В чем заключается тематическая свобода частушек
Обновлено: 21.12.2024
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мешкова О.В.
Об эволюции в XX веке русской народной песенной лирики Благопожелания и частушечные куплеты: особенности взаимодействия Частушка в контексте возвышенного и земного Новый методологический подход (А. И. Лазарев. Трудные темы изучения фольклора: учебное пособие. Челябинск, 1998) Специфика творческих процессов в жанровой системе русского фольклора периода Великой Отечественной войны i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Текст научной работы на тему «Своеобразие частушки (к постановке вопроса об эстетике жанра)»
Были убраны прозаизм, всякие вводные слова, фразы, нарушающие народные поэтические традиции. Например, народ не принял целый куплет:
Кстати, ей еще Не забудь сказать: Тяжело вдовой Мне ее кидать12.
Народ, конечно, не согласился с таким приземлением песенно-лирической традиции. Образы природы в фольклоре выступают в условном, символическом значении, и представить в песне девушку-рябину растущей в огороде невозможно. Это понимали люди, никогда не державшие пера в руках, может быть, и не читавшие, не умевшие читать, но тонко чувствовавшие природу слова, понимавшие суть речевого общения.
ется на лугах первая мошка, и скотина спасается от нее, бегая по полю с поднятыми хвостами) и т.д.
1 Лазутин С.Г. О фольклористическом аспекте изучения языка народной поэзии // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглов М.. Высш. шк., 1986. С.122.
2. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М.: Прометей, 1993. С.97.
3. Там же. С 97-98.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ГИИНС, 1955 Т. 2. С. 95.
6 Там же. С. 37-38.
7. См.: там же. С. 200.
8. Путилов Б.И. Древняя Русь в лицах. СПб.: Азбука, 1999. С. 21.
9. См.: Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серии. Вып. 1. М., 1911, №2128. СочиненияМ.Д. Чулкова. СПб., 1913. Т. 1. №119.
10. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988. С. 318.
12. Там же. С. 293.
13. Там же. С. 294.
(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА ОБ ЭСТЕТИКЕ ЖАНРА)
Частушка - самобытный вид народного творчества. Она появилась в XIX веке и остаётся самым массовым жанром фольклора сегодня. Интерес к её исполнению и изучению не только не угасает, напротив, разрастается, о чём свидетельствует большое количество сборников, выходящих в разных издательствах. Внимание к этому ви-
ду народного творчества проявляют как русские, так и зарубежные фольклористы, поскольку частушка уникальна и чрезвычайно многообразна по своим ритмам, рифмам, образам, передаваемым чувствам, она отличается от других жанров и лирическим героем, и выбором поэтических средств. Однако в многочисленной литературе, посвященной частушкам, нет единства в вопросе о том, что же является причиной столь активной жизни частушек, какова природа жанра.
Фольклористы, изучающие частушку, отмечают её тематическое многообразие. В.Е. Гусев называл частушку «своеобразной ежедневной живой газетой»1. С.Г. Лазутин писал, что «в отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых ограничено определённым кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. В ней находит яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая, убийственая сатира, и мягкий дружеский юмор») .
Однако идейно-тематического критерия явно недостаточно для определения специфики жанра, потому что, во-первых, другие виды фольклора, например, лирическая песня, обладают столь же разнообразным содержанием; во-вторых, тематика быстро обновляется. Нас же интересует то, что при всех изменениях сохраняется как величайшее своеобразие народного поэтического искусства, то, что позволяет отличать частушку от других видов фольклора.
Нередко в работах научного и учебного характера своеобразие частушки объясняется особенностями поэтики Литературу по этому вопросу можно условно разделить на две группы. Во-первых, работы, выясняющие особенности жанра в сравнении с лирической песней (Лазутин С.Г. «Русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра»3; Калецкий П. «О поэтике частушки»4, Кулагина A.B. «Параллелизм и символика в частушках»5 и др.). Во-вторых, исследования, представляющие частушку как самостоятельный жанр фольклора с собственной системой поэтических средств (Зырянов И.В. «О внутрижанровой классификации частушек»6, Аникин В.П. «Традиции жанра как критерий фольклорности»7, Лазарев А.И. «Поэтика частушки»8 и др.).
Влияние лирической песни на процесс формирования частушки бесспорно, но особенности поэтики не могу! дать представления о новаторском характере частушки, так как поэтика - категория наследуемая, преемственная, при этом вопрос о своеобразии сводится к выяснению - сохраняется ли в частушке традиционно-песенный язык.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.На наш взгляд, речь должна идти об эстетике жанра, поскольку именно «эстетическая теория должна выявлять те относительные пре-
имущества и относительные ограничения, которые есть у каждого вида искусства и которые позволяют ему в одних культурно-исторических условиях развиваться широко и свободно, а в других оказываться скованным и отступать на задний план»9. Выяснение художественной природы жанра поможет объяснить и особенности поэтики.
Проанализировать существующие концепции, высказать некоторые, наверное не бесспорные, суждения по вопросам эстетики частушки - цель этой статьи.
На наш взгляд, именно установка на публичное исполнение определяет другие свойства частушки. Она должна заинтересовать слушателя, а это возможно, если актуально содержание или необычен способ подачи материала. В частушке, во-первых, рассказывается о злободневных проблемах, во-вторых, изображается жизнь не в условно-символической, а в конкретно-исторической форме. Реалистичность как признак частушки выделяет С.Г. Лазутин, апеллируя при этом к мнению народному: «Любопытно, что сам народ рассматривает частушку именно как песню новую, сугубо реалистическую И в этом отношении он противопоставляет её песне традиционной. Например:
Нам не надо длинных песен, Коротушек хватит с нас, В коротушках одна правда -В длинных песнях не всегда»13. Реалистичность - это не просто отражение специфики содержания частушки, это эстетический признак, который определяет выбор поэтических средств.
Спорным остаётся вопрос о соотношении индивидуального и коллективного в частушках. Наметились три подхода к решению этой проблемы.
1. «Частушка - создание индивидуального, личного творчества»14, - писал В М. Сидельников. Это суждение получает поддержку у многих исследователей. Так, П. Флоренский высоко оценил способность частушки выражать индивидуальные чувства: «Будучи всегда во власти времени, в интересах дня, частушка исторична и не знает ни прошедшего, ни будущего. Поэтому она никогда не является выразительницей всенародного сознания, но - лишь индивидуального, особого. Частушка - это народное декаденство, народный индивидуализм, народный импрессионизм»15. Личностный характер частушки подчёркивал и С.Г. Лазутин: « . личность в частушках впервые заявила о себе в фольклоре с необычайной силой. Частушка оказалась в состоянии не только выражать мысли и эмоции, принадлежащие определенной группе людей, прослойке, сословию и целому классу, но также и передавать реальные человеческие эмоции, всевозможные переживания отдельной личности в их индивидуальной неповторимости»16. «Иллюзию тождества исполнителей и героев» отметил собиратель, исследователь фольклора Ф.М. Селиванов17.
2 «. Частушка не является прямым выражением . индивидуальных чувств» певца. Это утверждение принадлежит Аникину. «Частушка воспроизводит обобщённый тип интимно-лирического переживания»18.
3. Частушка является «ярким примером единства общего и индивидуального»19. Эту позицию отстаивает Л А. Астафьева-Скалсбергс.
На наш взгляд, не стоит преувеличивать индивидуализм частушки, так как лирический герой частушки, как и лирический герой песни, - условный образ, который не тождественен исполнителю, и прав В.П. Аникин, утверждающий, что «существует неписаное, всеми признанное правило - не относить содержание частушки именно к
поющему. Это явление сходно с тем, которое хорошо известно всякой
А.И Лазарев, считая, что частушка выражает «индивидуализированные чувства и переживания людей», для обозначения этого качества предлагает термин адресатность: «. ибо, если даже в ней отсутствуют собственные имена и названия, она всё равно направляется конкретному адресату: «милёночку», который изменил; «любушке», которая предпочла красивому богатого; «дроле», который завтра в армию уйдёт, и т.д.»21. Однако, на наш взгляд, адресатность объясня-
ется не индивидуализированными чувствами, а традицией исполнения частушек на посиделках, когда они приобретали характер своеобразного состязания. Сохраняется ли сегодня это свойство частушек, ведь посиделки ушли из нашего быта? Анализ текстов показывает, что традиция обращаться к кому-либо в частушках остаётся. Так из 4806 частушек, опубликованных в сборнике «Частушки»22 около 60% содержат в себе скрытое или явное обращение. Таким образом, адресат-ность - это свойство, генетически присущее частушке, и сохраняющееся как традиция в этом виде народного творчества.
Наблюдение над жизнью частушек, их возникновением и исполнением, позволило выделить исследователям и такое свойство, как экспромтность. П. Флоренский писал, что частушка - «не только лирика, вообще выражающая настоящее, но именно и по преимуществу - лирика мгновения»23. В экспромтном характере возникновения частушки видел её главную, определяющую жанровую особенность Симаков. С.Г. Лазутин отмечал: «Частушка - это живой и непосредственный отклик на волнующие события. Это - поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушке проявился с большей силой, чем в других жанрах и видах народной поэзии»24.
Именно с этим свойством и опять же установкой на публичное исполнение связана и другая сторона эстетики частушек - экспрессивность, т. е. «совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают её способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи»23. Частушка отражает все возможные оттенки чувств и переживаний. Она может печалиться, страдать, жаловаться, торжествовать, горевать, веселиться, иронизировать, удивляться и т. д. Для этого используются фонетические, морфологические и лексические экспрессивные свойства, а также особый ритм, мотив. Неоднократно отмечалась способность частушки к речетворчеству и словотворчеству, любовь к яркому слову и необычному образу. Несомненно, что и другие виды фольклора дают примеры необычного словоупотребления, построения образов, многообразия изобразительно-выразительных средств и т. д. Однако частушка использует весь арсенал возможных средств. Экспрессивность - это не просто формальная категория, и расценивается в частушке не как набор поэтических средств, это свойство, с утратой которого частушка перестаёт быть жизнеспособной, забывается. Ведь не случайно в народе не приживаются частушки «серые», сделанные «ремесленниками», а не народными творцами. Частушка «выжимает» из слов мак-
симум выразительных возможностей, приобретая эмоционально-смысловую насыщенность.
За счёт, того, что частушка обладает экспрессией, то есть способностью выражать психическое состояние поющего, и возникает иллюзия тождества певца и лирического героя частушки.
Несколько слов стоит сказать о краткости, так как многие фольклористы обращают внимание на небольшой объём частушки, называя её «песенной миниатюрой»26. Краткость, как особое качество частушки, отмечали Е. Елеонская, автор «Сборника великорусских частушек», составитель книги «Русская частушка» В.М. Сидельников и др. Однако А.И. Лазарев убедительно доказывает, что краткость, «которую многие фольклористы прошлого и настоящего отмечают обычно в первую очередь, является, с точки зрения эстетики жанра, не очень существенным признаком частушки, хотя и бесспорным». Учёный отмечает, что «многие скоморошины, старинные плясовые припевки, «озорные песенки» в структуре календарного или свадебного обряда были краткими - тоже в две, четыре, шесть строчек, как и частушки»27. Оценка частушки как весёлой короткой песенки - это результат забвения истории её происхождения. Итак, подведём итоги.
Как всякое явление художественного творчества, живущее и развивающееся, частушка обладает специфическими качествами. Своеобразие частушки в её эстетике.
Происхождение некоторых свойств частушки можно понять, только обратившись к истории этого вида народного творчества.
Установка на исполнение при публике, адресность, реалистичность, экспромтность и экспрессивность являются эстетическими признаками частушки как вида народного творчества и, в конечном счёте, определяют выбор поэтических средств в этом виде народного творчества
1. Гусев В.И. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. С. 268.
2. Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра Воронеж, 1960. С. 103.
3 Лазутин С.Г. Указ. соч.
4. КалецкийП. О поэтике частушки// Литературный критик. 1936. № 9. С 186-189.
5. Кулагина Л.В. Параллелизм и символика в частушках // Фольклор как искусство слова. М., 1981. Вып.5. С. 102 - 126.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.6. Зырянов И.В. О внутрижанровой классификации частушек // Русский фольклор. М„ Л., 1964. Вып. 9. С. 122-131.
Следующая частушка
В современном мире мы узнаем много нового, смотрим новинки кинематографа, осваиваем компьютерные программы, гаджеты – и это интересно. Но интересно и оглянуться назад и узнать, чем жили наши бабушки, что любили. Моя бабушка всю жизнь проработала школьным учителем и более десяти лет аккомпанирует на баяне хору ветеранов «Русская душа» в селе Целинном. Очень любят они частушки. Именно этому посвящена моя исследовательская работа «Частушка – жемчужина художественного таланта хора ветеранов села Целинного».
Великое таинство народа – частушка, один из немногих живых жанров русского фольклора. Частушка - это поэтическая крупица народной мудрости, жемчужинка художественного таланта народа. В лучших своих образцах частушка хранит многие черты национального художественного сознания, неисчерпаемые богатства народной речи. Когда слушаешь частушки хора ветеранов, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие - Россия. А, как известно, без прошлого нет будущего, поэтому нам важно оглядываться назад.
Глава 1. История возникновения частушек.
1.1. Определение частушки.
1.2. Возникновение жанра частушки.
1.3. Разновидности частушек.
1.4. Форма и ритм частушки
Русский народ является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны еще задолго до появления письменности и с той поры передавались устным путем. Устное народное творчество, именуемое фольклором, делится на различные жанры. Одним из таких жанров и является частушка. Частушка - особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы. Жанр частушки развивающийся, откликающийся на самые злободневные темы.
Актуальность. Полагаю, что частушки - это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить, беречь. В нашем селе носителями этого достояния является хор ветеранов «Русская душа», поэтому важно собрать воедино частушки- жемчужинки художественного творчества.
Гипотеза. Я предполагаю, что большая часть населения не знает особенностей жанра частушек, поэтому изучение частушек и пропаганда их среди молодого поколения будет способствовать повышению культуры молодежи и сохранению народных традиций
Объект исследования: хор ветеранов «Русская душа».
Предмет исследования: частушки.
Цель исследования: выявить носителей фольклора и, записать от них все бытующие в селе произведения частушечного жанра.
- расширить свои знания о частушке
- узнать больше о хоре ветеранов «Русская душа» села Целинного
- провести собирательскую работу местного фольклора.
- сделать сборник частушек.
Методы исследования: изучение научной литературы, личные встречи и беседы с работниками Дома культуры села Целинного, Совета ветеранов, представителей хора ветеранов, описание полученных данных, составление и выпуск литературного сборника.
Продукт исследовательской работы : сборник частушек хора ветеранов села Целинного.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопросов распространения частушки.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования в подготовке и проведении внеклассных занятий, в работе литературного или краеведческого кружка, в художественной самодеятельности, в мероприятиях Дома культуры. Данный материал может служить материалом для краеведческого музея.
Глава 1. История возникновения частушек
1.1. Определение частушки
Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества, задорно-шутливого содержания. Это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком и характерной звонкой манере.
По определению словаря Ожегова: «Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания». Термин "частушка" не литературного, не книжного, а народного происхождения, в народе назывались "частыми". Поэтому естественно, что новый песенный жанр наряду с другими названиями получил также и название "частушка".
Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение - выражение определённого отношения к событиям и фактам, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Как и в любом лирическом произведении, мысли и чувства, выражаемые в частушках, не имеют протяжённости во времени. «Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».
Частушка всегда в той или иной мере – поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах народной лирики. С экспромтным характером частушки связано такое её качество, как необычайно тесная связь с современностью. Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек.
Возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 – 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.
1.2. Возникновение жанра частушки.
Возникновение жанра частушки связано с новыми историческими условиями – развитием капитализма в России – и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, сознании и культуре народа.
Как показали новейшие исследования, частушка возникла где–то на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в небольших уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, местах строительных работ, где стекалось много народа. Именно здесь на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположных культуры – традиционная фольклорная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Необходимо отметить, что первоначальные частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX века частушка становится, и по созданию, и по бытованию, преимущественно женским жанром фольклора.
1.3. Разновидности частушек
Частушки необычайно разнообразны по своему идейно – тематическому содержанию. Во-первых, выделяются частушки-скоморошины . Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира. Во-вторых, особую группу образуют частушки-жалобы , содержащие в себе обращение к покойнику, посвященные сиротству и жизни на чужой сторонушке. В-третьих, самую большую и основную группу составляют тексты, взаимодействующие с протяжными лирическими песнями. Они названы лирическими миниатюрами . В-четвертых, выделяется группа, исторически восходящая к плясовым песням . В-пятых, группа мелодраматических частушек .
С течением времени функции подвидов могли меняться. Когда начинала формироваться новая жанровая разновидность частушек, тексты могли переходить из одной группы в другую. Главное, что позволяет говорить о многообразии "истоков" частушки - это художественный арсенал фольклора, из которого разные жанры берут то, что им в большей степени подходит
1.4. Форма и ритм частушки.
Обычная и широко распространенная форма частушки - четверостишие, в котором рифмуются только вторая и четвертая строки. Очень редко можно встретить частушечные четверостишия с опоясанной рифмой, в котором рифмуются первая с четвертой и вторая с третьей строкой. Для частушек-страданий характерны двустишия, строки которых связаны между собой рифмой.
На том боку утка крячет.
Не по мне ли милка плачет?
Я ждала - не дождалася,
Ждала Колю - пришел Вася.
Ритм играет в частушке большую роль, особенно когда пение сопровождается пляской, которая служит своеобразным музыкально-ритмическим аккомпанементом.
Не менее важна для частушки и музыкальная сторона. Пение частушек чаще всего сопровождается гармоникой, баяном, аккордеоном, балалайкой, ложками или даже без всякого сопровождения, "под сухую".
Исполнение частушек представляет собой своего рода соревнование в словесной импровизации исполнителей. В этом соревновании гармонист тоже не оставался в стороне. Он отвечал своими затейливыми наигрышами.
2. Практическая часть
Когда мы больше из книг узнали об истории частушки, о её особенностях, стало интересно узнать о нашей сибирской частушке.
2.1. Частушки нашего региона
Сибирская частушка – своеобразная летопись жизни. Частушки сибирского края интересны и самобытны, они отражают жизнь и интересы сибиряков, знакомят нас с особенностями природы и быта, «согревают» в суровые сибирские морозы. Сибирская частушка отражает черты этнического быта и духовности, качества русского национального характера. Общерусская культурная традиция нашла свое отражение в тематике жанра: это и факт региональной сибирской русской культуры, природы, труда и быта, и отголоски обычаев и обрядов, и названия давно ушедших реалий.
2.2. Частушка в жизни В.М. Шукшина
Живой интерес к частушке у В.М. Шукшина просматривался с самого раннего детства, поскольку родился и вырос он в простой деревенской семье, в которой любовь к песне, частушке, прибаутке, живому меткому слову составляла основу мировоззрения.
Важным источником фольклорного материала была для Шукшина его мать Мария Сергеевна, от которой писатель слышал не только устные суеверные сказания, но и песенные формы. (Как любил вспоминать В.М. Шукшин, вечерами семья собиралась на завалинке у дома, приходил соседский дед Пантелей, который разворачивал меха гармони и заводил такие задорные частушки, что собиралась вся украйка, а больше всего частушек знала и пела Мария Сергеевна).
Частушка была не только символом детства В.М. Шукшина, она была верной подругой в течение всей его жизни. Где бы он не был, какие бы песни он не пел – зазвучит частушка, и душа раскрывается. Многие герои его произведений с такой же любовью относятся к этому жанру. Сочность, яркость шукшинских частушек питала родник его словесного творчества.
Фольклор для Шукшина (через частушку)- живая струя народного творчества, посредством которого народ и выявляет свои духовные возможности.
2.3. Собиратели сибирской частушки
Александр и Геннадий Заволокины – неутомимые собиратели талантливые исполнители сибирских частушек. Читая роман В.М. Шукшина «Любавины», братья обратили внимание на частушки, которые неоднократно цитировались по ходу действия. Это натолкнуло их на мысль о сборе частушек в местах самобытных, неповторимых - на родине В. М, Шукшина . Из воспоминаний братьев «Результат первой поездки оказался ошеломляющим даже для нас - давно не новичков в деле собирания фольклора. Мы были буквально засыпаны припевками! За неделю пребывания в шукшинских местах записали более двух тысяч частушек».
2.4. Знакомство с хором ветеранов «Русская душа»
Село Целинное богато своими талантами. И чем старше человек, тем мудрее. Поэтому за частушками мы решили обратиться к участникам хора ветеранов «Русская душа» нашего села.
Но сначала, чтобы поближе познакомиться с хором, узнать историю его появления мы обратились к Бахтиной Валентине Ивановне, председателю Совета ветеранов. Валентина Ивановна рассказала, о том, что хору уже в следующем году исполнится 20 лет, своим созданием он обязан Дурневой Валентине Федотовне, в то время возглавлявшей Совет ветеранов Целинного района. Сейчас руководителем хора является Цыпылёва Людмила Борисовна. Хор принимает участие в районных, окружных, краевых мероприятиях, конкурсах. Сейчас в хоре насчитывается около 25 женщин и 5 мужчин, средний возраст участников хора 55-80 лет.
2.4. Частушки нашего села, записанные у участников хора ветеранов.
1. На гармошечку повешу
Ленту алую свою,
А под эту под гармошку
Про любовь свою спою.
2. Живет мил через дорожку
Часто бегает к окошку:
"Здравствуй милая моя
Пришел порадовать тебя"
3. Гармониста я любила,
Теперь буду каяться,
Где гармошка заиграет
4. Гармонисту за игру
На костюм и на часы
Ещё на поллитровочку.
5. Гармонисту за игру
Костюм, часы, пальто, пимы,
Патефон и радио.
6.Гармонист у нас хороший
Я его приворожу.
Вот возьму и на гармошку
Три ромашки положу.
7. Вместо Германа Титова
Предлагали мне лететь
Я уж было согласилась
Да частушки надо петь.
8. Николаев и Попович
Будут долго сожалеть.
Я б частушки стала петь.
9. У Быковского в ракете
Примостилась я в хвосте,
А хвост взял да отвалился
На двенадцатой версте.
10. Мой милёнок тракторист,
Он в мазуте, я в навозе
Вот такая парочка.
22. У меня миленка два.
Два и полагается.
Один в армию уйдет, а второй останется.
23. У Ванюши моего
Если глазом подмигнёт -
24. Кто кричит у нас сутра
До восхода солнца?
Ваня вместо петуха
Орёт раскрыв оконце.
25. Уродилась я упрямой
Добиваюсь что хочу.
Стало скучно жить у мамы -
Лучше в космос полечу.
26. Ясный месяц озорной
Не подглядывай за мной.
Знает только речка
Где моё сердечко.
27. Я огурчики сажала.
Как же я устала!
Если будет урожай
Все деревней налетай.
11. В глаза милому гляжу
Не одна я там сижу.
В глубине его очей
Ещё много сволочей.
12. Я не буду больше плакать
Свои глазоньки томить.
Сине море не наполнить,
А любовь не воротить.
13.Я по береге иду
Я беззубого люблю
Он ведь не кусается.
14. Голубое одеяло
Меня мама укрывала:
"Спи дочка до солнышка
Пока не у свекровушки"
15. Ой, топнула я
Да притопнула я,
Сколько я не топочу
Все равно плясать хочу.
16. Я надену платье бело
Буду в нём красавица
Пусть мой милый не подходит
Пока не исправится.
18. Я надену платье бело
Вокруг школы обегу
Ну кому какое дело,
Что учителя люблю.
19. А мне милый изменил.
Изменять так изменять
Я такого таракана
На стене могу поймать.
20. Ой девки беда
В нашем переулке
Жена мужа продала
За четыре булки.
21. У меня миленков 30
Я пошла от них топиться
Прихожу я на реку
Все сидят на берегу.
28. Во саду ли, в огороде
Выросла капуста,
Ты красавица такая,
Только в сердце пусто!
29. Не хочу я так работать ,
Чтоб копейки получать!
Лучше уж картошку лопать,
Но себя не унижать!
30. Ой, березки белые,
Что вы так стараетесь?
Как девчонки смелые
К маю наряжаетесь.
31. По нашей реке
Не ходят пароходики
А мы пляшем и поём
Несмотря на годики.
32. У нас в колхозе
Всё как полагается
Надели курицы коньки
И на них катаются.
33. Я уеду не приеду.
Дорогая не скучай.
Каждый день ходи на почту
Мои письма получай.
Частушки от Александры Петровны Зубковой.
1. Я под новую гармошку
Вам частушки пропою.
Не хватайтесь за карманы
Ни копейки не возьму.
2.Ты играй, играй гармошка
Тебе сено не косить.
На тебя налога нету
И страховку не платить.
3.Кто-то славиться природой,
Кто-то силой и умом.
Россия славится народом
Всё богатство жизни в нем.
4. Русь - загадка, чудо-сила,
Русь великая страна.
Не забыли б , что Россия
Русским мужиком сильна.
5. Запевай сосед частушку,
Мы возьмем врага на мушку
И в частушке и в бою.
6. Распроклятые фашисты
Мирну жизнь нарушили.
Осквернили нашу землю,
7. Фрицам, Гансам приказали
Взять наш город Сталинград.
Мы их встретили, сказали:
8. Сидит Гитлер на осине,
Богу молится балван:
"Помогите все святые
Победить мне партизан".
9. Выше голову деревня.
Ты крепись Алтайский край.
Крепче щит держи Россия,
Но про меч не забывай.
10. О-ё-ёй какая скука.
К скуке надо привыкать.
Вечерком уже не выйдешь
Без нагана погулять.
11.Сосед соседу говорит:
Унесут тебя и бабку
С пенсионным кошельком."
12. Жить красиво захотели.
Повело да не туды
А закрыли детсады.
13.Обложили всё налогом
И корову, и быка.
Говорят теперь обложат
14.Ты умом то не хвались
Рядом стой не шебуршись,
Сказки не рассазывай.
15. Что смешит и хороводит,
Что так смело душу рвет,
Это русская частушка ,
Создаёт её народ.
16. Пели, пели мы старались
Очень уж проголодались
Нам бы по ватрушке.
Изучив литературный материал, мы узнали, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины 19 века. Выяснили, что существуют разные виды частушек: скоморошины, приговоры, частрушки-жалобы, лирические, плясовые.
Частушки - это один из способов сохранения народной песни, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и среднего поколений, жителей деревни и города.
Познакомился с участникам хора ветеранов, узнал больше об этом коллективе, записал частушки. Считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы решены успешно: подобран и изучен научный материал о частушках; познакомился с частушками участников хора ветеранов; оформили собранные материалы в сборник.
Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями деревни, узнавая новое для нас, мы получили огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми.
Загладин Н.В., Козленко С.И. История России. XX- начало XXI векак: Учебник для 11 класса общеобр. учрежд.- М.: ООО « ТИД «Русское слово-РС», 2007.-480 с.
Кравцов Н.И., Лазуткин С.Г. Русское народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: «Высшая школа», 1977.-375 с.
Ради жизни на земле: Репертуар. сб. для руководителей шк. худож. самодеятельности/ Сост. А.В.Фоменко.-М.: Просвещение, 1990.- 288 с.
Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобр. учеб.заведений.- В 2 ч. Ч.2 / В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова.- М.: Дрофа, 1999.- 352 с.
Читайте также: