Анализ шенграбенского сражения с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Маршал Мюрат пытался заключить перемирие, что повлекло за собой негодование Наполеона. Французский император отправил полководцу письмо, в котором сообщил, что тот не имеет никакого права предлагать перемирие без его воли. Хотя Мюрат и был главнокомандующим, он не обладал полномочием решать, каким будет исход битвы. Полководцу пришлось отклонить соглашение и начать наступление на войска соперника.
Истинный и ложный патриотизм
Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком. Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим. Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной. Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.
Детали битвы под Шенграбеном
Армией, проводившей военные действия под Дирнштейном, управлял Михаил Кутузов, она пересекла Дунай и направлялась в сторону Цнайма и Брюнна. Главнокомандующий собирался присоединиться там к воинам из второй российской армии, подкрепленной солдатами из Польши и Галиции, а также же части австрийских войск. Австрийцы отступали к Брюнну, поскольку французские войска оккупировали Вену и мост через реку Дунай.
Согласно указу Наполеона, французская армия нападала на отступающие русские войска «наскоками», чтобы утомить врага. В атаке участвовали части, которые возглавляли Бернадот и Мортье. Корпуса под командованием Мюрата, Ланна и Сульта же направлялись к Цнайму, стремясь опередить армию Кутузова. Однако русские воины были утомлены и воздержались от битвы.
Кутузов захотел спасти большую часть армии и отдал приказ корпусу, которым командовал Багратион, отступить в сторону Голлабрунна. Отряд Багратиона должен был любой ценой удерживать положение при Голлабрунне, чтобы основные русские войска смогли пересечь Цнайм. Багратион осознавал, что он отправляется на верную смерть.
Смекалка генерала
Генерал Багратион был очень хитрым, умным и проницательным человеком. Он соглашался на переговоры с противником, чтобы надолго оттянуть время. Также ему удалось ввести в заблуждение Мюрата, который решил, что перед ним предстала вся армия, в то время как это была лишь ее часть.
Следуя повелению императора, ночью Мюрат напал на небольшую часть русских солдат. Силы французского полка были направлены позади Грунда и Шенграбена. Согласно идее Мюрата, наступление на русских должно было быть произведено со стороны фронта, в это же время другой части французского отряда следовало нападать с правого фланга. Таким образом, соперник бы попал в засаду.
Также в нападении участвовали корпуса Вандама, Сульта и Ланна. Сначала стали наступать гренадеры, которыми командовал Удино, но они потерпели поражение. Однако французские войска оказались в тяжелом положении, потому что их освящали огни деревень, в то время как русские были укрыты под покровом ночи.
В то же время отряд под управлением Лерана почти обошел русское войско с тыла, но французский корпус был рассредоточен из-за темноты и дыма. Багратион понимал, что армия не сможет выстоять перед наступлением, поэтому он решил произвести смелый шаг: русские солдаты ударили по войску Леграна и расчистили дорогу к отступлению. Французам не удалось настигнуть корпус Багратиона.
В результате Шенграбенского сражения Россия потеряла треть своей армии, но держалась в бою 8 часов, это позволило основному войску примкнуть к остальному союзному отряду. Багратиону удалось спасти большинство своих воинов, захватить трофеи и покинуть поле боя. Армия соперника получила существенный урон.
События в романе Война и мир
Литературная битва под Шенграбеном в «Войне и мир» в томе 1, части 2, главах 13−21 описана очень тщательно, читатель сможет ознакомиться со всеми историческими фактами. Русское войско победило врагов под Кремсом, хотя французы сильно превосходили по численности (100 тыс. против 35 тыс.).
После этой победы русские совершили отступление к Цнайму, чтобы присоединиться к другой части своей армии. Кутузов с недоверием относился к своим союзникам и в дальнейшем его сомнения оправдались, когда австрийцы отказались участвовать в бою.
Такая тактика в шахматах называется гамбитом, меньшая жертва позволяет получить большую победу. Правда, в произведении «Война и мир» писатель применил гиперболу, уменьшив численность армии до 4 тысяч. В литературной битве русские удерживали врага больше суток, чтобы спасти большую часть армии Кутузова.
В толстовской эпопее подробно описывается образ уставших солдат, которые героически боролись за честь Российской империи. Багратион вынудил Францию заключить перемирие, этот мир длился три дня, что и использовал Кутузов чтобы достигнуть Цнайма.
Батарея Тушина
Отдельного внимания заслуживает капитан Тушин и его подвиг. Батарея бойца была оставлена близ Шенграбена. Никто не давал указаний, как именно ему следует поступить, Тушин сам предпринял решение совершить отвлекающий маневр и поджечь ближайшую деревню. Когда ее охватило пламя, это привлекло внимание французских солдат, и армия Багратиона смогла покинуть поле боя. Как указано в цитатном примере: «Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад…»
Тем не менее после этого генерал выразил возмущение поступком бойца, не понимая, почему Тушин со своей батареей не отступил, а стал стрелять по деревне. Было потеряно два орудия, однако боец не был в этом виновен, поскольку Жерков и солдаты, которые должны были находиться рядом и прикрывать его, не стали этого делать.
В подробном анализе эпизода с батареей Тушина следует упомянуть, что Князь Андрей Болконский начал вступаться за солдата на встрече в штабе, потому что своими глазами наблюдал, как он до последнего защищал орудие. Багратион учел его мнение, и поступок Тушина был признан героическим. Но он не единственный простой человек, кто проявил храбрость на поле боя. Был и командующий ротой Тимохин, который, обладая скудным обмундированием, стал атаковать французов и сумел обратить их в бегство.
Неоднозначный герой романа «Война и мир» — Долохов. Если говорить кратко, этот человек был офицером, но его разжаловали в солдаты. Эгоизм — ключевое качество в характеристике Долохова, для него свойственно показное поведение и желание извлечь выгоду везде, где это возможно. Он тоже принимал участие в сражении и не покинул поля битвы, будучи раненым, но после боя Долохов стал требовать признания и восхваления, чего нельзя сказать о Тимохине или Тушине, которые проявили героизм искренне и ничего не ждали взамен. Это хороший сравнительный пример, показывающий показной и настоящий патриотизм.
Особенности и поступки героев
Повествование о шенграбенском сражении позволило Льву Толстому лучше раскрыть характер своих ключевых героев. Из краткого пересказа можно вынести для себя следующие сведения об Андрее Болконском:
- Все военные действия, в которых участвовал князь, повлияли на его духовный рост. Интересно, что до Шенграбенской битвы Болконский был сторонником Наполеона. Однако после случая с Тушиным он переосмыслил свою позицию.
- Целью Болконского было совершить подвиг, но на примере Тушина он осознал, что героизм проявляется только тогда, когда боец совершает смелый поступок, не планируя его заранее.
- Во время конфликта Тушина с главнокомандующим Багратионом Болконский занял сторону первого, хотя раньше он презирал простых людей. Тем не менее под Шенграбеном князь все еще не чувствует родства с народом. Это понимание придет к нему только при Бородино, Аустерлиц и Шенграбен — всего лишь этапы становления мировоззрения Болконского.
- Когда Багратион приказал князю сделать контрольный объезд армии перед битвой, он обнаружил, что войско не утратило своего боевого настроя при приближении к врагу. Напротив, солдаты вели себя очень сплоченно и были готовы атаковать в любой момент. Цитата: «Чем далее продвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск.»
- После первых взрывов Андрей понял, что между теорией боя и военными действиями на практике есть большая разница. Битва случилась не по плану, однако Багратион сумел вселить в своих солдат отвагу и выдержку. Болконский понял, что самоконтроль главнокомандующего — важнейшая часть победы.
Николай Ростов — брат героини Натальи Ростовой. В начале произведения это перспективный студент, однако он прекращает учебу в университете, чтобы стать солдатом гусарского полка, который впоследствии участвовал в сражении под Шенграбеном. Близкие молодого человека были недовольны его выбором. Сначала Ростовы решили, что Николай хочет воевать по примеру своего друга, однако юноша признался, как чувствует, что карьера военного играет для него важную роль — это его призвание и у него не возникает вопроса, зачем идти и сражаться. В романе «Война и мир» описаны следующие изменения личности Николая:
- Николай ждал, когда же начнется атака, потому что ему было интересно узнать, каково участвовать в военных действиях. Но после того как Ростов оказался в бою, он понял, что совершенно не готов к войне. То, о чем он читал в книгах и видел на изображениях, совсем не соответствовало реальности, и ему стало очень страшно.
- Как и князь Болконский, Николай был отважным юношей и стремился к боевой славе, однако, столкнувшись с неприятелем лицом к лицу, он понимает, что страх затмевает разум. Он бросает оружие во врага и позорно покидает поле боя. Во время победы Николай был ранен. Под Аустерлицем он больше не проявлял такой трусости.
- Позднее Ростов стал героем и даже получил Георгиевский крест, но случай в Шенграбене никогда не был для него забытым. Если проанализировать данную сцену, эта битва стала для него тем же, что и Аустерлиц для Болконского.
Человек, участвующий в боевых действиях — это очень важный образ в литературе, поскольку именно в тяжелых ситуациях проявляется истинный характер и личность героев. «Война и мир» — легендарный роман Льва Николаевича Толстого, где не только описаны интересные исторические сведения, но и содержатся ценные жизненные уроки. Анализ поведения персонажей позволит читателям сделать полезные выводы, научиться отличать настоящий патриотизм от ложного и осознать важность храбрости.
Следующая цитата
Внешность персонажа
Характер Тушина
Тушин характеризуется как умный и добрый человек. Это выражается в его поведении и в его внешности. Он относился к солдатам с сочувствием и состраданием, старался помочь им в сложных ситуациях. Это – робкий, скромный человек. Для него характерна скромность, при виде начальства он конфузится, стесняется. Тушин жалостливый, отзывчивый, чуткий. Он с уважением относится к здоровью солдат, ухаживает за ранеными, следит за их здоровьем и состоянием. Но при этом в боях Тушин проявляет себя как решительный, разумный руководитель, способный на подвиги.
Подвиг Тушина
Во время Шенграбенского сражения Тушин совершает настоящий подвиг. Батарея Тушина в романе «Война и мир» оказывается под пулями врага. Капитан проявляет смелость и решительность, принимая решение оставаться на месте и стрелять по французам, а не бежать с поля боя. Он действует не по приказу начальства, но его решение – взвешенное, смелое и героическое. Штабс-капитан поджигает деревню Шенграбен, тем самым значительно задерживая французов, так как они начинают тушить свою пожар на этой территории. Русские войска имеют возможность в это время отступить. Получается, что своим подвигом Тушин спасает множество жизней русских солдат, гибель которых была рядом.
Подвиг Тушина подкрепляется тем, что против 10 пушек французов батарея Тушина имела всего 4. По ходу сражения в батарее Тушина погибает 17 солдат и 1 офицер. Но все артиллеристы остались целы, они были оживлены и сохраняли веселое положение духа. Сам Тушин тоже не падает духом, несмотря ни на что продолжает обстрел. В то время, когда идут сражения, про батарею Тушина начальство просто напросто забыло. Приказ об отступлении последовал только тогда, когда сражение уже практически подошло к концу. В то время как Тушин выводит свою батарею, он лично помогает раненым, даже разрешает им сесть на пушки.
После того, как сражение закончилось, начальство оставляет подвиг Тушина незамеченным. Начальство и адъютанты делали ему лишь замечания, он услышал от них только упреки и указания, что делать и куда идти. Несмотря на то, что среди высокого начальства подвиг Тушина остался незамеченным Андрей Болконский вступается за него, называет его героем Шенграбенского сражения. Тем не менее, Багратион молча выслушивает Болконского и отпускает Тушина, даже не поблагодарив его.
Прототип Тушина
Толстой не придумал Тушина, у персонажа был реальный прототип: это Яков Иванович Судаков. В самом романе не указано, был ли Тушин приставлен к награде, но известно, что Судаков был награжден орденом Святого Владимира.
Героизм не проявляют только атлеты и люди с явной героической внешностью. Чаще всего бывает наоборот – пустозвоны, кричащие о своих подвигах, оказываются неспособными на поступки, а тихие и скромные люди, такие как Тушин, оказываются настоящими героями.
Следующая цитата
Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир». Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном. Приобрело общую известность Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.
Ход Шенграбенского сражения
Конечно, Наполеон, сразу понял обман, но пока его посыльный ехал до армии, Кутузов уже успел добраться до Цнайма.Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.
Выводы
Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского. В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств героев. Проведя анализ событий при Шенграбене, читатель видит, что каждый герой показал себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.
Мое сочинение на тему «Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» раскрывает один из главных эпизодов романа. Вопрос настоящего патриотизма проходит через все произведение. И Толстой дает на него четкий ответ.
Подвиг батареи Тушина
«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять. и он решил, что хорошо было бы зажечь деревню». Батарея Тушина взяла на себя смертельную опасность. Оказавшись в центре событий, они зажгли деревню, тем самым отвлекли французов. Но после отступления, Багратион сел разбирать ошибки русской армии. Он отругал Тушина за то, что тот не пошел в отступление, а оставил орудие на поле. Тушин же даже не оправдывался: «Тушину…во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия». Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его. За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой. Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии. Тушин был тронут: «Вот спасибо, выручил, голубчик».
Через описание Шенграбенского сражения в «Войне и мире» Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел. Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал «своего Тулона».
Но все оказалось страшнее, чем он думал. После объяснения с Багратионом, подлости Жеркова, подвига Тушина князю Андрею «…было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».Подвиг батареи Тушина
«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять. и он решил, что хорошо было бы зажечь деревню». Батарея Тушина взяла на себя смертельную опасность. Оказавшись в центре событий, они зажгли деревню, тем самым отвлекли французов. Но после отступления, Багратион сел разбирать ошибки русской армии. Он отругал Тушина за то, что тот не пошел в отступление, а оставил орудие на поле. Тушин же даже не оправдывался: «Тушину…во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия». Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его. За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой. Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии. Тушин был тронут: «Вот спасибо, выручил, голубчик».
Через описание Шенграбенского сражения в «Войне и мире» Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел. Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал «своего Тулона». Но все оказалось страшнее, чем он думал. После объяснения с Багратионом, подлости Жеркова, подвига Тушина князю Андрею «…было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».
Истинный и ложный патриотизм
Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком. Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим. Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной. Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.
Выводы
Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского. В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств героев. Проведя анализ событий при Шенграбене, читатель видит, что каждый герой показал себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.
Мое сочинение на тему «Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» раскрывает один из главных эпизодов романа. Вопрос настоящего патриотизма проходит через все произведение. И Толстой дает на него четкий ответ.
Следующая цитата
Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир». Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном. Приобрело общую известность Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.
Ход Шенграбенского сражения
Конечно, Наполеон, сразу понял обман, но пока его посыльный ехал до армии, Кутузов уже успел добраться до Цнайма.
Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.
«Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» Л. Н. Толстой
Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир». Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном. Приобрело общую известность Шенграбенское
сражение в романе «Война и мир» Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.
Ход Шенграбенского сражения
Французская армия превосходила русскую по численности. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия во главе с Кутузовым одержала небольшую победу под Кремсом и должна была двигаться в Цнайм, чтобы спастись. Союзникам Кутузов уже не доверял. Австрийская армия, не дождавшись подкрепления русских войск, начала атаку на французов, но увидев их превосходство, капитулировала. Кутузову же пришлось отступать, потому, как неравность сил не предвещала
Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.
Подвиг батареи Тушина
«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять. и он решил, что хорошо было бы зажечь деревню». Батарея Тушина взяла на себя смертельную опасность. Оказавшись в центре событий, они зажгли деревню, тем самым отвлекли французов. Но после отступления, Багратион сел разбирать ошибки русской армии. Он отругал Тушина за то, что тот не пошел в отступление, а оставил орудие на поле. Тушин же даже не оправдывался: «Тушину…во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия».
Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его. За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой. Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии. Тушин был тронут: «Вот спасибо, выручил, голубчик».
Через описание Шенграбенского сражения в «Войне и мире» Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел. Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал «своего Тулона». Но все оказалось страшнее, чем он думал. После объяснения с Багратионом, подлости Жеркова, подвига Тушина князю Андрею «…было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».
Исходная ситуация
4 (16) ноября 1805 около деревни Шёнграбен (Австрия), севернее города Холлабрунн состоялся бой между 7-тысячным русским арьергардом под командованием князя П. И. Багратиона и 20-тысячным французским корпусом маршала И. Мюрата.
Предполагая, что перед ним не арьергард, а вся армия Кутузова, Мюрат начал переговоры о перемирии. Л. Н. Толстой в XIV главе 2 части 1 тома «Войны и мира» цитирует (по «Истории консульства и империи» А. Тьера, т. II, с. 87) письмо Наполеона к Мюрату:
Принцу (князю) Мюрату. Шёнбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.
Я не могу найти слов, чтоб выразить вам моё неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.
Впрочем, если российский император согласится на упомянутое условие, я тоже соглашусь; но это не что иное, как хитрость. Идите, уничтожьте русскую армию. Вы можете взять её обозы и её артиллерию.
Генерал-адъютант российского императора обманщик… Офицеры ничего не значат, когда не имеют власти полномочия; он также не имеет его… Австрийцы дали себя обмануть при переходе венского моста, а вы даёте себя обмануть адъютантам императора.
Наполеон
Истинный и ложный патриотизм
Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком. Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим. Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной. Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.
Описания Шенграбенского сражения в романе «Война и мир»
Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию. Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением
отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита. Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля. Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью. Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпажкой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали. В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Это характерно для Долохова он прежде всего думает о себе. Даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями. Другой истинный герой Шенграбенского сражения — артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения. Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов, которые вынуждены были тушить пожар, быстро разносимый ветром, что давало время для отступления нашим войскам. В ответ на действия Тушина неприятель выставил против его батареи десять орудий. Но батарея продолжала стрелять, хотя осталась без прикрытия, которое ушло по чьему-то приказанию в середине боя. Французы предполагали, что именно здесь были сосредоточены главные силы русских. Они и представить себе не могли “дерзость стрельбы четырех никем не защищенных пушек”. Но вот сражение окончено. Начальники частей со своими адъютантами и штаб-офицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. Вызванный же “на ковер”, Тушин получает от Багратиона выговор за то, что оставил на поле боя орудия, хотя мог бы их взять, используя прикрытие. Тушин не оправдывается тем, что никакого прикрытия не было, боясь этим подвести другого командира. И лишь Болконский возражает Багратиону, высказывая свое мнение, что успехом дня наша армия “более всего обязана действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой”. Описывая в романе капитана Тушина, ротного командира Тимохина и других рядовых воинов, Толстой показывает, что от воли и усилий таких вот простых, обыкновенных, бескорыстных людей, а не от самодовольных и тщеславных начальников, мечтающих лишь о наградах и карьере, во многом зависит исход исторических событий.
Выводы
Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского. В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств героев. Проведя анализ событий при Шенграбене, читатель видит, что каждый герой показал себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.
Мое сочинение на тему «Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» раскрывает один из главных эпизодов романа. Вопрос настоящего патриотизма проходит через все произведение. И Толстой дает на него четкий ответ.
Читайте также: