Екатерина молодцова воронеж частушки

Обновлено: 16.11.2024

Народная артистка России, почетная гражданка города… Регалий много. Важней другое: Молодцова - уникальная исполнительница народных песен и частушек, хранительница традиции, которая сегодня может угаснуть - если не хранить. Ученица великой Марии Мордасовой, дорожащая подлинной интонацией.

Мы поговорили с Екатериной Михайловной о русской песне. О той музыке, которая рождается в народе и… не умирает.

Гимн частушке

Российская газета: Екатерина Михайловна, а какой должна быть настоящая частушка?

Екатерина Молодцова: Настоящая? Она запоминается легко. В частушке - простота. Что-то короткое, меткое. Запомнилась частушка - значит, будет жить. Можно, конечно, вложить в нее нечто философское, но… Петь ее не будут. Не запомнят. Чтобы написать просто, нужен талант. Певучих много, а поющих, истинно талантливых - поискать надо.

Раньше я частушки не любила: выросла в краях, где были в ходу казачьи песни. Любила распевное. А частушку услышу, с этаким залихватским "иии-и!" - хочется скукожиться, скорежиться и опустить голову. Но когда увидела, как наша выдающаяся исполнительница Мария Николаевна Мордасова поет частушку со сцены… Сколько достоинства, какая гордость, манера, внимание к каждому слову! Она пела ее, как классику, и подняла на недосягаемую высоту…

Мария Николаевна на все события откликалась частушками, везде свои краски находила. Началось освоение целины - спела знаменитое: "Всю неделю с милым врозь, в воскресенье - вместе…" Полет в космос, перестройка… Это была традиция, установившаяся в Воронежском народном хоре, которая поддерживалась много лет.

РГ: Вы говорите в прошедшем времени…

Молодцова: Раньше - а я 27 лет проработала в Воронежском хоре, семь из них с Мордасовой - частушки звучали в финале концерта: 20-30 минут частушек! А послушайте (с ходу запевает, да так, что в соседних помещениях народ замирает. - Авт.): "В голубом небе самолет летит, а Ивановна за рулем сидит… Эх, играй, гармонь говорливая, я советская, счастливая!" Вот как. Гастролировали по восемь с половиной месяцев в году. По всей стране пели, по всему миру… Репертуар частушек менялся где-то раз в полгода. А сейчас… 19 лет назад, когда я уходила из хора, в нем пели "барыню". Так по сей день и поют. Может быть, кто-то и слышал новые частушки в их исполнении, но я - нет, хотя на концерты хожу.

А ведь что такое - сохранять традицию? Петь то, что исполнялось раньше, - очень хорошо. Но важней творить новое, произрастающее из созданного ранее, опираясь на народную мелодику.

РГ: Но вы-то продолжаете исполнять новые частушки по сей день. Более того, автор многих из них - ваш супруг, Геннадий Николаевич.

Молодцова: Как-то обратилась я к мужу: "Геночка, а напиши мне частушки!" Неожиданно это для него было! Что написать? А у нас в хоре как-то исполняли номер с припевом: "Ах, солома, ты, солома…" Говорю: вот тебе припев, а мне напиши так, чтоб в каждом куплете про солому было! Он взялся - и сочинил. До сих пор пою. А потом - частушка за частушкой, песня за песней, номер за номером… Только начни!

Многоголосие

РГ: Как судьба свела вас с Марией Мордасовой?

Молодцова: Очень просто. Жила я тогда в Волгоградской области, хутор Новосельский: четыре пруда и один дом. Оттуда моя любовь к камышам, к запаху полыни… Музыкального образования, конечно, не было - откуда его получить? - но пела. Во всех конкурсах участвовала. В 15 лет поехала в село Михайловка, устроилась на завод пусковых двигателей. К тому времени меня в области знали, всюду могли взять - каждый руководитель хотел, чтобы у них в самодеятельности солистка была. И вот приезжает к нам на гастроли Воронежский хор. Я, помню, бегала, афиши расклеивала… И тут меня приглашают на прослушивание. Отмахнулась сначала - какой там хор? А вечером пошла на концерт и увидела Мордасову. Как она прошла по сцене… И эти ее движения сразу на всю жизнь запомнила. И голос. После концерта пришла к ней в номер. Спрашивает меня: ну, что ты поешь? Я поставила коленку на стул почему-то - и запела: "Мальчишечка-разбедняаажечка…" Она сразу: девка, да у тебя хороший голос, поедешь к нам в Воронеж на конкурс?! А я сдуру: да нет, меня в культпросветучилище берут, мы тут по полевым станам работаем, некогда… Но - телеграмму прислали с приглашением, поехала. Прошла конкурс - приняли в хор. И закрутилось. Первые гастроли прошли в Целинограде…

РГ: Чем они запомнились?

Молодцова: Подготовились к концерту. Старшие артистки нас, молодых, накрасили… Подходит наш руководитель, Федор Иванович Маслов. Плюнул на руку, размазал краску: "А ну - умывайся! Только губы крась. Молодая еще". Вышла вся красная от стыда - и обидно, и волнительно. Такой вот дебют получился. Спела…

РГ: …и вскоре стали солисткой прославленного коллектива.

Молодцова: Трудно было, конечно. Это ведь рассказывать легко: пришла, спела - и колесишь по гастролям. А на деле пришлось многое испытать, тянуть на себе хоровые партии, сольные… Петь любила и люблю. И думаю иногда: жалко будет умереть, если еще не все песни спеты.

РГ: Что вспоминается о Воронежском хоре спустя 17 лет?

Молодцова: У нас были чудесные руководители. Тот же Маслов. При нем за три года мы записали несколько пластинок. Заменили две программы. А что такое заменить программу? Три цеха - танцевальный, хоровой и оркестровый - делают огромную работу. А какие хороводы! Например, на стихи нашего Кольцова: у него ведь что ни стихотворение, то песня. Помните: "Отчего, скажи, мой любимый серп, почернел ты весь, что коса моя"?

Воронежские страдания

РГ: Что дает вам преподавательская работа в воронежском музыкальном колледже?

Молодцова: С молодыми работать интересно. Но проблем у них много. И не только творческих: финансовые затруднения, не все благополучно в семьях. И потом: куда они пойдут после выпуска? Талантливые ребята не могут найти себя. Даже на конкурсы не хотят ехать: выступим, станем лауреатами - и что? Чем это поможет, какой смысл, кому мы нужны со своими голосами? Беру с собой на концерты - "сажаю на горб": на афише - Молодцова, а выступают сначала мои ученики, потом уж я. Им нужно, чтобы их услышали.

РГ: И слышат?

Молодцова: Вот, например, моя первая выпускница Оля Чиркова. Взяла ее с собой на выступление в Казань, отдала ей одно отделение, познакомила с людьми. Теперь она работает, ездит на выступления и без меня. Растет: молодая, одаренная, красивая. Но кто о ней знает? Или о Диме Беседине - тоже из первого моего выпуска. Сейчас он в Краснодаре, поет в замечательном коллективе, заканчивает учебу в консерватории. Его берут в хор Пятницкого. Но! Три месяца испытательного срока в Москве нужно прожить за свой счет. И вот он учится, поет, а ночами занимается извозом, чтобы денег накопить на Москву. Много таких примеров. Инна Каменева поступила в Гнесинку, устроилась в профессиональный коллектив. Но, чтобы прожить в столице, ей приходится подрабатывать в ресторане… Много таких примеров. Стараются, пробиваются.

РГ: Верите в них?

Молодцова: Молодежь у нас хорошая. Но ей надо помочь. Нужно, чтобы их услышали. И они должны слышать настоящую музыку. Когда я принимаю экзамены, то сталкиваюсь с тем, что ребята не знают имен Зыкиной, Мордасовой. Почему? Да все просто: раньше их песни передавали по радио и телевидению. А сегодня многие спрашивают: а куда делись наши хоровые коллективы - Воронежский, Омский, Уральский, Оренбургский, Рязанский и другие? А ведь они никуда не исчезли. Просто их не показывают, они не имеют возможности выезжать на гастроли. Даже на местном радио и телевидении о них - ни слуху ни духу. Вспомните недавнее прошлое: даже в поездах, как подъезжаешь к Воронежу, включали, например, "Летят утки". Или (подмигнув, запевает, постепенно "наращивая" звук. - Авт.): "Под Вороонежем у нас хорошааа земля…" Мурашки по коже! Ничего этого сейчас нет. Другие песни. Слушать не хочется.

РГ: Настоящая русская песня родилась в деревне. Сейчас кажется, что она уходит из нее, и то, что мы сегодня слышим, всего лишь имитация, поделка для ублажения массового вкуса. Народная песня угасает. Вам так не кажется?

Молодцова: Нет! Русская песня не исчезнет. Да, жизнь изменилась, люди стали более скрытными, что ли. Каждый занят своими бытовыми проблемами. Они, проблемы, и петь не дают. Но как сядут на меже, запоют - знаете…

К русской песне относиться надо с глубочайшим уважением и - осторожностью. Как к хорошей вещи, которую нельзя порвать или запачкать. Я с великими мастерами работала, было чему поучиться, с чем сравнить. Теперь, конечно, другое время. Но песня останется.

Следующая частушка

Ну как песня, понравилась? Поделись с друзьями! (vk) (ok) (fb) (tw)

Похожие песни

(бесконечная прокрутка)

Екатерина Молодцова - Частушки хулиганки

Еще песни Екатерина Молодцова

(бесконечная прокрутка)

Екатерина Молодцова - Савальское узорочье(на стихи А.Дегтярева)

Екатерина Молодцова - Осень(на стихи А.Дегтярева)

Екатерина Молодцова - Не светла заря(на стихи А.Дегтярева)

Екатерина Молодцова - "Ты нужен Воронежу! Ты нужен России!"

Екатерина Молодцова - "Не светла заря"(сл. А.Дегтярева, муз.Т. Шипулиной)

Екатерина Молодцова - "Осень"(сл.А.Дегтярева, муз.Т. Шипулиной)

Екатерина Молодцова - "Савальское узорочье"(сл. А.Дегтярева, муз. Т. Шипулиной)

Следующая частушка

Ну как песня, понравилась? Поделись с друзьями! (vk) (ok) (fb) (tw)

Похожие песни

(бесконечная прокрутка)

Екатерина Молодцова - Ты нужен России! Ты нужен Воронежу!

Екатерина Молодцова - "Ты нужен Воронежу! Ты нужен России!"

Еще песни Екатерина Молодцова

(бесконечная прокрутка)

Екатерина Молодцова - Савальское узорочье(на стихи А.Дегтярева)

Екатерина Молодцова - Осень(на стихи А.Дегтярева)

Екатерина Молодцова - Не светла заря(на стихи А.Дегтярева)

Екатерина Молодцова - "Ты нужен Воронежу! Ты нужен России!"

Екатерина Молодцова - "Не светла заря"(сл. А.Дегтярева, муз.Т. Шипулиной)

Екатерина Молодцова - "Осень"(сл.А.Дегтярева, муз.Т. Шипулиной)

Екатерина Молодцова - "Савальское узорочье"(сл. А.Дегтярева, муз. Т. Шипулиной)

Следующая частушка

- Книгу "Воронежская частушка" мы подготовили вместе с учеными из ВГУ к юбилею певицы, - сообщила директор областного литературного музея Светлана Деркачева. - На очереди - выпуск альбома с фотографиями и воспоминаниями о Марии Николаевне. В ближайшие годы будем активно развивать музей-квартиру нашей замечательной певицы в центре Воронежа.

Парадокс, но самый что ни на есть народный жанр частушки перестал быть массовым. Ушел и с эстрады, и из обыденных встреч-гулянок. Молодежь вряд ли представляет, какую популярность имела Мария Мордасова в советское время. В войну она давала концерты на фронте и в госпиталях, поднимала дух бойцов. После войны ее голос звучал изо всех динамиков. Ей подражали. Людмила Зыкина дорожила дружбой с воронежской певицей, считала, что дар ее не был полностью раскрыт - Мария Николаевна прекрасно исполняла и протяжные, грустные песни, и романсы. Но осталась в истории как "королева частушки".

Родилась Маша Яркина в деревне Нижняя Мазовка (ныне село Черняное Тамбовской области) в многодетной крестьянской семье. Талант унаследовала от матери, лучшей в округе песенницы. Выступала в школьном хоре, в сельском клубе. Вышла замуж прямо перед войной (взяла фамилию мужа), вскоре овдовела. О сценической карьере и мыслей не было - "тамбовская канарейка" трудилась на износ. Доярка, свинарка, швея. А зимой 1942-1943 годов в селе Анна стали собирать Воронежский русский народный хор. И одной из первых пригласили Мордасову. Тридцать лет она отдала этому коллективу, став его "визитной карточкой". Собирала частушки, сама сочинила больше трехсот - например, ушедшие в народ "Топится, топится в огороде баня", "Летят утки, два гуся" или "Всю неделю с милым врозь, в воскресенье вместе". Порой Мария Николаевна изобретала (на основе привычных) и мелодии - как говорила ее мама, "были бы слова, а мотив найдется". Позже Мордасова была артисткой Воронежской областной филармонии, передавала опыт молодежи (ее преемницей по праву считается народная артистка РФ Екатерина Молодцова). Много гастролировала по России и за рубежом, получала мешки писем от поклонников - в том числе с новыми частушками.

- Она использовала все возможные мелодические основы - "Матаню" (плясовая с частушками, название - прозвище для любимого человека. - прим. "РГ"), "Барыню", "Семеновну" ("Ивановну"), курскую "Тимоню", тамбовскую "Канарейку", медленные "Страдания", - отметила инженер лаборатории народной культуры ВГУ Алла Чернобаева. - Причем один и тот же текст мог исполняться на разные мотивы. Находка Мордасовой - тематические циклы.

Так, после войны артистка часто пела про солдата Тимоню (он у нее походил на Василия Теркина) и на бис - "Частушки о победителях":

Разгромил врагов миленок

И теперь домой пришел.

Он в Воронеже нашел.

Освоение целины, реформы в деревне ("Не хотелось из-за Васи / Покидать родной колхоз / Тут колхозы укрупнились - / Разрешился наш вопрос"), успехи социалистического производства ("В стране Советской мы хорошо живем / Дорогой светлою вперед идем"), "Межпланетные частушки" про покорение космоса. За эмоциональным откликом на события в этих "русских хокку" часто стоит житейская мудрость, которой только и можно объяснить долготерпение нашего народа:

Все налогом обложили:

И корову, и быка.

Говорят, теперь обложат

Были в арсенале Мордасовой частушки-"длиннушки" и "коротушки", "веселушки" и "нескладушки". Ласковых обращений, диалектных и придуманных на ходу, в них не счесть: нынешние "светлые человечки" и "лапуси" в подметки не годятся. Липецкое "золотайка-золотой", воронежское "духаня" или "дусяня", тамбовское "шураня". А еще забавочка, притяточка, ягодиночка, дролечка, воталинка, залеточка, миленок, дорогунчик, золотаюшка, хорошечка, страдашечка, ахточка, симпатенок.

Что ж, дусенок, редко ходишь -

В пятилетку восемь раз.

Если кажется далеко,

Приходи, живи у нас.

- Частушка - энциклопедия жизни. Чаще всего поют, конечно, о любви - от знакомства и ухаживаний до, уж извините, эротики. Сохранились в памяти сельчан частушки о Гражданской войне и коллективизации, в новейшее время возникли темы рыночных и национальных отношений, наркомании и проституции, - рассказала руководитель лаборатории народной культуры ВГУ Татьяна Пухова. - Филологи Воронежского госуниверситета собирают фольклор больше полувека, сборники частушек регулярно выходили с 1953 года до 1970-х. А потом образовался разрыв. Чтобы его ликвидировать, мы включили в новую книгу как частушки из репертуарных сборников, которые использовала Мордасова, так и материалы экспедиций 1990-2010-х годов. В этот период было записано более семи тысяч частушек, причем заметно, как с каждой поездкой их количество уменьшалось. В советской деревне легко находили по 30-40 частушечниц, причем и довольно молодых, а теперь поют единицы - в основном те, кому за 70.

В советской деревне легко находили по 30-40 частушечниц, а теперь поют единицы

Любопытно, как перекликаются частушки полувековой давности с теми, что появились в перестройку и "нулевые":

Когда Ленин умирал,

- Много хлеба не давай,

А сало не показывай.

Дело, казалось бы, прошлое. Ан нет:

Дома сахару не стало,

В магазинах - тоже нет.

Берегут здоровье наше -

Нам не страшен диабет.

И, наконец, современная - докризисная - реальность:

Путин Вова, помоги,

Денег дай на сапоги!

Ходить к милке через лог

Невозможно без сапог.

Не потеряли актуальности частушки о начальстве всех мастей: "Ой, товарищ агроном, / Сделай одолжение. / Чаще в поле выходи, / Не сиди в правлении". Как и прежде, афористически точны наблюдения деревенских социальных философов: "Раньше были времена, / А теперь моменты. / Даже кошка у кота / Просит алименты".

Воронежский библиофил Олег Ласунский предложил ученым серьезно заняться феноменом частушки (пока она еще жива) и изучить ее региональные особенности:

- Когда-то давно мне подвернулась тоненькая брошюрка костромских частушек Нерехтского уезда. Автор - Павел Флоренский. Я думал, это однофамилец известного священника. Оказалось - нет, в пору учебы в Московской духовной академии он действительно ездил на каникулы к товарищу в Костромскую губернию и там собирал фольклор. Было бы интересно сравнить, скажем, северорусские частушки с южными, воронежскими.

Прямая речь

Эдуард Ефремов, собкор газеты "Сельская жизнь":

- Вот пойми эту Россию. При Пушкине частушек не было, он увлекался сказками: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. " Проживи он еще немного - влюбился бы в частушку. Какой сжатый образ: "На горе стоит туман, сушится пеленка. Вся любовь твоя обман, окромя ребенка".

Горько: частушка никогда не возродится, как не возродится былая жизнь деревни. Но, если те "клопята", которые сегодня исполняют народные песни, вырастут и не потеряют интереса - они превзойдут Мордасову. Она, по сути, тоже была как дитя. До самого конца.

Узнав о том, что стала Героем Соцтруда, немедленно отправилась в село Гремячье к своему "любимому солдату" - ветерану Великой Отечественной Федору Емельяновичу Телкову: "Это не моя мядаль, это награда всех, кто Родину спас. Вот Федору по такому случаю и дадим концерт!" Мария Николаевна и впрямь стала петь для него одного. Вскоре в дом набилась тьма народу, и она выполняла "заявки", пока от духоты не осела на пол в полуобмороке. Отвезли в местную больницу - главврач сделал Мордасовой укол и велел полежать у них пару дней. Так она и в палатах частушки запела! Всех больных "завела" и вылечила. К вечеру ее, конечно, через обком разыскали и вернули в Воронеж.

Справка "РГ"

Мария Николаевна Мордасова (1915-1997) - исполнительница и собирательница русских народных песен и частушек, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и "Знак Почета". Ее имя носит хор Павловского музыкального училища в Воронежской области и Черняновский народный хор - в Тамбовской. В декабре прошлого года в столице Черноземья впервые прошел всероссийский конкурс частушки "Распотешная Матаня", куда съехались артисты из двух десятков регионов России. Гран-при завоевала студентка из Санкт-Петербурга Вероника Курбанмамадова.

Контакт

Музей-квартира М. Н. Мордасовой - Воронеж, пл. Ленина, д. 9, кв. 32. Телефон для справок и заказа экскурсий: (473) 255-67-32

Читайте также: