Гиппиус интонационные элементы русской частушки
Обновлено: 16.11.2024
Выдающийся российский этномузыколог Евгений Владими-
рович Гиппиус первым обратился к музыке русской частушки
задолго до того, как она стала объектом внимания следую-
щего поколения фольклористов. В статье на примере локаль-
ной частушечной формы «Спасовская» продемонстрирована
методика анализа народной музыки с её многочисленными
вариантами. «Спасовская» опирается на симметричную гар-
моническую формулу S–T–D–T, однако сдвиг напева относи-
тельно наигрыша вносит характерную асимметрию. Напев
и наигрыш исключительно разнообразны. Варианты напева,
будучи сведёнными в вертикаль, дают почти сплошной ряд
«кластеров»; то есть, на любой позиции возможна практиче-
ски любая ступень. Аналогичные «кластеры» дают и вариан-
ты мелодий наигрышей при вертикальной проекции. Ввиду
этого частушку целесообразно рассматривать только по двум
параметрам: общему амбитусу и опорным звукам окончаний
фраз.
Ключевые слова: Е. В. Гиппиус, частушка, русская на-
родная инструментальная музыка
Полный текст:
Литература
Boyko Yu. E. Chastushka Srednego Urala (napev
i naigrysh) [The Chastushka Songs of the Middle Urals
(Melody and Tune)]. Ekspeditsionnye otkrytiya poslednikh let
[Discoveries from Folk Music Expeditions of Recent Years].
Saint Petersburg, 1996, pp. 115–144.
Gippius E. V. Intonatsionnye elemtenty russkoy
chastushki [Intonation Elements of the Russian Chastushka
Song]. Sovetskiy folklor [Soviet Folklore], 1936, no. 4–5,
Morgenstern U. Die Musik der Skobari. Göttingen, 2007.
Следующая частушка
В сборнике: Гармоника: История, теория, практика. - Майкоп, 2000. С. 27-
76. PDF, 3,75Mb.
Статья Е. В. Гиппиуса "Интонационные элементы русской частушки" была впервые издана в 1936 г. и до сей поры остается едва ли не лучшим этномузыковедческим исследованием русской частушки. Автор рассматривает основные этнографические и музыкальные свойства жанра: его происхождение, интонационность, метрические особенности, региональные стили, вопросы исполнительства. Статья сопровождается нотным приложением (сборником).
Следующая частушка
В сборнике: Гармоника: История, теория, практика. - Майкоп, 2000. С. 27-
76. PDF, 3,75Mb.
Статья Е. В. Гиппиуса "Интонационные элементы русской частушки" была впервые издана в 1936 г. и до сей поры остается едва ли не лучшим этномузыковедческим исследованием русской частушки. Автор рассматривает основные этнографические и музыкальные свойства жанра: его происхождение, интонационность, метрические особенности, региональные стили, вопросы исполнительства. Статья сопровождается нотным приложением (сборником).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Следующая частушка
Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы так же можете поделиться напрямую в социальных сетяхВы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Читайте также: