К какому жанру русских народных песен относится песня садко к плясовой трудовой либо к частушкам

Обновлено: 16.11.2024

Историческая. трудовая, солдатская, лирическая протяжная, хороводная, плясовая (жанры). Калинка, Эй ухнем, Во поле берёзка стояла, Варяг, Тонкая рябина, Солдатушки.

Голосование за лучший ответ

Калинка - плясовая
Эй, ухнем - историческая
Во поле берёзка стояла - хороводная
Варяг - трудовая
Тонкая рябина - лирическая протяжная
Солдатушки - солдатская

Источник: песни эти послушай и поймешь

Калинка - плясовая
Эй, ухнем - историческая
Во поле берёзка стояла - хороводная
Варяг - трудовая
Тонкая рябина - лирическая протяжная
Солдатушки - солдатская

"Калинка-малинка" - плясовая
"Эй, ухнем" - трудовая .
"Во поле береза стояла" - хороводная
"Варяг" - историческая .
"Тонкая рябина" - лирическая протяжная
И "Солдатушки", конечно же, солдатская.

Калинка - плясовая
Эй, ухнем - историческая
Во поле берёзка стояла - хороводная
Варяг - трудовая
Тонкая рябина - лирическая протяжная
Солдатушки - солдатская

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования

Учитель музыки от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Скрыть

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Краткое описание документа:

На уроке ребята познакомятся с особенностями развития народной музыки Древней Руси, с представителями народного творчества –скоморохами; увидят связь русского музыкального фольклора с жизнью человека, научатся называть народные музыкальные инструменты и имена исполнителей народной музыки, закрепят понятия "вокальная", "инструментальная" музыка.

Следующая частушка

Художественное название урока: «Души русской немеркнущий свет».

Цель урока: познакомить с особенностями развития народной музыки Древней Руси, с представителями народного творчества –скоморохами; показать связь русского музыкального фольклора с жизнью человека, развивать познавательные психические процессы; воспитывать познавательный интерес к изучению предмета.

Планируемый результат и УУД

Предметные: познакомятся с особенностями музыкального языка народных песен; ролью народной музыки в жизни человека, с понятием скоморохи ; научатся называть народные музыкальные инструменты и имена исполнителей народной музыки, закрепление понятий вокальная, инструментальная музыка.

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о представителях народного творчества Руси; знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.

Личностные: выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; проявлять чувство сопереживания героям музыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека, испытывать чувства сопричастности к истории своей Родины и народа; выражать в музыкальном исполнительстве свои чувства и настроения.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; решать ряд проблем (задач) для достижения цели урока; отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно отличать характер музыкальных произведений; развивать чувство ритма формировать вокально-хоровые навыки, владеть исполнительской и слушательной культурой .

Коммуникативные : овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы, разыгрывать народные песни; умение работать коллективно, в группах во время пения, игровой деятельности; объективное оценивание друг друга;

выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения.

Музыкальный материал : «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков, Р.н.п.: «Во кузнице», «Как под яблонькой» «Былинные наигрыши». Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка, Песня Баяна «Дела давно минувших дней…» Опера «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Песня Садко "Заиграйте, мои гусельки".

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Форма урока: урок-беседа с элементами игровой работы.

Эпиграф урока: «Музыка должна быть неразлучна

с народом, с почвою этого народа,

с его историческим развитием»

I .Организационный момент.

1.Звучит русская народная песня «Во кузнеце» - ученики входят в класс.

2. Музыкальное приветствие с помощью ладових жестов.

Учитель: Прозвенел звонок, начался урок. Добрый день.

Учащиеся: Добрый день.

Учитель: Ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

– Скажите, пожалуйста, что за песня звучала, когда вы входили в класс?

- Вы знакомы с этой песней?

- Эта музыка современная или старинная?

- Она народная или композиторская?

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова В. Стасова: «Музыка должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием».

Учитель: Ребята! Как вы думаете, какой будет тема нашего урока ?

II . Определение темы и цели урока.

Чтобы определить тему нашего урока, обратите внимание на экран.

Что изображено на этих иллюстрациях?

В чем вы видите отличия между ними?

Какие музыкальные инструменты изображены на данных картинках?

Что объединяет эти иллюстрации? (Любовь к музыке и русской народной культуре).

А как подругому называется народное творчество? (Фольклор)

Что изображено на следующем слайде?

Скажите пожалуйста, а можно ли колокола назвать музыкальным инструментом? (Да)

Учитель: Ребята! Вы догадались о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ученики: О народной и духовной музыке.

И так тема нашего урока будет звучать следующе:

Ученики: «Образы русской народной и духовной музыки.»

Учитель: Ребята! На эту тему у нас отведено два урока. Сегодня мы погорим о народной музыке, а на следующем уроке о духовной.

И так тема нашего урока: «Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. »

Учитель: Записываем число и тему урока в тетрадь.

Ребята, а давайте определим цель нашего урока. Что мы должны будем сделать? (Ответы учеников)

Учитель: Мы должны познакомиться с особенностями развития народной музыки Древней Руси, с представителями народного творчества –скоморохами; показать связь русского музыкального фольклора с жизнью человека, узнать о народной музыке русского народа; вспомнить русские музыкальные инструменты, разучить русскую народную песню «Во кузнеце» а также будем учиться любить и понимать музыку.

III . Актуализация опорных знаний.

Перед тем как нам приступить к новой теме, давайте вспомним, что мы уже должны знать. И сделаем мы это с помощью игры.

Мы поиграем и закрепим свои знания о народных инструментах. Игра называется «Третий лишний». Я вам раздам карточки на которых изображены музыкальные инструменты, вы должны определить какой из инструментов не относится к народным. (Дети работают в паре )

IV . Новый материал.

Учитель: Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях» церковная музыка и народное музыкальное творчество –фольклор. Ребята, а какая вера была у древних славян, кому они поклонялись? (Ответы учеников)

Древние славяне, были язычниками и поклонялись многим богам, которые в их сознании были связаны с силами природы-солнцем, ветром, дождём…В их честь древние славяне совершали обряды, которые сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха.

С некоторыми из них мы с вами сейчас познакомимся.

В русском народном творчестве известны образы певцов – гусляров Баяна и Садко. С их образами мы встречаемся в операх «Руслан и Людмила»

М.И. Глинки, в опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Давайте послушаем фрагменты из произведений М.Глинка, Н.А.Римского-Корсакова. Также в Концерте № 1 для ф-но с оркестром П.Чайковский использовал в главной теме 1-й части напев, который он записал у лирников –украинских слепых певцов, аккомпанирующих себе на древнем инструменте – лире.

1.Слушание музыки.

1)Фрагмент из Оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, Песня Баяна «Дела давно минувших дней…»

Учитель: Какой характер носит пение баяна?

Ученики : взволнованный, напевный, задушевный, поёт о чем – то сокравенном. (используют словарь эстетических эмоций

Учитель: Как звучит мелодия песни? (Спокойно, напевно )

2) Опера «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. Песня Садко "Заиграйте, мои гусельки ".

Учитель: К какому жанру русских народных песен относится песня Садко: к плясовой, трудовой либо к частушкам? ПОЧЕМУ? (Ответы учащихся)

Учитель: Ребята, обратите внимание что музыку которую вы прослушали создали композиторы, но образы героев взяты у народа.

Ну, а теперь поговорим о скоморохах. Кто же такие скоморохи?

Скоморохи - это странствующие актёры, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. На страницах многих старинных книг скоморохов изображали играющими на гуслях, гудках, дудках, бубнах. Их приглашали на различные пиршества, ярмарки. Они с удовольствием выступали перед народом, веселили его, поднимали настроения. В шуточной форме критиковали правителей, которым естествено всё это было не по душе.

Церковь считала их язычниками, из-за их весёлого образа жизни.

Скоморохов высылали в Сибирь и на Север, музыкальные инструменты уничтожали. Это нанесло большой урон русскому музыкальному искусству.

А сейчас ребята давайте посмотрим и послушаем «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсакова.

Какие особенности народной пляски передал композитор в этом фрагменте ?

(Анализ произведения после прослушивания)

Ребята также прослушайте русскую народную песню «Как под яблонькой» и «Былинные наигрыши».

Какие образы созданы неизвестными композиторами и современными исполнителями в произведении «Былинные наигрыши» ?

(Анализ произведений после прослушивания)

V . Физкультминутка.

Ми у клас і спозаранку робимо зарядку,

Ми хита єм головою та притупуєм ногою,

Руки вгору,руки вниз, вс і прис іли – піднялись!

Гарно всі ми відпочили і до праці приступили.

VI . Вокально-хоровая работа.

Учитель: Ребята, а давайте разучим русскую народную песню «Во кузнице». Но сначала что нужно сделать ? (распеться). Приступаем к распевке.

1.Распевание.

1)Упражнение на дыхание. Выполняется стоя, руки опущены вниз.

1- вдох носом, руки поднять вверх.

2- выдох ртом, руки опустить вниз.

Повторить 2-3 раза.

2) Упражнение: поём до, до, ре, ми, ми, фа, соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре, до по хроматической гамме. Помним, петь нужно округленням звуком, ничего не зажимать. Это упражнение очень полезно для активизации работы артикуляционного апарата. Послушайте вначале в моём исполнении, как нужно петь это упражнение. (исполнение данной распевки учителем)

А сейчас внимание, поём.(исполнение учениками).

3) А сейчас давайте вспомним ладовые жесты.

Упражнение3: му, ве, ры, му,ве,на,зе,лё, лё на,му,ры,ве,му.

(Пение за учителем, который демонстрирует данное упражнение с помощью ладових жестов).

2. Разучивание песни «Во кузнице».

1)повторное прослушивание песни (анализ после прослушивания);

2) анализ нотной записи песни, которая лежит на каждой парте.

3)разучивание по фразам 1-го куплета песни:

- сольмизация (чтение нот в ритме);

- хоровое чтение 1-го куплета;

- при пении позывать рукой движении мелодии;

- работа над дыханием.

- составление ритмической партитуры для инструментовки песни, инструментальное музицирование.

VII . Ритмический диктант.

VIII . Подведение итога урока.

Учитель: И так, ребята, наш урок подходит к концу. Поэтому нам нужно подвести итоги:

1.Какой была тема нашего урока?

2.Какие произведения вы прослушали?

3. Какую песню мы начали разучивать сегодня на уроке?

Ребята, как вы считаете, мы достигли поставленной нами цели урока? (Ответы учащихся)

Заканчивая урок хочется вернуться к эпиграфу: «Музыка должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием» В. Стасов.

А также словами:

Есть у песни (у народной)
Родословная своя –
В ней напев звучит природный,
И родные всё слова.

Действительно, все народные песни близки и дороги, они просты и понятны, в них звучат родные наши слова. В них отражена культура народа России. Я Вам желаю чтобы вы никогда не расставались с народными песнями.

Учитель: Тем, кто на уроке активно работал, прошу себя оценить и подать дневники. Отличные оценки также получили те, кто первые написали ритмический диктант и были победителями игры.

Домашнее задание:

Учитель: Прошу к следующему уроку прослушать ряд народных песен и записать, что вы прослушали. Желательно чтобы в этот список входили народные песни Крыма. На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу на уроке.

Учитель: До свидания! (Пение с помощью ладовых жестов от «му» к «лё»)

Ученики: До свидания! (Пение с помощью ладовых жестов от «лё» к «му»)

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс профессиональной переподготовки

Следующая частушка

Цель урока: познакомить с особенностями развития народной музыки Древней Руси, с представителями народного творчества –скоморохами; показать связь русского музыкального фольклора с жизнью человека, развивать познавательные психические процессы; воспитывать познавательный интерес к изучению предмета.

Планируемый результат и УУД

Предметные: познакомятся с особенностями музыкального языка народных песен; ролью народной музыки в жизни человека, с понятием скоморохи; научатся называть народные музыкальные инструменты и имена исполнителей народной музыки, закрепление понятий вокальная, инструментальная музыка.

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о представителях народного творчества Руси; знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.

Личностные: выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; проявлять чувство сопереживания героям музыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека, испытывать чувства сопричастности к истории своей Родины и народа; выражать в музыкальном исполнительстве свои чувства и настроения.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; решать ряд проблем (задач) для достижения цели урока; отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно отличать характер музыкальных произведений; развивать чувство ритма формировать вокально-хоровые навыки, владеть исполнительской и слушательной культурой .

Коммуникативные : овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы, разыгрывать народные песни; умение работать коллективно, в группах во время пения, игровой деятельности; объективное оценивание друг друга;

выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения.

Музыкальный материал : «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков, Р.н.п.: «Во кузнице», «Как под яблонькой» «Былинные наигрыши». Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка, Песня Баяна «Дела давно минувших дней…» Опера «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Песня Садко "Заиграйте, мои гусельки".

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Форма урока: урок-беседа с элементами игровой работы.

I .Организационный момент.

1.Звучит русская народная песня «Во кузнице»

2. Музыкальное приветствие.

Учитель: Прозвенел звонок, начался урок. Добрый день.

Учащиеся: Добрый день.

Учитель: Ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

– Скажите, пожалуйста, что за песня звучала, когда вы входили в класс?

- Вы знакомы с этой песней?

- Эта музыка современная или старинная?

- Она народная или композиторская?

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова В. Стасова: «Музыка должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием».

Учитель: Ребята! Как вы думаете, какой будет тема нашего урока ?

II . Определение темы и цели урока.

Чтобы определить тему нашего урока, обратите внимание на экран.

Что изображено на этих иллюстрациях?

В чем вы видите отличия между ними?

Какие музыкальные инструменты изображены на данных картинках?

Что объединяет эти иллюстрации? (Любовь к музыке и русской народной культуре).

А как по-другому называется народное творчество? (Фольклор)

Что изображено на следующем слайде?

Скажите, пожалуйста, а можно ли колокола назвать музыкальным инструментом? (Да)

Учитель: Ребята! Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ученики: О народной и духовной музыке.

И так тема нашего урока будет звучать следующе:

Ученики: «Образы русской народной и духовной музыки.»

Учитель: Ребята! На эту тему у нас отведено два урока. Сегодня мы погорим о народной музыке, а на следующем уроке о духовной.

И так тема нашего урока: «Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси »

Учитель: Давайте определим цель нашего урока. Что мы должны будем сделать?

Учитель: Мы должны познакомиться с особенностями развития народной музыки Древней Руси, с представителями народного творчества –скоморохами; показать связь русского музыкального фольклора с жизнью человека, узнать о народной музыке русского народа; вспомнить русские музыкальные инструменты, разучить русскую народную песню «Во кузнице» а также будем учиться любить и понимать музыку.

III . Актуализация опорных знаний.

Перед тем как нам приступить к новой теме, давайте вспомним, что мы уже должны знать. И сделаем мы это с помощью игры.

Мы поиграем и закрепим свои знания о народных инструментах. Игра называется «Третий лишний». Я вам раздам карточки, на которых изображены музыкальные инструменты, вы должны определить какой из инструментов не относится к народным. (Дети работают в паре)

IV . Новый материал.

Учитель: Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: церковная музыка и народное музыкальное творчество – фольклор. Ребята, а какая вера была у древних славян, кому они поклонялись? (Ответы учеников)

Древние славяне были язычниками и поклонялись многим богам, которые в их сознании были связаны с силами природы-солнцем, ветром, дождём… В их честь древние славяне совершали обряды, которые сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха.

С некоторыми из них мы с вами сейчас познакомимся.

В русском народном творчестве известны образы певцов – гусляров Баяна и Садко. С их образами мы встречаемся в операх «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, в опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Давайте послушаем фрагменты из произведений М. .Глинка, Н.А. Римского-Корсакова.

Также в Концерте № 1 для ф-но с оркестром П. Чайковский использовал в главной теме 1-й части напев, который он записал у лирников – украинских слепых певцов, аккомпанирующих себе на древнем инструменте – лире.

1.Слушание музыки.

1)Фрагмент из Оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, Песня Баяна «Дела давно минувших дней…»

Учитель: Какой характер носит пение баяна?

Ученики : взволнованный, напевный, задушевный, поёт о чем – то сокравенном. (используют словарь эстетических эмоций

Учитель: Как звучит мелодия песни? (Спокойно, напевно)

2) Опера «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. Песня Садко "Заиграйте, мои гусельки ".

Учитель: К какому жанру русских народных песен относится песня Садко: к плясовой, трудовой либо к частушкам? Почему? (Ответы учащихся)

Учитель: Ребята, обратите внимание, что музыку, которую вы прослушали, создали композиторы, но образы героев взяты у народа.

Ну, а теперь поговорим о скоморохах. Кто же такие скоморохи?

Скоморохи - это странствующие актёры, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. На страницах многих старинных книг скоморохов изображали играющими на гуслях, гудках, дудках, бубнах. Их приглашали на различные пиршества, ярмарки. Они с удовольствием выступали перед народом, веселили его, поднимали настроения. В шуточной форме критиковали правителей, которым естественно всё это было не по душе.

Церковь считала их язычниками из-за их весёлого образа жизни. Скоморохов высылали в Сибирь и на Север, музыкальные инструменты уничтожали. Это нанесло большой урон русскому музыкальному искусству.

А сейчас ребята давайте посмотрим и послушаем «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсакова.

Какие особенности народной пляски передал композитор в этом фрагменте ?

(Анализ произведения после прослушивания)

Ребята также прослушайте русскую народную песню «Как под яблонькой» и «Былинные наигрыши».

Какие образы созданы неизвестными композиторами и современными исполнителями в произведении «Былинные наигрыши» ?

(Анализ произведений после прослушивания)

VI . Вокально-хоровая работа.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами разучим русскую народную песню «Во кузнице». Но сначала что нужно сделать ? (распеться). Приступаем к распевке.

1.Распевание.

2. Разучивание песни «Во кузнице».

- повторное прослушивание песни (анализ после прослушивания);

- разучивание по фразам 1-го куплета песни:

- работа над дыханием.

VII . Подведение итога урока.

Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Поэтому нам нужно подвести итоги:

1.Какой была тема нашего урока?

2.Какие произведения вы прослушали?

3. Какую песню мы начали разучивать сегодня на уроке?

Ребята, как вы считаете, мы достигли поставленной нами цели урока? (Ответы учащихся)

Заканчить урок хочется словами:

Есть у песни (у народной)
Родословная своя –
В ней напев звучит природный,
И родные всё слова.

Действительно, все народные песни близки и дороги, они просты и понятны, в них звучат родные наши слова. В них отражена культура народа России.

Учитель: Тем, кто на уроке активно работал, прошу себя оценить и подать дневники. Отличные оценки также получили те, кто был победителем игры.

Домашнее задание:

К следующему уроку прослушать ряд народных песен и записать, что вы прослушали. На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу на уроке.

Музыкальное прощание:

Учитель: До свидания!

Ученики: До свидания!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Следующая частушка

Трудовая песня - Дубинушка
Обрядовая песня - Рождественские калядки,
Солдатская песня - Враги сожгли родную хату", "Ехал я из Берлина"
Хороводная песня -Каравай-каравай
Колыбельная песня - "Спи моя радость усни"
Лирическая песня - "НЕ ОДНА ВО ПОЛЕ ДОРОЖЕНЬКА"
Плясовая песня - «Ах, вы сени" , "Калинка"
Свадебная песня - АХ ЭТА СВАДЬБА.

Остальные ответы

Эй, ухнем - трудовая песня
Солдатушки, бравы ребятушки - солдатская
Барыня - плясовая

КОЛЫБЕЛЬНАЯ - спят усталые игрушки, баю баюшки баю.
ПЛЯСОВАЯ - барыня, Калинка, валенки, Ванька.
СОЛДАТСКАЯ - Катюша, синий платочек.
ТРУДОВАЯ - дубинушка.
ХОРОВОДНАЯ - испекли мы каравай.
Лирическая - не одна во поле.

Опредили каким жанром относится русские народные песни: светит месяц, катай каравай, котик каток, ходит сон по горе, солдатушки браво ребятушки, во саду ли в огороде, как родная меня мать провожала, идет коза .

Читайте также: