Щедрин озорные частушки ноты
Обновлено: 29.12.2024
РОДИОН КОНСТАНТИНОВИЧ ЩЕДРИН — выдающийся советский композитор, с творчеством которого хорошо знакомы как в нашей стране, так и за рубежом. Опираясь на лучшие традиции русской классики, богатство русского фольклора, композитор создает свой, глубоко самобытный стиль творчества, стремясь в своих сочинениях передать богатый духовный мир современника.
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве, в семье музыканта-педагога. Первое музыкальное образование он получил у своего отца, который обучал его игре на фортепиано. В 1941 году эти занятия были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной.
В 1945 году Щедрин поступил в Московское хоровое училище. Здесь будущий композитор пел в хоре мальчиков пол управлением А. В. Свешникова, здесь же начал сочинять музыку. Его первые сочинения — это небольшие хоровые миниатюры и пьесы для фортепиано, которые разучивались и исполнялись учащимися училища.
В 1950—1955 годы Щедрин—студент Московской консерватории по классу композиции Ю. А. Шапорина и по классу фортепиано Я. В. Флиера. В годы учебы в консерватории он участвовал в фольклорных экспедициях в Белоруссию (1951) и Вологодскую область (1953). Собранный композитором богатый материал послужил основой для создания ряда сочинений в различных жанрах. В эти годы Щедриным написаны: фортепианная сюита Праздник в колхозе (1951), фортепианный квинтет (1952), сюита для кларнета и фортепиано (1952), два струнных квартета (1951, 1954), романсы на стихи В. Маяковского, Н. Хикмета и других поэтов, вокально-симфоническая поэма «Двадцать восемь> на стихи М. Светлова (1953), посвященная подвигу героев-панфиловцев в годы Великой Отечественной войны, музыка для театра и кино. Тогда же композитор делает ряд обработок народных песен. В сочинениях Щедрина намечаются черты, характерные для всего его творчества: связь с современностью, с русской сказкой, народно-песенным творчеством. Особенно интересным и оригинальным является использование современной народной песнн-частушки.
В качестве дипломной работы к окончанию консерватории Щедриным были написаны: Первый фортепианный концерт (1964), отмеченный премией на V Всемирном фестивале молодежи в Варшаве (1955), и несколько сцен из балета «Конек-Горбунок» (по сказке П. Ершова), полностью законченного в годы обучения в аспирантуре и поставленного на сцене Большого театра СССР в Москве в 1960 году. В 1957 году симфоническая сюита «Конек-Горбунок» Щедрина была отмечена премией на международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В эти же годы композитор пишет музыку к пьесе В. Маяковского «Мистерия-буфф» — в Московском театре сатиры (1957), к кинофильмам «Высота» (1956) и «Коммунист» (1957). Значительным сочинением тех лет явилась Первая симфония, впервые исполненная осенью 1958 года.
Среди произведений, написанных в последующие годы, широко известны: опера «Не только любовь» (на сюжет рассказов С. Антонова) с использованием интонаций русской частушки, поставленная на сцене Большого театра СССР в Москве в 1961 году; Вторая симфония— 25 прелюдий для оркестра (1965); Первый концерт для оркестра — «Озорные частушки» (1963); балет «Кармен-сюита» — транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе для струнных и ударных инструментов (поставлен на сцене Большого театра СССР в 1967 году); Камерная сюита для 20 скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961); Второй фортепианный концерт (1966); «Бассо остинато», Соната (1962) и другие пьесы для фортепиано. Для этих сочинений характерны тематическая выразительность, изобретательность, контрастность, специфическая эффектность, использование вариантности в развитии формы.
В конце 60-х и в 70-е годы композитор создает целый ряд значительных сочинений. Это—«Поэтория» (1968) на стихи А. Вознесенского для поэта, женского голоса, хора и оркестра — произведение, полное национального мелоса, непосредственной выразительности; новая музыкально-сценическая редакция оперы «Не только любовь», поставленная на сцене Камерного музыкального театра в Москве; балет «Анна Каренина» (1971) с музыкой, полной экспрессии, соединения современного музыкального языка с тонким чувством стиля н времени великого русского писателя; оратория «Ленин в сердце народном» (1969) для солистов, хора и оркестра — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, значительно обогатившая советскую музыкальную лениниану и отличающаяся органичным соединением традиций народной музыки со смелым применением современных музыкальных средств выразительности; Второй концерт для оркестра — «Звоны» (1968), Третий фортепианный концерт (1973), 24 прелюдии и фуги для фортепиано (1970), фортепианный цикл «Полифоническая тетрадь» (1972), впервые исполненный на фестивале «Ленинградская музыкальная весна» в 1973 году. В 1972 году за оперу «Не только любовь» (новая редакция) и ораторию «Ленин в сердце народном» Щедрин был удостоен Государственной премии СССР.
Качественно новым этапом развития таланта Щедрина явилась постановка в 1977 году на сцене Большого театра СССР в Москве оперы «Мертвые души» (по Н. Гоголю), над которой композитор работал десять лет, а также балета «Чайка» (по А. Чехову), поставленного весной 1980 года. Произведения передают эмоционально-психологическую атмосферу, в которой живут герои, их душевное состояние и характеры — современным музыкальным языком, отличаются глубиной постижения композитором сложных литературных первоисточников русской классики.
Данью уважения к старинной русской культуре, к ее знаменному пению следует считать «Фрески Дионисия» (1981), написанные в сравнительно редком для Щедрина жанре камерного ансамбля. Этим произведением композитор продолжил линию, начатую Вторым концертом для оркестра, связанным с традициями русского колокольного звона.
Одним из значительных сочинений, написанных Щедриным в последние годы, является «Музыкальное приношение» (1983) для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, произведение огромных размеров, своего рода концертное состязание органа с девятью инструментами. Оно посвящено 300-летию со дня рождения И.-С. Баха.
Щедрин часто выступает в концертах как исполнитель своих фортепианных сочинений. Он ведет большую музыкально-общественную деятельность в качестве председателя правления Союза композиторов РСФСР (с 1973 года), депутата Верховного Совета РСФСР 6, 9 и 10-го созывов, члена Советского комитета защиты мира.В 1981 году Щедрину было присвоено звание народного артиста СССР, в 1984 году он стал лауреатом Ленинской премии, композитор награжден орденами «Знак Почета» (1967), Трудового Красного Знамени (1971), медалями. Ярким признанием таланта Щедрина явилось избрание его в 1976 году членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств (ФРГ).
В предлагаемый сборник вошли произведения для хора без сопровождения, написанные композитором в разные годы и получившие широкое признание музыкальной общественности. В годы учебы в Московском хоровом училище Щедриным написаны два небольших хора на стихи А. С. Пушкина (1950): «Пора, мой друг,. Пора!» для смешанных голосов и «Тиха украинская ночь» (нз поэмы «Полтава») для детских голосов, — хор, публикуемый здесь в переложении для смешанного состава; в студенческие годы написан хор-фуга «Ива, ивушка» (Вокализ) для смешанного хора (1954); в последующие годы композитор создает ряд произведений для смешанного хора, среди них — хоровые циклы «Четыре хора на стнхн А. Твардовского» (1968), посвященные памяти погибших в Великой Отечественной войне; «Четыре хора на стихи А. Вознесенского» (1971), лирико-философские картины нз современной жизни; хоры «Русские деревни» на стихи И. Харабарова (1973) и «Стирала женщина белье» на стихи И. Ляпина (1975); в последующие годы композитор написал также для смешанного хора цикл — Строфы «Евгения Онегина», состоящий из шести хоров на стихи А. Пушкина из романа «Евгений Онегин»; поэму «Казнь Пугачева» на слова А. Пушкина из «Истории Пугачева» (1981) и «Концертино» в четырех частях (1982) по заказу Международного фестиваля хоровой музыки в Корке (Ирландия), впервые опубликованное издательством «Советский композитор» в 1984 году.
Композитор находится в расцвете творческих сил. Поэтому с уверенностью можно сказать, Что мы еще не раз станем свидетелями его новых больших творческих побед.
Э. Леонов
- ДВА ХОРА на стихи А. С. Пушкина
- 1. Пора, мой друг, пора!
- 2. Тиха украинская ночь
- 1. Лак дорог друг
- 2. Прошла война
- 3. Я убит подо Ржевом
- 4. К вам, павшие
- 1. Тбилисский базары
- 2. Первый лед
- 3. Горный родничок
- 4. Песня вечерняя
- 1. В тот год осенняя погода
- 2. Вот по Тверской
- 3. Теперь у нас дороги
- 4. Мои богини
- 5. Зачем же так неблагосклонно
- 6. Блажен, кто смолоду
- 1. Лестница вниз
- 2. Колыбельная
- 3. Сольфеджио
- 4. Русские звоны
Следующая частушка
После регистрации у Вас появится возможность добавлять сюда все понравившиеся на сайте материалы. Это будет Ваш персональный каталог песен, только для Вас. Так будет проще находить нужное при повторном посещении сайта.
Следующая частушка
Для добавления комментария Войдите или Зарегистрируйтесь.
Если у вас возникли какие-либо вопросы, пожалуйста, напишите нам через Форму обратной связи.
Top5 популярных нот за неделю
ноты Galibri & Mavik - Федерико Феллини
ноты Порнофильмы - Я так соскучился (mm cover)
ноты Maneskin - I wanna be your slave
ноты Ennio Morricone - Chi mai
ноты Madcon - Beggin'
- Юрий Шатунов - Забудь его, забудь
- Dabro - Услышит весь район
- Coldplay X BTS - My Universe
- Jonas Brothers - Who's in your head
- Skylar Grey feat. Polo G, Mozzy, & Eminem - Last one standing
- Zivert - Cry
Владимир Полионный (род. в 1961г. во Владивостоке) - российский композитор. Родился в
Måneskin (произносится «Мо́нэскин», от дат. måneskin - «лунный свет») - итальянская рок-гр
Galibri & Mavik - дуэт Евгения Трухина и Александра Фоменкова.
Свяжитесь с нами
Мы отвечаем в течении одного рабочего дня
Копирование материалов сайта запрещено.
Ноты для фортепиано (пианино) в крупном нотном архиве. Подробнее
Вы используете расширение для браузера, блокирующие рекламу. Очень жаль :(
Пожалуйста, рассмотрите возможность ОТКЛЮЧЕНИЯ блокираторов рекламы для нашего сайта. Каждое расширение данного типа, например, Adblock для браузера Firefox, имеет возможность отключать блокировку рекламы на определенных сайтах.
Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! Наслаждайтесь игрой на фортепиано и спасибо за внимание :)
Комментарии
Для добавления комментария Войдите или Зарегистрируйтесь.
Если у вас возникли какие-либо вопросы, пожалуйста, напишите нам через Форму обратной связи.
Следующая частушка
[Варвара Васильевна]
По лесам кудрявым, по горам горбатым,
по долинам ровным всюду я ходила.
Все цветы, все цветы, все цветы видала - разглядывала.
Одного единого, только одного,
одного-то цвета только нет как нет…
Нет цветка, нет цветка, нет цветка лазоревого,
глаз весёлых голубого пламени…По дорогам пыльным, улицам горбатым,
по дворам колхозным всюду я ходила.
Всех парней, всех парней, всех парней встречала, оглядывала.
Одного единого, только одного, одного товарища
только нет как нет.
Друга нет моего, моего сердешного…
Нет, нигде не видела, не нашла его…Одни слова ласковые у меня в ушах.
Одни глаза синие в моих глазах…Ну, хватит об этом. Что-то грустно стало.
Давай что повеселей…(С отчаяньем)
Эх! Ай, чук, чук, чук, наловил дед щук.
Баба рыбку печёт - сковородка течёт.
Я на улице была, видела Мишутку.
Он заводит про любовь - приняла за шутку, ох!Ой, чук, чук, чук, наловил дед щук.
Баба рыбку печёт - сковородка течёт.
Я на улице была, видела Сережку.
Он и этак, он и так, а я за берёзку, ох!Пляши, веселись, пока ноги не свелись.
Состаришься - спохватишься!(Перед Володей Гавриловым)
Мои ноженьки из дороженьки,
сейчас пришли, плясать пошли.
Колечко мое серебряное,
сердечко моё засушенное, ох.(Увлекает Володю в танец.
Все отбивают им ладошами такт.
Наташа стоит в сторонке,
смотрит на танцующих во все глаза
и утирает крупные слёзы)
…
(Варвара обрывает танец и быстро уходит)[Девушки]
У моего милого
рубашка цвета синего
да новый галстук и часы,
да ставил домик для красы.
Да он поставил, подрубил
да и другую полюбил.[Девушка с высоким голосом]
Ой, девоньки, что-то будет…(Наташа, закрыв лицо руками, убегает.)
[Федот]
Хватит! Поплясали, языки почесали. А ну, по домам!(Парни и девушки расходятся)
[Девушки]
То, что парень изменил, это не изменушка.
Считается изменушка, когда изменит девушка.[Девушка с высоким голосом]
Девоньки! Обождите меня… Я боюся…[Разведёнка Катерина]
Ой, мамонька-мать, куда мне любовь девать?
То ли по полю развеять, то ли в землю закопать…Читайте также: