Анн анселин шутценбергер цитаты

Обновлено: 06.11.2024

С предками нас связывают не только гены: далекое и близкое семейное прошлое влияет на нашу судьбу, порой вписывая ее в сценарии, о которых мы можем и не подозревать. Психогенеалогия открывает нам смысл событий нашей жизни, увиденных сквозь призму истории нашего рода.

Наше отношение к жизни, наши успехи и неудачи, выбор профессии, партнера и даже возраст, в котором мы решаем вступить брак, могут быть предопределены. событиями, которые произошли в нашей семье за несколько поколений до нашего рождения. Это открытие принадлежит знаменитому психотерапевту, профессору клинической психологии в университете Ниццы (Франция) Анн Анселин Шутценбергер (Anne Ancelin Schutzenberger). В своей знаменитой книге «Синдром предков» она описала созданный ею метод работы с семейным наследием, который назвала психогенеалогией.

Семейное бессознательное

Еще в 1913 году Зигмунд Фрейд в своей книге «Тотем и табу» писал: «Существует массовая психика, в которой протекают те же душевные процессы, что и в жизни отдельного человека. И возможно, чувство вины за ошибку, о которой люди уже не помнят, передается из поколения в поколение на протяжении веков»*. Другой знаменитый психолог Карл Густав Юнг предложил идею коллективного бессознательного. Позже американский психотерапевт Якоб Морено (Jacob Moreno) пошел еще дальше: он утверждал, что существуют семейное и групповое сознательное и бессознательное. О трансгенерационной (из поколения в поколение) передаче неразрешенных конфликтов и семейных тайн писала и французский психоаналитик Франсуаза Дольто (Franc,oise Dolto).

Анн Анселин Шутценбергер сформулировала свои выводы так: в каждом роду действует негласный «закон лояльности» его членов, своего рода табель о рангах, где за каждым закреплена его роль и расписаны семейные обязанности. Этот мощный механизм семейного бессознательного словно приковывает нас к нашему месту, запрещая сдвинуться с него хотя бы на шаг.

Через несколько поколений

Необходимо разделять две формы передачи семейных сценариев. Первая – обычное, «прямое» наследование от предыдущих поколений, основанное на личном общении. Вторая – трансгенерационная передача (через несколько иногда сильно удаленных друг от друга поколений). Она передает то, что в нашей семье было скрыто, держалось в секрете, не говорилось, оставалось неизвестным. Это часто оказывается связанным с травмой или неизжитой и все еще активной психологической болью. Впрочем, содержанием этого скрытого послания также может быть и нечто вызывающее гордость, чувство собственной избранности – но такой, о которой следовало молчать.

Остановить страдание

ВАЖНЫ СОВПАДЕНИЯ В ДАТАХ РОЖДЕНИЯ ИЛИ СМЕРТИ, ПОВТОРЫ БОЛЕЗНЕЙ — ЛЮБЫЕ СХОЖИЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ.

Изучая те следы, что оставляют на нашей жизни оковы семейного прошлого, психогенеалогия фиксирует все, что повторяется в нашем роду из поколения в поколение: болезни, несчастные случаи, самоубийства, даты и возраст смерти членов семьи. Геносоциограмма может обнаружить повторы количества браков в разных поколениях, одну и ту же разницу в возрасте детей и схожие поступки. Психогенеалогия помогает нам понять, как именно события, произошедшие в жизни разных поколений семьи, влияют на нашу судьбу. Осознанное прошлое дает нам возможность изменить наше представление о себе и своей жизни, увидеть в ней новый смысл.

Сегодня Анн Анселин Шутценбергер 89 лет. «Я горжусь тем, – говорит она, – что нашла инструмент, с помощью которого можно понять – и передать своим детям – свою настоящую историю. И тем самым освободиться от гнета семейного прошлого, которое мешает нам жить так, как мы этого хотим».

Следующая цитата

Целый месяц усидчиво читала "Психогенеалогию" Шутценбергер. Думаете, это огромный талмуд, под весом которого прогибается дубовая полка? Ничуть не бывало, практически брошюрка, двести страничек. Читаешь минуту, думаешь потом часами.

. Её дядя, брат матери, которого она не знала, скончался в возрасте двадцати лет в автокатастрофе.
Мать Карины очень беспокоилась, как только её дочь брала машину, регулярно напоминала ей об осторожности. "Не надо, чтобы с тобой случилось то же, что с Фредериком", - говорила она. Совершенно очевидно. что второе имя Карины было Фредерика.

За это "совершенно очевидно" хочется памятник при жизни ставить. Или вот ещё:

"Советчики не являются плательщиками", и добровольные советчики видят вещи с общей и логической точки зрения, которая в основном не имеет никакого значения для человека, которому советуют и который живёт в другом эмоциональном, культурном и экономическом мире.

И тут же змея Кундалини, серендипность (это что-то вроде синхронии и синтонности одновременно, только ещё хлеще), сны из прошлых жизней, эксперименты Руперта Шелдрейка по теории морфического резонанса. Морфический резонанс, это надо же! Шелдрейка, замшелого бергсонианца, как только ни критиковали и какими только тряпками ни гоняли.

Одним словом, к доказательным критериям науки "Психогенеалогия" имеет минимум отношения. Но идеи есть захватыввающие. Взять упражнение "социальный атом". Ставишь себя кружочком на листочек и обозначаешь вокруг всех значимых для себя людей. Шутценбергер пишет: "Я бы добавила Сократа, Шерлока Холмса. ", а я дрожу: Сократа? Вот прямо так, рядом с бабушкой и дедушкой? Та же самая робость, по понятным причинам смешанная с иронией, царила на душе, когда я по случаю прикупила сборник эссе Вайля "Стихи про меня". Ничего плохого не могу сказать о Вайле, он образованный, эрудированный, местами остроумный человек, но ёлки! Это же какое самомнение должно быть, чтобы считать написанными про себя "Девушка пела в церковном хоре" или цветаевскую "Тоску по родине"?

По прочтении почувствовала настоятельную необходимость выяснить, откуда же такая учёная, как Шутценбергер, есть пошла. Открываю полезную вещь Википедию. Там чёрным по белому:

Следующая цитата

Фрейд определяет тревожащую странность как «неожиданное возвращение элементов, которые должны были быть уже давно преодолены или вычеркнуты и которые как бы достались нам от прошлого, от первобытного человека. Это возвращение архаического или же элементов, которые могли и должны были быть вытеснены. поскольку связаны с ужасом, отвращением, тревогой, чем-то пугающим [. ] связаны со временем, в котором мы живем» (ibid., 220). (Написано в конце Первой мировой войны, опубликовано в 1919 г.)

Следующая цитата

Подводя итог многолетней работе, в которой были находки интуиции, изыскания и исцеления, создательницa психогенеалогии Анн Анселин Шутценбергер рассказывает о своем методе и о том, как непросто ему было завоевать признание.

Ксения Киселева журналист

Psychologies: Как вы придумали психогенеалогию?

Анн Анселин Шутценбергер: Термин «психогенеалогия» я придумала в начале 1980-х, чтобы разъяснить своим студентам-психологам в Университете Ниццы, что такое семейные связи, как они передаются и как вообще «работает» цепь поколений. Но это уже был итог определенных изысканий и результат моего двадцатилетнего клинического опыта.

Вы ведь сначала получили классическое психоаналитическое образование?

А. А. Ш.: На самом деле нет. В начале 1950-х, закончив учебу в США и вернувшись на родину, я захотела пообщаться с антропологом. Я выбрала в качестве психоаналитика специалиста в этой области, директора Музея человека Робера Жессена, работавшего до этого врачом в экспедициях на Северный полюс. В каком-то смысле именно он приоткрыл мне дверь в мир межпоколенческих связей, рассказав о таком эскимосском обычае: если мужчина погибает на охоте, его часть добычи достается в наследство его внуку.

Робер Жессен рассказал, что однажды, войдя в иглу, с большим удивлением услышал, как хозяйка почтительно обратилась к своему малышу со словами: «Дедушка, если позволишь, мы пригласим этого чужестранца поесть с нами». А несколько минут спустя уже снова говорила с ним как с ребенком.

Эта история открыла мне глаза на те роли, которые нам достаются, с одной стороны, в нашей собственной семье, а с другой – под влиянием наших предков.

Загадка повторений

Идея возникла в 70-х годах прошлого века: работая с онкологическими больными, Анн Анселин Шутценбергер обнаружила, что у некоторых из них это заболевание начиналось в том же возрасте, в котором кто-то из их родственников в прошлом умер от рака или погиб от несчастного случая. Она попыталась выяснить, не является ли это закономерностью, и для этого стала строить их геносоциограммы. Оказалось, что практически в каждой семье существуют события, которые влияют на судьбу последующих поколений. Это наблюдение легло в основу метода.

Читайте также: