Алихан нурмухамедович букейханов цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Қазақ-ау! Түзуің бірігіп жұрт үшін қам ойлайтын кез келген жоқ па?!

Ілмектер: қазақ, ел, жұрт, нақыл, афоризм, қанатты сөздер Әлихан Бөкейханов

Алыспаған, жұлыспаған бостандық атына мінбейді, бұғаудан босамайды, ер құлдықтан, әйел күңдіктен шықпайды, малына да, басына да ие болмайды!

Ілмектер: Әлихан Бөкейхан, Қыр баласы, бостандық, құлдық, күңдік Әлихан Бөкейханов

Крестьяндарды қазақ даласына үйіп-төгіп қоныстандыра берсе, тың жердің түгел жыртылары хақ. Ал қазақ даласы тыңынан айрылған соң, тұлдырсыз бедеу қалады да, егін өспейтін болады. Қазақ даласының тамаша шүйгін жайылымдарының топырағы көкке ұшқан соң, дала шөлге айналады, сөйтіп, крестьян айтақырға отырып қалады, ал жайылымнан айрылған қазақ әбден азып-тозып, ақыры жаңа тұрмыстың жағдайымен пролетариат қамытын киіп, тау-кен заводтарына, қалаға кетеді

Ілмектер: қазақ даласы, саясат, Әлихан Бөкейхан, пролетариат Әлихан Бөкейханов

Следующая цитата

Фото:atso.kz

Авторский блог Ерлана Арына, профессора, академика НИА РК, общественного деятеля

Одной из знаменательных дат текущего года стало 155-летие великого сына казахского народа Алихана Букейханова. Личность Алихана Букейханова слишком неординарна, чтобы ограничивать ее узкими рамками историографии, окрашенными в черные или розовые тона.

Он жил, творил, боролся, совершал открытия в эпоху перелома двух миров, великих авантюр и идей, бурь и революций, братоубийственных войн и террора, больших надежд и горьких разочарований. Сливаясь с нею в общем историческом фоне, он в то же время был одним из ее творцов, который понимал ее по-своему, и часто с большей долей проницательности, чем его многие современники. Он никогда не нуждался в историческом культе и громогласном восхвалении, потому что был противником всяческих культов.

С самого рождения на Алихана были наложены определенные моральные и социальные обязательства, которые касались его происхождения как представителя высшей казахской аристократии и прямого потомка Чингизхана.

Отличные успехи в учебе и безупречное поведение, полученное им превосходное образование предопределили его становление как публициста и ученого. Русско-казахская средняя школа и сельскохозяйственная школа в Каркаралинске, Омское техническое училище и Санкт-Петербургский лесотехнический институт стали фундаментом профессиональной и политической деятельности одаренного молодого человека.

Санкт-Петербург для многих представителей интеллигенции того периода, в том числе и для Алихана Букейханова, представал не только как город - своего рода культурное и научное Эльдорадо, но и как город политического свободомыслия. Именно поэтому, находясь в Северной Пальмире, он стал активным участником митингов и политических собраний, в которых шлифовалось его политическое "я". Идея либеральной демократии захватила его, и он вступает в ряды партии Народной свободы. После окончания в 1894-м году института Алихан Букейханов не только прошел "первый курс политической школы", но и сформировался как перспективный ученый-исследователь.

Наиболее наглядно это проявилось во время работы по исследованию его родного Каркаралинского уезда вместе с Мажитом Чумбаловым, Иваном Гусевым, Сатыбалдиным и участия в экспедиции, которой руководил Федор Щербин. На этом этапе ярко раскрываются многогранные аспекты его таланта как прекрасного знатока этнографического быта, традиций и культуры казахского народа.

Прогностичность его экономических взглядов получила оформление в труде "Овцеводство в степном крае", который был опубликован в 1904 году. Алихан Букейханов подвергает жесткой оценке дискриминационный и несправедливый характер переселенческой политики царского правительства, при этом акцентируя внимание на проблемах экологического порядка, что по тем временам было достаточно необычно. В частности, почти за сто лет до массового освоения целинных земель он предупреждал о катастрофических экологических последствиях в случае их распашки, что в конечном счете и произошло на практике.

Что касается политического роста Алихана Букейханова, то одним из самых переломных моментов в его жизни был 1905 год, который определил траекторию его становления как крупного политического деятеля. Неудавшаяся революция дала казахской интеллигенции мощный импульс к действию, который вылился в знаменитую встречу на Кояндинской ярмарке 26 июня 1905 года и принятие на ней Каркаралинской петиции. В составлении петиции принял самое активное участие и Алихан Букейханов. Этот документ можно назвать манифестом о независимости казахского народа.

Бурная политическая деятельность Алихана Букейханова сопровождалась чередой побед и неудач. Арестованный в начале 1906 года, через четыре месяца он выходит из тюрьмы в качестве избранного депутата первой Государственной Думы. Трибуна Государственной Думы им была использована для институционализации и решения коренных проблем степняков и в первую очередь переселенческого и земельного вопросов, поднятия образовательного и культурного уровня "туземного" населения. Но все его попытки оказались тщетными. А сама Дума в 1907 году была распущена, и ее депутат Алихан Букейханов получил статус "неизбираемого", лишенного права участвовать в выборах. Однако это его не останавливает и, более того, подстегивает к еще более активной и бурной общественно-политической деятельности.

Из-под его пера выходят знаковые публикации-размышления, названия которых говорят сами за себя: "Третья Дума и казахи", "К казахскому народу", "Думские партии", "К сыновьям Алаша", "Август Бебель", "Киргизы". Главной трибуной для него стала газета "Казах", в создании которой вместе с ним принимали участие Ахмет Байтурсынов и Мыржакып Дулатов. Кто мог знать, что судьба в будущем разведет их в противоборствующие лагеря. Но уже тогда он казахскую интеллигенцию делил на две группы: пантюркистов и западников. Очевидно, что активное участие Алихана Букейханова в деятельности партии кадетов подсказывает его отношение к западникам.

Заметное и авторитетное положение крупного политика предполагало в тот период соблюдение определенного стиля политического общения. Поэтому вхождение Алихана Букейханова в масонское братство не вызывает большого удивления или какого-то порицания, ибо масонские ложи того времени, по сути, были типичными политическими клубами, своеобразными английскими котериями.

Наверно, неслучайны были в этой связи его три таинственные встречи с членом масонской ложи "Полярная звезда", будущим главой Временного правительства Александром Керенским в 1911 и 1915 годах. Однако это не оправдало его надежды на поддержку с их стороны вопросов казахского самоуправления, и, более того, его взгляды переросли в непринятие ряда программных положений партии кадетов. Он принимает решение о выходе из партии. Этим шагом была закрыта одна из главных страниц в его политической деятельности.

1917 год ознаменовался появлением на политической арене партии "Алаш". И уже в декабре того же года Алихан Букейханов избирается председателем правительства "Алаш-Орды". Политическая деятельность Алихана Букейханова фактически формирует фундамент государственного обустройства казахской степи, предвосхищает будущее независимого Казахстана.

Усиление позиций советской власти не только раскололо на две группы лидеров "Алаш-Орды", но и вынесло приговор как самому правительству, так и его активным членам. Принятая большевиками амнистия алашординцам стала для них "политической казнью". Алихан Букейханов так и не стал для новой власти "товарищем", неся на себе печать "националиста".

Научная, издательская и переводческая деятельность, экспертные консультации по вопросам Востока, работа в Центральном музее литературы в Москве, все попытки советской власти стереть политическое имя выдающегося государственного деятеля не притупили к нему народную любовь и его общепризнанный авторитет.

С 1922 года он дважды арестовывается и обвиняется в контрреволюционной деятельности, и все это делается с целью заставить замолчать, предать забвению его честное имя. То, что не удалось сделать в двадцатых, советской власти удалось в тридцатые. В тридцать седьмом году он обвиняется по статьям как "враг народа", и это несмотря на то, что ему шел тогда уже 71-й год. В сентябре того же года он был расстрелян, но до сих пор точно неизвестно, где его могила. Есть предположение, что он похоронен на Калитниковском кладбище.

Но забвение не коснулось его имени. Память о нем сохранилась в казахском народе.

Алихан Букейханов боролся за свои идеи и погиб за них, как многие другие выдающиеся представители казахской интеллигенции. Но, погибнув, он остался победителем, так как его надежды, мечты и идеи, связанные с созданием казахской государственности, воплотились в реальность.

Следующая цитата

Использование в юмористическом видео для TikTok предсмертной фотографии общественного деятеля, одного из лидеров партии "Алаш" Алихана Бокейханова вызвало возмущение у казахстанцев, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Одним из первых в Казнете видео с использованием фото исторической личности заметил автор Instagram-страницы "Неизвестный Казахстан" Диас Камериданов.

"Я, конечно, не против современных трендов, но ведь должны же у нас быть какие-нибудь сакральные вещи, которые нельзя трогать. Кстати, эта последняя фотография нашего лидера Алихана Бокейхана была сделана в Бутырской тюрьме, незадолго до расстрела. К сожалению, выросло целое поколение, для которых чужды и незнакомы идеи "Алаш". И это не только про молодежь. А вы как считаете? Допустимы ли такие приколы?" - обратился автор.

Похожее видео было сделано также с портретом другого казахстанского общественного деятеля и ученого - Ахмета Байтурсынова.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Видео вызвало широкое обсуждение в Сети. Ниже представлены несколько комментариев пользователей:

"Абсолютно недопустимо! Давайте уважать наших предков! Ваши лайки того не стоят! Остановитесь, молодежь!";

"Прикол приколом. Но над такими личностями они недопустимы";

"Честно, это недопустимо. Полностью согласна, что должны быть неприкосновенные вещи, понятия";

"Нет и нет. Понимаю, влияние Европы, 21 век, TikTok, но мне даже стыдно смотреть такие вот ролики. Эти люди ведь отдали свою жизнь не просто так. Я очень сильно хочу, чтобы у нашего поколения появилась хоть капля уважения к своим предкам, но, как мы видим, увы";

"Че тут такого? Я не пойму, не живите тогда в интернете вообще, живите в степи! Нытики!";

"Я думаю, хоть так популяризировать среди молодежи таких знакомых людей. Они будут знать их в лицо. А там ради любопытства прочитают информацию о них".

Корреспондент Tengrinews.kz связалась с администратором страницы "Неизвестный Казахстан" и поинтересовалась его мнением об использовании фотографий политических деятелей, которые защищали права казахского населения на землю, самоуправление, сохранение национального языка и культуры.

Автора популярного паблика заметил, что не обратил бы внимание на видео, если его создатели использовали бы другую фотографию Алихана Бокейханова.

"Я все понимаю, современные технологии. Как-то привлекли внимание молодежи к истории, его персоне. Но сама фотография была предсмертной, сделана незадолго до его расстрела для личного дела. История этой фотографии болезненная, человека пытали, мучили, выбивали показания", - поделился мнением Диас Камериданов.

"К сожалению, большинство людей не знают, кто такие Алихан Бокейхан, Ахмет Байтурсынов и что они сделали для страны. Повторюсь, фотография очень тяжелая, особенно для людей, кто интересуется (историей Алаш Орды. - Прим.).

Я подумал, что молодые ребята скачали первое попавшееся фото. Возможно, они сейчас сожалеют. С другой стороны, сколько людей узнали об истории данной фотографии. Я считаю, что в обществе должны быть темы, над которыми шутки неуместны, например голодомор, репрессии. Выставлять такие темы в юмористическом тоне неуважительно к людям", - считает Диас Камериданов.

Он также поделился результатами своего эксперимента. Пройдя по улице Алихана Бокейханова, он спрашивал у людей, знают ли они, в честь кого названа улица.

"Мы опросили около 30 человек, и только один смог ответить, кто такой Алихан Бокейхан. Даже не смогли ответить, что он политический деятель или писатель. Я не требовал фактов. Эти два фактора - фото и незнание его биографии - побудили написать такой пост в Instagram", - добавил Диас.

Казахстанцы распространяют в Сети призывы не использовать фотографии исторических личностей с юмористическим подтекстом.

Алихан Бокейханов 26 июля 1937 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 27 сентября 1937 года его осудили к высшей мере наказания по сфальсифицированным обвинениям в "организации и возглавлении контрреволюционной организации в Москве и Казахстане" и "японофильстве". В тот же день он был расстрелян и похоронен на Донском кладбище в Москве.

Ахмет Байтурсынов - государственный, политический деятель, ученый, просветитель, поэт, публицист, реформатор национальной письменности, основоположник казахской лингвистики и литературоведения. Один из основоположников движения "Алаш". 8 декабря 1938 года Байтурсынов был расстрелян.

Движение "Алаш" - национально-освободительное движение против колониальной политики Российской империи в первой четверти ХХ века.

Следующая цитата

1866 жылы 25 наурызда Семей облысы, Қарқаралы уезі, То­қы­рауын болысының 7-ші ауылында дүниеге келген. Бұл қазіргі Қарағанды облысының Ақтоғай ауданындағы бұрынғы Қаратал кеңшарының жеріне қарасты, 1992 жылы Ақтоғай аудандық кеңестің шешімімен Ә.Н. Бөкейханов есімі берілді.

Қоғам және мемлекет қайраткерлері қатарындағы аса ерекше тұлға ретінде танымал Ә.Бөкейхановтың 150 жылдығына арналған көптеген іс-шаралар Қазақстан Республикасы Ішкі істер министрлігінің Шырақбек Қабылбаев атындағы Қостанай академиясында күндізгі оқыту факультетінің 3 курс курсанттарына Әлихан Бөкейханның өткен сара жолдары туралы «Алашорда», «Алаш туралы сөз» атты «Қазақтелефильмі» көрсетілді. Курсанттар зейін қоя, фильмді бір адамдай көріп, тамашалады.

Қорытындылай келе, қалам ұстаған қазақтың ұл-қызы, Әлихан Бөкейханның ісі мен өнегесін Азат Алаштың жадында қайта жаңғыртып, 150 жылдығын ұлы-дала төсінде ұлан-асыр той етіп өткізуге ұйытқы болу бәріміздің ортақ, қасиетті парызымыз!

Марат Қабылдин
3 курс бастығының орынбасары
полиция старшинасы

Алихан Нурмухамедович Букейханов – видный общественный и государственный деятель, организатор и лидер национально-демократической партии «Алаш», глава первого казахского национального правительства Алашорда, ученый, талантливый публицист.

Согласно Плана празднования 150-летия руководителя партии «Алаш» и общественного деятеля А. Букейханова на 2016 г, кураторами кафедры административного права и административной деятельности, 21 февраля 2016 г в Актовом зале организован просмотр документального видеофильма «Алихан Букейханов аристократ духа» для курсантов 2 и 3 курса ФОО.

Азамат Мукажанов
куратор 101 учебной группы
капитан полиции

Шынар Токтаргожина
куратор 212, 213 учебной группы
капитан полиции

Ержан Хакимов
куратор 308 учебной группы
капитан полиции

И в заключении считаю, что подобные кураторские часы являются познавательными и хорошо влияют на курсантов и их взгляды на мир, и историю Республики Казахстан.

Сауле Новотеева
куратор 215 учебной группы
капитан полиции

Читайте также: