Матаня кто автор частушки
Обновлено: 23.11.2024
Велика Россия наша, есть в ней степи и леса.
И по ним течет неспешно Волга - русская река.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Как гуляли мы с Матанечкой у Волги расскажу.
Никогда со мною не было такого куражу.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Хороша ты, Волга наша. Широка да глубока.
Чайки белые кружатся, да кричат нам свысока.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Мы с Матанечкой по бережку по волжскому идём.
Будем зорькой любоваться с ним в обнимочку вдвоём.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
На крутом на бережочке мы с Матаней постоим
Да на волжские просторы с восхищеньем поглядим.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Вот и зорька заалела, отражаясь на волнах.
О любви я прочитала у Матанечки в глазах.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Тропка узенькая вьётся вниз с крутого бережка.
Кудри ветер развивает у Матанечки дружка.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Плещет реченька волною, гладит камушки свои,
Ну а милый мой Матаня говорит мне о любви.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Пароход плывёт по Волге, мы сидим на бережку.
Приложила я головушку на плечико дружку.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
В камышах гуляет щука, ловко прыгают мальки,
И глядят глаза у милой, словно в печке угольки.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Хорошо гулять по Волге, да настал рассвета час.
По секрету расскажу вам - скоро свадебка у нас.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Любим мы тебя родная, наша Волга, всей душой.
Ты сердца соединяешь, даришь радость и покой.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Та тирли рина, та тирли рина, рина на, на.
Следующая частушка
Матаня (этимология неясна [1] ; по другим данным происходит от мордовского языка и означает «милый», «ухажёр» [2] [3] ) — старое местное название частушки [4] или её внутри жанровая разновидность.
Возникла в Поволжье и оттуда распространилась по всем окрестностям России [5] . Строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев. Со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом словом «Матаня» они называют как девушек, так и парней [3] . Оно так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Для «Матани» характерна повторяемость без изменений первой строчки двустишия, к которой, варьируемая по обстоятельствам, присоединяется вторая. Первая строчка в «Матане» это опознавательный жанр и своеобразная загадка, задача, уловка, заставляющая прислушаться — как она разрешится на этот раз [5] . Например, тамбовская «Матаня» по поэтике это четырёх строчные строфы одночастные и двухчастные. Наиболее распространенный размер — четырёхстопный хорей, часто употребляется неполная перекрёстная рифма. Ей характерен постоянный эпитет: «Гармонист, гармонист», «Мой милёнок как телёнок», «У меня милёнок» и другие:
Гармонист, гармонист,
Не смотри глазами вниз,
Смотри прямо на меня —
Завлекать буду тебя [2] .
Мой милёнок, как телёнок,
Кучерявый, как баран.
Дома нечего полопать,
Шатается по дворам [3] .
Понятие «Матаня» опирается на созвучное по разговорной речи «мотаться», то есть не отличаться постоянством чувств, «выматывающий душу»:
Эх, Матаня ты Матаня,
Вся ты измотался!
Посмотри-ка на себя:
В чём душа остался!
Ой, Матаня, так не гоже,
То ходить, а то мануть.
Приходи, Матаня, к речке,
При тебе буду тонуть.
Кому Матаню частую,
А мне Матаню редкую.
С моим Матанечкой гулять
Натуру надо крепкую [2] .
Следующая частушка
Как матаню заиграли,
Глазки заискрилися.
Ну а ножки по земле -
Сами в пляс пустилися!
Выходите, Тани, в ряд!
Ножки покажите.
Ну и девушки другие,
Тоже поспешите.
Тани, Тани, под матаню,
Шибко не шатайтеся!
Под задорную гармошку -
Шире улыбайтеся!
Ох, матаня весела! -
Пляшет целых полсела.
Выходи уж, всё село!
Нам с матаней повезло!
Ножки рвутся сами в пляс,
Выручай гармонь сейчас!
Ах, матаню веселей.
Гармонист играй скорей!
Вдохновитель передача: « Играй гармонь!»
Свидетельство о публикации №116102904783 Рецензии
Хороши частушки Ваши
Сочините еще раз!
Пополняйте песни наши
Больше веселите нас!
Ой, частушек дополна!
Отдохну от них пока.
Астры, цинию сажаю.
Я цветочки обожаю!
Больше ста есть помидор
И за всем нужен дозор.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая частушка
Моя милка не кобылка, Не поводишь на узде; Накопила много жиру На кудрявой на п***е.
Вася-Васенька, браток, У тя х** как молоток, Как пойду на луг косить, Приходи, косу отбить.
И в полосочку рубаха, И в, полосочку портки… А в портках такая штука, Хоть картошечку толки.
Чайник медный, чай горячий, Кипяченая вода. Девки любят х** стоячий, Волга-матушка река.
Деревенька близко к лесу, Комары зажалили. Три недели не **ался, Яйца заржавели.
У моей у милочки Груди как бутылочки, А пониже-то грудей Есть игрушка для м*дей.
Моя дроля на гулянье Потеряла ридикюль. Для нее — большое горе, Для меня — так хоть бы х**.
У моей у любушки, У ей четыре губушки. Одни губы целовать, Другие на х** надевать.
Милка с горки сорвалась, У ней юбка задралась, Из-под юбки видны губки, Куда лазают залупки.
Пойте все, пойте все, Я нашел п***у в овсе, Она рыжа, без волос, Сидит, хрумкает овёс.
Шел я лесом, пр осеком, Нашел п**у с колесиком, Колесико вертелося, А мне **ать хотелося.
Я не буду тебя *ть, Сатана проклятая: У тебя, как у лисицы, Вся п***а лохматая.
Я пришел — она месила Белые ватрушечки, А сметану доставала Из своей п***ушечки.
У матани под подолом Неостриженный баран. Подними, матаня, ногу, Я барану сена дам.
Моя милка так красива, Как цветочек аленький, В п***у влезут две буханки И кусочек маленький.
Шел я лесом с интересом, Видел чудо-чудеса: Сидит баба на телеге, П***а шире колеса.
Ночью шел по бороздам, Нашел корзинку с трем п***ам, Спрятал я их за овин, Ходил по**ывал один.
По*ти наворотило Молодого, паренька, Ничего его не держит: Ни болота, ни река.
Ты сорока-белобока, Научи меня летать, Недалёко, невысоко, Прямо к милке на кровать.
Через спину х** закину, Яйца выкачу назад. Поглядите-ка, девчоночки. Хорошо ль они лежат.
Тихий дождик моросил, Я у милочки просил, Тихий дождик перестал… Она давала — я не стал.
Шел я лесом-просеком, Лежит п***а колесиком, Я на**ся, как бычок, И повесил на сучок.
На болоте уток бьют, Только серьги брякают. Мою Милку так **ут Толькосерьги брякают.
Шел я лесом, видел чудо; Под зеленой елочкой: Девка целку зашивала Тоненькой иголочкой.
Как на печке, на краю **бут милую мою, Поворачивают, Х** натачивают.
Моя милка так красива, Рупь за целочку просила, А я парень не дурак: Рупь пропил — и вы** так.
Шла матаня из гостей, У реки разделся, Пей, п***а, холодну воду: Колбасой объелася.
На горе стоит точило, Под горою борона, Девка на х** наскочила Моё дело — сторона.
Эх, милашка моя, Хошь, тебя уважу: Куплю вару на пятак, Дырочку замажу, Чтобы не свербелося, Х** не хотелося.
Я милашку проводил До высоких до рябин, Долбану четыре разика, Домой пошел один.
Я свою-то ли милашечку Стерег-таки, стерег, Её черную, мохнатую На шапочку берег.
Мы с милашечкой стояли В поле за сарайчиком, Я милашку прижимал Двадцать первым пальчиком.
Ты **ись, **ись девчоночка, От **ли нет вреда. Задирай повыше ляжки, Чтобы дрыгала п***а.
Пей, подруга, молоко, Слизывай сметану, Если хочешь колбасы — Из штанов достану.
Ты, милашка не глупа, Дай пощупать ниже пупа Ниже пупа на вершок Волосяный есть горшок.
Меня милка провела, Не в ту дырочку дала, А я, парень, не расчухал, Куда не следует, забухал.
Девочки-пипирочки, Есть у вас по дырочке, А у дырочок пушок, Туда влетает петушок.
Ох ты милка моя, Покажи воронку, А я тебе соловья — Красную головку.
Моя дырка, как бутылка, Как от чайника рожок. У моей милашки кунка, Как изюмный пирожок.
Мы с милашечкой стояли, Подпирали уголок, Она держала меня за хер, Я её за хохолок.
На горе стоит больница, Под горой приёмная. Давай милка, по**ёмся, Сегодня ночка тёмная.
Я картошку копал, Где ж моя копалка? Семь лет не **ал — X** стоит, как палка.
Моя милка не стыдится, В обе руки х** берет, Леву ноженьку поднимет, Правой ножкой подъ**нет.
Моя милочка в лесу Нагибала ёлочку, Нагибала ёлочку, Разорвала целочку.
Моя милка не тужилка, А я тоже не тужил, У ней лопнула пружинка В самый маленький нажим.
Эх ты, милка моя, У тебя дырка мала, Дай-ка разика четыре, Будет у тебя пошире, А когда мне дашь пяток, Будет дырочка с горшок.
У двух Марьян Промеж ног сафьян, А у милки передок, Точно с кадочкой медок.
Где лежали под кусточком, Там трава помятая, Тут не девка виновата, А её мохнатая.
У милашки под рубашкой Птичка гнездышко свила, А другая прилетела Два яичка принесла.
У милашки под подолом. Сорок восемь десятин. Раньше семеро косили, Нынче выкосил один.
У милашечки моей Под рубашкой соловей, Не чирикат, не поет, Дотронуться не дает.
Сиськи чешутся к досаде. П***а чешется к бе*е, Расскажите-ка, ребята, К чему чешутся муде.
Следующая частушка
Началось все с того, что меня очень заинтересовало слово «матаня». Моя бабушка и прабабушка часто употребляли это слово, когда рассказывали о своей молодости. Мои бабушки живут в Елецком районе. В пору их молодости по вечерам молодежь ходила «на улицу». «Улицей» обычно был сельский выгон, площадь, которая имела свое название (так как выгонов в деревне могло быть несколько). В селе Нижний Воргол, например, собирались на Поповке, у Полесовщика, на лугу или на выгоне. В другой деревне собирались у Кузнецовых или у Урусовых. Названия присваивались по хозяевам, которые владели этими площадями, усадьбами. Так на Поповке жил раньше поп, «полесовщик» - обозначает «лесник».
Собирались ребята и девчата отдельно. Но все слушали, где гармонь заиграет, с какой стороны гармонист придет. А гармонисты нам гордо рассказывали, что в одиночку они никогда не ходили. Подбирался пяток парней, здоровых, сильных. И двигалась эта группа не молчком, а с частушками «под ельца», оповещая собравшихся о том, что вот-вот начнется матаня. «Под ельца», «елецкая» - обозначает танец и частушки, исполняемые в ритме танца (словарь редких и устаревших слов).
Я интересовалась, почему матаня, что такое матаня? Ответ ельчан был у всех практически одинаков - место для танцев, для сбора молодежи. Выходило - от слова «мотаться», кружиться, дробить… Я поговорила с пожилыми людьми из дома-интерната для престарелых и инвалидов. Там живут люди из разных концов страны. Так, уроженка Кировской области рассказала, что у них молодежь ходила не на матаню, а на «вечерку», жительница Горьковской области ходила на «круг». Оказывается, матаня - танец, похожий на польку. Под матаню поют частушки. Приведу пример. Михаил Алексеевич Чернышев, гармонист и плясун, свой пляс начинал с такой частушки:
До чего же я люблю
Ох, матанечку свою,
Когда буду помирать,
Велю матаню поиграть.
Ясно, что разговор идет о танце, о мелодии. А вот другая частушка:
Ах, матаня, ты матаня,
Ты была богатая,
А теперя ты, матаня,
Ах, матаня, матаня,
Тебе нынче попаня.
А за что же попаня?
Сама знаешь, матаня.
Тут речь идет явно о человеке, причем о девушке. Называли ли девчата матаней парней? Искала ответ на свой вопрос в «Словаре редких, устаревших и собственно песенных слов, выражений». Нашла: «матаня», «дроля», «ягодиночка», «залетка», «миленок», «забавочка» - любимый (ая).
Дроля, я не виновата,
Ты меня и не вини.
Я любила, любить буду,
Ты характер измени.
У меня залетка был,
Его звали Михаил,
Как наденет пиджачок -
Мой миленок, как теленок,
Кучерявый, как баран.
Дома нечего полопать,
Шатается по дворам.
Итак, я уже могу сделать вывод: матаня - это танец с обязательным исполнением частушек. Словом «матаня» называют девушек и парней в частушках. Частушки всегда «адресные», потому что пляска - не только развлечение, но и песенный разговор, а иногда и подначка: про кого поют - в деревне все знают.
А вообще слово «матаня» - мордовское и означает «песенка». Наверное, из Мордвы через Тамбовщину неизвестно когда и проникла к нам матаня. Мне показался интересным тот факт, что эти исторические сведения перекликаются с одной из версий о том, что название нашего города Елец пришло также с Тамбовщины.
Татьяна Филипповна Малютина, жительница слободы Александровка, знает о войне не понаслышке. В начале войны ей было 17 лет, она вспоминает, как пели новобранцы перед отправкой на фронт. В разных концах села захлебывались гармони, кричали тонкие девичьи и пронзительные бабьи голоса, залихватские, удалые, бравые голоса парней, которым горе не беда. А утром в город двинулась огромная толпа призывников и провожатых, - и снова закружились, взлетели частушки. Татьяна Филипповна сама хорошо играет на гармонике. И слова и напев навсегда остались в ее памяти:
Мы с миленочком поедем
Он пойдет за командира,
Я – за санитарочку.
Ягодиночка, из армии
Не жалей листа бумаги -
Пожалей моей души.
Возвращался внезапно высокий молодой парень с медалью и пустым рукавом - частушка жалостливо откликалась на возвращение. Приносили похоронку - частушка заходилась в рыдании:
На горушке качается
На раненого дролечку!
Выхожу и запеваю
Моя милка защищает
Молодежь рано взрослела и брала на свои плечи тяжкий труд на фронте и в тылу. Но в частушках отражалась надежда и вера в победу. Предвестье победной весны тоже звучало в частушках:
Сколько Гитлер ни воюет,
Среда, девятый май!
С победой ожидай!
Вот окончилась война,
Я осталася одна.
Я и лошадь, я и бык,
Я и баба, и мужик.
Частушки новобранцев и армейские частушки
С частушками военного времени перекликаются частушки новобранцев и армейские. Гармонист Мишутин, сторож нашей школы, вспоминает пятидесятые годы прошлого века и те призывные дни. Никто ребят на службу не провожал, кроме родных и близких. Все было обыденно, даже буднично, хотя война все еще остро напоминала о себе. С чего все начиналось? Восемнадцатилетних мальчишек вызывали в райвоенкомат на так называемую «приписку», где они проходили медицинскую комиссию на предмет годности к военной службе (отсюда и термин «годный»). От армии в те годы не «косили». Каждый знал, что надо служить. А через год ребят снова вызывали в военкомат и направляли в войска. Наш сторож рассказал нам, что означает слово «забрили». Словечко это - от рекрутчины, от тех времен, когда годным брили лбы. «А в наши годы новобранцев стригли под машинку наголо». В те времена автобусы не ходили, в Елец на «приписку» из дальних сел шли пешком. В деревню без гармошки не входили. Сколько куражу было! Гармонист играл «ельца»:
Нас забреют, мы не тужим,
По три годика отслужим.
На Елец дорожка пряма,
Призываться будем тама.
Всю ночь в деревне было веселье: песни, пляски. Из деревни обычно уходили в армию сразу несколько человек. Накануне, в день получения повестки, «годные» вместе с гармонистом ходили от дома к дому - прощались с родными и знакомыми. И в каждом им что-нибудь давали: где яйца, где сало, а где и самогона наливали. Час расставания с земляками приближался, частушки пели разные:
Заберут меня в солдаты,
А к моей припрутся сваты.
Помещение в военкомате, где собирались призывники, почему-то называлось приёмом:
У приема на досточке
Остались мои височки.
Над приемом галки крячут,
Ребят бреют - девки плачут.
Но по-настоящему отводили душу «годные» в матане. При этом выдавали:
Ты не стой, моя залетка,
У приемного окна,
Все равно меня забреют,
Ты пойдешь домой одна.
Бреют, бреют - не жалеют
И стригут - не берегут.
Неужель за эти годы
Милку замуж отдадут?
Поздно ночью расходилась матаня. Призывники провожали девчат до дому. И зазноба не могла отказать парню в таких проводах: он ведь «годный», последний вечер дома. А как относились девчата к «негодным»? Их звали так: «корявый». «Корявый» был как кривое, плохо выросшее дерево. И если «негодный» вел себя назойливо по отношению к девушке, то всегда получал достойный отпор:
Полюбить, так полюбить,
А тебя корявова
Из-за какого дьявола?
А утром скрипела телега, снова играла гармонь, но уже голосили матери, родня. Уж больно свежи были воспоминания о войне. Как там у ребят сложится? Грустными были проводы. Но проходило время, и возвращались ребята, отдав долг Родине.
Случайно оброненная фраза одной старушки натолкнула меня на еще одно направление частушечного жанра. Эта бабушка сказала, что каждому народному празднику соответствовали и определенные частушки. Частушка и православные праздники – такой будет тема моего следующего исследования.
ООШ с. Кривка Усманского района.
Научный руководитель - Л.А. Бойко.
ИГРУШКИ МОЕГО СЕЛА
Просматривая недавно литературу по изобразительному искусству, я встретил слова В. Воронова о народной игрушке: «Народная игрушка - бытовая скульптура, художественный интерес её огромен и оригинальность неоспорима». Какими же были игрушки у моих предков? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо окунуться в далёкое прошлое.
Мир в то далёкое время воспринимался людьми образно. Каждый образ животного, птицы, растения был символом и олицетворял силы природы. Народная фантазия искала это соответствие, а, находя его, воплощала в различных видах творчества. Одним из таких видов стала игрушка.
Игрушке столько же лет, сколько и человечеству. Какими были древние игрушки, что изображали, как выглядели? Ответы на эти вопросы дают материалы археологических раскопок на местах поселений и городищ древних славян и их предков. Древние игрушки относятся ко II в. до н.э.: это маленькие глиняные топорики, горшочки, погремушки, изображения птиц, животных примитивной ручной лепки. В те далёкие времена они могли быть не только игрушками, но и культовыми предметами. Так, например, игрушка служила охранительницей рода и оберегом для ребёнка. Издавна доброе отношение человека к своим «братьям меньшим» - животным отображалось в рисунках, в скульптурах и, конечно, в игрушках. Идеи добра, желание показать красоту животных отразились и в современной игрушке: дымковской, филимоновской, каргопольской, романовской .
Какова же история игрушки моего родного села? С этим вопросом я отправился к бабушкам.
Александра Фроловна Ельчанинова, 68 лет, пенсионерка: «Игрушки? - лицо Александры Фроловны засветилось улыбкой. - Да какие у нас были игрушки! Из соломы да из глины. Помнится, мама делала нам куклы из соломы: перетягивала нитью верхнюю часть - головка. Остальную часть делила на руки, туловище. Ручки перетягивала толстой нитью по всей длине, делила нитью на туловище и талию. Ставила на стол. А мы с сестрами стучали по столу. Куклы начинали подпрыгивать и двигаться, а мы ещё в этот момент и песню затянем. Вот и казалось нам, что куклы, как живые, танцуют. Бывало, найдём лоскуток, поделим на кусочки и наденем на куклы платочки да фартучки. А ещё мы любили глиняные игрушки - свистульки и статуэтки. Приезжал в наше село лохонщик на лошади. Приезжал откуда-то с северной части области. Привозил в обмен на старые вещи свистульки, гребешки, мячи, крючки. Мы гурьбой бежали за ним. Глаза горели радостным огнём, ведь за две копейки или за старую обувь мы могли купить свистульки!»
Свистульки пели разными голосами. Мастера делили их на «сопелки», «гудухи», «грематухи». На первый взгляд эти игрушки были неброскими, но они притягивали к себе необычной пластичностью, наивностью, добротой. Росписи у глиняных игрушек, по словам А.Ф. Ельчаниновой, почти не было. Иногда встречались веточки, несколько параллельных полосок, сетка, круги. Краски были дорогие, поэтому ими в селе почти не пользовались. Свистульки наших бабушек - это маленькие скульптурки и простейший музыкальный инструмент.
Наши бабушки считали, что если кто-то получит порчу от сглаза, достаточно посвистеть в глиняную свистульку, и выздоровление придёт само по себе. Резкими звуками наши предки не только изгоняли хворь, но и привлекали силы добра. А ещё А.Ф. Ельчанинова вспомнила, что её бабушка всегда ей дарила жаворонка, считая, что эта весенняя птичка является знаком воскресения природы, предвестником хорошего урожая. Однажды мама подарила ей козочку. «Это знак плодородия, хлебного духа поля», - с таинственным видом добавила бабушка.
На мой вопрос об особенностях изображения женской фигуры А.Ф. Ельчанинова ответила так: фигурки были небольшие, с широкой юбкой-колоколом, ручки-колбаски, головки-шарики. Нарядность женской фигуре придавали налепки в виде оборок, воланов, небольших головных уборов. Игрушки, конечно, были примитивными, ведь их делали дети да женщины не для продажи, а для детских семейных игр.
Житель нашего села, Николай Тихонович Мязин, 75 дет, рассказал мне о тонкостях лепки нашей игрушки. «Дед мне рассказывал, что в нашем селе глину для гончарного дела брали только у Горнового куста, в сторону Карасёва. Дети, конечно, брали её небольшими кусками, приносили домой. Вот во дворе и открывалась детская мастерская. Под руководством мам и бабушек девочки лепили фигурки. Обжигали их в домашних печах, иногда отцы приносили застывшие фигуры к горнам-колодцам в земле на Горновой куст. После обжига игрушка приобретала нежно-розовый цвет. Цвет игрушек был натуральным - тёплый фон глины с простым пятнистым узором. Раскрашивали игрушки обычно дети. Петушкам - хохолки, крылья, хвостики; куклам - головные уборы и оборки; животным - рога, уши, хвосты». Часто свистульками были кони. Конь - это сила, доблесть, храбрость, добро. Он символизировал мужское начало. Конь в сказках всегда помогал герою. Это знак солнца, небесной стихии. Птица - это символ женского начала. В сказках женщину называют «лебёдушкой», «утушкой», а петух - символ хозяина двора. «Взяв в руки коня, - вспоминает Николай Тихонович, - я действительно чувствовал в себе силу, чувствовал себя героем. Подбежишь, бывало, к деду-соседу и лезешь в глаза. Гляди, мол, каков я! И ну дудеть, что есть силы».
Вот так наши предки ненавязчиво внушали своим детям потребность в защите кого-то, в защите своей земли.
О смешных глиняных игрушках своего детства рассказал мне Иван Яковлевич Щетинин, 82 лет: «У моей бабушки стояли фигурки на этажерке. Чудные такие: фигурка поросёнка маленького, ушастого. На нём верхом сидел весёлый чертёнок с балалайкой. Главное, что бросалось в глаза - это улыбка этого чертёнка. Рожки, глазки, нос, рот были у него закрашены красной краской. А фигурка львёнка поражала своей необычностью. Сила, воля - главные черты этого зверя. Но он был не злым, а каким-то пухлым, добрым, с носом-картошкой и маленькими ушками. Фигурки были небольшими, сантиметров 10-12. Бабушка очень берегла их, мне давала только когда я «заслуживал» игрушку-просмотр своим поведением. Эти игрушки делал её отец».
Слушая рассказы своих односельчан, я невольно вспомнил глиняные игрушки, которые я видел в гостях у людей, приехавших с Кавказа. Фигурки горных козлов были сделаны из глины. Я попытался сравнить их с нашими игрушками - козликами. Казалось бы, игрушки вылеплены по образу одного животного, но какими разными они получились у мастеров разных народов! Фигурки нашего мастера - небольшие, приземистые, с маленькими рожками и весёлые. У кавказского мастера они крупные, плотные, с огромными витыми рогами, подчёркивающими силу. Роспись на наших козликах однотонная, яркая, украшены только копытца, рога и глаза. У кавказского - роспись идёт вдоль извилистых рогов, с определённой последовательностью белых точек, волнистых линий, зигзагов. Такая же роспись по бокам живота, ножкам и хвосту. Цветовая гамма нашей игрушки - тёплая, узор прост, у кавказского же народа - холодная гамма, приглушённые тона (белый, бледно-зелёный на коричневом фоне фигуры). На мой взгляд, наши мастера стремились игрушкой развеселить народ, а кавказский мастер, вероятно, пытался отобразить в своём творении силу и величие этого животного.
Вот что я услышал об игрушках от Александры Александровны Щетининой, 1917 года рождения: «В детстве игрушек у нас почти не было. В основном у нас, девочек, были лоскутные куклы. Их мы делали вместе с бабушкой или мамой. Брали плотный кусок ткани, которую ткали у себя дома на станке. Набивали в него золы, чтобы головка была твёрдой. Завязывали бечёвкой. Потом брали белый кусок материала, оборачивали сделанную головку, вновь завязывали. Теперь кусок сукна делили на три части: туловище и руки. Ткань плотно сворачивали, получалась «колбаска». На конце «колбаски» отделяли пять пальцев, каждый пальчик перевязывали ниткой. Эту работу чаще выполняли дети постарше, потому что пальчики были очень мелкими и мы, младшенькие, не могли их увязывать. Потом отделяли бечёвкой ладонь. Так делали и другую руку. Потом в туловище заталкивали туго свёрнутые лоскутки, опять сворачивали и отделяли ноги. На ножках тоже отделяли пальчики. Затем чёрными нитками вышивали брови, глазки, нос и рот. Вот кукла и готова. Самым интересным для меня был пошив одежды. А на головку пришивали волосы. Откуда брали? Да у бабушек, у себя, у мамы - с гребешков. Пучок волос пришивали к головке куклы».
Ещё наши бабушки играли, как и мы, в мяч. Только мы - в резиновый или пластмассовый, а они – в мяч из коровьей шерсти. Счёсывали с хвоста коровы шерсть и туго скручивали в комочек между ладонями. Катали, катали, добавляя клочки шерсти, периодически промазывая мылом, и получали мяч. Он был плотным и тугим. «Бил,- говорят старики, - до синяков».
А для грудных детей делали «гулюшек» из ярких лоскутков ткани. Брали прямоугольной формы кусочек яркой ткани и перевязывали посередине ниткой. Получались маленькие пташки. Их вешали за нитку на потолок. Они крутились, привлекая внимание ребёнка. У Александры Александровны Щетининой в доме я увидел «гулюшек» и паучка. Паук, по мнению наших предков, символизировал хозяина дома. Сидел он в клетке - доме, который делали из тонкого камыша, связанного за концы. Получался квадрат. От вершин квадрата отходили камышинки таким образом, что получалась четырёхгранная пирамида. Таким же образом отводились камышинки и вниз.
Паука изготовляли из жёсткой соломы. Через середину соломинки протягивали нить, связывали между собой, образуя диагонали квадрата. Центры диагоналей-ножек паука обматывали ниткой - туловище паука. На лапки пауку наносились краски, добавляя игрушке яркость и пестроту.
Таким образом, делая своими руками игрушки, дети учились считать (5 пальцев у куклы, бросали мяч под счёт, знакомились с геометрическими фигурами), у них развивались навыки коллективной работы, умение слушать старших, подражать им, перенимая жизненный опыт. В селе Кривке прижились глиняные и лоскутные игрушки. Особенность глиняных игрушек заключается в том, что в себе они воссоединили элементы дымковской и филимоновской игрушек. Глиняные свистульки развивали у ребятишек музыкальный слух, прививали любовь к окружающему миру. Игрушка развивала у детей пластику, фантазию, сноровку, умение видеть форму, цвет.
С глубоким сожалением я смотрю на современные игрушки. Они, конечно, пестры, точны в формах, но нет в них главного - души человека! Я не могу, глядя на современные Барби и пистолеты, танки и пулемёты, сказать, что авторы этих творений любят свой народ! Можно ли играть в добрые игры с таким военным арсеналом? Чему научится девочка, играя с Барби? Быть напыщенной и модной, сидеть в красивой одежде, сложа руки? Будет ли она настоящей хозяйкой, матерью, если у неё в руках только расчёска и зеркальце? А мальчишки будут только убивать «в шутку» друг друга? Я бы сделал вместе со своими детьми своими руками такую же соломенную куклу, такую же свистульку-жаворонка. Вышел бы в ромашковое поле и научил бы своих детей видеть прекрасное в песне, которую они сами и сочинят, любоваться добрыми глазами птиц. Научил бы творить всё доброе на Земле своими руками, начиная с простой русской игрушки.
Читайте также: