Роль частушек на войне

Обновлено: 16.11.2024

Иногда частушки исполнялись в вопросо-ответной форме: девушка просит нарядить себя «синочкой» (синичкой) или черной галочкой, чтобы слетать на войну, а в следующей частушке как бы отвечает, что она летала по фронту и не нашла своего милого ни в числе убитых, ни в плену. В новой паре песенок девушка просит командира разрешить ей найти милого на фронте и вновь отвечает:
Не могла увидеть дролю,
Шли великие боя.

На новогоднем игрище в колхозе «Ворошиловец» Орловского сельсовета частушки о Великой Отечественной войне девушки пели до начала пляски. Девушки были без прялок, в красивых сарафанах, многие в платьях. Стояли группами в избе около гармонистов, сидевших на лавках. Песни начинались с обращения к гармонисту, а затем шли лирические частушки о милом в армии, о верности данному слову. Обычно гармонист играл охотнее и дольше той из девушек, чьи за певки о войне были интереснее и новее. Слава о девушках-импровизаторах и знатоках фронтовых частушек распространялась далеко за пределы их сельсовета.

Усвоение новых частушек происходило преимущественно по праздникам, на гуляньях. Кроме этого, через сельские и районные клубы, избы-читальни, где вечерами собиралась молодежь, девушки различных колхозов и сельсоветов, общаясь друг с другом, обогащали репертуар своих частушек. Освоение новых, не известных в данной местности запевок шло также и в обычной производственной. работе: на сенокосе и жниве, на лесозаготовках и т. д. Можно было видеть, как девушки, ежедневно привозившие молоко на сливной районный пункт, обменивались в ожидании приемки молока новостями о письмах с фронта, о «беседках», о нарядах. В этих разговорах сообщались (а иногда тут же записывались) новые частушки о Великой Отечественной войне.

Исполнение частушек на эту тему наблюдала в 1942—1945 гг. В.А. Кравчинская в повседневной жизни молодежи села Красная река, Старо-Майнского района Ульяновской области. Одной из популярных форм исполнения частушек являлась пляска, носящая местное название «Подгорной». Обычно пляска начиналась выходом (по-местному, «выходкой») одной из наиболее бойких и голосистых девушек на середину круга, образуемого зрителями. Девушка открывала пляску обращением к подруге:
Подруженька моя Валя,
Выходи на парочку,
Выходи — не подводи
Любимую товарочку.

На это приглашение в круг выходила поощряемая шутками и смехом, молодежи вторая девушка с ответной частушкой.

В годы Великой Отечественной войны «Подгорная» обогатилась частушками с военной тематикой. После традиционного вступления начиналось своеобразное состязание — кто споет лучшую частушку о милом, защищающем Родину. Каждая исполнительница старалась подобрать наиболее яркую, задушевную частушку, поразить окружающих ее содержанием.

Вместе с тем девушки перекликались сатирическими частушками о Гитлере, Геббельсе, о «фрицах» и «гансах», о жадности и трусости немецко-фашистских захватчиков. Частушки на эту тему особенно часто исполнялись в последний год войны и при возвращении демобилизованных, сопровождаясь одобрительными репликами и дружным смехом зрителей.

Наряду с военной тематикой в «Подгорной» иллюстрировалась и напряженная трудовая жизнь колхозов в годы войны. Исполнение этих частушек являлось своеобразной живой газетой, в которой отражались трудовые подвиги передовиков и клеймились отстающие. Процветанию такого рода импровизаций способствовало и то обстоятельство, что село Красная река разделяется на два колхоза, между которыми происходило ежегодное соревнование на лучшее выполнение сельскохозяйственных работ. Эти трудовые колхозные частушки органически связывались с военными и выражали твердую надежду на близкую победу и скорое возвращение победителей.

«Подгорная» шла под гармонь и сопровождалась пляской: по окончании каждой частушки девушки, не сходя с места, отбивали каблуками дробь; чем мельче была дробь, тем больше ценилось искусство плясуньи.

Из толпы зрителей то и дело слышалось: «Дроби мельче!», «Знай наших!» и т. п. Заключительная частушка пелась обеими девушками вместе в честь гармониста. Под эту частушку девушки обходили с пляской весь круг, вызывая на танцы зрителей, и пляска становилась всеобщей.

Исполнение частушек с военной тематикой происходило и в такие новые бытовые праздники, как дни возвращения с фронта демобилизованных бойцов. Праздник начинался угощением родных и соседей в доме возвратившегося воина. Зрители толпились в сенях, облепляли окна. Одна за другой вставали из-за стола девушки — родственницы бойца (в некоторых случаях и жена его) и заводили «Подгорную» под гармонь и пение фронтовых частушек. Герой дня вместе с гостями по окончании угощения переходил в соседнюю избу, где уже был накрыт стол и хозяева радушно встречали бойца приветствием «с победой». Так с пением и пляской шли из избы в избу, и празднование заканчивалось поздно вечером.

Еще более торжественно был отпразднован в Красной реке приезд с фронта однодеревенца — Героя Советского Союза. В честь его был организован коллективный обед с застольными речами. Обход соседних домов с пением победных частушек и с пляской «Подгорной» был выполнен и при чествовании героя.

О гибкости и злободневности частушек, особенно рожденных в годы Великой Отечественной войны, свидетельствуют факты немедленного Победы, краснореченская молодежь плясала «Подгорную» на главной улице села под частушку о победе. Девушка, вышедшая на середину круга, пропела:
Поминай девятый май,
Ворота шире растворяй,
Шире ворота растворяй,
С победой дролечку встречай.

Частушка была подхвачена и пропета хором гуляющих. Партизанские частушки записаны в ряде районов Ленинградской области: Лужском, Ораниенбаумском, Павловском. Сам процесс возникновения, тематика, формы распространения были иными по сравнению с только что разобранными тыловыми частушками. Партизанские частушки явились живой иллюстрацией к тому всенародному патриотическому порыву, которым был встречен исторический призыв Сталина о создании партизанских отрядов. Авторами частушек были не только партизаны, но и молодежь временно оккупированных селений.

Партизанская частушка, как и колхозная, отразила непоколебимую уверенность русского народа в победе над врагом. Особенно популярны были частушки о значении партизанской борьбы в общем деле освобождения
русского народа от немецко-фашистских поработителей:
Уж ты птица, птица, птица.
Ты лети, как ураган,
Плохо Гитлеру живется
От налетов партизан.
Партизаны, партизаны.
Храбрые головушки,

Не жалели, партизаны,
Вы фашистской кровушки.
Эх, люблю я партизана.
Русскую фамилию,
Все столбы перепилил
И испортил линию.

С темой о героической борьбе партизан органически перекрещивается тема о поддержке населением партизанского движения, о единстве действий советских людей против незваных пришельцев.

Ни варварский «новый порядок» немцев, введенный на оккупированной территории, ни карательные экспедиции, ни казни советских людей — ничто не могло сломить уверенности в полной победе над гитлеровской Германией:
Скоро, скоро мы прогоним
Шантрапу немецкую,
Скоро, скоро мы увидим
Формочку советскую.

Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут,
Скоро русские машины
По Германии пойдут.

Частушка, эта политически острая форма агитации, была широко использована партизанскими отрядами. Как показывают записи и публикации, многие произведения этого жанра, возникшие в молодежной среде, позднее были напечатаны в партизанской периодической печати, другие распространялись в массах через эти издания.

Отметим также популярность сатирических частушек о неудачах немцев в поисках партизан и о неизбежности поражения гитлеровских захватчиков; среди частушек этого типа было много подобных следующей:
Плети немец лапти крепче,
А сплетешь — так береги,
Вам еще далеко драпать,
Пригодятся сапоги.

Как ни популярны были еще недавно эти частушки с военной тематикой, все же в наши дни они в большинстве отходят в историю. Они сохранились в тетрадях-альбомах колхозной и учащейся молодежи наряду с фронтовыми песнями, а на смену пришли частушки о героике мирного восстановительного труда. Своевременное собирание этих фольклорных документов нашей великой эпохи наряду с записью всех других жанров народного творчества — неотложная задача советских фольклористов.

Источник: В. Кравчинская и П. Ширяева «Частушки Великой Отечественной войны», «Советская этнография» № 1, 1949 г.
скачать dle 12.1

Следующая частушка

В годы Великой Отечественной войны процессы создания и бытования устного народного творчества протекали особенно быстро.
Основные жанры фронтового фольклора — песни, частушки, предания, устные рассказы, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки.
Они создавались самими участниками событий и боев, тружениками фабрик и заводов, колхозных полей, партизанами, жителями временно оккупированных районов, узниками фашистских концлагерей. Фронтовой фольклор был распространен во всех родах войск: среди летчиков, моряков, танкистов, связистов, пехотинцев. В этих произведениях нашли художественное отображение жизнь и борьба народов нашей страны, героизм защитников отечества, вера в победу над фашистскими захватчиками, горечь отступления, радость победы, верность и преданность.
Наиболее распространённым жанром фольклорных произведений были частушки. Острые, искромётные, они отражали малейшие изменения в настроениях общества.
Наша страна в этом году отпразднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это самая жестокая, страшная и кровопролитная война в истории Отечества. 22 июня 1941 года все радиостанции страны передали заявление Советского правительства о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. С несокрушимой верой в победу поднялись все советские люди на священную войну против фашистских захватчиков. Поднялась на войну и частушка. Эти народные стихи рождались моментально, откликаясь по всякому поводу. Но годы неумолимо летят вперёд. Участников войны становится всё меньше и меньше, и мы стараемся записать их воспоминания и запомнить всё самое важное, что было на войне. Частушка также является ярким свидетельством тех лет. Поэтому мы провели небольшое исследование, которое назвали «Отражение памяти в частушках времен Великой Отечественной войны». Мы решили познакомиться с частушками периода Великой Отечественной войны, которые ещё можно собрать на территории города Горно-Алтайска. Они представляют собой яркий пример патриотизма, беззаветной преданности русских людей своей страны. Судьба Родины и уверенность в победе над фашистами - одна из центральных тем частушек с первых же дней нападения гитлеровской Германии на нашу страну.

Объект исследования: фольклор.

Предмет исследования: военные частушки.

Актуальность работы заключается в том, что частушки - это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить, беречь и развивать. Непонимание молодежью искусства, созданного народом, происходит от недостаточной пропаганды народного искусства. Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальной культуре нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.

Гипотеза. В частушках отражается картина народной жизни, чувства людей в военное время.

Моя работа состоит из трёх глав. Первая глава посвящена истории возникновения частушки. Вторая глава отражает жизнь народа в военных частушках. Третья глава знакомит с исполнителями военных частушек.

Цель моей работы – сбор и анализ материала о военных частушках, сохранившихся в Горно-Алтайске.

В ходе исследования поставила следующие задачи:

1. Подобрать и изучить литературу о частушках.

2. Собрать и проанализировать частушки о войне, сохранившиеся на территории Горно-Алтайска.

Новизна работы заключается в том, что в ходе исследования была изучена тетрадь с частушками моего прадеда, пережившего годы военного лихолетья.

Методы исследования: поисковый, сравнительно-исторический, метод системного анализа текста, метод обобщения, сравнения.

История возникновения частушки

Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества, это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком и в характерной звонкой манере [1] . По определению словаря Ожегова: «Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания».

Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Поэтому естественно, что новый песенный жанр наряду с другими названиями получил также и название «частушка [2] .

Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение - выражение определённого отношения к событиям и фактам, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Как и в любом лирическом произведении, мысли и чувства, выражаемые в частушках, не имеют протяжённости во времени. «Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».

Частушка всегда в той или иной мере – поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах народной лирики. С экспромтным характером частушки связано такое её качество, как необычайно тесная связь с современностью. Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек [3] .

Возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 – 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.

Возникновение жанра частушки связано с новыми историческими условиями – развитием капитализма в России – и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, сознании и культуре народа [4] .

Как показали новейшие исследования, частушка возникла где–то на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в небольших уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, местах строительных работ, где стекалось много народа. Именно здесь на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположных культуры – традиционная фольклорная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Необходимо отметить, что первоначальные частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX века частушка становится, и по созданию, и по бытованию, преимущественно женским жанром фольклора.

Отражение жизни народа в военных частушках

Военная частушка – поэтическая летопись военных лет. Печальная и весёлая, шутливая и озорная, она выпевала грусть, кручину, мечты, надежды, учила ненавидеть врага, бороться с ним и побеждать.

Военная частушка получила широкое распространение на фронте и в тылу. Благодаря своей способности мгновенно откликаться на большие и малые события, отражала конкретные живые подробности, которые волновали и исполнителей и слушателей.

Частушка! Она в 40-е годы 20 века была естественно необходимостью, даже можно сказать потребностью для народа. Она выражала душевное состояние людей, утешала, помогала пережить горе, двигала на подвиг, лечила израненную душу, вдохновляла, давала веру жить и надеяться на лучшие времена. И всё это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времён года.

Проведённые мной наблюдения позволяют сказать, что частушки представляют собой яркий пример патриотизма, беззаветной преданности русских людей своей страны.

Судьба Родины и уверенность в победе над фашизмом – одна из центральных тем частушек с первых же дней после вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну. Вот строки этих частушек.

Тёмна туча, тёмна туча,

Немец с запада идёт,

Наша армия могуча

Эту тучу разобьёт.

Частушки, которые пели новобранцы, призванные на защиту Родины, вполне отвечали действительности тех тревожных дней.

В огороде расцветают

Меня в армию забрали

На защиту Родины.

Ты скажи, родная матушка,

Кому рубашку шьешь?

Мать заплакала, сказала:

- Ты в солдатушки пойдешь…

Частушечный репертуар содержит тексты о проводах своего любимого на войну, о переживаниях девушки, наказы перед расставанием.

Что ты, милочка, не тужишь,

Чёрну юбочку не шьешь?

Меня в армию забреют-

Провожать во чем пойдешь?

Девочки, война, война

Угоняет до единого!

Скоро очередь дойдет

До моего милого.

Милый в армию поехал

И наказывал друзьям:

- Берегите мою милку,

Не пугайте по ночам!

Частушки времён войны рассказывают об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде.

Кабы не было зимы-

Не было бы холоду.

Кабы не было войны

Не было бы голоду.

Ели парево, солому,

Ели жмых и ели мох.

Сколько горя повидали,

Знает только один Бог.

Частушка участливо откликалась на тяжкую женскую долю.

Ты, Германия, Германия,

Ты оставила, Германия,

Без милого меня.

На германской на границе

Мой товарищ умирал,

Свои серые глазеночки

Ой, война, война, война,

Ты меня обидела!

Ты заставила любить,

Кого я ненавидела.

…Долгожданная Победа! Встреча с родными, любимыми.

Вот и кончилась война,

Прошли бои великие.

Очень жалко тех ребят,

Вот и кончилась война,

Пошли солдаты ротами.

Я своёго дорогого

Встречу за воротами! [5]

Память о военных частушках жива

Источниковой базой исследования стал материал - рукописная тетрадь моего прадеда Кулавского Василия Александровича, участника Великой Отечественной войны, исполнителя и собирателя данного жанра. Со слов его дочери, моей бабушки Клепиковой Ольги Васильевны, Василий Александрович был исполнителем военных частушек со времен Великой Отечественной войны. Он служил на втором украинском фронте, с 1944 года, в феврале 1945 г. был ранен в руку под городом Могилевым в Беларуси. С 1945 по 1947 г.г Принимал боевые действия по освобождению Западной Украины от Бондеровцев.

При жизни Василий Александрович рассказывал, что частушка в годы войны была необходима народу. Она выражала душевное состояние людей, утешала, помогала пережить горе, двигала на подвиг, помогала отвлекаться от смерти и горестных переживаний по поводу потери однополчан, вдохновляла, давала веру жить и надеяться на лучшие времена.

После службы Василий Александрович закончил техникум и устроился работать на сыроваренный завод в с. Майма, затем был переведен в с.Советское Алтайского края председателем райкома профсоюзов. Выезжал на районные смотры художественной самодеятельности по Алтайскому краю, выступал сам по просьбе участников. Всегда был активным участником на праздничных мероприятиях особенно 9 мая. Он любил встречаться с ветеранами войны, искал своих однополчан, встречался с ними, проводя время вместе, ветераны вспоминали военные годы, также рассказывали сатирические истории про немцев, исполняли частушки, учась друг у друга. В его рукописной тетради мы нашли много частушек военного времени, изучили их, некоторые из них я предложила для исполнения в фольклорном ансамбле "Туматуриха" исполняю их сама.

В ходе изучения данной темы мной были посещены….

Проведённые мной наблюдения позволяют сказать, что частушки представляют собой яркий пример патриотизма, беззаветной преданности русских людей своей страны.

Военная частушка – это часть всей необъятной, как океан, стихии словесного народного творчества. Она в 40-е годы XX века была естественной необходимостью, даже можно сказать потребностью для народа. Она выражала душевное состояние людей, утешала, помогала пережить горе, двигала на подвиг, лечила израненную душу, вдохновляла, давала веру жить и надеяться на лучшие времена. И все это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времен года.

Проведенные нами наблюдения позволяют сказать, что первоосновой всему есть боевой дух человека, а в годы войны он особенно был настолько высок, что сравнить просто не с чем. Внутренняя энергия русского человека старших поколений и умение ее сконцентрировать в трудной ситуации служат для нас примером. В сохранении оптимизма, веры в лучшее помогала частушка, так как она пробуждала в русском человеке положительную, мощную, ответную реакцию, несмотря на огромное человеческое горе и боль.

С уважением и признательностью мы относимся к тем, кто в суровую годину войны выстоял и победил. Гранитные и бронзовые памятники напоминают о тех, кто отдал свою жизнь за нас, живущих сегодня. Военная частушка – это нерукотворный памятник, но, мы считаем, он вполне равнозначен с гранитными и бронзовыми.

Следующая частушка

Народ-труженик является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны еще задолго до появления письменности и с той поры передавались устным путем. Названное великим писателем А.М.Горьким «устной художественной литературой», а по-научному именуемое устным народнопоэтическим творчеством или фольклором, это искусство живет столетия и в ярких, выразительных формах рассказывает о событиях прошлого и настоящего, говорит о чаяниях и ожиданиях народных.

Частушка - особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, вечные человеческие темы. Частушка - жанр живой, развивающийся, откликающийся на самые злободневные темы. У нас в деревне часто поют частушки. Их можно услышать на сельских праздниках, на свадьбах, проводах в армию, на внеклассных мероприятиях в школе.

Наша страна в этом году отпраздновала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это самая жестокая, страшная и кровопролитная война в истории Отечества. 22 июня 1941 года все радиостанции страны передали заявление Советского правительства о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. С несокрушимой верой в победу поднялись все советские люди на священную войну против фашистских захватчиков. Поднялась на войну и частушка. Эти народные стихи рождались моментально, откликаясь по всякому поводу. Но годы неумолимо летят вперёд. Участников войны становится всё меньше и меньше, и мы стараемся записать их воспоминания и запомнить всё самое важное, что было на войне. Частушка также является ярким свидетельством тех лет. Поэтому мы провели экспедицию-исследование, которую назвали «Частушка, опалённая войной». Мы решили познакомиться с частушками периода Великой Отечественной войны, которые ещё можно собрать на территории Удеревского сельсовета. Они представляют собой яркий пример патриотизма, беззаветной преданности русских людей своей страны. Судьба Родины и уверенность в победе над фашистами - одна из центральных тем частушек с первых же дней нападения гитлеровской Германии на нашу страну.

Объект исследования: частушки деревень Удеревского сельсовета.

Предмет исследования: содержание военных частушек , связь содержания с реальной жизнью жителей села военной поры.

Цель исследования: выявить носителей фольклора и записать от них все бытующие в Удеревском сельсовете произведения частушечного жанра о войне.

Задачи: провести работу по собиранию местного фольклора; точнее и как можно полнее представить картину народнопоэтического творчества военной эпохи.

Все тексты частушек нами записаны непосредственно из уст исполнителей методом опроса в течение года. (Приложение 1) . Частушки, включенные в Приложение 2 , сохранены в том виде, в каком записаны со слов односольчан. Некоторые частушки исполнялись в клубе на празднике, посвящённом 70-летию Великой Победы. В сборник вошли и частушки, собранные учащимися Удеревской средней школы в 90-е годы, когда отмечалось 50-летие Победы. В настоящее время они хранятся в школьном музее.

Исследовательская часть

1. Из истории удеревской частушки

Курянам с давних пор были известны трудовые и обрядовые, хороводные и исторические песни. Не одно столетие рассказывали наши предки занятные и мудрые сказки, богатые интереснейшими фактами предания и легенды, а, ведя беседу, пересыпали свою речь меткими пословицами и поговорками; любили они блеснуть и хитрыми загадками и к слову сказанными затейливыми бывальщинами. Были известны им и былины, и исторические песни, и частушки.

У нас в Удерево, как и на всей территории Курской области, России, живёт частушка много десятилетий. Этот жанр устного народного творчества никого не оставляет равнодушным. Поёт их и молодёжь, и старики, и женщины.

Чаще всего частушку можно было услышать на празднике. На деревенский праздник собиралась молодежь из всех ближних деревень, случалось, приезжали издалека. Среди парней всегда было 2-3 с гармошками. Любили ту гармонь, которая была самая звонкая. По игре узнавали игрока. Не выразить словами, это надо было почувствовать, насколько поднимала человека гармонная игра и частушка.

Из воспоминаний Крюковой Надежды Ивановны: "Праздники справляли весело взрослые и молодежь. У мужчин была заядлая игра в городки, попа-погоняла. Молодежь гуляла на лугу, качались на качелях, ходили друг к другу в гости и играли на гармошке. Особенно я любила тальянку с колокольчиком. Когда началась война, веселье в деревне притихло, но частушка продолжала жить. Люди начали петь о той жизни, которая внезапно свалилась на наши плечи ".


2.Боевая частушка

Старые семейные альбомы по сей день хранят память о войне. Сохранился и удивительный фольклор той поры – военная частушка. Бесхитростные, зачастую наивные припевки, в которых выплёскивались все чувства, были беспроводным телеграфом, выражали подлинную любовь к Родине, являли собой подлинный образец стойкости духа, помогали выстоять в тяжёлой борьбе, пережить тяготы и потери. В частушках военной поры слышится то плач, то смех. Если выстроить ряд из солдатских и тыловых куплетов, то обнаружится своеобразная переписка фронтовиков с семьями – искренняя, откровенная, сердечная. И сегодня строчки, многие авторы которых уже ушли из жизни, берут за душу и служат памятью о павших и выживших, бойцах и тружениках.

Частушка на фронте не просто продолжала жить, а помогала "ковать" Победу, содержала очень важный воспитательный момент. Слово в боевой частушке образное, меткое, иногда жаргонное, хулиганское, но твердое, чеканное, отражающее то суровое время. Оно давало боевой настрой солдату.

Нам не страшно умирать,
Только мало сделано,
Только жаль старушку-мать
Да березку белую.

До самого Берлина докатилась наша частушка.

Думал Гитлер наяву:

«В десять дней возьму Москву!»

А мы встали поперёк:

«Ты Берлин бы поберёг!»

Военная частушка – поэтическая летопись военных лет. Печальная и весёлая, шутливая и озорная, она выпевала грусть, кручину, мечты, надежды, учила ненавидеть врага, бороться с ним и побеждать.

Военная частушка получила широкое распространение на фронте и в тылу. Благодаря своей способности мгновенно откликаться на большие и малые события, отражала конкретные живые подробности, которые волновали и исполнителей, и слушателей.

Голубой платок в колоде,

Вся серёдка выгорит.

Уйдёт миленькой в солдаты,

Всё сердечко выболит.

Запрягай, отец, коня!

Провожай, отец, меня!

Еду я не к тёще в гости,

А на линию огня.

Все калиточки – на ниточке,

Ворота – на ремне.

Все ребята ходят дома,

Мой залётка на войне.

Великая Отечественная война — это проводы, расставания, встречи, слёзы, кровь, смерть. Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляли места для шуток и смеха. И тем не менее песни и юмор всегда сопровождали солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Они вдохновляли бойцов, позволяли в минуты отдыха сделать передышку, а в решительные минуты мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. Считалось, что шутка и хорошее настроение — это вторая винтовка.

А как немцы бегут –

Напишу письмо милашке,

Пусть узнает весь колхоз:

Я подбил три вражьих танка

И фашистский бомбовоз.

Под Москвой и Сталинградом, в осаждённом Ленинграде и на Курской дуге не умолкали песни и шутки, потому что они крепили армейскую сплочённость и фронтовую дружбу, напоминали бойцам о доме, о родных и любимых.

Не страшны нам все преграды,

Знаем – выиграем бой.

Мы стоим у Сталинграда

Шла гармонь в шинели серой

По дороге фронтовой,

Прижимаясь близко к телу,

Согревала как огонь!

Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Знали солдаты, что смерть ожидает многих;

знали, что война — это не праздник, не парад. И всё же иногда бойцы были не прочь и сплясать “Русского” или спеть частушки, жизнь продолжалась. Всего 4 строчки в частушке, а сколько в ней задора, затаённой грусти и оптимизма!

Ленинград занять сулит

Немцам главный их бандит.

Им и хочется, и колется,

И мама не велит.

Били наши батальоны

Ничего нет хитрого,

Что побьём и Гитлера!

Частушка мгновенно откликалась на все события фронта и тыла. В частушках Великой Отечественной войны отразился русский характер.

3.Партизанская частушка

С самого зарождения партизанского движения в шалашах и землянках стали создаваться частушки. Они пользовались огромной популярностью. То, о чём рассказывалось в этих коротеньких задорных произведениях, было близким и необходимым для народных мстителей.

Вьётся по ветру рябинушка

До самого ствола.

К нам на славный русский лес

Не однажды Гитлер лез,

Но наткнулся на порог –

Одолеть его не смог!

Безымянные авторы молниеносно отзывались на все изменения в партизанской жизни. В этих произведениях всегда звучала уверенность в разгроме врага и в безусловной победе Красной Армии. У вечерних костров под гармонь, с приплясом, партизанские весельчаки и балагуры чеканили слова, по силе своего морального воздействия на бойцов, не сравнимые ни с чем.

Бьют фашистов из засады.

Не проехать, не пройти –

Ни дороги, ни пути.

Я сорву сирень – цветочек,

На дорогу положу,

Путь прямее укажу!

Стихи и частушки, сочинённые партизанами, убивали войну, уничтожали страх, объединяли людей, как бы натягивали нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Они сотни раз перечитывались бойцами как заклятье.

Уж ты птица, птица, птица,

Ты лети, как ураган;

Плохо Гитлеру живётся

От налёта партизан!

4.Тыловая частушка

Среди частушек есть и тыловая. В этих частушках военной поры звучала уверенность в победе над врагом, в том, что милый вернётся, и в то же время – грусть о погибших.

Мой залётка боевой –

На фронт пошел охотою.

Я в тылу здесь боевая –

За троих работаю.

Провожала мила друга

На войну с фашистами.

Я сама пойду за плугом,

Ягодиночка на фронте,

А я, девушка, в тылу.

Подойдёт такое времечко,

И я на фронт пойду.

Немецко-фашистские захватчики знали о содержании новых произведений устной поэзии и жестоко расправлялись с их авторами и исполнителями. Поэтому жители оккупированных районов вынуждены были тайком петь песни и частушки, прибегать к различным хитростям для их распространения. В них звучала сатира, осмеяние в адрес Адольфа Гитлера, тем самым выражалось негодование и ненависть к нему и всей немецкой нации.

Как у Гитлера, у шпаны,

На троих одни штаны:

Один носит, один просит,

Третий в очередь стоит.

Сидит Гитлер на заборе,
Плетет лапти языком,
Чтобы вшивая команда
Не ходила босиком.

Распроклятый ты, германец,
Много горюшка нанес.
У баб мужей, у девок дролечек
В Германию увез.

Распроклятые германцы,
Навязались воевать,
Всех в солдатики угнали,
Милому не миновать.

Были частушки-призывы, успокаивающие женщин, заставляющие их верить в скорую Победу.

Не ревите, девки, бабы,
Скоро кончится война.
Гитлер в бане уходился,
Похоронная пришла.

Белый конь, белый конь,
Белые копыта.
Скоро кончится война,
Поедим досыта.

В годы войны молодые женщины работали на полях, на заготовке дров в лесу, многие были направлены на рытье окопов. И об этом тоже пелось в частушках.

Я в лесу дрова рубила,
Ко мне вышел партизан.
Он сказал мне два словечка:
«Дорогая, пойдем к нам».

Девушки, война, война!
Девушки, дрова пилить.
Девушки, война заставила
Заочников любить.

Война изменила судьбы многих девушек той поры. Горечью обиды наполнены вот такие частушки:

Ты война, война, война!
Война меня обидела,
Война заставила любить,
Кого я ненавидела.

Вокруг могилочки хожу,
Земелька рассыпается,
Я любимого бужу.
Он спит – не просыпается.

Я с окошка на окошко
Цветик переставила.
Распроклятая война
Без милого оставила.

5.Долгожданная Победа

Высокие чувства гражданского долга, патриотизма и любви к Родине в значительной мере приближали Великую Победу. Самосознание народа, мобилизация его духа формировались не только примером, пропагандой и агитацией в борьбе с внешними врагами, но и усилиями людей творческих.

Сколько Гитлер не воюет,

Из колодца вода льётся,

Вода – чистый леденец.

Скоро Гитлеру конец!

Дорогой мой Саша!

Скоро кончится война,

И наконец – долгожданная Победа. «Радость со слезами на глазах» так и чувствуется, так и льется из частушек послевоенного времени.

Вот и кончилась война!
Прошли бои великие.
Жалко, жалко тех ребят,
Которые убитые.

Девушки, 9 Мая
Будем вечно вспоминать.
В этот день наши залёточки
Кончали воевать.

Мы ходили на войну,
Немцев повидали.
И зачем же боги нам
Их сюда прислали?

А вместе с войной закончатся постоянные слезы, переживания. Долгожданное ожидание увидеть родных станет исполнимым, к сожалению, не для всех. Но победа страны затмит горе людей, которые потеряли своих любимых.

Дроля мой, дроля мой

Жив остался на войне,

Едет к девушке, ко мне.

Из Москвы примчался поезд-

Привезли к нам дорогих-

Жестокой ценой расплатился русский народ за Победы. Все, что пережито в войну, тяжкие последствия её не сотрутся в памяти народной. Частушки помогут сохранить эту память.

Пятьдесят лет отмечаем,
Вспоминаем всех бойцов.
Сколько маленьких детишек
Все остались без отцов.

Пятьдесят годов мы прожили,
Как закончилась война.
Сколько слез-то было пролито,
Не забудем никогда.

Тысячи гармонистов улеглись на вечный сон в своих неоплаканных могилах. Реже в деревнях после войны зазвучала гармошка. Но частушки продолжали слагать. Послевоенная частушка приобретает форму исповеди, жалобы женщины-вдовы на свою судьбу. Во время неизбывного горя молодая вдова и пела, и плакала одновременно. Слушая ее, и другие женщины ревели в голос.

Ягодиночку убили,
Умереть бы девушке.
Мы бы вместе погуляли
Во сырой земелюшке.

Мне больше по лесу не хаживать,
Цветов не собирать.
Мне больше с миленьким не гуливать
И вместе не бывать.

Зеленая веточка
Не гнется, не качается,
Без тебя, мой дролечка,
Не спится, не гуляется.

Военная частушка – это часть всей необъятной, как океан, стихии словесного народного творчества. Она в 40-е годы XX века была естественной необходимостью, даже можно сказать потребностью для народа. Она выражала душевное состояние людей, утешала, помогала пережить горе, двигала на подвиг, лечила израненную душу, вдохновляла, давала веру жить и надеяться на лучшие времена. И все это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времен года.

Проведенные нами наблюдения позволяют сказать, что первоосновой всему есть боевой дух человека, а в годы войны он особенно был настолько высок, что сравнить просто не с чем. Внутренняя энергия русского человека старших поколений и умение ее сконцентрировать в трудной ситуации служат для нас примером. В сохранении оптимизма, веры в лучшее помогала частушка, так как она пробуждала в русском человеке положительную, мощную, ответную реакцию, несмотря на огромное человеческое горе и боль.

Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла в наших душах оставили глубокие впечатления. С уважением и признательностью мы относимся к тем, кто в суровую годину войны выстоял и победил. Гранитные и бронзовые памятники напоминают о тех, кто отдал свою жизнь за нас, живущих сегодня. Военная частушка – это нерукотворный памятник, но, мы считаем, он вполне равнозначен с гранитными и бронзовыми.

Читайте также: