Озорные частушки щедрин анализ

Обновлено: 16.11.2024

Родион Константинович Щедрин (р. 1932) - композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Родился в Москве в семье профессиональных музыкантов. В 1955 после обучения в Московском хоровом училище (ныне

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 144

имени А.В. Свешникова) окончил Московскую консерваторию по классам композиции Ю.А. Шапорина и фортепиано Я.В. Флиэра. В 1965-1969 гг. преподавал в консерватории, позже занимал руководящие должности в Союзе композиторов, выступал с исполнением собственных произведений, в том числе как пианист.

Щедрин завоевал известность в театральных жанрах: его балеты «Конек-Горбунок» (1960), «Кармен-сюита» (1967), оперы «Не только любовь» (1961) были поставлены в Большом театре. Там же увидели свет балеты «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1986), опера «Мертвые души» (1977). В 1960-е гг. появились сочинения, основанные на фольклорном материале: концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963) и оратория «Ленин в сердце народном» (1969; за нее автор получил Государственную премию), «Поэтория» для чтеца, женского голоса, хора и оркестра на стихи А.А. Вознесенского (1968; в партии чтеца выступал сам поэт). В этот период стиль Щедрина, ориентированный на традиционный фольклоризм, характеризовался совмещением элементов народного искусства и авангардных техник (элементы додекафонии, сонористики и др.). Конструктивным и виртуозным стилем отмечены его многочисленные фортепианные произведения: пять концертов для фортепиано с оркестром, цикл «24 прелюдии и фуги» (1970) и др. Композитор работает в жанрах концертного типа, создавая музыку для разных инструментальных составов, оркестровые сюиты, произведения кантатного типа, в 1993 появилась его опера «Лолита» по В.В. Набокову.

Еще в студенческие годы сочинения Щедрина обратили на себя внимание своеобразием, оригинальностью стиля. Заканчивая консерваторию, он был уже автором балета "Конек-Горбунок" (по мотивам сказки Петра Ершова) и Первого фортепианного концерта, в котором молодой автор с невинно юношеским задором и дерзостью использовал частушечные мотивы, блестяще разработав их в вариациях финала. Концерт послужил основанием для приема студента четвертого курса в члены Союза композиторов и был отмечен премией на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1955 году.

С самого начала творческого пути Щедрин работает в разных жанрах, стремясь к радикальному обновлению традиционных форм, активно осваивая современную композиторскую технику. Каждое его произведение всегда содержит в себе что-то новое, свежее, неожиданное, интересное. Так, в первой его опере "Не только любовь" (по мотивам рассказа С. Антонова) основой музыкального развития становятся частушечные мелодии. В опере "Мертвые души" композитор в неприкосновенности сохраняет прозаический текст Гоголя и создает галерею колоритных персонажей-масок, саркастически высмеянных писателем. Вокальные партии этих героев представляют собой мелодически выразительную музыкальную речь, в точности соответствуя типу и характеру каждого из них (первым опытом подобного рода в свое время явилась незаконченная опера Мусоргского "Женитьба" по Гоголю). Прозаический текст (из "Истории Пугачевского

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 145

бунта" Пушкина) Щедрин использует также в хоровой поэме "Казнь Пугачева".

Произведения великих русских писателей являются сильнейшей привязанностью композитора. Образы русских; литературных героинь нашли свое воплощение в балетах Щедрина "Анна Каренина" по роману Льва Толстого, а также "Чайка" и "Дама с собачкой" по мотивам рассказов А. П. Чехова. Соавтором этих балетов стала знаменитая балерина Майя Плисецкая, творческое содружество с которой началось в 1967 году, когда на сцене Большого театра в Москве она исполнила главную роль в одноактном балете Щедрина "Кармен-сюита" — свободной транскрипции музыки одноименной оперы Жоржа Визе.

Важное место в творчестве Щедрина занимает фортепианная музыка. Он автор трех концертов для фортепиано с оркестром, фортепианных произведений в различных жанpax. Фортепиано привлекает Щедрина не только потому, что сам он является превосходным концертирующим пианистом, но прежде всего по той причине, что среди музыкальных инструментов именно фортепиано способно воссоздавать сложные, многогранные образы. Композитор воспринимает его как инструмент полифонический. Для него полифония — это главный принцип музыкального мышления. "Полифония — это метод существования, ибо жизнь наша, современное бытие стали полифоничными", — говорит композитор. Он часто обращается к различным полифоническим жанрам. Среди его фортепианных произведений есть пьеса "Basso ostinato" (полифонические вариации на неизменную басовую тему), "Полифоническая тетрадь" из 25-ти прелюдий, "24 прелюдии и фуги", расположенные по квинтовому кругу. Этот цикл является еще одним примером плодотворного развития традиции, заложенной монументальным "Хорошо темперированным клавиром" И. С. Баха. В преддверии 300-летия со дня рождения Баха Щедрин познакомил слушателей с произведением, которое назвал аналогично одному из поздних баховских сочинений. Это "Музыкальное приношение" — одночастная композиция для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, которая продолжается более двух часов и представляет собой неторопливую беседу музыкальных инструментов. "Полифоническое бытие" свойственно всей деятельности Щедрина, до предела насыщенной напряженной композиторской работой, как правило, над несколькими произведениями одновременно. Поэтому список его произведений обширен. Это симфонии, концерты, сюиты, кантатно-ораториальные и камерные сочинения, а также музыка для театра и кино. До сих пор любима в народе песня из кинофильма "Высота" "Не кочегары мы, не плотники", вышедшего на экраны в 50-е годы.


РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 146

Главными истоками музыки Щедрина являются традиции отечественной культуры, прежде всего русский фольклор, причем в самых различных его видах, в том числе и тех, которыми композиторы обычно пренебрегали. Так, композитор часто обращался к частушке. «Частушки. — писал он, — это, пожалуй, самая гибкая, самая „портативная" и подвижная область современного русского народного песенного творчества. Все происходящее в жизни народа — от крупнейших исторических событий до интимнейших лирических переживаний — незамедлительно, в тот же день, а то и в ту же минуту (импровизируя на месте), находит свое отражение в частушке».

Одним из лучших произведений Щедрина является одночастный концерт для оркестра "Озорные частушки", написанный в 1963 году. Музыка воссоздает атмосферу живого, веселого состязания, где участники стремятся перещеголять друг друга, соревнуясь в остроумии и находчивости. Только здесь вместо слов — яркие, броские частушечные интонации, а соревнуются не певцы, а музыкальные инструменты. Это замечательно соответствует специфике жанра, поскольку слово "концерт" в переводе на русский означает "состязание". Партитура концерта изобилует красочными тембровыми находками, которые почти натурально воспроизводят звучания деревенской музыки. Таково, например, начало концерта: в разных голосах оркестра, словно перебивая друг друга, переплетаются короткие мотивы. Контрабас пиццикато и малый барабан с метелочками отстукивают равномерный ритм четвертями. Вот на его фоне зазвучала попевка у флейты, тут же "заспорили" скороговоркой фагот и валторна, "завизжала" пронзительно флейта-пикколо. Возникает неожиданный сдвиг, и начинается средний раздел концерта (концерт написан в трехчастной форме). Мы слышим простейший гармошечный аккомпанемент и новую частушечную тему, которая вразнобой вступает в разных вариантах то у трубы с сурдиной, то у тромбона, то у валторны, то у нескольких инструментов сразу. Она звучит громко, бесцеремонно и чуточку нахально, каждый раз за-вершаясь характерным для народного пения нисходящим глиссандо. В третьем разделе концерта, репризе, продолжается варьирование всех мотивов, которые переплетаются в причудливых контрапунктах, постепенно собираясь в единый тематический комплекс. Итогом всего развития становится блестящее заключительное проведение темы среднего раздела в увеличении в виде канона.

Фольклорные традиции в других сочинениях. В последующих произведениях богатства русского фольклора Щедрин осваивает все более широко. Так, в "Поэтории" на стихи Андрея Вознесенского — концерте для

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 147

Поэта, женского голоса, хора, симфонического оркестра, партии света — композитор обращается к древним пластам фольклора. Это былинные напевы, плачи-причитания. Сольная женская партия написана для своеобразного, неповторимого голоса выдающейся русской певицы Людмилы Зыкиной.

Русская народная песня, ее поэтические и мелодические богатства стали важнейшим средством для характеристики народной жизни, воплощения души народа в опере "Мертвые души". Композитор использовал здесь текст народной песни "Не белы снеги", неоднократно упоминаемой писателем в поэме, и распел его в народной манере. В 1968 году Щедрин написал второй концерт для оркестра — "Звоны", о котором говорил, что некоторые страницы его вдохновлены живописью величайшего русского художника Андрея Рублева (XIV—XV века). В этом суровом эпическом произведении воссоздано звучание русских колоколов, используются интонации старинных знаменных распевов. И это не единственный пример интереса композитора к древнерусскому искусству и его творцам. В 80-е годы появилось камерное произведение для девяти инструментов "Фрески Дионисия". А рассказ Лескова о русском иконописце Севастьяне был положен в основу хоровой девятичастной композиции "Запечатленный ангел". В преддверии 1000-летия Крещения Руси Щедрин создал "Стихиру" для симфонического оркестра на основе подлинного знаменного распева.

С годами все отчетливее проступает главная идея творчества Родиона Щедрина — найти в нашем конфликтном, бурном времени духовный идеал, обрести его в глубинных истоках русской культуры.

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования

Учитель музыки от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Следующая частушка

«Озорные частушки» (196 3) — своеобразный итог первого десятилетия творчества Щедрина, итог стойкого увлечения и творческого общения с частушкой. За эти же годы были написаны и другие, звучащие и поныне произведения: Первая симфония, Пьесы для фортепиано, Камерная сюита, «Бюрократиада» (курортная кантата для солистов, хора и малого симфонического оркестра), музыка к фильму «Высота» со знаменитой песней «Не кочегары мы, не плотники», хоры без сопровождения. Но частушка в этот ранний период творчества композитора легла в основу самостоятельной группы различных по жанру произведений. И завершающим сочинением суждено было стать концерту для оркестра «Озорные частушки».

Написав концерт для оркестра, Щедрин значительно расширил виртуозные возможности различных оркестровых инструментов. В то же время это произведение потребовало от композитора огромного мастерства, поскольку основу его составляет единственный жанр — частушка, да и то лишь одна ее разновидность. В авторской аннотации композитор писал: «В Озорных частушках, задуманных как виртуозное оркестровое сочинение, затрагивается лишь одна из сфер частушки — плясовая и шуточная, а виртуозность и концертность заложены, на мой взгляд, в самой природе частушек такого рода».
«Озорные частушки» — произведение одночастное. По своему строению концерт представляет собою свободные вариации на множество народных частушечных тем. Сам композитор указывает число 70, «.когда тематическую функцию приобретает и тембр, и регистр, и т. п.» . Подобно сверкающим брызгам, произведение как бы рассыпается на свободно чередующиеся короткие мотивы.
Задуманные как «озорные», «Частушки» отличаются богатой композиторской выдумкой, интересными тембровыми находками.
Разнообразно мелодическое и ритмическое развитие частушечных напевов. Симметричные построения соседствуют с асимметрией. Ритмический рисунок мелодии то выравнивается, то усложняется синкопами. Характерны нисходящие глиссандо в конце фраз. В этой атмосфере веселья и смеха даже строгий полифонический канон подобен шутке.
Определяя форму концерта как свободные вариации, где новые темы в их вариационном развитии чередуются и переплетаются с уже прозвучавшими, следует отметить, что это, казалось бы, стихийное развертывание тематического материала подчиняется строгой закономерности развития произведения в целом.
Цементирующей основой многотемного потока музыки является его одножанровость. Именно эта особенность сочинения дала возможность чередовать и сопоставлять различные темы в безостановочном активном движении, а композитору позволила назвать концерт «по существу токкатой».


«Озорными частушками» дирижирует Г. Рождественский


Тесно скрепленные между собою, вариации образуют монолит музыкальной ткани с неуклонно нарастающей динамикой к концу. Происходит это посредством нескольких волн, представляющих собою в некотором роде самостоятельные разделы.
Начинается концерт стремительным всплеском пассажей деревянных духовых и струнных инструментов, который уже в третьем такте заканчивается аккордом-кластером на fFF. И вот у флейт звучит первая, веселая и беззаботная частушечная мелодия — зачин произведения:

Совсем короткая попевка мелькает у солирующей валторны:

А вслед за ней пронзительно «вытанцовывает» задиристая мелодия у флейты-пикколо:

В этом первом экспонирующем разделе у струнных инструментов появляется широкая, распевная мелодия, которая позже займет самостоятельное место в произведении (ц. 8). Подключая все новые и новые подголоски, композитор варьирует темы.
Оригинальна тема, исполняемая контрабасами pizzicato (Ц. 12):

Необычно и ее сопровождение: отрывисты равномерно звучащие аккорды у струнных, поддержанные стуком деревянных ложек (cucchiai) и метелочкой о тарелки.
Так уже самое начало произведения вводит в атмосферу многообразных частушечных напевов и их вариаций. А дальше идут разделы, обособленные более устойчивой, самостоятельной тематикой. Причем каждый имеет свое оригинальное завершение — неожиданный обрыв музыкальной мысли. Разделы соединены переходами, подготавливающими следующую, непрерывно нарастающую по динамике и эмоциональному накалу волну.
О начале следующего эпизода громогласно возвещает неизменно повторяющийся звук у виолончелей и контрабасов, чередующийся с синкопированными аккордами тромбонов (ц. 19). Здесь же композитор вводит один из эффектов, которыми наполнена партитура произведения: аккорды тромбонов сопровождаются сухими щелчками валторн, по мундштуку которых исполнители бьют ладонью.
Подобно «ухающей» тяжелой меди в опере «Не только любовь», приглашающей молодежь к танцам, здесь это вступление к новой частушке, которую залихватски и озорно исполняет засурдиненная труба:

Затем идут вариации, одна задиристее другой, когда один солист как бы хочет перещеголять другого. Но неизменный ритмический рисунок сопровождения (до ц. 26) скрепляет этот бурлящий поток воедино. Внезапно на fortissimo включается почти вся группа деревянных духовых инструментов во главе с флейтой-пикколо. Особую роль выполняет специально подготовленное фортепиано, напоминающее опять-таки звучание балалайки (ц. 23).
Очень оригинален следующий небольшой эпизод, занимающий всего 15 тактов (ц. 29). Первые скрипки композитор делит на группы (divisi), исполняющие один и тот же отрезок хроматической гаммы. При этом каждая новая группа вступает на одну четвертую долю позже, образуя, таким образом, канон. Использование приемов глиссандо и стаккато в предельно высоком регистре создает впечатление шелеста, шороха, шепота. Но равномерное повторение неизменных по высоте аккордов у струнных и арфы, поддержанных также равномерными ударами метелочек по малому барабану, придает этому шепоту-шороху характер тревоги и настороженности. И лишь однажды это звучание нарушает знакомая уже по началу произведения мелодия солирующей валторны (см. пример 37). В целом этот короткий и столь своеобразный по звучанию эпизод воспринимается как преддверие нового раздела. Следующие за ним такты пронизаны бурно нисходящими, а затем восходящими пассажами. Резко диссонирующий аккорд (pizzicato) у струнных в нижнем регистре на FFF заканчивает эту подготовку (ц. 35) 64.
И сразу же, в следующем такте (cantabile dolce), появляется распевная лирическая мелодия, знакомая по началу «Озорных частушек» (ц. 8). Порученная, как в первом случае, сначала скрипкам, она звучит pianissimo:

И в го же время отрывистый аккордовый наигрыш у деревянных духовых, неизменный звук литавр и метелочек по тарелкам, а главное, вьющиеся, как кружевной узор, пассажи подготовленного фортепиано (quasi balalaika) продолжают удерживать атмосферу праздничного веселья. Следует ряд вариаций.
Распевная мелодия постепенно набирает силу: повышается тесситура, увеличивается плотность и сила звучания (к скрипкам присоединяются альты, гобой и английский рожок). Аккордовый наигрыш переходит к медным духовым (трубы и тромбоны), а узорчатые пассажи фортепиано усилены деревянными духовыми (флейты и кларнеты), среди которых особенно выделяется резкое звучание флейты-пикколо.
Кульминационное проведение лирической темы дано в увеличении, FF, marcatissimo (ц. 39). Кроме того, пять тактов спустя деревянные духовые вступают с развеселым, чеканным по ритму частушечным напевом 65. Так отмечает композитор вершину новой волны — второй по своей продолжительности части произведения, в основе которого лежит также одна ведущая мелодия, расцвеченная многочисленными вариациями. В обоих случаях сходно и динамическое окончание — вновь внезапный обрыв на fFF (ц. 42). Здесь он подчеркнут еще и генеральной паузой.
Начинается переход к последнему, репризному разделу. Уже сама напряженность подготовки говорит о значимости ожидаемого. На протяжении 25 тактов идет постепенное динамическое нарастание. Очень активна здесь роль синкопированного («будоражащего») ритма. Острота ритма усилена частой сменой размера (3/4, 2/<ь 2/г, 3Л, 3/2, /2).

Л многочисленные паузы создают впечатление предельной взволнованности и напряженности.
В репризе (ц. 44) наиболее высвеченные ранее темы занимают ведущее положение. Причем звучат они одновременно, образуя плотную полифоническую ткань. Удачная оркестровка позволяет отчетливо слышать каждую из тем, и опять-таки в новых звуковых комбинациях6. Озорная мелодия, впервые прозвучавшая у засурдиненной солирующей трубы на фоне синкопированных аккордов тромбонов, здесь поручена унисону труб и тромбонов — fFF, pieno voce (полным голосом), да еще в увеличении (ц. 44). Затем вступает вариант лирической темы, также в ином ритмическом рисунке, но в неизменном тембре струнных инструментов. «Догоняет» ее звонкая и чеканная по ритму самая бойкая частушка — как и прежде, в исполнении группы деревянных и фортепиано (здесь — в его чистом, натуральном звучании).
Таким образом, это не просто репризное проведение наиболее значительных частушечных мелодий. Это и новые их вариации. Разнотемная полифония организована строгим каноническим порядком, когда каждая из тем вступает с опозданием на два такта. В общий канон композитор вводит «частные» каноны, еще больше уплотняя полифоническую ткань. Так, в каноническом изложении проходит тема медных духовых (за несколько тактов до ц. 46). А затем те же трубы и тромбоны подхватывают одну из многих танцевальных мелодий, образуя новый канон (ц. 47). Оба канона, как и лирическую мелодию, сопровождает развеселая частушка, неизменно исполняемая деревянными духовыми и фортепиано. Мелодия, исполняемая медными духовыми, изложена вначале половинными долями, потом четвертями, а затем и восьмыми, что создает впечатление непрерывно убыстряющегося движения. Вариации-каноны придают музыке еще большую оживленность, задор, отчетливо выявляя тембры различных групп и солирующих инструментов оркестра. Аккорд, «брошенный» на fFF всем оркестром, обрывает и репризу.
Несколько тактов связки подводят нас к коде —заключению произведения. Кода как бы собирает воедино россыпь многочисленных частушек (3 т. после ц. 51). В едином ритме, на одной неизменной звучности (FF) весь оркестр многократно повторяет одну секундовую интонацию, встречающуюся во многих частушках. В качестве нового «взрывного» элемента здесь выступает смещение тактовых акцентов, которое поддерживается мощными аккордами-«гроздьями» фортепиано:

И вновь неожиданный обрыв — теперь уже всего произведения в целом: на fFF звучит резко диссонирующий аккорд. Внезапность его появления усилена предшествующей паузой — fermata.
Таков конец произведения в записи на пластинку. Обычно именно так завершается произведение и в концертном исполнении, хотя в партитуре выписан еще Эпилог. В пояснении имеется указание: «Эпилог исполняется по желанию — в случае успеха "Озорных частушек" при публичном, концертном исполнении (это как бы «выписанный бис»)».
Если говорить об образном содержании «Озорных частушек», представляется многолюдный, веселый деревенский праздник, где танцоры то по одному, то по двое показывают свое мастерство, стремясь перещеголять друг друга. И лишь после того, как все «соло» исчерпаны, в танец включается вся масса присутствующих.

«Озорные частушки» — опять новость в творчестве Щедрина, начиная от тематического материала, жестко ограниченного определенными рамками, и кончая оригинальной формой произведения в целом.
Немало открытий и в области развития частушечных мелодий, хотя основу и составляют классические приемы вариационности. Но свободное чередование уже прозвучавших тем создает впечатление импровизации, близкой к народной традиции.
Новое слово сказано и в области оркестра. Богатство красок встречается на каждом шагу. Велико ритмическое и динамическое разнообразие выразительных средств произведения.
По сравнению с ранее написанными Фортепианным концертом, балетом «Конек-Горбунок», оперой «Не только любовь» «Озорные частушки» являются произведением полностью новаторским.
Так с блеском Щедрин заканчивает первое десятилетие своего творчества. Оно было посвящено в основном изучению, освоению и раскрытию выразительных возможностей одного из самых популярных жанров народной песни — частушки. Но «Озорные частушки» — это и открытия, постижение нового в области ритма, оркестровых красок формы произведения в целом. И в дальнейшем каждое новое произведение композитора будет неожиданностью для слушателей, подтверждением неисчерпаемости выразительных возможностей музыки.

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс профессиональной переподготовки

Следующая частушка

Родион Константинович Щедрин (род. 16 декабря 1932 , Москва , СССР ) — советский и российский композитор и пианист , педагог, музыкально-общественный деятель.

Родился в Москве, в семье выпускника Московской консерватории , композитора и педагога Константина Михайловича Щедрина (1894—1955) и экономиста, любительницы музыки Конкордии Ивановны Щедриной (урожд. Ивановой) (1908—1999).

Первым учителем музыки Щедрина стал его отец Константин Михайлович, который родился в селе Воротцы Тульской губернии , а детство провёл в Алексине под Тулой . Он был одарён редкостными музыкальными способностями — «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. Его способности заметила приезжавшая в город актриса В. Н. Пашенная , которая за свой счёт отправила мальчика в Москву, где он окончил Московскую консерваторию.

Музыкой Родион был окружён с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев.

В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории . Реально же заниматься игрой на фортепиано начал частно — у М. Л. Гехтман.

Во время Великой Отечественной войны (в октябре 1941 года) семья Щедриных была эвакуирована в Самару . В этот же город был эвакуирован и Д. Шостакович , завершивший в нём свою знаменитую Седьмую симфонию ; юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда . Д. Шостакович и К. Щедрин вели работу в Союзе композиторов, первый — как председатель, второй — как ответственный секретарь. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.

Продолжил своё музыкальное образование в Московском хоровом училище (1944—1950), возглавляемом А. В. Свешниковым .

В 1950—1955 годах учился в МГК имени П. И. Чайковского , которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина ) и фортепиано (класс Я. В. Флиера ).

В 1959 году там же окончил аспирантуру (рук. Ю. А. Шапорин ).

В 1965 — 1969 годах — преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников — О. Галахов , Б. Гецелев, Г. Минчев. Щедрин прекратил работу в консерватории, войдя в конфликт с партийными деятелями теоретико-композиторского факультета.

В 1968 году он отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию .

В 1973 году Щедрин избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР . На этом посту он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почётного председателя СК России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была и его личная помощь композиторам, музыковедам, дирижёрам и др. «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — написал о нём в 2002 году Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора.

Родион Щедрин имеет литовское гражданство , поскольку в пору восстановления независимости Литвы литовское гражданство в виде исключения получило немало жителей других стран, в том числе России. Это, в основном, были видные деятели общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели. Знаменитая пара Майя Плисецкая — Родион Щедрин в 1991 году первыми из россиян получили литовские паспорта [4] .

После смерти Майи Плисецкой (2 мая 2015 года) было оглашено завещание, согласно которому её прах будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией [5] .

· Отец — Щедрин Константин Михайлович, музыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель.

· Мать — Щедрина Конкордия Ивановна (урождённая Иванова).

· Супруга — Плисецкая Майя Михайловна (1925—2015), прима-балерина Большого театра России, Народная артистка СССР , лауреат Ленинской премии.

Работал в разных жанрах, стремясь к радикальному обновлению традиционных форм, активно осваивая современную композиторскую технику.

Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.

Каждое его произведение всегда содержит в себе что-то новое, интересное, неожиданное. Так в его опере «Не только любовь» (по мотивам рассказа С. Антонова) основой музыкального развития становятся частушечные мелодии. В опере «Мертвые души» композитор полностью сохраняет прозаический текст Гоголя и создает галерею колоритных персонажей-масок, высмеянных писателем. Вокальные партии этих героев представляют собой мелодически выразительную музыкальную речь, в точности соответствуя типу и характеру каждого из них. Также прозаический текст Щедрин использует в хоровой поэме «Казнь Пугачева».

Произведения великих русских писателей являются сильнейше привязанностью композитора. Образы русских литературных героинь нашли свое воплощение в балетах «Анна Каренина» (Л. Толстой), «Чайка» и «Дама с собачкой» (по мотивам А. П. Чехова).

Важное место в творчестве композитора занимает фортепианная музыка . Он автор трех концертов для фортепиано с оркестром, фортепианных произведений в различных жанрах. Фортепиано привлекает Щедрина своей способностью воссоздавать сложные, многогранные образы. Композитор считает фортепиано – полифоническим инструментом. А полифония для него это главный принцип музыкального мышления. Среди фортепианных произведений есть пьес « Basso ostinato » (полифонические вариации на неизменную басовую тему), «Полифоническая тетрадь» из 25-ти прелюдий, «24 прелюдии и фуги», расположенные по квинтовому кругу.

К 300-летию И. С. Баха композитора Щедрин сочинил произведение аналогичное баховскому. Это «Музыкальное приношение» - одночастная композиция для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, которая продолжается более двух часов и представляет собой неторопливую беседу музыкальных инструментов.

Что касается музыки к кинофильмам, то до сих пор любима в народе песня из кинофильма «Высота» «Не кочегары мы, не плотники».

Главными истоками музыки Щедрина являются традиции отечественной культуры, прежде всего русский фольклор. Так, композитор часто обращался к частушке. «Частушки – писал он, это самая гибкая область современного русского народного песенного творчества. Все происходящее в жизни народа в тот же день находит свое отражение в частушке».

Симфонические произведения:

Симфоническая сюита из оперы «Не только любовь» (1964) – «Вступление», «Дождь», «Кадриль», «Ночная встреча», «Финал» – показывает все богатство и изобретательность оркестрового письма Щедрина.

«Торжественная увертюра» (1982) написана как симфоническое приветствие к 60-летию образования СССР, полна фанфарных звучаний и энергии. Возобновлялась к 75-летию Щедрина в Киеве.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1964–1966) в трех частях – «Диалоги», «Импровизация», «Контрасты» – яркое сочинение, в котором автор смело синтезирует додекафонные приемы, алеаторику и стилевой коллаж – «врезку» в финал джазовой музыки.

Одним из лучших произведений Щедрина является одночастный концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963).

Первый концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963) – новаторская композиция с участием почти семидесяти тем, где симфоническими средствами воспроизведена частушечная манера поочередного вступления нового участника на фоне непрерывного гармошечного наигрыша. Автор видел в ней, по существу, токкату, с тематической ролью не только мелодий, но и тембра, регистра. Вариантом произведения стали «Озорные частушки», концерт для фортепиано соло (1999).

Этот концерт (в переводе означает состязание) написан в трехчастной форме.

В первом разделе концерта в разных голосах, словно перебивая друг друга, переплетаются короткие мотивы у контрабаса, малого барабана, флейты, фагота, валторны, флейта-пикколо (на октаву выше обычной флейты).

В среднем разделе звучит аккомпанемент гармони и варьированная частушечная тема у трубы, тромбона, валторны с характерным для народного пения нисходящим глиссандо.

В третьем разделе (репризе) продолжается варьирование всех мотивов, постепенно собираясь в единый тематический комплекс – заключительное проведение темы среднего раздела в увеличении в виде канона.

Слушаем «Озорные частушки»

Кармен-сюита — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен» (1875), оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным (1967, музыкальный материал был сжат и заново аранжирован для оркестра из струнных и ударных без духовых). Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо.

Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве (Кармен — Майя Плисецкая).

В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды).

Порядок музыкальных номеров в транскрипции Родиона Щедрина:

Выход Кармен и хабанера

Тореро и Кармен

Слушаем «Кармен-сюита»: Болеро, Гадание ,Финал, Танец.

В 1968 году Щедрин написал второй концерт для оркестра – «Звоны», о котором говорил, что некоторые страницы его вдохновлены живописью величайшего русского художника А. Рублева ( XIV - XV вв.). В этом эпическом произведении воссоздано звучание русских колоколов, используются интонации старинных знаменных распевов. А рассказ Лескова о русском иконописце Севастьяне был положен в основу хоровой девятичастной композиции «Запечатленный ангел».

Так, с годами отчетливее проступает главная идея творчества Щедрина найти в нашем конфликтном, бурном времени духовный идеал, обрести его в глубинных истоках русской культуры.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс повышения квалификации

Читайте также: