Как поют частушки в деревне

Обновлено: 02.05.2024

ЗАЖИГАЙ ГАРМОНИСТ! "ЗА РЕЧКОЙ" ВДОЛЬ ДЕРЕВНИ.Муз. и стихи Сергей Косточко.

21.06.2018

35. Домик в деревне

22.11.2017 22.11.2017

НЕ СТАВТЕ ПАМЯТНИК ДЕРЕВНЯМ

22.11.2017

"Поставьте памятник деревне" Татьяна Петрова, Автор Евгений.

11 • 22.11.2017

Юлиана Ян - Дрова - YouTube

16.06.2017

Сельские зори «Неудавшееся свидание»

6 • 20.03.2017 17.12.2015 28.03.2015 28.03.2015

ПОСТАВЬТЕ ПАМЯТНИК ДЕРЕВНЕ.

28.03.2015 28.03.2015

ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ СТАРАЯ

5 • 28.03.2015

35. Домик в деревне

2 • 28.03.2015 3 • 28.03.2015

Вот моя деревня вот мой дом родной 0001

3 • 30.07.2014 5 • 29.06.2014

ДОМИК С ОКНАМИ В САД

16 • 19.05.2014 4 • 04.04.2014

Сниться мне деревня (Билярск) В.Дынько

3 • 20.03.2014

Деревенька моя. Ольга Воронец монтаж Михаила Киселёва

5 • 20.03.2014

Деревенька моя старая Dambrauskiene Olga Janovna HD 1080p

11 • 22.02.2014

РУССКАЯ ДУША. ПЕСНИ РОССИИ"ДЕРЕВЕНСКИЕ СНЫ" В.СОБАНЦЕВА стихи и музыка С.Косточко YouTube

3 • 05.02.2014

"ЗЕМЛЯКИ" Родные люди. Юбилею Родителей ! Отчий дом.Муз. и стихи Сергей Косточко

5 • 05.02.2014

ЗАЖИГАЙ ГАРМОНИСТ! "ЗА РЕЧКОЙ" ВДОЛЬ ДЕРЕВНИ.Муз. и стихи Сергей Косточко.

Также вам может быть интересно

Следующая частушка

Веселые запевки про село и деревню популярнее «городских».

Частушка всегда отражала и исторические события, и происходящие в обществе процессы, и явления семейной и личной жизни. При этом негласно принято считать, что веселые запевки про село и деревню популярнее «городских» четверостиший и лучше сохраняются в народной памяти.

Основная масса текстов частушек о деревне и селе – любовно-лирической тематики. Строки этих коротеньких песенок передаются из уст в уста, переходят от поколения к поколению. Длительное существование лирических любовных сельских частушек вполне объяснимо: они созвучны отношениям и настроениям жителей деревень и сел разных десятилетий.

На болоте хор лягушек

А мы с Катей на лугу

От любви вспотели.

Топну левой ногой,

Все равно девчонки любят,

Хоть я – маленький!

Завела гармонь девчонку,

От любви блестят глаза.

Не сдержала тормоза.


Частушки о коронавирусе. Как актуальные темы находят отражение в фольклоре Подробнее

Однако наряду с лирическими частушками про любовь достаточно много текстов деревенских частушек и социального содержания. В основном они связаны с деревенским бытом, благоустройством родного села, красотами природы.

Край наш славится лесами,

А деревни, села наши

Тут траншея, там канава…

Как пройти – не знаю, право.

Не война идет у нас –

То в село проводят газ!

Магазинов в селе много,

Много еще строится,

А на цены поглядишь –

Вряд ли рот закроется.

Вопреки стереотипам не чужд деревне технологический прогресс. Этот факт находит свое отражение и в народном фольклоре.

Есть в селе и свет, и газ,

Но платежки посчитаешь –

Ох, тяжелый случай!

Мой сосед купил машину,

А в селе теперь гадают,

Был то джип иль «Волга»?

Возможно, исполнение частушки станет первой семейной традицией.

Развлечение для гостей. Какие частушки поют на свадьбах? Подробнее

Принято считать, что деревенский народ очень трудолюбивый. Чтобы работа шла веселее, нередко на помощь приходит песня.

В нашем фермерском хозяйстве

Все как следует идет –

В радость труд без разгильдяйства,

И не пьянствует народ!

Я на скотнике работал –

Всех быков за хвост таскал,

Как с гармонью ездить начал,

Так в деревне мэром стал.

Ох ты кляча моя, кляча,

Запрягла тебя с утра,

А зачем – забыла!

Оглавление

  • От автора
  • О частушке как жанре русского фольклора
  • История возникновения частушки
  • Деревенская частушка
  • Различные названия частушки
  • О языке и поэтическом стиле частушек

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Частушки северных деревень предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

О языке и поэтическом стиле частушек

Как и в традиционных лирических песнях, в основе языка частушки лежит живая разговорная речь. Однако язык частушки по своему лексическому составу значительно богаче языка лирических песен. Это объясняется тем, что частушка несравненно разнообразнее лирических песен по своей тематике и выраженным эмоциям.

Однако язык частушек не только богаче, но и современнее, свежее языка традиционных лирических песен. В отличие от них частушки широко используют различные неологизмы.

В их необычайно ярко проявляется народное словотворчество. Так, например, родители, пытающиеся выдать девушку за немилого, называются в частушке «губителями-зарезниками», «характерная» девушка выходит замуж «самоходочкой». Ее дружок — веселый «гармонистый», его глаза «карие, карючие» и т. д. На смелый языко-творческий характер частушки в свое время обращал внимание писателей А. М. Горький.

Не менее своеобразен и поэтический стиль частушек. В них можно встретить самые различные тропы и образные выражения: эпитеты, сравнения, метафоры и т. д. Некоторые из этих тропов перешли в частушки из традиционных лирических песен.

Однако подавляющее большинство создано самой частушкой и отличается ярким жанровым своеобразием.

В частушках можно встретить такие фольклорные эпитеты, как «ясный сокол», «лебедь белая», «родимая сторонка», «родная матушка», «сердечный друг», «миленький дружочек» и т. п.

Приведенные и подобные им эпитеты определяют жанровую специфику частушки. С помощью таких эпитетов в любовных частушках выражаются различные мысли и чувства, даются меткие индивидуализирующие характеристики. Вот одна из таких частушек:

Девки, ой! Девки, ой!

Вам знаком игривый мой:

Как видим, частушка — это поэтическая крупица народной мудрости, жемчужинка художественного таланта народа; это миниатюрная художественная картинка, запечатлевшая частичку нашего быта, движение человеческой души, проявление какого-то чувства или же запечатлевшая детальку, штришок в портрете лирического героя.

Каждую частушку можно сравнить с зернышком злака. К примеру, в зерне пшеницы содержится все необходимое, чтобы возродилось новое растение и созрели новые зерна.

Как каждое зерно в чем-то повторяет другое и в то же время несет какие-то свои отличия (размер, жизнеспособность и прочее), так и каждая частушка сохраняет в себе черты жанра и в то же время отличается от других темой, подходом к освещению материала, характеристикой героя и т. п.

Как хлебороб собирает миллионы зерен в свои кладовые, чтобы ими питаться до следующего урожая, так и фольклористы, записывая частушки и публикуя их, формируют богатейшую кладовую духовной и культурной жизни народа с целью ее обогащения, сохранения для потомков и, пусть частичного, удовлетворения эстетических запросов современников. Частушка привлекла внимание фольклористов и писателей лишь с последней четверти XIX века. И это не случайно.

В это время она стала создаваться всюду, массово. Из этих крупиц бытия, вобравших в себя какие-то моменты в переживаниях человека, складывался многогранный образ народа — создателя и носителя частушек со всеми его горестями и радостями, поражениями и победами, разочарованиями и мечтой, умением сочувствовать и сострадать.

Тематика частушек не поддается учету. Кажется, что она богаче и разнообразнее самой нашей жизни. Частушка все видит и все слышит, все хочет знать и знает.

Она проникает в сокровенные мысли и чувства создателей и исполнителей, рассказывает о тех сторонах их жизни, которых другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались.

Она сумела заглянуть во все, даже самые интимные отношения людей. Частушка во все вмешивается, всему дает оценку или выносит своеобразный приговор, фиксирует внимание на каких-то важных бытовых деталях, штрихах или же иногда говорит броско, емко, дает эпически широкую оценку определенного исторического промежутка времени, достойную по значимости повести или целого романа.

Язык частушки позволял высказать самое заветное, передать свои мысли и чувства друзьям и подругам, родным и близким, напомнить любимому или любимой о своих желаниях и возможностях, назначить встречу, свидание, признаться в любви, рассказать о своих переживаниях по случаю измены ягодиночки (дроли, ухажера, залетки), ухода близкого и желанного человека в армию («… проводила дорогого//В путь-дорожку дальнюю»), отъезд его в город на заработки, отправки на фронт и возможной гибели там.

Современные исследователи частушки отмечают, что к 70-м годам XX века были вытеснены посиделки, вечерки, праздничные гуляния молодежи на улице, что кино, радио, магнитофон, транзистор, телевизор превратили молодых людей в потребителей «готовой», чаще профессиональной музыки, что во второй половине 1940-х — в 1950-е годы в деревне почти не осталось парней, а в 1960-х — начале 1970-х годов девушки уезжали в город, и на селе встала проблема невест. Такая же картина была и в нашей деревне Новошино. Я хорошо помню, как после тяжелой работы на сенокосе парни и девчонки, быстро поужинав, шли по деревне с гармошкой к амбарам, где у нас было место для плясок, и пели частушки.

Молодежь плясала и пела частушки до поздней ночи, а рано утром — опять на колхозную работу. В Петров день и в Троицу вся деревня, старые и малые, гуляли, пели частушки и плясали. Устанавливались качели.

Прыгали на доске, играли в шаром и в шарскало, гоняли «попа» и «чижика». Как только в деревне появился клуб, а заведующая клубом стала устраивать танцы под радиолу, плясать и петь частушки стали значительно меньше.

Следует отметить, что пока в деревне оставались девушки и молодые женщины, традиция прежних гуляний и исполнения частушек окончательно не затухала. Но, когда деревня осталась «без девок», эта традиция прервалась.

Приезжающих на каникулы или в отпуск «горожанок» деревенские песни и частушки не интересовали, прежние участники гуляний и посиделок старели.

Особенно пагубную роль в судьбе частушек сыграло электричество.

Городская публика, далекая от деревенской действительности, к частушке порой относится с предубеждением, находя ее грубой и циничной.

Но такое мнение совершенно несправедливо. Стоит только обратить внимание на типичные образцы этого рода народного творчества, чтобы прийти к другому выводу.

Нет такого явления в жизни деревни, на которые не реагировали бы частушки; частушки — это подлинные переживания настроения и думы деревни.

Естественно, что составляемые обыкновенно молодежью частушки прежде всего отражают любовь, анализируя со всех сторон отношения между парнем и девушкой, между мужчиной и женщиной. И вот здесь, в так называемых «любовных» частушках, встречается иногда немало и циничного.

Но не надо забывать, что, во-первых, циничные куплеты поются исключительно мужской молодежью и то под пьяную руку и что, во-вторых, частушки интимного характера всегда поются только в тесном кругу товарищей и подруг.

И вообще, частушки, как «создание индивидуального личного творчества», редко поются перед большой публикой, а если и поются, то только такие, насчет которых у исполнителей есть уверенность, что они не встретят неодобрения или ворчания старых или, еще хуже, незнакомых людей.

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Оглавление

  • От автора
  • О частушке как жанре русского фольклора
  • История возникновения частушки
  • Деревенская частушка
  • Различные названия частушки
  • О языке и поэтическом стиле частушек

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Частушки северных деревень предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

О частушке как жанре русского фольклора

ЧАСТУШКА (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся в 1870-х годах. Термин «частушка» был введен писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевноречитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

Частушка — это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка — за другой. Поются (проговариваются) они на одном дыхании, в быстром ритме. Считается, что и само слово образовалось от глагола «частить» или прилагательного «частый».

Как правило, один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так — по кругу. Под частушку обычно пляшут, данный жанр относится к области русского народного творчества.

Существует ряд положений о частушках:

1. Относительно появления частушки в народном творчестве мнения ученых расходятся. По мнению одних, частушка бытовала в народе еще на рубеже XVII–XVIII вв. Её носителями были бродячие артисты. Противники этой точки зрения утверждают, что частушка в качестве особой песенной формы появилась в конце XIX века.

Трудно сказать, кто из ученых прав, но в знаменитом Толковом словаре Владимира Даля слова «частушка» нет. Большинство все же склоняются к тому, что частушка как жанр, как словесно-музыкальная миниатюра, впервые упоминается в 1889 году Глебом Успенским в очерке «Новые народные песни».

2. Удивительным образом частушки возникли практически в одно время в разных областях России. В каждой местности народ придал задорным песенкам свой неповторимый колорит. Иногда суть, приоритет в звучании или теме слышался в самом названии: саратовские страдания, волжские матанечки, рязанские хохотушки, вятские нескладушки, уральские тараторки и т. д. В разных краях лирические песенки называли по-разному — погудка, коротушка, припевка, цыганочка, собирушка, топтушка и т. д., но во всех случаях речь шла именно о частушке.

3. Частушка исполняется под разные народные музыкальные инструменты, но чаще всего под гармошку и балалайку. Однако музыкальное сопровождение — не главное при исполнении частушки, иные народы поют ее и вовсе без аккомпанемента.

4. Структура частушки незатейлива, хотя и не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Можно заметить, что в ней органично сочетаются традиция и новаторство. Традиция заключается в строго определенном объеме (как правило, 4 строки в частушке, 2 — в страданиях), в наличии цельного набора устоявшихся и ставших привычными зачинов и припевов, неизменность оборотов и образов, рифмование четных строк (редко парная зарифмованность).

Новизну в частушку привносят по-разному в разных уголках России, даже в разных районах Архангельской области, да и в разных деревнях. Каждая частушка несет в себе сюрприз, секрет. Где-то опускают первую строку зачина, предоставляя «слово» гармони или балалайке.

Иные исполнители, напротив, наполняют словами даже проигрыш или музыкальную паузу. Вариантов масса, неожиданности могут всплыть в любое время. Все они имеют право на жизнь, ведь это народное творчество.

5. Каким бы несерьезным жанром не считали частушку иные критики, у нее не отнять двух положительных составляющих.

Частушки отражают историю народа, по их содержанию можно судить о событиях с точки зрения простых людей. Частушки — это настроение масс. Они полны живых откликов на происходящие события или отдельные жизненные ситуации. По ним вполне можно проследить историю страны.

Частушка несет в себе массу позитива (даже знаменитые саратовские страдания). Она может быть грустной, но при этом оптимистические нотки в ней непременно присутствуют, частица юмора обязательно есть (часто — подтрунивание над самим собой).

Известны случаи: в состоянии депрессии и стресса стоит людям пропеть несколько частушечных куплетов, как душевная боль уходит, а сердечные раны заживают. Возможно, это происходит от того, что человек просто прокричится, приплясывая, — выпустит пар. А возможно, так проявляется великая сила коллективного народного искусства. Пусть даже такого немудреного, как частушка.

6. Частушка — желанный гость в любой компании в наше время. Она, как прежде, популярна и любима массами.

Она не растеряла своего смысла — возможности людям высказаться, подшутить над собой и над другими, высмеять ситуацию или человека (лентяя, чиновника, пьяницу). Частушка всегда идет в ногу со временем. Она никогда не исчерпает себя.

Частушки создаются преимущественно сельской молодежью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь. Мелодии в каждой отдельной деревне или районе обычно бывают разные. Например, в нашей деревне Новошино Красноборского района частушки исполняются живо, весело, залихватски, в то же время в деревнях Пермогорье, Телегове частушки исполняют протяжно, даже медленно.

Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают частушки общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется.

Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определенному лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка.

Текст частушки — обычно это четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящие за рамки литературного языка. Частушка обычно исполняется под аккомпанемент гармошки. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные мелодии, исполняемые полуговорком или напевно.

Следующая частушка


В книгу вошли частушки разных районов Архангельской области. Частушки пели во время работы на сенокосе, в поле, после работы, во время отдыха. Они создавали прекрасное настроение, способствовали хорошим, добрым отношениям между людьми. Этот обычай в северных деревнях существует в течение не одного века, передаётся из поколения в поколение. Частушка является главным «героем» на всех деревенских праздниках. К сожалению, умирают северные деревни. Но частушка будет жить, пока на северной земле живут наши земляки. Сборник будет интересен жителям деревень, да и горожане не останутся в стороне.

Следующая частушка


В книгу вошли частушки разных районов Архангельской области. Частушки пели во время работы на сенокосе, в поле, после работы, во время отдыха. Они создавали прекрасное настроение, способствовали хорошим, добрым отношениям между людьми. Этот обычай в северных деревнях существует в течение не одного века, передаётся из поколения в поколение. Частушка является главным «героем» на всех деревенских праздниках. К сожалению, умирают северные деревни. Но частушка будет жить, пока на северной земле живут наши земляки. Сборник будет интересен жителям деревень, да и горожане не останутся в стороне.

Топ 5 читаемых

  • Почему разводить на участке золотарник не только запрещено, но и опасно?
  • Какие сроки окончания пандемии коронавируса прогнозируют эксперты?
  • Назван наиболее опасный симптом коронавируса COVID-19
  • «АиФ». Мы и дети. Энергичный 3-й «А» класс из Минска
  • Телефонные мошенники придумали новый способ разговорить жертву
  • Каких новшеств ждать дачникам от нового Указа о садоводческих товариществах
aif.by

Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010

Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарий Войти

Читайте также: