Подобрать частушки 10 и определить композицию
Обновлено: 16.11.2024
По композиции частушки делятся на одночастные и двухчастные. Одночастные имеют сквозное развитие темы, т.е. все 4 строчки такой частушки объединены одним маленьким сюжетом, одной сценкой.
На германской на границе,
На высокой горочке
Перевязывает раны
Санитарка дролечке.
В двухчастных строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой между ними. На построение двухчастной частушечной строфы воздействовал песенный прием психологического параллелизма. Иногда это очевидно:
Будет, будет, поносила
Белого и синего.
Будет, будет, полюбила
Милого красивого.
Нередки двухчастные частушки, в которых части противопоставлены по смыслу. Исследователи заметили тяготение частушек к формальному параллелизму — когда при сопоставлении частей не требуется устанавливать символическую или логическую связь между ними. Такими, например, являются многие частушки, использующие общий запев "С неба звездочка упала. ". Происхождение этого образа связано с традиционной свадебной лирикой, в которой "упавшая звездочка" символизировала отлучение невесты от ее рода.
1Тексты частушек этого раздела главы приводяться по книге: Частушки / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. – М., 1990.
2Успенский Г. Новые народные песни: (Из деревенские заметок) // Русские ведомости. – 23 апреля 1889. – № 110.
3Шаляпин Ф.И. маска и душа. Мои сорок лет на театрах. – М., 1990. – С. 26.
4Мореева А., Боков В. и др. как работать с частушкой: В помощь начинающим работникам по фольклору в краях и областях. – М., 1939. – С. 36.
Следующая частушка
Попыталась Полина
Кашку съесть до половины.
Каша ж вредная попалась.
Над Полинкою смеялась.
На базаре я была,
Видела Мирона.
У мирона на носу
Каркала Ворона.
Пошла курица в аптеку
И сказала "Кукареку!
Дайте мыло и духи
Чтоб любили петухи! "
Плохо жить на свете
Пионеру Пете -
Бьeт его по роже
Пионер Серeжа!
Сидит Лешка за столом
Ковыряется в носу
А козявка отвечает:
Все равно не вылезу!
Петя ловко ловит рыбу
Может плотик смастерить,
Только "здравствуй" и "спасибо"
Не умеет говорить!
Как-то летом, на рассвете
Заглянул в соседний сад.
Там играли чьи-то дети
Пушечкой системы "Град".
Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
По Садовому кольцу
Еду в гости я к отцу;
Нет мой папа не из этих, -
Скромно служит в Госсовете.
С горки ехала Иришка
- Самой быстрою была;
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала!
130
Я иду, а мне навстречу -
Веточка орехова.
Не отбить подруга друга,
Не на ту наехала.
131
Две старушки без зубов
Толковали про любовь:
“Мы с тобою влюблены,
Ты в кисель, а я в блины”.
132
И ночь темна,
Я боюсь одна.
Дайте провожатого,
Только неженатого.
133
Полюбила летчика,
Думала - летает.
А пришла на эропорт,
А он там подметает.
134
У залетки дом высокий
На фундаменте стоит.
Если милый мне изменит,
Подожгу, - и пусть горит.
135
Девки по лесу гуляли,
Любовалися на ель:
Какая ель, какая ель,
Какие шишечки на ней.
136
Ветер дует, ветер дует,
Ветер дует с севера.
Мы - жуковские ребята
Чуть повыше клевера.
137
На столе сидит арбуз,
На арбузе муха.
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо.
Следующая частушка
Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?
Даже в Танин день рожденья
Юра по привычке
Таню вместо поздравленья
Дернул за косички!
Вова в школу опозданья
Объясняет просто:
- А учиться, Мариванна,
Никогда не поздно!
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться.
Если ты - моя подруга,
Из несчастья вызволи.
Подними скорее руку,
Чтоб меня не вызвали!
Валя мучила расческу,
К школе делала прическу.
Мучила-то, мучила,
А получилось чучело!
Дятел пестрый клювом острым
Долбит звонкую сосну.
Две сороки на уроке
Нарушают тишину.
В школу я иду с цветами,
Маму за руку держу.
Из-за пышного букета
Я дверей не нахожу.
Леша наш на перемене
Занимается куреньем,
Был всегда румяный он,
Стал он желтый, как лимон.
На траве лежат дрова,
А на стуле - кнопка.
Проглядела голова,
А страдает попка!
Петя Катю колотил
- Даже притомился:
Хрестоматией лупил,
Может, он влюбился?
Как-то Оля получила
Сашину записку,
Одолжи мне на диктант
Ручку-самописку.
Николай пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, вам пример,
Как нельзя решать пример!
Раз с приятелем в День смеха
Поменяли - вот потеха! -
В школе мы на этаже
Все таблички "М" и "Ж".
Прогулял Сережа в парке
И не выучил урок.
Взял и спрятался под парту,
Чтоб никто найти не смог.
Ехать клево по паркету!
Жаль коньков с собою нету.
Форма грязная в итоге -
Хорошо хоть целы ноги.
Что за шепот слышен в классе?
Кто нам так мешает?
Это просто кто-то с кем-то
Что-то обсуждает.
Утомился наш дружок,
От урока просто взмок.
Почему он так устал? -
Весь урок звонок он ждал.
В школу шел я по дороге,
Чуть передвигая ноги.
Вот ступеньки. Вот порог.
Тут и кончился урок!
К двойкам нам не привыкать,
Двойки так легко хватать,
Ничего учить не надо -
Вот за это и награда.
Сережку вызвали к доске,
Но молчит Сережка,
Потому, что весь урок
Он смотрел в окошко.
Горе горькое у Кати,
Всем Катюшу жалко -
Из дыры в кармане платья
Выпала шпаргалка.
Не ответила про сказки
На вопрос Аленка.
И в дневник ей поместили
Гадкого утенка!
Кто толкается в буфете?
Пробивается вперед? -
Пожалейте Иру, дети,
Дайте Ире бутерброд!
На уроке мы болтали,
Ничего не замечали.
А потом искали долго
В Гималаях нашу Волгу.
В школе слышан тут и там
Петушиный шум и гам.
Здесь случаются бои-
Петухи у нас свои.
Дима слух развил хороший.
Может без опаски
Слушать стоя у доски,
С дальних парт подсказки.
Хоть оценки и не очень,
Петя очень знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит.
Мы писали сочинение
Целый день до посинения,
А когда работы сдали,
То с трудом всех откачали!
Оля мучила расческу,
В школе делала прическу.
Мучила-то, мучила,
Да получилось чучело
Если ты моя подруга,
Из несчастья вызволи.
Подними скорее руку
Чтоб меня не вызвали.
На уроке наш Сережа
Ничего сказать не может.
Как урок кончается –
Рот не закрывается.
На уроке физкультуры
Бегаем и прыгаем,
Лишь учитель отвернется-
Мы ногами дрыгаем
Я пропела Вам частушки
Про ребят и про дела.
Продолжайте, кто умеет,
Ну, а я домой пошла
Я «десятку» получила-
Хвастается Мила.
А на самом деле это
Две оценки было
Мы частушки долго пели,
А теперь хотим сказать:
«Поскорей берите ручку
и в дневник нам ставьте ПЯТЬ
Мы с моей подругой Лизой
Вместе ходим в восьмой класс
Пропоем мы вам частушки
И про школу и про нас!
Анатомия, наука, –
Просто развлечение:
Мы скелета угощали
Колбасой с печением!
Очень быстро разучили
Юля с Катей новый стих.
А четверку получили,
К сожаленью, на двоих
Я сидела на ЕГЭ и не знала ни фигЭ,
Мне никто списать не дал
На экзамене провал!
Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год,
Где это видано, где это слыхано, папа решает, а Вася сдает.
у лукоморья дуб срубили
кота на мясо зарубили
златую цепь бомжи спалили
русалку в бочку засалили
там, на неведомых дорожках
уже давно растет кортошка
скелеты бродят в босоножках
следы разбитых Жигулей
и Мерседес на курьих кожках
стоит бео окон, без поршней
там 33 богатыря
в помойке ищут 3 рубля
а их дядька Черномор
пошел пассать под забор
Следующая частушка
1. В частушках почти всегда используется рифма. Часто применяется приблизительная рифма (приневолили — дролины, ураган — не отдам) и составная (туфли — тут ли). Могут появиться внутренние рифмы. Т.е. рифмы внутри одной поэтической строчки:
Шел я лесом, видел беса.
Беса в новых сапогах,
Сам дубовый, нос вязовый.
Папиросочка в зубах.
2. Любит частушка повторы (повторы слов, строчек).
Лиходейку я искала,
Лиходейка моя здесь.
А я в эту лиходейку
Запалю патронов шесть.
3. Часто используются единоначатия (анафора), т.е. повтор одного и того же слова в начале каждой строки в частушке:
Не тобой дорожка мята.
Не тебе по ней ходить,
Не тобою я занята.
Не тебе меня любить.
4. Частушка богато использует песенную символику. В ней появляются цветущие или увядшие цветы, заросшая дорожка к милой, тоскующая кукушка, горькая осина, белая береза, речка быстрая, калина, малина, месяц ясный, звездочка небесная. Все эти образы, в основной грустной и природной тематики очень характерны народной лирике в целом – свадебным причитания невесты, лирическим песням о несчастливой семье и любви.
5. Используются в частушке и постоянные эпитеты, которые мы можем найти вообще во всех поэтических жанрах фольклора (песнях, причитаниях, былинах, сказках): ретиво сердце, белы рученьки, красно солнышко, чистое пол, зеленая трава, травушка шелковая, чёрный ворон, горы высокие, быстра реченька, алая лента, годы молодые и др.).
6. Частушки используют сравнения, т.е. обороты, присоединяемые к слову с помощью сравнительных союзов как, будто, как будто:
Поедешь, миленький, жениться.
Брось на полюшке платок.
Вся любовь наша завянет,
Как неполитый цветок.
7. Богато представлены в частушке метафоры:
Я запру свое ретивое
Двенадцати ключам,
Чтобы старый ягодиночка
Не снился по ночам.
8. Многочисленны олицетворения:
Я от горя убегаю —
Горе все меня найдет.
Я от горя — в сине море, —
Горе лебедью плывет.
Шел я полем, торопился.
Из-под ног огонь летел.
На милашку рассердился —
Разорвать ее хотел.
10. Широко используется юмор, сатира, насмешка
Едет милый по базару,
Всем он улыбается.
Оказалось — зубы вставил.
Рот не закрывается.
11. Богато используется психологический параллелизм, когда в первых двух строках частушки поется о природе (например, дается грустная зарисовка природы), а в последних строках создается аналогичное состояние девушки или какого-то другого героя.
Неужели позавянет
На горе зеленый сад?
Неужели не воротится
Любовь наша назад?
12. Частушка родилась в крестьянской среде, поэтому она никогда не поется гладким литературным языком, литературными оборотами, она богато использует разговорный народный язык с его корявинками речи, диалектными словами, неправильно произнесенными словами (тятя, моя милка, милёнок, ягодиночка). Часто в частушка можно услышать и краткие формы прилагательных (чисто поле). Очень распространенные в простой деревенской среде и сейчас.
13. Любит частушка уменьшительно-ласкательную суффиксацию:
Стоит ёлочка на горочке
На самой высоте…
Создай, Боже, помоложе,
По моей по красоте.
14. Используется в частушке и прием разрядке – это расстановка одного и того же предлога перед каждым словом в строчке, а не только перед одним. Приведем ту же частушку6
Стоит ёлочка на горочке
На самой высоте…
Создай, Боже, помоложе,
По моей по красоте.
Чаще всего частушка представляет собой высказывание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо: милому, подруге, сопернице, матери. Это позволяет нарисовать разнообразные характеры персонажей. Довольно популярны частушки в диалогической форме, реже встречаются в форме высказывания от третьего лица. Повествовательное начало в частушке развито слабо, ее главный смысл — лирический.
Читайте также: