Подобрать частушки 10 и определить композицию

Обновлено: 24.04.2024

По композиции частушки делятся на одночастные и двухчастные. Одночастные имеют сквозное развитие темы, т.е. все 4 строчки такой частушки объединены одним маленьким сюжетом, одной сценкой.

На германской на границе,

На высокой горочке

Перевязывает раны

Санитарка дролечке.

В двухчастных строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой между ними. На построение двухчастной частушечной строфы воздействовал песенный прием психологического параллелизма. Иногда это очевидно:

Будет, будет, поносила

Белого и синего.

Будет, будет, полюбила

Милого красивого.

Нередки двухчастные частушки, в которых части противопо­ставлены по смыслу. Исследователи заметили тяготение частушек к формальному параллелизму — когда при сопоставлении частей не требуется устанавливать символическую или логическую связь между ними. Такими, например, являются многие частушки, использующие общий запев "С неба звездочка упала. ". Происхождение этого образа связано с традиционной свадебной ли­рикой, в которой "упавшая звездочка" символизировала отлучение невесты от ее рода.

1Тексты частушек этого раздела главы приводяться по книге: Частушки / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. – М., 1990.

2Успенский Г. Новые народные песни: (Из деревенские заметок) // Русские ведомости. – 23 апреля 1889. – № 110.

3Шаляпин Ф.И. маска и душа. Мои сорок лет на театрах. – М., 1990. – С. 26.

4Мореева А., Боков В. и др. как работать с частушкой: В помощь начинающим работникам по фольклору в краях и областях. – М., 1939. – С. 36.

Следующая частушка

Попыталась Полина
Кашку съесть до половины.
Каша ж вредная попалась.
Над Полинкою смеялась.

На базаре я была,
Видела Мирона.
У мирона на носу
Каркала Ворона.

Пошла курица в аптеку
И сказала "Кукареку!
Дайте мыло и духи
Чтоб любили петухи! "

Плохо жить на свете
Пионеру Пете -
Бьeт его по роже
Пионер Серeжа!

Сидит Лешка за столом
Ковыряется в носу
А козявка отвечает:
Все равно не вылезу!

Петя ловко ловит рыбу
Может плотик смастерить,
Только "здравствуй" и "спасибо"
Не умеет говорить!

Как-то летом, на рассвете
Заглянул в соседний сад.
Там играли чьи-то дети
Пушечкой системы "Град".

Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.

По Садовому кольцу
Еду в гости я к отцу;
Нет мой папа не из этих, -
Скромно служит в Госсовете.

С горки ехала Иришка
- Самой быстрою была;
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала!

Остальные ответы

130
Я иду, а мне навстречу -
Веточка орехова.
Не отбить подруга друга,
Не на ту наехала.

131
Две старушки без зубов
Толковали про любовь:
“Мы с тобою влюблены,
Ты в кисель, а я в блины”.

132
И ночь темна,
Я боюсь одна.
Дайте провожатого,
Только неженатого.

133
Полюбила летчика,
Думала - летает.
А пришла на эропорт,
А он там подметает.

134
У залетки дом высокий
На фундаменте стоит.
Если милый мне изменит,
Подожгу, - и пусть горит.

135
Девки по лесу гуляли,
Любовалися на ель:
Какая ель, какая ель,
Какие шишечки на ней.

136
Ветер дует, ветер дует,
Ветер дует с севера.
Мы - жуковские ребята
Чуть повыше клевера.

137
На столе сидит арбуз,
На арбузе муха.
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо.

Следующая частушка

Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?

Даже в Танин день рожденья
Юра по привычке
Таню вместо поздравленья
Дернул за косички!

Вова в школу опозданья
Объясняет просто:
- А учиться, Мариванна,
Никогда не поздно!

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться.

Если ты - моя подруга,
Из несчастья вызволи.
Подними скорее руку,
Чтоб меня не вызвали!

Валя мучила расческу,
К школе делала прическу.
Мучила-то, мучила,
А получилось чучело!

Дятел пестрый клювом острым
Долбит звонкую сосну.
Две сороки на уроке
Нарушают тишину.

В школу я иду с цветами,
Маму за руку держу.
Из-за пышного букета
Я дверей не нахожу.

Леша наш на перемене
Занимается куреньем,
Был всегда румяный он,
Стал он желтый, как лимон.

На траве лежат дрова,
А на стуле - кнопка.
Проглядела голова,
А страдает попка!

Петя Катю колотил
- Даже притомился:
Хрестоматией лупил,
Может, он влюбился?

Как-то Оля получила
Сашину записку,
Одолжи мне на диктант
Ручку-самописку.

Николай пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, вам пример,
Как нельзя решать пример!

Раз с приятелем в День смеха
Поменяли - вот потеха! -
В школе мы на этаже
Все таблички "М" и "Ж".

Прогулял Сережа в парке
И не выучил урок.
Взял и спрятался под парту,
Чтоб никто найти не смог.

Ехать клево по паркету!
Жаль коньков с собою нету.
Форма грязная в итоге -
Хорошо хоть целы ноги.

Что за шепот слышен в классе?
Кто нам так мешает?
Это просто кто-то с кем-то
Что-то обсуждает.

Утомился наш дружок,
От урока просто взмок.
Почему он так устал? -
Весь урок звонок он ждал.

В школу шел я по дороге,
Чуть передвигая ноги.
Вот ступеньки. Вот порог.
Тут и кончился урок!

К двойкам нам не привыкать,
Двойки так легко хватать,
Ничего учить не надо -
Вот за это и награда.

Сережку вызвали к доске,
Но молчит Сережка,
Потому, что весь урок
Он смотрел в окошко.

Горе горькое у Кати,
Всем Катюшу жалко -
Из дыры в кармане платья
Выпала шпаргалка.

Не ответила про сказки
На вопрос Аленка.
И в дневник ей поместили
Гадкого утенка!

Кто толкается в буфете?
Пробивается вперед? -
Пожалейте Иру, дети,
Дайте Ире бутерброд!

На уроке мы болтали,
Ничего не замечали.
А потом искали долго
В Гималаях нашу Волгу.

В школе слышан тут и там
Петушиный шум и гам.
Здесь случаются бои-
Петухи у нас свои.

Дима слух развил хороший.
Может без опаски
Слушать стоя у доски,
С дальних парт подсказки.

Хоть оценки и не очень,
Петя очень знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит.

Мы писали сочинение
Целый день до посинения,
А когда работы сдали,
То с трудом всех откачали!

Оля мучила расческу,
В школе делала прическу.
Мучила-то, мучила,
Да получилось чучело

Если ты моя подруга,
Из несчастья вызволи.
Подними скорее руку
Чтоб меня не вызвали.

На уроке наш Сережа
Ничего сказать не может.
Как урок кончается –
Рот не закрывается.

На уроке физкультуры
Бегаем и прыгаем,
Лишь учитель отвернется-
Мы ногами дрыгаем

Я пропела Вам частушки
Про ребят и про дела.
Продолжайте, кто умеет,
Ну, а я домой пошла

Я «десятку» получила-
Хвастается Мила.
А на самом деле это
Две оценки было

Мы частушки долго пели,
А теперь хотим сказать:
«Поскорей берите ручку
и в дневник нам ставьте ПЯТЬ

Мы с моей подругой Лизой
Вместе ходим в восьмой класс
Пропоем мы вам частушки
И про школу и про нас!

Анатомия, наука, –
Просто развлечение:
Мы скелета угощали
Колбасой с печением!

Очень быстро разучили
Юля с Катей новый стих.
А четверку получили,
К сожаленью, на двоих

Я сидела на ЕГЭ и не знала ни фигЭ,
Мне никто списать не дал
На экзамене провал!

Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год,
Где это видано, где это слыхано, папа решает, а Вася сдает.

у лукоморья дуб срубили
кота на мясо зарубили
златую цепь бомжи спалили
русалку в бочку засалили

там, на неведомых дорожках
уже давно растет кортошка
скелеты бродят в босоножках
следы разбитых Жигулей
и Мерседес на курьих кожках
стоит бео окон, без поршней

там 33 богатыря
в помойке ищут 3 рубля
а их дядька Черномор
пошел пассать под забор

Следующая частушка

1. В частушках почти всегда используется рифма. Часто применяется приблизительная рифма (приневолили — дролины, ураган — не отдам) и составная (туфли — тут ли). Могут появиться внутренние рифмы. Т.е. рифмы внутри одной поэтической строчки:

Шел я лесом, видел беса.

Беса в новых сапогах,

Сам дубовый, нос вязовый.

Папиросочка в зубах.

2. Любит частушка повторы (повторы слов, строчек).

Лиходейку я искала,

Лиходейка моя здесь.

А я в эту лиходейку

Запалю патронов шесть.

3. Часто используются единоначатия (анафора), т.е. повтор одного и того же слова в начале каждой строки в частушке:

Не тобой дорожка мята.

Не тебе по ней ходить,

Не тобою я занята.

Не тебе меня любить.

4. Частушка богато использует песенную символику. В ней появляются цветущие или увядшие цветы, заросшая дорожка к милой, тоскующая кукушка, горькая осина, белая береза, речка быстрая, калина, малина, месяц ясный, звездочка небесная. Все эти образы, в основной грустной и природной тематики очень характерны народной лирике в целом – свадебным причитания невесты, лирическим песням о несчастливой семье и любви.

5. Используются в частушке и постоянные эпитеты, которые мы можем найти вообще во всех поэтических жанрах фольклора (песнях, причитаниях, былинах, сказках): ретиво сердце, белы рученьки, красно солнышко, чистое пол, зеленая трава, травушка шелковая, чёрный ворон, горы высокие, быстра реченька, алая лента, годы молодые и др.).

6. Частушки используют сравнения, т.е. обороты, присоединяемые к слову с помощью сравнительных союзов как, будто, как будто:

Поедешь, миленький, жениться.

Брось на полюшке платок.

Вся любовь наша завянет,

Как неполитый цветок.

7. Богато представлены в частушке метафоры:

Я запру свое ретивое

Двенадцати ключам,

Чтобы старый ягодиночка

Не снился по ночам.

8. Многочисленны олицетворения:

Я от горя убегаю —

Горе все меня найдет.

Я от горя — в сине море, —

Горе лебедью плывет.

Шел я полем, торопился.

Из-под ног огонь летел.

На милашку рассердился —

Разорвать ее хотел.

10. Широко используется юмор, сатира, насмешка

Едет милый по базару,

Всем он улыбается.

Оказалось — зубы вставил.

Рот не закрывается.

11. Богато используется психологический параллелизм, когда в первых двух строках частушки поется о природе (например, дается грустная зарисовка природы), а в последних строках создается аналогичное состояние девушки или какого-то другого героя.

Неужели позавянет

На горе зеленый сад?

Неужели не воротится

Любовь наша назад?

12. Частушка родилась в крестьянской среде, поэтому она никогда не поется гладким литературным языком, литературными оборотами, она богато использует разговорный народный язык с его корявинками речи, диалектными словами, неправильно произнесенными словами (тятя, моя милка, милёнок, ягодиночка). Часто в частушка можно услышать и краткие формы прилагательных (чисто поле). Очень распространенные в простой деревенской среде и сейчас.

13. Любит частушка уменьшительно-ласкательную суффиксацию:

Стоит ёлочка на горочке

На самой высоте…

Создай, Боже, помоложе,

По моей по красоте.

14. Используется в частушке и прием разрядке – это расстановка одного и того же предлога перед каждым словом в строчке, а не только перед одним. Приведем ту же частушку6

Стоит ёлочка на горочке

На самой высоте…

Создай, Боже, помоложе,

По моей по красоте.

Чаще всего частушка представляет собой высказывание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо: милому, подруге, сопернице, матери. Это позволяет нарисовать разнообразные характеры персонажей. Довольно популярны частушки в диалогической форме, реже встречаются в форме высказывания от третьего лица. Повествовательное начало в частушке развито слабо, ее главный смысл — лирический.

Читайте также: