Андрей гуськов характеристика с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
Андрей Гуськов и Настена – главные герои повести В. Распутина «Живи и помни». Это муж и жена, которые оказались в трудной ситуации: Андрей стал дезертиром, а Настена должна это скрывать.
Образы Гуськова и его жены во многом противопоставлены. Если Андрей думает лишь о себе и своем существовании, то Настена задумывается о супруге, забывая о собственной жизни. Настя идет на риск, когда приезжает к мужу, когда продает вещи ради того, чтобы привезти Андрею еду. Односельчане в любой момент могут заподозрить неладное, и Настена это понимает. Однако она не может оставить мужа в трудном положении одного. Настя ведет себя как настоящий любящий человек. Андрей же, когда спустя несколько лет происходит его встреча с женой, первым делом начинает угрожать ей. Герой думает только о себе. Он боится, что кто-нибудь в деревне узнает о его возвращении.
Эгоистичность, присущая Андрею, и самопожертвование, характерное Настене, различает героев, ставит чуть ли ни на разные стороны. Герои не способны понять друг друга, что становится причиной того, что их отношения обречены на трагедию. Настена думает о семье, она радуется тому, что им удалось зачать ребенка после стольких лет бездетности. Она решает сохранить ребенка, хотя понимает, что жители деревни будут о ней думать плохо. Андрей же думает всегда только о себе. Жена становится для него способом и средством к дальнейшему существованию, он относится к ней холодно и равнодушно.
Сходство героев заключено в том, что и у Андрея, и у Настены искалеченные судьбы. Они несчастны. Однако Андрей Гуськов выбрал свой путь самостоятельно, он самовольно вернулся домой, став дезертиром. Он мог вернуться на фронт, пройти войну до конца и стать героем. Однако он выбрал свой трагичный путь. Настена же оказывается вовлеченной в действия своего мужа. Перед ней нет никакого выбора. Как жена она решила поддерживать своего мужа и быть с ним до конца. Поступок Андрея делает судьбу Настены по-настоящему трагичной. Не выдержав испытания, она кончает жизнь самоубийством. Гуськов же обречен жить в полнейшем одиночестве, в постоянных гонениях и розысках. Герой сохранил свою жизнь, однако она стала ему наказанием. Гуськов – предатель. Он предал Родину, родителей и жена, а также предал самого себя. Настена же пошла за своим мужем, хотя и понимала, что поступает неправильно. Она жертвовала своей жизнью ради благополучия их любовных и семейных отношений.
Таким образом, В. Распутин в своей повести «Живи и помни» противопоставил образ Настены образу Андрея Гуськова. В трудных ситуациях, когда герои оказываются перед выбором, они выбирают разные решения. Андрей действует в соответствии со своим эгоизмом, Настя же приносит в жертву собственное существование.
Образ Настены заслуживает уважения. Односельчанам было жаль героиню, они скорбно отнеслись к вести о ее самоубийстве. Андрей же был народным предателем, который должен понести наказание за свой поступок. Авторская позиция выражается в заглавии повести. В. Распутин призывает Андрея Гуськова помнить о своем поступке, который сломал судьбы многих людей.
Максим Воложин
Сосед Гуськовых. Возвращается с войны живым. Он настоящий герой. Его жена гордится мужем, она счастлива. Соседи приглашают Гуськовых на праздник в честь возвращения Максима, Настя не выдерживает своих мыслей, ей становится невыносимо, она сбегает.
Следующая цитата
Андрей Гуськов – главный герой повести В. Распутина «Живи и помни». Его образ можно рассматривать с разных сторон, так как автор не хотел показать его как отрицательного или как положительного героя. Для писателя было важным показать моральное падение человека, разложение его души.
В начале повести Андрей описывается как обыкновенный человек. Когда началась война, он пошел на фронт. Герой воевал так, как воевали все люди. Всем было тяжело, но только Андрей не выдержал испытания войной. Он начал задумываться о возвращении домой. Именно здесь начинается нравственное падение человека. На протяжении всего повествования демонстрируется, как из простого человека герой превращается в зверя. Настена видит в нем оборотня, с каждым днем он превращается в безнравственное существо, которое учится быть похожим на волка.
Андрея Гуськова, несомненно, жаль. Война действительно калечит жизни. Всем солдатам было трудно, Гуськов был ранен, он боялся смерти. Однако то, что видел герой на войне, не было причиной предательства Гуськова. Родина нуждалась в защите и поддержке, а Андрей предал ее, став дезертиром. За это ему нет прощения, он должен нести наказание.
Наказание герой получает: ему суждено жить в одиночестве, постоянно прячась от людей. Гуськов желает сохранить жизнь, однако ее у него больше нет. Есть только дикое и зверское существование. Андрей погубил судьбу своих родителей и своей жены. Это действительно тяжелое наказание для героя. Однако он совершенно заслуживает его.
Встав перед выбором, герой выбирает путь безнравственности. Он пытается переложить с себя ответственность, утверждая, что во всем виновата война. Нежелание брать на себя ответственность говорит о слабохарактерности Андрея Гуськова. Он не в состоянии признать свою вину. Вдобавок ко всему он втягивает свою жену в сокрытие его дезертирства. Гуськов не думает о том, что Настена рискует своей жизнью, когда встречается с ним. Он не понимает, как ей тяжело скрывать ото всех то, что Андрей вернулся.
Гуськов не думает о том, что чувствуют его родители, которые не знают, где их сын и что с ним. Андрей думает лишь о себе. Эгоизм героя становится главной отрицательной силой. Он затмевает разум Гуськова и превращает его в хищника, который стремится отомстить всем тем, кто может жить открыто. Ему обидно, что он вынужден скрываться ото всех. Если в начале он понимает, что возвращение домой – это неправильный поступок, то потом он не видит в этом ничего плохого. Он не задумывается о том, что его поступок безнравственен. Он привыкает к волчьему обличью.
Самое страшное, что показал В. Распутин в повести «Живи и помни», - нравственное падение человека. Андрей Гуськов был таким не с рождения, один только поступок стал причиной морального разложения личности. Вследствие своего дезертирства он вынужден жить в одиночестве, как зверь. Эгоистичные действия Гуськова сломали жизнь не только ему, но и его беременной жене, которая кончает жизнь самоубийством, а также ломает судьбы Михеичу и Семеновне, своим родителям.
Следующая цитата
Андрей Гуськов
Молодой парень, муж Настёны. До войны они прожили вместе 4 года, детей не было. Он, как и все, сражался на войне, не был предателем. После очередного тяжёлого ранения его, не долечив, отправляют не в отпуск, а обратно в часть. Андрей, истосковавшись по дому, не будучи по натуре борцом и безумным патриотом, дезертирует. Позже он понимает, что натворил, но пути назад нет. Тайно встречается с женой, она кормит его, жалеет. Вместе они вспоминают свою жизнь до войны. Настя понимает, что беременна, но Андрей не думает ни о ней, ни о будущем ребёнке. Он деградирует, дичает, в нём остаётся мало человеческого.
Второстепенные персонажи
Следующая цитата
В отечественной литературе Валентин Григорьевич Распутин заслужил славу одного из лучших представителей «деревенской прозы». Наиболее яркой и эмоционально сильной стала повесть Распутина «Живи и помни», в которой он раскрыл проблематику нравственного выбора, долга, ответственности и любви. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Надька
Подруга Настёны. Она живет одна с тремя детьми, так как осталась вдовой. Надька приютила Настю, когда свекровь, заметив беременность, выгнала её из дома.
Краткий анализ
Год написания – 1974 год.
История создания – Испытывая финансовую нужду, Распутин заключил договор на написание книги на тему стройки коммунизма. Однако в итоге сдал рукопись, центральным персонажем которой был дезертир. Повесть сразу завоевала большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами.
Тема – Центральная тема произведения – нравственный выбор каждого из героев. Также автором затронуты проблемы долга, ответственности, сострадания, любви.
Композиция – В основе композиции лежит антитеза – противопоставление двух человеческих начал – Андрея и его жены Настены. Композиция включает в себя экспозицию (описание главных героев и их жизни), завязку (уход Андрея на фронт), развитие событий (госпитализация Андрея, его дезертирство), кульминация (самоубийство Настёны), развязка (поиск Андрея в деревне).
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
Семёновна
Свекровь Насти. Строгая, придерживается старых взглядов. Из-за отсутствия детей считает невестку неполноценной. Нагружает тяжёлой работой, контролирует, бранит. Заметив беременность Насти, выгоняет из дома.
История создания
По признанию Валентина Григорьевича, повесть «Живи и помни» оказалась совершенно незапланированной: писатель не вынашивал долгие месяцы её идею, не собирал по крупицам необходимый ему материал.
В 70-х годах, оказавшись в стесненном материальном положении, Распутин заключил договор на написание книги, посвящённой стройке коммунизма. Однако в результате, вместо идеологического произведения, Распутиным была написана глубоко драматическая повесть «Живи и помни».
С точки зрения выбора темы иркутский писатель оказался новатором, поскольку главными героями его повести оказались дезертир и его супруга. Суть произведения заключена в смысле названия – живи, но помни о содеянном тобой.
Впервые повесть «Живи и помни» была опубликована в 1974 году в литературном журнале «Наш современник». До этого небольшие отрывки печатались в газетах. Спустя год повесть, благополучно пережившая литературную критику, вышла отдельной книгой, после чего неоднократно переиздавалась и была переведена на множество иностранных языков.
Повесть Распутина была удостоена литературных премий ещё при жизни писателя, она легла в основу театральных постановок и оперы, по ней снят художественный фильм.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых нетерпеливых -
для самых компанейских -
В основе произведения лежит тема нравственного выбора человека во время суровых жизненных испытаний. В повести «Живи и помни» лакмусовой бумажкой, показывающей истинное лицо героев, становится война. Как известно, именно в экстремальных, суровых условиях человек способен снять все свои маски, проявить подлинные черты своего характера.
Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался.
Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на дезертирство. Однако совершённое им предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу. Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может открыто показаться своей семье – он дезертир, предатель, отщепенец. Жизнь, которой так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя.
Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести является образ Настёны – его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей, искреннюю веру в доброе начало.
Узнав о предательстве Андрея, она все же находит в себе силы пожалеть его и помочь ему. Помимо воли Настёна становится соучастницей страшного преступления, за которое по законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.
Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье – это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Настёна верит, что Андрея простят, если он выйдет к людям и добровольно покается. Однако он слишком слаб и труслив, чтобы совершить подобный поступок. Андрей находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не беспокоясь о том, что подставляет под удар прежде всего всю свою семью.
Весть о беременности Настёны становится большим счастьем и вместе с тем серьезным испытанием для женщины. В деревне её обвиняют в измене мужу, свёкр выгоняет из дома, она вынуждена терпеть бесконечные унижения. Не выдержав всех лишений, выпавших на её долю, Настёна принимает решение покончить жизнь самоубийством. Весть о смерти жены и их неродившегося ребёнка становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот крест до конца своих дней.
Автор подчёркивает основную мысль своего произведения – нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.
Настёна
Вышла замуж не по любви, а чтобы уйти в другой дом, от своей тётки. Жизнь у мужа, со свекровью ещё тяжелей. Замечая пропажу топора, Настя понимает, что Андрей где-то рядом. Она носит ему хлеб, ворует, прячется, тайно встречается с мужем. Не признаётся ни свёкру, ни свекрови в том, что их сын тут, близко. Она несёт свой женский крест, принимает всё, понимая, что будущего нет. Временами Настя ненавидит мужа за его поступок, он не даёт радоваться победе, открыто жить и растить детей. Совесть не даёт Настёне жить, как живёт Андрей, она мучится, страдает. Будучи беременной, устав от безысходности, Настя решает утопиться.
Композиция
Проводя анализ повести «Живи и помни, необходимо отметить его композиционную структуру, основанную на антитезе. Особенно ярко противопоставлены в повести характеры главных героев: слабого, трусливого и безвольного Андрея и его супруги Настёны, женщины безгранично доброй, отзывчивой, совестливой.
Композиция произведения включает в себя:
- экспозиция – знакомство с главными героями и особенностями их быта в глухой сибирской деревушке;
- завязка – уход Андрея на фронт;
- развитие событий – тяжёлое ранение Андрея, известие о его преждевременном возвращении на фронт, решение героя самовольно вернуться в родную деревню;
- кульминация – самоубийство Настёны, не выдержавшей душевных мук, связанных с предательством Андрея;
- развязка – известие о дезертирстве Андрея, его поиск в деревне.
Отец Андрея, Михеич
Добрый, бесхитростный человек. Он, в отличие от жены, подозревает, что сын живёт недалеко, что он дезертир. Пытается поговорить с Настёной об Андрее, чувствует беду, переживает, но она не выдаёт Андрея, так как обещала ему. Михеич и так понимает, что сын сбежал. В конце повести, когда нужно забирать тело Насти, Михеич лежит при смерти.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Живи и помни».
«Живи и помни» написано в литературном жанре повесть и принадлежит к литературному пласту деревенской прозы. Повесть, в которой правдиво отобразились реалии военного времени, принадлежит направлению реализм.
Читайте также: