Как играть на гармошке по цифрам частушки
Обновлено: 16.11.2024
В предыдущих уроках(урок1 и урок2) мы познакомились с правой и левой клавиатурой гармони-хромки. Я долго думал, о чем лучше сделать третий урок и решил, всё-таки, рассмотреть тему, обозначеную в названии этого материала. Давайте попробуем разучить простые однокнопочные мелодии из тех, что являются традиционными для исполнения на гармони.
Играем простейшие варианты Частушки,Барыни,Матани и Цыганочки
В нижеследующем видео сначала звучит Частушка, затем идут Барыня, Матаня и Цыганочка.
Добавляем аккорд в конце
Теперь давайте добавим в конце каждой разученной вами мелодии аккорд. Вернее, не добавим, а заменим аккордом нажатие одной кнопки, которым мы завершали эти мелодии. Здесь аккорд будет применяться, как акцент, подчеркивающий завершение куплета. Этим самым мы начнем понемногу учиться применять аккорды в игре.
К сожалению, ни один самоучитель не останавливается подробно на этом моменте. Почему-то считается, что обьединение игры двух рук пройдет для начинающего гармониста быстро и безболезненно.
Для начала могу посоветовать вот что: учите мелодии для левой руки, оцифровка которых приведена во втором уроке, где мы знакомились с левой клавиатурой. Как я уже не раз говорил, эти мелодии нужно отработать до полного автоматизма, чтобы вы, не глядя на клавиатуру, не задумываясь о моменте смены направления движения меха, без проблем играли их быстро и четко.
А нужно это для того, чтобы, начиная соединять руки, вы уже не пытались разделить внимание на обе руки и не думали, куда и в какой момент должна нажимать левая рука. Вы сосредоточитесь на исполнении мелодии правой рукой, под аккомпанемент, исполняемый левой.
тональностей , то это мало кому будет полезно). Я думаю, у многих должно получится.
Понимаете, о чем я? Повторюсь: для начала вы должны отработать до автоматизма партии левой руки в простейших мелодиях и научиться играть под этот аккомпанемент правой рукой КАК ПОД ЗАПИСЬ.
Левая клавиатура-ведущая!
Наверное поэтому и советуют начинать изучение какой-либо мелодии по нотам или подбор её на слух именно с левой клавиатуры(по поводу изучения по нотам могу согласиться полностью, а вот если подбирать на слух, то лично я предпочитаю начинать с мелодии, а затем-подбирать к ней аккомпанемент, что, возможно, и неправильно, но мне почему-то так легче).
На следующем видео я играю те же самые мелодии, но уже двумя руками. Я специально подобрал их так, чтобы на один звук в левой клавиатуре приходился ровно один звук в правой. Это самый простой вариант для соединения двух рук в игре(гораздо труднее, когда на одно нажатие в левой будет приходиться несколько нажатий в правой). Смотрите и повторяйте.
Следующая частушка
Правильно ли-играть на гармони по нотам?
Не подумайте, что я-ярый фанат игры только по нотам и ничего другого не признаю. Вовсе нет. Я много играю на слух и часто использую ноты какой-либо понравившейся мелодии, как основу для добавления чего-то от себя. К тому же, далеко не все, кто одержим желанием научиться играть на гармони, обладают достаточно хорошим музыкальным слухом, чтобы самостоятельно подбирать мелодии.Другие же считают изучение нотной грамоты занятием, недостойным настоящего гармониста или просто не нужным ему. Например, Алексей Мехнецов на семинаре в Екатеринбурге высказался, что по его мнению на гармони не стоит играть по нотам(а может он имел ввиду, что не стоит играть по нотам традиционные наигрыши, которым и был посвящён семинар?).
Сразу скажу, что нашей задачей является не научиться по звучанию ноты определять её название, а, глядя на конкретную ноту, визуально представлять её местонахождение на клавиатуре. И, естественно, что без некоторой доли специфических знаний нам не обойтись. Начнем.
Запись нот на нотном стане, скрипичный и басовый ключи
Это так, к сведению. Эту информацию про ключи не обязательно глубоко осмысливать, так как все ноты для гармони пишутся именно с такими ключами.
Сами ноты могут располагаться как НА линейках, так и МЕЖДУ линейками:
Звукоряд гармони(в какой-то мере, условно) делится на октавы:
Каждая октава состоит из семи нот, которые должен знать каждый, кто учился хотя бы в школе(в простой, не музыкальной): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Запись нот в зависимости от длительности звучания
В зависимости от предполагаемой длительности звучания, одна и та же нота записывается по-разному(об этом чуть ниже). Под длительностью ноты подразумевается продолжительность её звучания. По продолжительности звучания ноты делятся на: целые, половинные, четвертные, восьмые, тридцатьвторые и так далее. Наиболее часто употребляются половинные, четвертные и восьмые.
Все эти названия означают кратность времени звучания каждой ноты относительно целой. Каждая последующая из перечисленных длительностей будет ровно вдвое короче предыдущей. То есть, если принять целую ноту за 4 секунды, то половинная будет звучать 2с, четвертная-1с, восьмая-1/2с и так далее.
На практике вам не нужно высчитывать, сколько времени должна звучать каждая нота. Вам достаточно лишь видеть, к примеру, что она звучит вдвое(вчетверо и так далее) короче или длиннее предыдущей, и следовать этому.
Записывается одна и та же нота по разному в зависимости от её длительности. На картинке изображены слева направо целая нота, половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая:
Из чего состоит нота
Рассмотрим подробнее, как устроена нота и из каких частей она состоит:
Как видите, нота имеет три части: головка, штиль и флажок. Главной из этих частей является головка. Именно по её положению на нотном стане и определяется, какой клавише она будет соответствовать.
Головка есть у всех нот, независимо от длительности. Штиль пишется у нот, начиная с половинной. Он может быть направлен как вверх, так и вниз(это определяется лишь вопросом удобства нотной записи в каждом конкретном месте произведения).
Хвостик при штиле называется флажком. По количеству этих самых флажков мы определяем длительность звучания нот, начиная с восьмых(один флажок-восьмая нота,два флажка-шестнадцатая,три флажка-тридцатьвторая). Обычно, несколько идущих друг за другом нот с флажками объединяются в группы. Вот так будет выглядеть запись из нескольких шестнадцатых нот:
Закономерности расположения нот на нотном стане и их соответствие клавишам гармони
Теперь самое главное. В расположении нот в нотной записи для гармони-хромки есть одна закономерность, которая облегчит вам нахождение нужной клавиши, соответствующей написанной ноте: запомните, ноты первого(от руки)ряда правой клавиатуры всегда лежат так, что пересекаются линейками, а ноты второго ряда лежат между линейками. Таким образом, звукоряд первого от руки ряда правой клавиатуры(клавиши с 3 по 13) будет записан нотами вот так:
а второго ряда(клавиши с 15 по 25)-вот так:
Самые низкие звуки пишутся внизу нотного стана(на клавиатуре они находятся вверху), а самые высокие-вверху(на клавиатуре они находятся внизу). Таким образом, чем выше звук, тем ниже он находится на правой клавиатуре.
Теперь разберемся, для чего я вам рассказывал про запоминание местоположения нот, соответствующим клавишам 3, 18, 10 и 25. Смотрите, как мы будем применять эти знания. Допустим, мы видим в нотной записи вот такую ноту:
Во-первых, мы сразу видим, что эта нота находится в первом от руки ряду клавиатуры, так как лежит НА линейке(таким образом, область поиска мы сразу же снижаем вдвое!).
Как видите, ничего особо сложного здесь нет. Не пугайтесь! Мучиться с подсчётом клавиш вам не придётся долго: через некоторое время, вы будете находить каждую клавишу практически на автомате, стоит только разобрать несколько простых песен.
Нотная запись звуков левой руки(басы и аккорды)
Вот эта картинка вам поможет это сделать(в неё же можно заглядывать при разучивании мелодий):
Запись аккордов правой руки гармони
Немного об аккордах. Аккорды записываются нотами, стоящими строго друг над другом. Собственно, это и определяет, что перед нами именно аккорд, а не перебор, потому что, согласно правилам нотной записи, мы должны сыграть все эти ноты одновременно.
Ноты, составляющие аккорд, находятся так же, как описано выше для правой руки, только исполняются одновременно. Со временем, увидев запись аккорда, вы будете интуитивно ставить пальцы на нужные кнопки, без всяких подсчётов.
Играя по нотам уже обеими руками, помните, что они(ноты) располагаются друг под другом не просто так, а совершенно закономерно: если в записи вы, например, видите, что в левой руке нота или аккорд записаны строго под нотой для правой руки, значит они должны играться одновременно. Если же они НЕ располагаются строго друг над другом, то и играются в разный момент времени.
Подведём итоги
Ну вот, наверное, для первой части достаточно.
Давайте выделим самое главное, что мы узнали из этого урока и что нужно усвоить в первую очередь:
Следующая частушка
Сергей, КАРАНДАШИ гр Рождество
куплет
17 17 17 4 17 6 18 - Am
18 18 18 7 19 7 18 - C
7 6 7 18 6 18 - G E Am
17 17 17 4 17 6 18 - Am
18 18 18 7 19 7 18 - C
7 6 7 18 6 18 - G E Am
17 17 17 6 18 6 17 -Am
17 17 17 16 5 16 4 - F C
7 7 7 18 6 18 6 17 - Dm Am
6 7 18 6 18 6 17 - G E Am
припев
17 18 7 7 7 18 6 - Am Dm G
17 6 18 18 18 6 17 - G C Am
17 18 7 7 7 18 6 - Am Dm G
17 6 18 18 18 7 19 - G C Am
18 19 8 8 8 19 7 - Am Dm G
18 7 19 19 19 7 18 - G C Am
17 18 7 7 7 18 6 18 6 17 - Am Dm Am
6 7 18 6 18 6 17 - G E Am
Следующая частушка
ole 04.10.2021 в 22:24 на ХVII открытое первенство «с/к Cалават Юлаев», этап клубного первенства РБ. Все найденные вещи, после эстафеты, можно забрать в магазине "ПИОНЕР" по ад.
Anastasiya 19.09.2021 в 21:59 на ХVII открытое первенство «с/к Cалават Юлаев», этап клубного первенства РБ. Я календарь переверну - и снова 3 сентября
Guru 06.08.2021 в 17:39 на Капитонов Владимир Алексеевич (15 марта 1958 г. – 25 июня 2021 г.) Уважаемый автор статьи! Когда же он успевал любить женщин, если в его окруж.
Albert 18.04.2021 в 14:40 на Чемпионат и первенство РБ, СПРИНТ, КЛАССИКА-ОС Спасибо за классный старт,отличную организацию и отличную карту.Даже на неб.
RBRB 04.02.2021 в 12:33 на Вспоминает В.А.Марушин Ольга Мараховская - замечательная спортсменка, преданная ориентированию сто.
Читайте также: