Из села кукуева частушка

Обновлено: 16.11.2024

Сам частушки сочиняю
На гармошке сам играю
И частушки сам пою
И про всякую х.. ню.

© Copyright: Анатолий Передернин, 2017
Свидетельство о публикации №117122204031 Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Частушка на службе Советов

Постепенно главной функцией частушки стала реакция на событие. И за это ее очень полюбили большевики.

Частушка органично влилась в музыку революции. Этот момент хорошо показал Блок в поэме «Двенадцать», где сплел воедино частушку, плакат, городской романс, раек. Получилось отлично. Единственное — перебор с финальным явлением Христа «в белом венчике из роз». Но «оплошность» вскоре была исправлена: в начале 1920-х именно частушку сделали одним из важнейших инструментов антирелигиозной пропаганды. Образно, доходчиво, а главное — легко запоминается.

Революция разбила
Всю святую лавочку.
Все угодники завыли
И ушли в отставочку.

Не забыли частушку и позже. Например, крестьянскую лирическую песню в массовом порядке стали заменять новой формой частушки. При этом основная ставка делалась на молодежь, для которой обыгрывались принципиально новые ситуации взаимоотношений полов.

Раз картошку мы копали
С трактористом Федею
И нечаянно попали
В жуткую трагедию.

Чутко державшие нос по ветру графоманы взялись сочинять на заказ псевдофольклорные частушки. Преимущественно колхозной направленности. К общему гомону присоединился и кинематограф. Его герои («трактористы», «кубанские казаки» и прочие) охотно изъяснялись на частушечном языке.

Молотили все бригады,
Шло соревнование.
Государству хлеб мы сдали
В срок, без опоздания.

Советская самодеятельность должна была вытеснить прежнюю «упадническую» песню. Что в итоге и случилось: к концу 1930-х традиционная культура в СССР по сути прекратила свое существование.

С одной стороны, фольклор идеологизировался, с другой — стихийно стали появляться антисоветские частушки. Причем как среди крестьян, так и среди городской интеллигенции.

Коммунисты отдыхают
На Кавказе и в Крыму,
А рабочих отправляют
На леченье в Колыму.

За такие шутки, разумеется, сажали. Но подпольных частушек становилось все больше. Как позднее писал академик Лихачёв: «одобрение смехом в самый патетический момент смертельной угрозы всегда было сугубо национальным, русским явлением».

Написали про колхоз
Сорок два писателя.
А в колхозе два яйца —
и те у председателя.


А без мата — пресновато

И все же подавляющее большинство как советских, так затем и российских обывателей знали и воспринимали лишь один тип частушек — похабные. Они вытеснили все остальные.

Я Хрущёва не боюсь,
Я на Фурцевой женюсь.
Буду щупать сиськи я
Самые марксистские!

У похабных частушек тоже есть свои корни. Например, эротические короткие песни, характерные для крестьянского свадебного обряда. Однако употребление матерной брани в традиционной русской культуре строго ограничивалось. В городах брани было много, но вот крестьяне матом, в принципе, не ругались. Разве что в обрядово-ритуальные, праздничные дни. В повседневности же мат был жесточайшим табу.

Но после революции былые сдерживающие механизмы рухнули.

Нет, формально советская власть считала брань неприемлемой. Но каждый советский человек знал, что, к примеру, секретарь райкома разговаривает с посетителями только этим, «запрещенным» языком. А если партийному боссу можно, то почему нельзя беспартийному работяге? В общем, в советское время в отношении брани сформировалась определенная культурная шизофрения. Нашедшая отражение в том числе в матерных частушках. По разряду фольклора они не числились, хорово не исполнялись, рождались в основном в среде городской интеллигенции и больше походили на рифмованные скабрезные анекдоты.

Девки больше не дают
Мужикам-бездельникам.
К нам приехал массовик
С во-о-от таким затейником!

И вот что удивительно: СССР четверть века как нет. Тем не менее, если провести на улице стихийный опрос, предложив прохожим с ходу процитировать частушку, восемь из десяти обязательно затянут советскую:

Что вижу, то пою

Как писал Гоголь о своем Чичи­ко­ве, «темно и скромно происхождение нашего героя». Вот и у частушки корни могут быть самые разные.

Во-первых, это народные плясовые припевки. Отсюда и «плясовая» версия происхождения слова — от «частого» ритма. Когда русскому человеку было хорошо, он пускался в пляс, припевая в такт всякую ерунду. Вроде такого:

Рукавы, рукавы,
они коротеньки.
Дома чаю не пила,
а пила у Сеньки.

Во-вторых, частушки восходят к традиционной русской лирической песне. Есть особый пласт частушек — «короткие песенки». Это нисколько не смешные лирические зарисовки с особыми распевами. Вплоть до причитаний, натурально на разрыв души. Эти песни пользовались популярностью в середине XIX века. Закручинился, допустим, ямщик: дорога дальняя, любовь несчастная, а карман пустой. Вот и затягивал он песню. Такую, которая запросто могла в любом месте оборваться, равно как с любого места возобновиться. В общем, чистой воды импровизация. Бесконечная песня, составленная из бесчисленного количества коротеньких. Причем песня сугубо трагическая — что мужская, что женская.

Вот машины зашумели,
скорый поезд загудит.
Ты придешь к моей кроватке,
будет некого будить.

В дальнейшем короткие песенки получили новое развитие — утратили свою «бесконечность». Превратились в рассказ про «здесь и сейчас». Некоторые специалисты считают, что такая частушечная форма близка к традиционной японской поэзии (хокку, танка).

Наконец, корни частушки могут быть связаны с русскими «приговорками» и пословицами.

Следующая частушка

Ой, яблочко,

Катись парами,

Будем рыб кормить

Комиссарами!

Ох, яблочко,

В гору лапками,

Пришли товарищи

За порядками!

Ох, яблочко,

Куда котится?

А кадетская власть

Не воротится!

Ах, яблочко,

Закатилося!

Советская власть

Воротилася!

Ой, яблочко,

Да наливается;

А советская власть

Укрепляется!

Эх, яблочко,

Куда ты котишься,

К белому попадешь,

Не воротишься.

Эх, яблочко,

Куда ты котишься,

К красному попадешь,

Не воротишься.

Эх, яблочко,

Цвета спелого,

Слева красного бьем,

Справа – белого.

Гей, яблочко,

Красная половинка!

Мой муж большевик,

А я украинка!

Ох, яблочко,

Не катися в воду,

Бери, товарищ, пулемет,

Защищай свободу!

Эх, яблочко,

Да ты хрустальное,

Революция

Социальная!

Эх, яблочко

Наливается.

Пролетарии всех стран

Соединяются.

Эх, яблочко,

Сбоку дырочки,

Не дождаться вам, попы,

Учредилочки!

Эх, яблочко,

Сладко-кислое,

Буржуйские глаза -

Ненавистные!

Эх, яблочко,

Да с червоточинкой,

Мы к врагу подошли

Темной ноченькой.

Мы к врагу подошли

Да ударили,

Мы до самой зари

Белых парили.

Я на Волге делов

Понаделаю:

Не забудет матроса

Сволочь белая.

Эх, яблочко,

Да ты румяное,

В расход выводить

Белых стану я.

Эй, кадетик молодой,

Куда котишься?

Первой Конной попадешь,

Не воротишься!

Офицерик молодой,

Ручки беленьки,

Ты катись за Кавказ,

Пока целенький.

Ах, яблочко,

На порог, на порог,

А кадеты отступили

В Таганрог, в Таганрог.

Эх, яблочко,

Сбоку зелено,

Колчаку за Урал

Ходить не велено!

Эх, яблочко,

Раззолочено,

Ты, Антанта, не форси,

Пока не колочена!

Эх, яблочко,

Сбоку зелено,

Белякам в Москву

Ходить не велено.

Эх, яблочко,

Покатилося,

Банда Врангеля

Развалилася.

Эх, яблоня,

Корни цепкие,

А советская власть

Дюже крепкая!

Эх, яблочко,

На подоконничке!

В Петрограде появилися

Покойнички.

Эх, яблочко,

Да от Юденича,

На матроса попадешь -

Куда денешься?

Эх, яблочко,

Да наливается,

Ну, а классовая борьба

Да обостряется!

Эх, яблочко,

С боку зелено,

Надоел мне Колчак -

Хочу Ленина.

Эх, яблочко,

Да с червоточиной,

А не хочешь ли, буржуй,

Штык отточенный?

Эх, яблочко,

Да на тарелочке,

Не ухлопали б меня

В перестрелочке!

Эх, яблочко,

Да на тарелочку!

Выходи, кадет,

На перестрелочку!

Эх, яблочко,

Да крыто золотом,

Тебя срежет Совдеп

Серпом-молотом!

Катись, яблочко,

Пока не съедено -

Побили Троцкого,

Побьем Каледина!

Следующая частушка

Ей в томате хорошо.

Только я, е…на матерь,

Себя в жизни не нашел.

Как у нашего попа,

У попа у Прошки

Оторвали девки х…,

Носят вместо брошки.

На горе стоит толпа,

Под горой е…т попа,

Помогите кто-нибудь,

А то тятю зае…т.

Девки спорили в метро

У кого п…да с ведро.

Оказалось, что с ведро

У начальницы метро.

Частушки про поезд

"По дороге едет поезд,

бyферами брякает".

Частушки про поезд

Едет поезд из Тамбова,

Дым валит густой-густой.

Не жени меня, маманя,

Нае…ся холостой!

Едет поезд из Тамбова,

Буфера белеются.

Девки едут без билетов -

На п…у надеются.

Едет поезд из Стамбула

С красными вагонами.

Ну-ка, девки, разгружайте

Ящики с гондонами.

По дороге едет поезд,

Бyферами брякает.

Мою милую е…т,

Только серьги звякают.

Паровоз идет,

Колеса катятся.

Кто не пьет и не е…тся,

После схватится.

Частушки про Киевский вокзал

"Как на Киевском вокзале,

в темном переулочке".

Частушки про Киевский вокзал

Как на Киевском вокзале

Тридцать три п…ды связали.

Положили на весы -

Во все стороны усы!

Как на Киевском вокзале

Два попа маячили.

Маячили, маячили -

Сберкассу ох…чили!

Как над Киевским вокзалом

Пролетал аэроплан.

Все еб…ники подняли,

А я спи…л чемодан!

Как на Киевском мосту

Случилась катастрофия:

Муж попал под колесо,

А жена – под шофера.

Как на Киевском вокзале

Мужика потешили:

Х… к перилам привязали,

Пиз…ей навешали.

Как на Киевском вокзале,

В темном переулочке

Нищий нищего е…т

За кусочек булочки.

Как на киевской платформе

Х… стоит в солдатской форме,

А за ним на каблучках

Мельтешит п…да в очках.

Как на Киевском вокзале

Стоит баба-автомат.

В жопу гривенник кидаешь -

Из п…ды течет томат.

Как на Киевском вокзале

Инвалид купался:

Воду х… загребал,

Костылем толкался.

Как на Киевском вокзале

Х… валялся без волос,

Пока волосы искали -

Х… на яйцах уполоз!

Раз на Киевском вокзале

Обокрали пищетрест,

А на двери написали:

"Кто не п…т – тот не ест".

Слышу радостную весть -

Подъезжаем к Киеву.

Неужели я и здесь

Никого не вы…бу?

Как на Киевском вокзале

Меня бл…ю обозвали.

Ну какая же я б…дь,

Если некому е…ть?

Как на Киевском вокзале

Грузовик взорвался.

Говорят, что от шофера

Один х… остался.

Частушки на мотив русской народной песни "Яблочко"

Частушки на мотив русской народной песни "Яблочко"

Ой, яблочко,

Да куда котицца?

Ой, мамочка,

Да замуж хочется -

Не за старого,

Не за малого,

За солдатика

Разудалого.

Ой, яблочко,

Да куда котицца?

Ой, мамочка,

Да замуж хочется -

Не за Троцкого,

Не за Ленина,

За донского казака

За Каледина.

Ой, яблочко,

Да куда котишься?

На "Алмаз" попадешь,

Не воротишься!

Ой, яблочко -

Половиночка,

Вот идет большевик,

Как картиночка!

Эх, яблочко,

Да покатилося,

Эх, царская власть

Да провалилася!

Ой, яблочко,

Под акацию,

Капут буржуям,

Спекуляции!

Эй, яблочко,

Куда котишься?

В чрезвычайку попадешь,

Не воротишься!

Ой, яблочко,

Куда котишься?

Перевернешься -

Не воротишься!

Следующая частушка

Втолковом словаре Вла­димира Даля слово «частушка» отсутствует. Считается, что впервые его печатно употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889). Частуш­ка — самый молодой жанр традиционного (не путать с современным) фольклора. Но где и когда она родилась, доподлинно не известно.

Читайте также: