Александра федоровна о семье и браке цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Сохранилось письмо преподобномученицы Елизаветы Федоровны, адресованное сестре-Царице, написанное в порядке новогодних поздравлений и пожеланий в самом начале января 1898 года, т.е. через три с половиной года после того, как гессенская принцесса Аликс стала Государыне Российской. Испытываешь горечь, когда читаешь в этом письме: «. Ты должна сиять, как настоящее солнце, каким ты была при мама; чтобы все были рады знакомству с тобой; улыбка, слово - и все будут молиться на тебя. Я знаю из опыта, как неописуемо любезны и преданны могут быть здешние люди. И никогда не падай духом; пару упрямцев нельзя переделать - просто промолчи, когда все поднимают шум. Улыбайся, улыбайся, пока не заболят губы, думая о том, что другие унесут счастливое впечатление, и если они хоть однажды узнают твою улыбку, они никогда ее больше не забудут; главное - это первое впечатление. Подумай о милых улыбках тетушек Аликс и Минни, которыми они издавна славятся. Весь мир говорит о твоей красоте и твоем уме, теперь покажи им твое сердце, которое русские хотят почувствовать и увидеть в твоих глазах!». Здесь стоит пояснить, что принцессу Аликс Гессенскую называли в детстве, при жизни матери (которой она лишилась, когда ей было шесть лет) sunny – «солнышко» или sunbeam – «солнечный лучик» по-английски. Минни – это домашнее имя вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Аликс – ее родная сестра.

Возникает невольная досада: «Что же она не послушалась своей сестры?!». Но Елизавета Федоровна писала, словно не считаясь с тем, что характер перенять невозможно, и, очевидно, вовсе не представляя той атмосферы неприятия, в которую оказалась погруженной молодая (юная!) императрица.

Недоразумение

Перед замужеством
Перед замужеством
Природная застенчивость Царицы Александры Федоровны усугублялась физическим недомоганием. Об этом свидетельствовала София Буксгевден, фрейлина императрицы, из самых близких: «У нее была постоянная боль и чувство удушения, почти хроническая невралгия и вместе – радикулит, от которого она так тяжко страдала». Окружающим казалось, что выражение лица царицы говорит о высокомерии и холодности, в то время как та, что была объектом внимания, сдерживала сильную боль.

Трудности с самого начала

В обстоятельной книге А.Н. Боханова «Александра Федоровна» названы конкретные дамы высшего света, которые скверно отнеслись к молодой императрице с первых дней ее царствования и преуспели в своих стараниях распространять о ней ложное мнение. Увы, вдовствующая императрица Мария Федоровна не пыталась противостоять возникавшей вражде и не оказывала Царице Александре никакой моральной поддержки. Хуже того, именно двор Марии Федоровны стал в итоге одним из пристанищ для тех, кто склонялся к измене. Это никоим образом не исходило от Марии Федоровны, так сложилось… И вообще, отношения царственных свекрови и невестки требуют осторожности в обсуждении. Ибо слишком легко поддаться настроению толпы, которая, как сказано Пушкиным, «в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего».

Первый год замужества
Первый год замужества
Единственным человеком из новых родственников, кто принял бывшую немецкую принцессу с сердечным расположением, была 12-летняя девочка, младшая сестра Государя, великая княжна Ольга Александровна. Она вспоминала впоследствии: «Из всех Романовых ей досталось больше всего злословия. Она вошла в историю такой оклеветанной! <…> Я вспоминаю, что многие вещи я едва выносила, будучи подростком. При дворе моей матери считали, что она все делала не так. Помню, однажды у нее была жуткая головная боль; она вышла к обеду бледная, и я слышала, как за столом говорили, что она в плохом настроении, потому что наша мать разговаривала с Ники о каких-то назначениях министров. Даже в самый первый год - я помню это очень хорошо - если Аликс улыбалась, считали насмешкой. Если она выглядела грустной - говорили, что злится».

Возможно ли было, в такой ситуации, рассчитывать на понимание и нелицемерную помощь в делах милосердия, к которым стремилась Царица? к которым с раннего детства была приучена.

Истоки милосердия и трудолюбия

Принцесса Аликс Гессенская. 5 лет
Принцесса Аликс Гессенская. 5 лет
Еще будучи пяти-шести лет, она посещала, вместе с матерью, больницы в Дармштадте, регулярно, каждую субботу. В обязанность девочки входило раздавать больным цветы. Гессенский двор держался простой и трудолюбивой жизни. Мать императрицы, дочь королевы Виктории, великая герцогиня Алиса Гессенская оставила по себе столь добрую память, что главная больница г. Дармштадта, одна из лучших в Германии, по сей день носит ее имя. В одном из писем матери герцогиня Алиса писала: «… важно, чтоб принцы и принцессы знали, что они ничуть не лучше и не выше остальных и что своей добротой и скромностью им следует всем подавать пример. Надеюсь, что именно такими вырастут мои дети». Они такими и выросли.

Отчуждение

За письмом. 1909 год
За письмом. 1909 год
Дети российских царей также с ранних лет приучались к исполнению долга и труду. Но в российском высшем обществе в целом праздность отнюдь не считалась пороком. А.Н. Боханов рассказывает, что одним из первых начинаний царицы Александры Федоровны на поприще милосердия в России было предложение для дам при дворе: каждой шить раз в год по платью для бедных… Было бы смешно говорить об этом, если бы не было так скорбно: слишком известно, к чему привела та трещина отчуждения, которую мы сразу можем представить, узнав об этом факте. Нельзя не признать, что в идее «по платью для бедных», в самой постановке такой задачи чувствуется склонность Царицы к морализаторству, она чувствуется и в многочисленных высказываниях Государыни, изданных в недавнее время. Но не забудем, что «слишком серьезная» верность этических или религиозных положений, оставленных нам Царицей, оплачена мученической кровью.

Непреодолимая российская праздность служила отчуждению в большей степени, чем характер императрицы. Ее широкая благотворительная деятельность считалась в порядке вещей. Ну так что же мол? Вот и вдовствующая императрица занимается широкой благотворительностью. Но Царица царствующая должна быть такой же любезной… А она такой не была.

Недоставало чувства театральности

Сидней Гиббс, учитель английского языка царских детей, давая показания следователю Н. Соколову, говорил, что Царице «недоставало чувства «театральности», присущего русской натуре». Англичанин продолжал размышление: «Императрице, выросшей под попечительством своей бабушки, королевы Виктории, это было чуждо. Неудивительно, что такая фундаментальная разница между нею и людьми при дворе и была основой того отчуждения, которое отмечают почти все те, кто писал о ней».

Здесь хочется заметить, прежде всего, что Царица совсем не держалась, что называется, букой, она была доброжелательной и приветливой – это можно сразу почувствовать, обратившись к выразительной подборке фотографий, где царица Александра Федоровна – улыбается!Просто она была весьма взыскательной в нравственном плане и не терпела лжи и фальши, вызывавших у нее возмущение.

В спальне Государыни. С Анной Вырубовой. 1913 год
В спальне Государыни. С Анной Вырубовой. 1913 год
Вот и было у нее только два-три близких ей человека: Анна Вырубова, Юлия Ден, София Буксгевден. Нельзя не вспомнить, что эти женщины остались верны Царице и во время тяжких испытаний. Таким образом, о разнице в характерах именитых сестер-мучениц можно думать и в пользу Царицы. Светские знакомства оказываются порой сомнительными: так, одной из близких подруг Елизаветы Федоровны была Зинаида Юсупова, люто ненавидевшая Царицу и вдохновлявшая сына на убийство Распутина.

Стоит попытаться понять

«Из песни слова не выкинешь», и тему «Распутин» не обойдешь. К сожалению, невозможно представить, чтобы имя этого человека, неординарного, но достоинство (и какое достоинство!) не соблюдшего, перестало бросать тень на Царицу-мученицу.

Однако и в том, что касается Г. Е. Распутина, стоит попытаться понять Государыню. Григорий Ефимович был повернут к царской семье лучшей своей стороной. И его любили не только за то, что он (достоверно установлено) не раз исцелял Алексея Николаевича. На него смотрели как на Божиего человека, весьма одаренного, а, главное, доброго. Именно это стоит почувствовать. Стоит отрешиться от имени Распутин как от жупела, «разрешить» ему быть человеком, а не демоном или секс-символом.

Мать и сестра

О ней думали плохо

Ольга, Государыня, Татьяна
Ольга, Государыня, Татьяна
Увы, даже люди, знавшие Царицу по работе в госпитале, поддавались «общественному мнению» и думали о Государыне плохо. Недавно вышел сборник материалов к биографии Царицы-мученицы, под названием «Скорбный ангел» (М. 2010, 2-е издание, автор-составитель – С.В. Фомин), в нем опубликованы дневниковые записи Валентины Ивановны Чеботаревой, медсестры, с которой работали Государыня и старшие великие княжны и которую очень любили – сохранились письма к ней великих княжон, из заточения. С дневником В.И. Чеботаревой, представляющим большой интерес, можно также познакомиться в интернете. Когда царская семья находилась уже под арестом, Валентина Ивановна не могла заставить себя написать хоть слово приветствия бывшей царице, не от страха обнаружить причастность узникам, а от того, что думала плохо о Государыне, считала ее во всем виноватой. Она сама об этом пишет в дневнике, несколько терзаясь . Есть в нем и такая запись, дающая живую зарисовку одного из случаев в жизни госпиталя, а также дающая представление о «работе» лукавого помысла («революционного помрачения», как пишет С.Фомин) у автора записи: «Вспомнили такой эпизод, когда на операции в Их присутствии объявили солдату, что нужно отнять правую руку. Отчаянным голосом он закричал: «Без руки жить? Да зачем, за куда же я тогда гожусь, убейте лучше сейчас». Татьяна, вся в слезах, кинулась: «Мама, мама, скорей поди сюда!». Она подошла, положила руку на голову: «Терпи, голубчик, мы все здесь, чтобы терпеть, там, наверху, лучше будет». Это и убеждение Ее, и жизненное кредо. А насколько популярнее бы Она стала, пообещав ему тут же взять на Себя заботы о семье, и бедняга бы успокоился».Да откуда ж было известно, что раненый бы успокоился? По другим воспоминаниям (взять хотя бы отрывок из воспоминаний Софии Буксгевден, приведенный выше) известно, что царица как раз обладала даром сообщать религиозное успокоение раненым!

В «Дневниках» Царя и Царицы, времени заточения, изданных в 2008 г. В.М. Хрусталевым, приводятся выдержки из дневника княгини Е.А. Нарышкиной, добровольно разделившей заточение с царской семьей в Александровском дворце. Эта статс-дама была уже весьма немолодой, но также разделявшей настроение «общества» - одновременно с преданностью Царице!

Когда знакомишься с тем, что происходило в сознании даже близких Царице людей, начинаешь представлять «размах» ненависти, окружавшей Царицу и служившей чуть ли не главной «движущей силой» революции.

Только о других и о России

В Ливадии, 1912 год
В Ливадии, 1912 год
Царица знала, что ее ненавидят, знала и о том, что считают сторонницей сепаратного мира, предательницей в пользу Германии (о ней говорили -«немка»). Это сильно ее удручало, но ни единого разу она не ответила на ненависть ненавистью. Другое дело, что какие-то поступки или слова исключали возможность дальнейшего ее расположения.

Государыня, как это можно понять по ее письмам, по ее реакциям, по воспоминаниям о ней, держалась заповеди Христовой: «Что тебе до того? Ты иди за Мною». Она тратила время на добрые дела, а не на злые мысли. Российский читатель очень мало знает о делах милосердия последней нашей Царицы. Они замалчивались. Теперь, в упомянутом сборнике «Скорбный ангел», можно прочитать воспоминания графа В.Э. Шуленбурга, название которых – высказывание Царицы: «Моя обязанность быть там, где страдают». Это редкий и ценный материал о создании Дома инвалидов в Царском Селе, директором которого и был граф В.Э. Шуленбург

Государыня на яхте «Штандарт»
Государыня на яхте «Штандарт»
В заточении Царица тревожилась лишь о других. В конце мая 1917 года она писала А.В. Сыробоярскому (одному из бывших раненых, с которым сохранились дружеские отношения): «Пока живы и мы с нашими вместе – маленькая крепко связанная семья. Мы и в саду бываем (т.е. на свободе). <…> А вспомните тех, других, о Боже, как за них страдаем, что они переживают, невинные…». В том же письме читаем: «Надо Бога вечно благодарить за все, что дал, а если и отнял, то, может быть, если без ропота все переносить, будет еще светлее. Всегда надо надеяться, Господь так велик, и надо только молиться, неутомимо Его просить спасти дорогую Родину. Стала она быстро, страшно рушиться в такое малое время»…

Когда читаешь письма Государыни из заточения (в особенности те, что адресованы Анне Вырубовой), возникает крепкая надежда: ее любовь найдет еще отклик. У Бога не остается бессильным никакое слово, и не может так быть, чтобы эта любовь и эта сердечная боль за Россию (ставшую Родиной для Государыни, несмотря ни на что) пропали втуне. Они, без сомнения, были приняты Богом, но должны быть приняты и нами.

Следующая цитата

Дол­гом в семье явля­ется бес­ко­рыст­ная любовь. Каж­дый дол­жен забыть свое «я», посвя­тив себя дру­гому. Каж­дый дол­жен винить себя, а не дру­гого, когда что-нибудь не так. Необ­хо­димы выдержка и тер­пе­ние, нетер­пе­ние же может все испор­тить. Рез­кое слово может на месяцы замед­лить сли­я­ние душ. С обеих сто­рон должно быть жела­ние сде­лать брак счаст­ли­вым и пре­одо­леть все, что этому мешает. Самая силь­ная любовь больше всего нуж­да­ется в еже­днев­ном ее укреп­ле­нии. Более всего непро­сти­тельна гру­бость именно в своем доме, по отно­ше­нию к тем, кого мы любим.

Нет ничего силь­нее того чув­ства, кото­рое при­хо­дит к нам, когда мы дер­жим на руках своих детей. Их бес­по­мощ­ность затра­ги­вает в наших серд­цах бла­го­род­ные струны. Для нас их невин­ность — очи­ща­ю­щая сила. Когда в доме ново­рож­ден­ный, брак как бы рож­да­ется заново. Ребе­нок сбли­жает семей­ную пару так, как нико­гда прежде. В серд­цах ожи­вают мол­чав­шие до этого струны. Перед моло­дыми роди­те­лями встают новые цели, появ­ля­ются новые жела­ния. Жизнь при­об­ре­тает сразу новый и более глу­бо­кий смысл.

На их руки воз­ло­жена свя­тая ноша, бес­смерт­ная жизнь, кото­рую им надо сохра­нить, и это все­ляет в роди­те­лей чув­ство ответ­ствен­но­сти, застав­ляет их заду­маться. Я — больше не центр миро­зда­ния. У них есть новая цель, для кото­рой надо жить, цель доста­точно вели­кая, чтобы запол­нить всю их жизнь.

Конечно, с детьми у нас появ­ля­ется масса забот и хло­пот, и поэтому есть люди, кото­рые смот­рят на появ­ле­ние детей, как на несча­стье. Но так смот­рят на детей только холод­ные эгоисты.

Вели­кое дело — взять на себя ответ­ствен­ность за эти неж­ные юные жизни, кото­рые могут обо­га­тить мир кра­со­той, радо­стью, силой, но кото­рые также легко могут погиб­нуть; вели­кое дело — песто­вать их, фор­ми­ро­вать их харак­тер, — вот о чем нужно думать, когда устра­и­ва­ешь свой дом. Это дол­жен быть дом, в кото­ром дети будут расти для истин­ной и бла­го­род­ной жизни, для Бога.

Ника­кие сокро­вища мира не могут заме­нить чело­веку ни с чем не срав­ни­мых сокро­вищ — его род­ных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Про­хо­дят и снова воз­вра­ща­ются вре­мена года, рас­цве­тают новые цветы, но нико­гда не при­хо­дит два­жды юность. Только один раз дается дет­ство со всеми его воз­мож­но­стями. То, что вы можете сде­лать, чтобы укра­сить его, делайте быстро.

Глав­ным цен­тром жизни любого чело­века дол­жен быть его дом. Это место, где рас­тут дети — рас­тут физи­че­ски, укреп­ляют свое здо­ро­вье и впи­ты­вают в себя все, что сде­лает их истин­ными и бла­го­род­ными муж­чи­нами и жен­щи­нами. В доме, где рас­тут дети, все их окру­же­ние и все, что про­ис­хо­дит, вли­яет на них, и даже самая малень­кая деталь может ока­зать пре­крас­ное или вред­ное воз­дей­ствие. Даже при­рода вокруг них фор­ми­рует буду­щий харак­тер. Все пре­крас­ное, что видят дет­ские глаза, отпе­ча­ты­ва­ется в их чув­стви­тель­ных серд­цах. Где бы ни вос­пи­ты­вался ребе­нок, на его харак­тере ска­зы­ва­ются впе­чат­ле­ния от места, где он рос. Ком­наты, в кото­рых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сде­лать настолько кра­си­выми, насколько поз­во­ляют сред­ства. Дети любят кар­тины, и если кар­тины в доме чистые и хоро­шие, то чудесно на них вли­яют, делают их утон­чен­нее. Но и сам дом, чистый, со вку­сом убран­ный, с про­стыми укра­ше­ни­ями и с при­ят­ным окру­жа­ю­щим видом, ока­зы­вает бес­цен­ное вли­я­ние на вос­пи­та­ние детей.

Вели­кое искус­ство — жить вме­сте, любя друг друга нежно. Это должно начи­наться с самих роди­те­лей. Каж­дый дом похож на своих созда­те­лей. Утон­чен­ная натура делает и дом утон­чен­ным, гру­бый чело­век и дом сде­лает грубым.

Роди­тели должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на сло­вах, а на деле. Они должны учить своих детей при­ме­ром своей жизни.

Еще один важ­ный эле­мент семей­ной жизни — это отно­ше­ния любви друг к другу; не про­сто любовь, а куль­ти­ви­ро­ван­ная любовь в повсе­днев­ной жизни семьи, выра­же­ние любви в сло­вах и поступ­ках. Любез­ность в доме не фор­маль­ная, а искрен­няя и есте­ствен­ная. Радость и сча­стье нужны детям не меньше, чем рас­те­ниям нужен и сол­неч­ный свет. Самое бога­тое наслед­ство, кото­рое роди­тели могут дать детям, это счаст­ли­вое дет­ство с неж­ными вос­по­ми­на­ни­ями об отце и матери. Оно осве­тит гря­ду­щие дни, будет хра­нить их от иску­ше­ний и помо­жет в суро­вых буд­нях жизни, когда дети поки­нут роди­тель­ский кров.

О, пусть Бог помо­жет каж­дой матери понять вели­чие и славу пред­сто­я­щего ей труда, когда она дер­жит у своей груди мла­денца, кото­рого ей нужно вынян­чить и вос­пи­тать. Что каса­ется детей, то долг роди­те­лей — под­го­то­вить их к жизни, к любым испы­та­ниям, кото­рые нис­по­шлет им Бог.

Будьте пре­даны. С бла­го­го­ве­нием при­мите свою свя­щен­ную ношу. Самые проч­ные узы — это узы, кото­рыми сердце чело­века свя­зано с насто­я­щим домом. В насто­я­щем доме даже малень­кий ребе­нок имеет свой голос. А появ­ле­ние мла­денца вли­яет на весь семей­ный уклад. Дом, каким бы он ни был скром­ным, малень­ким, для любого члена семьи дол­жен быть самым доро­гим местом на земле. Он дол­жен быть напол­нен такой любо­вью, таким сча­стьем, что в каких бы краях чело­век потом ни стран­ство­вал, сколько бы лет ни про­шло, сердце его должно все равно тянуться к род­ному дому. Во всех испы­та­ниях и бедах род­ной дом — убе­жище для души.

Сила воли лежит в основе муже­ства, но муже­ство тогда только может вырасти в насто­я­щую муже­ствен­ность, когда воля усту­пает, и чем больше воля усту­пает, тем силь­нее про­яв­ле­ния муже­ствен­но­сти. Нет на земле более под­хо­дя­щего для муж­чины поступка, чем такого, когда муж­чина в рас­цвете своих сил, как малый ребе­нок, с любо­вью скло­ня­ется перед своим немощ­ным роди­те­лем, ока­зы­вая ему почи­та­ние и уважение.

Пока живы роди­тели, ребе­нок все­гда оста­ется ребен­ком и дол­жен отве­чать роди­те­лям любо­вью и почте­нием. Любовь детей к роди­те­лям выра­жа­ется в пол­ном дове­рии к ним. Для насто­я­щей матери важно все, чем инте­ре­су­ется ее ребе­нок. Она так же охотно слу­шает о его при­клю­че­ниях, радо­стях, разо­ча­ро­ва­ниях, дости­же­ниях, пла­нах и фан­та­зиях, как дру­гие люди слу­шают какое-нибудь роман­ти­че­ское повествование.

Дети должны учиться само­от­ре­че­нию. Они не смо­гут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отка­зы­ваться от соб­ствен­ных жела­ний ради дру­гих людей. Им сле­дует также учиться быть забот­ли­выми. Без­за­бот­ный чело­век все­гда при­чи­няет вред и боль, не наме­ренно, а про­сто по небреж­но­сти. Для того, чтобы про­явить заботу, не так уж и много нужно: слово обод­ре­ния, когда у кого-то непри­ят­но­сти, немного неж­но­сти, когда дру­гой выгля­дит печаль­ным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться при­но­сить пользу роди­те­лям и друг другу. Они могут это сде­лать, не тре­буя излиш­него вни­ма­ния, не при­чи­няя дру­гим забот и бес­по­кой­ства из-за себя. Как только они немного под­рас­тут, детям сле­дует учиться пола­гаться на себя, учиться обхо­диться без помощи дру­гих, чтобы стать силь­ными и независимыми.

Роди­тели ино­гда гре­шат чрез­мер­ным бес­по­кой­ством или неум­ными и посто­янно раз­дра­жа­ю­щими уве­ще­ва­ни­ями, но сыно­вья и дочери должны согла­ситься с тем, что в основе всей этой чрез­мер­ной забот­ли­во­сти лежит глу­бо­кая тре­вога за них.

Бла­го­род­ная жизнь, силь­ный, чест­ный, серьез­ный, бого­угод­ный харак­тер — это луч­шая награда для роди­те­лей за уто­ми­тель­ные годы само­заб­вен­ной любви. Пусть дети живут так, чтобы роди­тели в ста­ро­сти могли ими гор­диться. Пусть дети напол­няют неж­но­стью и лас­кой их годы угасания.

Между бра­тьями и сест­рами должна быть креп­кая и неж­ная дружба. В наших серд­цах и нашей жизни мы должны беречь и рас­тить все кра­си­вое, истин­ное, свя­тое. Дру­же­ские связи в нашем соб­ствен­ном доме, чтобы они были глу­бо­кими, искрен­ними и сер­деч­ными, должны фор­ми­ро­вать роди­тели, помо­гая сбли­зиться душам. Нет в мире дружбы чище, богаче и пло­до­твор­нее, чем в семье, если только направ­лять раз­ви­тие этой дружбы. Моло­дой чело­век дол­жен быть более веж­ли­вым со своей сест­рой, чем с любой дру­гой моло­дой жен­щи­ной в мире, а моло­дая жен­щина, пока у нее нет мужа, должна счи­тать брата самым близ­ким в мире для нее чело­ве­ком. Они должны в этом мире охра­нять друг друга от опас­но­стей и обман­ных и гибель­ных путей.

Для каж­дого моло­дого чело­века жизнь осо­бенно трудна. Когда он всту­пает в нее, ему нужна под­держка всех, кто его любит. Ему нужны молитвы и помощь всех его дру­зей. Из-за того, что не хва­тает любя­щей под­держки, мно­гие моло­дые люди про­иг­ры­вают в жиз­нен­ных бит­вах, а те, кто выхо­дят побе­ди­те­лями, часто обя­заны этой победе любви вер­ных сер­дец, кото­рая все­лила в них в часы их борьбы надежду и муже­ство. В этом мире невоз­можно познать истин­ную цену насто­я­щей дружбы.

Каж­дая пре­дан­ная сестра может ока­зать такое силь­ное вли­я­ние на сво­его брата, кото­рое будет вести его, как перст Гос­пода, по вер­ной жиз­нен­ной дороге. В своем соб­ствен­ном доме, на соб­ствен­ном при­мере пока­жите им всю воз­вы­шен­ную кра­соту истин­ной, бла­го­род­ной жен­ствен­но­сти. Стре­мясь ко всему неж­ному, чистому, свя­тому в боже­ствен­ном иде­але жен­щины, будьте вопло­ще­нием доб­ро­де­тели и сде­лайте доб­ро­де­тель для всех настолько при­вле­ка­тель­ной, чтобы порок у них все­гда вызы­вал только отвра­ще­ние. Пусть они видят в вас такую чистоту души, бла­го­род­ство духа, такую боже­ствен­ную свя­тость, чтобы ваше сия­ние все­гда охра­няло их, куда бы они ни шли, как защит­ная обо­лочка или как Ангел, паря­щий над их голо­вами в веч­ном бла­го­сло­ве­нии. Пусть каж­дая жен­щина с помо­щью Божией стре­мится к совер­шен­ству. Когда у вашего брата появятся иску­ше­ния, тогда перед гла­зами воз­ник­нут виде­ния такой любви и чистоты, что он с отвра­ще­нием отвер­нется от иску­си­тель­ницы. Жен­щина для него — объ­ект или ува­же­ния, или пре­зре­ния, и зави­сит это от того, что он видит в душе своей сестры. Поэтому сестре надо ста­раться заво­е­вы­вать любовь и ува­же­ние брата. Она не смо­жет при­чи­нить боль­шего вреда, если вну­шит ему мысль, что все жен­щины бес­сер­дечны и лег­ко­мыс­ленны, жаж­дут только удо­воль­ствий и желают, чтобы ими вос­хи­ща­лись. А бра­тьям, в свою оче­редь, сле­дует охра­нять сестер.

Отно­ше­ние к жен­щи­нам — вот луч­ший спо­соб про­ве­рить бла­го­род­ство муж­чины. Он дол­жен к каж­дой жен­щине отно­ситься с почте­нием, неза­ви­симо от того, бога­тая она или бед­ная, высо­кое или низ­кое зани­мает обще­ствен­ное поло­же­ние, и ока­зы­вать ей вся­че­ские знаки ува­же­ния. Брат дол­жен защи­щать свою сестру от любого зла и неже­ла­тель­ного вли­я­ния. Он дол­жен ради нее вести себя без­упречно, быть вели­ко­душ­ным, прав­ди­вым, бес­ко­рыст­ным, любить Бога. Каж­дый, у кого есть сестра, дол­жен ее леле­ять и любить. Власть, кото­рой она обла­дает, это власть истин­ной жен­ствен­но­сти, кото­рая поко­ряет чисто­той своей души, и сила ее в мягкости.

Чистота помыс­лов и чистота души — вот, что дей­стви­тельно облагораживает.

Без чистоты невоз­можно пред­ста­вить истин­ную жен­ствен­ность. Даже среди этого мира, погряз­шего в гре­хах и поро­ках, воз­можно сохра­нить эту свя­тую чистоту. «Я видел лилию, пла­ва­ю­щую в чер­ной болот­ной воде. Все вокруг про­гнило, а лилия оста­ва­лась чистой, как ангель­ские одежды. В тем­ном пруду появи­лась рябь, она пока­чи­вала лилию, но ни пят­нышка не появи­лось на ней». Так что даже в нашем без­нрав­ствен­ном мире моло­дой жен­щине можно сохра­нить неза­пят­нан­ной свою душу, излу­чая свя­тую, бес­ко­рыст­ную любовь. Сердце моло­дого чело­века должно лико­вать, если у него есть пре­крас­ная, бла­го­род­ная сестра, дове­ря­ю­щая ему и счи­та­ю­щая его своим защит­ни­ком, совет­чи­ком и дру­гом. А сестре сле­дует радо­ваться, если ее брат пре­вра­тился в силь­ного муж­чину, спо­соб­ного защи­тить ее от жиз­нен­ных бурь. Между бра­том и сест­рой должна быть глу­бо­кая, креп­кая и близ­кая дружба, и они должны дове­рять друг другу. Пусть между ними лягут моря и кон­ти­ненты, их любовь навсе­гда оста­нется пре­дан­ной, силь­ной и вер­ной. Жизнь слиш­ком коротка, чтобы тра­тить ее на борьбу и ссоры, осо­бенно в свя­щен­ном кругу семьи.

Тяже­лая работа, труд­но­сти, заботы, само­по­жерт­во­ва­ние и даже горе теряют свою остроту, мрач­ность и суро­вость, когда они смяг­чены неж­ной любо­вью, так же, как и холод­ные, голые, зазуб­рен­ные скалы ста­но­вятся пре­крас­ными, когда дикие лозы обви­вают их сво­ими зеле­ными гир­лян­дами, а неж­ные цветы запол­няют все углуб­ле­ния и трещины.

В каж­дом доме бывают свои испы­та­ния, но в истин­ном доме царит мир, кото­рый не нару­шить зем­ным бурям. Дом — это место тепла и неж­но­сти. Гово­рить в доме надо с любовью.

В таком доме могут вос­пи­ты­ваться только кра­сота и мяг­кость харак­тера. Одним из несча­стий нашего вре­мени явля­ется то, что тихие семей­ные вечера вытес­ня­ются делами, раз­вле­че­ни­ями, вра­ще­нием в обществе.

Каж­дая пре­крас­ная мысль, кото­рая при­хо­дит на ум ребенку, впо­след­ствии укреп­ляет и обла­го­ра­жи­вает его харак­тер. Наши тела, вопреки нашему жела­нию, ста­рятся, но почему бы нашим душам не оста­ваться все­гда моло­дыми? Про­сто пре­ступ­ле­ние — подав­лять дет­скую радость и застав­лять детей быть мрач­ными и важ­ными. Очень скоро на их плечи лягут жиз­нен­ные про­блемы. Очень скоро жизнь при­не­сет им и тре­воги, и заботы, и труд­но­сти, и тяжесть ответ­ствен­но­сти. Так пусть же как можно дольше оста­ются они юными и без­за­бот­ными. Их дет­ство нужно, по мере воз­мож­но­сти, напол­нить радо­стью, весе­лыми играми. Роди­те­лям не сле­дует сты­диться того, что они играют и шалят вме­сте с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выпол­няют самую важ­ную, по их мне­нию, работу. Нико­гда не забы­ва­ются песни дет­ства. Вос­по­ми­на­ния о них лежат под гру­зом запол­нен­ных забо­тами лет, как зимой под сне­гом неж­ные цветы.

В жизнь каж­дого дома, раньше или позже, при­хо­дит горь­кий опыт — опыт стра­да­ний. Могут быть годы без­об­лач­ного сча­стья, но навер­няка будут и горе­сти. Поток, кото­рый так долго бежал, подобно весе­лому ручейку, бегу­щему при ярком сол­неч­ном свете через луга среди цве­тов, углуб­ля­ется, тем­неет, ныряет в мрач­ное уще­лье или низ­вер­га­ется водопадом.

Никто не знает, какое свя­тое таин­ство про­ис­хо­дит в мла­денце, кото­рому всего лишь час суж­дено про­жить на этой земле. Он не напрасно его про­жи­вает. За этот корот­кий час он может совер­шить больше, оста­вить более глу­бо­кий след, чем иные, про­жи­вая дол­гие годы. Мно­гие дети, уми­рая, при­во­дят своих роди­те­лей к свя­щен­ным сто­пам Хри­ста. Есть горе, кото­рое ранит еще больше, чем смерть. Но любовь Бога может пре­вра­тить любое испы­та­ние в благословение.

И так течет жизнь истин­ного дома, ино­гда при ярком сол­неч­ном свете, ино­гда во мраке. Но при свете или во мраке — она все­гда учит нас обра­щаться к Небу, как к вели­кому дому, в кото­ром пре­тво­ря­ются все наши мечты и надежды, где соеди­ня­ются вновь порван­ные на земле узы. Во всем, что мы имеем и что делаем, нам необ­хо­димо бла­го­сло­ве­ние Бога. Никто, кроме Бога, не под­дер­жит нас во время вели­кого горя. Жизнь так хрупка, что любое рас­ста­ва­ние может ока­заться веч­ным. Мы нико­гда не можем быть уве­рены, что у нас еще будет воз­мож­ность попро­сить про­ще­ние за злое слово и быть про­щен­ными. Наша любовь друг к другу может быть искрен­ней и глу­бо­кой в сол­неч­ные дни, но нико­гда она не бывает настолько силь­ной, как в дни стра­да­ний и горя, когда рас­кры­ва­ются все ее скры­тые до этого богатства.

Следующая цитата

О браке и семейной жизни

В этой книге Императрицы Александры Феодоровны содержатся отрывки из писаний, которые ее вдохновляли. Они были записаны Государыней в дневнике в сентябре 1899 года, через 5 лет после ее свадьбы, когда она имела уже троих дочерей. Цитаты ясно показывают, что было близко сердцу ее, что ее мучило и беспокоило в повседневной жизни.

Следующая цитата


1. Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

2. День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

3. По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

Цесаревич Николай Александрович и принцесса Алиса Гессенская после помолвки (Кобург, апрель 1894)

Цесаревич Николай Александрович и принцесса Алиса Гессенская после помолвки (Кобург, апрель 1894)

4. Первый урок, который нужно выучить и исполнить, это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое.

5. Еще один секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.

6. Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того, чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово – и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.

7. В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности.

Николай II Александра Федоровна в часы досуга

Николай II и Александра Феодоровна в часы досуга

8. Когда увядает красота лица, потухает блеск глаз, а со старостью приходят морщинки или оставляют свои следы и рубцы болезни, горе, заботы, любовь верного мужа должна оставаться такой же глубокой и искренней, как и раньше. Нет на земле мерок, способных измерить глубину любви Христа к Его Церкви, и ни один смертный не может любить с такой же глубиной, но все же каждый муж обязан это сделать в той степени, в какой эту любовь можно повторить на земле. Ни одна жертва не покажется ему слишком большой ради его любимой.

9. Каждой жене следует знать, что, когда она в растерянности или затруднении, в любви своего мужа она всегда найдет безопасный и тихий приют. Ей следует знать, что он ее поймет, будет обращаться с ней очень деликатно, употребит силу, чтобы ее защитить. Ей никогда не следует сомневаться в том, что во всех ее затруднениях он ей посочувствует. Надо, чтобы она никогда не боялась встретить холодность или укор, когда придет к нему искать защиту.

10. Верной жене не нужно быть ни мечтой поэта, ни красивой картинкой, ни эфемерным созданием, до которого страшно дотронуться, а нужно быть здоровой, сильной, практичной, трудолюбивой женщиной, способной выполнять семейные обязанности, и отмеченной все-таки той красотой, которую дает душе высокая и благородная цель.

11. Некоторые жены думают только о романтических идеалах, а повседневными своими обязанностями пренебрегают и не укрепляют этим свое семейное счастье. Часто бывает, когда самая нежная любовь погибает, а причина этого – в беспорядке, небрежности, плохом ведении домашнего хозяйства.


12. Никакие сокровища мира не могут заменить человеку потерю ни с чем не сравнимых сокровищ – его родных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.

13. Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

14. Душа пишет свою историю на теле.

15. Пока живы родители, ребенок всегда остается ребенком и должен отвечать родителям любовью и почтением. Любовь детей к родителям выражается в полном доверии к ним. Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она так же охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование.

16. Родители иногда грешат чрезмерным беспокойством или неумными и постоянно раздражающими увещеваниями, но сыновья и дочери должны согласиться с тем, что в основе всей этой чрезмерной заботливости лежит глубокая тревога за них.

Император и Императрица читают телеграммы с пожеланиями выздоровления цесаревича наследника Алексея

Император и императрица читают телеграммы с пожеланиями выздоровления цесаревича наследника Алексея

17. Тяжелая работа, трудности, заботы, самопожертвование и даже горе теряют свою остроту, мрачность и суровость, когда они смягчены нежной любовью, так же, как и холодные, голые, зазубренные скалы становятся прекрасными, когда дикие лозы обвивают их своими зелеными гирляндами, а нежные цветы заполняют все углубления и трещины.

18. В жизнь каждого дома, раньше или позже, приходит горький опыт – опыт страданий. Могут быть годы безоблачного счастья, но наверняка будут и горести. Поток, который так долго бежал, подобно веселому ручейку, бежащему при ярком солнечном свете через зимние луга среди цветов, углубляется, темнеет, ныряет в мрачное ущелье или низвергается водопадом.

19. Никто не знает, какое святое таинство происходит в младенце, которому всего лишь час суждено прожить на этой земле. Он не напрасно его проживает. За этот короткий час он может совершить больше, оставить более глубокий след, чем иные, проживая долгие годы. Многие дети, умирая, приводят своих родителей к священным стопам Христа.

20. Есть горе, которое ранит еще больше, чем смерть. Но любовь Бога может превратить любое испытание в благословение.

Читайте также: