, что еврей — это не жалкая свечка, нет! Я буду гореть так долго, что они полопаются от злости. Вот почему я столько ем».
«Понимаю, — улыбнувшись сказал Бешт. — Иди, продолжай есть. То, что ты делаешь, ты делаешь хорошо».
Во время молитвы человек должен как бы высвободиться из своей материальной оболочки и потерять свое самоощущение, то есть дойти до такой ступени, на которой не различаешь, живешь ли ты на земле или нет.
Однажды Баал Шем Тов с группой своих учеников, которых называли хасидами, путешествовал по Карпатам. Баал Шем Тов всегда был очень чувствителен к материальному положению своих последователей и никогда не останавливался у тех, кто был в стесненных обстоятельствах и кому гостеприимство могло нанести существенный материальный урон. А в этой местности большинство евреев занимались земледелием, были бедны, и им едва хватало еды на семью, где уж там было принимать большую группу странников. И все-таки для верующего еврея принять гостей и накормить их было святым делом, и путникам они никогда не отказывали. Они неделями могли урезыватьсебя во всем, но голодного гостя всегда принимали. Зная это, Баал Шем Тов не хотел их обременять и всегда внимательно выбирал, у кого остановиться на ночлег.
Баал Шем Тов был широко известен как святой человек и чудотворец, поэтому когда он представился этому старому крестьянину, тот расчувствовался. Он обрадовался до слез и был польщен честью принимать такого человека и его учеников, и в то же время он не знал, где ему найти достаточно еды для стольких людей. Однако, будучи религиозным человеком с глубокой и простой верой в Бога, он не сомневался, что Творец все устроит наилучшим образом, поэтому он поблагодарил Бога от всей души, что Тот послал ему дорогих гостей.
Моше почтительно проводил их в дом, представил их своей жене, а та быстро сняла с полок всю еду и питье, что было у них в доме. Хасиды всегда были внимательны к своим хозяевам и уважали религиозный закон, согласно которому нельзя объедать хозяина (можно только поесть чуть-чуть из вежливости, если он беден). Баал Шем Том учил их быть очень чувствительными к людям.
Но на этот раз он вел себя вопреки своим принципам. Он съел три больших буханки хлеба, намазывая на каждый кусок хлеба толстый слой варенья, выпил пять бутылок пива и жадно доел все, что оставили вежливые хасиды.
На следующее утро Баал Шем Тов попросил подать завтрак, ел очень много и опять съел все, что ему подали и что оставили его ученики. Потом он пожаловался на еду и сказал, что хочет на ужин что-нибудь более существенное, то есть мясо. Хасиды были в ужасе, их учитель вел себя как грубый бесчувственный обжора, принося хозяевам тяжелый материальный ущерб.
Но старик свято верил, что заповедь гостеприимства превышает все. Евреи учились этому у Авраама, который увидел вдалеке путников во время медитационного общения с Богом (Брейшит, 18: 1-10) и прервал даже свое пророческое состояние, связь с Самим Творцом, чтобы позвать их к себе в гости, накормить их и помочь, чем может. Старик Моше был духовным наследником Авраама, и он зарезал свою единственную курицу, которая многие годы обеспечивала его с женой яйцами.
Баал Шем Тов съел курицу сам, оставив старику и старухе только крылышки, а затем пожаловался, что ему хочется красного мяса, имея в виду получить что-нибудь более существенное, чем птица.
Моше знал, что делать. На следующий день он зарезал корову, которая давала молоко. Она была старая и костлявая, у нее было мало мяса, и Баал Шем Тов съел почти половину его в один присест, дав затем хозяину целый лист с перечнем покупок, которые ему нужны были для праздничного стола на Шабат. Туда входили такие изысканные блюда, как коробки сардин, тонкие вина и разнообразные паштеты. Об этом хозяин не сказал даже своей жене.
Хасиды были поражены. Их вера в своего святого учителя пошатнулась. Он буквально объел старых супругов, лишив их дома.
Моше поехал в город, не зная, что делать. Может быть, он мог бы сделать покупки в кредит, но честно ли это? Чтобы оплатить такой долг, ему потребовались бы годы. Единственный выход, который он нашел — это продать свой дом. Один его сосед давно хотел его купить. Моше нашел соседа и продал ему свой дом с условием, что заберет свои пожитки в понедельник на следующей недели.
На деньги, полученные от продажи дома, он накупил коробки продуктов и поспешил домой. Все свои заботы он отложил на потом, а сам сосредоточился на мыслях о приготовлениях к Шабату, радостно предвкушая святой день покоя. Жена его что-то подозревала, но ни о чем не спросила. Шабат был прекрасен, хотя большую часть купленного опять съел Баал Шем Тов.
Прошел Шабат, и хасиды хотели уже ехать. Они чувствовали беспокойство хозяйки дома и переживали, что были для нее такой тяжкой обузой. Но Баал Шем Тов не уезжал, пока не съел все, что оставалось в доме. На следующий день после полудня, когда в доме ничего не осталось, он велел собираться, и их повозка выехала из дома.
Моше был потрясен. Только теперь он вполне осознал все, что произошло. Он зарезал единственную курицу, которая несла яйца, единственную корову, которая давала им молоко, и продал их дом, их крышу над головой. Что он теперь скажет своей жене, что он наделал?
Ему было стыдно возвращаться, он не мог взглянуть ей в лицо, и пошел он в лес и стал взывать к Богу: «Господи, я все это сделал для Тебя, я хотел исполнить Твою волю, чтобы еврей оказывал гостеприимство. Боже, пожалуйста, я не знаю, с чего начать. Я не знаю, что теперь делать. Пожалей нас. мою жену, меня. нам ведь нужно что-то есть, нужно где-то жить». Так он кричал и молился, и плакал, и снова взывал, пока совершенно не забылся в молитве. «Знай, Боже, я действительно хочу быть богатым. Если буду богатым, я сделаю так много добра, я так буду помогать людям. Каждый Шабат буду принимать гостей, у меня будет для них особая комната, я даже дом построю для проезжих. Я буду заботиться об общине. И жена моя тогда сможет отдохнуть хоть немного. Она так тяжело работала, чтобы мы могли прожить. Господи, я хочу быть богатым, прошу тебя».
Наконец он закончил свою молитву и пошел домой с миром, и душа его успокоилась, излив свою боль Творцу. Теперь он мог рассказать своей жене, что все будет хорошо, и сказать это от всего сердца. Среди деревьев он встретил Ивана, местного пьяницу, и они тепло поздоровались друге другом. «Мойшеле, — сказал Иван, — я хочу тебе что-то сказать. Ты знаешь, у меня нет ни детей, ни родственников. Все на свете считают, что я плохой, обзывают меня пьяницей и бьют меня. Единственный, кто относится ко мне по-человечески, — это ты. Я хочу раскрыть тебе секрет. На самом деле я очень богат, и мое богатство зарыто здесь в лесу под этим деревом. Здесь тысяча золотых, которые я унаследовал от отца. Он взял с меня обещание потратить эти деньги на мою жену и детей, но ты знаешь, что я так никогда и не женился. Моше, я завещаю все это тебе, когда я умру. Я хочу, чтобы это богатство было твое. Я пришел сюда проверить, на месте ли мой сундук с золотом, и как раз собирался идти и рассказать тебе обо всем. Вчера вечером я изъявил свою последнюю волю и написал завещание, заверенное у Ха-има, нашего нотариуса. Там написано все, что я тебе рассказал». Они поговорили друг с другом, обнялись и разошлись каждый своей дорогой.
На следующее утро Иван умер, а Моше стал богатым. Его деньги приносили еще деньги, пока он не стал миллионером.
Моше и его жена понимали, что эта перемена в их судьбе как-то связана с посещением Баал Шем Това, но не знали, как все это увязать. Однажды они поговорили об этом между собой, и жена сказала, что они должны поехать к Баал Шем Тову и поблагодарить его.
Так они и сделали. Слуги запрягли их роскошную карету восьмеркой лошадей, и чета стариков направилась в Меджибож, где жил Баал Шем Тов. Когда хасиды увидели этих стариков, окруженных таким богатством, они не могли поверить своим глазам. Они привели их к Баал Шем Тову, и тот тепло приветствовал пожилую чету, сияя улыбкой, ничуть не удивленный разительной переменой в их жизни.
«Расскажи нам в точности, что произошло», — попросил Баал Шем Тов. И Моше рассказал. «Нет, — сказал Баал Шем Тов, — самое главное ты опустил. Что именно ты сказал Богу в лесу в тот вечер, когда излил ему свое сердце?»
Моше подумал, покраснел и признался: «Я попросил Бога сделать меня богатым. Я сказал Ему, что хочу быть богатым». Баал Шем Тов победно улыбнулся. «Ты еще не понял? На небе давно решили, что ты должен быть богатым, но ты об этом никогда не просил. Ты довольствовался столь малым. Мне пришлось съесть все, что у тебя было, и курицу, и корову, и сам дом твой. А тебе нужно было попасть в тяжелейшее положение, чтобы сотворить столь великую молитву, чтобы из глубины сердца просить Бога о том, что по праву было твоим».
Когда человек видит перед собой стену, он предполагает, что за ней что-то кроется. Но если ничто ничего не прикрывало, ему и в голову не придет, что здесь что-то скрыто.
Глас свыше — это не слово или звук извне, а мысль внутри человека, — ив момент общения с Богом иные могут удостоиться таких гласов.
Все в мире полно Творцом, и все совершаемое по замыслам человеческим, вплоть до ничтожнейших событий, есть, в сущности, мысль Божия.
Когда человек жалостлив здесь на земле, жалость пробуждается и в небесных сферах. Человек как бы лестница, вершиною своею упирающаяся в небо; все его поступки и слова оказывают воздействие на небесные сферы.
Вера — основа любого дела.
Во всем, что существует в мире, заключены Божественные искры, даже в деревьях, камнях, во всех делах, совершаемых людьми; даже в грехах человеческих есть искры Божии, только искры тлеющие, тусклые, которые, однако, могут снова воспламениться и вознестись ввысь через покаяние.
Различие между чудом и естественным событием заключается лишь в повторяемости.
Следующая цитата
Цель человеческой жизни состоит в слиянии с Божеством, источником жизни. Человек должен стремиться к познанию Божественной тайны, которая есть чувство слияния с Божеством, которое после всех объяснений остается столь же непонятным человеку, не испытавшему этого чувства, как слепому - цвета. (Исраэль Баал-Шем-Тов) [ЧУВСТВО, ЦЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК] [25.07.2018 14:10:05] < 164 / 2 / 0 >
Сначала познай зло, чтобы избегать его. Потом познай добро, чтобы его творить. (Исраэль Баал-Шем-Тов) [ДОБРО] [25.07.2018 14:09:55] < 161 / 2 / 0 >
Следует относиться к грешнику, как к праведнику, ибо такое отношение возбуждает добрые чувства в людях, заставляя их возвышаться до Бога. (Исраэль Баал-Шем-Тов) [ОТНОШЕНИЕ, ЧУВСТВА] [25.07.2018 14:09:49] < 159 / 2 / 0 >
Раз в мире есть только Божество, то ничто не может считаться абсолютным злом. Зло представляет особую временную форму проявления Божества; самостоятельно зла в самом себе нет. (Исраэль Баал-Шем-Тов) [БОЖЕСТВО] [25.07.2018 14:09:44] < 187 / 2 / 0 >
Ни один человек не падает так низко, чтобы не смочь подняться к своему Творцу. (Исраэль Баал-Шем-Тов) [ЧЕЛОВЕК] [25.07.2018 14:09:39] < 171 / 2 / 0 >
Не одной лишь молитвой и исполнением заповедей достигается высшая цель существования человека, а непрерывным служением Богу всей своей жизнью. (Исраэль Баал-Шем-Тов) [ЦЕЛЬ] [25.07.2018 14:09:31] < 176 / 2 / 1 >
Грешник не должен скорбеть о прошлом, ибо следует радоваться тому, что в его душе зазвучал небесный глас, призывающий его к раскаянию. (Исраэль Баал-Шем-Тов) [25.07.2018 14:09:21] < 131 / 2 / 0 >
Всякий человек, как бы он низко ни пал, всегда в состоянии подняться до Божества, ибо ничто и никто не может быть абсолютно плохим. Бог присутствует в плохом человеке, как и в праведнике. (Исраэль Баал-Шем-Тов) [ЧЕЛОВЕК, ВСЕГДА] [25.07.2018 14:09:17] < 148 / 2 / 0 >
Бог присутствует в плохом человеке, как и в праведнике. (Исраэль Баал-Шем-Тов) [25.07.2018 14:09:07] < 115 / 2 / 0 >
Следующая цитата
Благословение друга важнее, чем благословение ангела.
Бааль Шем Тов /quotes/person/Baal-SHem-TovГрешники как зеркала: их грехи — отражение зла, которое затаилось во всех нас.
Бааль Шем Тов /quotes/person/Baal-SHem-TovКто хочет вытащить ближнего из грязи, должен сам опуститься в грязь, чтобы подать руку помощи.
Бааль Шем Тов /quotes/person/Baal-SHem-TovТорговец сначала дает попробовать товар бесплатно, а затем ему платят полной мерой. Так же поступает и Создатель.
Бааль Шем Тов /quotes/person/Baal-SHem-TovТот, кто говорит о земных или небесных делах так, словно они ему понятны, — еретик.
Читайте также: