Айтматов белый пароход цитаты

Обновлено: 21.11.2024

И не в том ли магия любви — в обоюдном стремлении друг к другу.

Добавила Ankan 19.06.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Для малых детей взрослые всегда кажутся умными и авторитетными. Вырастут, смотрят — а учителя-то, не так уж много знали и не такие уж умные, как казалось.

Добавила ♥вареник♥ 27.07.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая. А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом моё утешение.

Добавила ♥вареник♥ 28.07.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Одно сделаешь — ну, думаешь, теперь спокойно поживу. Ан жизнь еще что-нибудь придумает.

Добавила ♥вареник♥ 28.07.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Говорят, что друзья познаются в несчастье, а по-моему, и в счастье они тоже познаются.

Добавила Тиамат 06.01.12
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Любовь — антитеза смерти, она потому и являет собой ключевой момент жизни.

Добавила дыши со мной 24.04.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Когда я чувствую, что люди испытывают какую-то вину предо мной, для меня это так мучительно, что мне хочется быстрее освободить их от угрызений совести, чтобы ничто не смущало их при виде меня. Ибо тогда я сам чувствую себя виноватым в их вине.

Добавила Αικατερίνη 19.05.12
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Но жизнь не так устроена — рядом со счастьем постоянно подстерегает, вламывается в душу, в жизнь несчастье, неотлучно следующее за тобой, извечное, неотступное.

Добавила ♥вареник♥ 28.07.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Недаром говорят: чтобы скрыть свой позор, надо опозорить другого.

Добавила AnnaWell 24.10.09
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

И сколько еще было произнесено в веках нескончаемых мольб и молитв, что, будь они материально ощутимыми, затопили бы собой всю землю, подобно горько-соленым океанам, вышедшим из берегов. Как трудно рождалось в человеке человеческое.

Добавила Ankan 22.06.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Почему люди так живут? Почему одни злые, другие добрые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет?

Добавила ♥вареник♥ 28.07.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Смерть всегда с тобой, пока ты дышишь, а после смерти смерти нет.

Добавила taшa viшenka 03.05.12
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Я бы сказал, что в пределах одной личности любовь — это настоящая революция духа!

Добавила Αικατερίνη 19.05.12
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Раскаяние — одно из великих достижений в истории человеческого духа — в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются через осознание вины — в действиях ли, в помыслах ли, через порывы самобичевания или самоосуждение?

Следующая цитата

Не зря, говорят, люди не прощают тому, кто не умеет заставить уважать себя. А он не умел.

«Прости меня, Рогатая мать-олениха, прости…» А я ему свое: «Смотри, – говорю, – промажешь – убегай вместе с маралами куда глаза глядят, лучше не возвращайся».

. Другой бы зверь давно сиганул бы, и след простыл, а эти полоумные маралы не бегут, вроде бы и не боятся нас

Мальчик с ужасом глядел на эту страшную картину. Он не верил своим глазам. Перед ним лежала голова Рогатой матери-оленихи.

А тот, бредя по ледяной воде, скорчившись, тащил трос вместе с Сейдахматом и довольствовался тем, что Орозкул, кажется, простил его. «Ты уж прости меня, старого, что так получилось, – мысленно обращался он к Орозкулу. – Не утерпел вчера. Поскакал к внуку в школу. Одинокий ведь он, вот и жалеешь. А сегодня он в школу не пошел. Приболел что-то. Забудь, прости. Ты ведь мне тоже не чужой. Думаешь, не хочу я счастья тебе и дочери? Если бы бог дал, если бы услышал я крик новорожденного жены твоей, моей дочери, – не сойти мне с места, пусть бог тут же возьмет мою душу. Клянусь, от счастья плакал бы. Только ты не обижай мою дочь, прости меня. А работать – так пока я на ногах, я все сработаю. Все сделаю. Ты только скажи…»

А маралы спустились утром к воде. Они вышли из верхнего леса, когда короткое осеннее солнце наполовину поднялось над горной грядой. Чем выше поднималось солнце, тем светлей и теплей становилось внизу среди гор. После ночного оцепенения лес оживал, наполнялся движением света и красок.

ни не знали, что волей детского воображения впереди них по дороге невидимо бежала Рогатая мать-олениха. Длинными, стремительными прыжками неслась она впереди автоколонны. Она охраняла их от бед и несчастий на трудном пути. От обвалов, от снежных лавин, от пурги, от тумана и

ежем черную ярку. Гостей полон дом. Пока встанут, мясо чтобы было у нас готово. Мальчик светил фонарем деду. Еще посвистывал ветер в щелях, еще холодно и сумрачно было на дворе. Старик вначале бросил у входа охапку чистого сена. Привел на это место черную ярку и, прежде чем повалить ее, связать ноги, призадумался, присел на корточки.

– Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся. – Кто испортится? Люди?– Да.– А почему? – Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать.

Следующая цитата

А я сын сыновей Рогатой матери-оленихи. – Кто это тебе сказал? – Дедушка.

лова кружилась от скорости течения. Он прыгнул и перелетел через реку. Плавно и мягко опустился неподалеку от маралов, которые все так же стояли на галечнике. Рогатая мать-олениха подозвала его к себе: – Ты чей будешь?

Прямо перед ним, на другом берегу, у воды стояли три марала. Настоящие маралы. Живые. Они пили воду и, кажется, уже напились. Один – тот, что был с самыми большими, тяжелыми рогами, – снова опустил голову к воде и, потягивая ее, казалось, рассматривал в мелкой заводи свои рога, как в зеркале. Он был буроватого цвета, грудастый и мощный. Когда он вскинул голову, с его волосатой светлой губы упали в воду капли. Пошевеливая ушами, рогач внимательно глянул на мальчика.

. Пойди, пусть она скажет, кто она теперь. Как собаку паршивую выгнал ее из дому муж. – Ну что же, выгнал так выгнал, – сказал с горечью Момун. – Ишь ты! Да кто ты сам? Дочери твои беспутные, так думаешь внука выучить на начальника, что ли? Жди! Было бы из-за

– Маралы вернулись. Зачем же в такой день…

Орозкул, весь оборванный, отползал в сторону. Момун бросился на выручку к зятю. – О пресвятая мать, Рогатая олениха! Это она спасла нас! Ты видел? Это дети Рогатой матери-оленихи. Вернулась наша мать! Ты видел?

После того случая Орозкул дал зарок: больше никому, никаким знакомым, никаким соплеменникам, пусть хоть трижды будут они детьми Рогатой матери-оленихи, не даст ни сучка, ни хворостинки.

Вот тебе и родственник! А еще: «Все мы дети Рогатой матери-оленихи. Один за всех и все за одного!» Д

лу. Совсем из ума выжил старик! Каждое утро седлает коня, отвозит мальчишку в школу, потом снова скачет, привозит его из школы. Возится с этим

С богатой добычей уходили враги и не заметили, как вернулись из леса двое детей – мальчик и девочка. Непослушные и озорные, они еще утром тайком от родителей побежали в ближайший лес драть лыко на лукошки. Заигрались они, не заметили, как зашли глубоко в чащу. А когда услышали шум и крики побоища и кинулись назад, то не застали в живых ни отцов, ни матерей своих, ни братьев, ни сестер. Остались дети без роду, без племени. Побежали они с плачем от пепелища, и нигде ни единой души. Осиротели в час. В целом свете остались одни. А вдали клубилась туча пыли, враги угоняли в свои владения табуны и стада, захваченные в кровавом набеге.

Следующая цитата

Чингиз Айтматов (1928–2008) — всемирно известный киргизский писатель, автор многих произведений, в центре которых человек в современном мире. Вплетение мифологии в реальную жизнь в произведениях Ч. Айтматова создает особый неповторимый авторский стиль и помогает точнее выразить нравственные проблемы, мучающие человека.
Философская повесть-притча "Белый пароход" определяет нравственной мерой личности заботу о мире. Основанное на легенде о едином происхождении человека и маралов повествование, переплетающее сказку и быль, предупреждает, что рука человека не должна подниматься на своих младших братьев. Но в реальной жизни нарушение закона единства человека и природы приводит к тому, что над людьми тяготеет рок несчастья.

Читайте также: