Исследовательская работа по частушкам

Обновлено: 03.05.2024

Исследовательская работа по теме "Частушка:ее распространение среди жителей д. Пристань 2" дает представление о возниконовении частушки как песенного жанра, ее видах и распространении среди жителей.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota._chastushka_ee_rasprostranenie_sredi_zhiteley_d._pristan_2._loginova_vasilina._mariinskiy_r_kemerovskaya_obl.docx 502.41 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся

образовательных учреждений «Истоки»

«Частушка: её распространение среди жителей д. Пристань 2»

обучающаяся 9 класса

МБОУ «2-Пристанская ООШ»

Учитель русского языка и литературы

МЬОУ «2-Пристанская ООШ»

Глава 1. История возникновения частушек стр 6

Глава 2. Распространение частушек среди жителей

д. Пристань 2 стр 9

Заключение стр 14

Литература стр 16

Приложения стр 17

Русский народ является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны еще задолго до появления письменности и с той поры передавались устным путем. Устное народное творчество, именуемое фольклором, делится на различные жанры. Одним из таких жанров и является частушка. Частушка - особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы. Частушка развивается. Особенно много частушек создано за время перестройки, возникли новые произведения и о «партократах-демократах», о новых русских. Это доказывает, что частушка жанр живой, развивающийся, откликающийся на самые злободневные темы.

Тема нашей исследовательской работы « Частушка: её распространение среди жителей д. Пристань 2» выбрана далеко не случайно. Я живу в д. Пристань 2, увлекаюсь вокалом, участвую в муниципальных и региональных песенных конкурсах. С детских лет мне нравится исполнение частушек.

Гипотеза исследования: частушка выражает различные черты человеческого характера.

Объектом исследования является население д. Пристань 2.

Предметом исследования – частушки:

-критические частушки на местные темы;

Цель нашей работы: знакомство с частушками, которые своими корнями уходят в наше прошлое и отражают настоящее нашего села.

В ходе достижения поставленной цели мы решаем ряд задач:

1. Подобрать и изучить литературу о частушках.

2. Изучить виды частушек, особенности их исполнения.

3. Собрать частушки у односельчан, вместе с тем узнать о их жизни и

4. Оформить литературный альманах.

Хочется отметить, что частушки - единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведется почти с его зарождения. Известны имена собирателей частушек: Д.К.Зеленин, П.А.Флоринский, В.И.Симаков, Е.Н.Елеонская, братья Геннадий и Александр Заволокины (Приложение №1) . И в настоящее время многочисленные учреждения культуры, самодеятельные и профессиональные хоровые коллективы собирают частушки для их сценического воспроизведения. На сцене - от клуба до первоклассного концертного зала - частушки получают вторую жизнь. Это один из способов сохранения народного творчества, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и молодого поколений, жителей деревни и города. В ходе изучения литературы по данной теме мы решили узнать: есть ли в селе люди, известные как хорошие исполнители и сочинители частушки, давно ли они поют частушки, давно ли сочиняют, о чем сочиняемые частушки, чем определяется выбор темы, как относятся к исполнению и созданию частушек близкие, друзья, односельчане? Как сочинитель сам относится к своим сочинениям, записывает ли их? Приходилось ли исполнителю встречаться с частушечниками из других мест?

Актуальность и новизна нашей работы заключается в том, что исследованы частушки, распространенные среди жителей д. Пристань 2, в создании печатного и электронного материала.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопросов распространения частушки.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования в подготовке и проведении внеклассных занятий, в работе литературного или краеведческого кружка, в художественной самодеятельности, в мероприятиях Дома культуры, данный материал может служить материалом для краеведческого музея.

При изучении данной темы были использованы различные методы: изучение научной литературы, личные встречи и беседы с работниками Дома культуры д. Пристань 2 и односельчанами, описание полученных данных, составление и выпуск литературного сборника.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений. Введение содержит формулировку проблемы, актуальность, новизну, цель и задачи данной работы, а также объект и предмет исследования, методы исследования, гипотезу. Основная часть состоит из 2 глав. Первая глава посвящена изучению истории возникновения частушек. Вторая глава посвящена изучению особенностей распространения частушки среди жителей д. Пристань 2. В заключении кратко формулируются результаты данной исследовательской работы. Список используемой литературы содержит источники информации. В приложении помещены дополнительные материалы, фотографии.

Глава 1. История возникновения частушек

Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества, это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком и характерной звонкой манере. По определению словаря Ожегова: «Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания».

Термин "частушка" не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались "частыми". Поэтому естественно, что новый песенный жанр наряду с другими названиями получил также и название "частушка".
Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение - выражение определённого отношения к событиям и фактам, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Как и в любом лирическом произведении, мысли и чувства, выражаемые в частушках, не имеют протяжённости во времени. «Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».

Частушка всегда в той или иной мере – поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах народной лирики. С экспромтным характером частушки связано такое её качество, как необычайно тесная связь с современностью. Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек.

Возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 – 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.

Возникновение жанра частушки связано с новыми историческими условиями – развитием капитализма в России – и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, сознании и культуре народа.

Как показали новейшие исследования, частушка возникла где–то на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в небольших уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, местах строительных работ, где стекалось много народа. Именно здесь на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположных культуры – традиционная фольклорная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Необходимо отметить, что первоначальные частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX века частушка становится, и по созданию, и по бытованию, преимущественно женским жанром фольклора.

Частушки необычайно разнообразны по своему идейно – тематическому содержанию. Во-первых, выделяются частушки-скоморошины. Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира. Во-вторых, особую группу образуют частушки-жалобы, содержащие в себе обращение к покойнику, посвященные сиротству и жизни на чужой сторонушке. В-третьих, самую большую и основную группу составляют тексты, взаимодействующие с протяжными лирическими песнями. Они названы лирическими миниатюрами. В-четвертых, выделяется группа, исторически восходящая к плясовым песням. В-пятых, группа мелодраматических частушек (Приложение № 2).

С течением времени функции подвидов могли меняться. Когда начинала формироваться новая жанровая разновидность частушек, тексты могли переходить из одной группы в другую. Главное, что позволяет говорить о многообразии "истоков" частушки - это художественный арсенал фольклора, из которого разные жанры берут то, что им в большей степени подходит.

Глава 2. Распространение частушек среди жителей д. Пристань 2

Для того чтобы получить полную картину бытования различных жанровых разновидностей частушек в нашей деревне, мы провели анализ распространенности разных видов частушек. Анализ результатов опроса сверстников и жителей деревни (в опросе участвовало 38 человек) показал, что о частушках знают 100% опрашиваемых, 95% знают несколько частушек наизусть, 38 % знают разновидности частушек.

При исследовании и записи частушек учитывалось своеобразие жанра, выяснялись условия бытования жанра: в каких ситуациях обычно исполнялась или исполняется частушка – на посиделках, на гуляньях, на масленицу, на свадьбе , во время семейных праздников, в перерывах между работой, где исполнялись частушки – в доме, на деревенской улице, за пределами села, в доме невесты или жениха, если частушки пелись на свадьбе, на месте работы; кем исполнялась частушка – одним человеком, дуэтом, молодежью, взрослыми, стариками, только женщинами, только мужчинами; был ли обязателен аккомпанемент при исполнении частушек, какой музыкальный инструмент использовался (гармонь, баян, балалайка)
есть ли в селе люди, известные как хорошие исполнители и сочинители частушки, давно ли они поют частушки, давно ли сочиняют, о чем сочиняемые частушки, чем определяется выбор темы? При опросе мы интересовались, как относятся к исполнению и созданию частушки близкие, друзья, односельчане? Как сочинитель сам относится к своим сочинениям, записывает ли их? Приходилось ли исполнителю встречаться с частушечниками из других мест?

При встречах с Даниловым В. П., Шокель Е.А., Ястребовым Г. И., Мусиной О.В., Красовым С.В. (Приложение № 3) мы выяснили, что основные тематические группы частушек следующие:
- о любви, счастливой и неразделенной;
- о разлуке;
- об измене;

- о сватовстве;
- о замужней жизни, о неравном браке;
- эротические частушки;
- о Великой Отечественной войне: о письмах с фронта, о проводах на фронт, об ожидании любимого, о наказах при разлуке, о ранении и смерти солдат и другие;
- о современной службе в армии: проводы в армию, наказы при разлуке, служба в армии, о солдатских письмах, об изменах, о возвращении солдата;
- сатирические частушки, в которых высмеиваются: «залетка», соперница, родители, деревенские бабы, парни или девушки села или соседних сел;
- сатирические частушки общественного характера, о недостатках в жизни , в поведении руководителей, о пьяницах;
- о местных событиях, о случаях из частной жизни.

В маленькой, чаще всего четырехстрочной частушке, можно увидеть отголоски многих жанров народной поэзии. Как и песня, частушка живет в народе по своим законам. Она раскрывает какую-то отдельную черту быта, характера человека, взаимоотношения между людьми, мысли и переживания.

Не все гармонично в мире, и поэтому частушка передает эти противоречия, особенно противоречия внутреннего мира человека.

Частушки – веселые, озорные куплеты, чаще сатирического содержания. Достается в них лодырям, лентяям и лежебокам, неряхам и обманщикам.

Частушка может собрать вместе людей разных профессий, что может заставить хотя бы на время забыть разногласия. Люди старшего поколения помнят: как только начинало смеркаться, жизнь в деревнях замирала. Но вот подавала голос гармонь, парни и девчата выходили на улицу. Гармонист важно усаживался на скамью, неторопливо перебирал кнопочки гармошки, и начиналось веселье. Частушки пелись на посиделках, вечерках, беседах зимними вечерами в откупленной избе или летними вечерами, а то и всю ночь за околицей деревни.

Частушки бывают разные: плясовые, шуточные любовные, бытовые, лирические, грустные и веселые, задиристые. Но у всех частушек есть одна общая черта — их сочинил народ. В нашей деревне есть исполнители частушек, которые увлекаются частушкой с детства. Это Кононова Г.К., Шкурыгина А.С., Кабачевская Н.П.

Русские люди всегда любили веселиться и сочинять песни во время праздников, прямо на ходу. Слова в частушке часто меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю, она поется. Медленная частушка называется «страдания».

По деревне идётё,

Играетё и поетё.

Моё сердце раздражаетё

И спать не даётё.

Касаясь всех сторон жизни человека, частушка запечатлела основные этапы истории нашей Родины за последнее время. Она отображает и современную действительность. Как и прежде, чутко откликается и быстро реагирует на любое, незначительное событие. Немало острых критических частушек записано на местные темы. Такие частушки нередко используются самодеятельными коллективами.

Хороша наша деревня,

Только улочка грязна,

Хороши наши ребята –

Только славушка худа.

Говоря о тематике частушек в д. Пристань 2, необходимо отметить, что народ до сих пор хранит частушки о Великой Отечественной войне.

Ой, я выйду на крылечко,

Как мой миленький на фронте

Бьет врага «Катюшею».

Частушечный репертуар послевоенного периода знакомит нас с мирной жизнью, наступившей после суровых военных лет.

На работе хороши

Очень много имеется частушек на любовно-лирическую тематику. Поэтому так многообразно название любимого или любимой – дроля, дролечка, милый, мил-милёночек, милка, ягодка, ягодиночка. Тема любви, можно сказать, - главная тема частушек. Любовь, брак, семья, положение женщины – это только внешняя сторона темы, главный смысл частушек – это переживания, психологическая реакция героя или героини:

Меня милый проводил,

Сел на изгородочку.

Долго, долго любовался

На мою походочку.

У зеленых елочек.

Долго слушала, стояла

В частушке вырабатывались «сюжеты», которые отражали ту или иную любовную ситуацию, а также много сравнений:

Я плясала, топала,

Частушки используются и школьниками: на концертах художественной самодеятельности ребята с удовольствием исполняют частушки на школьную тему, на различных песенных конкурсах, на праздниках.

Ой, спасибо тебе, школа,
Собрала ты снова нас,
Дзынь! В звоночек позвонила,
Позвала учиться в класс!

Чаще всего в нашей деревне исполнялись частушки о природе, культуре, жизни селян. 93 % опрошенных селян нравится исполнение частушек, они считают, что через частушку можно выразить свои переживания, эмоции, чувства. Есть в селе и те, кто сами сочиняют частушки : Ястребов Г.И., Шокель Е.А. (Приложение № 4), записывая их в специальные тетради. Сельские исполнители встречаются с частушечниками других населенных пунктов на различных конкурсах (например: на конкурсе «Играй, гармонь, звени, частушка!», который проводится ежегодно в нашем районе).
Надо отметить и то, что сопровождается исполнение частушек движением и пляской.

Изучив литературный материал, мы узнали, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины19века. Выяснили, что существуют разные виды частушек: скоморошины,приговоры, частрушки-жалобы, лирические, плясовые.

Проанализировали частушки, которые пели в нашей деревне и пришли к выводу, что в д. Пристань 2 пели два вида частушек: лирические и плясовые. Частушки для себя и про себя, о своем отношении к другому человеку, другим людям являются наиболее распространенными среди жителей д. Пристань 2. По воспоминаниям собеседников, мы узнали, что частушки пелись в основном на праздниках.

Частушки - это один из способов сохранения народной песни, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и среднего поколений, жителей деревни и города.

Изучение и исследование нами распространения частушек показали, что они, как и другие жанры устного народного творчества, отражают быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края. Тематика их разнообразна: личные взаимоотношения людей, трудовые будни, культура, природа, подвиги и беды. Возвращаясь к проблеме исследовательской работы, мы убедились в том, что частушка выражает различные черты человеческого характера. Считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы решены успешно: подобрали и изучили научный материал о частушках; познакомились с частушками, распространенными среди жителей нашей деревни; оформили собранные материалы в литературный альманах (Приложение №5).

Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями деревни, узнавая новое для нас, мы получили огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми. Многое узнали об их жизни, об их увлечениях.

Следующая частушка



1 слайд Описание слайда:

Частушка – жанр устного народного творчества. 2. Краткая история частушки. 3.

2 слайд Описание слайда:

Частушка – жанр устного народного творчества. 2. Краткая история частушки. 3. Наши частушечницы: сёстры Бауэр; А.Я. Менская; Л.М. Орищенко.; 4. Тематика частушек. 5. Современность частушки. 6. Список литературы.

Предположим, что частушка, малый стихотворный жанр, отражающий разные стороны

3 слайд Описание слайда:

Предположим, что частушка, малый стихотворный жанр, отражающий разные стороны жизни человека, жива и в век информатизации и компьютеризации. Вызвать интерес к частушке; показать тематическое многообразие частушек; познакомить с частушечницами сёла Поповка; оценить роль и значение частушки в наши дни.

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распростран

4 слайд Описание слайда:

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне жанр устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. Под неё нередко и пляшут.

В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова «частушка» (в с

5 слайд Описание слайда:

В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова «частушка» (в смысле «короткая песенка») нет. Впервые это слово употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889 г). В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года. Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность придавала зарождающейся песенке свой колорит.

В 1986 году на телевидении появился цикл передач «Играй, гармонь!». А за год

6 слайд Описание слайда:

В 1986 году на телевидении появился цикл передач «Играй, гармонь!». А за годы существования программы ее героями стали сотни профессиональных и самодеятельных музыкантов и коллективов - певцов, гармонистов, балалаечников. В поисках своих героев Г.Д.Заволокин объездил сотни и десятки тысяч километров, побывал практически во всех регионах, и везде его принимали как своего, с нетерпением ждали его выступлений. В числе многих сёл Новосибирской области братья Заволокины посетили и Поповку, в которой нашли много единомышленников и среди людей старшего поколения, и среди молодёжи. Очаровали Заволокиных три сестры Бауэр: Ирина, Тамара, Екатерина…

Наша землячка, проживающая сейчас в Германии, известная в своё время частушеч

7 слайд Описание слайда:

Наша землячка, проживающая сейчас в Германии, известная в своё время частушечница Ирина Ивановна Бауэр (Гребенюк) вспоминает: «Ещё в детстве мы играли на гармошке и пели частушки да разные плясовые песни. И это происходило на лавочке около дома, в семейном кругу, далее на свадьбах, юбилеях, а ещё позже в Доме культуры. Это всё было так здорово. Частушки были на любую тему: патриотические, политические, а больше всего пели частушки про любовь. Как-то в деревню приехали братья Заволокины с концертом, они в то время собирали частушки. После концерта мы с сестрёнками Катей и Тамарой подошли к Геннадию Заволокину, взяли у него адрес, а позже отправили им 100 частушек, среди них были собственно выдуманные…»

В своём письме Ирина Ивановна вспоминает: «…А когда Заволокины открыли центр

8 слайд Описание слайда:

В своём письме Ирина Ивановна вспоминает: «…А когда Заволокины открыли центр "Играй, гармонь!", они нас пригласили на открытие в качестве участников. Но перед этим приезжал к нам домой их представитель, прослушал нас, записал частушки на магнитофон, а после администрация района выделила нам командировочные и сопровождение. Сначала у нас был просто концерт в Доме культуры железнодорожников в Новосибирске, а на другой день - в центре "Играй, гармонь!», и снимала нас студия «Останкино». А второй раз мы ездили на 10-летний юбилей, но уже как первооткрыватели этой передачи, как почетные гости. Уже живя в Германии, мы получали письма из центра «Играй, гармонь!» В одном из них нас приглашали приехать на юбилей, а во втором сообщалось, что пишется книга о Заволокиных, их творчестве и о первооткрывателях центра"Играй, гармонь!»

Восхождение к русским традициям - это замечательно. Люди, знающие и почитающи

9 слайд Описание слайда:

Восхождение к русским традициям - это замечательно. Люди, знающие и почитающие свою историю, традиции предков, изучая частушки, делают шаг вперёд, учатся доброму, светлому…

В нашем селе очень многие знают и любят частушки. Это старейшая частушечница

10 слайд Описание слайда:

В нашем селе очень многие знают и любят частушки. Это старейшая частушечница Менская Анна Яковлевна, Орищенко Любовь Михайловна, Куралёва Раиса Сергеевна, Аверьяскина Татьяна Петровна и многие другие. Ни один праздник не обходится без весёлой частушки!


11 слайд

Следующая частушка

В современном мире мы узнаем много нового, смотрим новинки кинематографа, осваиваем компьютерные программы, гаджеты – и это интересно. Но интересно и оглянуться назад и узнать, чем жили наши бабушки, что любили. Моя бабушка всю жизнь проработала школьным учителем и более десяти лет аккомпанирует на баяне хору ветеранов «Русская душа» в селе Целинном. Очень любят они частушки. Именно этому посвящена моя исследовательская работа «Частушка – жемчужина художественного таланта хора ветеранов села Целинного».

Великое таинство народа – частушка, один из немногих живых жанров русского фольклора. Частушка - это поэтическая крупица народной мудрости, жемчужинка художественного таланта народа. В лучших своих образцах частушка хранит многие черты национального художественного сознания, неисчерпаемые богатства народной речи. Когда слушаешь частушки хора ветеранов, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие - Россия. А, как известно, без прошлого нет будущего, поэтому нам важно оглядываться назад.

Глава 1. История возникновения частушек.

1.1. Определение частушки.

1.2. Возникновение жанра частушки.

1.3. Разновидности частушек.

1.4. Форма и ритм частушки

Русский народ является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны еще задолго до появления письменности и с той поры передавались устным путем. Устное народное творчество, именуемое фольклором, делится на различные жанры. Одним из таких жанров и является частушка. Частушка - особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы. Жанр частушки развивающийся, откликающийся на самые злободневные темы.

Актуальность. Полагаю, что частушки - это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить, беречь. В нашем селе носителями этого достояния является хор ветеранов «Русская душа», поэтому важно собрать воедино частушки- жемчужинки художественного творчества.

Гипотеза. Я предполагаю, что большая часть населения не знает особенностей жанра частушек, поэтому изучение частушек и пропаганда их среди молодого поколения будет способствовать повышению культуры молодежи и сохранению народных традиций

Объект исследования: хор ветеранов «Русская душа».

Предмет исследования: частушки.

Цель исследования: выявить носителей фольклора и, записать от них все бытующие в селе произведения частушечного жанра.

- расширить свои знания о частушке

- узнать больше о хоре ветеранов «Русская душа» села Целинного

- провести собирательскую работу местного фольклора.

- сделать сборник частушек.

Методы исследования: изучение научной литературы, личные встречи и беседы с работниками Дома культуры села Целинного, Совета ветеранов, представителей хора ветеранов, описание полученных данных, составление и выпуск литературного сборника.

Продукт исследовательской работы : сборник частушек хора ветеранов села Целинного.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопросов распространения частушки.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования в подготовке и проведении внеклассных занятий, в работе литературного или краеведческого кружка, в художественной самодеятельности, в мероприятиях Дома культуры. Данный материал может служить материалом для краеведческого музея.

Глава 1. История возникновения частушек

1.1. Определение частушки

Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества, задорно-шутливого содержания. Это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком и характерной звонкой манере.

По определению словаря Ожегова: «Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания». Термин "частушка" не литературного, не книжного, а народного происхождения, в народе назывались "частыми". Поэтому естественно, что новый песенный жанр наряду с другими названиями получил также и название "частушка".
Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение - выражение определённого отношения к событиям и фактам, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Как и в любом лирическом произведении, мысли и чувства, выражаемые в частушках, не имеют протяжённости во времени. «Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».

Частушка всегда в той или иной мере – поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах народной лирики. С экспромтным характером частушки связано такое её качество, как необычайно тесная связь с современностью. Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек.

Возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 – 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.

1.2. Возникновение жанра частушки.

Возникновение жанра частушки связано с новыми историческими условиями – развитием капитализма в России – и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, сознании и культуре народа.

Как показали новейшие исследования, частушка возникла где–то на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в небольших уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, местах строительных работ, где стекалось много народа. Именно здесь на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположных культуры – традиционная фольклорная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Необходимо отметить, что первоначальные частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX века частушка становится, и по созданию, и по бытованию, преимущественно женским жанром фольклора.

1.3. Разновидности частушек

Частушки необычайно разнообразны по своему идейно – тематическому содержанию. Во-первых, выделяются частушки-скоморошины . Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира. Во-вторых, особую группу образуют частушки-жалобы , содержащие в себе обращение к покойнику, посвященные сиротству и жизни на чужой сторонушке. В-третьих, самую большую и основную группу составляют тексты, взаимодействующие с протяжными лирическими песнями. Они названы лирическими миниатюрами . В-четвертых, выделяется группа, исторически восходящая к плясовым песням . В-пятых, группа мелодраматических частушек .

С течением времени функции подвидов могли меняться. Когда начинала формироваться новая жанровая разновидность частушек, тексты могли переходить из одной группы в другую. Главное, что позволяет говорить о многообразии "истоков" частушки - это художественный арсенал фольклора, из которого разные жанры берут то, что им в большей степени подходит

1.4. Форма и ритм частушки.

Обычная и широко распространенная форма частушки - четверостишие, в котором рифмуются только вторая и четвертая строки. Очень редко можно встретить частушечные четверостишия с опоясанной рифмой, в котором рифмуются первая с четвертой и вторая с третьей строкой. Для частушек-страданий характерны двустишия, строки которых связаны между собой рифмой.

На том боку утка крячет.

Не по мне ли милка плачет?

Я ждала - не дождалася,

Ждала Колю - пришел Вася.

Ритм играет в частушке большую роль, особенно когда пение сопровождается пляской, которая служит своеобразным музыкально-ритмическим аккомпанементом.

Не менее важна для частушки и музыкальная сторона. Пение частушек чаще всего сопровождается гармоникой, баяном, аккордеоном, балалайкой, ложками или даже без всякого сопровождения, "под сухую".

Исполнение частушек представляет собой своего рода соревнование в словесной импровизации исполнителей. В этом соревновании гармонист тоже не оставался в стороне. Он отвечал своими затейливыми наигрышами.

2. Практическая часть

Когда мы больше из книг узнали об истории частушки, о её особенностях, стало интересно узнать о нашей сибирской частушке.

2.1. Частушки нашего региона

Сибирская частушка – своеобразная летопись жизни. Частушки сибирского края интересны и самобытны, они отражают жизнь и интересы сибиряков, знакомят нас с особенностями природы и быта, «согревают» в суровые сибирские морозы. Сибирская частушка отражает черты этнического быта и духовности, качества русского национального характера. Общерусская культурная традиция нашла свое отражение в тематике жанра: это и факт региональной сибирской русской культуры, природы, труда и быта, и отголоски обычаев и обрядов, и названия давно ушедших реалий.

2.2. Частушка в жизни В.М. Шукшина

Живой интерес к частушке у В.М. Шукшина просматривался с самого раннего детства, поскольку родился и вырос он в простой деревенской семье, в которой любовь к песне, частушке, прибаутке, живому меткому слову составляла основу мировоззрения.

Важным источником фольклорного материала была для Шукшина его мать Мария Сергеевна, от которой писатель слышал не только устные суеверные сказания, но и песенные формы. (Как любил вспоминать В.М. Шукшин, вечерами семья собиралась на завалинке у дома, приходил соседский дед Пантелей, который разворачивал меха гармони и заводил такие задорные частушки, что собиралась вся украйка, а больше всего частушек знала и пела Мария Сергеевна).

Частушка была не только символом детства В.М. Шукшина, она была верной подругой в течение всей его жизни. Где бы он не был, какие бы песни он не пел – зазвучит частушка, и душа раскрывается. Многие герои его произведений с такой же любовью относятся к этому жанру. Сочность, яркость шукшинских частушек питала родник его словесного творчества.

Фольклор для Шукшина (через частушку)- живая струя народного творчества, посредством которого народ и выявляет свои духовные возможности.

2.3. Собиратели сибирской частушки

Александр и Геннадий Заволокины – неутомимые собиратели талантливые исполнители сибирских частушек. Читая роман В.М. Шукшина «Любавины», братья обратили внимание на частушки, которые неоднократно цитировались по ходу действия. Это натолкнуло их на мысль о сборе частушек в местах самобытных, неповторимых - на родине В. М, Шукшина . Из воспоминаний братьев «Результат первой поездки оказался ошеломляющим даже для нас - давно не новичков в деле собирания фольклора. Мы были буквально засыпаны припевками! За неделю пребывания в шукшинских местах записали более двух тысяч частушек».

2.4. Знакомство с хором ветеранов «Русская душа»

Село Целинное богато своими талантами. И чем старше человек, тем мудрее. Поэтому за частушками мы решили обратиться к участникам хора ветеранов «Русская душа» нашего села.

Но сначала, чтобы поближе познакомиться с хором, узнать историю его появления мы обратились к Бахтиной Валентине Ивановне, председателю Совета ветеранов. Валентина Ивановна рассказала, о том, что хору уже в следующем году исполнится 20 лет, своим созданием он обязан Дурневой Валентине Федотовне, в то время возглавлявшей Совет ветеранов Целинного района. Сейчас руководителем хора является Цыпылёва Людмила Борисовна. Хор принимает участие в районных, окружных, краевых мероприятиях, конкурсах. Сейчас в хоре насчитывается около 25 женщин и 5 мужчин, средний возраст участников хора 55-80 лет.

2.4. Частушки нашего села, записанные у участников хора ветеранов.

1. На гармошечку повешу

Ленту алую свою,

А под эту под гармошку

Про любовь свою спою.

2. Живет мил через дорожку

Часто бегает к окошку:

"Здравствуй милая моя

Пришел порадовать тебя"

3. Гармониста я любила,

Теперь буду каяться,
Где гармошка заиграет

4. Гармонисту за игру

На костюм и на часы

Ещё на поллитровочку.

5. Гармонисту за игру

Костюм, часы, пальто, пимы,

Патефон и радио.

6.Гармонист у нас хороший

Я его приворожу.

Вот возьму и на гармошку

Три ромашки положу.

7. Вместо Германа Титова

Предлагали мне лететь

Я уж было согласилась

Да частушки надо петь.

8. Николаев и Попович

Будут долго сожалеть.

Я б частушки стала петь.

9. У Быковского в ракете

Примостилась я в хвосте,

А хвост взял да отвалился

На двенадцатой версте.

10. Мой милёнок тракторист,

Он в мазуте, я в навозе

Вот такая парочка.

22. У меня миленка два.

Два и полагается.
Один в армию уйдет, а второй останется.

23. У Ванюши моего

Если глазом подмигнёт -

24. Кто кричит у нас сутра

До восхода солнца?

Ваня вместо петуха

Орёт раскрыв оконце.

25. Уродилась я упрямой

Добиваюсь что хочу.

Стало скучно жить у мамы -

Лучше в космос полечу.

26. Ясный месяц озорной

Не подглядывай за мной.

Знает только речка

Где моё сердечко.

27. Я огурчики сажала.

Как же я устала!

Если будет урожай

Все деревней налетай.

11. В глаза милому гляжу

Не одна я там сижу.

В глубине его очей

Ещё много сволочей.

12. Я не буду больше плакать

Свои глазоньки томить.

Сине море не наполнить,

А любовь не воротить.

13.Я по береге иду

Я беззубого люблю

Он ведь не кусается.

14. Голубое одеяло

Меня мама укрывала:

"Спи дочка до солнышка

Пока не у свекровушки"

15. Ой, топнула я
Да притопнула я,

Сколько я не топочу

Все равно плясать хочу.

16. Я надену платье бело

Буду в нём красавица

Пусть мой милый не подходит
Пока не исправится.

18. Я надену платье бело

Вокруг школы обегу

Ну кому какое дело,

Что учителя люблю.

19. А мне милый изменил.

Изменять так изменять

Я такого таракана

На стене могу поймать.

20. Ой девки беда

В нашем переулке

Жена мужа продала

За четыре булки.

21. У меня миленков 30

Я пошла от них топиться

Прихожу я на реку

Все сидят на берегу.

28. Во саду ли, в огороде

Выросла капуста,
Ты красавица такая,

Только в сердце пусто!

29. Не хочу я так работать ,

Чтоб копейки получать!

Лучше уж картошку лопать,

Но себя не унижать!

30. Ой, березки белые,

Что вы так стараетесь?

Как девчонки смелые

К маю наряжаетесь.

31. По нашей реке

Не ходят пароходики

А мы пляшем и поём

Несмотря на годики.

32. У нас в колхозе

Всё как полагается

Надели курицы коньки

И на них катаются.

33. Я уеду не приеду.

Дорогая не скучай.

Каждый день ходи на почту

Мои письма получай.

Частушки от Александры Петровны Зубковой.

1. Я под новую гармошку

Вам частушки пропою.

Не хватайтесь за карманы

Ни копейки не возьму.

2.Ты играй, играй гармошка

Тебе сено не косить.

На тебя налога нету

И страховку не платить.

3.Кто-то славиться природой,

Кто-то силой и умом.

Россия славится народом

Всё богатство жизни в нем.

4. Русь - загадка, чудо-сила,

Русь великая страна.
Не забыли б , что Россия

Русским мужиком сильна.

5. Запевай сосед частушку,

Мы возьмем врага на мушку

И в частушке и в бою.

6. Распроклятые фашисты

Мирну жизнь нарушили.

Осквернили нашу землю,

7. Фрицам, Гансам приказали

Взять наш город Сталинград.

Мы их встретили, сказали:

8. Сидит Гитлер на осине,

Богу молится балван:

"Помогите все святые

Победить мне партизан".

9. Выше голову деревня.

Ты крепись Алтайский край.

Крепче щит держи Россия,

Но про меч не забывай.

10. О-ё-ёй какая скука.

К скуке надо привыкать.

Вечерком уже не выйдешь

Без нагана погулять.

11.Сосед соседу говорит:

Унесут тебя и бабку

С пенсионным кошельком."

12. Жить красиво захотели.

Повело да не туды

А закрыли детсады.

13.Обложили всё налогом

И корову, и быка.

Говорят теперь обложат

14.Ты умом то не хвались

Рядом стой не шебуршись,

Сказки не рассазывай.

15. Что смешит и хороводит,

Что так смело душу рвет,

Это русская частушка ,

Создаёт её народ.

16. Пели, пели мы старались

Очень уж проголодались

Нам бы по ватрушке.

Изучив литературный материал, мы узнали, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины 19 века. Выяснили, что существуют разные виды частушек: скоморошины, приговоры, частрушки-жалобы, лирические, плясовые.

Частушки - это один из способов сохранения народной песни, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и среднего поколений, жителей деревни и города.

Познакомился с участникам хора ветеранов, узнал больше об этом коллективе, записал частушки. Считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы решены успешно: подобран и изучен научный материал о частушках; познакомился с частушками участников хора ветеранов; оформили собранные материалы в сборник.

Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями деревни, узнавая новое для нас, мы получили огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми.

Загладин Н.В., Козленко С.И. История России. XX- начало XXI векак: Учебник для 11 класса общеобр. учрежд.- М.: ООО « ТИД «Русское слово-РС», 2007.-480 с.

Кравцов Н.И., Лазуткин С.Г. Русское народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: «Высшая школа», 1977.-375 с.

Ради жизни на земле: Репертуар. сб. для руководителей шк. худож. самодеятельности/ Сост. А.В.Фоменко.-М.: Просвещение, 1990.- 288 с.

Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобр. учеб.заведений.- В 2 ч. Ч.2 / В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова.- М.: Дрофа, 1999.- 352 с.

Читайте также: