Исследовательская работа по частушкам
Обновлено: 16.11.2024
Исследовательская работа по теме "Частушка:ее распространение среди жителей д. Пристань 2" дает представление о возниконовении частушки как песенного жанра, ее видах и распространении среди жителей.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota._chastushka_ee_rasprostranenie_sredi_zhiteley_d._pristan_2._loginova_vasilina._mariinskiy_r_kemerovskaya_obl.docx | 502.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся
образовательных учреждений «Истоки»
«Частушка: её распространение среди жителей д. Пристань 2»
обучающаяся 9 класса
МБОУ «2-Пристанская ООШ»
Учитель русского языка и литературы
МЬОУ «2-Пристанская ООШ»
Глава 1. История возникновения частушек стр 6
Глава 2. Распространение частушек среди жителей
д. Пристань 2 стр 9
Заключение стр 14
Литература стр 16
Приложения стр 17
Русский народ является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны еще задолго до появления письменности и с той поры передавались устным путем. Устное народное творчество, именуемое фольклором, делится на различные жанры. Одним из таких жанров и является частушка. Частушка - особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы. Частушка развивается. Особенно много частушек создано за время перестройки, возникли новые произведения и о «партократах-демократах», о новых русских. Это доказывает, что частушка жанр живой, развивающийся, откликающийся на самые злободневные темы.
Тема нашей исследовательской работы « Частушка: её распространение среди жителей д. Пристань 2» выбрана далеко не случайно. Я живу в д. Пристань 2, увлекаюсь вокалом, участвую в муниципальных и региональных песенных конкурсах. С детских лет мне нравится исполнение частушек.
Гипотеза исследования: частушка выражает различные черты человеческого характера.
Объектом исследования является население д. Пристань 2.
Предметом исследования – частушки:
-критические частушки на местные темы;
Цель нашей работы: знакомство с частушками, которые своими корнями уходят в наше прошлое и отражают настоящее нашего села.
В ходе достижения поставленной цели мы решаем ряд задач:
1. Подобрать и изучить литературу о частушках.
2. Изучить виды частушек, особенности их исполнения.
3. Собрать частушки у односельчан, вместе с тем узнать о их жизни и
4. Оформить литературный альманах.
Хочется отметить, что частушки - единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведется почти с его зарождения. Известны имена собирателей частушек: Д.К.Зеленин, П.А.Флоринский, В.И.Симаков, Е.Н.Елеонская, братья Геннадий и Александр Заволокины (Приложение №1) . И в настоящее время многочисленные учреждения культуры, самодеятельные и профессиональные хоровые коллективы собирают частушки для их сценического воспроизведения. На сцене - от клуба до первоклассного концертного зала - частушки получают вторую жизнь. Это один из способов сохранения народного творчества, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и молодого поколений, жителей деревни и города. В ходе изучения литературы по данной теме мы решили узнать: есть ли в селе люди, известные как хорошие исполнители и сочинители частушки, давно ли они поют частушки, давно ли сочиняют, о чем сочиняемые частушки, чем определяется выбор темы, как относятся к исполнению и созданию частушек близкие, друзья, односельчане? Как сочинитель сам относится к своим сочинениям, записывает ли их? Приходилось ли исполнителю встречаться с частушечниками из других мест?
Актуальность и новизна нашей работы заключается в том, что исследованы частушки, распространенные среди жителей д. Пристань 2, в создании печатного и электронного материала.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопросов распространения частушки.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования в подготовке и проведении внеклассных занятий, в работе литературного или краеведческого кружка, в художественной самодеятельности, в мероприятиях Дома культуры, данный материал может служить материалом для краеведческого музея.
При изучении данной темы были использованы различные методы: изучение научной литературы, личные встречи и беседы с работниками Дома культуры д. Пристань 2 и односельчанами, описание полученных данных, составление и выпуск литературного сборника.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений. Введение содержит формулировку проблемы, актуальность, новизну, цель и задачи данной работы, а также объект и предмет исследования, методы исследования, гипотезу. Основная часть состоит из 2 глав. Первая глава посвящена изучению истории возникновения частушек. Вторая глава посвящена изучению особенностей распространения частушки среди жителей д. Пристань 2. В заключении кратко формулируются результаты данной исследовательской работы. Список используемой литературы содержит источники информации. В приложении помещены дополнительные материалы, фотографии.
Глава 1. История возникновения частушек
Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества, это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком и характерной звонкой манере. По определению словаря Ожегова: «Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания».
Термин "частушка" не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались "частыми". Поэтому естественно, что новый песенный жанр наряду с другими названиями получил также и название "частушка".
Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение - выражение определённого отношения к событиям и фактам, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Как и в любом лирическом произведении, мысли и чувства, выражаемые в частушках, не имеют протяжённости во времени. «Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».
Частушка всегда в той или иной мере – поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах народной лирики. С экспромтным характером частушки связано такое её качество, как необычайно тесная связь с современностью. Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек.
Возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 – 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.
Возникновение жанра частушки связано с новыми историческими условиями – развитием капитализма в России – и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, сознании и культуре народа.
Как показали новейшие исследования, частушка возникла где–то на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в небольших уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, местах строительных работ, где стекалось много народа. Именно здесь на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположных культуры – традиционная фольклорная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Необходимо отметить, что первоначальные частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX века частушка становится, и по созданию, и по бытованию, преимущественно женским жанром фольклора.
Частушки необычайно разнообразны по своему идейно – тематическому содержанию. Во-первых, выделяются частушки-скоморошины. Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира. Во-вторых, особую группу образуют частушки-жалобы, содержащие в себе обращение к покойнику, посвященные сиротству и жизни на чужой сторонушке. В-третьих, самую большую и основную группу составляют тексты, взаимодействующие с протяжными лирическими песнями. Они названы лирическими миниатюрами. В-четвертых, выделяется группа, исторически восходящая к плясовым песням. В-пятых, группа мелодраматических частушек (Приложение № 2).
С течением времени функции подвидов могли меняться. Когда начинала формироваться новая жанровая разновидность частушек, тексты могли переходить из одной группы в другую. Главное, что позволяет говорить о многообразии "истоков" частушки - это художественный арсенал фольклора, из которого разные жанры берут то, что им в большей степени подходит.
Глава 2. Распространение частушек среди жителей д. Пристань 2
Для того чтобы получить полную картину бытования различных жанровых разновидностей частушек в нашей деревне, мы провели анализ распространенности разных видов частушек. Анализ результатов опроса сверстников и жителей деревни (в опросе участвовало 38 человек) показал, что о частушках знают 100% опрашиваемых, 95% знают несколько частушек наизусть, 38 % знают разновидности частушек.
При исследовании и записи частушек учитывалось своеобразие жанра, выяснялись условия бытования жанра: в каких ситуациях обычно исполнялась или исполняется частушка – на посиделках, на гуляньях, на масленицу, на свадьбе , во время семейных праздников, в перерывах между работой, где исполнялись частушки – в доме, на деревенской улице, за пределами села, в доме невесты или жениха, если частушки пелись на свадьбе, на месте работы; кем исполнялась частушка – одним человеком, дуэтом, молодежью, взрослыми, стариками, только женщинами, только мужчинами; был ли обязателен аккомпанемент при исполнении частушек, какой музыкальный инструмент использовался (гармонь, баян, балалайка)
есть ли в селе люди, известные как хорошие исполнители и сочинители частушки, давно ли они поют частушки, давно ли сочиняют, о чем сочиняемые частушки, чем определяется выбор темы? При опросе мы интересовались, как относятся к исполнению и созданию частушки близкие, друзья, односельчане? Как сочинитель сам относится к своим сочинениям, записывает ли их? Приходилось ли исполнителю встречаться с частушечниками из других мест?
При встречах с Даниловым В. П., Шокель Е.А., Ястребовым Г. И., Мусиной О.В., Красовым С.В. (Приложение № 3) мы выяснили, что основные тематические группы частушек следующие:
- о любви, счастливой и неразделенной;
- о разлуке;
- об измене;
- о сватовстве;
- о замужней жизни, о неравном браке;
- эротические частушки;
- о Великой Отечественной войне: о письмах с фронта, о проводах на фронт, об ожидании любимого, о наказах при разлуке, о ранении и смерти солдат и другие;
- о современной службе в армии: проводы в армию, наказы при разлуке, служба в армии, о солдатских письмах, об изменах, о возвращении солдата;
- сатирические частушки, в которых высмеиваются: «залетка», соперница, родители, деревенские бабы, парни или девушки села или соседних сел;
- сатирические частушки общественного характера, о недостатках в жизни , в поведении руководителей, о пьяницах;
- о местных событиях, о случаях из частной жизни.
В маленькой, чаще всего четырехстрочной частушке, можно увидеть отголоски многих жанров народной поэзии. Как и песня, частушка живет в народе по своим законам. Она раскрывает какую-то отдельную черту быта, характера человека, взаимоотношения между людьми, мысли и переживания.
Не все гармонично в мире, и поэтому частушка передает эти противоречия, особенно противоречия внутреннего мира человека.
Частушки – веселые, озорные куплеты, чаще сатирического содержания. Достается в них лодырям, лентяям и лежебокам, неряхам и обманщикам.
Частушка может собрать вместе людей разных профессий, что может заставить хотя бы на время забыть разногласия. Люди старшего поколения помнят: как только начинало смеркаться, жизнь в деревнях замирала. Но вот подавала голос гармонь, парни и девчата выходили на улицу. Гармонист важно усаживался на скамью, неторопливо перебирал кнопочки гармошки, и начиналось веселье. Частушки пелись на посиделках, вечерках, беседах зимними вечерами в откупленной избе или летними вечерами, а то и всю ночь за околицей деревни.
Частушки бывают разные: плясовые, шуточные любовные, бытовые, лирические, грустные и веселые, задиристые. Но у всех частушек есть одна общая черта — их сочинил народ. В нашей деревне есть исполнители частушек, которые увлекаются частушкой с детства. Это Кононова Г.К., Шкурыгина А.С., Кабачевская Н.П.
Русские люди всегда любили веселиться и сочинять песни во время праздников, прямо на ходу. Слова в частушке часто меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю, она поется. Медленная частушка называется «страдания».
По деревне идётё,
Играетё и поетё.
Моё сердце раздражаетё
И спать не даётё.
Касаясь всех сторон жизни человека, частушка запечатлела основные этапы истории нашей Родины за последнее время. Она отображает и современную действительность. Как и прежде, чутко откликается и быстро реагирует на любое, незначительное событие. Немало острых критических частушек записано на местные темы. Такие частушки нередко используются самодеятельными коллективами.
Хороша наша деревня,
Только улочка грязна,
Хороши наши ребята –
Только славушка худа.
Говоря о тематике частушек в д. Пристань 2, необходимо отметить, что народ до сих пор хранит частушки о Великой Отечественной войне.
Ой, я выйду на крылечко,
Как мой миленький на фронте
Бьет врага «Катюшею».
Частушечный репертуар послевоенного периода знакомит нас с мирной жизнью, наступившей после суровых военных лет.
На работе хороши
Очень много имеется частушек на любовно-лирическую тематику. Поэтому так многообразно название любимого или любимой – дроля, дролечка, милый, мил-милёночек, милка, ягодка, ягодиночка. Тема любви, можно сказать, - главная тема частушек. Любовь, брак, семья, положение женщины – это только внешняя сторона темы, главный смысл частушек – это переживания, психологическая реакция героя или героини:
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.
У зеленых елочек.
Долго слушала, стояла
В частушке вырабатывались «сюжеты», которые отражали ту или иную любовную ситуацию, а также много сравнений:
Я плясала, топала,
Частушки используются и школьниками: на концертах художественной самодеятельности ребята с удовольствием исполняют частушки на школьную тему, на различных песенных конкурсах, на праздниках.
Ой, спасибо тебе, школа,
Собрала ты снова нас,
Дзынь! В звоночек позвонила,
Позвала учиться в класс!
Чаще всего в нашей деревне исполнялись частушки о природе, культуре, жизни селян. 93 % опрошенных селян нравится исполнение частушек, они считают, что через частушку можно выразить свои переживания, эмоции, чувства. Есть в селе и те, кто сами сочиняют частушки : Ястребов Г.И., Шокель Е.А. (Приложение № 4), записывая их в специальные тетради. Сельские исполнители встречаются с частушечниками других населенных пунктов на различных конкурсах (например: на конкурсе «Играй, гармонь, звени, частушка!», который проводится ежегодно в нашем районе).
Надо отметить и то, что сопровождается исполнение частушек движением и пляской.
Изучив литературный материал, мы узнали, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины19века. Выяснили, что существуют разные виды частушек: скоморошины,приговоры, частрушки-жалобы, лирические, плясовые.
Проанализировали частушки, которые пели в нашей деревне и пришли к выводу, что в д. Пристань 2 пели два вида частушек: лирические и плясовые. Частушки для себя и про себя, о своем отношении к другому человеку, другим людям являются наиболее распространенными среди жителей д. Пристань 2. По воспоминаниям собеседников, мы узнали, что частушки пелись в основном на праздниках.
Частушки - это один из способов сохранения народной песни, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и среднего поколений, жителей деревни и города.
Изучение и исследование нами распространения частушек показали, что они, как и другие жанры устного народного творчества, отражают быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края. Тематика их разнообразна: личные взаимоотношения людей, трудовые будни, культура, природа, подвиги и беды. Возвращаясь к проблеме исследовательской работы, мы убедились в том, что частушка выражает различные черты человеческого характера. Считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы решены успешно: подобрали и изучили научный материал о частушках; познакомились с частушками, распространенными среди жителей нашей деревни; оформили собранные материалы в литературный альманах (Приложение №5).
Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями деревни, узнавая новое для нас, мы получили огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми. Многое узнали об их жизни, об их увлечениях.
Следующая частушка
1 слайд Описание слайда:
2 слайд Описание слайда:
Частушка – жанр устного народного творчества. 2. Краткая история частушки. 3. Наши частушечницы: сёстры Бауэр; А.Я. Менская; Л.М. Орищенко.; 4. Тематика частушек. 5. Современность частушки. 6. Список литературы.
3 слайд Описание слайда:
Предположим, что частушка, малый стихотворный жанр, отражающий разные стороны жизни человека, жива и в век информатизации и компьютеризации. Вызвать интерес к частушке; показать тематическое многообразие частушек; познакомить с частушечницами сёла Поповка; оценить роль и значение частушки в наши дни.
4 слайд Описание слайда:
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне жанр устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. Под неё нередко и пляшут.
5 слайд Описание слайда:
В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова «частушка» (в смысле «короткая песенка») нет. Впервые это слово употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889 г). В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года. Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность придавала зарождающейся песенке свой колорит.
6 слайд Описание слайда:
В 1986 году на телевидении появился цикл передач «Играй, гармонь!». А за годы существования программы ее героями стали сотни профессиональных и самодеятельных музыкантов и коллективов - певцов, гармонистов, балалаечников. В поисках своих героев Г.Д.Заволокин объездил сотни и десятки тысяч километров, побывал практически во всех регионах, и везде его принимали как своего, с нетерпением ждали его выступлений. В числе многих сёл Новосибирской области братья Заволокины посетили и Поповку, в которой нашли много единомышленников и среди людей старшего поколения, и среди молодёжи. Очаровали Заволокиных три сестры Бауэр: Ирина, Тамара, Екатерина…
7 слайд Описание слайда:
Наша землячка, проживающая сейчас в Германии, известная в своё время частушечница Ирина Ивановна Бауэр (Гребенюк) вспоминает: «Ещё в детстве мы играли на гармошке и пели частушки да разные плясовые песни. И это происходило на лавочке около дома, в семейном кругу, далее на свадьбах, юбилеях, а ещё позже в Доме культуры. Это всё было так здорово. Частушки были на любую тему: патриотические, политические, а больше всего пели частушки про любовь. Как-то в деревню приехали братья Заволокины с концертом, они в то время собирали частушки. После концерта мы с сестрёнками Катей и Тамарой подошли к Геннадию Заволокину, взяли у него адрес, а позже отправили им 100 частушек, среди них были собственно выдуманные…»
8 слайд Описание слайда:
В своём письме Ирина Ивановна вспоминает: «…А когда Заволокины открыли центр "Играй, гармонь!", они нас пригласили на открытие в качестве участников. Но перед этим приезжал к нам домой их представитель, прослушал нас, записал частушки на магнитофон, а после администрация района выделила нам командировочные и сопровождение. Сначала у нас был просто концерт в Доме культуры железнодорожников в Новосибирске, а на другой день - в центре "Играй, гармонь!», и снимала нас студия «Останкино». А второй раз мы ездили на 10-летний юбилей, но уже как первооткрыватели этой передачи, как почетные гости. Уже живя в Германии, мы получали письма из центра «Играй, гармонь!» В одном из них нас приглашали приехать на юбилей, а во втором сообщалось, что пишется книга о Заволокиных, их творчестве и о первооткрывателях центра"Играй, гармонь!»
9 слайд Описание слайда:
Восхождение к русским традициям - это замечательно. Люди, знающие и почитающие свою историю, традиции предков, изучая частушки, делают шаг вперёд, учатся доброму, светлому…
10 слайд Описание слайда:
В нашем селе очень многие знают и любят частушки. Это старейшая частушечница Менская Анна Яковлевна, Орищенко Любовь Михайловна, Куралёва Раиса Сергеевна, Аверьяскина Татьяна Петровна и многие другие. Ни один праздник не обходится без весёлой частушки!
11 слайд
Следующая частушка
В современном мире мы узнаем много нового, смотрим новинки кинематографа, осваиваем компьютерные программы, гаджеты – и это интересно. Но интересно и оглянуться назад и узнать, чем жили наши бабушки, что любили. Моя бабушка всю жизнь проработала школьным учителем и более десяти лет аккомпанирует на баяне хору ветеранов «Русская душа» в селе Целинном. Очень любят они частушки. Именно этому посвящена моя исследовательская работа «Частушка – жемчужина художественного таланта хора ветеранов села Целинного».
Великое таинство народа – частушка, один из немногих живых жанров русского фольклора. Частушка - это поэтическая крупица народной мудрости, жемчужинка художественного таланта народа. В лучших своих образцах частушка хранит многие черты национального художественного сознания, неисчерпаемые богатства народной речи. Когда слушаешь частушки хора ветеранов, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие - Россия. А, как известно, без прошлого нет будущего, поэтому нам важно оглядываться назад.
Глава 1. История возникновения частушек.
1.1. Определение частушки.
1.2. Возникновение жанра частушки.
1.3. Разновидности частушек.
1.4. Форма и ритм частушки
Русский народ является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны еще задолго до появления письменности и с той поры передавались устным путем. Устное народное творчество, именуемое фольклором, делится на различные жанры. Одним из таких жанров и является частушка. Частушка - особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы. Жанр частушки развивающийся, откликающийся на самые злободневные темы.
Актуальность. Полагаю, что частушки - это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить, беречь. В нашем селе носителями этого достояния является хор ветеранов «Русская душа», поэтому важно собрать воедино частушки- жемчужинки художественного творчества.
Гипотеза. Я предполагаю, что большая часть населения не знает особенностей жанра частушек, поэтому изучение частушек и пропаганда их среди молодого поколения будет способствовать повышению культуры молодежи и сохранению народных традиций
Объект исследования: хор ветеранов «Русская душа».
Предмет исследования: частушки.
Цель исследования: выявить носителей фольклора и, записать от них все бытующие в селе произведения частушечного жанра.
- расширить свои знания о частушке
- узнать больше о хоре ветеранов «Русская душа» села Целинного
- провести собирательскую работу местного фольклора.
- сделать сборник частушек.
Методы исследования: изучение научной литературы, личные встречи и беседы с работниками Дома культуры села Целинного, Совета ветеранов, представителей хора ветеранов, описание полученных данных, составление и выпуск литературного сборника.
Продукт исследовательской работы : сборник частушек хора ветеранов села Целинного.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопросов распространения частушки.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования в подготовке и проведении внеклассных занятий, в работе литературного или краеведческого кружка, в художественной самодеятельности, в мероприятиях Дома культуры. Данный материал может служить материалом для краеведческого музея.
Глава 1. История возникновения частушек
1.1. Определение частушки
Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества, задорно-шутливого содержания. Это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком и характерной звонкой манере.
По определению словаря Ожегова: «Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания». Термин "частушка" не литературного, не книжного, а народного происхождения, в народе назывались "частыми". Поэтому естественно, что новый песенный жанр наряду с другими названиями получил также и название "частушка".
Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение - выражение определённого отношения к событиям и фактам, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Как и в любом лирическом произведении, мысли и чувства, выражаемые в частушках, не имеют протяжённости во времени. «Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».
Частушка всегда в той или иной мере – поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах народной лирики. С экспромтным характером частушки связано такое её качество, как необычайно тесная связь с современностью. Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек.
Возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 – 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.
1.2. Возникновение жанра частушки.
Возникновение жанра частушки связано с новыми историческими условиями – развитием капитализма в России – и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, сознании и культуре народа.
Как показали новейшие исследования, частушка возникла где–то на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в небольших уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, местах строительных работ, где стекалось много народа. Именно здесь на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположных культуры – традиционная фольклорная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Необходимо отметить, что первоначальные частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX века частушка становится, и по созданию, и по бытованию, преимущественно женским жанром фольклора.
1.3. Разновидности частушек
Частушки необычайно разнообразны по своему идейно – тематическому содержанию. Во-первых, выделяются частушки-скоморошины . Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира. Во-вторых, особую группу образуют частушки-жалобы , содержащие в себе обращение к покойнику, посвященные сиротству и жизни на чужой сторонушке. В-третьих, самую большую и основную группу составляют тексты, взаимодействующие с протяжными лирическими песнями. Они названы лирическими миниатюрами . В-четвертых, выделяется группа, исторически восходящая к плясовым песням . В-пятых, группа мелодраматических частушек .
С течением времени функции подвидов могли меняться. Когда начинала формироваться новая жанровая разновидность частушек, тексты могли переходить из одной группы в другую. Главное, что позволяет говорить о многообразии "истоков" частушки - это художественный арсенал фольклора, из которого разные жанры берут то, что им в большей степени подходит
1.4. Форма и ритм частушки.
Обычная и широко распространенная форма частушки - четверостишие, в котором рифмуются только вторая и четвертая строки. Очень редко можно встретить частушечные четверостишия с опоясанной рифмой, в котором рифмуются первая с четвертой и вторая с третьей строкой. Для частушек-страданий характерны двустишия, строки которых связаны между собой рифмой.
На том боку утка крячет.
Не по мне ли милка плачет?
Я ждала - не дождалася,
Ждала Колю - пришел Вася.
Ритм играет в частушке большую роль, особенно когда пение сопровождается пляской, которая служит своеобразным музыкально-ритмическим аккомпанементом.
Не менее важна для частушки и музыкальная сторона. Пение частушек чаще всего сопровождается гармоникой, баяном, аккордеоном, балалайкой, ложками или даже без всякого сопровождения, "под сухую".
Исполнение частушек представляет собой своего рода соревнование в словесной импровизации исполнителей. В этом соревновании гармонист тоже не оставался в стороне. Он отвечал своими затейливыми наигрышами.
2. Практическая часть
Когда мы больше из книг узнали об истории частушки, о её особенностях, стало интересно узнать о нашей сибирской частушке.
2.1. Частушки нашего региона
Сибирская частушка – своеобразная летопись жизни. Частушки сибирского края интересны и самобытны, они отражают жизнь и интересы сибиряков, знакомят нас с особенностями природы и быта, «согревают» в суровые сибирские морозы. Сибирская частушка отражает черты этнического быта и духовности, качества русского национального характера. Общерусская культурная традиция нашла свое отражение в тематике жанра: это и факт региональной сибирской русской культуры, природы, труда и быта, и отголоски обычаев и обрядов, и названия давно ушедших реалий.
2.2. Частушка в жизни В.М. Шукшина
Живой интерес к частушке у В.М. Шукшина просматривался с самого раннего детства, поскольку родился и вырос он в простой деревенской семье, в которой любовь к песне, частушке, прибаутке, живому меткому слову составляла основу мировоззрения.
Важным источником фольклорного материала была для Шукшина его мать Мария Сергеевна, от которой писатель слышал не только устные суеверные сказания, но и песенные формы. (Как любил вспоминать В.М. Шукшин, вечерами семья собиралась на завалинке у дома, приходил соседский дед Пантелей, который разворачивал меха гармони и заводил такие задорные частушки, что собиралась вся украйка, а больше всего частушек знала и пела Мария Сергеевна).
Частушка была не только символом детства В.М. Шукшина, она была верной подругой в течение всей его жизни. Где бы он не был, какие бы песни он не пел – зазвучит частушка, и душа раскрывается. Многие герои его произведений с такой же любовью относятся к этому жанру. Сочность, яркость шукшинских частушек питала родник его словесного творчества.
Фольклор для Шукшина (через частушку)- живая струя народного творчества, посредством которого народ и выявляет свои духовные возможности.
2.3. Собиратели сибирской частушки
Александр и Геннадий Заволокины – неутомимые собиратели талантливые исполнители сибирских частушек. Читая роман В.М. Шукшина «Любавины», братья обратили внимание на частушки, которые неоднократно цитировались по ходу действия. Это натолкнуло их на мысль о сборе частушек в местах самобытных, неповторимых - на родине В. М, Шукшина . Из воспоминаний братьев «Результат первой поездки оказался ошеломляющим даже для нас - давно не новичков в деле собирания фольклора. Мы были буквально засыпаны припевками! За неделю пребывания в шукшинских местах записали более двух тысяч частушек».
2.4. Знакомство с хором ветеранов «Русская душа»
Село Целинное богато своими талантами. И чем старше человек, тем мудрее. Поэтому за частушками мы решили обратиться к участникам хора ветеранов «Русская душа» нашего села.
Но сначала, чтобы поближе познакомиться с хором, узнать историю его появления мы обратились к Бахтиной Валентине Ивановне, председателю Совета ветеранов. Валентина Ивановна рассказала, о том, что хору уже в следующем году исполнится 20 лет, своим созданием он обязан Дурневой Валентине Федотовне, в то время возглавлявшей Совет ветеранов Целинного района. Сейчас руководителем хора является Цыпылёва Людмила Борисовна. Хор принимает участие в районных, окружных, краевых мероприятиях, конкурсах. Сейчас в хоре насчитывается около 25 женщин и 5 мужчин, средний возраст участников хора 55-80 лет.
2.4. Частушки нашего села, записанные у участников хора ветеранов.
1. На гармошечку повешу
Ленту алую свою,
А под эту под гармошку
Про любовь свою спою.
2. Живет мил через дорожку
Часто бегает к окошку:
"Здравствуй милая моя
Пришел порадовать тебя"
3. Гармониста я любила,
Теперь буду каяться,
Где гармошка заиграет
4. Гармонисту за игру
На костюм и на часы
Ещё на поллитровочку.
5. Гармонисту за игру
Костюм, часы, пальто, пимы,
Патефон и радио.
6.Гармонист у нас хороший
Я его приворожу.
Вот возьму и на гармошку
Три ромашки положу.
7. Вместо Германа Титова
Предлагали мне лететь
Я уж было согласилась
Да частушки надо петь.
8. Николаев и Попович
Будут долго сожалеть.
Я б частушки стала петь.
9. У Быковского в ракете
Примостилась я в хвосте,
А хвост взял да отвалился
На двенадцатой версте.
10. Мой милёнок тракторист,
Он в мазуте, я в навозе
Вот такая парочка.
22. У меня миленка два.
Два и полагается.
Один в армию уйдет, а второй останется.
23. У Ванюши моего
Если глазом подмигнёт -
24. Кто кричит у нас сутра
До восхода солнца?
Ваня вместо петуха
Орёт раскрыв оконце.
25. Уродилась я упрямой
Добиваюсь что хочу.
Стало скучно жить у мамы -
Лучше в космос полечу.
26. Ясный месяц озорной
Не подглядывай за мной.
Знает только речка
Где моё сердечко.
27. Я огурчики сажала.
Как же я устала!
Если будет урожай
Все деревней налетай.
11. В глаза милому гляжу
Не одна я там сижу.
В глубине его очей
Ещё много сволочей.
12. Я не буду больше плакать
Свои глазоньки томить.
Сине море не наполнить,
А любовь не воротить.
13.Я по береге иду
Я беззубого люблю
Он ведь не кусается.
14. Голубое одеяло
Меня мама укрывала:
"Спи дочка до солнышка
Пока не у свекровушки"
15. Ой, топнула я
Да притопнула я,
Сколько я не топочу
Все равно плясать хочу.
16. Я надену платье бело
Буду в нём красавица
Пусть мой милый не подходит
Пока не исправится.
18. Я надену платье бело
Вокруг школы обегу
Ну кому какое дело,
Что учителя люблю.
19. А мне милый изменил.
Изменять так изменять
Я такого таракана
На стене могу поймать.
20. Ой девки беда
В нашем переулке
Жена мужа продала
За четыре булки.
21. У меня миленков 30
Я пошла от них топиться
Прихожу я на реку
Все сидят на берегу.
28. Во саду ли, в огороде
Выросла капуста,
Ты красавица такая,
Только в сердце пусто!
29. Не хочу я так работать ,
Чтоб копейки получать!
Лучше уж картошку лопать,
Но себя не унижать!
30. Ой, березки белые,
Что вы так стараетесь?
Как девчонки смелые
К маю наряжаетесь.
31. По нашей реке
Не ходят пароходики
А мы пляшем и поём
Несмотря на годики.
32. У нас в колхозе
Всё как полагается
Надели курицы коньки
И на них катаются.
33. Я уеду не приеду.
Дорогая не скучай.
Каждый день ходи на почту
Мои письма получай.
Частушки от Александры Петровны Зубковой.
1. Я под новую гармошку
Вам частушки пропою.
Не хватайтесь за карманы
Ни копейки не возьму.
2.Ты играй, играй гармошка
Тебе сено не косить.
На тебя налога нету
И страховку не платить.
3.Кто-то славиться природой,
Кто-то силой и умом.
Россия славится народом
Всё богатство жизни в нем.
4. Русь - загадка, чудо-сила,
Русь великая страна.
Не забыли б , что Россия
Русским мужиком сильна.
5. Запевай сосед частушку,
Мы возьмем врага на мушку
И в частушке и в бою.
6. Распроклятые фашисты
Мирну жизнь нарушили.
Осквернили нашу землю,
7. Фрицам, Гансам приказали
Взять наш город Сталинград.
Мы их встретили, сказали:
8. Сидит Гитлер на осине,
Богу молится балван:
"Помогите все святые
Победить мне партизан".
9. Выше голову деревня.
Ты крепись Алтайский край.
Крепче щит держи Россия,
Но про меч не забывай.
10. О-ё-ёй какая скука.
К скуке надо привыкать.
Вечерком уже не выйдешь
Без нагана погулять.
11.Сосед соседу говорит:
Унесут тебя и бабку
С пенсионным кошельком."
12. Жить красиво захотели.
Повело да не туды
А закрыли детсады.
13.Обложили всё налогом
И корову, и быка.
Говорят теперь обложат
14.Ты умом то не хвались
Рядом стой не шебуршись,
Сказки не рассазывай.
15. Что смешит и хороводит,
Что так смело душу рвет,
Это русская частушка ,
Создаёт её народ.
16. Пели, пели мы старались
Очень уж проголодались
Нам бы по ватрушке.
Изучив литературный материал, мы узнали, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины 19 века. Выяснили, что существуют разные виды частушек: скоморошины, приговоры, частрушки-жалобы, лирические, плясовые.
Частушки - это один из способов сохранения народной песни, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и среднего поколений, жителей деревни и города.
Познакомился с участникам хора ветеранов, узнал больше об этом коллективе, записал частушки. Считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы решены успешно: подобран и изучен научный материал о частушках; познакомился с частушками участников хора ветеранов; оформили собранные материалы в сборник.
Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями деревни, узнавая новое для нас, мы получили огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми.
Загладин Н.В., Козленко С.И. История России. XX- начало XXI векак: Учебник для 11 класса общеобр. учрежд.- М.: ООО « ТИД «Русское слово-РС», 2007.-480 с.
Кравцов Н.И., Лазуткин С.Г. Русское народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: «Высшая школа», 1977.-375 с.
Ради жизни на земле: Репертуар. сб. для руководителей шк. худож. самодеятельности/ Сост. А.В.Фоменко.-М.: Просвещение, 1990.- 288 с.
Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобр. учеб.заведений.- В 2 ч. Ч.2 / В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова.- М.: Дрофа, 1999.- 352 с.
Читайте также: