Анна и лука на дне цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе "На дне" Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.
Смотрите:
- Краткое содержание пьесы
- Все материалы по пьесе "На дне"
Следующая цитата
Анна является одной из второстепенных героинь пьесы Горького "На дне".
В этой статье представлен цитатный образ Анны в пьесе "На дне" Горького: характеристика, описание героини.
Смотрите:
- Краткое содержание пьесы
- Все материалы по пьесе "На дне"
Критик Ю. Юзовский об образе Луки:
". Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться). <. >
. Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать. <. >
. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки. <. >
. Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека. <. >
. Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь. <. >
. Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина - деяния, действия, созидания. <. >
. Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их. "
(Ю. Юзовский, отрывки из статьи "Драматургия Горького")
Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе "На дне" Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.
Анна в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика, описание
Анна является одной из обитательниц ночлежки для бедных, которую содержит семья Костылевых.
Возраст Анны - 30 лет:
"Анна, его жена, 30 лет. "
Анна является женой 40-летнего слесаря Андрея Клеща:
"Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет. "
Анна и ее муж - бедные люди. Они уже полгода живут в ночлежке Костылевых:
Анна смертельно больна чахоткой (туберкулезом легких). Из-за болезни она все время лежит в постели и отказывается от еды:
"На постели, закрытая пологом, кашляет Анна."
По словам Анны, она "зачахла", заболела, потому что муж избивал и обижал ее. Об этом же говорит и Костылев:
"Лука. Бил он тебя?
По мнению Квашни, муж "заездил" Анну до полусмерти:
В браке с Клещом Анна видит только побои и обиды - и больше ничего:
Несмотря на болезнь Анны, ее муж продолжает вести себя с ней грубо и безразлично:
Клещ. Заныла!"
Квашня называет Анну "терпеливицей" за то, что та вытерпела многое от мужа-"злыдня":
"Квашня (подходя к Анне). И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?
Судя по всему, Анна является доброй, кроткой, незлопамятной женщиной. Находясь при смерти, она продолжает заботиться о муже, который причинил ей много зла. Так например, Анна отдает супругу пельмени, оставленные для нее Квашней:
30-летняя Анна прожила несчастную жизнь, полную нужды и страданий:
В конце концов Анна умирает от своей болезни. В это время у ее мужа почти не оказывается денег на похороны. Чтобы похоронить жену, ему приходится продать свои инструменты:
Таков цитатный образ Анны в пьесе "На дне" Горького: характеристика, описание героини.
Образ и характеристика Луки в пьесе "На дне": описание, биография, история жизни
Возраст Луки - 60 лет:
". странник, 60 лет. "
Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:
Следующая цитата
Сатин Актер >приблизительно одного возраста: лет под 40.
Лука, странник, 60 лет.
Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой зоб Татарин >крючники
Несколько босяков без имен и речей.
Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь; в левой — каменной — стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем, перед наковальней, сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам. У ног его — две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и — рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер.
Барон разговаривает с Квашнёй, которая горит, что никогда замуж не пойдёт, что она свободная женщина, чтобы она себя «мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский…». Вступает в разговор Клещ, говоря, что Квашня обвенчается с Абрамкой.
Замечание Бубнова Сатину: «Ты чего хрюкаешь?» Ремарка: «Сатин рычит».
Бубнов отбирает книгу у Насти, со смехом читает название книги, которую та читала: «Роковая любовь».
Анна больна, она просит всех не ругаться, не кричать: «..дайте хоть умереть спокойно!» В репликах персонажей безразличие к состоянию Анны.
Клещ: «Заныла!».
Квашня поражается, как Анна столько лет с таким «злыднем» жила, называет её «терпеливицей», «нечистым духом». Она жалеет Анну, перед уходом на базар, где Квашня торгует пельменями, она оставляет поесть Анне «горяченьких», ведь «горячее-мягчит».
Сатин не может вспомнить, что его вера бил и за что. Актёр предполагает, что за игру в карты.
Начинается спор, кому убираться. Ни Актёр, ни Бубнов не хотят. Актёр говорит, что ему вредно дышат пылью, его «организм отравлен алкоголем».
Анна предлагает мужу поесть пельменей, ведь ей уже ни к чему.
Но его никто не слушает, Сатин прости у Бубнова пятак.
Актёр помогает Анне выи в сени подышать воздухом.
Костылёв достучался до Пепла, убедился, что у тог нет его жены, ушёл.
Сатин говорит, что любит воров, на что Клещ отвечает, что ворам деньги легко достаются.
Пепел, обращаясь к Клещу, спрашивает того, почему тот всё «скрипит», ведь живут же люди без работы.
Пепел называет Луку «знатным старичишкой». Он же говорит о том, что жалеет Наташу, плохо ей здесь.
Слышен шум, это Василиса бьёт Наташу.
Следующая цитата
…я скажу ― иди за него, девонька, иди! Он ― парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе ― поверит… Ты только поговаривай ему: «Вася, мол, ты ― хороший человек… не забывай!»
Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть…
Я только говорю, что, если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…
Кто ищет ― найдет… Кто крепко хочет ― найдет!
Ну, ребята. живите богато! Уйду скоро от вас…
― Куда теперь?
― В хохлы… Слыхал я ― открыли там новую веру… поглядеть надо… да. Всё ищут люди, всё хотят ― как лучше… Дай им, господи, терпенья!
Ишь ты! А я думал — хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя — хорошо я делаю! Хвать — а люди недовольны…
Человек должен уважать себя.
― Есть ― люди, а есть ― иные ― и человеки…
― Ты… не мудри! Загадок не загадывай… Я тебя не глупее… Что такое ― люди и человеки?
― Где тут загадка? Я говорю ― есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней ― родит… Так-то вот…
Тюрьма ― добру не научит, и Сибирь не научит… а человек ― научит… да! Человек ― может добру научить… очень просто!
Не всегда правдой душу вылечишь.
Мяли много, оттого и мягок.
Человека приласкать ― никогда не вредно…
Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня ― добрый, завтра ― злой…
Все мы на земле странники.
Ни одна блоха — не плоха. Все — черненькие, все — прыгают.
― Дедушка! Говори со мной, милый… Тошно мне…― Это ничего! Это ― перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты ― надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться ― нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть ― она всё успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь ― отдохнешь, говорится… верно это, милая! Потому ― где здесь отдохнуть человеку?
Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница ― тоже человек…
Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь.
Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя ― хорошо я делаю! Хвать ― а люди недовольны…
Оно, пожалуй, барство-то ― как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…
Все мы на земле странники… Говорят, ― слыхал я, ― что и земля-то наша в небе странница.
― Жили и лучше… да! Я… бывало… проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью… кофе! ― со сливками… да!
― А всё ― люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее… и хоть живут ― всё хуже, а хотят ― всё лучше… упрямые!
― Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы, ― житье ваше ― о-ой!
― Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье…
― Сегодня в ночь ― уйду…
― Это ― лучше. Вовремя уйти всегда лучше…
― Верно говоришь…
― Я ― знаю! Я, может, от каторги спасся тем, что вовремя ушел.
Кто крепко хочет — найдёт!
Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу ― вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!
Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!
…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!
Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу.
Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то
Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…
А то… воображу себе, что завтра я… скоропостижно помру… И станет от этого – жутко… Летом хорошо воображать про смерть… грозы бывают летом… всегда может грозой убить…
Читайте также: