Ассоциативная теория в вундта цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Вундт создал учение о сознании, которое рассматривал через типичный для ассоцианизма принцип понимания простейших элементов, имеющих сенсорное происхождение, как основы возникновения сложных элементов сознания. По Вундту, сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объем. Так как главной задачей в изучении сознания является изучение его содержаний путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразделимые частицы, то отсюда вытекает и понимание самого сознания как набора простейших психических элементов. Таким образом, понимание сознания Вундта носит элементаристский характер.
Вундт, пытаясь преодолеть ограниченность ассоцианизма, вносил новое представление о перцептивных процессах и об ассоциациях:
1) ассоциации он делил на два вида: одновременные, существующие в форме слияния, ассимиляции-диссимиляции и компликации, и последовательные, характеризующиеся как узнавания и воспоминания и тем самым формирующие память и восприятие;
2) любая ассоциативная связь рассматривается как пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но продукт является новым, не сводимым к сумме элементарных частиц явлением;
3) в противоположность ассоциативной связи существуют так называемые апперцептивные связи, которые протекают при активном участии сознания и являются его особой функцией, внешне выражающейся во внимании.
Историческая роль Вильгельма Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки
Вильгельм Вундт (1832—1920) написал 420 книг и статей: вышедшая в 1874 г. его основная работа «Основания физиологической психологии» ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, большое внимание уделяя предмету, методам и задачам этой науки.
2. В 1879 г. в Лейпцигском университете В. Вундт основал первую научную психологическую лабораторию, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоятельной науки.
3. Вундт создал первую в мире собственную психологическую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию собственных школ, обогативших впоследствии психологию и расширивших области ее применения.
4. Благодаря Вундту и при активном его участии создается первый Институт экспериментальной психологии, имеющий свой курс обучения профессии, а также первый собственно психологический журнал «Психологические исследования». Таким образом, психология получает свои собственные научные средства пропаганды и реализации разработанных идей, концепций и учений.
5. Вундт официально ввел в психологию эксперимент, применяя его как основной метод исследования, и в связи с этим его принято считать основателем экспериментальной психологии.
6. Вундт с помощью понятия эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности полученного психологического факта — объективность, повторяемость и проверяемость эксперимента любым другим исследователем, и именно на основе этих критериев строится любое психологическое исследование.
7. Концепция Вундта, ее интроспективная направленность и ориентация на элементаризм породила множество дискуссий в научных кругах и стимулировала проведение различных опытов и исследований, опровергающих некоторые положения учения Вундта. Более того, эти споры и дискуссии послужили развитию других концепций и теорий, обогативших в дальнейшем психологию как науку и расширивших ее границы.
8. И хотя его теория сознания и методов его изучения впоследствии была опровергнута рядом других исследователей, все же его научно-организаторская деятельность сыграла решающую роль в становлении психологии как самостоятельной дисциплины.
Следующая цитата
Детская психология и психология животных имеют сравнительно небольшое значение по сравнению с науками, которые занимаются соответствующими физиологическими проблемами онтогенеза и филогении.
- детские цитаты
- цитаты животных
- проблемные кавычки
Сократительные движения возникают, иногда при возбуждении внешних раздражителей, но иногда и при отсутствии какого-либо видимого внешнего воздействия.
- влиять на кавычки
- иногда цитирую
- цитаты движения
Экспериментальная психология, правда, время от времени терпела рецидив метафизического подхода к решению своих проблем.
- проблемные кавычки
- метафизические цитаты
Таким образом, с точки зрения наблюдения, мы должны расценивать это как весьма вероятную гипотезу о том, что начало ментальной жизни датируется так же далеко, как начало жизни в целом.
- научные цитаты
- цитаты из ума
Следовательно, даже в области естественных наук помощь экспериментального метода становится незаменимой всякий раз, когда поставленной задачей является анализ временных и непостоянных явлений, а не просто наблюдение за постоянными и относительно постоянными объектами.
- научные цитаты
- проблемные кавычки
Следовательно, где бы мы ни встречались с витальными явлениями, которые представляют два аспекта, физический и психический, естественно, возникает вопрос об отношениях, в которых эти аспекты стоят друг перед другом.
От Аноним сент. 13 Вильгельм Вундт Copy textЕсли мы возьмем непредвзятый взгляд на процессы сознания, свободные от всех так называемых ассоциативных правил и теорий, мы сразу увидим, что идея не более даже относительно постоянная вещь, чем чувство, эмоция или волевой процесс. . Существуют только изменяющиеся и преходящие идеологические процессы; нет постоянных идей, которые возвращаются снова и снова исчезают .
- цитаты чувств
- идеи цитаты
- возвращать кавычки
У Аристотеля ум, рассматриваемый как принцип жизни, делится на питание, ощущение и способность мыслить, что соответствует внутренним наиболее важным этапам последовательности жизненных явлений.
- научные цитаты
- цитаты из ума
- важные цитаты
В животном мире, с другой стороны, процесс эволюции характеризуется прогрессирующим разделением животных и вегетативных функций и последовательным разделением этих двух великих провинций на отдельные отделы.
- научные цитаты
- цитаты животных
- руки цитаты
Во время обычной речи тормозящая функция воли постоянно направлена на то, чтобы привести ход идей и артикуляционных движений в гармонию друг с другом. Если выразительное движение, которое следует за идеей, задерживается механическими причинами, то есть дело в письменной форме . такие ожидания делают их появление с особой легкостью .
- писать цитаты
- идеи цитаты
- цитаты движения
Многие психологи . подумали, обратив свое внимание на собственное сознание, чтобы объяснить, что произошло, когда мы думали. Или они стремились достичь той же цели, задавая другому человеку вопрос, с помощью которого будут возбуждаться определенные процессы мышления, а затем задавая человеку вопрос о сделанном им самоанализе. Очевидно . что ничего не может быть обнаружено в таких экспериментах.
Следующая цитата
В. Вундтомвыделяется трехкомпонентная теория эмоций, где базовыми характеристиками являются: удовольствие/ неудовольствие; напряжение/ расслабление; возбуждение/ успокоение. В понимании переживания главную роль играет обоюдный процесс влияния чувств на представления и представлений на чувства, «телесные» реакции это лишь закономерное выражение чувств (телесные реакции вторичны – т.е. мимика – это отражение эмоционального фона ощущений) (1880).
Периферическая» теории У. Джемса - Г. Ланге
Среди физиологических теорий происхождения эмоций наиболее известна периферическая теория эмоций У. Джеймса – Г. Ланге (1884 – статья У. Джеймса «Что такое эмоция»; 1885 – работа Г. Ланге «Эмоции»), основной смысл которой выражен известным парадоксом: «мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». По мнению авторов периферической теории эмоций, эмоции возникают как следствие определенного физиологического процесса, вследствие возбуждения от висцеральных органов: раздражитель задает физиологические изменения, сигналы этих изменений обрабатываются в ЦНС и возникает эмоция.
Таламическая» теория эмоций У. Кэннона – П. Барда
Теория описывает таламус как центр возникновения эмоции (1927; 1934): раздражитель возбуждает таламус – появляется соответствующая эмоция и происходит физиологические изменения в организме (теория является альтернативой исследованию У. Джемса - Г. Ланге). В более поздних работах П. Барда указывается, что раздражитель одновременно вызывает эмоцию и физиологическую реакцию (т.е. утверждается обособленность психологического и физиологического реагирования – современные исследования опровергают данную теорию).
Биологическая теория эмоций П.К. Анохина
Эмоции рассматриваются с биологической точки зрения как эффективный механизм эволюции (1949), поддерживающий гомеостаз (потребности вызывают негативные эмоции, выступающие катализатором действия, они играют роль активизации – после удовлетворения потребности, возникают положительные эмоции: роль подкрепления; если результат достижения неудовлетворительный, появляется беспокойство, тревожность, - ищутся более оптимальные способы действия).
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Согласно теории Л. Фестингера (1962), негативные эмоции возникают при рассогласовании ожиданий и результата (когнитивный диссонанс), при их совпадении появляются положительные эмоции (когнитивный консонанс).
Когнитивно – физиологическая концепция С. Шехтера
Теория возникновения эмоции(1964) учитывает фактор активации (определяет интенсивность реагирования) и мысленную оценку ситуации, прошлый опыт человека (феномен приписывания; задает содержание эмоции, тон и направленность). Так физиологическое возбуждение опосредованно вызывает эмоцию, для появления переживания нужно объяснение причин внутреннего состояния, связанного с конкретной реальной ситуацией.
Следующая цитата
Москва - Харьков - Минск
Ильин Евгений Павлович
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Серия «Мастера психологии»
Зав. психологической редакцией
Зам. зав. психологической редакцией
ББК 88.35я7 УДК 159.942(075)
И46 Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание в нем уделяется анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут с успехом использоваться как в научных, так и практических целях. Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических факультетов и вузов.
© Издательский дом «Питер», 2001
Е. Строганова
Л. Винокуров
А. Боровских
Предисловие . 9
Глава 1. Эмоциональное реагирование 13
1.1. Эмоциональное реагирование и его характеристики . 13
1.2. Уровни эмоционального реагирования по С. Л. Рубинштейну. . 15
1.3. Виды эмоционального реагирования . 16
1.4. Компоненты эмоционального реагирования . 17
Переживание как импрессивный компонент
эмоционального реагирования . 18
Физиологический компонент эмоционального реагирования .. 20 Экспрессивный компонент эмоционального реагирования . 23
1.5. Эмоциональное реагирование
как психофизиологическое состояние. .
1.6. Эмоциогенные ситуации . 36
1.7. Филогенетические аспекты
эмоционального реагирования . 38
Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования 41
Читайте также: