Мария мордасова биография частушки

Обновлено: 17.04.2024

Мария Николаевна МОРДАСОВА (14 или 15.2.1915 — 25.9.1997), певица — исполнительница русских народных песен и частушек

«Я с тамбовских полей. »

(очерк Ивана Овсянникова)

Мой очерк “Первая частушечница России” о Марии Мордасовой, опубликованный в “Тамбовской жизни”, вызвал благожелательные отклики как читателей, так и моих коллег. Некоторые из них предложили мне продолжить рассказ о “черняновском соловье”, возможно, это когда-либо пригодится будущим биографам знаменитой артистки. Буду рад, если случится такое. Мне кажется, все, кто знал великую песенницу, кто с ней общался, переписывался, должны оставить свои воспоминания, чтобы запечатлеть её облик на многие годы для будущих поколений. Она жила и пела для своего народа, она, как никто, выразила его песенную душу.

О своём “первом концерте” перед сверстниками в пятилетнем возрасте Мария Николаевна вспоминала с улыбкой. И добавляла: “В семье у нас все пели и знали множество песен. И дед, и мать, и отец, и дядя. Ну я пошла в них. Бывало, соберу соседских девочек во дворе, встану на ящик и пою. В школьном хоре участвовала, потом в колхозном”. О колхозном хоре скажу чуть позже. О нем скоро заговорили не только в волости, но и в Тамбове, ибо его концерты всегда проходили с большим успехом во многих сёлах.

Об одном из таких выступлений артистка поведала корреспонденту “Советской культуры” Эдуарду Ефремову: “Мне сказали, что надо выступить в районе (имелось в виду, наверное, в райцентре — И. О.). Отказывалась. Не в чем было ехать. Тогда старшая сестра дала мне своё единственное платье. Я его даже не надела, а в узелочке с собой повезла. За сценой, затаив дыхание от счастья, переодевалась. Не по мне был убор. Всё висело, топорщилось. Вышла на сцену — хохот стеной стоит! И я поняла — надо мной смеются. Так мне жалко себя стало, такая я униженная стояла перед ними, что хоть не жить на белом свете. Я увидела вдруг, что у меня огромные разваливающиеся ботинки. И это платье. Стою опозоренная и освистанная . Закусила губу до крови. “Ну, думаю, помирать так с музыкой!” На первом куплете давилась слезами, а потом чувствую — притих зал. Ну, я и пошла, и пошла! Я уж не помню, сколько песен, частушек спела, а меня всё не отпускают со сцены”.

За одно из таких вот клубных выступлений юная солистка получила от организаторов смотра премию . ботинки. Роскошный подарок по тем временам! Вырастала будущая народная артистка в большой крестьянской семье — четырнадцать детей. В её репертуаре была частушка, носившая автобиографический адрес:

Легко только сказать:
Куча целая ребят.
Все четырнадцать подряд,
Раскрыв роток, на стол глядят.

Бедность была неимоверная, потому и окончила Мария Николаевна только семь классов — ходить в школу было не в чем. Вспоминала, как однажды налетели на село антоновцы (скорее всего это было в 1921 году), всё из избы Яркиных вынесли подчистую. Но такие уж убогие и жалкие были все они, что даже один из антоновцев сжалился: давайте, сказал, хоть одеяло оставим — дети ведь позамерзают. Рассказывала, как дедушку до смерти запороли те же антоновцы, а тринадцать сельчан искололи штыками, заперли в хлеву и подожгли его. И всё это она видела, перечувствовала, пережила, всё отложилось в ее детском сердечке. Вековечный крестьянский труд постигала с десяти лет. “Голодно жили”, — вот её слова. Впрочем, кому это неизвестно? Пусть тогда почитают книгу воронежского земского врача А. Шингарёва “Вымирающая деревня”, вышедшую в начале XX века.

И несмотря на всё это, песня звучала в Черняном. Ибо, как гласит пословица, без песен рот тесен, а с песней душа растёт. Мать Мордасовой Прасковья Прокофьевна, по свидетельству самой Марии Николаевны, была “первой песенницей в округе и почти всегда говорила плавно и в рифму”. Её специально приглашали на свадьбы и другие сельские торжества. Это, судя по всему, и зародило в душе дочери певучесть, любовь к частушке, которые она пронесла через всю жизнь.

Вернусь к “колхозному” хору, о котором упомянула Мария Николаевна. Он был создан местным учителем Ильёй Тимофеевичем Загуменновым и его супругой Антониной Григорьевной. Сельчане старшего поколения, помнившие то далёкое время, рассказывали мне, с каким энтузиазмом шли в него черняновцы, как по вечерам женщины из поповских подрясников шили сценические костюмы. В 1934 году этот коллектив на смотре художественной самодеятельности в Воронеже представлял Тамбовщину. К этому времени он окреп, вырос количественно, зазвучал сильно и самобытно. У него были такие яркие солисты, как Герасим Ходяков, Фёдор Саяпин, Владимир Мордасов и ещё юная Мария Яркина. Именно её выступление стало для воронежцев сюрпризом. Звеньевая колхоза выступала не только в хоре, но и с сольными номерами. И здесь, на воронежской земле, почувствовала она, что у неё будто крылья отрастают, когда выходит на сцену и начинает петь. Об этом уникальном хоровом коллективе в 1971 году был снят телефильм “Три спасибо в день”. А у данной киноповести было продолжение — документальные ленты “Черняновские хроники” и “Крестьянские дети, или Пора экзаменов”.

“Крестьянские дети” — это своеобразный социологический срез села Черняное, фильм-исследование. Авторы его создали собирательный образ сельского человека, показали его богатый духовный мир. Крестьянские дети. Лица — судьбы, лица — биографии, глубоко индивидуальные и вместе с тем какие-то родственные, типичные, они проходят чередой на экране, рассказывают о себе, детях, вспоминают, размышляют, мечтают и кажется, что перед нами проходит сама история (“Для кого история, — говорится за кадром, — а для кого часть жизни”). Из отдельных штрихов, словно из разноцветных кусочков смальты, складывается портрет крестьянина новой формации. Отсюда, из крестьянской среды, вышли доктор физико-математических наук, открывший изотоп 102-го элемента в таблице Менделеева Ю. Акимов, Герой Советского Союза И. Яркин, мастер спорта международного класса, участник Олимпийских игр Н. Дутов, заслуженная артистка России З. Загумённова (кстати, дальняя родственница первого руководителя черняновского хора), прославленный партизан Великой Отечественной Ф. ?Мымриков, кавалер многих орденов, талантливый и рачительный руководитель местного колхоза С. Сторожев, и она — народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда Мария Мордасова, и многие-многие другие. Не могу не упомянуть в этом ряду (она этого заслуживает!) Веру Алексеевну Рак. Она, пожалуй, была самой близкой подругой Марии Николаевны, её духовным исповедником. Это она стала душою кинотрило

гии, её главным героем и незаменимым помощником съемочной группы. “Она, конечно, человек неоценимый, с большим творческим началом, — сказала о ней сценарист Валентина Никиткина, — тонко чувствует людей, ситуации. драматические и смешные”. Действительно, можно было только подивиться её щедрому человеческому таланту!

Коль уж зашла речь о фильмах с участием Мордасовой, вспомню ещё об одном эпизоде. В начале 1985 года в Тамбове и Черняном снимался, вернее, доснимался фильм, условное рабочее название которого было “Путешествие домой”, начинали его снимать в Воронеже, собирались включить ранее заснятые кадры в Москве, где народная артистка Союза выступала с оркестром “Русские узоры”. Мария Николаевна на этот раз почти неделю жила в Тамбове в гостинице “Толна”, выезжая на съёмки вместе с группой кинематографистов. Сценарий был написан музыковедом Людмилой Кравец. Режиссер картины Юрий Мартиросов рассказал мне тогда:

— По жанру это будет скорее фильм-концерт, который познакомит зрителей с творчеством Марии Мордасовой. Как известно, дерево не растёт без корней. Так и с человеком, мы хотим проследить эти корни, которые питали и продолжают питать щедрое и самобытное искусство Мордасовой, так любимое народом. Конечно же, при этом мы не можем не показать её родное село, его людей, практически, весь фильм будет снят на Тамбовщине. Мы собираемся его сделать праздничным, в некотором роде лубочным, красивым, мне кажется, это поможет точнее передать особенность песенного многоцветья Мордасовой.
. Она очень любила свою “певческую деревню” и родную Тамбовщину, любила не показно, а горячо и искренне. Достаточно вспомнить её известные на всю Россию частушки:

Я с тамбовских полей,
Не найдёшь веселей.
Лучше нету долюшки:
Выросла на волюшке.
или:
Хоть в Воронеже живу я,
Но откроюсь вам, друзья,
О Тамбове я тоскую —
Это родина моя.
или:
Я в Тамбове родилась,
И в Тамбове моя мать,
Я в Тамбове научилась
Громко песни распевать.

А сколько подобных признаний рассыпано в письмах, приветствиях, интервью! В последние годы жизни, когда умерла её мама, сократились приезды Марии Николаевны в Черняное. Были на то и объективные причины. Но главное, конечно, мама. Вот только несколько строк из писем Мордасовой мне: “Я никогда не забываю мои милые края, мои цветастые луга, щедрые плодородные поля, речку Цну, а главное — гостеприимный душевный народ моей Тамбовщины”; “Я благодарна родной тамбовской земле, что родила меня. Поэтому стараюсь никогда не подводить мой родной край и земляков”. “Летом обязательно приеду. Всё ж родина зовет”. Ее “путешествие домой” длилось всю жизнь. Тамбовская земля напитала её песенными соками, взрастила, сформировала её редкостный талант, который сравнивали с “бриллиантом чистой воды”.

Радовалась каждому успеху земляков, обязательно откликалась письмом, телеграммой, телефонным звонком, а то и статьёй в газете. И никого в своей жизни не поучала. Она учила примером. Правда, советовала младшим коллегам не увлекаться слишком модной обработкой песен, верить в жизненную красоту народного творчества. “И ещё говорю им обычно: “Где бы вы ни выступали — на колхозном току или на сцене Большого театра, — всегда волнуйтесь, как в самый первый раз. Всегда помните о высоком праве — выступать перед своими согражданами”.

. Я очень жалею сейчас, что редко, очень редко откликался на призыв нашей землячки заходить к ней в Воронеже, звонить, писать — и стеснительность здесь была, и редакционная круговерть, не располагавшая к поездкам. Но прошлого не вернёшь, что было, то и осталось в памяти. Да ещё фотографии, письма, сборники её песен. О творчестве Мордасовой, её вкладе в нашу отечественную культуру глубоко и профессионально писали Людмила Кравец, Ирма Яунзем, воронежские и тамбовские музыковеды. И всё ж таки, думается, постижение и осмысление того, что она сделала — дело будущего. Как и сохранение памяти об этом удивительном самородке, воплотившем в своей личности родовые черты русского народа: талантливость, трудолюбие, добросердечность, прямодушие и оптимистическое восприятие жизни. Несмотря ни на что, ни на какие “сюрпризы”, которые она, жизнь, преподносит нам порой.
Как известно, большая дружба связывала её и Людмилу Зыкину. Они понимали друг друга с полуслова, не принимали никаких отклонений от магистральных путей развития искусства. И в народной песне они не терпели ни излишней сухости, “пресности”, ни чрезмерной чувствительности, разухабистости. В ней, в песне, всё должно быть подобрано, сдержанно, всё “внутри”, в душе. Об этом они говорили долгими вечерами, когда Зыкина приезжала в Воронеж не только с концертами, но и просто проведать подругу. В своей книге “На перекрёстках встреч” она посвятила Мордасовой одну из глав. “Главная заслуга Мордасовой, на мой взгляд, — пишет певица, — состоит в том, что она не просто сделала народную частушку достоянием профессионального искусства, а показала её многообразную красоту и жизненную силу. Необычайно мелодичное интонационное богатство мордасовской частушки роднит её с лирической песней, выражающей думы и чувства людей труда, их радости и боли.”
Она называла себя “слугой песни”, а была её повелительницей, российским соловьем, частушечной примой, “бриллиантом чистой воды” в мире искусства.

Такой и останется Мария Мордасова в памяти своего народа, в памяти ее земляков.

Следующая частушка

"Я С ТАМБОВСКИХ ПОЛЕЙ, НЕ НАЙДЕТЕ ВЕСЕЛЕЙ. "

Мария Мордасова - "Королева частушек" Советского Союза


Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда. Она прославила частушку, народную песню, которая жила в ее сердце, была ее речью, ее даром общения с людьми. Ее любят и помнят не только на Тамбовщине и в Воронеже. "Вторая Мордасова" - так говорят о тех, кого хотят похвалить за выдающееся искусство петь частушки и песни, за красоту голоса. В этой поговорке существующей во всех уголках России, отразились и необыкновенная популярность, и всенародное восхищение ее манерой пения.

Вспоминая любимую подругу

"Марию Николаевну Мордасову я знаю давно - со времен войны, когда услышала по радио ее звонкий, задорный, жизнеутверждающий голос. Как точно передавала тогда певица веру в победу, неиссякаемый оптимизм солдата, его преданность долгу! Опыт народа, его история, труд и мечты проходят через мордасовские частушки и припевки не случайно. Ведь артистка плоть от плоти народа. Своей любовью и приверженностью к усской народной песне певица продолжила эстафету таких прославленных ее пропагандистов, как М.Пятницкий, О.Ковалева, Л.Русланова. Но главная заслуга Мордасовой, на мой взгляд, состоит в том, что она не просто сделала народную частушку достоянием профессионального искусства, а показала ее многообразную красоту и жизненную силу. Необычайно мелодичное и интонационное богатство мордасовской частушки роднит ее с лирической песнью, выражающей думы и чувства людей труда, их радости и боли". - именно так пишет в своих мемуарах о лучшей подруге, Народная артистка СССР Людмила Георгиевна Зыкина, которая не только приезжала к Марии Николаевне на юбилеи, но и будучи на гастролях в столице Черноземья, всегда отправлялась первым делом к подруге. Их породнила русская песня, сдружила на всю жизнь.


В одном из своих интервью Зыкина как-то рассказала, что в свое время Юрий Гагарин предложил ей: «Давай махнем в Воронеж, я гармонь возьму, споем вместе мордасовские частушки «прилететь бы поискать туфли межпланетные…» Вот концерт будет – Мордасова, Зыкина и… Гагарин!».

Тамбовская канарейка

Да, практически вся жизнь и творчество Марии Николаевны связано с Воронежем, но родилась она в 1915 году на Тамбовщине в деревне Нижняя Мазовка Черняновского уезда. Семья была многодетной, знавшей, что такое и нужда, и голод, и непосильный труд. Это была певучая семья, от шестого колена. Здесь русскую песню любили, пение почитали как труд, как дело. Прапрабабушка Марии Николаевны и пела, и хороводила, и даже говорила в рифму. Бабка Марии Николаевны много знала песен, а дед Степан не мог прожить без них и дня. Отец Марии Мордасовой читал своим детям произведения Кольцова, Некрасова, Тютчева, Фета, а Дядя, будучи путешественником умел увлекательно рассказывать о больших городах и неведомых дальних краях. Мать Мордасовой, Прасковья Прокофьевна была лучшая в округе песенница. Как вспоминала Мария Николаевна, "Бывало, выйдет деревня на Малиновский луг попеть или распоется на посиделках, на покосе, в поле - все равно где, - и тут же мама становится заглавной исполнительницей песен, частушек, страданий, круговых барынь. " И Весь огромный набор песен, который у нее был, шуточных, любовных, лирических, всяких рассыпух, завлекалочек, присказулечек, веселушек, перегудок. досталось Марии Николаевне как приданное, и в последствии составили основу ее богатейшего репертуара. Когда Маруся подросла - стала дояркой, с десяти лет работала в поле, на огороде, на сенокосе. В лютый мороз будущей всенародно любимой певице ходить в колодец за водой, а колодец возле фермы всегда промерзал до дна, и приходилось с ломом бегать на реку, долбить лед. затем ее выбрали бригадиром полеводческой бригады.


Безусловно, когда в семье такая любовь к песне, Мария Николаевна не могла не увлечься музыкой - вначале она просто подражала своей матери, а затем, судьбоносную роль в жизни певицы сыграла встреча с супругами Загуменовыми, сельскими учителями, которые услышав, как бригадир поет частушки, удивляя всех своим сильным голосом и своеобразной интонацией предложили участвовать в хоре, организованным ими при сельском клубе. Мордасова дала согласие, и попав на сцену, как говорится "прикипела" к ней на всю жизнь. В Тамбовском хоре она получила первые навыки, приобрела культуру пения. Первый успех пришел к Марусе в 1938 году, когда она приняла участие в смотре артистов самодеятельности, проходившем в областном центре. Получив высокую оценку жюри, особого карьерного роста не произошло и Мария Николаевна продолжила работу в колхозе. А однажды Марии Мордасовой сообщили, что придется выступать в клубе Тамбовского артиллерийского училища. Сначала молодая певица обрадовалась, но вспомнила, что ей не в чем выходить на сцену, нет ни платья, ни туфель. Но из положения вышли, платье нашли, а вот вместо туфель сплели лапти и Мария Николаевна вышла на сцену и под дружны аплодисменты зала спела "Эх, лапти мои" и получила в подарок от курсантов первые в своей жизни настоящие фабричные туфли.

Взлет карьеры Марии Мордасовой наступил тогда, когда незадолго да начала Великой Отечественной войны она переехала жить в Воронеж и устроилась работать швеей на фабрику имени "1 Мая". На фабрике было все и ссоры с мастером, которая хотела сделать из певицы брючницу, а ей хотелось шить платья. И однажды стоя в коридоре Мария услышала звуки музыки, доносившееся со второго этажа, там пел хор. У нее возникли сомнения, почти как у Гамлета "примут или не примут", но все-таки пошла, встала в сторонке во время очередной репетиции и услышав, что она из исполнительниц неправильно брала подголосок в захаровской "Дороженьке". не выдержала, во весь голос выдала фразу. и убежала. Её заметили, разыскали, пригласили и началась у Марии Мордасовой новая жизнь.

На фронтах Великой Отечественной.


В 1941 году началась Великая Отечественная война. Фабрика стала выпускать одежду для фронта: телогрейки, шинели, бушлаты. из обрезков мастерили кисеты вышивали их. Давали по три концерта в день вселяя уверенность. В 1943 году по решению Советского правительства под руководством К. Массалитинова и Г. Рогинской создается Воронежский русский народный хор. Мордасовой пришла телеграмма, в то время Мария Николаевна приехала в Тамбов к матери. И по снежной дороге под отдаленный гул артиллерийской коннонады пошла в прифронтовое, переполненное эвакуированными людьми село "Анна". Пришла первой, жить было негде, ютились по шесть - семь человек в одной избе, ели мерзлую картошку, да свеклу, а репетировали в неотапливаемом помещении клуба, да к тому же с выбитыми стеклами.

Мордасова поет то трогаюдщие солдатскую душу и сердце протяжные и строгие песни, то веселые и задорные. Вместе с новым коллективом выступает на фронтах, в боевых частях, в госпиталях. Не стало исключением и то, что в 1944 наряду с многими деятелями культуры и искусства того времени Мария Мордасова одна из первых поддержала инициативу комсомольцев хора - на личные сбережения построить танк Т-34. Его назвали "Русская песня", а на броне красовалась мордасовская частушка:

"Пусть танкист-гвардеец сядет,

Смело песню запоет:

С "Русской песней" не погибну -

Песня русская спасет!

Этот танк в составе гвардейской части прошел от Дона до Дуная, принимал участие в освобождении Вены от фашистов.

В архивах Государственного академического Воронежского русского народного хора имени К.И. Массалитинова сохранился ответ Мордасовой на письмо, в котором фронтовики писали: «17 декабря 1944 года, мы фронтовики слушали выступление Воронежского хора, исполнявшего русские народные песни. Мы отдохнули от напряженных только что боев, с большим желанием прослушали русские песни. Это было самое хорошее время. Рядовые, сержанты и офицеры части прошли славный боевой путь. В 1942 году под Воронежем остановили немецко-фашистских захватчиков. Мы измотали врага активной обороной, а затем разбили. Мы все видели развалины города Воронежа, мы разгромили врага и выгнали его… Мы не только освободили г. Воронеж, мы освободили всю нашу прекрасную цветущую Родину… Приближается новый 1945 год, год нашей окончательной победы над врагом. Мы вам желаем в новом году новых творческих успехов. Исполняйте новые народные русские песни. Большую благодарность посылаем активной участнице и исполнительнице хора тов. Мордасовой».


Письма со словами благодарности в адрес Марии Николаевны Мордасовой продолжают приходить в хор и по сей день, спустя много лет после того, как ее не стало. Вот что пишет из далекого города Усолье-Сибирское Серебрякова Валентина Семеновна: «Не видим мы Мордасову на экране телевизора много лет, не слышим ее голосочка. Ведь Мария Николаевна была соль земли и свет земли. Истосковались мы о ней. Ведь когда были голодные годы войны, русская народная песня поднимала дух и духовно кормила народ. Если есть русская песня, значит, есть Россия».

В 1945 году хор отправился на гастроли по всему Советскому Союзу. Маршруты пролегали от Мурманска до Кушки, от Камчатки до Калининграда. За время своей работы в этом коллективе, Мария Николаевна Мордасова дала несколько тысяч концертов, были встречи на целине, БАМе, Сахалине с войнами армии и флота, с рабочими коллективами на селе. Её записи, интервью в прессе и выступления на радио знал каждый советский гражданин.

В победном 45-м Мария Николаевна выходит замуж за баяниста Воронежского хора Ивана Руденко, создав не только крепкий семейный, но и успешный творческий союз.

В хоре Мордасова проработала тридцать лет, получила признание как самобытная, яркая исполнительница и автор текстов и напевов. Кстати, фольклор Мария Николаевна собирала по всей стране, записывала, запоминала. Иногда услышав какое-нибудь слово, строчки рождались сами собой. Мелодии к ним писал ее муж, с которым они прожили более 40 лет.

После ухода из хора она вместе с мужем перешла работать в Воронежскую филармонию и занялась концертной деятельностью в составе ансамбля "Мы из Воронежа". Вновь были гастроли по Светскому Союзу и даже за рубежом. А в 1981 году ей было присвоено звание "Народный артист СССР". А несколькими годами позже и звание Героя Социалистического Труда.

Звезда погасла

К тому времени Мария Николаевна уже покинула сцену, на старости лет занявшись написанием мемуаров.

В доме номер 9 на площади имени Ленина, где ныне установлена мемориальная доска, в стенах этой скромной двухкомнатной квартиры заканчивалась жизнь стареющей, а потому постепенно теряющей к себе интерес со стороны былых поклонников, Великой певицы.

Уход со сцены серьёзно подорвал душевное здоровье Марии Николаевны. У нее начались приступы депрессии. А после того как тяжело заболел и впал в кому любимый муж и соратник Иван Руденко, у бывшей Королевы частушек произошёл нервный срыв.

В итоге Марию Мордасову отправили в психиатрическую больницу в поселке Тенистый. Позже её перевели в городскую больницу скорой медицинской помощи, где 25 сентября 1997 года на 82 году жизни великая певица и умерла от кровоизлияния в мозг.

На адрес Главы администрации Воронежской области была прислана правительственная телеграмма с соболезнования по случаю кончины певицы от Президента России Б.Н. Ельцина. А на одном из многочисленных венков было написано "Великой певице от Людмилы Зыкиной"

А спустя четыре месяца рядом с могилой Народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, Почётного гражданина Воронежа Марии Николаевна Мордасовой погребли ее мужа и бессменного аккомпаниатора Заслуженного артиста РСФСР Ивана Михайловича Руденко, который все эти четыре месяца пролежал в коме и скончался, не приходя в сознание, так и не узнав, что его Маруся первой ушла из жизни.

Но память о ней живет

В 2013 году на Тамбовщине в ноябре провели Межрегиональный фестиваль «Тамбовская канарейка», посвященном М.Н. Мордасовой. Его учредителями являются Министерство культуры Российской Федерации; Управление культуры и архивного дела Тамбовской области; ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга» при содействии ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества». Основная миссия фестиваля состоит в сохранении и преемственность народно-певческих традиций, выявлении и поддержке самобытных исполнителей народной песни и частушки, популяризации творческого наследия Марии Николаевны. В фестивале принимают участие исполнители народных песен, частушек, наигрышей, как в сольном пении, так и в ансамблевом исполнении люди от 10 до 18 лет и старше. Конкурсанты представляют два произведения: песня или частушка из репертуара М.Н. Мордасовой, народная песня по выбору. Приветствуется исполнение произведений из репертуара М.Н. Мордасовой в собственной аранжировке или обработке, а также исполнение народной песни без сопровождения. И никаких фонограмм. Критерии оценки включают в себя: оригинальность программы, отражение в репертуаре местного материала, художественное впечатление, степень владения приемами народного исполнительства, стилистику народно-сценического костюма, использование традиционных музыкальных инструментов. По итогам конкурсного прослушивания жюри определяет лауреатов I, II, III степеней в каждой номинации и возрастной группе. Победителям вручаются памятные призы.

В 2005 году в Воронеже состоялось открытие состоялось торжественное открытие «Музея-квартиры М. Н. Мордасовой», в праздник Дней славянской письменности и культуры. В экспозиции показан творческий и жизненный путь певицы. Выставлены предметы быта, произведения искусства, концертные костюмы, которые к слову Мария Николаевна делала своими руками, долго подбирая цвета и принты, а также письма, фотографии, документы, записи песен и частушек, музыкальные инструменты.

Мария Николаевна была широкой души человек. Слава ее нисколько не испортила. Она свободно общалась с людьми. Не показывала своего превосходства или высокомерия. Могла запросто угостить чаем любого посетителя.

Следующая частушка


Известная на всю страну исполнительница русских песен и частушек, она при жизни была удостоена всех самых высочайших званий, которыми в СССР оценивалась артистическая деятельность. Почётный гражданин Воронежа, Мария Николаевна Мордасова была и Героем Социалистического Труда, и Народной артисткой СССР. Но все-таки главным достижением ее жизни была корона всенародной любви, которую граждане бывшего СССР водрузили на голову «Королевы частушек».


Королева частушек Мария Николаевна Мордасова

Маруся Мордасова, как называла она себя при жизни, родилась 14 февраля 1915 года в деревне Нижняя Мазовка (сегодня – село Черняное Тамбовской области) в многодетной крестьянской семье.


Семья М.Н. Мордасовой и ее родина — село Чернявное

Мать ее, Прасковья Прокофьевна, была лучшая в округе песенница. Во многом именно влиянием матери объясняется раннее увлечение будущей великой певице музыкой – вначале она просто ей подражала. Учась в школе, Маруся Мордасова развивала свой песенный талант в хоре, а через некоторое время стала выступать на сцене сельского клуба.


Государственный академический Воронежский русский народный хор им.К.И. Массалитинова на родине М.Н. Мордасовой в селе Черняное Тамбовской области

Впрочем, о «профессиональной» музыкальной карьере на тот момент у девушки вряд ли была и мысль – родившись в многодетной семье, она должна была помогать ее обеспечивать. Трудовая биография будущей Народной артистки СССР Марии Мордасовой началась с работы дояркой. В 1938 году к певице-любительнице пришел первый успех. Она приняла участие в смотре артистов самодеятельности в областном центре – Тамбове. И там ее талант был высоко оценен жюри. Впрочем, это не повлекло за собой никаких последствий – артистка самодеятельности вынуждена была вернуться к работе доярки.


В конце 30-х годов Маруся Мордасова переехала в Воронеж, где устроилась работать на швейную фабрику. Ее увлечение было с ней и на новом месте, и новоиспеченная швея не переставала петь в свободное от работы время.


На швейной фабрике

Начало профессиональной карьеры и первый артистический успех Марии Мордасовой связаны с Великой Отечественной войной. Именно в военный 1942-й в Воронежской области, в селе Анна был создан народный хор, в составе которого волей случая и оказалась будущая великая певица.


Одно из первых выступлений Воронежского русского народного хора (Воронеж, 1943 год)

Как известно, первый концерт нового ансамбля состоялся в Воронеже, в 1943 году — после окончательного освобождения города от немецких войск. На том концерте и взошла звезда Марии Мордасовой. Радио волны разнесли по всей стране искрометные частушки в исполнении молодой солистки Воронежского народного хора.


Выступает Мария Мордасова

В 1945 году Мария Николаевна вышла замуж за баяниста Воронежского хора Ивана Руденко, создав не только крепкий семейный, но и успешный творческий союз.


Творческий и супружеский союз: Мария Мордасова и Ивана Руденко

В те самые годы Воронежский народный хор отправился на гастроли по всему СССР. За время своей работы в этом коллективе, Мария Николаевна вместе с мужем дали несколько тысяч концертов, песней прославив Воронеж едва ли не в каждом населенном пункте громадной страны.
Тогда же и начал складываться образ Королевы частушек — неутомимой собирательницы народных песен, автора более трехсот частушек и припевок, включая знаменитые «Топится, топится в огороде баня» и «Всю неделю с милым врозь, в воскресенье вместе» – классические мордасовские частушки, которым подпевала вся страна.


Мария Мордасова: рождение «Королевы частушек»

В Воронежском народном хоре Мария Николаевна прослужила 30 лет, вплоть до 1971 года, когда она вместе со своим мужем Иваном Руденко перешла на работу в Воронежскую филармонию, занявшись концертной деятельностью в составе ансамбля «Мы из Воронежа».


Мария Мордасова и Иван Руденко в составе ансамбля «Мы из Воронежа»

Следующие десять лет той гастрольной деятельности по России, а также за рубежом укрепили за Мордасовой звание Королевы частушек. И 27 августа 1981 года Марии Николаевне Мордасовой было присвоено звание «Народный артист СССР».


Народная артистка СССР М.Н. Мордасова

А еще шесть лет спустя Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1987 года за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства народной артистке СССР Мордасовой Марии Николаевне было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».


Два Героя Социалистического Труда: Народные артисты СССР, прославленные исполнительницы русских народных песен Л.Г. Зыкина и М.Н. Мордасов

К тому времени Мария Николаевна уже покинула сцену, на старости лет занявшись написанием мемуаров. Жизнь Королевы частушек заканчивалась в стенах этой скромной двухкомнатной квартиры как самая грустная песня, заставляя вспомнить древнее изречение «sic gloria transit mundi» — так проходит земная слава.


Квартира-музей М.Н. Мордасовой

Для частушечной примадоны, пережившей распад Советского Союза — страны, в которой она была знаменитой, — не нашлось в переустраиваемой России места, достойного ее заслугам и таланту. Песни Мордасовой, на которых выросло несколько поколений советских людей, мало-помалу исчезли из российского теле- и радиоэфира. А новая жизнь в лице продюсеров вывела на подмостки отечественной эстрады артистов нового формата.


Навсегда остановленные, часы в квартире-музее М.Н. Мордасовой

Уход со сцены серьёзно подорвал душевное здоровье Марии Николаевны. У нее начались приступы депрессии. А после того как тяжело заболел и впал в кому любимый муж и соратник Иван Руденко, у бывшей Королевы частушек произошёл нервный срыв. В итоге Марию Мордасову отправили в психиатрическую больницу в поселке Тенистый, а позже перевели в городскую больницу скорой медицинской помощи, где 25 сентября 1997 года великая частушечница и умерла — от кровоизлияния в мозг.


Могила М.Н. Мордасовой на Коминтерновском кладбище города Воронежа

А спустя четыре месяца рядом с могилой Народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда и Почётного гражданина Воронежа Марии Николаевна Мордасовой погребли ее мужа и бессменного аккомпаниатора Заслуженного артиста РСФСР Ивана Михайловича Руденко, который все эти четыре месяца пролежал в коме и скончался, не приходя в сознание, так и не узнав, что его Маруся первой ушла из жизни…


Фотография Марии Мордасовой и Ивана Руденко в квартире-музее М.Н. Мордасовой

Но на этом могла бы и закончится история русской Королевы частушек. Но в 1998 году на стене дома, где жила певица, появилась эта мемориальная доска… Затем именем Мордасовой была названа одна из воронежских улиц… И, наконец, в мае 2005-го года квартира, где прошли последние годы жизни Марии Николаевны, была преобразована в музей Великой частушечницы.


Открытие мемориальной доски на доме, где жила М.Н. Мордасова

Ныне квартира-музей Мордасовой в Воронеже — это одно из самых необычных российских учреждений культуры, настоящий очаг ее, согревающий душу человека. Музейные экспонаты здесь смогли ужиться с посетителями, многие из которых приходят к Мордасовой, не как в музей, а, как в дом, ее именем открывающий свои двери людям, для которых незамысловатая русская песня была и продолжает оставаться воплощением великого духа великой страны.


Продолжательница дела «Королевы частушек», Народная артистка РФ Екатерина Молодцовав в музее-квартире своей учительницы М. Н. Мордасовой

Следующая частушка

На днях мне удалось побывать в гостях, в удивительном месте, где всегда звучат музыка и напевы русских частушек, хотя самой хозяйки квартиры уже нет в живых. Но живо ее творчество, ее песни и любовь к русской культуре.

Колокольчик

Н. Пророк. Колокольчик "Мария Мордасова". Коллекция Ю.Чуриловой

Мемориальная табличка

В центре Воронежа на одном из домов, первые два этаже которого, относятся еще к довоенному времени, установлена мемориальная доска с портретом народной артистки СССР, исполнительницы русских песен, почетного гражданина города Воронеж – Марии Николаевны Мордасовой. Посетить ее квартиру, в которой артистка проживала с 1958 года, стало возможным с 2005 года, но в этом году здесь особенно оживленно, ведь 14 февраля Марии Николаевне исполнилось бы 100 лет.

М.Н. Мордасова родилась 14 февраля (1 февраля по старому стилю) 1915 года в деревне Нижняя Мазовка, Тамбовская область, в многодетной крестьянской семье. Отец, Николай Степанович, был первым грамотеем на селе, очень любил стихи, много читал, познакомил детей с поэзией Пушкина, Никитина, Кольцова. Все родные Мордасовой были наделены певческим талантом, их знали в соседних деревнях, но больше всех песен знала мать, Прасковья Прокофьевна, лучшая в округе певунья. Песенный дар у девочки проявился уже в детстве, ее мать была лучшей исполнительницей песен в округе, и Мария с малых лет выступала на сельских праздниках и торжествах. По словам самой Марии Николаевны, мама ей оставила целый сундук с песнями в наследство. Будущая артистка пела в школьном хоре, затем в сельском клубе. Выйдя замуж и переехав в Воронеж, она становится солисткой самодеятельного народного хора при воронежской швейной фабрике. Свой первый концерт хор дал в освобождённом Воронеже в январе 1943 года. Вся страна услышала молодой и задорный голос Марии Мордасовой. По словам гвардии генерал-лейтенанта И.Н. Русиянова "концерты Марии Николаевны были незабываемы, голос ее звучал так звонко, озорно и радостно, что душа наполнялась уверенностью в скорой победе". В военные годы она уже является солисткой Воронежского русского народного хора, в 1955 году получает звание заслуженной артистки РСФСР, а еще через три года – народной артистки РСФСР. Певица Мария Мордасова прославилась в первую очередь как исполнительница частушек, которые сумела вывести в отдельный музыкальный жанр.

Карта с отмеченными городами в которых М.Н. Мордасова выступала с концертами

Карта с отмеченными городами в которых М.Н. Мордасова выступала с концертами. Увеличить

Афиша

"Я испытываю наслаждение, с каким частушки играют словом, поворачивая его как игрушку разными сторонами. Вот, например, слово "милый" - милёнок, милёк, дорогунчик, дроля, золотой золотаюшка, душонок, залёточка, хорошечка, ягодка, сокол, гулюшка, страдашечка, шураня, роза, цветок" (М. Мордасова).

Мария Николаевна сложила более 300 частушек и припевок. Самые популярные – это "Тимоня", "Колхозные напевы", "Соперницы". В гастрольных поездках по селам собирала народный фольклор, находила время послушать народных певцов, запомнить напевы, записать слова. Мария Николаевна отзывалась своей частушкой на все события современности, ее популярность была необычайно велика, частушки в исполнении Марии Мордасовой звучали в каждом доме.

"Всегда верила и верю: песня учит добру, сплачивает, укрепляет дух коллективизма. Песня – надежный, верный спутник, товарищ в любую пору народной жизни" (М. Мордасова).

В воронежской квартире Мария Николаевна проживала вместе со своим вторым мужем Иваном Руденко – известным баянистом Воронежского хора. Это был не только крепкий семейный, но и успешный творческий союз. Они вместе гастролировали по стране и за рубежом, записывали новые песни, работали в филармонии. Его музыка и ее песня жили в сердцах миллионов людей, это был их дар общения с народом.

Фотографии из личного архива М.Н. Мордасовой

Фотографии из личного архива М.Н. Мордасовой

Сейчас в квартире-музее можно познакомиться с личными вещами артистки, предметами интерьера и сувенирами, привезенными из разных стран. Представлены пестрые шали, письма, фотографии, музыкальные инструменты.

Украшением музея стали концертные костюмы народной артистки, часть которых она шила сама, в том числе и знаменитое сценическое платье из черного бархата, обшитое бисером и кружевами.

Костюм М.Н. Мордасовой

Костюм М.Н. Мордасовой

Костюм М.Н. Мордасовой

Костюм М.Н. Мордасовой

Костюм М.Н. Мордасовой, 1950

Сценический костюм М.Н. Мордасовой в стиле Павловского уезда Воронежской губернии, 1950 г.

В центре гостиной находится портрет артистки, написанный, воронежским художником Г.А. Гончаровым в 1948 году.

Г.А. Гончаров. Портрет М.Н. Мордасовой

Г.А. Гончаров. Портрет М.Н. Мордасовой

Творчество Марии Николаевны было настолько популярным, что она ежедневно получала письма из разных городов Советского Союза. Поклонники выражали ей свою любовь, спрашивали советы, поздравляли с праздниками. Таких писем и поздравительных открыток очень много, целый сундук, который занимает центральное место при входе в музей-квартиру. Все письма Мария Мордасова бережно хранила, ни одного из них не оставляла без внимания.

Сундук с письмами от поклонников

Сундук с письмами от поклонников

В целом, сейчас в квартире такая же атмосфера, как и при жизни Марии Николаевны, ее личные вещи, предметы быта, которые до сих пор исправно работают: на кухне – холодильник ЗИЛ и шкаф с ее книгами, в спальне – проигрыватель, швейная машинка Zinger.

Гостиная

Дневник Мордасовой

Дневник артистки, в котором она записывала частушки и стихи песен

В прошлом году на выставке сценического народного костюма в местном краеведческом музее было представлено несколько керамических фигурок, изображающих Марию Николаевну в нарядном платье и русском платке во время исполнения песен.

Костюм

Костюм

Костюм

Колокольчик

Выставка сценического костюма

Выставка сценического костюма

Тогда мне пришла в голову мысль, что хорошо бы иметь колокольчик, изображающий народную артистку. И вот, теперь, благодаря Наталье Борисовне Пророк, в моей коллекции есть колокольчик в форме барыни в красивом платье и русском платке, очень похожей на народную артистку, талантливую Марию Николаевну Мордасову, песенное наследие которой сохранило традиции русской культуры.

"Пела она чисто, всласть, словно любуясь про себя каждой ноткой, фразой, словом. Слушала я буквально завороженная, испытывая редчайшее удовольствие. ", - так говорила о ней певица, лучшая подруга, народная артистка СССР Людмила Зыкина.

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи». На выставке были представлены колокольчики с изображением символики и достопримечательностей городов и других уголков России, фотографии и впечатления о путешествиях.
Подробнее

Читайте также: