Что можно отнести к фольклору частушки
Обновлено: 16.11.2024
Евгений СТЕПАНОВ
ЧАСТУШКА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР ФОЛЬКЛОРА
Частушка (или припевка, пригудка, коротушка, коротелька, собирушка, вертушка, сказуха, стишок и т. п.) — старинный фольклорный жанр, который приобрел привычную для нас форму в середине ХIХ века. Само же слово «частушка» впервые употребил знаменитый писатель-реалист Глеб Успенский в статье «Новые народные песни», которая была напечатана в 1889 году. [1]
Литературный энциклопедический словарь дает такое определение: «Частушка, жанр рус. словесно-муз. фольклора, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения». [2]
Словарь Брокгауза-Ефрона в дефиниции, посвященной частушке, подчеркивает, что ее «содержание берется из текущей жизни». [3]
Действительно, любое значительное событие в жизни страны (революция, коллективизация, война, перестройка, смена одной общественно-экономической формации на другую) нашло свое отражение в этом малом фольклорном жанре.
Д. С. Лихачев писал: «Темы народной лирики — темы крайне обобщенные, в которых отсутствуют случайные, индивидуальные мотивы. Они посвящены положениям целых слоев населения (песни рекрутские, воинские, солдатские, бурлацкие, разбойничьи и т. п. или повторяющимся в жизни ситуациям (песни календарные, обрядовые — причитания, свадебные и т. д.)». [4]
Разноплановы и частушки. Они бывают детские, политические, лирические, свадебные, деревенские, городские, региональные (например, Воронежские, Тамбовские, Брянские, Вологодские…) и т. п.
Родина частушки — деревня. И там она наиболее уместна — особенно когда звучит гармонь, когда люди встречаются, женятся… В городе частушка постепенно доживает свой век. Она становится не так востребована, городской социум разобщен, представить людей с гармошкой в Москве (на Тверской улице или в спальном Жулебине) весьма проблематично, да и на свадьбах звучат другие песни.
Тем не менее, частушка по-прежнему живет в городской среде, ее можно услышать на дачах, в электричках, где выступают доморощенные музыканты, на пикниках, на туристических слетах.
Частушка только на первый взгляд — легкий литературный жанр. На самом деле,
это сложнейшее литературно-музыкальное произведение, в котором есть глубокое отражение действительности, своеобразная и неподражаемая версификационная техника (подделки не выживают!), логическая и композиционная завершенность.
Частушки разнообразны по форме. Самая распространенная строфика в этом жанре — четверостишие. Реже встречаются двустишия. Совсем редко в настоящее время — шести-, восьми-, десяти-, двенадцати-стишия.
Рифменная система в частушке заслуживает отдельного разговора. Обычно рифмуются вторая и четвертая строки. Рифмы в частушке, как правило, не точные, не глубокие. Нередки рифмоиды типа: тебя—меня; меня—я; окна—ума и т. п. Распространены глагольные рифмы: дала—взяла; пришла—нашла. Нередки ассонансы: белая—бегала; резиновы—разинули… [5]
Преимущественный стихотворный метр — хорей, точнее — четырехстопный хорей. Значительно реже встречаются ямбические частушки.
Частушка — литературно-музыкальное произведение, в котором текст и напев взаимосвязаны, но все-таки доминирует текст. Частушечных напевов немного, они, как правило, стандартные и нередко начинаются с идентичных зачинов — «Подружка моя», «Ой, Семеновна», «Самолет летит», либо объединены общей темой.
Циклы частушек, объединенные в спевы, всегда звучат под один мотив. Нередко в спевах одна тема варьируется с разных позиций.
Например, арест Юлии Тимошенко в августе 2011 года вызвал бурную реакцию в украинском обществе, и, в частности, в Крыму уже в сентябре можно было слышать такие припевки:
Посадили Юлечку,
Юлечку-красулечку.
За рассейский вроде газ.
Янукович — вырви глаз. [6]
Янукович посадил
Юлечку-красавицу.
И довольный сало ест,
Ест и улыбается. [7]
Вместе с тем, звучали и другие частушки, диаметрально противоположного содержания:
Засудили нашу Юлю,
А пускай не дразнится.
Ну а хули, ну а хули,
Нам какая разница? [8]
Несомненно одни из самых распространенных видов частушки — политические и лирические. Они наиболее востребованные.
Существовали (существуют) и так называемые поддельные частушки, когда власть предержащие пытались (пытаются?) внедрить в сознание людей стишки, прославляющие существующий строй, пропагандирующие прописные истины. Например, частушка из брежневского «застоя»:
Все колхозники страны
Заявляют дружно:
— Мы за мир стоять должны,
Нам войны не нужно. [9]
Такие подделки не приживались в народе.
Частушка политического звучания становилась популярной, когда выражала определенный протест, решительное несогласие с мнением власти. И никакая цензура не могла остановить стремления высказаться, сказать о наболевшем. За подобные вольности правящая верхушка преследовала. Анатолий Стреляный писал: «…такой фольклор не устраивал начальство. Его не только не замечали, за его распространение наказывали, сажали. Товарищи Жданов и Суслов могли сколько угодно и как угодно критиковать Ахматову, Зощенко, Пастернака, Солженицына — это мол, их личные ошибки, заблуждения или враждебные происки. Но могли ли товарищи Жданов и Суслов сказать, что народ, который распевает частушку «При царе при Николашке Ели белые барашки…» или «Дорогой товарищ Сталин, Без штанов ты нас оставил…», ошибается?» [10]
Политическая частушка очень часто персонифицирована. Существует множество припевок, посвященных царю Николаю II, Распутину, Ленину, Сталину, Хрущеву, Брежневу, Горбачеву, Ельцину, Путину, Медведеву, Тимошенко, Януковичу и многим другим деятелям. Как правило, политическая частушка дает негативный портрет власть предержащих. Так было до революции (хотя сохранились частушки и лестные для Николая II), так было в советское время, так происходит и сейчас. Приведем только несколько характерных примеров.
Хоть сдадут, служить не стану
Николашке-дураку:
Сапоги, шинель закину
Через быструю реку! [11]
Ленин, Сталин, Ворошилов
И Калинин, старый пес,
Всю Россию погубили
И загнали всех в колхоз. [12]
Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищ Сталин?
— Раскулачивать народ! [13]
Ах огурчики мои,
Помидорчики.
Сталин Кирова пришил
В коридорчике. [14]
Горбачев и с ним же Ельцин.
Что вы сотворили?
Сильный русский наш народ
По миру пустили. [15]
Путин, Путин, ты циркач,
Ловкий не на шутку.
Хорошо ты приручил
Бурого Мишутку. [16]
Путин, Путин, ты богач,
У тебя деньжищи.
А мне пенсию дают
Три-четыре тыщи. [17]
О па, о па,
Такая лабуда.
Пушкин — это наше все.
Путин — наше навсегда. [18]
Один из основных и проблемных вопросов фольклористики и источниковедения — это достоверность частушки. Каково ее истинное звучание, где и кем, и при каких обстоятельствах записана? Нередко встречается несколько вариантов одного текста. [19]
Вместе с тем, следует признать, что канонических частушек не бывает, они видоизменяются в зависимости от ситуации. Это особенно наглядно проявляется в лирических частушках. Многим памятна знаменитая припевка:
Выходите девки замуж,
За Ивана Кузина!
У Ивана Кузина
Большая кукурузина. [20]
Однако существует и не менее популярный вариант, когда первая строка звучит совсем по-другому: «Не ходите, девки, замуж».
То есть, семантический ряд частушки может быть дифферинциирован.
Лирическая припевка не избегает обсценной лексики. В этом ее особый национальный колорит. Н. А. Добролюбов отмечал: «Народная поэзия не стеснялась правилами школьных риторик и пиитик о высоком слоге, для нее все слова были хороши, только бы они точно и ясно обозначали предмет». [21]
Показательны в этом смысле озорные частушки из коллекции поэта, выдающегося популяризатора жанра Николая Старшинова:
Разрешите вас потешить
И частушки вам пропеть.
Разрешите для начала
На х. валенок надеть! [22]
Здесь мы видим, с одной стороны, озорство ради озорства, а с другой стороны, нецензурное слово привлекает внимание к припевке, точнее — циклу припевок.
Ненормативная лексика в частушках, как правило, оправдана. Эротические мотивы в деревенских припевках употребляются, например, на второй день свадьбы, когда молодожены готовятся к брачной ночи. [23]
Молодые спать пошли,
Богу помолилися,
Чтобы пуще в одеяле
Ноги шевелилися. [24]
Как у нашего Мирона
На х. сидит ворона.
Как ворона запоет
У Мирона х. встает. [25]
Частушки оказали влияние на целый ряд выдающихся русских поэтов — Блока, Есенина, Твардовского, Бокова, Высоцкого, Берестова.
В настоящее время целый ряд авторов (например, Нина Краснова, Сергей Бирюков, Салават Кадыров, Елена Арс, Мария Панфилова, Николай Войченко, Фёдор Мальцев, Станислав Комардин, Владимир Котиков, Василий Гыдов) работают в этом жанре. Станут ли их частушки фольклором — покажет время.
Следующая частушка
Частушка (коротышка, прибаска, прибаутка, припевка, частуха)– это короткая рифмованная песенка, которая исполняется в быстром темпе. Обычно это быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера.
«Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела».
Это философия такая. Частушка - речевой оборот, в две строки даже, о, например - речке.
Речка-речка, быстро-быстро
Ты ты залила берега мне.
. И всё. Можно бы добавить - её никогда не запомнить, она всегда грязненькая.
ОтветитьОй ля, тополя,
Жизнь моя веселая!
Я бабенка заводная
Все ж люблю я щеголя!
Мой, миленок, загулял,
Не со мной, с подружкою!
Поманю и я его,
Сельдью, да- чекушкою!
Ой ля, тополя,
Жизнь моя веселая!
Я бабенка заводная
И люблю я щеголя!
Птичий грипп птичий грипп
Где ж к тебе то он прилип
Птицеферму посещал?
Кур, Пеструшек навещал!
Я от Милки убегал
Как сбежал не помню
Рядом, с тёщей я сижу
Сытый и довольный
И явилась тут жена
Как же ты узнала
И не бегай ты за мной
Я с тестем погуляю
Что запыхался дружок
Мне жена сказала
По кустам, из-за тебя
Платье я порвала
От тебя не убежишь
Всё на свете, знаешь
Платье новое куплю
Что же, ты страдаешь
Да, не думала же я
Что Любовь, такая
Вот и Бегай за тобой
Ничего не зная
И сдаём с женою кросс
Каждую неделю
Убегаем и опять
Мы любовь встречаем
Эх, тёща моя,
горе то какое
Не поила, не Кормила
Зятя Золотого …
Эх, зять, ты мой зять
Порвана рубаха
Весь в заплатках, вот беда
Золотце, какое …
Я же сеял и пахал
Весь поизодрался
Накорми, налей сто грамм
Пожалей, Бедняжку
Напою и накормлю
Зятя я Бедняжку
И штаны тебе куплю
И в полосы тельняшку
Напоила, Накормила
Тёща Золотая
Приодела, так меня
Стыдно с ней ругаться
Вот и славненько, Зятёк
Давай с тобою Спляшем
И жену свою Люби
Чтобы с Тёщей, не Прощаться
Следующая частушка
Что такое фольклор?
Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку,танец, театр и многое другое.
folk lore в переводе с английского означает «народная мудрость»
Термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильямом Дж. Томсом в 1846 году.
В СССР к фольклору можно отнести частушки и анекдоты, которые стали очень популярны в результате поголовной цензуры. В этих произведениях завуалированно могла подвергаться критике действующая власть, а также политика, которой она придерживалась.
К фольклору относятся произведения всех трех видов: эпические, драматические, лирические.
Фольклорные жанры
К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:
К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:
Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.
К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.
Частушка – особый жанр русского фольклора, живое наследие предков
Частушка русская любима народом, её с удовольствием слушают и ещё поют, и пока она жива – жив народ.
В. Богомолов
Введение
С ростом грамотности устное народное творчество стало изменяться. Среди его многочисленных жанров любимым в народе остаётся частушка! Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно- музыкального творчества. Ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое отношение и внимание.
Цель проекта: исследовать частушки как особый тип народной поэзии, доказать значимость частушек для русского народа.
Актуальность: на сегодняшний день фольклор претерпел существенные изменения, уже не создаются былины, исторические песни, сказки, но есть жанры, которые модифицировались, это частушки, они выжили, существуют. Очень важно постоянно фиксировать те примеры, которые есть, так как жанр на грани исчезновения. Необходимо проявлять еще больше внимание молодого поколения к прошлому, уважать прожитую жизнь старшего поколения, учиться у него умению веселиться, достойно скрашивать невзгоды, и на фоне всего этого частушка выступает, как хорошее средство воспитания молодежи.
Гипотеза: частушка – поэтический экспромт, живое наследие предков, отражающее мимолетное переживание человека в данную минуту.
Задачи:
- изучить историю создания и особенности построения частушек;
- произвести комплексный анализ собранных частушек с точки зрения лингвистики и литературоведения: - тематика и содержание, - стиль, тип речи, связь между предложениями, - морфология, - синтаксис, - словообразование, - изобразительно - выразительные средства языка, - рифма и ритм;
- доказать значимость русской частушки для человека.
Предмет исследования: Русские частушки и их виды.
Объект исследования: Поэтическое содержание частушек.
Первое появление частушек как жанра
Частушка – особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы.
Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались частыми. Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка».
«Частушка», – писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, – выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту».
В самостоятельный песенный жанр частушки выделяются лишь в 80-е годы XIX в. В 90-е годы XIX в. частушки приводятся во многих газетных и журнальных статьях. Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Из дореволюционных изданий наибольшую ценность представляют «Сборник деревенских частушек» В. И. Симакова (1913) и «Сборник великорусских частушек» Е. Н. Елеонской (1914), в которых публикуется более девяти тысяч частушек, записанных в самых различных губерниях России.
- одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII-XVIII веках;
- другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века.
Вторая точка зрения кажется более убедительной прежде всего потому, что литература (и древняя в том числе) использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют, кроме частушки.
- В частушке совсем не отражена отмена крепостного права 1861 г., зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х г.г. XIX в.: русско-турецкая война, русско-японская война, 1-ая русская революция 1905 г.
- В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля 1866 года издания слова «частушка» нет.
Впервые слово «частушка» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в 1889 г.;
В русской литературе частушка появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников.
Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её названием, определяющим её характер или прямо указывающим на место её рождения.
Частушка возникла на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, в местах строительных работ, куда стекалось много народу. Именно здесь, на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположные культуры - традиционная фольклорная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.
Процесс формирования
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 в. частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора.
Классификация частушек
Частушки необычайно разнообразны по своему содержанию. В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках эта тема затрагивается сравнительно редко. Частушка – жанр молодежный. Поэтому неудивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.
По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.
Содержание исследованных частушек позволяет выделить шесть основных тем:
- Частушки о любви и любовных страданиях.
- Частушки о гармонисте и гармони.
- Частушки о жизни в колхозе и «забавах» молодежи в деревне.
- Частушки на военную тему.
- Частушки о политике.
- Заключительные частушки.
Размеры частушек
Первоначально частушки не имели строго определенного размера. Наряду с четырехстрочными возникали многострочные — в 6, 8, 10 и 12 строк. Затем постепенно стала господствующей четырехстрочная частушка. Интересно отметить, что часть многострочных частушек впоследствии переделалась в четырехстрочные. Исследования показывают, что по своим поэтическим истокам, генетически, частушки наиболее тесно связаны с традиционными народными песнями, и прежде всего - песнями частыми: плясовыми, игровыми и хороводными.
Средства поэтического стиля частушек
Следует заметить, что в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония, юмористический подтекст. Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость. В частушках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются вопросы и обращения.
Отличие частушки от старых лирических песен
Частушки богаты не только бытовым, но и конкретным социально-историческим содержанием. И в этом они существенно отличаются от традиционных лирических песен, которые главное внимание уделяли бытовой тематике. Отличаются частушки от старых лирических песен и по своему основному эмоциональному тону. Если основной эмоциональный тон старых лирических песен был грустный, минорный, то для частушек более характерен тон мажорный. Преобладающее место в них занимают настроения бодрости, активного жизнеутверждения. С особой силой эти мотивы бодрости и жизнеутверждения сказались в частушках плясовых, шуточных и юмористических.
Лингвистический анализ
Частушки – текст, характеризующийся лаконичностью, смысловой законченностью. В основном они состоят из двух осложненных простых предложений:
Паровоз пары пускает,
По дороженьке бежит.
В Красной армии служить.
Изредка из одного предложения:
Мы с подружкой дружно жили
Из окна в окошечко,
Одного вдвоем любили,
Есть тексты, представляющие собой сложноподчиненное предложение
Хорошо гармонь играет,
Если б я играть умела,
Заменила бы его.
Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек. Вторая часть текста (3, 4 строчки) движет текст, конкретизирует первую часть, внося новую информацию. Имеется несколько частушек, в которых первые две строки не связаны по смыслу с остальными.
Они выполняют функцию зачина, так как основное содержание раскрывается в 3 и 4 строчках.
На дубу сидит ворона,
В перестройку посылаю
Основной тип речи – повествование, хотя в некоторых частушках содержится описание или элементы описания внешности или характера лирического героя.
У миленка моего
На носу веснушки.
Напишите про него
Частушки – текст разговорного стиля и предполагают неофициальное общение людей в быту. Лексика частушек многообразна и выразительна. Обилие разговорных и просторечных слов, наличие устойчивых сочетаний, эмоциональность выражений подчеркивают словесную ценность каждой частушки. Тексты частушек насыщены историзмами, разговорными и просторечными словами, образными выражениями, заслуживающими толкования.
Морфологический анализ текстов
Морфологический анализ текстов показал многообразие использованных в частушках частей речи: глаголов ( утекло, решили, любила, исчезло, купить, достать, голодать, объявили, поднимаются… ); местоимений (ко мне, у мово, мому, у нас…); имен существительных ( перестройка, депутаты, народ, магазин, пенсия, здоровье, туристы …); междометий (ох, ой, ах); частиц (только, вон, бы, уж, неужели); полных и кратких прилагательных (узкая, большой, тяжелая, дефицитные, хороши, трудна, глубоку …); наречий ( подскочило невзначай, разденут догола, жили веселее, будет завсегда… ); имен числительных ( на восьмом десятке, двести зрител ей, двадцать лет, сорок пять… ); слов категории состояния (не жалко, не видно, можно, стыдно). Реже используются причастия (голодающий народ, заработанные денежки). Данные части речи показывают на разговорный, эмоциональный текст частушек.
Синтаксический анализ текстов
Синтаксический анализ текстов показал преимущество простых осложненных и сложноподчиненных предложений. Простые предложения осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами. По цели высказывания предложения в основном побудительные и повествовательные, реже – вопросительные. Эмоционально окрашенные. Есть предложения с прямой речью, диалог, неполные предложения.
Может, вместе мы возьмемся
И порядок наведем,
Кой с кого за это спросим
И к ответу привлечем.
(простое повествовательное предложение, осложнено вводным словом и однородными членами).
А еще попросим вас
Провести бы газ для нас,
Чтоб деревню все любили,
Из нее не уходили. (сложноподчиненное предложение)
Словообразовательная характеристика частушек
С точки зрения морфемики, можно заметить много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (беленькой, песочек, милёнок, Россиюшка, головушка, Ниночка, икорочка, водичка, корочка, хлебушка, козоньку, перестроечка, детушек, сторонушка, судьбинушка, спинушка , годики , вороненочка, дровишек, прибауточек, коечка, старушкам …); слова с разговорными суффиксами (милка, мужик, старухам, ухажёр…); прилагательные оценочного значения (аккуратненький, тоненький, проклятую, чудесны…).
Выразительные средства языка
Богато используются в частушках выразительные возможности языка. Как было сказано ранее, в частушках много обращений, междометий, частиц, кратких прилагательных, предложений с прямой речью, предложений с однородными членами, которые оживляют частушки.
В магазине все исчезло:
Песок, сахар и мука.
Из-за этой перестройки
Силы нет у мужика. (однородные члены)
Ах, соперница моя,
Из травы не видно.
Кабы стоила меня,
Не было б обидно (обращение, частица)
Ах, бывало, милый спросит:
«Как, Наташенька, дела?»
А теперь я не услышу
Его ласковы слова. (прямая речь)
Кроме того, создавать образы частушечных сюжетов помогают
- сравнения:
Врозь фашисты побежали
Через балки, через рвы.
Словно зайцы, наступали,
Удирали, словно львы.
- эпитеты (в беленькой рубашке, жизнь тяжелая, милая сторонушка, от тяжелого труда, в проклятую войну, годы молодые, милая подруга);
- антитеза:
Мама, чаю, мама, чаю
Из большого чайника.
Я не выйду за простого -
Выйду за начальника.
- олицетворения:
Эх сторонушка родная,
Нас приветливо встречают
Все озера и поля.
- лексический повтор:
Дома строят, дома строят.
Хорошо и дешево.
Хорошо - то хорошо,
Да ничего хорошего.
Ритмическая структура частушки
Своеобразна частушка и по своей ритмической структуре, по организации стиха в ней. Под влиянием литературной поэзии (ее четырехстрочных строф-куплетов) в частушке закрепилась и стала основной четырехстрочная форма. В отличие от традиционной лирической песни, в частушке обязательна рифма. В этом тоже обнаруживается влияние литературной поэзии. В частушках можно встретить самые разнообразные рифмы:
парные
Дровами чтобы не топить,
Надо газ нам проводить.
С газом – свет, тепло, уют
В каждый уголок придут.
перекрёстные
Не тебя ли, гармонист,
Любят все девчоночки!
опоясывающие
Меня милый провожал,
У меня платочек взял;
Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал.
Однако в подавляющем большинстве случаев рифмуются только четные строки.
Прислал милый письмецо,
«Ох, как скучно без тебя,
Наличие в частушке рифмы в четных строках, с одной стороны, делит ее на две части, подчеркивает ее композиционную двухчастотность, а с другой — объединяет все ее строки в одно ритмически цельное произведение.
В нашей школе среди обучающихся 5-11 классов был проведён опрос о значимости русской частушки в современном обществе. Всего было 72 респондента. Анализируя ответы, выяснено следующее: на первый вопрос
«На ваш взгляд, раньше пели больше или меньше частушек?» (61% - ответили «больше»; 15% - «меньше»; 24% - «затруднились ответить»). На второй вопрос «В вашей семье знают частушки?» (39% - ответили «да»; 25% - «нет»; 36% - «затруднились ответить»). На третий вопрос «Где впервые вы познакомились с этим жанром?» (44% - ответили «в школе»; 32% - « в детском саду»; 24% - «в семье»). На четвёртый вопрос «Как часто вы поёте частушки?» (21% - ответили «редко»; 79% - «никогда»).
Мы видим, что частушка как уникальный жанр русского фольклора, к сожалению, постепенно исчезает, уходит из нашей жизни.
Заключение
Представленный анализ показал богатство содержания, эмоциональную выразительность частушек. Частушки - это не просто тексты. За ними стоят живые исполнители, яркие личности. Их жизненный опыт не должен уйти. Необходимо, чтобы частушки звучали, чтобы не исчез этот уникальный фольклорный жанр. Радоваться и грустить, жить насыщенной жизнью – вот чему учат нас частушки. В них – история нашей страны, рассказанная через лирические переживания наших предков.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам узнать, что такое фольклор, его определение, и какие жанры фольклора существуют. Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.
Следующая частушка
Проект подготовлен к VI региональному форуму «Молодежь – фундамент инновационного развития России».
Выполнила: обучающаяся 10 класса Агибалова А.
Читайте также: