Сценарий про историю возникновения частушек на руси
Обновлено: 16.11.2024
Праздник русской частушки
Захотела провести праздник, посвящённый частушки - поискала готового ни где не нашла, сама сочинила - может кому пигодиться!
СЦЕНАРИЙ
«Звонкая чудо – частушка!»
фольклорный праздник русской частушки
Цель: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного творчества.
Задачи:
• познакомить учащихся с историей возникновения частушки, народных инструментов;
• развивать вокально-хоровые навыки учащихся;
• воспитывать любовь к народному искусству
ДЕВУШКА 1.
Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!
(поёт)
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки.
ПАРЕНЬ 1. (поёт)
Дайте лодочку дубову
И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке
Далёко унесло.
ДЕВУШКА 2. (поёт)
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.
ПАРЕНЬ 2. (поёт)
Шёл я лесом, сенокосам,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос.
Ну какой там сенокос!
Парни и девушки садятся на лавку, звучит музыка, выходят Ведущие 1, 2. Слова Ведущих сопровождается фонограммой и слайдами.
ВЕДУЩИЙ 1.
Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.
ВЕДУЩИЙ 2.
Загадочнее и удивительнее в народной поэзии, чем она, пожалуй, ничего и не найти!
Цветастая, точная, краткая, хлёсткая, нежная или грубовато-задорная, она стоит особняком в фольклорной традиции. Она непредсказуема и неожиданна, как летний дождь при солнце, быстра и решительна, как вихрь.
ВЕДУЩИЙ 1.
Чтобы спеть частушку, не нужно учиться в консерватории, но если в сердце у тебя пустота, то как бы ты ни старался – ничего не выйдет.
ВЕДУЩИЙ 2.
Частушки живы! Они слышатся на свадьбах, проводах в армию, юбилеях, днях рождения, больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах.
ВЕДУЩИЙ 1.
Любят и знают частушки люди разного возраста – от стариков до малых детей.
Музыка усиливается, Ведущие уходят, пританцовывая с возгласами выходит хор русской песни «Россияночка», Девушки и парни уходят, остаётся только баянист
№1 - «Снова кнопочки баянные»
ГОЛОС.
Русская частушка – хороша!
От неё поёт душа!
№2 - «У Егорки дом на горке»
Под звуки баяна хор уходит со сцены, появляются Ведущие
ВЕДУЩИЙ 1.
Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине 19 века, но быстро вошли в народную жизнь.
ВЕДУЩИЙ 2.
В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по-разному: «припевки», «пригудки», «приговорки», «прибаски»…
ВЕДУЩИЙ 1.
«Матаня», «тараторка», «набирушка», «ихохошка»…
ВЕДУЩИЙ 2.
Они сопровождались плясками и танцами. Исполняемые на гулянке, назывались «ходовыми», на покосе «покосными», при сборе грибов – «лесными»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё более и более переходила к девушкам.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят, выходят девчонки
№3 Частушки в исполнении девчонок
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Обычно частушачная программа состоит как бы из двух частей – обязательной и произвольной. В первой непременно споют о двух цветочках, голубом да аленьком, о злосчастной сопернице, которой не помогут все её ухищрения, о легкомысленном дроле и его залётке – вертихвостке, о незадачливых друзьях – приятелях, проворонивших вверенный им дизель, о неприступной с виду, но весьма легкомысленной обольстительнице – куме, о тёще, которая с немалым риском для своего здоровья пекла зятю знаменитые блинищи.
ВЕДУЩИЙ 2.
Время от времени частушечный поток перемежается не менее лихим припевом, подхватываемым всей частной компанией, чем-нибудь вроде: (напевает)
Эх, сад – виноград,
Зелённая роща.
Эх, кто ж виноват –
Жена или тёща?
ВЕДУЩИЙ 1.
Ну а в произвольной части можно услышать частушки о чём угодно, ибо содержание их ничем и никем не ограничено. Более того, как только в дело вмешивается цензура – как бы она себя не проявила, - частушкам погибель, они сникают, сереют, сходят на нет.
ВЕДУЩИЙ 2.
Трудно назвать тему, которая была бы неподвластна самодеятельным певцам. В четырёх строках исполнителю удаётся вместить целую жизнь, а то и судьбу своего народа.
ВЕДУЩИЙ 1.
Заглавным настроением остаётся в частушках оптимизм, вера во все побеждающие силы жизни, силы народа. О чём бы ни пели самодеятельные артисты – главной темой, конечно же, будет любовь…
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№4 «Топится в огороде баня» – в исполнении Ткаченко Л.
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Жизнь не останавливается: любили, ненавидели, страдали…
Поражает способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, смеяться и плакать, жалеть и жаловаться, сострадать и ненавидеть.
ВЕДУЩИЙ 2.
Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.
Война. Похоронки – вдовьи слёзы… Казалось бы до частушек ли в такие мрачные времена, до песен ли? Но пели и песни, и частушки, и на балалайках играли.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят, выходит хор русской песни «Россияночка»
№5 «Балалайка-балалаечка»
ГОЛОС.
Мы частушки вам поём,
Хорошо ли плохо ли…
Только просим вас о том
Чтоб вы звонче хлопали!
№6 «Играй гармошка, тулочка»
Звучит музыка, выходят Ведущие 1
ВЕДУЩИЙ 1.
Среди частушек выделяются «нескладухи», цель которых позабавить слушателей нарочитой нелепостью ситуации. В «нескладухах» широко используется приём ярмарочного фольклора – в них нарушены ритмика и рифма.
Звучит наигрыш баяна, Ведущий уходит
№7 «Частушки-нескладушки»
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
За что любимы частушки? Что помогает им закрепиться в памяти и переходит из поколение в поколение?
ВЕДУЩИЙ 2.
Думается, главная сила частушек – в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так в горе.
ВЕДУЩИЙ 1.
Ни один другой жанр не наполнен так обращениями и призывом «ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам, гармонисту…
ВЕДУЩИЙ 2.
Делятся исполнители частушек своими чувствами с природой: (поёт)
«Ой, ты белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь»
ВЕДУЩИЙ 1.
Частушки бывают разные: любовные, бытовые, лирические, грустные и весёлые.
Но у всех частушек есть одна общая черта – их сочинил народ.
ВЕДУЩИЙ 2.
Литературоведы спорят, принимают или не принимают частушку, а она живёт! Появляются новые, современные частушки. Отмирает ненужное, остаётся лишь то, что запоминается, то есть лучшее, оригинальное, остроумное.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№8 Мобильные частушки
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Да, действительно гвоздём и любимым коньком частушки являются взаимные отношения «милки» и «милёночка».
ВЕДУЩИЙ 2.
Да, замечательна – частушка! Порой, записанная на бумаге, она кажется «неправильным» стихотворением, но стоит прочитать её с учётом живого исполнения, пропеть на определённый мотив – и строчки «заиграют»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Но бывает и наоборот: сочинят стихи – всё в них есть: рифма, и ритм, и размер соблюдён, но нельзя их спеть, так как перегружены они сложными словами, терминами или словами иностранного происхождения.
ВЕДУЩИЙ 2.
Ну, например?
ВЕДУЩИЙ 1. (поёт)
Доллар, биржа, иностранцы.
Рынок, бизнес, конкурент.
Маклер, брокер, дивиденды –
Всё кипит, а жизни нет!
ВЕДУЩИЙ 2.
И как вывод, высказывание поэтессы из Татьяны Смертиной: «и не стихи, и не песни – а бисер, слёзы, промельк огня….»
ВЕДУЩИЙ 1.
А хорошая частушка, как ни поверни, смех - словно солнце на воде….
ВЕДУЩИЙ 2.
И то верно! У танцевальных частушек есть традиционные зачины: «Светит месяц», «Цыганочка», «Семёновна»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№9 «Семёновна» – в исполнении Ткаченко Л.
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов.
ВЕДУЩИЙ 2.
И эти свойства частушки помогут ей и дальше идти через века и судьбы.
ВЕДУЩИЙ 1.
А кто-нибудь из вас, сидящих в зале, готов исполнить частушку на нашей сцене? Что ж, просим!
Зрители исполняют частушки
ВЕДУЩИЙ 1.
Хорошо, что есть частушка!
И пока она жива – жив и народ. Мордуют его, обманывают, грабят, а он сердечный, не унывает, работает и поёт, поёт и работает.
ВЕДУЩИЙ 2.
Стоек русский человек! «Раньше хуже, беднее жили, а пели больше, чаще» - как сказала мне подруга «раньше у нас кишки пустые были, вот мы пели, чтобы ветром их надуть»
И всё таки искренне верую: народное слово, блещущее в частушках всеми красками радуги, - бессмертно! Как бессмертны радости и страдания людские. Как бессмертна Россия!
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№10 «Ох, уж эти мужик.» - в исполнении хора русской песни «Россияночка»
ГОЛОС.
Ставьте ушки на макушки – продолжаем петь частушки!
№11 «Хор старушек» - в исполнении хора русской песни «Россияночка»
Баян продолжает играть (или звучит музыка), выходят Ведущие 1,2, хор стоит пританцовывает
ВЕДУЩИЙ 1.
Прощай частушка! А вернее, до скорого свидания. Потому что пока в народе живёт острая потребность в таком вот непосредственном, импровизационным творческом самовыражении, тебя не погубить, не заглушить привязчивыми руладами популярных мелодий, не раздавить идеологическим прессом, не вытеснить заимствованными на Западе оглушающими ритмами рок – певцов.
ВЕДУЩИЙ 2.
Ты ценна сама по себе, ибо помогаешь нашему народу ярче осознать свою самоценность, свою самобытность в многообразном сообществе народов.
Музыка становится громче, выходят девушки и парни звучат фонограммы частушек
ДЕВУШКИ.
Мы вам пели как умели,
Как могли, плясали,
Попляшите гости сами,
Если не устали!
Мы концерт наш завершаем
Хорошо ли плохо ли,
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!
хор уходит со сцены, пританцовывая уходят со сцены девушки и парни…
(Звучит фонограмма частушек)
По плечу творенье это Лишь тому, кто сам поёт,
Их исполняют повсюду: кино, радио, концерты художественной самодеятельности. В селе да и городе редко обходятся без частушек, без них немыслим репертуар хоров народной песни. В книгах, газетах, журналах частушки - обычное дело. Всё это говорит о том большом значении, которое они приобрели в духовной жизни нашего народа.
Волею судьбы частушки стали самыми распространёнными, самыми популярными из всех ныне живущих фольклорных жанров.
Исключение составляют лишь некоторые циклы частушек, за которыми закрепляется один напев, и их уже не споёшь по другому.
Вот довольно язвительная насмешка над хвастливыми заявлениями царских генералов во время русско-японской войны 1904-1905гг.
Запрягай, папаша, кур, Мы поедем в Порт-Артур.
Нам япошки нипочём, Закидаем кирпичом.
Или другой пример, свидетельствующий об отрицательном отношении народа к политике царского правительства, втянувшего Россию в империалистическую войну 1914-18гг.
Хоть сдадут, служить не стану Николашке-дураку.
Сапоги, шинель закину Через быструю реку.
Эти частушки уже не поют, они ушли в прошлое, но мы проверим нашу память. Сегодня у нас будет несколько конкурсов на лучшего знатока и сочинителя частушки.
Частушек, связанных с историческими событиями в жизни нашего народа во все периоды создано огромное количество.
Если мы познакомимся со всей массой этих частушек, перед нами предстанет мировая историческая картина жизни трудового народа, поэтическая летопись борьбы и побед, его радостей и горестей, дум и надежд.
Возьмём, к примеру, частушки периода Великой Отечественной войны. В годину лихолетья враз осиротевшим невестам и жёнам-солдаткам было о чём спеть сквозь слёзы:
Ох, зачем на горе, матушка, Родила ты меня?
Лучше в поле бы на камушке Убила бы меня.
Ягодиночку убили, Да и мне бы умереть.
Никоторый никоторого Не стали бы жалеть.
Отчего же не приходится С залёточкой гулять? Двадцать первого июня Он уехал воевать.
Сколько дорожке не кружиться, А в деревню приведёт,
Сколь фашисту не гордиться, На колени упадёт.
Неужели не растает У колодца льдиночка?
Неужели не вернётся С фронта ягодиночка?
Кони, кони не споткнитесь, Больно резко скачете.
Ой, фашисты, не хвалитесь, Вы ещё поплачете!
Раскачалися берёзы, Расшумелися кусты.
Пригодитеся, берёзы, Для фашистов на кресты.
Буду я всегда с тобою, И в окопах и в бою.Если, милый, тебя ранят, Дай винтовочку твою.
Бьёшь фашистов по макушке, помогаешь воевать.
Фонограмма частушечных мелодий
Частушка никогда не оставалась и не остаётся в стороне от протекавших в стране политических и социальных процессов, поскольку они прямо касались судьбы самого народа.
Своё отношение ко всему происходящему он выражал, складывая обличительные частушки, нередко с острым подтекстом.
Без натяжки можно сказать, что частушки в те годы заменяла отсутствие гласности. Такие тексты, понятно, не входили ни в какие сборники:
Эх, огурчики, помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике.
У Семёновны юбка валяна, Убили Кирова, убьют и Сталина.
Или другую:
Пятилетку выполняю, Семенной овёс повёз.
А весной-то не посею, Так что хрен с меня возьмёшь!
Здравый крестьянский ум противился антинародной, грабительской политике, быстро приведшей страну к голоду 33-его года при полных государственных закромах.
Всю пшеницу за границу, Нам кино да радиво.
Всю мякину люди съели, Брюхо колет, не диво.
Следующая частушка
(Познавательная
литературно-музыкальная программа)
Задание
Реквизит
ЦЕЛЬ: способствование познавательной и двигательной активности
А вот частушки 50-х. В них народный юмор сочетается с очень невесёлой ситуацией, в которой оказались колхозники:
Меня вызвали на съезд, Я иду трясуся:
Присудили 100 яиц, А я и не несуся.
Смешно-то смешно, но как вспомнишь вездесущих налогосборщиков, описывающих подчас последний самовар, горько становится. Как тогда, так и ныне, высмеивались нелепость заведённых порядков, обман, показуха, самоуправство:
Следующая частушка
Захотела провести праздник, посвящённый частушки - поискала готового ни где не нашла, сама сочинила - может кому пигодиться!
СЦЕНАРИЙ
«Звонкая чудо – частушка!»
фольклорный праздник русской частушки
Цель: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного творчества.
Задачи:
• познакомить учащихся с историей возникновения частушки, народных инструментов;
• развивать вокально-хоровые навыки учащихся;
• воспитывать любовь к народному искусству
ДЕВУШКА 1.
Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!
(поёт)
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки.
ПАРЕНЬ 1. (поёт)
Дайте лодочку дубову
И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке
Далёко унесло.
ДЕВУШКА 2. (поёт)
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.
ПАРЕНЬ 2. (поёт)
Шёл я лесом, сенокосам,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос.
Ну какой там сенокос!
Парни и девушки садятся на лавку, звучит музыка, выходят Ведущие 1, 2. Слова Ведущих сопровождается фонограммой и слайдами.
ВЕДУЩИЙ 1.
Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.
ВЕДУЩИЙ 2.
Загадочнее и удивительнее в народной поэзии, чем она, пожалуй, ничего и не найти!
Цветастая, точная, краткая, хлёсткая, нежная или грубовато-задорная, она стоит особняком в фольклорной традиции. Она непредсказуема и неожиданна, как летний дождь при солнце, быстра и решительна, как вихрь.
ВЕДУЩИЙ 1.
Чтобы спеть частушку, не нужно учиться в консерватории, но если в сердце у тебя пустота, то как бы ты ни старался – ничего не выйдет.
ВЕДУЩИЙ 2.
Частушки живы! Они слышатся на свадьбах, проводах в армию, юбилеях, днях рождения, больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах.
ВЕДУЩИЙ 1.
Любят и знают частушки люди разного возраста – от стариков до малых детей.
Музыка усиливается, Ведущие уходят, пританцовывая с возгласами выходит хор русской песни «Россияночка», Девушки и парни уходят, остаётся только баянист
№1 - «Снова кнопочки баянные»
ГОЛОС.
Русская частушка – хороша!
От неё поёт душа!
№2 - «У Егорки дом на горке»
Под звуки баяна хор уходит со сцены, появляются Ведущие
ВЕДУЩИЙ 1.
Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине 19 века, но быстро вошли в народную жизнь.
ВЕДУЩИЙ 2.
В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по-разному: «припевки», «пригудки», «приговорки», «прибаски»…
ВЕДУЩИЙ 1.
«Матаня», «тараторка», «набирушка», «ихохошка»…
ВЕДУЩИЙ 2.
Они сопровождались плясками и танцами. Исполняемые на гулянке, назывались «ходовыми», на покосе «покосными», при сборе грибов – «лесными»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё более и более переходила к девушкам.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят, выходят девчонки
№3 Частушки в исполнении девчонок
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Обычно частушачная программа состоит как бы из двух частей – обязательной и произвольной. В первой непременно споют о двух цветочках, голубом да аленьком, о злосчастной сопернице, которой не помогут все её ухищрения, о легкомысленном дроле и его залётке – вертихвостке, о незадачливых друзьях – приятелях, проворонивших вверенный им дизель, о неприступной с виду, но весьма легкомысленной обольстительнице – куме, о тёще, которая с немалым риском для своего здоровья пекла зятю знаменитые блинищи.
ВЕДУЩИЙ 2.
Время от времени частушечный поток перемежается не менее лихим припевом, подхватываемым всей частной компанией, чем-нибудь вроде: (напевает)
Эх, сад – виноград,
Зелённая роща.
Эх, кто ж виноват –
Жена или тёща?
ВЕДУЩИЙ 1.
Ну а в произвольной части можно услышать частушки о чём угодно, ибо содержание их ничем и никем не ограничено. Более того, как только в дело вмешивается цензура – как бы она себя не проявила, - частушкам погибель, они сникают, сереют, сходят на нет.
ВЕДУЩИЙ 2.
Трудно назвать тему, которая была бы неподвластна самодеятельным певцам. В четырёх строках исполнителю удаётся вместить целую жизнь, а то и судьбу своего народа.
ВЕДУЩИЙ 1.
Заглавным настроением остаётся в частушках оптимизм, вера во все побеждающие силы жизни, силы народа. О чём бы ни пели самодеятельные артисты – главной темой, конечно же, будет любовь…
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№4 «Топится в огороде баня» – в исполнении Ткаченко Л.
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Жизнь не останавливается: любили, ненавидели, страдали…
Поражает способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, смеяться и плакать, жалеть и жаловаться, сострадать и ненавидеть.
ВЕДУЩИЙ 2.
Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.
Война. Похоронки – вдовьи слёзы… Казалось бы до частушек ли в такие мрачные времена, до песен ли? Но пели и песни, и частушки, и на балалайках играли.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят, выходит хор русской песни «Россияночка»
№5 «Балалайка-балалаечка»
ГОЛОС.
Мы частушки вам поём,
Хорошо ли плохо ли…
Только просим вас о том
Чтоб вы звонче хлопали!
№6 «Играй гармошка, тулочка»
Звучит музыка, выходят Ведущие 1
ВЕДУЩИЙ 1.
Среди частушек выделяются «нескладухи», цель которых позабавить слушателей нарочитой нелепостью ситуации. В «нескладухах» широко используется приём ярмарочного фольклора – в них нарушены ритмика и рифма.
Звучит наигрыш баяна, Ведущий уходит
№7 «Частушки-нескладушки»
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
За что любимы частушки? Что помогает им закрепиться в памяти и переходит из поколение в поколение?
ВЕДУЩИЙ 2.
Думается, главная сила частушек – в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так в горе.
ВЕДУЩИЙ 1.
Ни один другой жанр не наполнен так обращениями и призывом «ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам, гармонисту…
ВЕДУЩИЙ 2.
Делятся исполнители частушек своими чувствами с природой: (поёт)
«Ой, ты белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь»
ВЕДУЩИЙ 1.
Частушки бывают разные: любовные, бытовые, лирические, грустные и весёлые.
Но у всех частушек есть одна общая черта – их сочинил народ.
ВЕДУЩИЙ 2.
Литературоведы спорят, принимают или не принимают частушку, а она живёт! Появляются новые, современные частушки. Отмирает ненужное, остаётся лишь то, что запоминается, то есть лучшее, оригинальное, остроумное.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№8 Мобильные частушки
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Да, действительно гвоздём и любимым коньком частушки являются взаимные отношения «милки» и «милёночка».
ВЕДУЩИЙ 2.
Да, замечательна – частушка! Порой, записанная на бумаге, она кажется «неправильным» стихотворением, но стоит прочитать её с учётом живого исполнения, пропеть на определённый мотив – и строчки «заиграют»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Но бывает и наоборот: сочинят стихи – всё в них есть: рифма, и ритм, и размер соблюдён, но нельзя их спеть, так как перегружены они сложными словами, терминами или словами иностранного происхождения.
ВЕДУЩИЙ 2.
Ну, например?
ВЕДУЩИЙ 1. (поёт)
Доллар, биржа, иностранцы.
Рынок, бизнес, конкурент.
Маклер, брокер, дивиденды –
Всё кипит, а жизни нет!
ВЕДУЩИЙ 2.
И как вывод, высказывание поэтессы из Татьяны Смертиной: «и не стихи, и не песни – а бисер, слёзы, промельк огня….»
ВЕДУЩИЙ 1.
А хорошая частушка, как ни поверни, смех - словно солнце на воде….
ВЕДУЩИЙ 2.
И то верно! У танцевальных частушек есть традиционные зачины: «Светит месяц», «Цыганочка», «Семёновна»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№9 «Семёновна» – в исполнении Ткаченко Л.
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов.
ВЕДУЩИЙ 2.
И эти свойства частушки помогут ей и дальше идти через века и судьбы.
ВЕДУЩИЙ 1.
А кто-нибудь из вас, сидящих в зале, готов исполнить частушку на нашей сцене? Что ж, просим!
Зрители исполняют частушки
ВЕДУЩИЙ 1.
Хорошо, что есть частушка!
И пока она жива – жив и народ. Мордуют его, обманывают, грабят, а он сердечный, не унывает, работает и поёт, поёт и работает.
ВЕДУЩИЙ 2.
Стоек русский человек! «Раньше хуже, беднее жили, а пели больше, чаще» - как сказала мне подруга «раньше у нас кишки пустые были, вот мы пели, чтобы ветром их надуть»
И всё таки искренне верую: народное слово, блещущее в частушках всеми красками радуги, - бессмертно! Как бессмертны радости и страдания людские. Как бессмертна Россия!
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№10 «Ох, уж эти мужик.» - в исполнении хора русской песни «Россияночка»
ГОЛОС.
Ставьте ушки на макушки – продолжаем петь частушки!
№11 «Хор старушек» - в исполнении хора русской песни «Россияночка»
Баян продолжает играть (или звучит музыка), выходят Ведущие 1,2, хор стоит пританцовывает
ВЕДУЩИЙ 1.
Прощай частушка! А вернее, до скорого свидания. Потому что пока в народе живёт острая потребность в таком вот непосредственном, импровизационным творческом самовыражении, тебя не погубить, не заглушить привязчивыми руладами популярных мелодий, не раздавить идеологическим прессом, не вытеснить заимствованными на Западе оглушающими ритмами рок – певцов.
ВЕДУЩИЙ 2.
Ты ценна сама по себе, ибо помогаешь нашему народу ярче осознать свою самоценность, свою самобытность в многообразном сообществе народов.
Музыка становится громче, выходят девушки и парни звучат фонограммы частушек
ДЕВУШКИ.
Мы вам пели как умели,
Как могли, плясали,
Попляшите гости сами,
Если не устали!
Мы концерт наш завершаем
Хорошо ли плохо ли,
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!
хор уходит со сцены, пританцовывая уходят со сцены девушки и парни…
Васютка 04.09.2010, 08:10Задушевна подруга
Где плясать училася?
У нас козлуха помирала
Точно также билася
Вед.1. «Бывало, провожала нас гармонь утром в поле, вечером до чистого пруда… И самое неповторимое – это к цветущим сини подснежникам, потом к душистой черёмухе, к сирени. До поздних зарниц бродили мы с ней, было легко и радостно».
Заиграет гармонь, и польётся
Её голос над чистым прудом,
В каждом сердце она отзовётся
В каждом твоём и моём
«Бывало, хоть днём, хоть вечером, хоть глубокой ночью парни, приходя к деревне, растягивали меха гармошки и заводили песню или частушки…»
Эх, частушки под гармошку
Тут начало всех начал
Озорнее ярославских
Гармонистов не встречал
И у Вас наверное бывало. Давайте повспоминаем про Вашу молодость, про Вас. Воспоминание о частушке участников встречи.
Вед 2. Что можно сказать – «Так живи частушка наша под гармошку и струну. Надо нам друзья однако спеть хотя бы одну. Частушка под гармонь вся из задора да из молодечества. В ней и радость звонкая и слово меткое и нрав задористый. А давайте кА устроим конкурс частушек.
А ну гости, запевайте! Я бы и сама спела, да у меня вместо голоса душа поёт, А пословица гласит : «Голос есть – пой, а нет – в сторонке стой»
После завершение конкурса награждение и приглашение к чаепитию.
Следующая частушка
Цель: формирование представления учащихся о частушках и о значении в народном творчестве;
Задачи:
развить желание у учащихся принимать участие в подобных фольклорных праздниках;
узнать историю частушек;
вызвать желание у учащихся выучить частушки.
Пояснительная записка:
Я жила в посёлке до восьми лет. Моя бабушка очень часто пела частушки во время застолья, было очень весело, поскольку пели все Звонкий голос бабушки помню до сих пор. В деревнях всегда поют частушки. Они создают праздничное настроение, атмосферу радости и веселья. Они пришли из народа и я думаю, что частушки будут жить всегда. Их пели и в годы войны, чтобы скрасить тяготы военного времени. Их надо петь, надо учить и сегодня. Они будут жить всегда.
Действующие лица:
Ведущие (1) и (2)
Девушки (1) – (3)
Парни (1) – (3)
Подготовка: зал оформлен в деревенском стиле: лавка, домотканые половики, макет русской печи. Заранее следует подготовить аудиозаписи частушек в исполнении Л. Руслановой и Н. Кадышевой и русской народной музыки (по выбору организаторов)
Звучат аудиозаписи русских народных песен. На лавке сидят девушки (1) – (3)
Ведущий (1):
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком,
Говорит одна девица…
Девушка (1):
Кабы я была царица,
Я бы больше не пряла,
А устроила б веселье,
Чтоб с частушками и пеньем.
Ведущий (1):
Дверь тихонько отворилась…
(Ведущий (1) уходит и входят Парни (1) –(3) с гармошкой)
Парни (1) – (3) (поют):
Разойдитеся!
Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику
Весёлому народику!
(Девушки (1) – (3) подходят к парням (1)-(3).)
Девушки (1) –(3) (поют):
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлу
Ожидали целый день.
Девушка (1):
Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите, не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!
(Поёт)
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки,
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки.
Парень (1) (поёт):
Дайте лодочку дубову
И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке
Далеко унесло.
Девушка (2) (поёт):
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.
Парень (2) (Поёт):
Шёл я лесом, сенокосом,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос
Ну какой там сенокос!
(Парни (1) – (3) и Девушки (1) –(3) садятся на лавку, выходят Ведущие (1) и (2).
Ведущий (1): Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.
Ведущий (2): Частушки живы! Они слышатся на свадьбахх, проводах в армию, юбилеях, больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах. Любят и знают частушки люди разного возраста – от стариков до малых детей. Старинные частушки звучат рядом с новыми, порой приходящими из газет и журналов. Но между ними нет разлада.
Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине девятнадцатого века, но быстро вошли в народную жизнь. В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по – разному: « припевки», « пригудки», «приговорки», « прибаски» и так далее.
Впервые в печати термин « частушка» употребил в 1889 году Глеб Успенский в статье « Новые народные стишки». Автор отмечал, что народ «частушками откликается на каждую малость жизни», они « неведомым путём создаются неведомыми поэтами чуть не каждый божий день и непременно в каждой деревне».
Ведущий (2): Широкому распространению частущки способствовало бурное развитие отхожих промыслов. Крестьяне, уходившие в другие губернии, в большие города на заработки, уносили туда свои частушки, а, возвращаясь домой, приносили новые, услышанные на чужбине. Так распространялся этот жанр. Однако местные особенности текста, напева сохранялись. Поэтому тамбовские частушки отличались от воронежских, саратовских, рязанских. (Звучит аудиозапись частушек в исполнении Л. Руслановой
Ведущий (1): А уж каких только названий для частушек было напридумано: « матаня», « тараторка» , « набирушка», « тараторка», « ихохошка» и многие другие.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодёжных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы.
Частушки, исполняемые на гулянке, назывались « ходовыми». На покосе «покосными», при сборе грибов – «лесными». Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё более и более переходила к девушкам.
Девушка (3) (поёт):
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого
Поесть не удалось.
Ведущий (2): Наибольшей популярностью пользуется почти повсеместно распространённая частушка – танцевальная и лирическая.
Девушка (1) (поёт):
Дайте острую пилу,
Пойду картофеля копать,
На зелёной на берёзе
Рукавицы не растут.
Ведущий (2): У танцевальных частушек есть традиционные зачины: « Светит месяц», « Цыганочка» , « Семёновна».
Девушка (2) (поёт):
Как Семёновна
Сидит на лесенке,
А про Семёновну
Поются песенки.
Девушка (3) (поёт):
Ой, Семёновна,
Меня выручи:
Не умею петь,
А ты выучи!
Девушка (1) (поёт):
Ты, Семёновна,
Везде нашла приют:
Тебя и в городе,
И в селе поют.
Девушка (2) (поёт):
Мне «Семёновну»
Запретили петь,
А я, девчоночки,
Не могу стерпеть!
Ведущий (1) Поражает способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, смеяться и плакать, жалеть и жаловаться, сострадать и ненавидеть. Частушками, кажется, можно выразить невыразимое. Горечь разлуки близка и понятна всем, её пережившим, когда слышится…
Девушка (3): (поёт)
Мы с милёнком расставались,
Между белых двух берёз,
Листья падали и вяли
От моих горячих слёз.
(звучит аудио запись «Страданий» в исполнении Н.Кадышевой)
Ведущий (2):
Тема любви в частушках – центральная, наиболее разработанная, но далеко не единственная.
Частушки живо откликались на все важнейшие социальные явления времени. Это и крестьянская бедность…
Из кинофильма «Любовь и голуби»
Парень (2) (поёт)
Я работал и потел –
Без нужды пожить хотел,
Глядишь: подать, недород,
Нужда в двери к нам идёт!
Ведущий (1): И солдатчина…
Парень (3) (поёт):
Отдадут в солдатушки.
Не к родимой матушке,
На ученье будут бить-
Придётся мальчику служить.
Ведущий (2): В деревенской глуши театром служили избы. В них рождались отзвуки на каждое событие жизни. Главные же события – война и голод, голод и война.
Девушка (1) (поёт):
В тридцать третьем году
Все поели лебеду,
Руки-ноги опухали
С лебедухи подыхали.
Подружка моя Маня,
Какой трудный этот год,
Голод пляшет, голод скачет,
Голод песенки поёт.
Ведущий(1): Война. Похоронки - вдовьи слёзы…
Казалось бы до частушек ли в такие мрачные времена, до песен ли? Но пели и песни, и частушки, и на балалайках играли.
Читайте также: