Анализ 7 главы евгения онегина с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
В огромной зале, среди людей, Онегин стоит один. Рядом с ним ни друзей, ни женщин. Он давно не был в столицах. Кто его знал – забыли, иные вовсе не были с ним знакомы. Но стоящий в стороне мужчина привлекал к себе внимание, о нем судачили.
В этой главе образ Татьяны восхитителен. С какой любовью, с каким почтением описывает Пушкин ее появление в этой зале:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок.
Такова характеристика Татьяны. И потому, как «по зале шопот пробежал», Татьяна и ее муж пользовались уважением в свете. Это уважение читается в следующих строках:
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
За два года в ней произошла удивительная метаморфоза. Из грустной, романтической уездной барышни она превратилась в светскую даму, настоящую леди, вызывающую восхищение общества.
И Онегин загорелся. Он моментально уехал с раута домой. Спал тревожно. Не мог поверить в то, что та самая девочка, которая писала ему, которая смотрела на него жадными и влюбленными глазами, сейчас была с ним «так равнодушна, так смела».
Наутро ему принесли записку. Князь приглашал его к себе на вечер. Вечером он раньше указанного в записке времени полетел к ней. Татьяна была одна. Где тот надменный Евгений, читавший ей когда-то проповедь. Рядом с Татьяной он потерял дар речи. Она, стараясь поддержать светскую беседу, задавала ему какие-то вопросы, на которые он едва отвечал.
Наконец, пришел князь, который по случайному стечению обстоятельств, был родственником и одновременно считался другом Евгения. Приехали остальные гости. На вечере у князя присутствовал весь цвет московского светского общества, велись разговоры на самые различные темы.
Но Евгений весь вечер наблюдал только за Татьяной. В последующие дни он часто встречался с нею в свете, старался бывать там, где бывала она. От любви он был болен, и врачи отсылали его на воды. Татьяна была с ним холодно учтива и не более.
Не зря же в свое время Татьяна читала французские романы, да 2 года вращалась в высшем свете. Она имела представление о том, как герои-любовники обольщают женщин. Евгений не был особо оригинален. Она, конечно, замечала его ухаживания и попытки соблазнить. Но пока он не выходил, за рамки приличий, она была учтива и приветлива с ним. Но не более.
Наконец, не выдержав мук ее холодности, он пишет ей письмо. Это письмо Онегина к Татьяне перекликается с ее письмом. Но Татьяна ответила молчанием. Он пишет второе письмо, третье. Ответа не было. И наконец,
После этой встречи Евгений заперся в своем доме, читал запоем. Но мысли его были рядом с Татьяной. Пролетела зима, весеннее солнце его вернуло к жизни, и первое, что он сделал, поехал к ней без приглашения и предупреждения. Татьяна была одна. Князь уехал на службу, или по своим делам, прислуга занята своей работой, и Татьяна могла позволить себе быть самой собой. Здесь он встретил Татьяну. Не светскую даму с холодным взглядом, а прежнюю Таню, которую он знал в деревне. Она держала в руках письмо. Пушкин не говорит, что за письмо это было, но можно было догадаться, что это письмо Евгения.
Приезд Онегина был неожиданным, и ей потребовалось какое-то время, чтобы придти в себя перед стоящим на коленях Евгением. Она припомнила ему, какой урок он ей преподнес, в саду, и тоже ответила ему тем же. Но это не было местью, платой за ту отповедь. Перед нею Евгений стоял на коленях, бледный, поверженный. Одного этого достаточно, чтобы насладиться местью. Но она не мстительна. Она искренна с ним, признается, что блеск и богатство охотно променяла бы на возможность оказаться в родной деревне, будь на то ее воля. Она говорит о том, что продолжает его любить, но она не позволит себе бесчестить имени мужа, давшего ей имя, титул и положение в свете. Она прекрасно понимает, что любовь Онегина – это не любовь к ней. Это – любовь к себе. Татьяна замужем, а значит, связь с нею ни к чему его не обязывает. Зато позор Татьяны «теперь бы всеми был замечен».
Последняя встреча Татьяны с Онегиным – это урок ответственности за судьбы людей, рядом с которыми мы живем. Урок для нынешних поколений. Татьяна на правах жены несет ответственность за честь и счастье мужа, с которым повенчана, и потому она говорит Онегину:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Онегин так и не женится, не проявит себя ни на службе, ни в искусствах. Это – первый литературный герой, которого критики причислят к лишним людям, бесполезным для общества.
Следующая цитата
В седьмой главе повествователь рассказывает о том, какие перемены произошли в семье Лариных после смерти Ленского и отъезда Онегина.
Ольга недолго горевала по убитому Ленскому. В деревню приехал молодой улан, и вскоре девушка выходит за него замуж и уезжает вместе с ним в полк. Татьяна очень тоскует, ведь она осталась совсем одна, без сестры и без любимого Онегина. Однажды, гуляя, Таня увидела барский дом, где жил тот, кто похитил ее сердце. Ее душа замирает, но все же она решается войти.
Все в доме напоминает о хозяине:
Уже поздно, и Татьяна покидает дом, попросив позволенья приходить сюда. Теперь она подолгу сидит в комнате Онегина, читает его книги, влюбляясь в него все больше, все глубже проникая в его мысли: Татьяне, наконец, кажется, что она его понимает.
Тем временем, в доме Лариных идет разговор о Татьяне. Мать желает «пристроить девушку», однако, Таня не хочет ни за кого идти замуж. Принимается решение везти ее зимой в Москву, «на ярманку невест». Татьяне не хочется расставаться с мирной деревенской жизнью. Она подолгу гуляет, прощаясь с родными сердцу просторами.
«Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…
Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?»
Все же, приходится уехать. Долгих семь дней длится переезд, и вот, наконец, вся семья в Москве, у старой больной тетки.
Татьяне все не в радость на новом месте. Она привыкла к широким просторам, природе, а каменные стены большого города чужды ей. Она боится предстать перед обществом.
Молодые девушки, которых Ларина встречает, находят ее «провинциальной», но очень «недурной», принимают ее в свой круг. Однако, Татьяна не спешит рассказывать новым подругам, что тревожит ее сердце, она по-прежнему замкнута и необщительна. Все разговоры кажутся ей «пошлым вздором».
Татьяна посещает балы, там она привлекает некоторое внимание, ее замечают, о ней говорят. Героине романа не нравится здесь, ей душно и одиноко, она хочет обратно, в свою деревню.
Но Татьяна не осталась без внимания, несмотря на свою нелюдимость:
«А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал».
В конце главы повествователь поздравляет Татьяну с победой (ведь она завоевала сердце генерала) и собирается вернуться к рассказу о жизни главного героя – Онегина.
Вы прочитали краткое содержание 7 главы «Евгения Онегина». Но краткий пересказ – все равно, что лишь запах вкуснейшего блюда. Читайте роман Пушкина в оригинале! Не пожалеете.
Следующая цитата
Сам стихотворный роман А.С. Пушкина принято считать энциклопедией русской жизни из-за присутствия в нем ярких и точных описаний русского быта 20-ых годов 19 века. В эпизоде праздника в доме у Лариных подобных описаний достаточно для того, чтобы воспроизвести обычаи и привычки поместного дворянства, к которому относились и сами Ларины.
Данному эпизоду именин предшествует несколько важных для сюжета событий: встреча Евгения с Татьяной, отправленное влюбленной девушкой письмо и объяснение с Онегиным, последовавшие за признанием, а также сон Татьяны. Главный герой оставил Ларину в расстроенных чувствах — отверг ее признание, не дав ни малейшей надежды на взаимность. После такого разочарования девушку ждало еще одно потрясение — жуткий кошмар, приснившейся ей после неудачного гадания. В своем сновидении Татьяна видела страшных существ, сидящих за столом с Онегиным и его столкновение с Ленским, которое привело к печальным последствиям и посеяло в душе героини тревогу и предчувствие какого-то рокового события. На своих именинах Ларина сталкивается с ожившим и искаженным кошмаром.
Но обо всем по порядку. В первых строфах данного эпизода Александр Сергеевич знакомит читателей с приглашенными к Лариным гостями, которых было достаточно много:
С утра дом Лариной гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях
Поэт дает исчерпывающие описания соседей Лариных, используя для этого всего несколько строк.
Пустяков с женой — сама фамилия толстяка указывает на его легкомыслие и поверхностность:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков
Гвоздин, обдирающий своих крестьян:
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков.
Многодетная семья с говорящей о воспитании и привычках фамилией:
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов
Также с гостями приехал француз Трике, в честь Татьяны спевший знаменитый куплет, универсальный, если заменить имя на подходящее к конкретному случаю:
Трике, догадливый поэт,
Его на свет явил из праха,
И смело вместо belle Nina
Поставил belle Tatiana
В такой манере Александр Сергеевич описывает всех гостей, приехавших на именины Татьяны. Здесь же и музыканты, приглашенные полковником, а значит, будет бал на радость молодежи.
Вдруг двери настежь. Ленский входит,
И с ним Онегин. «Ах, творец! —
Кричит хозяйка: – наконец!»
Попав в неловкую ситуацию Онегин выбирает самый неприглядный выход и решает отомстить Ленскому и взбесить его. Для этого он все оставшееся время флиртует с Ольгой, приглашает ее почти на каждый танец и всячески отвлекает девушку от жениха. Его поступок удивляет всех и приводит к желанному результату:
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его
Вскоре после отъезда Ленского покидает гостеприимный дом и сам Онегин, остальные гости остаются на ночь у Лариных. Усталость одолевает героев, весь дом быстро погружается в сон. Одна лишь Татьяна, неспокойная душа, продолжает бодрствовать:
Одна, печальна под окном
Озарена лучом Дианы,
Татьяна бедная не спит
И в поле темное глядит
Она по-прежнему поглощена своими чувствами, не спорит с внутренним смятением и тревогами, а отдается им, будто погружаясь в темное марево поля за окном. Ее сон практически сбылся, впереди — трагическая развязка. Поэт не открывает перед читателями мир переживаний девушки, но сама сцена говорит за нее: тревожное затишье перед бурей, к которой неизбежно приведут произошедшие события.
Следующая цитата
В предпоследней главе А.С. Пушкин не спешит возвращаться к повествованию, а уделяет внимание описанию весенней русской природы. Как и ранее, разделение истории лирическими отступлениями свидетельствует о прошествии между событиями определенного временного промежутка.
Окровавленная тень
Ему являлась каждый день
(Речь идет о «тени» Владимира Ленского, преследовавшей Онегина)
Не забывает Александр Сергеевич и о сестрах Лариных. Ольга довольно быстро пришла в себя и вскоре вышла замуж за улана, а после уехала с мужем-офицером в его полк. Образ Ольги в данном романе является портретом достаточно типичной для своего времени ветреной молоденькой девушки, каких было довольно много как по внешним, так и по духовным признакам.
В Москве Татьяне приходиться мириться с ежедневными смотринами и обедами у многочисленных родственников, она не в силах найти общий язык с ровесницами и остается одинока в свих переживаниях. Но, как и все юные и еще неокрепшие личности, Татьяна вскоре начинает приспосабливаться к новом окружению, меняется, растет, становится не только краше внешне, но и обретает духовное богатство и жизненный опыт. Она, не сумев влиться в общество поверхностных и милых дам, становится не огранённым алмазом среди них. Вскоре ее замечает генерал, который является наиболее выгодным вариантом для всей семьи Лариных. Девушке остается лишь принять его предложение. Заканчивается глава очередным авторским отступлением, которое словно подводит итог эпохи взросления Татьяны в Москве.
Итак, данная глава всецело посвящена жизни Татьяны Лариной, ее терзаниям, изменениям и маленьким победам над собой и окружением. Перед читателем вырисовывается портрет почти взрослой женщины, которая сумела сохранить внутреннюю силу и свою особую уникальность, которая не желает мириться с идеалами высшего света. Да, девушка в итоге подстроилась под них, но не приняла за истину всей жизни. Образ светской дамы для нее – лишь роль, которой выгодно придерживаться для душевного спокойствия, как личного, так и окружающих.
Читайте также: