Абу хамид аль газали цитаты

Обновлено: 07.11.2024

Абу Хами́д Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Газали́ ат-Туси́ — исламский богослов, правовед, философ и мистик, родом из области Хорасан в Персии . Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма. Деятельность аль-Газали была направлена на формирование всестороннего и систематического учения суфизма, а также на формулирование теоретических основ суфизма. Wikipedia

Фото: Unknown author, London, John Murray, Albemarle Street, Claud Field / Public domain

Следующая цитата

Абу Хами́д Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Газали́ ат-Туси́ — исламский богослов, правовед, философ и мистик, родом из области Хорасан в Персии . Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма. Деятельность аль-Газали была направлена на формирование всестороннего и систематического учения суфизма, а также на формулирование теоретических основ суфизма. Wikipedia

Фото: Unknown author, London, John Murray, Albemarle Street, Claud Field / Public domain

Следующая цитата


Когда тебя из мирских событий постигают только беды и несчастья, покайся и возвратись к Истинному, так как тот, кто, получив воспитание наказанием в этом мире, не стремится к праведному пути - будет пленником наказаний в следующей жизни.

Удовольствие в этом мире, как блеск молнии, не бывает полезным. А страдание в этом мире, как темнота тучи, не бывает вечным. Так что не надо привязываться к его благам. И не надо скорбеть от его трудностей.

Человек в этом мире подобен всаднику, который в жару спешился и остановился в тени дерева. А через час он оставит это дерево и поедет дальше.

Двое зря промучились и без пользы печалились: первый – тот, кто собирал богатство и не попробовал его, а второй – тот, кто обучался знаниям ('ильм) и не применил их в деле ('амаль).

Грех, кто бы его не совершил, выглядит неприглядно, а грех ученых-'алимов – ещё непригляднее, поскольку знание ('ильм) – это оружие в борьбе с шайтаном. Когда в плен попадается вооружённый человек, унижения в этом больше.

Духовный рост до благородных степеней требует больших трудов. А спуск вниз со степени почтения происходит из-за малого усилия. Так же как для того, чтобы поднять на плечо тяжелый камень, надо хорошо потрудиться, а чтобы уронить его, достаточно небольшого движения.

Избранные Аллахом (хавасс) – едят, чтобы жить. А простолюдины ('авамм) живут, чтобы есть.

Поддерживай старых людей и помогай им. Ведь кто поможет понести посох слабого старика, тот [свой] посох старости будет нести в здравии. А кто поддержит седовласого, доживёт до седин.

Три типа людей знают истинную стоимость трёх вещей: старики знают ценность молодости, больные знают ценность здоровья, и нуждающиеся знают ценность благодеяния.

Всякого, кто унизит свой нафс, возвеличит Истинный – Всеславный и Всевышний. А всякого, кто возвеличит свой нафс, Он унизит.

То, что увеличивается и уменьшается – это свет луны. То, что увеличивается и не уменьшается – это жадность людей. А то, что не увеличивается и уменьшается – это насущный хлеб.

Будь мудрым и целомудренным, и тогда будешь в безопасности от завистников и клеветников. Так, нападки завистников не вредят сиянию [ума] мудреца, а наветы клеветников не вредят целомудренному человеку.

Для невежды нет ничего лучше молчания. А если он это понял, то он уже не невежда.

Высказывания великого имама Абу Хамида аль-Газали (1059-1111), собранные его учениками. «Лучи мудрости» (Анвар аль-Хикмат).

Ссылки по теме:


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Следующая цитата


Четыре вещи уничтожают другие четыре: благодеяние [уничтожается] неблагодарностью, благородство [уничтожается] ленью, уважение [уничтожается] упрямством, и почтение [уничтожается] грязными шутками.

Четыре вещи приводят к совершенству четыре другие: к [совершенству] знаний приводит мудрость, к [совершенству] веры (дин) приводит воздержание, к [совершенству] дела приводит усердие, и к [совершенству] благодеяния приводит благодарность.

Кусачая собака не хватает за подол своих знакомых. Пьяный верблюд не нападает на того, кто кормит и поит его. А завистливый подлец, сколько ты ему не сделаешь добра, когда получит возможность, причинит тебе всякое зло, на которое будет способен.

Люди бывают четырёх типов: низкие, которые и сами не едят, и другим не дают, жадные, которые сами едят, а другим не дают, щедрые, которые и сами едят, и другим дают, и благородные, которые сами не едят, а другим дают.

Лучшее из созданий – с точки зрения внешности – человек, презреннейшее из творений – собака. По общему мнению мудрецов, собака, стремящаяся к истине – лучше, чем человек, который к ней не стремится.

Избегай плохих и спеши к хорошим, поскольку, если останешься один – останешься с шайтаном, а будешь с плохими – и сам испортишься.

Учёный-'алим должен стремиться применять в деле ('амаль) знания ('ильм), а не научиться знаниям и использовать их для приобретения мирского (дунйа). Так как знание ('ильм) нужно для воспитания в себе веры (дин), а не для поглощения мирского (дунйа).

Если ты мюрид – стремящийся, то воспитывай в себе волю-стремление (ирадат), так как стремящийся без стремления – как влюбленный без золота. А если ты салик-странник, приобретай знания (ма'рифа), так как путник без знаний – как птица без крыльев. А если ты – ученый-'алим, то применяй знания на деле ('амаль), так как знания без применения – как дерево без плодов.

Добрый советчик тот, кто призывает людей к добру и улучшению. Как соль, которая приводит вкус мяса к улучшению, а не к разврату и греху, подобно мухе, которая портит мясо

Высказывания великого имама Абу Хамида аль-Газали (1059-1111), собранные его учениками. «Лучи мудрости» (Анвар аль-Хикмат).

Следующая цитата


Три вещи можно приобрести благодаря трём другим – спасение благодаря терпению, величие благодаря щедрости и победу благодаря справедливости.

Тот, кто старался быть кротким, добился величия. Всякий, кто избрал себе честность, поднялся. Того, кто хранит свой язык от лжи, считают достойным и искренним. И тому, кто избегал близости с неправедными, открылся путь к общению с благими.

Береги три вещи, чтобы не потерять другие три – береги омовение, чтобы не потерять намаз.

Береги глаза, чтобы не потерять сердце. Береги язык, чтобы не потерять голову.

Благополучие бывает трех видов – благополучие веры, благополучие имущества и благополучие тела. Благополучие веры заключается в том, чтобы сторониться плотских вожделений и беречь сердце от зависти. Благополучие имущества заключается в исполнении обязанностей перед другими и в помощи нуждающимся. Благополучие тела заключается в малом количестве еды.

Четыре вещи ломают спину мужчине – множество врагов, бесчисленное количество долгов, избыток женщин и недостойная супруга.

Гляди на мужчин взглядом уважения, а не презрения. И гляди на женщин взглядом благородства, а не похоти.

Человек с хорошим нравом всегда бывает в хорошем настроении и во сне, и наяву, поскольку то, что у него бывает в речах и делах, бывает у него в мыслях и во снах.

Четыре вещи являются признаком невежества – спор с тем, кто знает больше; доверие тому, кого не проверил; полагание, что находишься в безопасности от женской хитрости.

Когда тебе приносят извинения – прими, когда учат этике (достойному поведению) – учись. Тот, кто не учится, когда его воспитывают – скотина. А тот, кто не прощает, когда его просят – шайтан (дьявол).

Мудрый жалеет двух людей – способного, который не стремится обрести совершенство и неспособного, который стремится обрести совершенство.

Будь наставником способному и не учи неспособного, Так как дать пропасть способному – насилие, а воспитывать неспособного – невежество.

Пока не очистишь своё сердце от любви к этому и тому Миру, оно не станет местом для любви к Господу, так как семя не кидают в засеянную пашню и узор не наносят на расписанную бумагу.

Высказывания великого имама Абу Хамида аль-Газали (1059-1111), собранные его учениками. «Лучи мудрости» (Анвар аль-Хикмат).


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Читайте также: