Анаксимандр цитаты о человеке

Обновлено: 21.11.2024

Каждая вещь – либо первоначало, либо происходит из первоначала. Если вещь бесконечна, она не может иметь начала (в противном случае она должна иметь конец) и не может быть определенной, то есть ограниченной и конечной. Значит, первоначалом может быть только нечто бесконечное и неопределенное (по гречески: апейрон).

Следующая цитата

Небесные светила, в круговороте вокруг Земли, проходят не под Землей, а вращаются вокруг неё, подобно поворотам шапочки вокруг нашей головы, и если не видно этого, то из-за того только, что скрываются они возвышенными частями земной тверди

Для какой цели я должен беспокоить себя выискивая тайны звезд, постоянно имея смерть или рабство перед глазами?

Могучее море является вдохновителем облаков и ветров и рек.

Дыхание и воздух объемлют весь космос. Из них всё возникает и в них всё разрешается.

Воздух однорожден, недоступен чувствам и беспределен. Воздух не производил бы превращений, если бы не двигался, и обнаруживается только потому, что может быть холодным, тёплым, влажным и упругим

Так же как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и дыхание и воздух объемлют все мироздание.

Воздух — начало души, богов и божеств — прозрачная, невидимая субстанция

Воздух порождает все вещи, или своих «потомков», путём сгущения и разряжения.

Анаксимен Милетский (585 - 525 гг. до н.э) — последний представитель милетской школы. Ученик Анаксимандра. Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма — поиск естественных причин явлений и вещей. Как ранее Фалес и Анаксимандр, первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное. «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него всё возникает и к нему всё возвращается».

Следующая цитата

Беспредельное (айперон) есть всяческая причина всякого рождения и уничтожения.

Части изменяются, целое же неизменно.

Ни вода, ни земля, ни воздух, ни огонь не могут быть первоначалами природы, так как, превращаясь друг в друга, они перестают быть тем, чем были. Но это противоречит определению первоначала (быть неразрушимым и одинаковым для всех вещей).

Число миров бесконечно и каждый из миров (возникает) из этой беспредельной стихии.

Беспредельное есть начало сущего. Ибо из него все рождается и в него все разрешается. Вот почему возникает и разрешается обратно в то, из чего возникает, бесконечное число миров.

Трусливое презренно там молчанье, где осуждения нужны слова

Из единого выделяются заключающиеся в нем противоположности.

Вода, земля, воздух и огонь – начала природы противоположные друг другу по своим свойствам, находящиеся в вечном конфликте друг с другом.

Каждая вещь – либо первоначало, либо происходит из первоначала.

Бесчисленные небеса (миры) суть боги.

Все есть апейрон» означает, сколько начал (стихий) из апейрона возникает, столько в него и возвращается.

Первые животные родились во влаге и были покрыты колючей чешуей; по достижении известного возраста они стали выходить на сушу и там, когда начала лопаться чешуя, они в скором времени изменили свой образ жизни.

Из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время.

Апейрон не может ни возникнуть, ни исчезнуть. Он – всеобщий принцип динамического равновесия противоположных начал природы

Анаксимандр Милетскй (610 - 547 вв. до н. э) - древнегреческий философ, представитель Милетской школы. Автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе». Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Высказал идею происхождения человека от рыб.

Следующая цитата

АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ –отрицательная частица и πέρας — конец, предел) — термин древнегреческой философии веденный Анаксимандром (570 — 485 до н. э.), означающий «бесконечное»; неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.

Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия «архэ», то есть до первоначала, субстанции, того, что лежит в основе всего сущего. Поздний доксограф Симпликий, отделенный от Анаксимандра более чем тысячелетием, сообщает:

«Анаксимандр первый назвал началом то, что лежит в основе».

Такое начало Анаксимандр нашел в некоем апейроне. Тот же автор сообщает, что Анаксимандр учил [ДК 12(2) А 9] :

Читайте также: