Коллективизация это операция частушки
Обновлено: 21.12.2024
но по-своему, с точки зрения молодого человека.
Революция, гражданская война. Красные и белые — те же русские люди — насмерть сражаются за свои идеи, за
Советы или против Советов. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своём, о своей короткой молодости и любви:
Красны-белы, сложьте ружья,
Замиритеся войной,
Отпустите наших миленьких
Нераненых домой!
В годы гражданской войны распространилось по всей
России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинским фольклором. Красные пели:
Эх, яблочко, куда котишься,
В Вечека попадешь – не воротишься.
Белые отвечали на тот же мотив:
Мимо пристани,
Будем рыбу кормить
Коммунистами.
Был и танец такой матросский «Яблочко».
Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим – нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается.
А потом попал в частушки и Сталин:
Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищ Сталин?
«Раскулачивать народ».
Когда окончательно выяснилось, что колхоз почти никогда не приводит к зажиточной жизни, то так и пели правду:
Как лавровская деревня
Начинает богатеть:
Окна тряпкой затыкают,
Чтоб вороне не влететь.
Частушка времён Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:
Мой милёнок на войне
А я тоже не гуляю,
На быке работаю.
И конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то далеко воюет:
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!
Частушки создавались и в среде интеллигенции.
Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю 20-ого столетия. А не собирали их потому, что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.
Вскоре после революции была создана знаменитая ВЧК
— Всероссийская чрезвычайная комиссия (будущий НКВД, а еще позднее — КГБ). Эта комиссия наводила ужас на людей. Но они все-таки не молчали:
Спела бы, да что-то,
(На Гороховой, 2, помешалась петроградская ВЧК.)
17 января голодного 1920 г . Корней Иванович
Чуковский записал в
свой дневник частушку, которую сообщил ему девятилетний сын:
Нету хлеба, нет муки,
Не дают большевики.
Нету хлеба, нету масла,
Немало озорных, вызывающих частушек, куплетов складывалось и в годы сталинского террора:
А еще:
Ах огурчики мои,
Помидорчики:
Сталин Кирова пришил
В коридорчике.
Президента Югославии Тито в последние годы жизни
Сталина в СССР называли не иначе как «кровавая собака»
Но вот умер Сталин, и отношения с
Югославией начали налаживаться. Люди старшего поколения не могут не помнить:
Дорогой товарищ Тито,
Ты теперь наш друг и брат!
Как сказал нам сам Никита,
Ты ни в чем не виноват.
А когда началась перестройка, заговорили о хозрасчете и. ничего не делали. Опустели магазины.
Перестройка — мать родная,
Хозрасчет — отец родной.
Чем родители такие,
Лучше буду сиротой!
Коммунистическое руководство провалилось, компартия была распущена. И посыпались частушки о партии:
Следующая частушка
Нету года без июля,
А июля без цветов.
Нет любви без поцелуя,
А иначе не любовь.
.
1
Не хотела я плясать,
Меня заставляют.
Изношу я сапоги,
Пущай подбивают.
2
Идти плясать
Или воротиться.
Недалеко убежать,
Милого спроситься.
3
Пойду плясать,
Только пол трещит.
.
1
Ох, вожди, вы вожди,
От вас хорошего не жди:
Тот — тиран, этот — дурак,
Третьим вертят так и сяк.
2
Если вождь — то веди!
Только не в болото.
Раньше времени мне
Сдохнуть неохота.
3
Количество комментариев: 01
Хрущев всех насмешил
Коммунизма планом,
Ну а Ельцин решил
Занять трон обманом.
2
Ельцин очень рвался к власти,
Наконец — прорвался!
А народ, кроме напасти,
С кукишем остался.
3
Количество комментариев: 11
Знаем мы, что за кордоном
Враг к войне готовится.
Против танков, самолетов
У нас штык да конница.
2
Если враг пойдет войною,
Мы поедем воевать,
А евреи нам с эстрады
Будут песни.
1
Собирайтеся, крестьянки,
Делегаток выбирать.
Там ума от вас не надо —
Просто руки кверху драть.
2
Просим Сталина родного
Депутатом быть от нас.
Хорошо, что нам оставил
Корку хлеба.
1
Журналиста все труднее
Приходится понимать:
Кому только зад лизали —
Теперь начали ругать.
2
Мы писателей зовем
Душ всех инженерами.
Ну а я бы их назвал
Просто.
1
Если будешь журналистом,
То реши простой вопрос:
Надо или быть Иудой,
Иль распятым, как Христос.
2
Журналисты у нас
Свое дело знают!
Перед партией, как шавки,
Хвостиком виляют.
3
Количество комментариев: 01
По завету Ленина,
По совету Сталина,
Мы построили колхозы —
Погубить крестьянина.
2
Человеческое счастье
Это ты нам, Сталин, дал:
Отнял землю, отнял волю,
Силой всех в колхоз загнал.
.
1
С комсомольцем мне мамаша
Гулять больше не велит:
Говорит мне, что он лодырь,
Вор, обманщик и бандит.
2
Комсомольцы всюду значатся
Во всех больших делах:
На гулянке-.
1
Всем народом обсуждаем
Конституцию свою.
Мы обязанности знаем.
О правах. не говорю.
2
В Конституции слова:
«У всех равные права»,
А на деле — тот и прав,
У кого.
1
Скоро в армию уедем,
Осталось немножко.
Самый нужный предмет
Там — большая ложка!
2
Скоро в армию миленка
На два года провожу
И на память ему ложку
На пол-литра положу.
3
Количество комментариев: 01
Неспроста немцы России
Войну объявляли:
Они Ленину царя
Скинуть помогали.
2
Называет себя Ленин:
— Я народник и марксист! —
Просто ты шпион немецкий
И к тому еще — артист.
3
Количество комментариев: 21
Хрущев Сталину посмертно
Не давал покою,
После Брежнев самого
В «парашу» башкою.
2
Сталин выиграл войну,
Ленин — революцию,
Хрущев — деньги заменил,
Брежнев — Конституцию.
3
Количество комментариев: 01
Перестройки нашей зодчий,
Гениальный Михаил —
Любопытно знать нам очень:
Где до этого он был?
2
Захотел все Горбачев
Переделать вроде.
«Миша меченый» его
Прозвали в народе.
3
Количество комментариев: 01
Пятилетку надо выполнить
Шахтерам, токарям,
Чтоб начальству дали премии
И знамя дали нам.
2
Пятилетку надо выполнить
Пораньше на годок.
Все штаны мои в заплатах —
.
1
Все на Сталина свалили:
Одного его, мол, бей! —
Чтоб оставили в покое
Его кодлу палачей.
2
Этот русский наш народ
И сам черт не разберет:
За вождя и за отца
Почитали.
1
Бога нет, царя не надо,
Буржуазию побьем,
Во главе с вождем любимым
В ад прямехонько пойдем.
2
У буржуев взяли власть!
А что делать с нею?
Отказался честный взять
Отдали злодею.
Следующая частушка
Подробнее см. в листах дела ( внизу страницы ).
Раскулачивание — политическая репрессия, применявшаяся в административном порядке местными советскими органами исполнительной власти по политическим и социальным признакам.
Термин "раскулачивание" достаточно широко применялся в актах, которыми руководствовались органы, принимавшие решения, связанные с применением репрессий.
"Раскулачивание" было связано с различными видами ограничений прав и свобод граждан, подвергавшихся репрессиям по классовыми, социальным и имущественным признакам: конфискация сельскохозяйственных инструментов, личного имущества, жилых помещений, скота и птицы, продуктов питания, выселение за пределы населенного пункта, выселение за пределы губернии/области, высылка на Север, в Сибирь, на Дальний Восток, в Казахстан и др.
Следующая частушка
ТАШПЕКОВ Геннадий Александрович - кандидат исторических наук, докторант Саратовского государственного университета.
В тридцатые годы в СССР, с одной стороны, ломались вековые устои крестьянской жизни, а с другой стороны, страна бурно развивала промышленность, в народе насаждался энтузиазм в отношении достижения "светлых" целей. Истинные же народные представления во многих случаях не фиксировались в документах. Поэтому изучить внутренний мир людей деревни того времени - задача предельно сложная. В последнее время ее решение в какой-то мере облегчает доступ к информации о политических настроениях советских людей, которую регулярно собирали в те годы органы НКВД. Их доклады свидетельствуют, например, что критический настрой и политический нигилизм достаточно широко распространились в обществе.
Исторические эпохи находят отражение в народном творчестве, например, в частушках 1 . При этом деревенские частушки были гораздо более распространены, чем городские. К ним мы и обратимся с целью изучить отношение крестьян к своей жизни в 30-х годах. Авторство многих частушек - традиционно коротких четверостиший, которые передавались в основном устно и лишь иногда записывались, - установить практически невозможно. Некоторые из них, откровенно пропагандирующие позитивный образ советского общества, несомненно, создавались под влиянием официальной пропаганды. Подлинно народные частушки обнаруживают боль и отчаяние крестьян, часть которых лишили собственности, депортировали во время раскулачивания, или отражают их обреченную подчиненность трагической судьбе.
Объективности ради следует отметить, что, с точки зрения социальной психологии, процесс коллективизации не был однозначным. На начальном этапе коллективизации крестьян убеждали в преимуществах коллективного труда: механизации производства, защищенности, в какой-то мере, от капризов природы:
Плугом мучаешь скотину,
Горбишь спину, а не сыт,
А в колхозе мы машину
Купим в складчину, в кредит 2 .
Стороны природы крестьянина - собственник и труженик - составляют диалектическое единство. Реальный собственник предполагает в крестьянине труженика, а труженик - реального собственника. Перестав быть индивидуальным собственником и не превратившись в реального коллективного собственника, крестьяне утрачивали интерес к труду:
Бригадир дает звонок,
Я гляжу в окошко.
Бригадира не видать,
Полежу немножко.
С 1930 г. было положено начало отчуждению крестьянина от средств производства и результатов труда, что повлекло за собой дальнейшую утрату чувства хозяина, рост апатии и пессимизма. Оказавшись бесправным, крестьянин, главной обязанностью которого являлся каждодневный многочасовой труд на полях и выполнение "первой заповеди" – сдачи хлеба государству - тем более не был заинтересован в колхозном производстве, в сохранении и приумножении общественного достояния. Пропаганда коллективизма, насаждаемого официальной идеологией, не всегда соотносилась с жизненными реалиями. В основе коллективизма лежит общественная собственность. Если собственность отчуждена, члены "коллектива" не имеют общего интереса, а если имеют, то он не совпадает с интересами собственника, т.е. государства. Интерес крестьянина по отношению к общественной собственности приобретает негативный характер, выражающийся в принципе: поменьше сделать - побольше получить. Однако многие годы сельчанин от общественного хозяйства практически ничего не получал.
Официальная аграрная политика в известной мере опиралась на распространенные среди части крестьянства уравнительные тенденции. Примером беспощадности уравнительной стихии является кампания по уничтожению "кулака" как класса. Списки кулацких хозяйств вместе с уполномоченными райисполкомов составляли сельские Советы, в состав которых входило в основном малоимущее крестьянство. Члены Советов, а также батрацко-бедняцкие группы стремились расширить круг хозяйств, подлежащих раскулачиванию, ибо конфискованное у "кулаков" имущество передавалось в неделимые фонды колхозов, а нередко и распределялось среди бедноты. Побудительными мотивами действий выступали нередко такие низменные чувства, как зависть и жадность. Характерные частушки, несущие след уравнительной тенденции, сохраняются в народной памяти в течение уже семидесяти лет:
Эх, яблочко
огородное!
Прижимай кулаков -
Все народное!
В классовой борьбе происходила ломка сознания крестьянина. Вырабатывалась неприязнь к богатым и богатству вообще. Самыми жестокими мерами вытравлялось само стремление к зажиточной жизни. Властвующая верхушка осуществляла деятельность по разобщению сельского сообщества, утверждению в нем атмосферы вражды и насилия:
Враг-вражина,
Куркуль-кулачина
Кору жрет,
Вошей бьет,
С куркулихой гуляет -
Ветром шатает.
В российской деревне культивировались подозрительность и нетерпимость, формировались социально-психологические предпосылки политического экстремизма, произвола и насилия. Крестьяне были поставлены перед неизбежностью утраты самого себя как хозяина, отчуждения от земли. Продолжавшие единолично вести хозяйство жили в постоянном страхе причисления к "кулакам", на них усиливалось финансово-налоговое давление. И в перспективе им оставалось либо уйти в город, либо "записаться" в колхоз:
Я надену красно платье
И пойду на сенокос.
Все равно единоличники
Запишутся в колхоз.
В 30-е годы сверху стимулировалась традиционная черта российского крестьянства - диаметрально противоположное отношение к местной и высшей властям. В массовом сознании ответственность за те или иные безобразия должны были нести местные власти, с центральными инстанциями связывалось общее представление о "справедливой народной власти", ее мудрости. Но и реальные бесправие, некомпетентность и злоупотребления местных властей поневоле заставляли население искать выход во вмешательстве извне:
Председателя колхоза
Уважай и уважай.
Жито вынесли в кармане,
А сказал - неурожай!
Бригадир идет по полю,
Начинает брать тоска.
Он намеряет, да мало -
Вот и черная доска 3 .
Одной из ключевых черт крестьянской психологии являлась тенденция к персонификации власти. Генезис этого социально-психологического феномена определялся как традиционными представлениями, глубинными, "монархическими ментальностями" ("Сталин-царь"), так и особенностями психологии крестьянства того времени. На протяжении рассматриваемого периода официальный "культ Сталина" превращается в один из ведущих элементов массового сознания деревенских жителей, да и не только их. Он активно использовался власть имущими для оправдания антинародной политики, способствовал укоренению штампов официальной идеологии в массовой психологии сельчан:
Жить зажиточно в колхозе -
Это дело наших рук.
Так сказал товарищ Сталин,
Наш любимый вождь и друг.
Идеология подменяла собой извечные нравственные ценности российских крестьян - уважение к труду, к нажитому честным трудом имуществу. Частушки отражают и печальную практику налогообложения, когда крестьянские хозяйства, не имея для этого возможности, обязаны были платить всевозможные налоги государству. Однако у людей хватало сил переосмыслить данную ситуацию юмористически, хотя юмор и невеселый. Особенно популярна тема сдачи налога куриными яйцами:
Нет у бабы курицы.
Пришла баба с улицы,
Села баба на гнездо -
Снести родному яйцо.
День сидела, два сидела.
А на третий улетела.
Больше бабу не видали,
Дюже много бабе дали.
Множество частушек связано с трагическими событиями 1932—1933 гг., когда значительная часть крестьян Нижневолжья голодала:
Рожь, пшеницу отправили за границу,
А цыганку-лебеду - колхозникам на еду.
Дранку, барду, кукурузу - Советскому Союзу.
А рожь, пшеницу отправили за границу.
При этом за пение некоторых частушек вполне можно было "заработать" тюремное заключение:
Был Николай хоть дурачок,
Да фунтовая французская булка —
Была пятачок.
А когда стал Совет,
То ни черта нет.
Между положением дел и тем, что провозглашала государственная идеология, существовала пропасть. Голодные 1932-1933 гг. легче пережили отдельные еще сохранившиеся к этому времени единоличные крестьянские хозяйства, нежели колхозники:
Единоличник гуляет по селу,
Полы раздуваются.
Колхозник-то наш
К смерти собирается.
Официальная пропаганда не упоминала о крестьянской трагедии. Так, в сборнике"Саратовские частушки" можно обнаружить следующее:
Нас не душат недороды,
Нищета нас не гнетет.
А в колхозе кто не лодырь,
Всяк зажиточно живет.
Убивалась раньше мать -
Негде хлебушка достать.
А теперь горюет мать -
Куда хлеб будем девать?
И все же эти годы не оставались беспросветными. В деревне появилась техника, выросло число грамотных и квалифицированных людей:
Ты, подружка, не гордись,
Что твой милый тракторист.
Мой миленок выше -
Агроном наш Гриша.
В том числе и женщин:
Милый месяц, смейся в выси,
Лей на крыши синий свет,
Ныне женщина в колхозе -
Полноправный человек.
При этом последним приходилось взваливать на свои плечи двойную ношу: семейная женщина наравне с мужчинами работала в колхозе и выполняла основную часть домашнего труда. Колхозницам не предоставляли оплачиваемых отпусков по беременности и родам. Народные частушки демонстрируют реалии гендерного распределения руководящих постов в колхозах:
Бабы сеют и боронят,
Огороды городят.
Мужики сидят в правленье,
Папиросами чадят.
Позитивные изменения произошли в культурно-бытовом плане. Было проведено электричество, налажено радио- и киновещание, построены школы, клубы и т.д. 4 :
Как в колхозы мы взошли,
Новый быт построили,
Клубы, ясли завели,
Бани и столовые.
Форсированная насильственная коллективизация сопровождалась наступлением на все
конфессии и, по существу, закончилась разгромом церкви - векового института сельской
общины:
Отец гонит самогон,
Чтоб залить кручину.
Сенька бросил все иконы
В щепки и лучины.
В целом, крестьяне, видимо, негативно относились к "революции сверху" в деревне и к
реалиям колхозной жизни:
Колхоз, колхоз
Не забуду сроду:
Пятилетку выполняли
Мы в четыре года.
Или:
Мы в колхозе работали,
Где же наши трудодни?
У коров хвосты крутили:
Пятилетке помогли.
Традиционная сельская культура, постепенно вытесняемая в процессе коллективизации и колхозного культурного строительства (что сопровождалось изменением статуса части крестьян), несла в себе множество светлых сторон, определявших нравственный облик деревни, нравственный облик крестьянина, в котором сочетался труженик, с одной стороны, и собственник - с другой. Нам это сочетание представляется в какой-то степени идеальным в том смысле, что оно предопределяло отношение к труду как источнику благосостояния и благосостоянию как к результату честного труда. При этом реальный крестьянский мир за многовековую историю буквально "пророс насквозь мифами, сказками, приметами, песнями" 5 , и вторжение в него классово зашоренной идеологии, по сути, означало его гибель. Но существенной формой самовыражения народа в советское время в основной своей массе являлись частушки, отражавшие взгляды и настроения, которые в крайне неоднозначной обстановке того времени было невозможно или очень трудно выразить в какой-либо иной форме.
Насколько широко распространились подобные частушки, неизвестно. Во всяком случае, органы НКВД, имевшие куда больше возможностей собирать информацию, чем нынешние историки, постоянно фиксировали народные анекдоты и частушки. Последние свидетельствовали: в мыслях советского народа искаженный официальный образ действительности — "жить стало лучше, жить стало веселее" (который оформлялся в "официальных" частушках) - высмеивался и отвергался. Однако все формы самовыражения, кроме соответствующей официальной, ставились вне закона. Народные настроения лишь по мере обострения ситуации в стране приближались к потенциально "подрывным".
_______
Следующая частушка
Коллективизация в зеркале политического юмора 1930-х гг.
«Растяну гармошку шире,
Пусть девчата подпоют,
Чтобы знали во всем мире,
Как колхозники живут» [1].
Бурное промышленное развитие начала 30х гг. XX в. было обеспечено кардинальными реформами в области сельского хозяйства. Ломка вековых устоев крестьянской жизни тридцатые годы в СССР, насаждение идей всеобщего коллективизма стали необходимыми условиями для осуществления коллективизации. Народную реакцию на события нач. 30-х гг. трудно отследить, т.к. в официальных документах она практически не отражалась, поэтому предельно сложной задачей представляется изучение внутреннего мира людей реформируемой деревни. Трудности, надежды и чаяния крестьян находят отражение в народном творчестве, например, в частушках [2] - сельском аналоге анекдота, который, в свою очередь, был распространен преимущественно в городе. К сожалению, авторство многих частушек и анекдотов установить невозможно, они передавались в основном устно и не были преданы письменной фиксации.
Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927 году. К началу сплошной коллективизации 1929 года в партийном руководстве победило мнение, что основным препятствием к объединению крестьян-бедняков и середняков является образовавшаяся за годы НЭПа более зажиточная прослойка в деревне — кулаки, а также их поддерживающая, и экономически зависящая от них социальная группа — «подкулачники».
Некоторые частушки пропагандировали положительный строй советского общества, но в большинстве случаев в юморе отражаются боль, безысходность и отчаяние крестьян, которых лишают собственности, депортируют, раскулачивают. Несмотря на кажущуюся беспросветность жизни колхозников начала 30-х, многие крестьяне были убеждены в преимуществе коллективного труда, о чем свидетельствуют примеры строительства общих домов-коммун по инициативе крестьян. А механизация производства могла защитить от форс-мажорных ситуаций и капризов природы.
Плугом мучаешь скотину,
Горбишь спину, а не сыт,
А в колхозе мы машину
Купим в складчину, в кредит [3].
Однако продолжение коллективизации не устроило многих крестьян, и те утрачивают интерес к труду, в связи с потерей земельной собственности:
«Говорят в колхозе плохо,
А в колхозе хорошо,
До обеда ищем соху [4], А с обеда – колесо».
С 1930 г. происходило отчуждение крестьянина от средств производства и результатов труда, что не могло не вызвать дальнейший рост апатии и пессимизма.
«Горевать мне нечего,Пашу с утра до вечера
А за эти трудодни
Только палочки [5] одни [6]».
«Мы в колхоз пошли, товарка, -
Были юбки складками.
А теперь мы щеголяем
На заду заплатками» [2].
«Хорошо тому живется,
Кто записан в бедноту, -
Хлеб на печку подается,
Как ленивому коту» [7].
Народная частушка свидетельствует о тяжести «великого перелома», отразившуюся в ухудшении материального положения. Так, школьники переиначили отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
«Кушай тюрю, Яша, Молочка-то нет. Где ж коровка наша? Увели, в совет!» [2].
В целом, крестьянская частушка двойственно отражает существовавшую ситуацию. Необходимо учесть, что частушка строилась на гиперболизации проблемы, поэтому в полной мере доверять народному юмору нельзя, однако основные реалии колхозного строя несомненно отражались в народной сатире, пусть даже часто в гротескной форме:
«Шел я лесом, видел чудо:Два крестьянина сидят.
Зубы черные, гнилые,
Лошадиный хвост едят» [2].
Кампания по уничтожению «кулака» как класса вызвал неоднозначную оценку у населения. Сельские советы, в состав которых входило преимущественно малоимущее крестьянство, стремились расширить круг хозяйств, подлежащих раскулачиванию, ведь конфискованные у «кулаков» средства передавались в фонды колхозов или распределялись среди бедноты.
«Через реченьку я шла —
Уточки закрякали.
Бедняки пошли в колхоз —
Кулаки заплакали» [8].
«На горе стоит береза,
Под березою — сугроб.
Большевистские колхозы
Кулака загнали в гроб!» [9].
Принуждение к работе и неудовлетворение вознаграждением за труд – одна из основных тем частушки:
«Сидит кошка на окошкеК ней подходит бригадир:
Иди, кошка, на работу,
А то хлеба не дадим» [2].
Одной из ключевых черт крестьянской психологии являлась тенденция к персонификации власти. Фигуры Ленина и Сталина особенно популярны, причем Ленин являет собой ностальгию о былых, «сытных» временах НЭПа.
«Как в Рахмановском колхозеЗарезали мерина.
Три недели кишки ели,
Поминали Ленина» [10].
И.В.Сталину в народном юморе 1930-х присущи качества тирана, безжалостного диктатора, однако мотивы отождествления вождя с мудрым учителем и заботливым хозяином также присутствуют.
«Вставай, Ленин, умри, Сталин,Мы в колхозе жить не станем…»[11].
Традиционное крестьянство, вытесняемое в процессе коллективизации и колхозного строительства, являлось базисной силой осуществления индустриализации. Великая сила и несгибаемая воля, умение приспосабливаться и не унывать – главные качества, отраженные в частушках, отражавших взгляды и настроения, которые в крайне неоднозначной обстановке того времени было невозможно или очень трудно выразить в какой-либо иной форме. Народный юмор является с этой точки зрения неоценимым источником.
Приложения
2. Частушки, приводимые в статье, в частности, собраны в населенных пунктах Московской и Рязанской областей.
4. Другой вариант – «сбрую».
5. Отметка о выполненном трудодне.
6. Мимо тещиного дома…: русская частушка/сост. Н.К. Старшинов. – М. Русская книга, 1995. С.258.
8. Колпакова Н.П. [Заметки о поездке на Терский берег] //Колпакова Н.П. Терский берег. - Вологда, 1937. - С. 171.
9. Ташпеков Г.А. Указ соч.
10. Н.К. Старшинов. Указ. соч. С.257.
11. Плотников И.Е. Коллективизация в устном народном творчестве//Крестьянство зауралья: Уроки истории и современность. Курган, 2001. С.25.
- Доходчиво и интересно о нашем прошлом
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»
Читайте также: