Классификация частушек по и в зырянова

Обновлено: 26.12.2024

Аникин В. П. Традиции жанра как критерий фольклорности // Русский фольклор. М.; Л., 1964. Вып. 10.

Боченкова О. В. Досуговая лирика села Котиха Арзамасского района Нижегородской обл. // «И нежный вкус родимой речи…»: сборник научных трудов, посвященный юбилею доктора филологических наук, профессора Л. А. Климковой / отв. ред. Е. Ю. Любова; АГПИ им. А. П. Гайдара. Арзамас: АГПИ, 2011.

Горелов А. А. Русская частушка в записях советского времени // Частушки в записях советского времени. М.; Л., 1965.

Жмурко О. И. Традиционный народный «лексикон» любви в Толковом словаре В. И. Даля и современных русских говорах // В. И. Даль в парадигме идей современной науки: язык – словесность – культура – воспитание: материалы V Всерос. науч. конф., Иваново, 14 апреля 2011г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011.

Зырянов И. В. О внутрижанровой классификации частушки // Русский фольклор. М.; Л., 1964. Вып. 9. С. 122–131.

Климас И. С. Фольклорная лексикология: своеобразие объекта, состав единиц, специфика лексикологических категорий // Дис. . доктора филологических наук. Курск, 2005.

Колпакова Н. П. Типы народной частушки // Русский фольклор. М.; Л., 1966. Вып. 10.

Лазутин С. Г. Русская частушка: Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1960.

Магницкий В. Песни крестьян с. Беловолжского, Чебоксарского уезда, Казанской губ. // Известия и ученые записки Казанского университета. Т. XIII. 1877.

Никулина Т. Е. «Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда» П. А. Флоренского как источник изучения костромского диалекта // Русские народные говоры: проблемы изучения: Тезисы докладов межвузовской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения проф. Г. Г. Мельниченко. Ярославль: ЯГПУ, 1997.

Осипов Б. И. Собрание частушек старой трактористки (Особенности письма и диалектные особенности в записях частушек сибирской крестьянки А. И. Грязных) // Фонетика и письмо в их эволюции и корреляции: сборник научных трудов / отв. ред. Б. И. Осипов. Омск: Омск. гос. ун-т, 2012.

Осипов Б. И. Частушки старой трактористки: тематика, диалект, орфография // Народная культура Омского гос. пед. ун-та, 2010.

Праведников С. П. Диалектная лексика и фольклорная диалектология // ЛАРНГ (Материалы и исследования) 2006 / Ин-т лингв. исслед. СПб., 2006.

Флоренский П. Собрание частушек Костромской губернии Нерехского уезда. М., 1989.

Цареградская Т. В. На танцплощадке… три века назад. М., 1991.

Чирочкина А. Н. Деревенский досуг // Провинциальный анекдот. Чтения по региональной казуальной истории. Вып. 5. Шуя, 2005.

Этерлей Е. И. Об этнографизмах и их месте в диалектном словаре // Диалектная лексика. 1974. Л., 1976.

Даль – Даль – Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1999.

МАС – Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1981—1984

СИС – Словарь иностранных слов / И. В. Лёхина, Ф. Н. Петрова. М. 1 954.

СО – Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 3-е. М., 1953.

ЯОС – Ярославский областной словарь: В 10 вып. / Под ред. Г. Г. Мельниченко. Ярославль, 1981—1991.

Территориальные пометы

В.-ланд . – Верхнеландеховский р-н, Кин . ­ – Кинешемский р-н, Лежн. – Лежневский р-н, Лух. – Лухский р-н, Палех. – Палехский р-н, Родн. – Родниковский р-н, Сав. – Савинский р-н, Шуйск. – Шуйский р-н, Фурм. – Фурмановский р-н, Юж. – Южский р-н.

Следующая частушка

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мешкова О.В.

Об эволюции в XX веке русской народной песенной лирики Благопожелания и частушечные куплеты: особенности взаимодействия Частушка в контексте возвышенного и земного Новый методологический подход (А. И. Лазарев. Трудные темы изучения фольклора: учебное пособие. Челябинск, 1998) Специфика творческих процессов в жанровой системе русского фольклора периода Великой Отечественной войны i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Своеобразие частушки (к постановке вопроса об эстетике жанра)»

Были убраны прозаизм, всякие вводные слова, фразы, нарушающие народные поэтические традиции. Например, народ не принял целый куплет:

Кстати, ей еще Не забудь сказать: Тяжело вдовой Мне ее кидать12.

Народ, конечно, не согласился с таким приземлением песенно-лирической традиции. Образы природы в фольклоре выступают в условном, символическом значении, и представить в песне девушку-рябину растущей в огороде невозможно. Это понимали люди, никогда не державшие пера в руках, может быть, и не читавшие, не умевшие читать, но тонко чувствовавшие природу слова, понимавшие суть речевого общения.

ется на лугах первая мошка, и скотина спасается от нее, бегая по полю с поднятыми хвостами) и т.д.

1 Лазутин С.Г. О фольклористическом аспекте изучения языка народной поэзии // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглов М.. Высш. шк., 1986. С.122.

2. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М.: Прометей, 1993. С.97.

3. Там же. С 97-98.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ГИИНС, 1955 Т. 2. С. 95.

6 Там же. С. 37-38.

7. См.: там же. С. 200.

8. Путилов Б.И. Древняя Русь в лицах. СПб.: Азбука, 1999. С. 21.

9. См.: Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серии. Вып. 1. М., 1911, №2128. СочиненияМ.Д. Чулкова. СПб., 1913. Т. 1. №119.

10. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988. С. 318.

12. Там же. С. 293.

13. Там же. С. 294.

(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА ОБ ЭСТЕТИКЕ ЖАНРА)

Частушка - самобытный вид народного творчества. Она появилась в XIX веке и остаётся самым массовым жанром фольклора сегодня. Интерес к её исполнению и изучению не только не угасает, напротив, разрастается, о чём свидетельствует большое количество сборников, выходящих в разных издательствах. Внимание к этому ви-

ду народного творчества проявляют как русские, так и зарубежные фольклористы, поскольку частушка уникальна и чрезвычайно многообразна по своим ритмам, рифмам, образам, передаваемым чувствам, она отличается от других жанров и лирическим героем, и выбором поэтических средств. Однако в многочисленной литературе, посвященной частушкам, нет единства в вопросе о том, что же является причиной столь активной жизни частушек, какова природа жанра.

Фольклористы, изучающие частушку, отмечают её тематическое многообразие. В.Е. Гусев называл частушку «своеобразной ежедневной живой газетой»1. С.Г. Лазутин писал, что «в отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых ограничено определённым кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. В ней находит яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая, убийственая сатира, и мягкий дружеский юмор») .

Однако идейно-тематического критерия явно недостаточно для определения специфики жанра, потому что, во-первых, другие виды фольклора, например, лирическая песня, обладают столь же разнообразным содержанием; во-вторых, тематика быстро обновляется. Нас же интересует то, что при всех изменениях сохраняется как величайшее своеобразие народного поэтического искусства, то, что позволяет отличать частушку от других видов фольклора.

Нередко в работах научного и учебного характера своеобразие частушки объясняется особенностями поэтики Литературу по этому вопросу можно условно разделить на две группы. Во-первых, работы, выясняющие особенности жанра в сравнении с лирической песней (Лазутин С.Г. «Русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра»3; Калецкий П. «О поэтике частушки»4, Кулагина A.B. «Параллелизм и символика в частушках»5 и др.). Во-вторых, исследования, представляющие частушку как самостоятельный жанр фольклора с собственной системой поэтических средств (Зырянов И.В. «О внутрижанровой классификации частушек»6, Аникин В.П. «Традиции жанра как критерий фольклорности»7, Лазарев А.И. «Поэтика частушки»8 и др.).

Влияние лирической песни на процесс формирования частушки бесспорно, но особенности поэтики не могу! дать представления о новаторском характере частушки, так как поэтика - категория наследуемая, преемственная, при этом вопрос о своеобразии сводится к выяснению - сохраняется ли в частушке традиционно-песенный язык.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, речь должна идти об эстетике жанра, поскольку именно «эстетическая теория должна выявлять те относительные пре-

имущества и относительные ограничения, которые есть у каждого вида искусства и которые позволяют ему в одних культурно-исторических условиях развиваться широко и свободно, а в других оказываться скованным и отступать на задний план»9. Выяснение художественной природы жанра поможет объяснить и особенности поэтики.

Проанализировать существующие концепции, высказать некоторые, наверное не бесспорные, суждения по вопросам эстетики частушки - цель этой статьи.

На наш взгляд, именно установка на публичное исполнение определяет другие свойства частушки. Она должна заинтересовать слушателя, а это возможно, если актуально содержание или необычен способ подачи материала. В частушке, во-первых, рассказывается о злободневных проблемах, во-вторых, изображается жизнь не в условно-символической, а в конкретно-исторической форме. Реалистичность как признак частушки выделяет С.Г. Лазутин, апеллируя при этом к мнению народному: «Любопытно, что сам народ рассматривает частушку именно как песню новую, сугубо реалистическую И в этом отношении он противопоставляет её песне традиционной. Например:

Нам не надо длинных песен, Коротушек хватит с нас, В коротушках одна правда -В длинных песнях не всегда»13. Реалистичность - это не просто отражение специфики содержания частушки, это эстетический признак, который определяет выбор поэтических средств.

Спорным остаётся вопрос о соотношении индивидуального и коллективного в частушках. Наметились три подхода к решению этой проблемы.

1. «Частушка - создание индивидуального, личного творчества»14, - писал В М. Сидельников. Это суждение получает поддержку у многих исследователей. Так, П. Флоренский высоко оценил способность частушки выражать индивидуальные чувства: «Будучи всегда во власти времени, в интересах дня, частушка исторична и не знает ни прошедшего, ни будущего. Поэтому она никогда не является выразительницей всенародного сознания, но - лишь индивидуального, особого. Частушка - это народное декаденство, народный индивидуализм, народный импрессионизм»15. Личностный характер частушки подчёркивал и С.Г. Лазутин: « . личность в частушках впервые заявила о себе в фольклоре с необычайной силой. Частушка оказалась в состоянии не только выражать мысли и эмоции, принадлежащие определенной группе людей, прослойке, сословию и целому классу, но также и передавать реальные человеческие эмоции, всевозможные переживания отдельной личности в их индивидуальной неповторимости»16. «Иллюзию тождества исполнителей и героев» отметил собиратель, исследователь фольклора Ф.М. Селиванов17.

2 «. Частушка не является прямым выражением . индивидуальных чувств» певца. Это утверждение принадлежит Аникину. «Частушка воспроизводит обобщённый тип интимно-лирического переживания»18.

3. Частушка является «ярким примером единства общего и индивидуального»19. Эту позицию отстаивает Л А. Астафьева-Скалсбергс.

На наш взгляд, не стоит преувеличивать индивидуализм частушки, так как лирический герой частушки, как и лирический герой песни, - условный образ, который не тождественен исполнителю, и прав В.П. Аникин, утверждающий, что «существует неписаное, всеми признанное правило - не относить содержание частушки именно к

поющему. Это явление сходно с тем, которое хорошо известно всякой

А.И Лазарев, считая, что частушка выражает «индивидуализированные чувства и переживания людей», для обозначения этого качества предлагает термин адресатность: «. ибо, если даже в ней отсутствуют собственные имена и названия, она всё равно направляется конкретному адресату: «милёночку», который изменил; «любушке», которая предпочла красивому богатого; «дроле», который завтра в армию уйдёт, и т.д.»21. Однако, на наш взгляд, адресатность объясня-

ется не индивидуализированными чувствами, а традицией исполнения частушек на посиделках, когда они приобретали характер своеобразного состязания. Сохраняется ли сегодня это свойство частушек, ведь посиделки ушли из нашего быта? Анализ текстов показывает, что традиция обращаться к кому-либо в частушках остаётся. Так из 4806 частушек, опубликованных в сборнике «Частушки»22 около 60% содержат в себе скрытое или явное обращение. Таким образом, адресат-ность - это свойство, генетически присущее частушке, и сохраняющееся как традиция в этом виде народного творчества.

Наблюдение над жизнью частушек, их возникновением и исполнением, позволило выделить исследователям и такое свойство, как экспромтность. П. Флоренский писал, что частушка - «не только лирика, вообще выражающая настоящее, но именно и по преимуществу - лирика мгновения»23. В экспромтном характере возникновения частушки видел её главную, определяющую жанровую особенность Симаков. С.Г. Лазутин отмечал: «Частушка - это живой и непосредственный отклик на волнующие события. Это - поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушке проявился с большей силой, чем в других жанрах и видах народной поэзии»24.

Именно с этим свойством и опять же установкой на публичное исполнение связана и другая сторона эстетики частушек - экспрессивность, т. е. «совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают её способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи»23. Частушка отражает все возможные оттенки чувств и переживаний. Она может печалиться, страдать, жаловаться, торжествовать, горевать, веселиться, иронизировать, удивляться и т. д. Для этого используются фонетические, морфологические и лексические экспрессивные свойства, а также особый ритм, мотив. Неоднократно отмечалась способность частушки к речетворчеству и словотворчеству, любовь к яркому слову и необычному образу. Несомненно, что и другие виды фольклора дают примеры необычного словоупотребления, построения образов, многообразия изобразительно-выразительных средств и т. д. Однако частушка использует весь арсенал возможных средств. Экспрессивность - это не просто формальная категория, и расценивается в частушке не как набор поэтических средств, это свойство, с утратой которого частушка перестаёт быть жизнеспособной, забывается. Ведь не случайно в народе не приживаются частушки «серые», сделанные «ремесленниками», а не народными творцами. Частушка «выжимает» из слов мак-

симум выразительных возможностей, приобретая эмоционально-смысловую насыщенность.

За счёт, того, что частушка обладает экспрессией, то есть способностью выражать психическое состояние поющего, и возникает иллюзия тождества певца и лирического героя частушки.

Несколько слов стоит сказать о краткости, так как многие фольклористы обращают внимание на небольшой объём частушки, называя её «песенной миниатюрой»26. Краткость, как особое качество частушки, отмечали Е. Елеонская, автор «Сборника великорусских частушек», составитель книги «Русская частушка» В.М. Сидельников и др. Однако А.И. Лазарев убедительно доказывает, что краткость, «которую многие фольклористы прошлого и настоящего отмечают обычно в первую очередь, является, с точки зрения эстетики жанра, не очень существенным признаком частушки, хотя и бесспорным». Учёный отмечает, что «многие скоморошины, старинные плясовые припевки, «озорные песенки» в структуре календарного или свадебного обряда были краткими - тоже в две, четыре, шесть строчек, как и частушки»27. Оценка частушки как весёлой короткой песенки - это результат забвения истории её происхождения. Итак, подведём итоги.

Как всякое явление художественного творчества, живущее и развивающееся, частушка обладает специфическими качествами. Своеобразие частушки в её эстетике.

Происхождение некоторых свойств частушки можно понять, только обратившись к истории этого вида народного творчества.

Установка на исполнение при публике, адресность, реалистичность, экспромтность и экспрессивность являются эстетическими признаками частушки как вида народного творчества и, в конечном счёте, определяют выбор поэтических средств в этом виде народного творчества

1. Гусев В.И. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. С. 268.

2. Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра Воронеж, 1960. С. 103.

3 Лазутин С.Г. Указ. соч.

4. КалецкийП. О поэтике частушки// Литературный критик. 1936. № 9. С 186-189.

5. Кулагина Л.В. Параллелизм и символика в частушках // Фольклор как искусство слова. М., 1981. Вып.5. С. 102 - 126.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Зырянов И.В. О внутрижанровой классификации частушек // Русский фольклор. М„ Л., 1964. Вып. 9. С. 122-131.

Следующая частушка

Текст научной работы на тему «Об эволюции в XX веке русской народной песенной лирики»

симум выразительных возможностей, приобретая эмоционально-смысловую насыщенность.

За счёт, того, что частушка обладает экспрессией, то есть способностью выражать психическое состояние поющего, и возникает иллюзия тождества певца и лирического героя частушки.

Несколько слов стоит сказать о краткости, так как многие фольклористы обращают внимание на небольшой объём частушки, называя её «песенной миниатюрой»26. Краткость, как особое качество частушки, отмечали Е. Елеонская, автор «Сборника великорусских частушек», составитель книги «Русская частушка» В.М. Сидельников и др. Однако А.И. Лазарев убедительно доказывает, что краткость, «которую многие фольклористы прошлого и настоящего отмечают обычно в первую очередь, является, с точки зрения эстетики жанра, не очень существенным признаком частушки, хотя и бесспорным». Учёный отмечает, что «многие скоморошины, старинные плясовые припевки, «озорные песенки» в структуре календарного или свадебного обряда были краткими - тоже в две, четыре, шесть строчек, как и частушки»27. Оценка частушки как весёлой короткой песенки - это результат забвения истории её происхождения. Итак, подведём итоги.

Как всякое явление художественного творчества, живущее и развивающееся, частушка обладает специфическими качествами. Своеобразие частушки в её эстетике.

Происхождение некоторых свойств частушки можно понять, только обратившись к истории этого вида народного творчества.

Установка на исполнение при публике, адресность, реалистичность, экспромтность и экспрессивность являются эстетическими признаками частушки как вида народного творчества и, в конечном счёте, определяют выбор поэтических средств в этом виде народного творчества

1. Гусев В.И. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. С. 268.

2. Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра Воронеж, 1960. С. 103.

3 Лазутин С.Г. Указ. соч.

4. КалецкийП. О поэтике частушки// Литературный критик. 1936. № 9. С 186-189.

5. Кулагина Л.В. Параллелизм и символика в частушках // Фольклор как искусство слова. М., 1981. Вып.5. С. 102 - 126.

6. Зырянов И.В. О внутрижанровой классификации частушек // Русский фольклор. М„ Л., 1964. Вып. 9. С. 122-131.

7. Аникин В.П. Традиции жанра как критерий фольклорности // Русский фольклор. М.; Л., 1964. Вып. 10. С.82-96.

8 Лазарев А.И. Поэтика частушки // Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Челябинск., 1998. С. 187- 196.

9. Краткая литературная энциклопедия. Т. 10.

Ю.Аникин В.П. Указ. соч. С. 86-87.

11 Лазутин С.Г Указ. соч. С. 72.

12.Лазарев А.И. Указ. соч. С. 172.

13.Лазутин С.Г. Там же

Н.Сидельников В.М. Частушки / Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие // Под ред. А.М. Новиковой. М., 1978. С. 329.

15.Флоренский П Собрание частушек костромской губернии Нерехтского уезда. М., 1989. С. 12.

16.Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1989. С 133.

П.Селиванов Ф.М. Народная лирическая поэзия последнего столетия // Частушки Библиотека русского фольклора. М, 1990. С. 19.

18.Аникин В.П. Указ соч. С.86.

19. Астафьева-Скалбергс Л А Передача переживаний героев в частушке // Фольклор как искусство слова. М., 1969. С. 140.

20.Аникин В.П. Указ. соч. С. 86.

21.Лазарев А.И. Указ. соч. С. 171.

22.Частушки / Сост. Ф.М. Селиванов. М., 1990. (Б-ка рус. фольклора. Т. 9).

23.Флоренский П. Указ. соч. С. 8.

24. Лазутин С.Г Русская частушка. С. 102.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25.Лингвистический энциклопедический словарь. М.. 1990. С.591.

26. Астафьева Л. А. Русская частушка //Частушки. М., 1987. С. 5.

27 Лазарев А.И. Частушка как вид народной поэзии // Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Челябинск, 1998. С. 170.

ОБ ЭВОЛЮЦИИ В XX ВЕКЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОЙ ЛИРИКИ

Многолетние наблюдения над бытованием народного поэтического творчества в Челябинской области убеждают в том, что процесс развития имеет место: в фольклоре всегда что-то умирает, что-то нарождается, что-то трансформируется. Показательна в этом отношении судьба народной песенной лирики. В том, что эта лирика живет, сомневаться не приходиться. И сегодня даже в молодежной компании можно услышать старинные народные песни. Дело в другом. Если сравнить характер народной песенной традиции, то бросится в глаза существенное различие. Это касается не только репертуара (в начале века пели преимущественно одни песни, в наши дни - другие), но и формы исполнения. Об этом факте известно давно, в нем не сомневаются, а вот специально этот вопрос никто не рассматривал: что же именно изменилось, в какую сторону пошло развитие традиции. О поэтике народной традиционной песни фольклористы судят, в основном, по материалам XVIII-XIX вв. (С.Г. Лазутин, Н.П. Колпакова, Т.М Акимова, A.M. Новикова) и хотя все исследователи говорили о песенной традиции как динамичной развивающейся системе, все же о конкретных изменениях в структуре, в словесной и музыкальной образности песенной лирики XX века речь не заходила, или заходила очень робко (С.Г. Лазутин, Т.Н. Якунцева).

Изучение процесса развития песенной лирики в настоящее время, на рубеже веков, на наш взгляд, особенно интересно и уместно. Мы располагаем материалом, который не имели и не могли иметь фольклористы, скажем, 1960-70-х гг. Ежегодные экспедиции Челябинского университета в районы области (1977-1999) обогатили наши знания о судьбе традиционной песни на Южном Урале, собрали множество песенных текстов и мелодий (более десяти тысяч).

Рассмотрение сложного теоретического вопроса на локальном материале имеет сильные и слабые стороны Сильная сторона в том, что этим обеспечивается большая конкретность, возможность охватить явление в целом. Слабая - сокращается поле наблюдений, возникает вероятность неполноты сопоставлений. Последнее обстоятельство связано, в частности, с тем, что количественная сторона дела в общерусском масштабе неизмеримо выше, чем в региональном: фактов, характеризующих состояние того или иного жанра во всей России, конечно, больше, чем в любом из регионов. Еще больше возникает трудностей при изучении фольклора того региона, где собирательская работа в прошлом велась от случая к случаю и недостаточно квалифицировано. К сожалению, к числу таких регионов относится и территория нынешней Челябин-

ской области. Дореволюционных записей сохранилось очень немного (материалы, собранные Гр. Аманацким в Миасском заводе; В Шукшинцевым - в Златоусте; А. Мякутиным и Ф. Барановых - в станицах Оренбургского казачьего войска, П. Некрасовым, В. Яровым и др - в разных районах Челябинской области1). Планомерное и систематическое собирание фольклора на территории области осуществляется лишь с 1947 г., с первой экспедиции под руководством В.Е. Гусева.

И тем не менее на основании изучения фольклорных песенных сборников, экспедиционных данных разных лет, а также исследовательских работ мы попытаемся ответить на вопрос, как изменилась народная песенная традиция за сто последних лет При этом мы используем опыт предшественников, занимавшихся изучением народной песни с точки зрения ее художественного развития.

A.B. Позднеев и Т.М Акимова Вопросов историзма русской народной лирики касаются в своих работах В.А. Кравчинская,

Думается, правильнее подходить к рассмотрению вопроса об эволюции русской песни в XX столетии с учетом историко-социальных и культурных перемен в жизни русского народа Истекший век войдет в историю России не только грандиозным социальным потрясением, но и беспримерным научно-техническим прогрессом. Радио, а позже и телевидение совершенно преобразили быт людей, который, в частности, включил в себя множество песенных пластов: тут и традиционная народная песня, тут и новая песенная лирика, развившаяся в городе, в революционно-демократической, пролетарской и интеллигентской среде, тут и со-

Под фольклорной традицией мы понимаем комплекс тема-тико-сюжетных, образно-художественных, идейно-эстетических и композиционно-стилевых средств, характерных для фольклорного искусства Фольклорная традиция Уральского региона органично и многообразно связана с общерусской фольклорной традицией по жанровому составу, стилевым особенностям, языку. Фольклорной традиции свойственна устойчивость, прочность, но вместе с тем она обладает и способностью изменяться, развиваться. Процесс этот сложен и не может быть представлен как движение только по восходящей, т.к. он состоит из приобретений и утрат, обусловленных исторически потому закономерных, при сохранении таких основополагающих качеств, как устность, коллективность, вариативность, своеобразная художественная функция.

В каких фольклорных единицах следует искать проявление закона прочности и вместе с тем обновления фольклорной традиции? В жанрах, в их тематике и сюжетике, в фольклорных героях, а также в композиционном построении и стиле.

Изучение песенных сборников, экспедиционных материалов показывает, что песенная фольклорная традиция в современном Уральском регионе в целом отличается стабильностью. Очень часто встречаются старые казачьи песни. Ведь народно-песенный репертуар Южного Урала складывался под сильным влиянием казацких песенных традиций. Главный людской поток на Южный Урал шел с Дона и Кубани. В XVIII в. казачество возводило здесь опорные пункты, крепости и заводы. Переселенцы из других мест Центральной России нахлынули сюда, в основном, во второй половине XIX века, когда уже прочно утвердилась южноуральская песенная традиция.

Как на этом на заводе конторочка стояла.

Как во этой во конторе

Конторщик мо. эх, молодой.

Конторщик - и па. парень молодой.

Он не пишет, не читает,

По конторе да эх гуляет.6

Контора является на заводе средоточением всех вопросов, сюда идут решать даже любовные дела:

Следующая частушка

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мешкова О.В.

Свет звезды по имени Людмила татьяничева: к 85-летию со дня рождения Бурлеск в русской народной смеховой культуре Частушка как доминирующий жанр народно-песенной традиции тамбовской области Русский фольклор Акмолинской области Специфика филологического анализа фольклорных произведений в школе (на примере изучения свадебного фольклора забайкальских казаков) i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О классификации частушек»

2. В очерке кн. Вяземского повествуется об увековечении памяти великой княгини Елизаветы Михайловны, дочери брата императора Николая I - великого князя Михаила Павловича.

О КЛАССИФИКАЦИИ ЧАСТУШЕК

Принципов для объединения частушек найдено немало: формальный, географический, тематический, возрастной, функциональный и т.д. Сами исполнители также дифференцируют частушечные образования. Не претендуя на полный обзор существующих классификаций, проанализируем те из них, которые, на наш взгляд, заслуживают наибольшего внимания. Это - народная и научная классификации, а также классификации, принятые в сборниках частушёквозникновением нового вида устного народного творчества появилась необходимость выделить его среди других произведений фольклора. Создатели частушек проявили максимум изобретательно-

Географический принцип был реализован в наименованиях частушек, полученных в соответствии с местностью, где их пели: уральские, аргаяшские, саткин-ские, рудничные и т.д.

Народная и научная классификации не исключают друг друга, а дополняют: народная классификация определяет направление научных поисков.

Итак, наиболее традиционными принципами классификации частушек в сборниках являются тематический и хронологический, при этом исследователи каждый раз заново намечают объединения.

того, о ком идёт речь; во-вторых, к частушкам-загадкам молено в равной степени отнести многие сатирические и лирические частушки. Кроме того, трудно разграничить гимнические и лозунговые частушки, поскольку они близки друг другу по содержанию и настроению.

Исходя из этих предпосылок, мы предлагаем следующее деление лирических частушек: величальные, корильные, элегические, идиллические, сатирические, шуточные, отологические..

Величальные частушки выражают радость, восхищение, восторг, благодарность. Их назначение - прославить и возвеличить кого-либо. Частушка может быть посвящена как одному человеку, так и коллективу:

4 Наши славные герои Родину прославили, Посреди Германии Красный флаг поставили.

Ох, и лётчики у нас, Лётчики - отличники. Всю страну прославили, Челюскинцев доставили.

В величальных частушках уделяется внимание внешности, поступкам, богатству и т.д. Некоторые величальные частушки - хвала самому себе или самовеличание, например:

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я у маменьки одна, У тятеньки единая. А у своего Вани я-Самая любимая.

Принцип контраста, используемый в отдельных частушках этой разновидности, должен подчеркнуть положительное в величаемом. Для усиления эффекта сопоставляемый с ним объект предстаёт в нелепом виде:

У закаменских ребят Сопли тянутся до пят. А у наших-то ребят Сапоги новы блестят.

Супостаточка моя 1 В беленьком платочке Перед миленьким вертится, Как змея на кочке.

Задача гиперболы и гротеска в корильных частушках - усилить насмешливое, осуждающее отношение. Кстати сказать, наряду с самовеличанием существуют частушки, в которых и укор направленна самого себя.

С неба звёздочка упала-Жалко в Думу не попала.

Был бы это для всех нас Долгожданный звёздный час.

Шуточные частушки выражают народный юмор. Смех вызывают нелепые ситуации, алогичные действия, странные поступки, Я.И.ГУдопшиков, исследовавший способы создания комического эффекта, выделил из них три: 1) образность, 2) сюжетно-композициюнность, 3) стиль. В первой группе основную функцию выполняет портрет комического персонажа, изображение его внешности; во второй - комизм ситуации и комизм поворота действия от обычного к необычному; в третьей - лексические средства (игра слов, пародийные формулы и т.п.) употребление кличек, прозвищ и т.п., смешные звукосочетания [3. С.213-222]. В шуточных частушках, наиболее жизнерадостных и задорных, проявляется с особой силой народный оптимизм.

Мы с милёночком сидели, Мы с милёночком сидели,

Насмешили весь народ: Он молчит, и я молчу.

Целоваться не умели, Я насмелилась, сказала:

Зацепили рот за рот. -До свиданья, спать хочу.

Вы послушайте, ребята, Нескладуху буду петь. На лугу олень пасётся, В бане парится медведь.

Элегические частушки - самый большой пласт - передают чувство грусти, тоски, горя. Поводы, вызывающие эти чувства, различны: несчастная, безответная любовь, непонимание со стороны близких, разлука, неудача, смерть, народные бедствия и др.

Мамонька, мамашенька, Неужели пуля-дура

Я у вас монашенька. Мово милого убьёт?

Бог мне счастья не даёт, Его русые кудряшки

Никто замуж не берёт. По фронту разнесёт.

Элегические частушки - это жалобы на свою горькую судьбу, несчастную долю. Счастливая жизнь - цель, которая кажется недостижимой. Особенно популярным в элегических частушках является мотив сиротства. Сиротой чувствует себя не только девушка, лишившаяся родителей, но и та, у которой нет милёночка.

Идиллические частушки передают растроганность гармоничным сложением мира. В этих частушках нет места изображению противоречий, бурных страстей, жизнь предстаёт как безмятежная и счастливо-спокойная, а лирический герой как умиротворённый человек.

Спит мой милый под рябиной, Я его не разбужу. Когда солнышко закатится, До дому провожу.

Наряду с эмоционально-экспрессивными частушками существуют и такие, в которых рассказ о событиях кажется бесстрастным. Исполнитель выступает в роли наблюдателя, старающегося с максимальной объективностью рассказать о том, что знает, видит, например:

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гуси-лебеди крылаты Любят солнечный восход. Деревенские ребята Любят девичий уход.

Эта частушка и сходные с ней слабо выявляют личное отношение к факту. Догадаться об эмоциях и чувствах, сопровождающих частушку, оказывается возможным только в момент исполнения. В подобных частушках главное - описание характера, ситуации. По своей сути такие частушки являются описательно-повествовательными, Для обозначения

Особую группу этологических частушек составляют произведения, содержащие наставление.

Кто соперницу не любит, Я советую любить. Каждой девушке приходится Соперницею быть.

В некоторых этологических частушках последние строчки воспринимаются как афоризм. Появление таких текстов - отражение народной мудрости.

Ой-ё, ой-ё, Молоко коровьё. Не гляди на красоту-Спрашивай здоровье.

Названные разновидности частушек, выделенные в соответствии с разными типами эмоционального состояния коллектива, представляются нам наиболее существенными и вместе с тем ёмкими группами.

Итак, подведём итоги.

Анализ классификации научной и народной - позволяет сде-

дать вывод, что эти два вида дополняют друг друга. Эстетический, географический, тематический, формальный и другие принципы объединения частушек используются как их создателями, так и учёными.

Народная классификация постоянно дополняется и преобразуется.

На основании эстетического принципа могут быть установлены границы жанров. Учитывая характер отношения к действительности, мы предложили собственную градацию лирических частушек: элегические, идиллические, шуточные, сатирические, величальные, корильные, этологические.

1. Бахтин B.C. Русская частушка // Частуниси, М.; Л.: Советский писатель, 1966. С.

2. Горелов A.A. Русская частушка в записях советского времени // Частушки в за-

писях советского времени. М.; Л., 1965. С. 5-27.

3. Гудошников Л.И. Приёмы создания хсомичеисого эффекта в русском народном

поэтическом творчестве // Труды Воронежского университета. 1961. Т. 13. С,213-220.

4. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. 319 с.

5. Зырянов И.В. О внутрижанровой классификации частушек // Русский фольклор.

М.; Л„ 1964. Вып. 9. С. 122-131,

6. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М; Л., 1962. -284 с.

7. Колпакова Н.П, Типы народной частушки II Русский фольклор. М.; Л., 1966.

Вып. 10. С. 264-288.

8. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Челябинск, 1998. 320с.

9. Маковин Г,В. Сюжетный мотив как основа научной каталогизации частушки //

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Песков А.М. Идиллия// Лит. учёба. 1985. №2. С. 274-278.

11. Поспелов Т.Н. Теория литературы М., 1978. С. 248.

12. Советский энцшшопедический словарь, М., 1990,1582 с.

СВЕТ ЗВЕЗДЫ ПО ИМЕНИ ЛЮДМИЛА ТАТЬЯНИЧЕВА

К 85-летию со дня рождения

Живу я .в глубине России, В краю озер и рудных скал. Здесь реки - сини, Горы - сини,

И в синих отсветах металл.

В этих ясных и простых словах заключена вся сила, значимость творчества замечательного уральского Поэта Людмилы

Следующая частушка

Чужой компьютер

Тюинская сельская библиотека

вернуться к странице

Тюинская сельская библиотека запись закреплена
Пермский книгоед

Зырянов И.В. Поэтика русской частушки (Учебное пособие). - Пермь, 1974.

Читайте также: