Как научиться марийскую плясовую и частушка играть
Обновлено: 16.11.2024
Цели: обобщить знания детей о русском народном творчестве; создать атмосферу праздника; привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.
Цикл занятий по ознакомлению с народным творчеством и бытом; чтение русских народных сказок; заучивание потешек и песенок; драматизация потешек и сказок.
Действующие лица: Хозяйка, Баба Яга, дети в русских национальных костюмах.
Ход праздника
Хозяйка. Просим в избу, красному гостю - красное место, милости просим. Вот вам хлеб-соль по-старинному обычаю. За хлебом и солью всякая шутка хороша. Где посветлее, там и веселее.
Вот и мое лукошко. Пустое оно, но, надеюсь, к концу нашей встречи наполнится частушками и прибаутками.
Праздник у нас в детском саду начинается, потому что здесь собрались лучшие певуны. Если вы приглядитесь, то сами в этом убедитесь.
Выходите, ребята, петь частушки!
1. Выходи частушки петь,
Будем рядышком сидеть.
Хорошо на улице!
Ох, посмеются курицы.
2. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
надо пляской помогать.
3. Кто сказал "Частушки вроде
В наши дни уже не в моде"?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
4. У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем, молодец!
Хозяйка. И правда молодцы! Ребята, а вы знаете, что такое частушка? Верно, частушка - это коротенькая шуточная, плясовая, озорная песенка. В ней можно рассказать о характере человека и даже о каком-то событии.
1-й мальчик. Эй девчонки-хохотушки,
Запоем-ка мы частушки.
2-й мальчик. Девочки беляночки,
Где вы набелилися?
Две девочки. Мы вчера коров доили,
1-й мальчик. Вы послушайте, девчата,
Нескладушку будем петь,
2-й мальчик. На лугу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Девочка. Говорят, я боевая, боевая, ну и что ж?
Моя мама боевая, ну а я тогда в кого ж?
Хозяйка. Какие молодцы, ребята!
Как у наших у ворот собирается народ,
Собирается народ и ведет свой хоровод.
Хоровод «На горе-то калина»
Стук в дверь, появляется баба Яга.
Б. Яга. Услышала ваши веселые частушки, песни, очень мне понравились. Заслушалась я. И сама много знаю частушек, но никто меня не слышит в лесу. К вам вышла.
Хозяйка. Ну что ж, баба Яга, давай мы тебя послушаем.
Баба Яга поет: Посмотрите на меня-
Что прическа, что походка -
Всем ужасно нравится.
Я диету соблюдаю,
Уже не помню сколько лет:
Мухоморы ем на завтрак
И поганки на обед.
Хозяйка. Молодец, баба Яга! Ты и правда петь мастерица!
Баба Яга. А давайте с вами поиграем.
Игра «Плетень»
Хозяйка. А теперь, Кикимора, послушай наших девочек.
Все. Вы послушайте, мальчишки,
Мы частушки будем петь.
Только, чур, не обижаться,
Из-за шуток не реветь.
1. Попросили мы мальчишек
Показать нам грузовик,
а мальчишки, как мартышки,
Показали нам язык.
2. Саша - парень ничего,
Только он кусается,
Все собаки от него
3. Все, что Петя подобрал,
Он в карман пихает,
Если Петя погулял,
4. Не умеет есть Андрюша,
Словно хрюшка чавкает,
Пришел пес его послушать-
Под окошком тявкает.
Все. Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Хозяйка. Молодцы, девочки! А наши воспитатели знают тоже много частушек.
1. На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги,
Под горой стоит корова,
2. Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
баба ехала пешком
В ситцевой карете.
3. Хороши наши частушки,
И напев у них простой.
На сегодня петь кончаем -
Ставим точку с запятой.
Вот и наполнилась моя корзина частушками, а за это я вам подарю песню "Посею лебеду на берегу". А Баба Яга и воспитатели мне помогут.
Песня «Посею лебеду на берегу»
Мы тоже, хозяйка, тебе сюрприз приготовили.
Что же это? Танец? Песенка? Игра?
Выступление оркестра нам начать пора.
Игра на музыкальных инструментах
Ай да ребята, ай да молодцы!
Ай да красавицы!
Славный у нас получился праздник!
Пришла пора прощаться.
Да и угощаться! Получи леденец! Тут и празднику конец!
Публикации по теме:«Задорная частушка» Видео В нашем детском саду ребятишки посещают разные кружки, которые ведут наши талантливые воспитатели. Я веду фольклорный кружок «Родничок».
Задорная кадриль и лирический вальс Видео Я работаю в ДОУ "Дюймовочка" города Тулы. Наш сад с основным приоритетом - художественно-эстетического направления. Поэтому большое внимание.
Следующая частушка
А. Дудник. Народные танцы и пляски Кубани в обработке для баяна или аккордеона
Вашему вниманию предлагается нотное издание: "Народные танцы и пляски Кубани в обработке для баяна или аккордеона". Составитель А. Дудник.
1. Казачий пляс
2. Мужской танец
3. Бабочка. Полька
4. Казачок. Танец
5. Костырка. Полька
6. Казачок. Танец
7. Ейская кадриль
8. Бриньковский казачок
9. Ой, кумушки-голубушки, подруженьки мои. Хороводная песня
10. Сейчас еду, сейчас еду в Китай-город гуляти. Хоровод
11. Солнце скрылось за горою дальней. Хороводная песня
12. Ой, во поле травушка. Хоровод
13. Лисички. Танец
14. По садочку хожу. Хоровод
15. Полно вам, казаченьки, горе горевать. Казачья песня
16. Ехал казак из дальнего края. Казачья плясовая
17. Казачья кавалерийская. Пляска
18. Казачий пляс
19. Туман танчик выводит. Хоровод
20. Трава моя, травушка. Хоровод
21. Ой, на горке, на горе крутой. Хоровод
22. Страдания. Хоровод
23. Гопак. Танец
24. Василек. Хоровод
25. Казачок. Танец
26. Я со цветом хожу. Хоровод
27. Пляска некрасовских казаков.
28. Кубаночка. Полька
29. Кубанская кавалерийская. Пляска
30. Кавалерийская плясовая
В. Корнев. Русские приплясы. Танцы для баяна или аккордеона
В сборнике советского композитора-баяниста заслуженного артиста РСФСР В. Г. Корнева публикуются танцы, вошедшие в репертуар многих прославленных коллективов страны: Государственного академического хореографического ансамбля "Березка", танцевального коллектива Государственного академического русского народного хора РСФСР имени М. Е. Пятницкого, Государственного Красноярского ансамбля танца Сибири, Государственного ансамбля песни и пляски донских казаков, Ансамбля танца России.
Танцы поставлены балетмейстерами: Героем Социалистического Труда, народной артисткой СССР Н. Надеждиной, Героем Социалистического Труда, народным артистом СССР М. Годенко, народной артисткой СССР Т. Устиновой и др.
Музыка этих танцев популярна и в многочисленных коллективах художественной самодеятельности.
Публикуемый материал предоставляет руководителям и концертмейстерам хореографических коллективов большие возможности для постановки современных русских танцев.
На вечерке. Танцевальная сюита
Первая
Круговая
Отбойная
Манерная
Любовная
Последняя
Влюбленные
На мосточке
Енисейский хоровод
Звездный хоровод
Хоровод
Забытая мелодия
Ланце
Деликатная кадриль
Уездная кадриль
Кудёрушки
Веселый круг
На майдане
Топотуха
В. Иванов. Народные песни и танцы в обработке для баяна
Вашему вниманию предлагается нотное издание: "В. Иванов. Народные песни и танцы в обработке для баяна". Для средних и высших учебных заведений.
Налетiли гуси. Украинская народная песня
Во сыром бору тропина. Русская народная песня
В Студеницi на торзi. Украинская народная песня
Камаринская. Русская народная песня
Налетiли журавлi. Ой журавко, журавко. Украинские народные песни
Стелется и вьется. Русская народная песня
Плач Ярославны. Старинная украинская мелодия
Кочан капусты. Белорусская народная песня
Четворно. Болгарский народный танец
Молдавский народный танец
В. Корнев
Десять кадрилей
для баяна или аккордеона
“Советский композитор”, 1980
ВОЛЖСКАЯ КАДРИЛЬ
НА МОСТОЧКЕ
Медленная кадриль
ЗАБАВНАЯ КАДРИЛЬ
КРАСНОЯРОЧКА
СТУДЕНЧЕСКАЯ КАДРИЛЬ
Из одноактного балета «Взятие одежного городка»
ГАЛАНТНАЯ КАДРИЛЬ
СМЕШНАЯ КАДРИЛЬ
КОМИ-ПЕРМЯТСКАЯ КАДРИЛЬ
УДОРСКАЯ КАДРИЛЬ
БЫСТРАЯ КАДРИЛЬ
Русские пляски
для баяна
редактор-составитель П.Говорушко
«Музыка», 1965г.
Поморский хоровод. Фортепианная обработка Б. Шеломова. Переложение Ю. Иванова.
Деликатная кадриль. Обработка К. Горчакова
Девичий хоровод. Музыка М. Феркельмана. Переложение Ю. Иванова
Девичий танец. Музыка Е. Сироткина. Переложение Ю. Иванова
Гусачок. Обработка Аз. Иванова.
Гармошечка. Кадриль. Музыка В. Корнева
Шутники. Полька. Музыка В. Корнева
Полька. Обработка И. Тихонова
Русская плясовая. Барыня. Обработка В. Кузнецова
Яблочко. Матросский танец. Обработка В. Кузнецова
Во поле береза стояла. Обработка Н. Кацуна
Б. Смирнов
Искусство сельских гармонистов
СОЛЬНЫЕ ПЕСЕННЫЕ НАИГРЫШИ
1. Семеновна.
2. «По деревне».
3. «По деревне».
4. «По деревне».
5. «По деревне».
6. «По улице».
7. Страдания.
8. Новогородская.
9. Старинный наигрыш.
10. «По деревне».
11. «С песенками».
12. Страдания.
13. «На пол».
14. Саратовские переборы.
15. «По деревне».
СОЛЬНЫЕ ПЛЯСОВЫЕ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ НАИГРЫШИ
16. Русского.
17. Круг
18. Камаринская.
19. Камаринская.
20. Краковяк.
21. Краковяк.
22. Краковяк.
23. Краковяк.
24. Краковяк.
25. Русского.
26. Русского.
27. Русского.
28. Русского простого.
29. Русский перепляс.
30. Рыбинская матаня
31. Череповецкая плясовая.
32. «Я на горку шла».
33. Товарочка.
34. Русско-славянский.
35. Плясовая.
36. Сербияночка.
37. Вальс.
38. Кесовогорская кадриль.
39. Краснохолмская кадриль
40. Новоторжская кадриль.
41. Ярославская кадриль.
42. Ярославская кадриль.
43. Карельская пляска.
44. Костромская кадриль.
45. Костромская кадриль.
46. Полька.
47. Полька.
48. Полька.
49. Бежецкая кадриль.
50. Переход.
ПЕСЕННО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
51. «Ах, дорогой мой».
52. «Пой, гармошка».
53. «Ах, ты яблонька».
54. Плясовые припевки.
55. Частушки «под барыню».
56. «Сколько раз я зарекалась».
57. «Сыграй, Ваня».
58. «По деревне».
59. «По деревне».
60. «Ты играй, играй, гармонь».
61. «Светит месяц».
62. «А у меня платочек алый».
63. Калининские частушки.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
64. «По деревне».
65. Семеновна.
66. Солом ушка.
67. Барыня.
68. Кубанка.
Примечания.
Список исполнителей.
Библиография.
Алфавитный указатель.
КУБАНСКИЕ ТАНЦЫ
Краевой научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы управления культуры Краснодарского края
Ой на горе калинка
Усть-лабинская кадриль
Улица на улицу (Кубанский шуточный танец)
Казачий пляс
Бриньковский казачок
А гармошка не печалит. Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники. Выпуск 1.
Составитель Г. Заволокин
Содержание
Нижегородские напевы . Муз. Н. Фагина (Нижний Новгород)
Лирические наигрыши Муз. А. Устьянцева (Каменск-Уральский)
Кавалерийский марш Муз.М. Савина (Томск)
Подгорная Наигрыш М. Савина (Томск)
Махонька. Сибирская частушка Наигрыш М. Савина (Томск)
Иркутяночка Сибирская пляска Наигрыш И. Казакова (Иркутск)
Плясовая Наигрыш И. Балагурова (Вологодская область)
Под драку. Вологодская пляска Наигрыш Л. Попова (Череповец)
Короткие страдания Наигрыш А. Матюхина (Елец)
К ней и от ней Наигрыш А. Матюхина (Елец)
Барыня Русская пляска Наигрыш А. Матюхина (Елец)
Коробейники Обработка В. Королева (Ярославская область)
Лучше б ты не играла, гармонь Муз. и слова Г. Заволокина
Частушки по- никольски Напев Е.Вязниковой (Вологда), Наигрыш Н. Филина (Вологда)
Зимняя песня. Музыка Г. Заволокина, Слова Н. Рубцова
Крапива Муз. и слова Г. Заволокина
Ох да, сормовска больша дорога Рекрутские страдания. Записано у гармониста Н. Фагина
13 МБ
Нравится Показать список оценивших
Королькова И. В. Народные песни и наигрыши Новгородской области: Хрестоматия по музыкальному фольклору из экспедиционных коллекций Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова / Сост. звукового приложения И. В. Королькова; оцифровка фонограмм А. А. Мехнецов; изд. подг. Г. Н. Щупак, С. В. Булкин. СПб.: Фольклорно-этнографический центр имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, 2013. Вып. 1. 5.1 МБ Нравится Показать список оценивших
С. Москвичёва. Где-то играет гармошка. Традиционные наигрыши Тамбовской области
Музыкально-этнографический сборник составлен по результатам комплексного исследования традиции бытования гармонного искусства в Тамбовском регионе, осуществленного на материале авторских экспедиций 2008–2013 годов.
В сборнике освещаются некоторые аспекты местного кустарного промысла гармоней в регионе, даются творческие портреты ряда современных исполнителей-гармонистов, описываются особенности структурных построений наигрышей, раскрывается семантическая природа фольклорных композиций Тамбовского региона.
Издание представляет интерес для специалистов в области изучения народной культуры – фольклористов, этнографов, историков, исполнителей на народных инструментах, а также широкого круга читателей, интересующихся традициями национального народного искусства.
История бытования гармони в Тамбовском регионе и творческие
портреты народных музыкантов
Жанры Тамбовских традиционных наигрышей
Наигрыши индивидуально-мотивной конструкции
1. Матаня. Записана от Мещерякова А.В.
2. Матаня. Записана от Агафонова Ю.Г.
3. Матаня. Записана от Клинкова В.Ф.
4. Матаня. Записана от Ересиной Н.К.
5. Матаня. Записана от Мосякина А.В.
6. Матаня. Записана от Моторина Н.И.
7. Барыня. Записана от Агафонова Ю.Г.
8. Барыня. Записана от Лисицына В.А.
9. Барыня. Записана от Петрова В.Ф.
10. Базар. Записана от Мещерякова А.В.
11. Базар. Записана от Худяковой Е.А.
Наигрыши единого мелодического архетипа
12. Канарейка. Записана от Мещерякова А.В.
13. Канарейка. Записана от Маняхина А.С.
14. Канарейка. Записана от Дубровина А.Н.
15. Канарейка. Записана от Худяковой Е.А.
16. Канарейка. Записана от Клинкова В.Ф.
17. Канарейка. Записана от Мосякина А.В.
18. Канарейка. Записана от Дудова М.И.
19. Канарейка. Записана от Агафонова Ю.Г.
20. Страдания. Записаны от Мещерякова А.В.
21. Страдания. Записаны от Котова В.В.
22. Страдания. Записаны от Лисицына В.А.
23. Страдания («к ней»). Записаны от Мосякина А.В.
24. Страдания («от нее»). Записаны от Мосякина А.В.
25. Досада. Записана от Агафонова Ю.Г.
26. Досада. Записана от Толстых В.А.
27. Досада. Записана от Клинкова В.Ф. и Матыцина И.Ф. (балалайка)
28. Досада. Записана от Петрова В.Ф.
29. Подгорная. Записана от Дудова М.И.
Наигрыши двухчастной структурной формы
30. Кирсанёнок. Записан от Клинкова В.Ф.
31. Кирсановского. Записан от Котова В.В.
32. Шарлотского. Записан от Худяковой Е.А.
33. Шарлотского. Записан от Агафонова Ю.Г.
Библиография
Следующая частушка
В русской традиции есть два варианта частушек – мажорные и минорные. Мажорные играются на трех мажорных аккордах, зажигательные плясовые. Самые легкие, на аккордах без баррэ играются так:
1) C G D G
2) G D A7 D
3) D A E A
4) A E H7 E
А вот видеоурок и разбор третьего варианта частушек в тональности A (ля-мажор):
Минорные соответственно на минорных аккордах, более напевные, лирические и имеют ещё другое название – страдания.
Но есть ещё интересная смесь: веселые минорные частушки. Изначально это был плясовой цыганский наигрыш или цыганочка с выходом. Начинался с оттенком грусти, медленно, вальяжно с оттяжечкой, постепенно разгоняясь набирая темп и переходя уже в бесшабашную пляску, но не меняя при этом минорных аккордов в аккомпанементе.
Самые легкие, на аккордах без баррэ играются так:
Начинающие могут пройти по ссылке к уроку, а продвинутые могут освоить такой вариант:
Цыганочка стала такой популярной, что стала бесконечной музыкальной темой для частушек, веселых частушек на минорных аккордах, которые может разучить любой новичок за несколько минут занятий на гитаре.
Следующая частушка
Если вы разучили, как играть мажорные частушки можно уже достаточно повеселиться и заслужить звание гитариста аккомпаниатора. Но не забывайте у нас есть ещё веселые минорные частушки, тот самый плясовой наигрыш называемый «цыганочка», который стал бесконечной музыкальной темой для частушек. И конечно каждому новичку доступно разучить веселые частушки на минорных аккордах за несколько минут занятий на гитаре.
Давайте разберем как исполнять минорные частушки. Схема примерно та же, что с мажорными, но есть небольшие варианты. В самой легкой тональности Em (ми-минор) три простых аккорда без баррэ:
Am (ля-минор) Em (ми-минор) H7 (си-септ)
Сначала разберем последовательность аккордов для исполнения частушек:
Am Em H7 Em
Теперь добавим к аккордам небольшой мотивчик на первой струне:
Ну и конечно не забудем цыганочку с выходом. Начинаем с оттяжечкой, медленно, вальяжно, как бы вдруг загрустив загрустив, постепенно разгоняясь ускоряяя темп и переходя уже в разухабистуюую пляску, на тех же трех минорных аккордах в аккомпанементе.
И дальше снова повторяем с аккордами, но уже в более быстром темпе.
Для разучивания вам поможет звуковой миди-файл с демонстрационной записью, который можно послушать >>здесь<<.
Цыганочка очень популярна, и совершенно необходимо каждому исполнителю научиться играть её на гитаре.
Читайте также: