Анализ главы княжна мери с цитатами

Обновлено: 21.11.2024

В романе «Герой нашего времени» показан портрет не одного человека, а целого поколения, составленный из пороков. Главная роль отведена Печорину, но именно другие персонажи романа, с которыми ему приходилось пересекаться по жизни, позволяют лучше понять внутренний мир этого человека, глубину души.

Взаимоотношения Печорина и княжны Мери одна из ярких сюжетных линий романа. Они завязались непринужденно, закончившись стремительно и трагично. В очередной раз, показав Печорина, как человека с черствой душой и холодным сердцем.

Знакомство

Первая встреча Печорина и княжны Мери произошла в Пятигорске, куда Григорий был направлен после выполнения очередного военного задания. Княжна вместе с матерью проходила курс лечения минеральными водами Пятигорска.

Княжна и Печорин постоянно вращались в светском обществе. Общий круг друзей свел их на одной из встреч. Григорий подогревал интерес к своей персоне, намеренно дразня девушку, игнорируя ее присутствие. Он видел, что она обратила на него внимание, но Печорину гораздо интересней наблюдать за тем, как она поведет себя дальше. Он прекрасно знал женщин и мог просчитать на несколько шагов вперед, чем закончится знакомство.

Первый шаг сделал он. Печорин пригласил Мери на танец, а дальше все должно было идти по разработанному им сценарию. Ему доставляло небывалое удовольствие завлечь очередную жертву, позволив ей увлечься. Девушки влюблялись в красавца военного, но быстро надоедали и он довольный собой, с чувством полного самоудовлетворения ставил еще одну галочку в послужном списке любовных дел, благополучно забывая о них.

Любовь

Мери влюбилась по-настоящему. Девушка не понимала, что игрушка в его руках. Часть плана коварного сердцееда. Печорину было выгодно знакомство с ней. Новые эмоции, ощущения, повод отвлечь общественность от романа с Верой, замужней женщиной. Веру он любил, но быть вместе они не могли. Еще одна причина приударить за Мери, вызвать ревность у Грушницкого. Он был влюблен в девушку по-настоящему, но чувства оставались без ответа. Мери не любила его и вряд ли смогла полюбить. В сложившемся любовном треугольнике он явно лишний. В отместку за неразделенные чувства Грушницкий распустил грязные слухи о романе Печорина и Мери, испортив ей репутацию. За свой мерзкий поступок он вскоре поплатился. Печорин вызвал его на дуэль, где пуля достигла цели, сразив лжеца наповал.

Финал

После случившегося Мери стала любить Печорина еще больше. Она считала, что его поступок благороден. Ведь он защитил ее честь, дав понять, что ее оклеветали. Девушка ждала от Григория признаний, мучаясь от любви и охвативших ее чувств. Вместо этого слышит горькую правду, что он никогда не любил ее и тем более не собирался жениться на ней. Он достиг цели, разбив сердце очередной жертве его любовных чар. Она возненавидела его. Последней фразой, услышанной от нее, было

«…я вас ненавижу…».

В очередной раз Печорин поступил жестоко по отношению к близким людям, перешагнув через их чувства и растоптав любовь.

Следующая цитата

Глава «Княжна Мери» – это часть романа, где читатель знакомится с Верой, женщиной, которую любит Печорин. Анализ главы «Княжна Мери» поможет проникнуть вглубь души главного героя. Он может быть страстным, коварным и жестоким: его действия по отношению к другим людям продиктованы желанием позабавиться, посмотреть на реакцию. В этой главе Печорин влюбляет в себя молодую княжну, чтобы развеять скуку и заодно задеть Грушницкого, который влюблён в девушку.

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Притворство Печорина

События на лечебных водах Пятигорска раскрывают душевные драмы, трагедии жизни. Там, где должны становиться здоровее, происходит рождение безнравственности и подлости. Главным действующим лицом является Печорин. Он встречает на водах старого приятеля Грушницкого, юнкер раздражает Григория Александровича Печорина. Желание подпортить ему жизнь толкает Печорина на авантюрную игру.

Он притворяется влюбленным. Игру с Мери Печорин затеял, когда заметил, что Грушницкий хочет понравиться княжне. Другая причина – быть ближе к Вере. Страдают от Печорина все: Грушницкий, Мери и Вера. В слезах раскаяния видит читатель и самого зачинщика трагедии. Жестоко отказывает Печорин княжне в женитьбе. Он ценит свободу, не скрывает смеха, не жалеет разбитых сердец. Урок, который получила княжна, горький, но привычный для реальной жизни и литературы. Схожесть с Татьяной Лариной налицо, но только до момента получения урока. Дальше у каждой героини всё идет своим путем.

Истинные чувства

Вера любила Печорина по-настоящему. Она знает его достоинства и недостатки. Вера не свободная женщина, она замужем. Связь с Печориным порочна. Любовница вызывает жалость, но так реальна история отношений между замужней женщиной и свободным от обязательств мужчиной. Современники видят их в своём окружении. Мужчины требуют разрыва отношений с супругом, но нет уверенности, что они составят счастливую партию в будущем. Порочная связь чаще всего завершается разрывом, от него страдают обе стороны.

Одни от безысходности, другие – от эгоизма. Вера признаётся в любви на бумаге. Для женщин так открыть душу легче. Вера будет всю жизнь любить Печорина, он понимает, что потерял, но поздно приходит к нему раскаяние. Читатель сомневается и в длительности раскаяния. Больше похоже на то, что, вскочив на коня, герой развеет свои чувства на ветру вольных просторов Кавказа.

Дуэль и честность

Характеристика главы «Княжна Мери» будет неполной без анализа сцен дуэли. Спор между Грушницким и Печориным завершается дуэлью. Такой способ всегда считался по-настоящему мужским, он защищал честь оскорблённого. Лермонтов показывает другой вариант дуэли. Она возникает из-за клеветы – это реально. Поединок продумывается заранее как убийство, в котором нет места чести. Один дуэлянт готовит другому незаряженное оружие. Безнравственность заканчивается трагедией.

Недовольны те, кто придумал страшную трагедию, гибнет Грушницкий, ранен Печорин. Нет надежды на признание своей ошибки. Грушницкий боится осуждения общества, в котором давно забыто понятие чести. В светском обществе принято осуждать, привирать и лгать. Ситуация с княжной Мери не исключение. Грушницких целое общество. Таких, как Печорин, единицы. Возможно, поэтому они и должны гибнуть, по мнению готовящих дуэльную схватку. В романе торжествует правда, клевета умирает, но это не доказывает того, что имя Мери не будут больше вспоминать на светских балах. По законам знати, княжне придется быстро искать выгодную партию, прятаться за семейными узами. Опять вспоминается Татьяна Ларина, оказавшаяся в такой же ситуации после отъезда Онегина.

Следующая цитата

Повествование в любом художественном произведении всегда подчинено замыслу автора. В романе Лермонтова и сюжет, и характеры героев, и события направлены на раскрытие «истории души человеческой». Именно поэтому при знакомстве с произведением «Герой нашего времени» анализ романа представляется необходимым. Нам, читателям, важно понять, почему Печорин таков, каков есть, почему, вызывая так мало симпатий в начале повествования, интересует нас по мере знакомства с ним всё больше и острее?

Ответить на эти вопросы возможно, шаг за шагом рассматривая поступки и мысли Печорина, следуя глава за главой вслед за замыслом автора.

Глава «Бэла»

Лермонтов неслучайно выбирает для повести форму «рассказа в рассказе» – именно рассказчик, «подстрекаемый любопытством» и жаждущий интересных историй о необычном крае, где «кругом народ дикий, любопытный; каждый день опасность, случаи бывают чудные», готовит нас к появлению главного героя. О «странном» молодом человеке, с которым пришлось служить, повествует нам штабс-капитан Максим Максимыч, случайный попутчик автора путевых записок.

«Простота и безыскусственность этого рассказа – невыразимы, и каждое слово в нём так на своём месте, так богато значением», – писал критик Белинский, и анализ главы «Бэла» полностью подтверждает им сказанное.

Главный герой заинтриговывает нас с первой главы. Характер его и поведение противоречивы и непредсказуемы. Бесхитростный Максим Максимыч считает, что Печорин из тех людей, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!

» Одна из таких «необыкновенных вещей» – история с Бэлой.

Мы слушаем о событиях, следим за героями, с которыми связан Григорий Печорин, – каждый из них как будто оттеняет, «проявляет» черты его натуры. С одной стороны, Печорин, без сомнения, силён, смел, люди подчиняются его обаянию. Но и другая сторона характера бесспорна: он так занят собой, что проходит через жизни людей, ломая их. Выдергивает по мимолетной прихоти Бэлу из её родной стихии; играя на слабых сторонах людей, заставляет Азамата предать собственную семью; лишает Казбича того, что ему дорого. По собственному признанию, имеет «воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня».

Нам так же, как и простодушному Максиму Максимычу, ведущему рассказ, непонятны мотивы поступков Печорина.

Краткое содержание: княжна Мери влюбляется в Печорина

Однажды на балу Печорин защищает княжну от ухаживаний подвыпившего офицера. В благодарность Мери приглашает его на прием. Печорин держится с девушкой очень холодно — таков его план по завоеванию ее сердца. И он срабатывает: Мери злится и не может перестать думать о молодом офицере.

Печорин и княжна Мери, иллюстрация к «Герою нашего времени»: Wikipedia/В. А. Поляков

Увлечение княжны замечает Грушницкий, от которого Мери отстраняется. В юнкере взыграла ревность, он открыто избегает Печорина. Ревнует и Вера: она берет с возлюбленного обещание не жениться на княжне.

Во время прогулки Мери признается Печорину в любви, но не видит взаимности. Увидев равнодушие офицера, княжна убегает к себе, а Печорин гордится победой.

Возвращаясь с прогулки, в окне одного из домов Григорий видит гуляющих офицеров и Грушницкого. Они нелестно отзываются о Печорине и предлагают ради шутки свести их на дуэли, подсунув незаряженное оружие. По замыслу офицеров, Печорин струсит и откажется. Григорий уходит домой, не понимая, за что его так ненавидят.

Тем временем по городу понеслись слухи, что Печорин хочет взять Мери в жены. Офицер их опровергает, продолжает видеться с Верой. Однажды, когда весь город пошел на выступление фокусника, она приглашает возлюбленного к себе. Спускаясь ночью с балкона, Печорин замечает в окне Мери, которая тоже не пошла на представление.

Спустившись, Григорий пересекается с офицерами и Грушницким. Они делают вид, что не узнали Печорина. Однако на следующий день Грушницкий рассказывает всем, что ночью тот побывал в спальне Мери.

Повесть «Максим Максимыч»

О главном герое в следующий раз мы услышим от автора путевых записок, молодого офицера, и это неслучайно. В отличие от штабс-капитана, который искренне привязан к Печорину, но в силу социального положения и разности взглядов (они ведь из разных поколений!) не может объяснить причины поступков Григория Александровича, рассказчик примерно одного возраста с ним и явно из одной среды. Внимательный взгляд молодого офицера не пропускает ни одной детали в портрете Печорина, и портрет этот – в первую очередь психологический. Мы снова отмечаем противоречивость образа, непостижимое переплетение черт то силы, то слабости.

Не побежденное жизнью крепкое сложение – и внезапная «нервическая слабость стана», когда Печорин сел, небрежная, ленивая походка – и явный признак скрытности – «не размахивал руками», ослепительно чистое белье – и запачканные перчатки, женская нежность кожи – и следы морщин. А главное в облике – глаза: «они не смеялись, когда он смеялся», «сияли каким-то фосфорическим блеском, то был блеск…ослепительный, но холодный»; а взгляд был «равнодушно спокоен».

То, как ведёт себя Печорин во время встречи с Максимом Максимычем, обескураживает. Если слушать только реплики, то все правила общения с добрым старым знакомым соблюдены: «Как я рад. Ну, как вы поживаете?», «Благодарю, что не забыли». Но холодность при разговоре, односложные ответы, принуждённое зевание показывают, что Печорину в тягость встреча, он не хочет вспоминать прошлое. Равнодушие и эгоизм этого человека ранят Максима Максимыча, неприятны рассказчику, отталкивают читателя. Всё время после истории с Бэлой Григорий «скучал», теперь отправляется в Персию, – и снова непонятен и странен нам герой, глубоко погружённый в свои мысли, отталкивающий своё прошлое, человека, который привязан к нему. Есть ли в этом мире что-то, что ему дорого?

«Княжна Мери» кратко: завязка истории

Григорий Печорин — молодой образованный офицер, которого отправили служить на Кавказ. После ранения приезжает к лечебным источникам в Пятигорск, где встречает давнего сослуживца Грушницкого — злопамятного и лукавого юнкера.

В Пятигорске отдыхают Лиговские — княгиня и ее дочь Мери. Девушка сразу очаровывает Грушницкого, и тот ищет возможность познакомиться с ней. Но молодая княжна не спешит заводить дружбу с юнкером.

Печорин же, наоборот, открыто избегает встречи с Лиговскими, чем вызывает их интерес. Об этом говорит его новый пятигорский приятель — доктор Вернер.

Печорину скучно. Чтобы добавить немного интриги в свою провинциальную жизнь, он решает покорить сердце княжны. Тот факт, что влюбленный Грушницкий начнет ревновать, лишь добавляет интерес. Печорин узнает от Вернера, что в доме Лиговских гостит больная родственница. В ее описании он узнает свою давнюю любовницу Веру — замужнюю даму, которая искренне его любила.

Встретившись с Верой, Печорин вспоминает давно забытые чувства. Влюбленные хотят видеться чаще, для этого придумывают план. Чтобы не вызывать подозрений, Печорину нужно начать ухаживать за Мери, и тогда он сможет чаще бывать в доме Лиговских.

Журнал Печорина

В двух первых частях произведения мы видим «героя времени» глазами штабс-капитана. Между «достойным уважения», но простым Максимом Максимычем и «порядочным», т.е., по значению слова во времена Лермонтова, принадлежащим к аристократам Печориным лежит пропасть – и по происхождению, и по убеждениям, и по возрасту, поэтому мы не можем понять, каков же в действительности характер Григория Печорина. Автор заметок значительно ближе к главному герою: они одного поколения и, видимо, происхождения, но и он, рассказывая о Печорине, не может объяснить мотивов поступков героя.

Анализ романа «Герой нашего времени» на этом этапе знакомства с произведением говорит о том, что характер Печорина неоднозначен. Разобраться, что движет им, каков он в действительности, поможет только беспристрастный взгляд – и мы найдем его в дневнике Печорина. Дневник – личные записи, не предназначенные для чужого взгляда, автор всегда пишет для себя и потому откровенен. Теперь герой сам говорит о себе, и повествование объективнее, честнее и глубже, чем может быть любое другое – он исследует собственные поступки и убеждения.

«Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих».
«Чудесным рассказом» считал «Тамань» А.П.Чехов, «какая прелесть «Тамань!», – так оценивал ее И.Тургенев.

Перед нами – другой, незнакомый нам пока Печорин: он еще неопытен и совсем молод, его чувства живые и яркие, ему интересны люди, их жизнь и стремления, он смело идет в неизвестность. Повествователь журнала чуток к природе – ночной пейзаж похож на картину художника, так всё в нём точно и романтично. Его влечёт тайна слепого мальчика, тайна «нечистого» места, в котором он оказался, душа жаждет полноты жизни, счастья и красоты.

«Твердо решившись достать ключ загадки», вмешавшись в течение жизни «честных контрабандистов» в своем страстном желании войти в их мир, Григорий разочарован разгадкой.

Ундина, в которой «всё было обворожительно» и чьи «глаза, казалось, были одарены магнетическою властью», теряет свою привлекательность в глазах героя, коварно заманивая в ловушку и обманывая его надежды на любовь. Отважный и сильный Янко, который поразил воображение молодого человека, открывается ему с другой стороны. Романтическое представление о «буйной головушке» рассеивается, когда слышит Печорин, как рассуждает контрабандист о плате за труды, как скуп он в вознаграждении мальчика, видит, как бросает на произвол судьбы старуху и слепого, узнав об угрозе разоблачения. Перед нашим героем – реальная жизнь, и она оказывается не только привлекательной и волнующей, но прозаически суровой. «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? «Я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошел ко дну!»

«Герой времени» ведет себя смело и решительно, но действия его бесцельны. Нет поля для серьёзной деятельности, к которой он готов, которую ищет, и Печорин вторгается в чужие дела и жизни, попусту растрачивает свои силы. Очень точную характеристику дает герою В.Белинский, говоря «Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели».

Приобретенный в Тамани опыт горек, и Печорин старается заменить свои чувства равнодушием и отчужденностью к людям, с которыми мимолетно свела его судьба. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих», – таков итог исканий и чаяний автора журнала.

«Княжна Мери» в сокращении: дуэль

Оскорбленный Григорий вызывает Грушницкого на дуэль. Зная об уловке с пистолетами, просит Вернера быть его секундантом. Во время дуэли Печорин предлагает стреляться на краю обрыва, чтобы любое ранение было фатальным. Сделать первый выстрел выпало Грушницкому, и он ранит Григория в ногу.

Наступает черед Печорина. Он говорит, что его пистолет забыли зарядить, но второй секундант это отрицает. Грушницкий настроен раз и навсегда разрешить конфликт. Григорий стреляет и убивает соперника.

Узнав о дуэли, Вера признается мужу в чувствах к другому, и тот увозит ее из Пятигорска. Григорий получает от нее прощальную записку и понимает, что дорожит только ею, пытается догнать ее, но безуспешно.

Печорина снова переводят на службу на Кавказ, в этот раз в крепость. Перед отъездом он заходит к Лиговским. Княгиня благодарит его за спасенную репутацию дочери. Григорий просит о личном разговоре с Мери и признается, что никогда ее не любил и лишь смеялся над ней. «Я вас ненавижу», — отвечает княжна, после чего Печорин покидает город.

«Дуэль Печорина с Грушницким»: Wikipedia/М. А. Врубель

Печорин и «водяное общество»

Следуя за страницами журнала Печорина, мы видим героя в среде людей одного с ним круга. Многообразно раскрывается в повести «Княжна Мери» характер «героя времени», его психология.

«Отрадное» чувство появляется в душе Григория, когда он наблюдает за природой, вдыхает свежий воздух, оказавшись в Пятигорске: «зачем тут страсти, желания, сожаления?». Тем контрастнее воспринимаются события, происходящие с главным героем. Общество, в котором вращается Печорин, не является ему близким, люди вызывают иронию своим стремление «казаться», внешним лоском без внутреннего содержания. Но и само «водяное общество» не принимает молодого офицера, слишком отличающегося от всех.

Наше внимание среди других привлекает Грушницкий, давний знакомый Печорина: слишком непримирим герой в отношении к нему, а ведь порой он ведёт себя, как и юный офицер. Герои похожи, но и противоположны одновременно. Один из них стремится к показной деятельности, второй не находит себе достойной, один беспомощен и слаб – другой всемогущ в силе подчинения своей власти окружающих. Печорин находится в конфликте с обществом, и именно Грушницкий – часть это общества. Слабость характера – не порок, пока не приводит к подлости. Клевета, распущенная старым знакомым, ранит Григория Александровича, но жестоким делает его низость поступка человека, готового к обману на дуэли. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия», но «самолюбие и слабость характера» восторжествовали, оказались сильнее честности. Грушницкий погибает, но торжества победителя у Печорина нет, только горечь и пустота.

Но потому Печорин и «герой времени», что является частью эпохи, ему присуще постоянное раздвоение духа, тонкий самоанализ. Идя за принципом индивидуализма, Григорий Печорин создает собственную теорию счастья. «Первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха… Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость». Но и она не может сделать героя счастливым, нет ощущения превосходства и могущества в его душе. Мало того, размышляя о пустоте бытия, о не отпускающей скуке, Печорин приходит к выводу о цели, для которой родился и которую не смог постичь: «верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Увидев главного героя глазами Максима Максимыча, офицера-рассказчика, читая страницы журнала, мы, кажется, узнаем о нём так много, что постигли «историю души человеческой».

«Я люблю сомневаться во всем»

Сможет ли заключительная глава романа добавить к образу героя новые штрихи? Печорин и поручик Вулич, заключившие пари о том, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому заранее назначена роковая минута», очень похожи. Оба они замкнуты, с легкостью подчиняют себе людей, их волнует вопрос неизбежности судьбы. «Нет предопределения», – таково мнение Григория. Вулич же, человек страстей, убежден в другом.

Только теперь мы видим истинное убеждение Печорина: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает». И здесь Печорин верен своему времени – он готов пересматривать ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Печорин не идет следом за «людьми премудрыми», отвергает их веру. Сопоставляя предков и потомков, к которым относит себя, приходит к выводу о неспособности «более к великим жертвам для блага человечества». Веры нет, но нет и ничего, что можно было бы найти взамен. Остаётся одно: человек – сам творец своей судьбы, он может полагаться только на собственное «я». Индивидуализм Печорина берёт начало в безверии, он стремление ответить на вопросы о смысле жизни, предназначении человека.

Анализ произведения «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет углубиться и проникнуть в «историю души человеческой», понять характер и необыкновенность образа Печорина и самому читателю задуматься над вечными вопросами бытия.

Проблематика и герои повести «Княжна Мери»

«Герой нашего времени», как и «Евгений Онегин», относится к эпохе романтизма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что затронутые Лермонтовым и Пушкиным проблемы во многом совпадают:

Любовь и равнодушие, искренность и лицемерие

Сюжет анализируемой повести повествует о любовной драме, а образ княжны Мери помогает почувствовать ее глубже:

  • Лермонтов представил героиню неглупой, но тонкой натурой, это почти идеальный женский персонаж.
  • Однако Мери с ее искренними чувствами становится жертвой светской игры Печорина, неспособного на глубокую любовь.

Автор нарочно не показывает, как сложилась дальнейшая судьба девушки. Возможно, она, как и Татьяна Ларина, навсегда останется с разбитым сердцем. Или, наоборот, извлечет ценный урок и будет дарить любовь тем, кто действительно этого заслуживает.

Природу любви Лермонтов раскрывает через другого персонажа — Веру. Только она видела все достоинства и недостатки Печорина, принимала его таким, каков он есть. Главный герой поздно понимает это, хотя именно Вера могла изменить его и сделать счастливым.

Проблема «лишнего человека»

Как и Онегин, Печорин — человек умный и дальновидный, выделяющийся из своего общества. Эти черты приводят к тому, что оба героя разочаровываются в окружающих и жизни в целом. Они не видят смысла в стремлениях или живых чувствах, да и попросту не способны на них. Это и делает их «лишними людьми».

Здесь Лермонтов копнул глубже, чем Пушкин, и создал персонажа, который стал олицетворением своего времени. Тогда на смену деятельным декабристам, боровшимся за страну и свои идеалы, пришло апатичное поколение, которое больше не видело смысла в борьбе и своем существовании.

В итоге Печорин, как типичный лишний человек, остается несчастным. Автор намекает читателю: обрести счастье можно, только если найти смысл жизни.

Как видите, в повести «Княжна Мери» Лермонтов раскрывает читателю настоящего Печорина, а с ним и свои основные идеи, важные и в наше время.

«Герой нашего времени»: история написания, композиция, жанр

Идею для романа Лермонтов вынашивал долго. Известно, что на написание автора вдохновил «Евгений Онегин» Пушкина. После прочтения Лермонтов находился под таким впечатлением, что захотел создать нечто похожее — роман, который поразит современников и утвердит его как писателя:

Следующая цитата

«Княжна Мери» — одна из частей романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Эта глава дает читателю возможность заглянуть в глубины души главного героя Григория Печорина. Каков он на самом деле и способен ли на искреннюю любовь? Узнаете из краткого пересказа повести «Княжна Мери».

«Княжна Мери»: краткое содержание

Одна из последних глав романа о Печорине, написанная в форме личного дневника главного героя, называется «Княжна Мери». «Герой нашего времени» без этой части не раскрыл бы полностью видение автором главной проблемы: она раскрывает читателю истинную сущность главного героя.

Чтобы понять замыслы, которыми руководствовался Лермонтов, «Княжна Мери» обязательна для подробного изучения. Ее краткий пересказ читайте далее.

«Княжна Мери»: анализ произведения

«Княжна Мери» могла бы быть типичной светской повестью. В центре внимания автора — аристократия, их жизнь и ценности. Вот только Лермонтов затронул куда более глубокие темы в повести, и понять их поможет детальный анализ. «Княжна Мери» — часть романа «Герой нашего времени», ее разбор невозможен без анализа произведения целиком.

«Герой нашего времени»: жанр, композиция

Побывав в ссылке на Кавказе и увидев жизнь горцев, Лермонтов определил сюжет и замысел романа. Композиционно «Герой нашего времени» — череда хронологически не связанных повестей. Кроме предисловия, в роман вошли такие главы:

  • «Бэла»;
  • «Максим Максимыч»;
  • «Тамань»;
  • «Княжна Мери»;
  • «Фаталист».

Некоторые повести опубликованы еще до издания романа целиком. Но глава «Княжна Мери» впервые вышла уже во время публикации всего романа — в 1840 году.

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман. Автор глубоко раскрыл внутренний мир главных героев, в особенности Печорина. Лермонтов не зря расставил повести не в хронологическом порядке: повествование следует так, чтобы читатель постепенно открывал разные грани души Печорина.

В то же время каждая глава романа уникальна по своему жанру. В частности, «Княжна Мери» — это повесть в форме дневника.

Титульная страница первого издания «Героя нашего времени», 1840: Wikipedia/Типография Ильи Глазунова

Читайте также: