Астафьев ангел хранитель цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Нашли ошибку?
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Следующая цитата
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами снова обращаемся к творчеству современного русского писателя Виктора Петровича Астафьева (1924-2001). Я говорю снова, потому что в пятом классе мы изучали рассказ «Васюткино озеро», в шестом – «Конь с розовой гривой», в восьмом провели урок по его рассказу «Фотография, на которой меня нет». Этот человек обладал редкостным свойством быть благодарным: и маме, рано погибшей, и бабушке, воспитавшей его, односельчанам, близким, родным, кому он посвятил книгу «Последний поклон». Ни один человек, способный делать добро, быть сострадательным, отзывчивым, не затерялся в его памяти.
«Последний поклон» - автобиографическую книгу, написанную от первого лица, автор назвал своей «сокровенной книгой». Она создавалась в течение долгих лет, с конца 1950-х по 1978 год, дописывалась и потом, до начала 1990-х годов. Центральный образ книги – бабушка. Ей, Катерине Петровне, труженице, кормилице, хранительнице семьи, защитнице детства, в первую очередь отдаёт благодарный земной поклон автор. И урок наш носит название «Живой любовью согретый мир души ребёнка». И эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова самого писателя, которые звучат как покаяние. (Зачитывается эпиграф): «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям».
III . Работа с презентацией.
А теперь давайте заочно познакомимся с большой семьёй бабушки Виктора Петровича Астафьева, вглядимся в лица дорогих и близких сердцу писателя людей, к которым он сохранил благодарную память на всю жизнь. (Демонстрация презентации и рассказ учителя. Слайды №1-9.)
IV . Подготовка учащихся к сознательному усвоению произведения.
Сегодня мы остановим наше внимание на автобиографическом рассказе «Ангел-хранитель».
- Кто такой ангел? (Ангел – служитель Бога, исполнитель его воли и посланец к людям.)
- А кто такой, по-вашему, ангел-хранитель? (У каждого человека есть ангел-хранитель, который сопутствует ему и который наставляет его на добрые дела.)
Цели нашего урока – провести идейно-художественный анализ текста и выяснить, кто является ангелом-хранителем мальчика-сироты; изучить особенности языка произведения, рассмотреть изобразительные возможности лексики. Слайд №10.
Итак, для работы на уроке мы создали три группы. Группа «Теоретики» работали над изобразительными возможностями текста, «Лингвисты»(языковеды) работали со словарями, «Чтецы» подготовили выразительное чтение отрывков из текста.
Но прежде чем дать слово каждой из групп, давайте поговорим о рассказе.
- Понравился ли вам этот рассказ? Что запомнилось больше всего? Как вы определили тему текста ? О чём этот текст? (Тема трудного детства; тема взросления молодого человека; тема становления личности главного героя.)
V . Проверка усвоения сюжета.
А теперь давайте вспомним содержание рассказа. Нам поможет группа чтецов, которая распределила цепочку событий рассказа по порядку. (см. приложение №1)
- Какие трудности вы испытали при чтении? Не встретилось ли вам в тексте слов трудных для понимания? Что это за слова? Как они называются? (Это диалектные слова, то есть слова, употребляемые жителями той или иной местности, и просторечные слова, употребляемые только в разговорной речи)(Слово лингвистам.) (см. приложение №2)
Итак, слово группе лингвистов, которые работали над этими трудными словами. Вашими помощниками были словари. Какие? (Толковый словарь Ожегова, рядом с такими словами находится помета обл., простореч.; Словарь диалектных слов)
Перечислите эти слова. Как вы думаете, для чего автор вводит в текст эти слова? (Обращаем внимание на просторечные и диалектные слова. Астафьев использует их для того, чтобы ярче показать колорит местности, описываемой в рассказе, сделать рассказ исторически достоверным источником знаний о деревенском прошлом). А поскольку героями этого рассказа являются обычные деревенские люди, часто необразованные, малограмотные, поэтому в их речи много и просторечных слов.
-А сейчас я хочу задать вопрос группе теоретиков. Сюжет этого рассказа можно разделить на 2 части. Какие это части? (События до появления щенка в доме и после появления.)
Мы пришли с вами к выводу, что появление собаки является центральным событием в рассказе. Кто вспомнит, каким словом называет автор собаку? (Чудо.) Для него это не просто собака, а кто? (Ангел-спаситель.)
И вновь обращаемся к тексту. Группа чтецов нам подготовила выразительное чтение фрагмента «Появление собаки в доме». (От слов «Тащусь это я у домов отдыха…» до слов «ангел-спаситель явился…»)
Давайте обсудим этот эпизод .
-Зачем бабушка взяла его домой, ведь семья еле-еле сводила концы с концами, жила впроголодь, а здесь ещё один рот? ( Бабушка – добрая душа, пожалела собачонку. Голод не заставил её изменить своего отношения к животным. Ничто не поколебало её убеждений.)
-Витина бабушка была мудрой женщиной. Свой поступок со щенком она объяснила просто. Почему она его пожалела? ( У бабушки «золотое» сердце. В каждом её слове – рассудительная мудрость, забота.)
- В каком предложении заключена основная мысль данного отрывка? («И человека, и животину жалеть надо, потому как у животной тоже душа есть…»)
VII . Языковой анализ фрагмента.
Языковой анализ этого фрагмента провела группа теоретиков. (см. приложение №3)
Остальные обратите внимание на слайд, где вы видите фрагмент языкового анализа текста. Здесь пропущены некоторые термины. На место пропуска цифры необходимо подставить пропущенные термины из списка. Слайд №11
Давайте послушаем, как с этим заданием справились теоретики.
А теперь продолжим беседу по рассказу.
-Что изменилось в жизни мальчика с появлением Шарика? (Мы знаем, что собака является олицетворением преданности и верности. Эти качества в полной мере проявил Шарик. Он, стараясь ни на шаг не отступать от бабушки, следовал за ней повсюду. Шарик заставляет и бабушку, и мальчика быть сильными.)
-Кто и почему назвал Шарика «ангелом-спасителем», «знамением»? (Бабушка. С его появлением должно было всё измениться к лучшему.) Обратить внимание на слово «знамение».
-Кто, на ваш взгляд, на самом деле ангел-хранитель в рассказе? Почему? (Бабушка.)
Бабушка старалась делать всё для внука. И он, будучи уже взрослым человеком, чувствует вину перед ней за прошлые обиды. Поэтому ещё раз вспомним слова эпиграфа и зачитаем их.
Бабушка старалась делать всё для внука, чтобы он не чувствовал себя сиротой.
-Как выжить? Как не озлобиться? Такие вопросы волновали, в первую очередь, бабушку.
-Давайте вспомним, что предприняла бабушка, чтобы преодолеть голод?
Предоставляем слово чтецам. Чтение фрагмента «Как бабушка переживала расставание с серёжками». (От слов «Бабушки не было долго…» до слов «велела позвать Кольчу-младшего…»). –Как бабушка переживала расставание с золотыми серёжками, памятью о дочери?
VIII . Реализация домашнего задания: сочинение-воспоминание бабушек учащихся об их жизни в 1930-е годы прошлого века.
Я думаю, что вашим бабушкам тоже предстояло в трудные годы решать эти вопросы. Проанализировав ваши домашние сочинения о жизни бабушек на тему «Я хочу рассказать о тебе людям», я выделила самые лучшие, одно из которых я попрошу прочитать автора.
IX . Рефлексия.
Таким образом, мы видим, что и вашим бабушкам, как и бабушке героя, приходилось преодолевать жизненные невзгоды, трудности. Подводя итог, ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение, вынесенное в качестве темы нашего урока. Так каким образом можно согреть мир души ребёнка? (Именно бабушка согрела его детские годы, она стала его ангелом-хранителем, оберегала его от невзгод. Она окружила его заботой, поэтому он помнит её всю жизнь).
Астафьев рассказал нам о далёком детстве. А можно ли проблему, поставленную в рассказе, считать актуальной в наши дни? (Рассказ никого не оставляет равнодушным. Мы живём в XXI веке, пока не ощущаем ни голода, ни бедствий, ни потрясений, но в настоящее время остро стоит проблема отсутствия душевной теплоты, взаимопонимания. Люди всё больше стремятся к собственному благополучию. Плохо, когда люди забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже есть другие живые существа, о которых надо думать, с которыми необходимо считаться.
XI . Домашнее задание.
А теперь вернёмся к бабушке героя. Виктор Петрович с малых лет был наблюдательным. Он мастерски строит психологический портрет бабушки. Ваша задача составить связный рассказ о бабушке Катерине Петровне, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. Слайд №12.
«Чтецы»
Задание:
Распределите цепочку событий по порядку:
Продажа серёг – покупка продуктов
Воспоминания о смерти матери.
Витя ослабел от голода
Голодный 33 год.
Кеша с пайкой чуть не утонул
«Чёрненький лохматый комочек»
Хлеб кирпичом
Кольча вернулся с заработка
Шарика искусали сельские собаки
«Охотничьи страсти» Шарика
«Затяжная борьба между бабушкой и Шариком
Щенка кормят молоком
Каравай с «начинкой»
Дедушка заработал деньги
Следующая цитата
Урок по теме «Закон доброты. В.П. Астафьев «Ангел-хранитель»» может быть реализован в рамках программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература Красноярского края». Элемент этого урока может быть использован и на уроках русской литературы при изучении творчества В.П. Астафьева.
В последние годы среди учащихся образовательных школ возросла ожесточённость, циничность, эмоциональная глухота; они не считаются с интересами и чувствами других людей. Причина такого поведения подростков – утрата духовных ценностей. Низкая культура поведения, потребительское отношение к жизни, отсутствие нравственных принципов заставляет меня при выборе произведений и авторов останавливаться на тех, чьё творчество более всего позволяет формировать навыки поведения в обществе, вызывает ответное желание у детей определить свою роль и место в жизни.
КОНСПЕКТ УРОКА
по литературе для 6 класса.
ТЕМА: Закон доброты. В.П. Астафьев «Ангел – хранитель»
(один из рассказов автобиографической книги
В.П. Астафьева «Последний поклон»).
ЗАДАЧИ: 1.Расширять и углублять знания о жизни и творчестве В.П. Астафьева.
2.Развиваь навыки анализа художественного текста.
3.Воспитывать стремление к деятельному добру, любовь к животным.
ТИП УРОКА: комбинированный.
И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Выбор учащимися эпиграфа к занятию (из предложенных учителем).
Терминологическая работа (автобиография).
Беседа по проблемным вопросам произведения.
Аналитическая работа с текстом (осмысление и объяснение ключевых выражений произведения).
Выразительное чтение эпизодов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Эпиграфы к уроку.
Презентация (фотографии к биографии писателя, иллюстрация к уроку).
Раздаточный материал для учащихся (кроссворды, ключевые слова и выражения из текста художественного произведения – «страница из записной книжки читателя»).
Тексты художественного произведения (глава из автобиографической повести «Последний поклон» «Ангел – хранитель»).
На доске записаны тема урока, эпиграфы (при недостатке места, эпиграфы можно раздать в напечатанном варианте), термин «автобиография», домашнее задание.
1.Вступитеное слово учителя .
- Как вы думаете, ребята, о ком у нас сегодня пойдёт речь на уроке?
- Какие произведения В.П. Астафьева вы уже знаете? («Васюткино озеро», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»).
2.Выбор учащимися эпиграфа.
- Дома вы читали ещё одно произведение писателя («Ангел – хранитель»), выберите, с ваше точки зрения, подходящий для нашего занятия эпиграф. Обоснуйте свой выбор.
Делать людям хорошее – хорошеть самому.
Будь добрым к тем, кто от тебя зависит.
Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
Милосердие украшает сильного.
Истинное милосердие не ограничивается человеком.
3. Реализация индивидуального домашнего задания.
4. Разгадывание кроссворда.
- А теперь проверим, как вы внимательно слушали. Разгадайте кроссворд, который лежит у вас на парте (см. приложение).
Взаимопроверка кроссвордов.
- Если разгаданы все слова оценка «5», не угадали 2 слова – «4», 3-4 слова – «3», более 4 – «2».
Листочки подписываются и сдаются.
5.Работа над литературоведческим термином.
- Не случайно, наш урок мы начали с биографии Виктора Петровича Астафьева. Рассказ «Ангел – хранитель», который вы прочитали к сегодняшнему занятию, входит в большую автобиографическую книгу В.П. Астафьева «Последний поклон». Вспомним, что такое автобиография? Разберёмся в значении этого слова:
Авто (я) + био (жизнь) + графо (пишу) .
- Итак, о чьём же детстве повествует рассказ «Ангел-хранитель»? (О детстве самого писателя, В.П. Астафьева).
6. Аналитическая беседа по проблемным вопросам текста.
- В какое время происходит действие рассказа? (33 год, голодное время).
- Каковы приметы этого трудного времени? Прочитайте.
- Как встретила невзгоды семья мальчика? (Семья перебивалась, благодаря оптимизму бабушки, она умела всех поддержать).
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию (см. презентацию) и ответьте на вопрос: «Чем бабушка дорожила больше всего?» Почему? (Машинкой «Зингер». «Бабушка обшивала на ней почти полсела. Пока машинка стоит на своём месте, живы и надежды…»).
- Почему Екатерина Петровна решилась продать золотые серёжки дочери, матери Витьки? (Внук заболел – это была крайняя мера).
- Что бабушка купила на базаре на последние деньги, «заработанные на дровах ослабевшим от голода дедом»? (Каравай).
- Кого, прежде всего, хотела накормить ослабевшая Екатерина Петровна? (Внука и деда).
- Как обманули бабушку на базаре? (В середине каравая был не хлеб, а мякина).
- Каково было состояние дедушки, когда он узнал об обмане? Подтвердите текстом произведения.
- Попробуйте описать бабушку в этот момент. (Ещё больше согнулась в спине, сделалась каменной, «… рот бабушки вдруг начал беззвучно шевелиться, сделался чёрным», глаза расширились, из них потекли слёзы…).
- Как вы оцениваете поступок тех людей, которые обманули бабушку? Что значил для семьи этот хлеб?
В душе мальчик знал, что всё наладится, «бабушка что-нибудь сообразит».
- Какого ангела-хранителя принесла бабушка в дом? (Щенок).
- Как вы оцениваете поступок Екатерины Петровны? Почему, несмотря на голод, она подобрала щенка и даже накормила последним, то у них было? (Высокая нравственность, чувство доброты, милосердия и сопереживания – это главные качества, которые отличали бабушку).
- Как вы прокомментируете слова бабушки: «Добро человеческое, батюшко, никогда не пропадает. И человека, и животину жалеть надо, потому как у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит…»? (Всё в жизни взаимосвязано. На добро отплатится добром – это нравственный закон бабушки).
- Как Шарик прижился в семье? Сохранилось ли к нему доброе отношение? Расскажите о его повадках.
- У некоторых читателей есть хорошая привычка: из прочитанной книги выписывать понравившиеся фразы, отдельные слова. Перед вами страница из записной книжки такого читателя (см. приложение «страница из записной книжки читателя»). Попытайтесь понять, на что он обратил внимание, и прокомментировать.
Задание выполняется письменно. Работы подписываются и сдаются.
7. Подведение итогов урока.
- Название рассказа – «Ангел – хранитель». Кто это? Почему?
- Кому, как вы думаете, отдаёт последний поклон своим произведением В.П. Астафьев? (Бабушке, Екатерине Петровне).
8. Домашнее задание.
- Есть ли у вас, ребята, друг, который помогает вам проявлять самые лучшие качества заботы, любви, доброты. Напишите о нём сочинение - миниатюру на тему «Мой ангел – хранитель».
Приложение к уроку литературы для 6 класса
по теме: «Закон доброты. В.П. Астафьев «Ангел-хранитель»».
Овсянка — родное село писателя
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1944 году в Польше был контужен [ источник не указан 608 дней ] .
После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Молотовская область.
В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).
В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.
В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.
С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.
Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске. Скульптор Игорь Линевич-Яворский
Важнейшие темы творчества Астафьева — антисоветская, военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой».
Следующая цитата
Тема урока: »Ангелы- хранители в рассказе В.П.Астафьева «Ангел-хранитель».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок – размышление.
Цели урока: обучающая:
Сделать идейно - художественный анализ рассказа
Совершенствовать навыки работы с текстом
Развивающая:
Развитие навыков устной и письменной речи
Развитие логического мышления на основе сравнительного анализа
Развитие способности четко формулировать свои мысли
Воспитательная:
Способствовать процессу духовного развития
Формирование устойчивых ценностных ориентиров
Воспитание любви к родному краю
Формируемые умения, навыки, знания:
1.Умение определять собственное отношение к проблеме, аргументировать свою точку зрения
2.Умение делать выводы
3.Развитие мотивации к анализу чужих поступков и самоанализу
5.Развивать мировоззренческую позицию
6.Развивать логическое мышление
Оборудование: слайды, проектор, компьютер
Оформление доски: запись темы урока
Оргмомент. Слово учителя.
В далеком 1924 году на берегу Енисея в селе Овсянка родился В.П.Астафьев. В 1930-1933 годы, суровые, голодные годы, Астафьеву было всего лишь 6 и 9 лет соответственно.
Он был еще ребенком , но цепкая детская память хранила воспоминания о том времени, когда голодала деревня.
Жизнь Астафьева была яркой, но трудной. Один из астафьевских героев говорит : «Не рожено, не прошено, папой с мамой брошено». Это и про Астафьева тоже. Мама утонула в Енисее, отец женился, не сложились отношения с мачехой, интернат, армия. И была в его жизни бабушка, и поведал он о ней всему миру в рассказе «Ангел - хранитель».
Слово учителя. Мотивация к разговору.
Рассказ прочитан, и сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять над поступками героев, оценить их нравственные качества, поразмышлять над словами бабушки: »Вот он, Шарик – то! Знамение это мне вышло, в образе его ангел - хранитель явился…!», ответить на вопрос, а кто еще изображен ангелом – хранителем в рассказе.
Всего два раза звучит словосочетание «ангел – хранитель», «ангел – спаситель» в отношении Шарика, но ведь название рассказа содержит глубокий философский, жизненный подтекст.
Вначале дадим определение: »Кто такие ангелы – хранители?»
Дается индивидуальное задание: по словарю найти значение слова «ангел».
Ответы учащихся:
Словарь Ожегова: «Ангел – хранитель – оберегающий человека ангел, вообще тот, кто оберегает, защищает».
Словарь Даля: »Это ангел, приставленный Господом к человеку для охраны его».
Учитель:
Говоря о семантике слова «ангел - хранитель», о названии рассказа «Ангел - хранитель» я предлагаю вам вспомнить, от чего надо было защищаться, кого надо было оберегать, хранить.
Задание получает весь класс. Задание проводится на знание текста.
Распределите цепочку событий по порядку.
Продажа серег – покупка продуктов.
Воспоминания о смерти матери.
Витя ослабел от голода.
Голодный 33 год.
Кеша с пайкой чуть не утонул.
«Черненький, мохнатый комочек».
Кольча вернулся с заработка.
Шарика искусали сельские собаки.
«Охотничьи страсти» Шарика.
Затяжная борьба между бабушкой и Шариком.
Щенка кормят молоком.
Каравай с «начинкой»
Дедушка заработал деньги.
1.Наступил голодный 33 год в сибирской деревне.
2.Витя ослабел от голода.
3.Воспоминания о смерти матери.
4.Продажа серег – покупка продуктов.
5.Дедушка заработал деньги.
6.Каравай с начинкой.
7.»Черненький мохнатый комочек».
8.Щенка кормят молоком.
9.Кольча вернулся с заработка.
10.Кеша с пайкой чуть не утонул
12.Затяжная борьба между бабушкой и Шариком.
13.Шарика искусали сельские собаки.
14.»Охотничьи страсти» Шарика.
1.Назовите ключевые эпизоды рассказа, вокруг которых развиваются события.
Ответы учащихся :
1.Голод в деревне, голодный год в сибирской деревне.
2.»Черненький лохматый комочек», бабушка принесла щенка.
3.С приходом весны «легче сделалось жить»:
Задание всему классу:
В рассказе повествуется о том, как члены большой семьи боролись с голодом. Чтобы выжить, что они делали? Запишите ответы тезисно.
Ответы учеников:
1.Кольча – младший сдает в «торгсин» сережки матери Вити.
2.Кольча нанимается на молотьбу в верхонские села.
3.Дедушка пилит дрова в сельсовете.
4.Бабушка променяла на хлеб хранимую для смертного часа одежду.
5.Алешка ушел к матери на Усть – Ману, где Августа возле себя сможет его прокормить.
А теперь сравним ваши записи с теми, которые есть на таблице.
Вывод, какой напрашивается вывод?
Вывод: все члены семьи боролись с голодом, но все надежды, как пишет Астафьев, были на бабушку.
Задание классу: выборочно прочитайте, как описывает поведение, жесты, потаенные мысли членов семьи относительно бабушки.
«Мужики слушали бабушку и понимали, что с нею не пропадем, лишь бы не сдала она, не свалилась».
«Но в нашей семье не принято было обсуждать бабушкины действия…»
Всем ходом повествования Астафьев приводит нас к мысли, что спасение человека в единстве, в дружной семье, доброте. Борьба с голодом объединила всех членов семьи.
Вопрос классу:
Кто помог нашим героям оттаять душой?
Ответы: Спасенный щенок.
Бабушка принесла домой щенка, он помогал им на время забывать о голоде.
Рассматриваем слайд, на котором изображен спасенный бабушкой щенок.
Задание классу.
Давайте вспомним историю появления щенка в доме.
Эта сцена инсценируется учащимися.
Дифференцированное задание:
Найдите в тексте описание душевного состояния героев в эпизоде со щенком (бабушка сказала, что она что - то принесла из города ).
1 вариант: поведение бабушки
2 вариант : поведение дедушки
3 вариант: поведение Вити
Ответы учащихся будут такими:
Учитель ставит проблему:
Почему бабушка поступила так, принеся щенка домой, ведь в доме и так было голодно?
Она мудрая, добрая, у нее щедрая душа, доброе сердце.
Ее обманули на рынке с хлебом, ей самой хотелось найти утешение в чем- то, вот она и приютила щенка.
А как сама бабушка объясняет свой поступок?
Ответы ученики находят в тексте.
«И человека, и животину жалеть надо, батюшко, потому что у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит. Мы вот Шарика отогрели, покормили. Множко ли ему надо – то? А в доме сразу легче сделалось»,
Вывод: бабушка проявила сострадание к животному, преподнесла урок доброты. Это Виктор Петрович Астафьев ценил всю свою жизнь.
Вопрос классу:
В самом начале урока я предлагала вам поразмыслить над словами бабушки: »Вот он, Шарик-то! Знамение мне вышло, в образе его ангел-спаситель явился…!»
Вопрос классу:
Согласны ли вы с бабушкой в том, что щенок - это ангел - хранитель, ангел – спаситель?
Щенок словно дар Божий. Бог его как бы послал, чтобы посмотреть, что сделают люди: пожалеют или останутся безучастны к беспомощному созданию. Герои пожалели щенка, поделились скудной пищей, и он словно спас семью. Дела наладились, все выжили, пережили голодную зиму вместе с Шариком. Добро по отношению к щенку породило добро.
Индивидуальное задание: в словаре символов посмотреть, выписать, сообщить, что значит собака в жизни человека.
В словаре символов отмечено, что значение образа собаки определяется его функцией помощника пастухов. Собаки охраняют и направляют стадо. Шарик выполняет эту функцию: он заставляет и бабушку, и мальчика быть сильными. Действия собаки способствовали поддержанию доброго духа в семье.
Подводим итог разговору:
В рассказе ангелом – хранителем назван Шарик. Так его нарекла бабушка. Он принес в дом доброту. Он способствовал тому, что в людях проявились хорошие качества, лишь на время спрятавшиеся в глубинах человеческой души. Больше всего эти качества оказались присущи бабушке.
Давайте посмотрим на слайд, на котором изображена бабушка В.П.Астафьева.
Вспомните, какова была роль бабушки, что семья не распалась, выжила, не озлобилась?
В качестве домашнего задания ребята получили задание написать сочинение о том, какова роль бабушки в рассказе и в жизни каждого из них. Сочинения зачитываются.
А какую роль в жизни В.П.Астафьева сыграла его бабушка?
Именно она явилась для него ангелом - хранителем. Она объединила семью, как мы помним из биографии писателя, любила каждого, показывала пример доброты, сострадания.
Виктор Петрович увековечил имя бабушки в рассказе. Он захотел повиниться перед нею, отблагодарить за любовь, заботу.
Вопрос классу:
В чем заключается идея рассказа?
Ответ: идея рассказа заключается в том, чтобы поклониться бабушке за все.
Что пишет по этому поводу сам писатель?
Читаем слова, записанные на слайде.
Идея рассказа созвучна и со словами, сказанными В.Солоухиным.
«Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян.
Развитие их в крепкие, большие, во всяком случае , растения. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко.
Давайте подумаем над сказанным.
О каких семенах идет речь?
Доброта, взаимопомощь, служение другим, любовь к членам своей семьи, желание взять на себя исполнение всяких сложных дел - эти качества делали бабушку ангелом – хранителем и являлись примером для всех домочадцев. А бабушка явилась для Шарика ангелом - спасителем. Получается, что в рассказе ангелами - хранителями, спасителями являются бабушка и Шарик.
Контроль знаний. Проводится тест.
Тест по произведению «Ангел – хранитель».
1.К какому жанру относится произведение «Ангел - хранитель»?
2.О каком периоде в жизни деревни рассказывает В.П.Астафьев?
3.О ком из героев автор пишет так :»Счастьем бы она посчитала, если б не дожила до этих дней, не видела бы такого жульничества»?
4.К какому художественному средству относится выражение «ангел-хранитель»?
5.Что обозначает слово «мякина»?
1) сдобное тесто
2) остатки колосьев, стеблей после молотьбы
3) мягкая корочка на хлебе
6.Что такое салик?
2) полоса препятствий
3) приспособление на сеялке
7.Как называется такое высказывание бабушки: «Носи платье, не складывай, терпи горе, не сказывай»?
В качестве домашнего задания : написать сочинение- рассказ о случае из жизни, имеющем нравственный смысл «Добро вознаграждается».
Читайте также: