Александр 1 война и мир характеристика цитаты

Обновлено: 07.11.2024

Александр I — второстепенный персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и Мир». Пожалуй, он также является главным второстепенным героем.

Он является Императором Российской империи, правив ей начиная с 1801 года и заканчивая 1825 годами. Он был внуком Екатерины Великой. Начиная роман, на тот момент императору уже 28 лет, так как начало романа это 1805 год.

Александр I — это красивый молодой человек, носивший конногвардейский мундир и шляпу с тремя углами, имел приятное лицо и негромкий звучный голос. Его руки всегда были в белых перчатках,. В его голубых глазах читалось выражение величавости. Лицо всегда излучало нетронутую молодость. Александр часто находился в преображенском мундире. Височки всегда были наперед припомажены. У него сутулые плечи, приятный и довольно ласковый голос. Сам по себе он был грациозным мужчиной.

Говоря о характере, Александр I был ласковым, обворожительным человеком. У него нежный характер, его читает «ангелом во плоти». Его любят за его личные качества. Император очень чувствительный и впечатлительный. Когда он расстраивается или слишком впечатлён чем-то, он начинает плакать. Он любит неопределенность: не был как таковым главнокомандующим всей армии, но при этом распоряжался.

В правлении у него имеются либеральные идеи, он был первым императором, который провозглашал либеральные идеи. Однако, его мысли не воплощаются в жизнь. После победы над Наполеоном, Александр I мог улучшить жизнь своих людей, однако он не сделал этого. Получив огромную власть, император начинает презирать власть, понимает всю её ничтожность и передаёт власть в руки ничтожным, презрительным людям. Когда его правление подходит к концу, он отстраняется от всех своих государственных дел и ищет спокойствия. Уже под самое окончание, чувствуется, как народ недоволен по поводу правления его, как будто натягивается нить и скоро лопнет. Спустя 5 лет происходит восстание декабристов в 1825 году.

В самом начале его правления люди восхищались им, он прекрасно руководил действиями на войне, твердо стоял у власти. Но если бы он слушал Кутузова, улучшил бы тогда власть, когда была возможность, не совершил ошибки. Тогда, возможно, люди находились бы под его правлением еще дольше.

Сочинение Александр I в произведении Война и мир

Он правил Россией в трудные для неё годы – двадцать пять лет с начала 19 века. Это было не простое время. Война с Наполеоном Бонапартом пришлась на годы его правления.

Толстой описывает Александра в начале романа в возрасте 28 лет. В наше время некоторые юноши в этом возрасте ещё на шее у родителей «сидят», а ему выпала нелёгкая судьба. Надо было думать не только о себе, но и об огромной стране.

Он был красив собой, голубые глаза, говорил низким бархатным голосом. С золотистыми вьющимися кудрями. Височки носил, как его отец, распушенные кверху. Одетый идеально сшитый по фигуре мундир конногвардейца, белые лосины, на голове треугольная шляпа с белым плюмажем. На ногах высокие сапоги-ботфорты с узкими носами. Этакий щёголь, хоть сейчас на парад.

Где уж в такой красоте по лесам и полям ползать. Этим занимался Кутузов с офицерами. А все лавры победителя достались Александру. И ликование жителей Парижа, когда он не отдал побеждённый город на разграбление. Как это полагалось победителю. Толстой описывает в романе его характер, как «рыцарски благородный». Соединение величавости и кротости.

Он указывает на то, что подчинённые любили Александра за его личные качества. В том числе и Николай Ростов. Император был человек чувствительный и впечатлительный. Увидев мёртвых и раненых русских солдат, он сутки ничего не ел и не спал. Это зрелище довело его до слёз.

Из всего перечисленного выше следует, что такой человек не мог быть главнокомандующим, не мог посылать людей в пекло боя и на явную смерть. Намечалась интересная ситуация. Александр – не главнокомандующий, но распоряжается армией и людьми. Он любил неопределённость, потому что сам до конца не знал, что и как надо делать.

В качестве иллюстрации этой мысли Толстой приводит описание военного совета. По словам автора это был «совет избранных для выяснения некоторых вопросов лично для императора».

Это был первый либерально настроенный император в России. Но его идеи так и остались идеями. Одержав победу над Наполеоном, он мог бы улучшить жизнь людей в России. Но он этого не сделал. А потом вообще фактически устраняется от управления государством. И ищет только собственного спокойствия и благополучия.

Пьер Безухов так описывает это время. Судьи воруют и берут взятки, в армии «аракчеевщина», палочная дисциплина, муштра и шагистика. Чуть что не так – отправляют людей в военные поселения. Народ начинает по-тихоньку роптать на Александра. И этот ропот выливается в восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году.

Мне кажется, если бы декабристы выступали не против жёсткого Николая I, а против нерешительного мягкотелого Александра I, они бы добились своего.

Преданные своими подданными

Все русские монархи, погибшие насильственной смертью, пали от руки собственных подданных. Мотивы убийц были разные. Но во всех случаях царь принимал смерть от граждан России (зачастую успевших дать клятву верности императору). Любопытно, что жертвами стали только мужчины. Женщины на троне оказались более счастливыми. Хотя до нынешнего порога женского пенсионного возраста сумела дожить лишь одна из четырёх императриц. Да и то не урождённая Романова, а принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.

Журнал: Ваш тайный советник, №1 — январь 2015 год Рубрика: История в цифрах

Метки: Александр I, Александр II, Александр III, Анна Иоанновна, Ваш тайный советник, возраст, династия, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, здоровье, император, Николай I, Николай II, Павел I, Пётр III, Романовы, рост, эпоха Романовых, Россия, монархия

Telegram-канал Багира Гуру

«Александр I и Наполеон в войне 1805−1807 годов»

Характер любого человека можно выяснить, узнав, к чему он стремится, чего он хочет. Какую цель ставит перед собой Наполеон? Вопрос чисто риторический, ибо история дает нам недвусмысленный ответ. Цель эта — мировое господство, и он целеустремленно идет к нему, хладнокровно уничтожая препятствия. «Через пять лет я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю ее», — донеслись до нас сквозь годы его слова. Есть ли здесь место каким-либо сомнениям? Гораздо более таинственная фигура (но лишь на первый взгляд) — Александр I. Какие побуждения руководили им? Ради чего он в 1805 году ведет за границу войска, помогая австрийцам и пруссакам? Конечно, в соответствии с международными договорами России, ее обязательствами. Но мне кажется, здесь еще присутствует элемент гордости, выражение желания чести и славы при жизни и после смерти. Элемент этот имеет неприятную, на мой взгляд, тенденцию расти и становится основным направлением поведения, толкая человека к избыточности — к «рыцарству», «рыцарской браваде». Эта избыточность остается избыточностью и тогда, когда выходит за пределы необходимости и долга и даже становится политикой, хотя современники оную избыточность и одобряют. Ярким примером такой избыточности в русской истории является поход князя Игоря, который вел свои полки в половецкие степи^не для защиты родины. Такая рыцарская бравада свойственна не только русским, но и иноземным дворянам, что достаточно ярко показано у Толстого: вспомним, например, как Мюрат с двумя товарищами и батальоном солдат берет Таборский мост. Что руководит им, как не рыцарская бравада? «Господа маршалы «Мюрат, Ламм и Бельяр садятся верхом и отправляются на мост. «Господа, — говорит один, — вы знаете, что Таборский мост минирован и контролирован и что перед нами грозные мостовые укрепления и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Нашему императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Поедемте втроем и возьмем этот мост». «Поедемте», — говорят другие, и они отправляются и берут мост. Авантюра маршалов увенчалась успехом и потому не может не вызвать восхищения. Однако что могло бы случиться, если бы маршалы были убиты или взяты в плен? Немалая часть французской армии оказалась бы парализованной на некоторое время, что могло бы плачевно сказаться на боеспособности французов. Что же до Александра, то он не простой офицер или маршал, которого можно более или менее быстро заменить. Он император, которому остальные обязаны были повиноваться; он в ответе за подчиненных ему людей — как и любой другой командир — и имеет право рисковать их жизнями лишь в одном случае: в случае необходимости защищать государство. При защите Отчизны в 1812 году русские солдаты проявляли невиданный героизм, погибая в попытках уничтожить или хотя бы задержать неприятеля (вспомним Смоленск и Бородинское сражение) за границей же, не зная, за что они сражаются, кладут свои жизни, обманутые союзниками, они сражались вяло (если дело не шло о спасении их собственной жизни), и достаточно было крика: «Ну, братцы, шабаш!», как войска совершали «отход на заранее подготовленные позиции», то есть отступали. Ошибка Александра была ошибкой аристократа, и не дворянам было судить его; скорее всего они, по крайней мере большинство из них, и не нашли бы за ним никакой вины — ведь они и сами были благородного происхождения и не чужды были рыцарской бравады. Еще одним проявлением рыцарской бравады было рассмотрение войны как состязания, спортивного соревнования, вроде охоты — опасного, но, безусловно, благородного спорта. Такое отношение к войне было присуще и многим аристократам, и Александру. Наполеону же чужда рыцарская бравада, и война для него не состязание, а смертельная схватка на пути к мировому господству, в которой необходимо одержать победу. Александр I и иже с ним шли на войну 1806—1807 годов, чтобы выиграть или проиграть — «пусть победит сильнейший», Наполеон же шел только для того, чтобы выиграть: о поражении не могло идти и речи. Вот почему, в Тильзите, когда Александр I с ласковым выражением лица говорит что-то французскому императору, считая состязание законченным — сильнейший определен — и не держа на победившего соперника зла, на лице Наполеона застывает неприятно-притворная улыбка. Он помнит, сколько хлопот доставила ему русская армия, как она помешала одержать быструю победу, и делает выводы на будущее — ведь от мирового господства его отделяют лишь две страны — Россия и Англия, и лишь Россия является наиболее вероятным противником. Он все помнит и, в отличие от Александра, забывать не собирается.

Главная → Л. Н. Толстой → Война и мир

Движение народов начинает укладываться в свои берега. Волны большого движения отхлынули, и на затихшем море образуются круги, по которым носятся дипломаты, воображая, что именно они производят затишье движения.

Но затихшее море вдруг поднимается. Дипломатам кажется, что они, их несогласия, причиной этого нового напора сил; они ждут войны между своими государями; положение им кажется неразрешимым. Но волна, подъем которой они чувствуют, несется не оттуда, откуда они ждут ее. Поднимается та же волна, с той же исходной точки движения — Парижа. Совершается последний отплеск движения с запада; отплеск, который должен разрешить кажущиеся неразрешимыми дипломатические затруднения и положить конец воинственному движению этого периода.

Человек, опустошивший Францию, один, без заговора, без солдат, приходит во Францию. Каждый сторож может взять его; но, по странной случайности, никто не только не берет, но все с восторгом встречают того человека, которого проклинали день тому назад и будут проклинать через месяц.

Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия.

Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится.

И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.

Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.

— Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а я двигал вас?

Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.

Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.

Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?

Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами — государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями

всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.

Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.

Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?

Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр 1, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку Божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:

— «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о Боге.

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, — так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.

Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль и приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытиях этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.

Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

← 336 стр. Война и мир

Следующая цитата

В отечественную военную историю битва при Аустерлице вошла как первое за столетие генеральное сражение, проигранное русскими войсками. В мировой истории эта «битва трех императоров», как ее назвали из-за личного участия в ней Наполеона I, Александра I и Франца II, считается последней точкой в судьбе Третьей антифранцузской коалиции. А история мировых войн числит победу в Аустерлицком сражении одной из самых блестящих среди всех, одержанных Наполеоном Бонапартом. Действительно, невзирая на то, что его силы уступали силам русско-австрийских войск, император Франции сумел нанести такой удар по противнику, что вынудил Австрию выйти из Третьей коалиции и заключить унизительный для нее Пресбургский мирный договор, а Россию — отказаться от продолжения военных действий.

Поражение как залог победы

Сражение под Аустерлицем стало прямым следствием разгрома французского флота в Трафальгарском сражении. Потерявший возможность перебросить свою Большую армию на Британские острова, Наполеон развернул ее на восток, где к тому времени уже сформировался и начал боевые действия союз, в котором главные роли играли Великобритания, Австрия и Россия. Точнее сказать, самую главную роль в этом союзе играла Британия, которая делала отчаянные усилия, чтобы вынудить ставшую империей Францию отказаться от десанта и переноса боевых действий на землю метрополии. Именно из этих соображений британский премьер-министр Уильям Питт сделал все для заключения 11 апреля 1805 года Петербургского союзного договора, который обязывал Англию выделить 2,25 млн фунтов стерлингов и продолжать войну с Францией на море, а Россию — выставить 180 тысяч своих солдат для войны с Наполеоном на суше. Только такой расклад мог заставить французского императора перенести фокус своего внимания с британских земель на австрийские. И это случилось. Потеря флота прикрытия под командованием Пьера-Шарля де Вильнева в Трафальгарском сражении 21 октября 1805 года поставила крест на наполеоновских планах вторжения в Англию — и стала залогом победы под Аустерлицем.

«Схватка русской и французской гвардии в сражении под Аустерлицем». Картина художника Джузеппе Рава, 2001 год

«Схватка русской и французской гвардии в сражении под Аустерлицем». Картина художника Джузеппе Рава, 2001 год

К этому времени австрийская армия, вошедшая в Третью коалицию, на свой страх и риск, не дожидаясь русских войск, начала военные действия на суше — и быстро начала нести крупные потери. Спешным маршем переброшенная на восток из Булонского лагеря французская армия нанесла австрийцам серьезное поражение в середине октября в битве под Ульмом. Причем Наполеон сделал это, располагая вдвое меньшими силами, чем армия австрийского фельдмаршал-лейтенанта Карла Мака — 72 тысячи солдат против 150 тысяч, продемонстрировав, что даже такое неравенство не может служить поводом для поражения. Потеря основной части армии Австрии вынудила русские войска сражаться против французов практически в одиночку, но навязать им такое же сражение, как австрийцам, и разбить в одной схватке французскому императору не удалось. Генерал от инфантерии Михаил Кутузов, умело маневрируя имевшейся в его распоряжении 50-тысячной армией, сумел вывести ее из-под удара и благополучно отступил под город Ольмюц, где и остановился в ожидании подхода подкреплений из России и союзников-австрийцев.

Образ Александра 1 в романе «Война и мир»

То самое время, как войска Наполеона стояли на берегу Немана, ожидая только приказа, чтобы начать войну, «русский император… более месяца уже жил в Вильне, делая смотры и маневры. Ничто не было готово для войны, которой все ожидали и для приготовления к которой император приехал из Петербурга… Все стремления людей, окружавших государя, казалось, были направлены только на то, чтобы заставлять государя, приятно проводя время, забыть о предстоящей войне» . Когда пришло известие о переходе войск Наполеона через русскую границу, Александр I был на бале. Мы прочли первые две главы, видели Наполеона в походном сюртуке, сидевшего на берегу Немана, и людей, гибнущих в волнах, и всю громаду французской армии; мы уже поняли серьезность происходящего — начиная читать третью главу, мы с трудом заставляем себя вернуться в призрачный мир, окружающий русского царя; «веселый, блестящий праздник» ; графиня Элен Безухова со своей «тяжелой, так называемой русской красотой» , ее «блестящие обнаженные плечи, выступавшие из темного газового с золотом платья» . И царь, который, заметив Элен, удостоил ее танцем, и Борис Друбецкой, не спускающий глаз с царя… Трудно представить себе все это, зная, что пушки Наполеона уже глядят своими жерлами на город, где танцует Элен, и французская кавалерия скачет по русской земле, и движутся пехотинцы… «Без объявления войны вступить в Россию. Я помирюсь только тогда, когда ни одного вооруженного неприятеля не останется на моей земле» , — сказал Александр Балашеву и настаивал, чтобы эти слова непременно были переданы Наполеону. Александр гордился этими словами, но умный Ба-лашев не передал их: «какое-то сложное чувство удержало его» . Ведь и сам Александр не написал этих слов в письме, отправленном с Балашевым, потому что еще надеялся помириться и предотвратить войну. Толстой не называет русского царя «плешивым щеголем» , но и у него он «властитель слабый и лукавый» . Сказать красивую фразу он может, а войска к войне не готовы, окружающие царя люди заняты своей карьерой; армия состоит из трех частей, не имеющих, общего главнокомандующего, и царь колеблется, не знает, принять ли на себя это звание. Правда все это или Толстой намеренно сгустил краски, а на самом деле Александр не был так беспомощен и легкомыслен? Известие о войне действительно застало царя на бале. Но ведь от Толстого зависело, сказать об этом читателю или показать Александра не в этот день, а, скажем, назавтра, когда он совещался с генералами. Это тоже была бы правда, но писатель выбрал ту правду, которая помогала ему подтвердить свое понимание истории. Мы далеко не во всем можем согласиться с философией истории, созданной Толстым. Но в его теории есть нечто очень привлекательное. Если история складывается из отдельных поступков отдельных людей, то каждый человек несет громадную ответственность за все, что происходит на земле, — каждый, а не только Наполеон или Александр I. Значит, и Пьер, и князь Андрей, и Наташа решали судьбу своей страны, значит, каждый из нас решает ее своей жизнью.выбирай от сюда

Под командованием императоров

К этому времени Наполеон уже взял Вену и держал под контролем значительную часть Австрии, и ситуация складывалась так, что без генерального сражения обойтись не могла ни та, ни другая сторона. Французы, хотя они и пользовались захваченными ими австрийскими воинскими магазинами, испытывали заметную нехватку припасов, и затягивать кампанию было не в их интересах. К тому же Наполеону было хорошо известно о том, что пока попытки Англии, России и Австрии убедить Пруссию выступить на их стороне остаются безрезультатными, но шансы на ее вступление в войну возрастают, а это серьезно угрожало его тылам. В свою очередь, Австрия не намеревалась терпеть оккупацию своей территории и стремилась нанести французам критический удар, заодно рассчитавшись за проигрыш под Ульмом. А российский император Александр I весьма внимательно прислушивался в тот момент к аргументам австрийского императора Франца II и тоже был намерен завершить войну одной блестящей победой, которая, скорее всего, окончательно склонила бы пруссаков к открытию боевых действий.

«Наполеон при Аустерлице». Картина Франсуа Жерара, 1810 год

«Наполеон при Аустерлице». Картина Франсуа Жерара, 1810 год

Поэтому все аргументы генерала Михаила Кутузова, предлагавшего не спешить с генеральным сражением, дождаться подкреплений из России и подхода австрийцев из Северной Италии (а также, возможно, вступления Пруссии в войну на стороне Третьей коалиции), были отметены австрийским и русским императорами, прибывшими к своим войскам под Ольмюц еще 19 ноября. Вручив формальное руководство объединенной армией Кутузову, оба императора фактически отстранили его от реального командования, принимая решения по собственному усмотрению. Именно так и был в конечном итоге утвержден план сражения под Аустерлицем, предложенный австрийским генерал-квартирмейстером Францем фон Веройтером. Его идея заключалась в нанесении основного удара по правому флангу французских войск и их глубокому охвату, после которого, как считал австриец, французы вынуждены будут или отступить, или капитулировать. Серьезного противодействия от Наполеона фон Веройтер не ожидал, разделяя общее мнение (которое всеми силами поддерживал и сам император Франции) о слабости противостоящих союзникам французских войск и их нежелании вступать в генеральное сражение.

Обмануть — значит победить

Можно сказать, что победа Наполеона под Аустерлицем была одним из первых примеров очень удачного применения дезинформации противника. Сумев сохранить часть своих войск вне внимания союзников и всеми силами демонстрируя собственную слабость и нерешительность, император Франции добился того, чтобы императоры Австрии и России решились атаковать. Позиция обороняющегося сводила на нет и без того небольшую разницу противников в живой силе (около 75 тысяч человек у Наполеона и порядка 86 тысяч у Франца II и Александра I) и артиллерии, в которой союзники имели перевес примерно в сто стволов. К тому же вскоре после начала движения колонн, на которые русско-австрийская армия была разбита по плану фон Веройтера, стало понятно, куда будет нацелен основной удар и насколько при этом оголится центр позиции союзников. Этим и воспользовался французский император, сумевший заставить наступающего противника завязнуть в ожесточенных схватках с обороняющимися французскими войсками на правом фланге. Пока русско-австрийские колонны под командованием генерала от инфантерии Федора Буксгевдена продолжали атаковать французов по первоначальному плану, наполеоновские войска одним ударом сбросили противника с господствующих Пратценских высот — и рассекли русско-австрийскую армию, лишив ее управления.

«Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году». Картина художника Богдана Виллевальде, 1884 год

«Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году». Картина художника Богдана Виллевальде, 1884 год

С этого момента судьба битвы была предрешена. Войска под командованием Буксгевдена оказались в ловушке и вынуждены были отступать через покрытые слабым льдом Сачанские пруды под ожесточенным огнем французской артиллерии. Русский гвардейский корпус, стоявший в резерве у Пратценских высот, к тому времени был практически уничтожен в попытках не позволить противнику занять господствующее положение. Дольше и лучше всех держались войска под командованием Петра Багратиона, занимавшие правый фланг союзной армии, но и они в итоге вынуждены были отступить, но сделали это в строю и без паники.

Цитаты о Наполеоне из Войны и мира (40 штук)


Наполеон Бонапарт – талантливый полководец и известная историческая фигура, который стал персонажем большого количества художественных произведений, в том числе и эпопеи «Война и мир» великого писателя Л. Н. Толстого. Цитаты о Наполеоне из «Войны и мира» содержат множество оценок различных по положению и характеру героев романа, между строк которого выстраивается и собственное отношение автора к противоречивому французскому императору.

Великий писатель противопоставляет образы Бонапарта и Кутузова, двух гениальных военных стратегов, не только в отношении к солдатам, родине и войне, но и в таких простых вещах, как манера речи, одежда, походка.

Наполеон — зверь, о появлении которого предсказано в Апокалипсисе.

Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.

..Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней…

…Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели…

Следующая цитата

Андрей Болконский является одним из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Личность Болконского очень сложная и интересная, всю свою жизнь он ищет свой смысл жизни, своё призвание. И, как говорится, кто ищет, то всегда найдёт.

Впервые мы видим князя Андрея на приёме у Анны Павловны Шерер. Он присутствует там, так как на приёме его жена Лиза. Самому же ему там очень скучно. Болконский грезит службой Отечеству, его идеал личности – Наполеон. Когда начинается война, герой бросает всё и отправляется на фронт. Князь Андрей участвует в битве при Аустерлице, в порыве отваги он хватает знамя и сломя голову мчится на французов. Там же его тяжело ранят, он лежит на поле полуживой среди мёртвых товарищей, смотрит в небо и размышляет, мимо проходит сам Бонапарт, а Болконский всё думает. Он размышляет о том, что все его прежние убеждения и взгляды были неверны, он видит новый смысл существования.

Оправившись от тяжёлого ранения, Болконский пытается посвятить себя семье: оставляет службу, возвращается в имение, пытается полюбить Лизу, которую никогда по-настоящему не любил. Они ждут ребёнка. Но и этот период жизни князя Андрея длится недолго: Лиза умирает во время родов. Болконский впадает в депрессивное состояние, даже новорождённый сын не может помочь отцу. Моральное спасение приходит от Пьера Безухова. Он сумел так поговорить с князем Андреем, что тот стал выкарабкиваться из депрессии, он полон решимости снова помогать своей Родине, начинает заниматься государственными делами, которые, однако, быстро уходят на второй план, когда вспыхивают чувства к Наташе Ростовой.

Андрей Болконский решает жениться на молодой девушке, очаровавшей его. В отсутствие Андрея, у Ростовой случается интрига с Анатолем Курагиным. Андрей не может этого простить, он в оцепенении, он вновь потерял смысл в жизни. Князь едет в родовое гнездо, где занимается воспитанием сына и обустройством жилья. На какое-то время князь Андрей обретает умиротворение.

Начавшаяся в 1812 году Отечественная война нарушает семейное спокойствие. Болконский едет бить французов. Андрей вновь получает серьёзное ранение, и волей судьбы выхаживает героя Наташа Ростова, они примиряются. Князь уже почти оправился от ранения, он показал себя смелым защитником своей Родины, он обрёл потерянную любовь – всё, чего хотелось достигнуто. Князь Андрей Болконский спокойно уходит….

Образ Андрея Болконского является очень интересным, князь всю жизнь что-то ищет и в итоге находит.

Вариант 2

В романе Льва Николаевича Толстого он писал о патриотизме и разных слоях общества. Толстой плохо отзывается о высшем свете, а вот к обычному русскому народу отзывается с теплотой. Хотя в романе Толстого среди высшего света тоже есть герои, о которых Лев Николаевич пишет с удовольствием.

Одним из таких персонажей в романе является Андрей Болконский, он прожил не долгую, но очень насыщенную жизнь. Для себя Болконский решил, что хочет быть полезным для своего Отечества и решает в 1805 году идти на войну. В армии он добивается всего сам, начиная свою службу с низкого чина, Болконский решает добиться многого. Андрей Болконский патриот своей страны, он переживает, что будет с российской армией.

Андрей Болконский потерял жену и остался с сыном на руках, он уходит в себя и не видит ни какой радости в жизни. Пьер помогает ему выйти из этого состояния, а знакомство с Наташей Ростовой закрепляет старания Пьера. Болконский переживает о том, что не стоит спешить, ведь Наташа молода, а он прожил немалую жизнь. Он решает отложить их свадьбу на год, но девушка не проходит проверку и поддается своим чувствам и увлекается молодым человеком Анатолем.

В один миг все мечты и надежды Андрея Болконского разрушились, он снова почувствовал себя ненужным. Болконский снова возвращается в армию и решает вести свое войско к победе. В части его все уважают и любят, к своим солдатам Андрей Болконский ласков и относится уважительно. Болконский всегда думал о людях и об Отечестве и только в последнюю очередь думал о себе.

Андрей Болконский любил природу своей страны и любовался ею всегда, в один из таких дней Болконского смертельно ранили. Осознавая, что он скоро умрет Андрей не жалеет о том, как он прожил свою жизнь. Наоборот его переполняют чувства любви и всеобщего прощения. В этот момент они снова встречаются с Наташей Ростовой. Повзрослев девушка поняла, что сильно обидела Болконского и что он замечательный человек.

Наташа просит прощение у Болконского, и он ее прощает, у него нет ни злости, ни агрессии к Наташе. Болконский обретает то, к чему он давно стремился, покой и веру чего ему так не хватало.

Сочинение Образ и характеристика Андрея Болконского

Роман «Война и мир» психологически сложное повествование для каждого человека. А все потому, что автор передавал сложное военное настроение того времени, показывал жизнь нескольких слоев населения и выражал свое отношение к ним. Каждый человек в современном мире, безусловно, сможет отыскать героя романа, который бы походил на него. Для меня одним из ярких героев стал Андрей Болконский – сын известного и уважаемого князя. В романе можно четко отследить характер, настроение и чувства героя. И хоть жизнь его оказалась короткой, она была насыщенной, яркой и эмоциональной.

Из первой встречи с Андреем Болконским, создается впечатление, что он неудовлетворен своей жизнью. Его тяготит беременная супруга, вряд ли он ее любит так, как муж свою жену, он скучает на вечере, куда ему пришлось прийти. Его присутствие на вечере вынужденное и пассивное. Он презирает светское общество, но чувство долга не позволяет ему уйти. Однако воодушевился он, когда встретил своего друга. Из беседы с Пьером Безуховым, откровений Андрея, хочу сделать вывод, дружба занимает важное место в его жизни.

В то же время для него важна его семья, он уважает отца, на протяжении всей его истории жизни сохраняются хорошие отношения с сестрой Марьей, хотя в семье тяжелая атмосфера и мир там – явление временное. Андрей из богатой семьи, он образован, грамотен, горд и сдержан, с сильным чувством собственного достоинства.

Желая быть полезным Родине, он уезжает на войну и начинает службу не офицером, а низшим чином. Он не стремится к быстрой и легкой славе, наградам и карьере. Наоборот, Болконский считает, что должен быть там, где трудно, хочет помочь и поддержать тех, кто готов сдаться. Его патриотизм и героизм отчетливо передаются автором в военный период жизни.

Возвращение с войны к рождению ребенка и смерти жены однозначно переворачивают его мировоззрение. Если бы Лиза осталась жива, думаю, их отношения изменились бы. Возможно, любовь и не появилась бы, но более глубокие чувства уважения, благодарности добавили бы их отношениям нежности. Но Андрею Болконскому пришлось воспитывать сына одному, а вместе с тем бороться с чувством вины перед супругой, выходить из состояния духовного кризиса.

Во многом ускорила выздоровление любовь Андрея к Наталье Ростовой. Их история любви должна была пройти испытание временем. Но Наташа жила одним днем, чувствами, она доверчива, легка, молода. А Андрей взрослый рассудительный человек, который живет разумом. За его плечами война, смерть и сын. И расставание на время не могло не разлучить их навсегда. Андрей не принял того, что девушка постигла новые знакомства, события, эмоции – она влюбилась. А потому его настигло разочарование, обида, возможно, гнев, когда он хотел вызвать на дуэль соперника, но после передумал.

Когда он шел на войну второй раз, он хотел забыться. Здесь он думал о том, что мечты о семье разбились. А там он должен был думать не о себе. Патриотизм и чувство долга брали верх. Именно такая смена обстановки позволила ему избежать депрессии. Андрей не думал о том, что получит там смертельное ранение. Претерпевая боль, осознавая, что его настигает смерть, он готов простить всех. И в этот момент происходит встреча с Наташей. Она понимает, как сделала больно князю, просит прощения, а он по-прежнему любит ее и прощает.

Характеристика 4

Читая произведение Толстого «Война и мир» отчетливо видно, что писатель здесь показал не только войну 1812 года, но и жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Именно таким и чертами должен обладать декабрист. И на эту роль подходил Андрей Болконский.

Мы видим, что в романе прослеживается вся жизнь князя. Писатель к данному образу относится с любовью и уважением, что подтверждает, наделением Андрея своими чертами характера и убеждениями. Первое знакомство читателей с Болконским происходит на вечере у Анны Шерер. Видно, что он показан как неординарная личность. Князь одет по моде, идеально владел французским языком. Во всем его обращении с окружающими видно, что он- светская личность. Лев Николаевич обращает наше внимание на его тихий голос, на скучный взгляд. На его лице видно, что он самоуверенный и самодостаточный человек. Позже видно, что все это наигранное. При появлении Пьера Безухова в салоне князь преображается. Он очень рад старому приятелю. И улыбка на его лице приятная и добрая. К моменту их встречи князь был уже сформированной личностью, однако на его пути выпадет немало испытаний и разочарований. Через участие в военных действиях, ранение, любовные переживания и медленную смерть, он нашел самого себя. Ему открылись все истины, открывавшие правду жизни.

Болконский с самого начала хотел славы. Он оправился на войну, где мечтает стать героем. Его кумиром становится Наполеон. Он даже пытается во всем ему подражать. Именно на поле в сражении под Аустерлицем Андрей, раненый, упав, замечает то, что раньше не видел. Синее небо для него становится переосмыслением его взглядов на жизнь. Оказывается, все то, ради чего он раньше жил, это пустяк. Есть более важное. Его мысли переносят в родной дом, к семье. Да и война, оказывается уже не такой, какой он себе представлял. Смерть, кровь повсюду представили ему войну страшной и ужасной.

Когда Болконский вернулся домой, то его ждет испытание-смерть супруги. После этого он сильно замкнулся в себе. И только вторая встреча с Безуховым возродила его к жизни вновь. Вскоре он знакомится с Наташей Ростовой, которая пробудила в нем любовь. Отъезд в Петербург и вовлечение его в политические действия на время оторвали его от девушки. Вернувшись, он узнает, что Наташа флиртовала с Курагиным. Его гордость не позволяет ему продолжать дальше их отношения. Полученное ранение в Бородинском сражении отрезвляет Андрея, и он прощает и Ростову и Курагина. В последние минуты жизни, князь понимает, что к нему вернулось чувство любить и прощать. И именно в конце жизни он понял, что истинное счастье - жить для других.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Андрея Болконского в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Лето – это не только период длинных каникул, тёплых беззаботных деньков, летом отмечается особенный праздник – День семьи. Начал праздноваться этот день у нас не так давно: с 2008 года 8 июля. Официальное название праздника – День семьи, любви и верности.

Первоначальный замысел написания произведения возникает у писателя в период его нахождения в лагерной колонии, расположенной в северном Казахстане, где и зарождается мысль о создании рассказа

В романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского очень важное место занимает проблема совести.

Жанровая направленность произведения представляет собой украинскую народную сказку, повествующую о животных, имеющую аналогом в русском творчестве в виде сказки «Теремок», немного с измененным сюжетом.

Рассказы А. П. Чехова не столько ироничны, сколько наполнены сочувствием к людям, их заботам, радостям и бедам. Обычно автор описывает небольшой эпизод, очень обыденный, но обнажающий сокровенные

Читайте также: