Русские народные песни частушки прибаутки
Обновлено: 16.11.2024
Частушка – это короткая рифмованная народная песня (вне зависимости от того, быстро или протяжно она поется). Это относительно новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества.
Частушки возникли во второй половине XIX века. Этот термин был введён писателем Г.И.Успенским в очерке «Новые народные песни» в 1889 году. В этом очерке Г.И.Успенский давал характеристики народных стишков.
Истоками частушек являются игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно,
Пропою я вам частушки,
Это занимательно.
Белка пела и плясала,
Словно заводная.
Все сапожки истоптала,
Шла домой босая.
Поручили бегемоту
Очень важную работу,
А упрямый бегемот
Сделал всё наоборот.
Ехал трактор синенький,
Машинист красивенький,
Я хотела ручку дать,
Его в пыли не видать.
Меня милый обманул,
Говорил летает.
Я пришла на аэродром,
А он подметает.
Меня милый обманул,
Мне на это наплевать,
Я такого лягушонка
Решетом могу поймать.
Мой милёнок, как телёнок,
Только разница одна:
Мой милёнок пьёт из кружки,
А телёнок из ведра.
Раньше были булочки,
А теперь батоны.
Раньше были девочки,
А теперь Мадонны!
Раньше были рюмочки,
А теперь бокалы.
Раньше были мальчики,
А теперь нахалы!
Динозавров наши предки
Рисовали на скале,
А теперь Семён виньетки
Вырезает на столе.
Начал важничать Вадим,
Ходит с видом гордым,
Словно стал не звеньевым,
А английским лордом!
Всех быстрей Андрей бежит
И съезжает с горки.
А за партой он дрожит,
Словно мышка в норке!
Всех Никита задирает,
Получает тумаки.
Кто-то марки собирает,
А Никита синяки!
Маша ела хохоча
Гречневую кашу.
Отмывали целый час
Гречневую Машу!
Хоть оценки и не очень,
Шура очень знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит!
У Вадима нет терпенья,
Он урок не доучил
И за пол стихотворенья
Полчетвёрки получил!
Вова вертится в буфете,
Пробивается вперёд.
Пожалейте Вову, дети,
Дайте Вове бутерброд!
Костя сплетни узнает,
А потом разносит.
Всем по сплетне раздаёт,
Хоть его не просят.
Чемпионом прозванный,
Антон кидает в цель
Жёлтый неопознанный
Летающий портфель!
Даже в Танин день рожденья
Витя по привычке
Таню вместо поздравленья
Дёрнул за косички.
Всё, что Петя подобрал,
Он в карман пихает.
Если Петя погулял,
Дворник отдыхает.
Не смотрите на меня,
Глазки поломаете!
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете!
Гимнастерку перешили
Мне в портняжной как-то раз:
К рукавам карман пришили,
А к спине противогаз.
Купи папа лисапед,
Я поеду в сельсовет.
Председателю скажу,
Что я замуж выхожу!
Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице.
Выражает на лице,
Что сидит он на крыльце.
На окошке два цветочка
Голубой да синенький.
Про любовь никто не знает,
Только я да миленький.
Полюбила я его,
Чёрненького, кажется.
А он, рыжая собака,
Гуталином мажется.
Я на Колю в коридоре
Каблуками топала.
Хоть я Кольку не любила,
Но конфеты лопала.
Растяну гармонь пошире,
Ты послушай, милая:
Почему я не целую?
Ты еще сопливая!
За столом собрались гости,
Все довольные сидят.
А хозяева трясутся,
Неужели всё съедят?
Ноги синие у Гали,
Галю в клинику забрали.
Присмотрелись, а у Гали
Это джинсы полиняли.
В детстве девочку, бывало,
Мать милицией пугала.
Теперь выросла девица,
Вся милиция боится.
Сидит милый на заборе
В алюминиевых штанах.
И кому какое дело,
Что ширинка на болтах.
Бабка деда хоронила,
Всю дорогу плакала,
А у деда из кармана
Самогонка капала.
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Следующая частушка
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
Следующая частушка
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_russkogo_naroda._kamyshanskaya_i.a.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
А) Колыбельные песни
Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:
Приди к Ване в голова,
Накатись на глаза.
Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.
В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки подучили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.
Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:
Зачем дров не колол, Воды не носил?
Этот мотив охотно развивают:
А ты, бедный маленец [маленький],
Ты, коротенец [короткий],
Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку:
Коза муку мелет, Козел засыпает;
Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:
Загорелся кошкин дом.
В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:
А чу-чу, чу-чу, чу-чу!
К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила…
Всех по маленьким сучкам.
Полететь они хотят.
Далее следует группа произведений, которые некогда принадлежали к фольклору взрослых, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это заклички, игровые припевы, приговоры.
Д) Календарный детский фольклор
Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.
От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.
Не менее древни, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.
Е) считалки, дразнилки, скороговорки
Детский фольклор — своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.
Немало народной выдумки внесено в считалки. Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и во-рожитки. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.
У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий.
Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.
Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.
Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает» — замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств.
Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.
З) Пословицы и поговорки
Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию.
Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга — ищи, а нашел — береги»; В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.
Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.
Следующая частушка
Русские частушки - это народный юмор, песня и пляска под простые и задорные стишки, придуманные на скорую руку.
Эти веселые короткие песенки, в виде четырех рифмованных строчек, представляют собой уникальный вид русского фольклорного творчества, относятся к юмористическому, развлекательному жанру. Такие традиционные русские напевы придумывались молодежью в сельской местности и часто исполнялись под гармонь или балалайку (или без музыкального сопровождения) на различных праздниках и гуляниях.
И взрослым, и детям приходятся по душе веселые, смешные рифмованные строки под зажигательную музыку, приносящие им хорошее настроение, позитивный настрой и заряд бодрости на долгое время.
Детские частушки
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Прилетела птичка, села
Прямо на нос петуху.
Петуху обидно стало,
Он запел: ку-ка-ре-ку!
Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!
Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!
Я гусыня бедная,
Как копейка медная.
По селу хожу босая,
Пух на зиму запасаю.Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!
Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
Эх, топни нога,
Топни правенькая,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Трень — брень — дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!Я на бабушку похожа,
Я — неугомонная.
А моя бабулечка
Самая весёлая!
Народные частушки
Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке,
Стал к окошку подъезжать
Не мог кошку удержать.
На качелях я качалась,
Под качелями вода.
Мое платье голубое
Окуналося туда.
Если б девочки
Были рыбами,
За ними мальчики
В воду прыгали.
Ты зачем расцвел,
Василек, во ржи?
Ты зачем пришел,
Милый мой, скажи?
Мой миленок, как теленок,
Только разница одна:
Мой миленок пьет из кружки,
А теленок из ведра.
Ну какая это стать,
Ведра на гору таскать?
Я пойду замуж туда,
Где под окошечком вода.
Ох, кошка, брысь!
На-порог не садись:
А то миленький пойдете
Спотыкнется — упадет.
Гармонист играет,
Глазками моргает.
А я ему моргну
Не заметно никому.
Милый, чё ты, милый, чё ты
Привалился на плечо?
А я, милая, не чё –
Я влюбился горячо.
У кого какой миленок —
У меня ремесленный:
Отдала ботинки шить —
Сшил бурак берестяный.
Эх пол разобью,
Потолок разобью,
На доске остануся,
С милым не расстанусь я.
У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец!
Читайте также: