Где первоначально появилась частушка

Обновлено: 25.04.2024

Само название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский, чтобы как-то назвать новый — поздний — жанр русского музыкального фольклора. Исследователи считают, что он появился в 60−70-е годы XIX века. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации. Почему они так популярны и любимы? Потому что тексты создаются буквально на глазах слушателей и часто посвящены злободневным событиям.

Частушки долго адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, «Барыня», «Семеновна», «Сербиянка», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей. Родился и специфический жанр «страданий» — это локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, но в каждой местности они имели особенное звучание. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были посвящены прежде всего любовным переживаниям:

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Многие знаменитые композиторы использовали напевки этого жанра в своем творчестве. Например, Родион Щедрин написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». Они звучали и в его первой опере — «Не только любовь».

Само название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский, чтобы как-то назвать новый — поздний — жанр русского музыкального фольклора. Исследователи считают, что он появился в 60−70-е годы XIX века. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации. Почему они так популярны и любимы? Потому что тексты создаются буквально на глазах слушателей и часто посвящены злободневным событиям.

Частушки долго адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, «Барыня», «Семеновна», «Сербиянка», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей. Родился и специфический жанр «страданий» — это локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, но в каждой местности они имели особенное звучание. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были посвящены прежде всего любовным переживаниям:

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Многие знаменитые композиторы использовали напевки этого жанра в своем творчестве. Например, Родион Щедрин написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». Они звучали и в его первой опере — «Не только любовь».

Следующая частушка

Приведу примеры достаточно известных частушек на самые разные темы:

* * *
С неба звёздочка упала
Прямо милому в штаны.
Хоть бы всё там разорвала,
Лишь бы не было войны.

* * *
Девки по лесу гуляли,
Любовалися на ель.
Какая ель, какая ель,
Какие шишечки на ней.

* * *
В нашем саде в самом заде
Вся трава помятая.
То не буря, то не град.
То любовь проклятая.

* * *
Мы Воронежски девчата,
По Воронежски поём.
Кто ребят наших полюбит –
Всё равно мы отобьём.

Мой милёнок, как телёнок,
только разница одна:
мой милёнок ходит в баню,
а телёнок - никогда.

* * *
Сегодня праздник у ребят,
Ликует пионерия.
Сегодня в гости к нам пришёл
Лаврентий Палыч Берия.

* * *
Мелкий дождик моросит,
Нулевая видимость.
У ларька мужик лежит-
Русская недвижимость.

* * *
Что-то стали пятки зябнуть -
не пора ли нам дерябнуть!
Что-то стало холодать -
не пора ли нам поддать!

И моё добавление:

А в кармане нету мани,
и в природе шум и гам.
И погода так и манит,
чтоб занять и выпить нам.

Я у нас на Стихире несколько раз устраивал частушечные марафоны, в которых принимали участие многие мои друзья. Мне кажется, что написанные нами главным образом экспромты довольно интересны.

Ну, парнишечка простой,
Смехом в душу брызни.
Ты частушки нам пропой:
Всё – про правду жизни.

* * *
Милый морду мне набил,
Было очень больно.
А свекровь, едрёна вошь,
Оченно довольна.

* * *
Дал же бог мне муженька -
просто наказание!
Не мужик он у меня,
а одно название!

* * *
Он - хороший собутыльник,
и у них хороший брак.
У него в штанах будильник,
у неё под юбкой мрак.

* * *
Во саду ли в огороде
Зайцы порезвились.
От несчастия такого
С мужем мы напились.

* * *
Милый мне сказал «Привет!
Надо быть смелее».
Я сказала ему «Нет»,
После пожалела.

* * *
Васька Дуньку обложил
Хулиганским матом.
Разве можно в мире жить
С этим супостатом.

* * *
Гимнописец умер главный,
Был мужик он в общем славный.
Плачь страна и будь потише:
Кто нам гимн теперь напишет?

* * *
Я стишки ни в склад, ни в лад
Пушкину вдогонку
Сочиняю, сам не рад,
Лишь бы было звонко.

* * *
Графоман в углу дерёт
Музу беззащитную.
Молча смотрит наш народ
на кино элитное!

С жёнкой мне не повезло -
притащил с провинции.
Что ни ночь, то мне назло
блещет эрудицией.

Ёлки-палки. Лес густой -
Можно заблудиться.
Парня взяли на постой -
На сестре жениться!

* * *
Голосуй – не голосуй –
Всё равно обманут.
В петлю голову не суй,
Йодом мажут раны.

* * *
Аты-баты! Всё ништяк!
Загляните в святцы.
Наша жизнь – такой пустяк,
Веселитесь, братцы.

* * *
Надменен, горд и неприступен –
сошёл, видать, вчера с небес.
Столкни с начальственного стула –
и никаких в нём нет чудес.

Умой иную примадонну,
с лица извёстку соскреби.
И вдруг окажется на троне
известный лик Бабы-Яги.


* * *
Один вельможный господин
Твердил о переменах скорых.
Пролез во власть он не один -
С ним родственников свора.

* * *
Проныры шустрые с Кавказа
На лапу всем совали взятки.
В Москве жируют те заразы,
И взятки с них сегодня гладки.


* * *
Одна красивая мадам
твердила всем "Не дам, не дам!"
А счас ко всем она нежна,
да только даром не нужна.

* * *
Он притворялся, что влюблён -
Мечтал быть с нею вместе.
На самом деле был прельщён
Возможностями тестя.

* * *
Дед надел свой малахай,
Двинул на задание..
Бабка, ты его не хай,
У него свидание.

Две вороны над берёзой
громко, громко каркали.
Всё роняла Света слёзы
ночью чёрной жаркою.

Моя кошка любит сливки.
Муж с друзьями пиво пьёт.
Воблу, сушки и оливки
после пива муж мой жрёт.

У козы одно имущество –
над другими преимущество:
очень длинные рога,
чтоб боднуть она могла.

Коля Машу ревновал
к Игорю отчаянно.
Игорь с Машей переспал
просто так, нечаянно.

Привязали мы собаку
у забора на цепи.
Приказали мы собаке:
гавкай громко и не спи.

Завели мы кошку Зину -
ей давай минтая.
Колбасу из магазина
кушать не желает.

Ветер по двору гуляет,
Юбки девкам задирает.
Ножки девок хороши,
Мы смеёмся от души.

Как у наших у б. дей
Полна пазуха грудей.
А у б. ди с Альбиона
Сиськи все из силикона.

Дальше идут отклики моих друзей вместе с моими ответами:

Кошка кушает минтай
папа жрёт оливки,
бабка деду малахай
штопает с улыбкой)

Капитан наш - молодец,
царствует на рубке.
Ванька Машке - вот подлец -
заглянул под юбку.

Кок на камбузе разбил
красное яичко,
дует ветер с Фермапил
в юбочку сестрички.

Где под юбкой супер приз -
ветер не гуляет,
говорил мне юнга "Плиз. "
в прошлогоднем мае)

Джон с Мариною - поэты -
милостью Божей.
Их побить в конкуре этом -
выпрыгнуть из кожи.

Наливаю я стакан
Саше для почину,
май, как рыжий таракан,
выпьем - за дивчину)

Над водой летают утки,
пух летит с перины.
За улыбки и за шутки
чокнусь я с Мариной!

И заздравную споем,
нам ли быть в печали,
хорошо, когда вдвоем
снова на причале)

Ну, ещё кто тоже с нами
выпьет за компанию.
Стопаря махну с друзьями,
хоть хватил я ранее.

Мы компанию большую
собираем здесь с утра,
слово льем напропалую
для душевного тепла)

Расчастушилась Стихира -
хором пишуть! Хошь не хошь!
Мыслю черпають в сортире.
Растудыть. Едрёна вошь!

Пролетали две тетери
Над родным болотом,
Где искать мне их теперя?
Вместе c бегемотом:)))

Пёстрый дятел тут стучал,
а тетерей не видал.
Ну, а толстый бегемот
во дворе у нас живёт.

От деревни до деревни
Два килОметра езды.
Потеряла моя милка
Карбюратор от. "Пежо".

Карбюратор - не вопрос,
ей ещё разбили нос.
Разорвали снизу платье
ей, ещё подруге Кате!

Вот и утро наступило,
Ночь к себе отчалила.
Эх, была б у бабки сила
То б дедка ужалила!

Ветер воет в чистом поле.
Мало дела, много слов.
Дай старухам только волю -
всё б пинали бы дедов.

Александр и Джон с Мариной
Дружно, весело поют,
Ведь, они не чай с малиной,
А коньяк армянский пьют.

Разыгралась вся Стихира,
Слышу, с ними в унисон,
Подключилась и Ирина -
Это та, что Мюллерсон.

Ну, и я тут не стерпела,
Ноги запросились в пляс,
Вдруг частушки Бовт запела -
Масленица,ведь, у нас!

Я подкрасилась по моде,
Чтобы Васю удивить.
Вася сильно удивился -
Перестал ко мне ходить!
.
До рассвета прождала –
Вася не явился.
Он, должно быть, среди девок
Ночью заблудился!
.
Ой, ржунимажу!
Рядом с Васею лежу!
Девки! Он такой красивый!
Ни за что не покажу!
.
Ой, мать-простыня,
Лунные дорожки!
Васе век любить меня
За горячи ножки!
.
Ой, люблю я Васю так,
Что трещат полати!
Всю бы жизнь они трещали,
Ёлы-палы-мати!

Где бы взять сейчас наган,
И бегом бы к Машке
Ей бы ручкой по ногам,
Да по голым ляжкам.

Что ты руки распускаешь?!
Рано юбку задираешь:
В ЗАГС сначала отведи
А потом уже гляди!

Ты, зятёк, не сомневайся:
Мы честь дочки берегли.
Было! Раза три встречалась,
Но по пьянке, без любви.

Милый! Жди пока стемнеет,-
Секс при свете извращенье!
Надо лишь дождаться ночи,
А потом люби как хочешь.

Нежно милка попросила:
"Прежде, чем на койку лечь:
Разогрей меня, мой милый!"
Посадил её на печь.

Прицепилось ко мне горе
И давай меня губить!
Ах, поеду я на море,
Горе в море утопить!

Отмечу, что далеко не все представленные выше катрены являются частушками в смысле определения, данного в Википедии, и могут исполняться под музыку. Но, надеюсь, что по духу, по смыслу, по юмору, в них заложенных, они к частушкам примыкают!

P.S. Следует ещё сказать, что вольное слово в Сталинские времена жестоко преследовалось. Вот, что мне рассказала в своём отклике на это эссе автор Эмилия Нечаева 2:

" до войны на колхозном празднике девчушка 16-17 лет, Вера Журавлёва спела частушку
"Спасибо Сталину-грузину,
что обул всех он в резину",
- приплясывая в новеньких галошах, а ночью всю семью и забрали. В моих детских воспоминаниях их пустой заброшенный дом в конце улицы. Так никто туда и не вернулся.
Цените, люди, нашу демократию и свободу слова!"

Следующая частушка

***
На Руси давным-давно
пили красное вино.
В общем, красные мужи
сторожили рубежи.

***
Как на вещего Олега
вдруг наехала телега.
Триста лет орда хазар
отвечала за базар.

***
Мужиками правил князь
в городке Медыни.
Поселянок, не таясь,
портил молодыми.

***
Пошумели ради славы
Ярополки да Мстиславы.
Начудили в кураже,
как водилы в гараже.

***
Были, были на Руси
времена великие.
И водились караси
в нашей Гардарикии.

***
Так бы деды и чудили,
возле идолов кружа.
Да какому-то мудиле
в жопу въехала вожжа.

***
Ходит тёмная молва
от сирина-вестника.
Князи вы**ли волхва,
старого кудесника.

***
Встал с дубиной у моста
Муромец Илейка.
Борода его густа,
тяжела филейка.

***
Удалой купец Садко
жил наверное легко.
По-купечески пердел
на отеческий предел.

***
У реки Непрядвы
сила с силой билась.
До *** неправды
на Руси скопилось.

***
Как на речке на Каяле
наши прадеды стояли.
Вот как Русская земля
огребала пи**юля.

© Copyright: Иван Парамонов, 2013
Свидетельство о публикации №113060109244 Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая частушка


Проект подготовлен к VI региональному форуму «Молодежь – фундамент инновационного развития России».

Выполнила: обучающаяся 10 класса Агибалова А.

Частушка – особый жанр русского фольклора, живое наследие предков

Частушка русская любима народом, её с удовольствием слушают и ещё поют, и пока она жива – жив народ.

В. Богомолов

Введение

С ростом грамотности устное народное творчество стало изменяться. Среди его многочисленных жанров любимым в народе остаётся частушка! Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно- музыкального творчества. Ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое отношение и внимание.

Цель проекта: исследовать частушки как особый тип народной поэзии, доказать значимость частушек для русского народа.

Актуальность: на сегодняшний день фольклор претерпел существенные изменения, уже не создаются былины, исторические песни, сказки, но есть жанры, которые модифицировались, это частушки, они выжили, существуют. Очень важно постоянно фиксировать те примеры, которые есть, так как жанр на грани исчезновения. Необходимо проявлять еще больше внимание молодого поколения к прошлому, уважать прожитую жизнь старшего поколения, учиться у него умению веселиться, достойно скрашивать невзгоды, и на фоне всего этого частушка выступает, как хорошее средство воспитания молодежи.

Гипотеза: частушка – поэтический экспромт, живое наследие предков, отражающее мимолетное переживание человека в данную минуту.

Задачи:

  • изучить историю создания и особенности построения частушек;
  • произвести комплексный анализ собранных частушек с точки зрения лингвистики и литературоведения: - тематика и содержание, - стиль, тип речи, связь между предложениями, - морфология, - синтаксис, - словообразование, - изобразительно - выразительные средства языка, - рифма и ритм;
  • доказать значимость русской частушки для человека.

Предмет исследования: Русские частушки и их виды.

Объект исследования: Поэтическое содержание частушек.

Первое появление частушек как жанра

Частушка – особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы.

Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались частыми. Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка».

«Частушка», – писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, – выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту».

В самостоятельный песенный жанр частушки выделяются лишь в 80-е годы XIX в. В 90-е годы XIX в. частушки приводятся во многих газетных и журнальных статьях. Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Из дореволюционных изданий наибольшую ценность представляют «Сборник деревенских частушек» В. И. Симакова (1913) и «Сборник великорусских частушек» Е. Н. Елеонской (1914), в которых публикуется более девяти тысяч частушек, записанных в самых различных губерниях России.

  • одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII-XVIII веках;
  • другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века.

Вторая точка зрения кажется более убедительной прежде всего потому, что литература (и древняя в том числе) использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют, кроме частушки.

  1. В частушке совсем не отражена отмена крепостного права 1861 г., зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х г.г. XIX в.: русско-турецкая война, русско-японская война, 1-ая русская революция 1905 г.
  2. В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля 1866 года издания слова «частушка» нет.

Впервые слово «частушка» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в 1889 г.;

В русской литературе частушка появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её названием, определяющим её характер или прямо указывающим на место её рождения.

Частушка возникла на стыке между городом и деревней. Первые частушки были запи­саны в уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, в местах строительных работ, куда стекалось много народу. Именно здесь, на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположные культуры - традиционная фольклор­ная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.

Процесс формирования

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 в. частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора.

Классификация частушек

Частушки необычайно разнообразны по своему содержанию. В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках эта тема затрагивается сравнительно редко. Частушка – жанр молодежный. Поэтому неудивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.

Содержание исследованных частушек позволяет выделить шесть основных тем:

  1. Частушки о любви и любовных страданиях.
  2. Частушки о гармонисте и гармони.
  3. Частушки о жизни в колхозе и «забавах» молодежи в деревне.
  4. Частушки на военную тему.
  5. Частушки о политике.
  6. Заключительные частушки.

Размеры частушек

Первоначально частушки не имели строго определенного размера. Наряду с четырехстрочными возникали многострочные — в 6, 8, 10 и 12 строк. Затем постепенно стала господствующей четырехстрочная частушка. Интересно отметить, что часть многострочных частушек впоследствии переделалась в четырехстрочные. Исследования показывают, что по своим поэтическим истокам, генетически, частушки наиболее тесно связаны с традиционными народными песнями, и прежде всего - песнями частыми: плясовыми, игровыми и хороводными.

Средства поэтического стиля частушек

Следует заметить, что в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония, юмористический подтекст. Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость. В частушках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются вопросы и обращения.

Отличие частушки от старых лирических песен

Частушки богаты не только бытовым, но и конкретным социально-историческим содержанием. И в этом они существенно отличаются от традиционных лирических песен, которые главное внимание уделяли бытовой тематике. Отличаются частушки от старых лирических песен и по своему основному эмоциональному тону. Если основной эмоциональный тон старых лирических песен был грустный, минорный, то для частушек более характерен тон мажорный. Преобладающее место в них занимают настроения бодрости, активного жизнеутверждения. С особой силой эти мотивы бодрости и жизнеутверждения сказались в частушках плясовых, шуточных и юмористических.

Лингвистический анализ

Частушки – текст, характеризующийся лаконичностью, смысловой законченностью. В основном они состоят из двух осложненных простых предложений:

Паровоз пары пускает,

По дороженьке бежит.

В Красной армии служить.

Изредка из одного предложения:

Мы с подружкой дружно жили

Из окна в окошечко,

Одного вдвоем любили,

Есть тексты, представляющие собой сложноподчиненное предложение

Хорошо гармонь играет,

Если б я играть умела,

Заменила бы его.

Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек. Вторая часть текста (3, 4 строчки) движет текст, конкретизирует первую часть, внося новую информацию. Имеется несколько частушек, в которых первые две строки не связаны по смыслу с остальными.

Они выполняют функцию зачина, так как основное содержание раскрывается в 3 и 4 строчках.

На дубу сидит ворона,

В перестройку посылаю

Основной тип речи – повествование, хотя в некоторых частушках содержится описание или элементы описания внешности или характера лирического героя.

У миленка моего

На носу веснушки.

Напишите про него

Частушки – текст разговорного стиля и предполагают неофициальное общение людей в быту. Лексика частушек многообразна и выразительна. Обилие разговорных и просторечных слов, наличие устойчивых сочетаний, эмоциональность выражений подчеркивают словесную ценность каждой частушки. Тексты частушек насыщены историзмами, разговорными и просторечными словами, образными выражениями, заслуживающими толкования.

Морфологический анализ текстов

Морфологический анализ текстов показал многообразие использованных в частушках частей речи: глаголов ( утекло, решили, любила, исчезло, купить, достать, голодать, объявили, поднимаются… ); местоимений (ко мне, у мово, мому, у нас…); имен существительных ( перестройка, депутаты, народ, магазин, пенсия, здоровье, туристы …); междометий (ох, ой, ах); частиц (только, вон, бы, уж, неужели); полных и кратких прилагательных (узкая, большой, тяжелая, дефицитные, хороши, трудна, глубоку …); наречий ( подскочило невзначай, разденут догола, жили веселее, будет завсегда… ); имен числительных ( на восьмом десятке, двести зрител ей, двадцать лет, сорок пять… ); слов категории состояния (не жалко, не видно, можно, стыдно). Реже используются причастия (голодающий народ, заработанные денежки). Данные части речи показывают на разговорный, эмоциональный текст частушек.

Синтаксический анализ текстов

Синтаксический анализ текстов показал преимущество простых осложненных и сложноподчиненных предложений. Простые предложения осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами. По цели высказывания предложения в основном побудительные и повествовательные, реже – вопросительные. Эмоционально окрашенные. Есть предложения с прямой речью, диалог, неполные предложения.

Может, вместе мы возьмемся

И порядок наведем,

Кой с кого за это спросим

И к ответу привлечем.

(простое повествовательное предложение, осложнено вводным словом и однородными членами).

А еще попросим вас

Провести бы газ для нас,

Чтоб деревню все любили,

Из нее не уходили. (сложноподчиненное предложение)

Словообразовательная характеристика частушек

С точки зрения морфемики, можно заметить много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (беленькой, песочек, милёнок, Россиюшка, головушка, Ниночка, икорочка, водичка, корочка, хлебушка, козоньку, перестроечка, детушек, сторонушка, судьбинушка, спинушка , годики , вороненочка, дровишек, прибауточек, коечка, старушкам …); слова с разговорными суффиксами (милка, мужик, старухам, ухажёр…); прилагательные оценочного значения (аккуратненький, тоненький, проклятую, чудесны…).

Выразительные средства языка

Богато используются в частушках выразительные возможности языка. Как было сказано ранее, в частушках много обращений, междометий, частиц, кратких прилагательных, предложений с прямой речью, предложений с однородными членами, которые оживляют частушки.

В магазине все исчезло:

Песок, сахар и мука.

Из-за этой перестройки

Силы нет у мужика. (однородные члены)

Ах, соперница моя,

Из травы не видно.

Кабы стоила меня,

Не было б обидно (обращение, частица)

Ах, бывало, милый спросит:

«Как, Наташенька, дела?»

А теперь я не услышу

Его ласковы слова. (прямая речь)

Кроме того, создавать образы частушечных сюжетов помогают

- сравнения:

Врозь фашисты побежали

Через балки, через рвы.

Словно зайцы, наступали,

Удирали, словно львы.

- эпитеты (в беленькой рубашке, жизнь тяжелая, милая сторонушка, от тяжелого труда, в проклятую войну, годы молодые, милая подруга);

- антитеза:

Мама, чаю, мама, чаю

Из большого чайника.

Я не выйду за простого -

Выйду за начальника.

- олицетворения:

Эх сторонушка родная,

Нас приветливо встречают

Все озера и поля.

- лексический повтор:

Дома строят, дома строят.

Хорошо и дешево.

Хорошо - то хорошо,

Да ничего хорошего.

Ритмическая структура частушки

Своеобразна частушка и по своей ритмической структуре, по организации стиха в ней. Под влиянием литературной поэзии (ее четырехстрочных строф-куплетов) в частушке закрепилась и стала основной четырехстрочная форма. В отличие от традиционной лирической песни, в частушке обязательна рифма. В этом тоже обнаруживается влияние литературной поэзии. В частушках можно встретить самые разнообразные рифмы:

парные

Дровами чтобы не топить,

Надо газ нам проводить.

С газом – свет, тепло, уют

В каждый уголок придут.

перекрёстные

Не тебя ли, гармонист,

Любят все девчоночки!

опоясывающие

Меня милый провожал,
У меня платочек взял;
Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал.

Однако в подавляющем большинстве случаев рифмуются только четные строки.

Прислал милый письмецо,

«Ох, как скучно без тебя,

Наличие в частушке рифмы в четных строках, с одной стороны, делит ее на две части, подчеркивает ее композиционную двухчастотность, а с другой — объединяет все ее строки в одно ритмически цельное произведение.

В нашей школе среди обучающихся 5-11 классов был проведён опрос о значимости русской частушки в современном обществе. Всего было 72 респондента. Анализируя ответы, выяснено следующее: на первый вопрос

«На ваш взгляд, раньше пели больше или меньше частушек?» (61% - ответили «больше»; 15% - «меньше»; 24% - «затруднились ответить»). На второй вопрос «В вашей семье знают частушки?» (39% - ответили «да»; 25% - «нет»; 36% - «затруднились ответить»). На третий вопрос «Где впервые вы познакомились с этим жанром?» (44% - ответили «в школе»; 32% - « в детском саду»; 24% - «в семье»). На четвёртый вопрос «Как часто вы поёте частушки?» (21% - ответили «редко»; 79% - «никогда»).

Мы видим, что частушка как уникальный жанр русского фольклора, к сожалению, постепенно исчезает, уходит из нашей жизни.

Заключение

Представленный анализ показал богатство содержания, эмоциональную выразительность частушек. Частушки - это не просто тексты. За ними стоят живые исполнители, яркие личности. Их жизненный опыт не должен уйти. Необходимо, чтобы частушки звучали, чтобы не исчез этот уникальный фольклорный жанр. Радоваться и грустить, жить насыщенной жизнью – вот чему учат нас частушки. В них – история нашей страны, рассказанная через лирические переживания наших предков.

Читайте также: