Какова тематика частушек чем определяется ее разнообразие

Обновлено: 24.12.2024

1. В частушках почти всегда используется рифма. Часто применяется приблизительная рифма (приневолили — дролины, ураган — не отдам) и составная (туфли — тут ли). Могут появиться внутренние рифмы. Т.е. рифмы внутри одной поэтической строчки:

Шел я лесом, видел беса.

Беса в новых сапогах,

Сам дубовый, нос вязовый.

Папиросочка в зубах.

2. Любит частушка повторы (повторы слов, строчек).

Лиходейку я искала,

Лиходейка моя здесь.

А я в эту лиходейку

Запалю патронов шесть.

3. Часто используются единоначатия (анафора), т.е. повтор одного и того же слова в начале каждой строки в частушке:

Не тобой дорожка мята.

Не тебе по ней ходить,

Не тобою я занята.

Не тебе меня любить.

4. Частушка богато использует песенную символику. В ней появляются цветущие или увядшие цветы, заросшая дорожка к милой, тоскующая кукушка, горькая осина, белая береза, речка быстрая, калина, малина, месяц ясный, звездочка небесная. Все эти образы, в основной грустной и природной тематики очень характерны народной лирике в целом – свадебным причитания невесты, лирическим песням о несчастливой семье и любви.

5. Используются в частушке и постоянные эпитеты, которые мы можем найти вообще во всех поэтических жанрах фольклора (песнях, причитаниях, былинах, сказках): ретиво сердце, белы рученьки, красно солнышко, чистое пол, зеленая трава, травушка шелковая, чёрный ворон, горы высокие, быстра реченька, алая лента, годы молодые и др.).

6. Частушки используют сравнения, т.е. обороты, присоединяемые к слову с помощью сравнительных союзов как, будто, как будто:

Поедешь, миленький, жениться.

Брось на полюшке платок.

Вся любовь наша завянет,

Как неполитый цветок.

7. Богато представлены в частушке метафоры:

Я запру свое ретивое

Двенадцати ключам,

Чтобы старый ягодиночка

Не снился по ночам.

8. Многочисленны олицетворения:

Я от горя убегаю —

Горе все меня найдет.

Я от горя — в сине море, —

Горе лебедью плывет.

Шел я полем, торопился.

Из-под ног огонь летел.

На милашку рассердился —

Разорвать ее хотел.

10. Широко используется юмор, сатира, насмешка

Едет милый по базару,

Всем он улыбается.

Оказалось — зубы вставил.

Рот не закрывается.

11. Богато используется психологический параллелизм, когда в первых двух строках частушки поется о природе (например, дается грустная зарисовка природы), а в последних строках создается аналогичное состояние девушки или какого-то другого героя.

Неужели позавянет

На горе зеленый сад?

Неужели не воротится

Любовь наша назад?

12. Частушка родилась в крестьянской среде, поэтому она никогда не поется гладким литературным языком, литературными оборотами, она богато использует разговорный народный язык с его корявинками речи, диалектными словами, неправильно произнесенными словами (тятя, моя милка, милёнок, ягодиночка). Часто в частушка можно услышать и краткие формы прилагательных (чисто поле). Очень распространенные в простой деревенской среде и сейчас.

13. Любит частушка уменьшительно-ласкательную суффиксацию:

Стоит ёлочка на горочке

На самой высоте…

Создай, Боже, помоложе,

По моей по красоте.

14. Используется в частушке и прием разрядке – это расстановка одного и того же предлога перед каждым словом в строчке, а не только перед одним. Приведем ту же частушку6

Стоит ёлочка на горочке

На самой высоте…

Создай, Боже, помоложе,

По моей по красоте.

Чаще всего частушка представляет собой высказывание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо: милому, подруге, сопернице, матери. Это позволяет нарисовать разнообразные характеры персонажей. Довольно популярны частушки в диалогической форме, реже встречаются в форме высказывания от третьего лица. Повествовательное начало в частушке развито слабо, ее главный смысл — лирический.

Следующая частушка

В русском фольклоре встречается такой жанр, как частушки. Они идеально подходят для исполнения под балалайку либо гармошку. Исполняли их на гуляниях, посиделках. Такие певицы, как Лидия Русланова, Ольга Воронец, обогатили русскую культуру, исполняя любимые всеми частушки.

Из статьи станет понятно, что такое частушка. Почему она считается источником сведений об истории России?

Определение

Частушки являются короткими рифмованными песнями-куплетами, которые создаются для публичного выступления. Их чаще всего не поют, а выкрикивают. Вот что такое частушки.

Понятие о подобном жанре ввел писатель Глеб Успенский. Свою популярность эти песни получили в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Люди называли их по-разному, например, припевками, тараторками либо коротушками. Существуют и другие наименования.

Для того чтобы понять, что такое частушка, следует упомянуть признаки, которые характерны для этого народного жанра музыкально-поэтического творчества:

  • короткие песни;
  • содержание лирическое, сатирическое, юмористическое;
  • тематика злободневная;
  • поэтика афористична и лаконична;
  • закругленность музыкальной формы;
  • рассчитаны на публичное выступление.

Исполнение русских частушек обычно принято дополнять элементами театрализации, а именно - пляской, живой мимикой, широкими жестами.

История появления и развития

В качестве самостоятельного жанра частушки сформировались к середине девятнадцатого века. Наибольшее распространение они получили в юношеской и молодежной среде. От этого они обладают особым задором, а их тематика близка молодому поколению.

В качестве истоков для русских частушек можно выделить:

  • припевки – это энергичные и веселые спутницы плясок, которые существовали в давние века;
  • скоморошины – небылицы, которые исполнялись скоморохами;
  • коломыйки – украинские шуточные элементы фольклора.

Сначала частушки не признавали в качестве художественного жанра. В двадцатом веке их мелодичность привлекла внимание со стороны композиторов. Современные частушки занимают важное место в национальной песенной культуре России. Однако они не прижились на Дону. Связано это было с особой культурой, которую принесли с собой казаки. На иностранные языки слово не переводится, частушки называют на русский манер.

Поэтика

Для полного понимания того, что такое частушка, следует разобраться в ее художественной форме, то есть поэтике. В основе языка произведения лежит разговорная речь, которая отличается простотой и живостью. Допустимо использование придуманных слов, например, девушку, которая выходит замуж, называют «самоходочкой».

Встречаются в частушке и фольклорные эпитеты: «лебедь белая», «миленький дружочек», «ясный сокол» и прочие. Они перешли из лирических песен, которые были традиционными на Руси.

Обязательно, чтобы в произведении присутствовала рифма. Обычно сопоставляются четные строки. Ритмика зависит от музыкального наигрыша. В этом они весьма разнообразны.

Разновидности

Развивались частушки в среде рабочих и крестьян. Они отличаются друг от друга. Выделяют следующие виды:

  • лирические – называются припевками, это четырехстрочные произведения на различные тематики;
  • плясовые – имеют особый ритм, который сопровождает пляски, строчки этих припевок короче, чем у лирических (тип «Яблочко»);
  • страдания – двухстрочные произведения о любви, исполняются протяжно;
  • «Семеновна» - двухстрочные произведения с заунывным ритмом, легли в основу многих жестоких романсов первой половины прошлого века;
  • «Матаня» - в произведении очень часто звучит слово «матаня», которое является обращением к возлюбленной.

Тематика народного творчества довольно разнообразна. Многие произведения посвящены отношениям между девушкой и парнем. Однако не только о любви пели простые люди.

По тематике следует выделить следующие варианты:

  • любовно-бытовые;
  • деревенско-колхозные;
  • общественно-политические.

С приходом большевиков тематика наполнилась советской пропагандой. Однако сексуальная направленность сохранялась все время. Нередко в произведениях можно встретить ненормативную лексику.

Со временем возникли частушки для детей. Стоит понимать, что писали их взрослые, но по своему содержанию они рассчитаны на детей.

Детские частушки

Короткие смешные стихи, которые напевались под особый ритм, нравились не только молодым людям. Их полюбили и дети. Тематика частушек для детей отличалась. Однако в них присутствовала доля сарказма. Произведения, созданные для младшего поколения, высмеивают лень, глупость, жадность, неопрятность и прочие пороки. Они вызывают смех, чем и привлекают детей.

Частушки по праву можно назвать самым популярным жанром народного творчества среди детей. Они быстро запоминаются, несут улыбку, исполняются на простом и понятном языке.

Сегодня известно множество смешных и поучительных частушек. Они придутся по душе детям, особенно младшего возраста. Их можно выучить и петь под гармонь или гитару. Это позволит разнообразить будни ребенка и развить его память.

История России через частушки

Содержание народного творчество определялось жизнью. Все, что происходило в стране, отражалось в частушках. В дореволюционных произведениях рисовался быт деревни. Много внимания уделялось рекрутской службе, когда молодых людей уводили «как овец».

Тема войны прослеживается благодаря русско-японскому столкновению начала двадцатого века. Народное творчество создало много произведений, которые наполнены сатирой, высмеиванием власти, ненавистью к существующему строю. В припевках 1917 года отразилось ожидание перемен.

Гражданская война привела к распространению знаменитого «Яблочка». В песнях звучали идеи о том, что людям больше не нужен царь. Революционно настроенные лица воспевали Ленина, иногда Сталина. В эти суровые годы короткая песня стала «живой газетой», которая остро реагировала на происходящие события.

Лирические произведения появились с началом Отечественной войны. Женщины теряли своих любимых и пели об этом. Послевоенное строительство также отразилось в творениях молодежи. Особая тема - освоение целины.

Одни из исследователей назвал частушки словесным кинематографом, который изображал жизнь народных масс.

Характер исполнения

Смешные частушки и прочие припевки имеют особую манеру исполнения. В большинстве случаев они поются громко и напряженно. Звучали они часто на улице, поэтому важно, чтобы вокал был средним либо высоким.

Однако сами слова произносятся нечетко, они как бы зашифровываются. Связано это с тем, что большинство присутствующих знают содержание произведения, и им нет необходимости вслушиваться. Гораздо важнее создать настроение для публики. Это касается смешных частушек.

По-другому исполняются страдания, то есть лирические произведения. Для них требуется мягкая, скромная и доверительная система исполнения.

Часто плясовые припевки поют визгливым женским голосом в максимально высоком регистре.

В заключение

Народные частушки появились во второй половине девятнадцатого века. Связывают их развитие с гармоникой. Создавались произведения в основном сельской молодежью. Со временем они стали отображать социальные и политические реалии своего времени. Поэтому по частушкам можно проследить основные этапы в истории России за последние сто лет.

Частушки и сегодня можно встретить в репертуаре фольклорных коллективов и отдельных народных исполнителей.

Следующая частушка

Изучая дополнительную литературу[1], я узнала, что существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив.

Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы:

(Приложение №2)

· Плясовые — 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке.

· Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России.

· Частушки, названные по зачину — «Семеновна». Это 2-х строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. В частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.

Матаня — со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим воз бленным, при этом слово так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность.

При анкетировании, к сожалению, нам удалось услышать образцы услышать образцы плясовых частушек. Примеры других частушечных напевов, как Страдания, «Семеновна».Матаня нам удалось услышать по видеозаписям, найденным в Интернет- сети (видео-приложение взято с Инернет-ресурсов )

Знакомясь с татарскимитакмаками, я подразделила их на следующие поджанры:

а)такмаки, предназначенные для сопровождения плясок, - плясовые такмаки

б)такмаки, сопровождающие различные массовые игры, - игровые такмаки; сочиняются и .исполняются во время массовых хороводных игр. Все они состоят из двух частей: в первой - водится хоровод, во второй части исполняется такмак и все пляшут.Такмаки, исполняемые в этих играх в основном посвящены общественной, социальной тематике.


в)такмаки, обслуживающие обряды,- обрядовые такмаки;

г) такмаки, предназначенные для поэтического спора-состязания, - такмаки а йт е ш-импровизированные поэтические диалоги – состязания.Айтеши обычно возникают между девушками и парнями на вечеринках, гулянках, при проводах в армию. Здесь парни и девушки подтрунивают друг над другом, острят, стараются задеть,подзадорить, обозлить противоборствующую сторону:
Девушки:

Кара костюм ак яка.

Кара костюм, ак якага

Исебез китми пока.

Парни в ответ:

д)такмаки, предназначенные служить памяткой, - такмаки-памятки или такмаки-ядгар; Среди молодежи бытует хорошая традиция, наблюдаемая и поныне - это заведение тетрадей-альбомов, где друг-другу записывают на память песни, стихи, такмаки. Записанные в эти тетради такмаки носят характер пожеланий, наставлений, откровений. Основная тема в них - предстоящая разлука.

Ике тавык мылтык асып,


2.2. Тематика частушек и такмаков

Следуя своей гипотезе, я решила сопоставить частушки и такмаки с т.з. их тематики.(приложение№3)Для решения этой задачи мною были изучены тексты 140 частушек и 135такмаков, взятых как в литературных источниках, так и в Интернет – ресурсах, и в результатах анкетирования. Изучив тексты песен, я пришла к выводу, что они имеют много общего.

Проведя анализ текстов, я обратила внимание на то, что на одну мелодию исполнялась целая серия частушек, а в 4-ёх или 8 строчках можно рассказать целую историю, случай из жизни, причём рассказать с юмором.Содержание исследуемых частушек и такмаков позволяет выделить семь основных тем:

1. Частушки политические;

2. Частушки бытовые;

3. Частушки на военную тему и о ветеранах;

4. Частушки о веселье и художественной самодеятельности;

5. Частушки о людях села;

6. Частушки о старости и о себе;

7. Частушки заключительные.

Анализируя тексты, можно заметить, что большинство частушек и такмаков— о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Некоторые частушки и такмаки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. Частушки и такмаки сочиняли все — и взрослые и дети. В 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые темы частушек запрещены цензурой. В предсоветскую эпоху к такой теме относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

2.3. Образы частушек и такмаков

Сравнивая татарские и русские песни, я заметила в них наличие сходных персонажей. (приложение №4)

Например, у обоих народов присутствуют образы парня и девушки, их родителей, членов семей. И не случайно. Ведь эти песни - главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие.Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина (преимущественно в образе девушки или парня), к нему же обращены. Персонажи частушек пашут, боронят и сеют хлеб, косят и жнут, убирают сено и молотят, ловят рыбу, строят избы и мосты, рубят лес, ездят по дрова, на мельницу, в гости в другую деревню. Частушки и такмаки не обременяют себя описанием природы, хозяйственной и бытовой обстановки. Однако детали природы ( образы птиц и животных)и деревенской жизни, вовлеченные в человеческие судьбы и в связи с этим освещенные особым поэтическим светом, воссоздают яркую картину, на фоне которой поют и плачут, радуются и страдают песенные персонажи.

2.4 Стиль, тип речи, связь между предложениями

Обилиеразговорных и просторечных слов в частушках и такмаках дает право судить, что перед нами тексты-повествования и тексты – описания разговорного стиля. Анализ песен двух народов показал, что в основном они одинаково состоят из двух простых предложений и изредка из одного предложения. Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек и такмаков.(приложение№5)

Следующая частушка

Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, их содержание разнообразно. Однако в огромном боль­шинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их самой популярной темой стала любовь. Персонажи частушек — девушка и парень от подросткового возраста до брака. Частушки передают мечты девушек о замужестве, парней о женитьбе; за­рождение и развитие любовного чувства; любовные пережива­ния разного рода. Молодежь протестует против власти родителей, их запрета на свободное чувство; сообщает о своей грамотности, позволяющей писать друг другу любовные письма; наивно стремится ко внешним формам городской культуры как способу утверждения самостоятельности и привлечения к себе вни­мания со стороны противоположного пола. Частушки предельно личны, любовное чувство изображается в них во всех оттенках, от самого нежного до яростного.

В сборнике, составленном Ф. М. Селивановым (Частушки. — М., 1990), выделены такие основные группы любовных частушек: "Сбывшиеся мечты", "Пересуды, сплетни", "Сомненья и раздумья", "Разлука при любви", "Разлука: конец любви", "Измена", "'Повторительная' любовь", "Без взаимности", "Характеры". Внутри каждой группы имеется еще ряд тем. Например, частушки об измене распадаются на темы: "Ревность, упреки, предупреждения", "Измена состоялась", "Переживания при измене", "О сопернице", "Месть изменщику", "Измена нипочем", "Ухажер кается", "Девушка изменяет". Тему любовных отношений разрабатывают также частушки из группы "Посиделки и гулянья" и из других групп сборника.

Частушек о семейной жизни создано значительно меньше, и оценивается она с позиций молодежи чаще всего как несчастливая. Исследователи заметили, что вообще большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет грустное содержание.

Герой частушки иногда изображается в разлуке с родными местами (рекрут, солдат, батрак, работающий в чужих людях); для него характерно тяготение к малой родине:

На чужой сторонушке

Поклонюсь воронушке:

Здравствуйте, воронушки.

Не с нашей ли сторонушки?

В 20 в. содержание частушек расширилось. В них начали находить отражение исторические и общественные процессы: забастовки и крестьянские волнения, война с Японией 1904-1905 гг., Первая мировая война, Октябрьская революция и гражданская война, разорение и переустройство деревни, появление и развитие колхозов. Во второй половине 20 в. появились частушки о космосе, политические сатирические частушки на власть и проблемы в стране, частушки о коммунистической партии и пр. Были распространены и антирелигиозные частушки.

С неба звездочка упала бригадиру на ремень.

Не пойду в колхоз работать за несчастный трудодень.

Известны частушки о службе в Красной Армии, о Великой Отечественной войне и послевоенных событиях в нашей стра­не. Частушки на общественно-политические темы часто приоб­ретали сатирическую направленность. Однако в общем реперту­аре они занимают незначительное место — всего 5-6%.

В 20-30 гг. появились многочисленные частушечные фальсификаты: сочинявшиеся и публиковавшиеся с пропагандистскими целями плакатно-гимнические подражания народным песенкам, самодея­тельные "агитки" на злобу дня, которым аналогичны современные рек­ламные поделки. Еще в 1939 г. вопрос о фальсифицированных частушках поставил поэт В.Боков. Он вскрыл и механизм их появления. Так, существовала народная частушка о рекрутах:

Читайте также: