Алешкино сердце шолохов анализ с цитатами

Обновлено: 22.12.2024

Современная школьная программа по литературе предлагает учителю и учащимся немало произведений с особой эстетикой: рассказы А.Платонова, А.Г.Алексина, Л.Н. Андреева, А.И.Приставкина. Произведения этих писателей объединяет стремление авторов правдиво, подчас реалистично и жестко, показать мир, в котором есть место смерти, голоду, войне, обману, предательству, и не всегда ребенок, герой произведения, столкнувшийся с этими реалиями мира, встречает милосердие, сострадание, помощь. Дискуссии педагогов, поддерживающих изучение таких произведений в школе, и противников знакомства детей с неприглядной реальностью человеческого существования, как правило, находят точки соприкосновения только в одном: если в школу приходят произведения эмоционально сложные, неоднозначные в трактовке, то к их изучению и анализу в первую очередь должен быть готов учитель.

Рассказ М.А. Шолохова «Алешкино сердце» в рамках регионального компонента, обязательного в любой авторской программе по литературе можно предложить к изучению в 7 классе. Сложна, многопланова, экспрессивно многообразна стилистико-речевая структура шолоховского рассказа, он не оставляет равнодушным читателей, однако требует тщательной работы над тем, как и почему этот рассказ оказывает сильное эмоциональное воздействие на читателя.

Название рассказа – яркий ключевой образ, который появляется уже в первом абзаце и проходит до последних строк: «На полвершка от сердца попал тебе осколок гранаты… А теперь мы тебя вылечили, пускай сердце твое еще постучит…». В первом абзаце используются автором и другие не менее яркие образы: засуха, голод, смерть, степь, ветер, мужицкие слезы.

Картины, открывающиеся читателю, одновременно завораживают и потрясают: повествование идет неторопливо, мелодика фраз («два лета подряд засуха …вылизывала», «два лета подряд ветер дул»), обилие олицетворений подчеркивает трагичность описываемых событий: «следом шагал голод», «идет», «душит людей», «стиснет насмерть». Голод, безглазый человек, идет «бездорожно», «шарит руками по поселкам, хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце». Образ главного героя рассказа постепенно (поступательно) раскрывается автором через портретную зарисовку, через показ отношения Алешки к окружающему миру, через воспоминания о материнских словах (сравнение с отцом), через несобственно прямую речь Такие переключения авторского повествования в план героя без формального изменения субъекта речи выдают присутствие Алешки, его мировосприятие.

Зримо передает автор внешний вид длительно голодающего подростка, его постоянное желание наесться. Нежданная и настоящая радость для Алешки – «еще теплый трупик жеребенка», «теплый, парной от крови». «До последней тоненькой кишочки» собирает Алешка трупик. «Объевшись волокнистого мяса», умирает сестренка, «младшая, черноглазая», Нюратка. У Алешки с матерью нет сил похоронить девочку, ее тельце и «курчавую головку» родные лишь «слегка прикидали землей». «Редкий конденсат жути» (С.Г. Семенова) обрушивается на голодающую семью Алешки: умирает младшая сестренка, через неделю соседка Макариха, «баба ядреная и злая», убивает старшую сестру Алешки Бросив в колодец, «торопливо прикидала землей». Настойчиво повторяющийся образ «земля», не принимающая, как должно быть по христианскому обычаю, умерших, вызывает в памяти строки начала: сухая степь, выжженные засухой поля, глаза мужиков, чьи слезы сушит жестокий ветер.

Рассказ построен на строгом временном соотношении происходящих событий («два лета подряд», «к вечеру», «неделя прошла», «на другой день», «дня три пожил – освоился»). Это придает рассказу достоверность, конструктивность, реалистичность.

В рассказе используется и традиционный для творчества М.А.Шолохова прием воспроизведения запахов, ароматов окружающей природы. Ночь, когда решается Алешка на воровство, пахнет «земляной сыростью, крапивным ветром и дурманным запахом собачьей бесилы». Эти запахи напоминают запах земли, брошенной Макарчихой в колодец. Клубящиеся собаки, рвущие в пыльной земле розоватое мясо (трупик жеребенка или «середку» черноглазой Нюратки»), рождают ощущение безнадежности, безысходности. Как пишет С.Г.Семенова, неприятный спектр запахов начинается там, где на страницах рассказа проявляется «трупная изнанка человеческой плоти». Тошнотворно «воняет» от Алешки, от «круглой гноящейся раны», в которой «из сукровицы кажут острые головки черви». Неприятный запах и у ночи, в которую тихо, почти обреченно идет Алешка к воротам Макарчихиного двора. Воровство не свойственно Алешке, но голод сильнее, и он, «прислушиваясь к ударам тарахтящего сердца, не передыхая пил из кувшина молоко» до тех пор, пока «комом упала Макарчиха в погреб».

Макарчиха – неоднозначный персонаж, построенный на контрасте внешней религиозности и внутреннего зверства: под Троицу пытается убить Алешку, потом, принарядившись, входит к Алешкиной матери в дом, «на светлый образ … истово» крестится. Этот образ рисуется автором несколькими яркими деталями: желтый платок, «ядреная и злая», «перекрестилась истово». Образ Макарчихи перекликается с образом Алешкиного «благодетеля» Ивана Алексеевича, с его зубами ядреными и желтыми, с его твердой убежденностью, что пригрел мальчишку он «Христа ради». Ни жалости, ни сочувствия, ни милосердия не дождался Алешка ни от соседки, ни от односельчан, ни от попа, несшего домой, видимо ради праздника, «пироги и солонину». Спас его очкастый политком Синицын, заставший Алешку в сарае, где «из щелей струею желтой сочится хлеб». Желтый цвет с этого момента обретает свое идеальное вещественное воплощение: хлеб, зерно, которое голодный Алешка пригоршнями бросает в рот; пареная пшеница, подсолнечное масло, которыми кормит политком Алешку.

Два центральных момента рассказа требуют особого внимания учителя и учащихся: это эпизод, в котором Алешка рассказывает о пулеметах Синицыну, и эпизод, в котором Алешка телом накрывает гранату. При анализе первого эпизода необходимо помнить, что не месть хозяину за побои толкает Алешку в контору: «сердце у Алешки простецкое, сроду ни на кого не серчал», «доброе Алешкино сердце, ему ли на хозяина злобиться, коли тот ему кусок дал?». Понимая, что означают приготовления Ивана Алексеевича, почему у очкастого на поясе появилась кобура «с ремнем витым и блестящая штука, на бутылку похожая», вспоминая, видимо, прочитанное в клубе, после которого «долго ворочался на рваной дерюжке», решает Алешка, «придерживая руками барабанящее сердце», предупредить о готовящемся нападении банды человека, спасшего его от голодной смерти.

Во втором эпизоде, Алешка, увидевший в дверном проеме «девчонку лет четырех», женщину, заслонившую собой дочь, понимает, что не может и не должен бросать гранату, «на гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонными закрыл».

Поступок Алешки объясняется автором народной приметой: «зубы у Алешки большие и редкие, а у кого зубы редкие, у того и сердце мягкое». Важно, что и очкастый понял - не бросит Алешка гранату, потому и метнулся к нему, «пинком ноги отбросил его, с перекошенным ртом мгновенно ухватил гранату, швырнул ее в сторону». Изображение поступка подростка, пережившего голод, смерть матери и сестер, отчужденность односельчан, но пожалевшего незнакомую женщину с ребенком - это выражение гуманистической сущности автора, его веры в человечество.

В сюжетную логику рассказа включен художественный прием авторских акцентов (детали, зеркальность ключевых образов, диаметральность эпизодов, лексические повторы, однотипные синтаксические конструкции). Они позволяют отметить переживания героев, понять, что происходит в их душе. Внимательный читатель отметит, как два раза в тексте рассказа смеется Алешка: когда увидел «трупик» жеребенка («рядом сидит Алешка, … и смеется, смеется…», и «когда очнулся… увидал над собою зеленое – от бессонных ночей – лицо очкастого», почувствовал себя живым); два раза Алешку называют ласково, по-домашнему Леней (мать и Синицын); два раза решается Алешка на воровство (погреб Макарчихи, и хлебный амбар); два раза в мучительном чувстве тревоги бледнеет Синицын (когда слышит простой рассказ Алешки «меня Макарчиха убивала, а теперь жарко, и в голове черви завелись» и когда понимает, что нельзя гранату в хату кидать, да и не бросит ее Алешка).

Одной деталью, повторяющейся часто, противопоставляет автор двух людей, принявших участие в судьбе Алешки - Ивана Алексеевича и Синицына - очкастого заготовителя из конторы Донпродкома. И тот, и другой улыбаются Алешке: «успел доглядеть … улыбку, совсем не сердитую», «ощущал на себе пытливо-ласковый взгляд», «улыбался… по спине похлопывал», (Синицын), «смотрит на Алешку улыбчиво», «знай похаживает с ухмылочкой по двору» (Иван Алексеевич). По поступкам этих персонажей легко определить их отношение к Алешке. Неслучайно и последние слова рассказа (возвращающие нас к началу, к образам безглазого человека-голода и мужицких слез) о том, что больше всего поразило Алешку: «никогда раньше не видал: две небольшие серебристые слезинки и кривую, дрожащую улыбку».

Синтаксические «стоп-кадры» (односоставные нераспространенные предложения) обращают внимание читателя на эмоционально значимые моменты, на сюжетно важные повороты: «Очкастый пружинисто вскочил на ноги… Бежали. У Алешки во рту горечь и сушь, сердце не умещается в груди»; «Под навесом сарая – полевая кухня, две патронные двуколки, а у амбаров - шаги и нечищеные жала штыков. Охрана»; «В заготконторе вторая дверь по коридору направо с надписью: «Помещается политком Синицын!» Вошли»; «Здорово живешь, Анисимовна! Тишина. У Анисимовны рот раззявлен криво, мухи пятнают щеки и глухо жужжат во рту».

Ранние рассказы М.А.Шолохова в большей степени, чем иные классические произведения советской эпохи, требуют внимательного прочтения. Лаконизм, «сжатость» стиля, скрытое эмоциональное присутствие автора определяют объективность и психологизм в изображении героев, прямо связанных с выявлением авторской позиции. Рассказ «Алешкино сердце» поражает натуралистическим изображением смерти и голода, однако показывает человеческую жизнь такой ценностью, ради которой можно пожертвовать собственной. Поэтому и название рассказа воспевает сердечность даже в самых нечеловеческих и страшных обстоятельствах.

Рассказ опубликован в «Журнале крестьянской молодежи» 31 марта 1925 года, № 5, под названием «Алешка», а затем отдельным изданием в Госиздате (1925 г.), затем вошел в сборник «Донские рассказы» («Новая Москва», 1926 г.) и «лазоревая степь» («Московское товарищество писателей, 1931 г.). рассказ подвергался редакторской обработке в журнальном издании, где была изменена композиция рассказа: финал звучал оптимистически. Алешку принимают в комсомол на комсомольском собрании. Политком Синицын «подходит к Алешке, прижавшумуся возле окна, и долго и горячо под неумолчные крики ребят жмет ему руки». В сборнике «Лазоревая степь» редактор В.М. Кудашев тоже изменил конец рассказа: Алешка не бросает гранату, увидев ребенка на руках бандита и услышав крик: «Сдаемся! Не стреляйте!». В окончательном варианте рассказа, который вошел во все собрания сочинений, Алешка лег на гранату животом, «лицо ладонями закрыл», а осколок «на полвершка от сердца попал» Алешке в грудь. Финал рассказа трудно давался писателю. В архиве ИМЛИ имени А.М. Горького хранится рукопись рассказа «Алешкино сердце», в котором отразились трудности в поиске завершения» На гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонями закрыл, и не слыхал ни грохочущего гула, ни стонущего крика очкастого, не видел, как над канавой, поросшей рыжим бурьяном и крапивою, взметнулся огненный столб, но очкастый метнулся к Алешке, пинком ноги отбросил его, с перекошенным ртом мгновенно ухватил гранату, швырнул ее в сторону, а через секунду над садом всплеснулся огненный столб; услышал Алешка грохочущий гул, стонущий крик очкастого и почувствовал, как что-то вонюче-серое опалило ему грудь, а на глаза навалилась густая колкая пена». Шолохов завершает рассказ трагическим концом, а редакторы делали то, что велела им совесть и обстановка.

Ряд шолоховских рассказов («Нахаленок», «Жеребенок») учителя Дона включают в программу 5,6 классов, а семиклассникам в заключение урока мы рекомендуем познакомиться и с другими произведениями из «Донских рассказов»» «Родника», «Лазоревая степь», «Чужая кровь», обогащающими школьников историческими представлениями, многообразием языка, воспитывающими гуманистические чувства, развивающими навыки художественного восприятия и умения анализа текста.

1. Дворяшин Ю. А. Глаза как зеркало движения жизни в романах М. А. Шолохова / Ю. А. Дворяшин // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 13–17. (Соотношение описания глаз и взгляда персонажей романов М. А. Шолохова с их характерами и душевным состоянием)

2. Дворяшина Н. А. Мир детства в творчестве М. А. Шолохова / Н. А. Дворяшина // Литература в школе. – 2007. – N 12. – С. 5–8. (Детская тема в рассказах М. А. Шолохова "Шибалково семя", "Двухмужняя", "Пастух", "Нахаленок", "Обида", "Алешкино сердце" и "Судьба человека")

3. Муравьева Н. М. Мир детства в рассказе М. А. Шолохова "Нахаленок" / Н. М. Муравьева // Литература в школе. – 2006. – N 3. – С. 22–23. (Детская тема в "Донских рассказах" М. А. Шолохова. Образ Мишки в рассказе "Нахаленок". Литературный анализ рассказа)
4. Палиевский П. Шолохов сегодня / П. Палиевский // Литература в школе. – 2005. – N 2. – С. 12–13. (Значение творчества М. А. Шолохова для русской литературы 20 века)

5. Семенова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию – М.: ИМЛИ РАН, 2005.

Следующая цитата

Произведение входит в состав сборника коротких новелл писателя, названного «Донскими рассказами».

События произведения происходят на небольшом хуторе в период установления большевистской власти в донских краях в годы страшной засухи, последствием которой становится наступление повсеместного голода.

Главным персонажем рассказа является Алешка, представленный писателем в образе четырнадцатилетнего подростка, сумевшего преодолеть голодное время, остаться в живых и не растерять истинные человеческие чувства по отношению к окружающим людям.

Алешка описывается в рассказе в качестве мальчишки, имеющего большой обвислый живот, пухлые ноги, запавшие глаза, гноящиеся десны и качающиеся зубы. Мальчик отличается сухой кожей, обтянутой возле ушей, носа, скул и подбородка как сохлая вишневая кора.

Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг изображения событий, происходящих в жизни Алешки в борьбе за собственное выживание и своей семьи, состоящей из матери и двух сестер.

В этой жестокой борьбе, в которой семья около полугода не знает, что такой хлебный кусок, мать не может подняться с кровати, а маленькая сестренка умирает, наевшись волокнистого мяса умершего жеребенка, Алешка остается в одиночестве, поскольку и старшая сестра по имени Полька оказывается забитой до смерти зажиточной соседкой Макарчихой из-за украденной у последней тарелки пустых щей. Подростка окружают жестокие, черствые люди, не чурающиеся убийства человека, представленные в образах Ивана Алексеева, хозяина Алешки, нещадно эксплуатирующего малолетний труд, а также местного попа, нежелающего подать несчастным детям даже самую малость.

Помощь Алешке приходит со стороны молодого политкомиссара Синицына, при этом мужчина оказывает поддержку мальчику не только в виде предоставления пищи, но и защиты от озлобленных людей, тем самым вызывая в душе Алешки чувство благодарности к советской власти. Именно поэтому Алешка в свою очередь стремится помочь и большевикам, сообщая Синицыну о планируемом нападении на донскую станицу бандформирования, смело участвуя в боевых действиях, совершая подвиг в виде спасения женщины и ее ребенка.

Несмотря на пережитые страдания и боль, Алешка в душе остается чистым, простым, добрым и бескорыстным мальчишкой, неспособным на проявление жестокости и злобы. Писатель усиливает повествовательное содержание, а также характеризуя главного персонажа ярче и четче путем использования в тексте рассказа выражений, описанных в желтых оттенках, тем самым акцентируя внимание читательской аудитории на обобщенном образе хлеба, являющегося самой дорогой вещью в человеческой жизни.

Финал рассказа оказывается трагическим, поскольку Алешка совершает настоящий человеческий подвиг в виде спасения невинных людей, накрыв своим телом еще неразорвавшуюся гранату, тем самым проявив себя как истинный патриот своей родины, готовый пожертвовать своей жизнью ради благополучия беззащитных людей.

Анализ 2

В рассказе «Алёшкино сердце» из сборника «Донские рассказы» М.А.Шолохова читателям предлагается перенестись в донскую степь, переживающую сложное военное время начала XX века. Как и во всём своём творчестве, автор старается показать глобальные события через призму отношений между людьми в небольшом, практически замкнутом пространстве.

Действия разворачиваются на Дону, когда во всей стране бушует Гражданская война. Советской власти требуется зерно, чтобы прокормить всю страну. Но в придонских степях засуха, продолжающаяся второй год. Смерть и убийства на каждом шагу, страдания людей, беспринципность и отсутствие морали – это главные индикаторы настроения людей того времени.

Сам хлеб становится целым символом. «Хлеб» - это не только продукт, это олицетворение жизни. У кого из сельчан он есть, те живут полноценно. Для тех же, у кого хлеба нет, уготована смерть. У главного героя рассказа, Алёши, в семье из-за голода и людской жадности умирает сначала младшая сестра, затем мать. После этого Алёшка и сам чуть не становится жертвой соседки, которая решила, что он хотел её полностью обобрать.

Люди перерождаются. Даже священник, вера которого должна вдохновлять людей, на просьбу поделиться хлебом с прихожанами отвечает: «Бог подаст». Но Бог покинул это место, и люди предоставлены сами себе. Единственным светлым пятном среди людей для Алёши становится политком Синицын, который помогает подростку сначала едой, затем учит советской философии и перевоспитывает подростка. Между ними завязывается крепкая дружба.

В конце рассказа Алёшка вместе с политкомом идут на задержание группы опасных преступников. Завязывается неравный бой, и Алёшка, желая спасти своего друга, бросается на гранату, которую кинул один из бандитов, и накрывает её своим телом. Приходит он в сознание уже в больнице.

Этим поступком М.А.Шолохов показывает нам, что человек способен на героические поступки, что даже в то время, когда вокруг бесчинствует засуха, люди убивают друг друга за пригоршню зёрен, есть место подвигу. Стоит также обратить внимание на то, что сам политком Синицын дал в руки Алёшке гранату, чтобы ей уничтожить разом всю группу преступников.

Но сам Алёша не кинул эту гранату. Он точно знал цену жизни, знал, как просто её лишиться, и как ей нужно дорожить. Все его мысли, всё его сознание, каждая клетка тела противилась смерти. И чтобы не умер его друг, Синицын, сам Алёшка бросился на гранату, жертвуя своей жизнью. Только человек с большим сердцем способен на такой поступок. Именно поэтому рассказ и называется «Алёшкино сердце».

Другие сочинения:

Анализ рассказа Алешкино сердце

Несколько интересных сочинений

12-го января 1848 г. в семье красноярского регистратора родился известный художник Василий Иванович Сурков. Первым кто заметил талант мальчика, был Гребной Н. В., который и начал обучать его искусству рисования.

Произведение «Борис Годунов» посвящено тяжелым взаимоотношениям обычного народа и царя. Именно данная поэма являлась переломным моментов в творчестве Пушкина. Она символизирует, в своем роде, переход от лирик к историческому реализму.

На земле нет человека, который бы не слышал что-то об акулах. А когда в 1975 году вышел жуткий фильм Стивена Спилберга об этом хищнике, то страх перед акулами вырос еще больше. Ученые-акуловеды пытаются объяснить людям

С самых первых страниц романа «Бесы» Достоевский знакомит нас с одним из главных героев — Степаном Трофимовичем Верховенским.

В произведении Маяковского “Клоп” мы знакомимся с замечательной феерической комедийной историей написанной автором на коммунистический лад. В ней присутствует множество интересных для анализа образов

Следующая цитата

Смысл книги

Смысл произведения

Оказавшись в больнице, Алешка получает звание члена РКСМ, а также всеобщее уважение. После выздоровления он будет служить на благо рабоче-крестьянской партии, принося пользу обществу. Финал произведения показывает насколько сильным может быть характер человека. Даже после стольких испытаний он будет способен сохранить в себе человечность, которую многие утрачивают и при меньших трудностях. И это действительно удивительно!

Следующая цитата

В «Донских рассказах» М.А.Шолохов описывает донское казачество в период гражданской и Первой мировой войн. В коротких рассказах автор показывает глубину и сложность взаимоотношений простых людей в непростой период. Михаил Александрович не пытается показать войну в глобальном масштабе. Он рассказывает о судьбе одного или нескольких людей, показывает их с другой стороны: неожиданно жестокой.

Изнанка человеческой жизни показана в рассказе «Алешкино сердце», действия которого происходят в небольшом поселении на берегу реки Дон, во время становления Советской власти. По придонским степям второй год бесчинствует засуха, которая породила страшный голод: «Два лета подряд засуха дочерна вылизывал мужицкие поля…два лета подряд жестокий восточный ветер дул…» [5].

Михаил Александрович описал голод очень правдиво. Он рассказал обо всем: о смерти, убийстве, страхе, страдании, крови, бесчестии, об отвратительной человеческой природе, рассказал о том, что люди готовы убить за кусок хлеба. Сюжет с «редким конденсатом жути» [4] повествует о жизни четырнадцатилетнего Алешки, чудом выжившего в одиночку и не потерявшего своей большой любви к людям.

Что мы знаем о голоде? Мы не знаем почти ничего, потому что не пережили это, не испытали на себе то, что испытали те люди, которых голод застиг. Хлеб становится очень дорогим, дороже человеческой жизни. «Хлеб» - это обобщенный образ, под хлебом автор подразумевает любую еду. Часто хлеб в рассказе овеществлен предметами желтого цвета: зерно («струей желтой сочится хлеб»), пареная пшеница и подсолнечное масло, которыми кормит героя рассказа политком Синицын, кукурузное жито, зерно, которое, растирая ладонями, ел Алешка прямо в поле. В моменты, когда Алешке удается хоть немного поесть, даже читателю становится легче.

Человеческая жизнь обесценивается. Даже смысл слова «жизнь» теряет свое значение: уже ничего не стоит ее отнять. Для кого-то, будь то солдат или простой крестьянин, убивать стало вполне естественно. Такой человек, Макарчиха, живет по соседству с Алешкиной семьей. Макарчиха очень своеобразный персонаж. Для нее нет ничего святого, но она верит в бога: « На закоптелый образ перекрестилась Макарчиха истово». Она убила сестру Алешки, Польку: «…зажав в кулаке железный утюг, молча била ее по голове, лицу, по гулкой иссохшей груди». Думала, что убила Алешку: «прошла под плетнем до речки и бросила вялое тело на ил, около воды». И все это перед большим христианским праздником – Троицей. Шолохов не зря пишет об этом, ведь в этот день, в праздник, Макарчиха идет к Алешкиной матери. « На другой день – праздник Троица. У Макарчихи пол усыпан чабрецом и богородицыной травкой. С утра выдоила корову, прогнала ее в стадо, шальку достала праздничную, цветастую, в разводах. Покрылась и пошла к Алешкиной матери». Мы заметили, что наравне с использованием желтого цвета для описания «хлеба», то есть еды, помогающей Алешке выжить, в эпизодах, связанных с персонажем Макарчиха, набожной убийцей, тоже используется желтый цвет (платок, зубы). Возможно, таким образом автор подчеркивает неразрывную взаимосвязь в человеческой жизни добра и зла.

Похож на Макарчиху персонаж и Иван Алексеев, который нанял Алешку на работу. « - Эй, Алешка! . Будя тебе лодырничать. Нанимайся ко мне в помощь?! Буду держать за харч, ну, обувку там, какую справлю». Но с первых же дней начинает угнетать Алешку Иван Алексеев: «Алешка и на покос, и на молотьбу, и скотину убирает, а Иван Алексеев руки за махровитый кушачок засунет, знай похаживает с ухмылочкой по двору». Как бы ни было тяжело («от работы полевой гудут ноги и pуки, в спине кол болячкой растопырился и сон нейдет»), но за хлеб, хотя бы за кусочек, Алеша готов делать любую работу. В описании нового хозяина Алешки автор также использовал желтый цвет: «промеж зубов ядреных и желтых».

Так же мы встречаем в рассказе попа: «Возле школы под нахмуренными акациями повстречал Алешка попа. Шел из церкви тот, сгорбатившись, нес в мешке пироги и солонину. Алешка, кривя губы, прохрипел: - Христа ради…

- Бог подаст! – И зашагал мимо…». Поп. Священник. Тот, кто должен защитить, помочь - просто проходит мимо. Люди становятся черствыми и жестокими.

Еда превыше всего. Казалось бы, после всего произошедшего Алешка должен озлобиться, но нет. Его большое сердце - чистое, простое, доброе. Алешка не отвечает на жестокость жестокостью. Таким же добрым и открытым был и его отец. «…И в кого ты такой уродился? Отца твоего через его ухватку и стукали на шахтах…Кажной дыре был гвоздь…А тебя сейчас ребятишки клюют, а посля и вовсе из битых не вылезешь…» - говорила бывало Алешке его мать.

Самый яркий пример бескорыстной любви к людям финал рассказа, самая сильная его часть. « - Алешка, ты меньше меня ростом, ползи по канаве до сарая, кинешь гранату в дверь…. Дополз до сарая, сдернул кольцо, нацелился в дверь, но дверь скрипнула, дрогнула, распахнулась… Через порог шагнули двое: передний держал девчонку лет четырех…- Сдаемся! Не стрелять! Дитя убьете? Увидал Алешка, как из хаты к порогу метнулась женщина, собой заслонила девочку, с криком заламывая руки; назад оглянулся – очкастый привстал на колени, а сам белее мела; по сторонам глянул. Понял Алешка, что ему надо делать. Зубы у Алешки большие и редкие, а у кого зубы большие и редкие, у того сердце мягкое. Так говорила, бывало, Алешкина мать. На гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонями закрыл. ». Алешка закрыл гранату собой. Он сделал это осознанно, понимая, что с ним будет. Почему? Поступок Алешки автор объясняет народной приметой о зубах. Но читатель догадывается, что дело не только в зубах Алешки, а в его характере, сердце, любви к людям, среди которых есть не только плохие.

Если задуматься, может ли голодающий человек думать о чем-то кроме еды? Злиться? Ненавидеть? Гневиться? Может? Нет. У человека просто не остается сил на это. Он не думает ни о чем, кроме того, как найти хотя бы немного еды, прожить чуть-чуть подольше. Поэтому и не бросил Алешка гранату - не хотел убивать, не хотел причинять людям боль, он даже не думал об этом. Все его мысли были заняты другим. Он оказался сильней многих.

Алешкин поступок – поступок настоящего человека. Человека с большим, добрым сердцем. Поэтому рассказ так и назван «Алешкино сердце».

1. Вешенский вестник. № 10. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: подходы, концепции, проблемы» («Шолоховские чтения-2010») и научных статей. – Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2010.

2. Кутняхова Н.А. Рассказ М.А. Шолохова «Алешкино сердце» в школьном изучении. Шолоховские чтения 2010. - Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2010.

3. Петелин В.В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. – М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф, 2002.

4. Семёнова С.Г., Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к миропониманию. – М.: Издательство Академия наук, 2005.

Читайте также: