Частушки скоморохов на руси
Обновлено: 23.11.2024
Эпиграф автора:
«Скоморохи потеху для смеху на дудках настроят,
веселуху царю Гороху на народных гуляньях устроят,
а самого царя-дурака опозорят!».
СКОМОРОХИ ПРИ ДУРАКЕ-ЦАРЕ ГОРОХЕ
(музыкальная сказка для весёлых взрослых)
Как при царе Горохе, служили шутами скоморохи,
Жили-были, не тужили, с дураком-царем дружили.
Скоморохи умеючи шутили, играючи шуты шалили,
Жили-были мужики, с бабами хороводы кружили.
Дураков за нос водили, с медведем кругом ходили,
Припеваючи шуты жили, царя скоморохи смешили,
Дураком дразнили, дружбой дорожили, песенку сложили!
Как при царе Горохе, служили сторожами блохи,
Раки с горы как свистнули, казну Гороха свистнули.
Сторожа богатства блохи, растащили денег крохи,
Стали дела плохи, стащили гроши воры раки и блохи.
Разорили царство Гороха, гибло государство «Горохия»
Скучали царя скоморохи, оговорили шутов блохи.
Скоморохов в темницу заточили, на «ноль» диету посадили,
Голодом морили - фигами кормили, дурнями дразнили.
Дела плохи, сбежали блохи, унесли казны остатки – крохи,
Блох в розыск объявили, упрыгали блохи, их не изловили.
Обнищал Горох, с голодухи стал дурак умнеть - соображать,
Где бы денежек занять? Жениться-озолотиться, воровать?
Царь Кощей над златом чах, сдал сундук в банк впопыхах,
Жадный Кощей жаждал прибыли, богатства и процента,
Лопнул банк, банкир пропал, получил Кощей три цента.
Иван царевич на сером волке враз сбежал жить заграницу,
Василисе изменял, а алиментов не слал - обманул девицу.
Старый дуралей Кощей на Василисе прекрасной женился,
Последних мощей, скелета лишился и на пудре разорился.
Баба Яга метлой в ступе помела, мелочь Гороху заняла,
Горох в ломбард корону заложил, с горя мантию пропил.
Чтобы разом прокормиться, приодеться и обогатиться,
Решился старый холостяк Горох, с дуру перейти границу,
Бородой прикрылся, покатился царь Горох жениться,
Прокрался голым за границу, нашел царицу и девицу.
А вдовица - царица Несмеяна, гонит брагу из бурьяна,
Самогонку глушит из гранёного стакана, курит из кальяна.
Жениться - лучше удавиться, порвала при Горохе три баяна,
Пьёт и матерится, бьёт царя девица, Горох вдову боится.
Царя насилует как швейная машинка, значит любит шибко!
Вцепилась в царя рьяно, как не удивиться? Лучше смыться…
Полез Горох топиться, в речке плещется чистая водица,
Из реки вдруг водяной: решил помыться или помочиться?
Друг царь Горох, не годиться, как сумел так разориться?
Даже на баню денег нет! От жены моей Кикиморы привет!
Я Водяной числюсь водной беднотой, прячусь под водой,
Срам прикрываю зелёной бородой, Царь топиться-то постой!
В морях и океянах бриллианты, пиастры, золотые побрякушки,
А у меня в прудиках и речушках, пиявки да зелёные лягушки!
Это как же понимать? Вот опять! Вам не стыдно! Вашу мать!
Что твориться! Мужики опять нагишом лезут голых дам купать!
Русалка-девица увидела, успела удивиться и ершом подавиться!
Ты Горох изволил царскими трусами семейными прикрыться…
Не мог бы распорядиться… Что? Нудистский пляж? Наплевать?!
Модно?! Можно мужикам с бабами разоблачиться! Не материться?
Туситься толпой голыми, разврат и нечего стыдиться! Как заграница!
Ты сам не рад? Другие времена, чтоб не разориться - смириться!
Голые русалки дочки все красавицы и все ещё девицы,
Выныривают показаться топлесс, не чем им прикрыться.
С меня клянчат пеньюары, денег нет, не сплю - кошмары,
Женихи ходят дивиться, не хотят без приданого жениться,
Ссуды не добиться, мне самому с горя впору утопиться…
Сплетница Кикимора шепчет: Казну Горохии рак свистнул,
Жена привет шлёт, чтобы ты в критические дни не киснул.
Змей Горыныч прилетал, главарём он банды трёхголовых стал,
Казну Горохии у раков отобрал и Гороху царский капитал отдал.
Скоморохов отпустили, баню истопили, лохов блох переловили.
Левшу на работу пригласили, кризис погасили, праздник объявили!
Царевна - Несмеяна приползала, бухала, порвала триста три баяна,
Танцевала Гороха рьяно и орала пьяно, а на барабане хохотали блохи.
Блох подковали, к барабану привязали, чтобы не воровали,
Блохи плясали, подковами стучали, а когда устали,
Царю Гороху казны крохи отдали и блох отвязали…
И не было в «Горохии» больше никогда печали.
*****
Следующая частушка
Расступись честной народ, не пыли дорожка,
Сюда ярмарка идёт погулять немножко!
Дедки с бабушками тоже.
Ну-ка, поспешай прохожий!
К нам на ярмарку собирайся,
Пой, веселись, развлекайся!
Эй, народ честной!
Не спеши! Постой!
Эй, честные господа!
Собирайтесь все сюда!
Собирайся-ка, народ,
У нас ярмарка идет.
А на ярмарке что есть,
Вам всего не перечесть.
Птички, зайчики, вертушки,
Куклы, мишки, погремушки.
Всем игрушки продаем,
Всех на ярмарку зовем.
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
В магазинах дыни,
Баклажаны синие,
Груши золотые,
Тыквы толстопузые,
Сладкие арбузы!
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
А арбуз – он вместо гири,
Пусть поднимут силачи.
Закликалка на осеннюю ярмарку
Народ собирается -
Ярмарка открывается!
Осенью и там, и тут
По Уралу ярмарки идут.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись честной народ
Тебя ярмарка зовет!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Ярмарка, ярмарка!
Огневая, яркая, плясовая, жаркая.
Глянешь налево — лавки с товаром
Глянешь направо — веселье даром!
Солнышко осеннее встает,
Спешит на ярмарку народ!
Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка , вот лучок, помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.
А на ярмарку народ собирается,
А на ярмарке веселье начинается,
Все на ярмарку спешите, и ребят сюда зовите.
Пляски дружно заводите, осень славьте, веселите!
Народная песня про ярмарку
1 куплет
А ну налетай, не зевай, народ,
Яркая пестрая, ярмарка идёт!
Блиночки, грибочки , плати не скупись,
Платки расписные, в цене договорись.
Припев:
Ах, ярмарка, ах, ярмарка,
Как ты хороша!
У русского народа
Широкая душа.
Ах, ярмарка, ах, ярмарка,
Какие чудеса!
А, расписная ярмарка -
Народная краса.
2 куплет
Плюшки, ватрушки давай покупай,
Горячий чаек поскорее наливай.
Блиночки горячие, фурычит самовар,
У нас самый лучший отменный товар
Припев:
Ах, ярмарка, ах, ярмарка,
Как ты хороша!
У русского народа
Широкая душа.
Ах, ярмарка, ах, ярмарка,
Какие чудеса!
А, расписная ярмарка -
Народная краса.
3 куплет
Ярмарка, ярмарка играет свирель
В разгаре веселье кружит карусель
Тянет Ванюшка гармошки меха
Талантами наша Россия щедра.
Припев:
Ах, ярмарка, ах, ярмарка,
Как ты хороша!
У русского народа
Широкая душа.
Ах, ярмарка, ах, ярмарка,
Какие чудеса!
А, расписная ярмарка -
Народная краса.
Закликалки на ярмарку
Эй, народ, народ, народ!
В гости ярмарка идет!
В гости ярмарка идет,
Зазывает и поет!
Приглашает, веселит,
Улыбаться всем велит!
Карусели, балаган
И на разный вкус товар:
Есть и овощи, и фрукты,
И отличные продукты.
Открывайте кошельки,
Доставайте денежки!
Ярмарка богата,
Заходи, ребята!
Мы ребята озорные
Мы ребята удалые!
Всех на Ярмарку зовем
Мы игрушки продаем!
А ну, честной народ
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей
Ребята, не зевайте
Кто что хочет, покупайте!
Ярмарочные кричалки-зазывалки
Тары-бары-растабары
Расторгуем все товары!
Шелк, парча, кому что надо
Ну а мне пятак в награду!
На платочки посмотрите,
Обязательно купите
Лучше этих не найдете
Хоть пол мира обойдете!
Тары-бары-растабары
Вот хорошие товары
Треугольник, молоточки
Ложки, колокольчик
Не товары – сущий клад!
Разбирайте нарасхват!
Внимание, внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
Следующая частушка
Дранникова Н.В. (г.Архангельск)
Традиции скоморошества и северно–русская частушка
Наблюдения над генезисом скоморошества (под скоморошеством мы имеем в виду определенную эстетику и формы, ориентированные на смеховую культуру) свидетельствуют о том, что скоморошьи формулы рассыпались по различным жанрам, сохранились в виде обломков или же оказали влияние на формирование новой жанровой системы, в частности частушки. Как отмечает Б.Н.Путилов, в фольклоре «идет процесс актуализации “стареющих” фондов путем их семантической трансформации» [1] .
Анализ функции частушек (под функцией мы понимаем прежде всего связи, ведущие нас в сферы ритуала, мифологии» [2] ) и их поэтики, проделанный нами на северно-русском материале, позволяет сделать вывод о том, что последние возникли в результате сложного взаимодействия нескольких народно-поэтических жанров.
Во-первых, нами выделены частушки–скоморошины, восходящие к творчеству скоморохов. Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира и соответствующая ей типология веселого человека, игреца.
Во-вторых, это частушки-жалобы, содержащие в себе обращение к покойнику, рассказ о сиротстве и жизни на чужой сторонушке. Они генетически соотносятся с причитаниями. У этих частушек возникла дополнительная поминальная функция.
В-четвертых, это частушки, близкие плясовым частым песням, с доминирующей в них функцией ритмической музыки.
В-пятых, это тексты, восходящие к мещанской среде и перенявшие эстетику городского романса. Обосновывая концепцию полигенезиса частушки, остановимся на связи ее со скоморошеством. Тексты, созданные скоморохами и продолжателями их традиций, отличаются особым стилем, основанным на иронии алогизме, различного рода гиперболизации, а в сюжетном плане – на специфических смеховых ситуациях.
Генетическая близость обозначенной частушечной разновидности глубже просматривается с двумя жанрами народной поэзии, продолжившими традиции скоморошьей эстетики: песнями особого комического содержания и приговорами дружки на свадьбе. Весь исследуемый поэтический материал мы разделили на 4 группы. Их типологические параметры доказывают генетическую роль скоморошества в жанрообразовании частушки.
1. Песни-небылицы и частушки–небылицы. Мир в них дается в перевернутом виде, содержание основывается на алогизме, нарушении привычного взгляда на окружающий мир, например:
Экий миленький невострый Заблудился на печи. Вышло солнце на восток, А милашка выпал на шесток. (Л.А.А. [3] , №501)
2. Песни и частушки особого комического содержания, в которых стилеобразующей доминантой является ирония. В их художественную ткань входят гиперболы, элементы гротеска, а на уровне текста – общие смеховые формулы: старого мужа, размонашившегося монаха и др.
Для выделенных текстов свойственна гиперболизация различных видов. Одни из гипербол восходят к ритуальному архаическому смеху, другие сформировались позднее и представляют собой одну из черт средневековой поэтики. В первом случае гипербола лишена комизма и связана в своем происхождении с ритуальными формами смеха:
Меня маменька рождала, Мать-земелюшка дрожала. Я от маменьки родился, Сорок сажен откатился. (Елеонская [4] , с.40, №426)
Новое в фольклоре прорастает из традиции.
Пляшучись меня мать родила, Да со похмелья бабка выбабила, Окупали в зеленом вине, Окрестили во царевом кабаке. (Русские народные песни Карельского Поморья [5] , с.84, №90).
Во втором случае гипербола содержит в себе комический эффект и может входить в состав пародии.
3. Третью группу составляют активно бытующие до сих пор корильные тексты о деревнях:
Русома – воровка, Кеба – колотовка (сплетница), Резя – городок, Чулоса – чулок. (Л.А.А., №508).
Содержательный аспект третьей группы близок по своей сути обычаю давать прозвища деревням и представителям коренных фамилий в ряде районов Беломорья. Корни его уходят в глубокую древность, когда у человека наряду с официальным именем было еще одно – уличное.
4. Особо нами выделяются скоморошьи зачины – своеобразная сло<весная> комбинаторика, способная переходить из песни в песню. Они послужили моделью для образования словесно-комбинаторных частушек:
Я стояла на плоту, Мыла шелкову фату. Фыта фальминка фанташу, Я тебя перефоршу. (Л.А.А., №25).
Как отмечалось, стилеобразующим фактором для песен и частушек – скоморошин является смех, который на уровне текста выражается различными формулами: часть из них восходит к архаическому ритуальному смеху, другая – к позднему средневековому. Связью с ритуальным смехом мы объясняем формулу «обмана смерти» в частушке:
А мы пить будем и гулять будем, А смерть придет – помирать будем. Смерть пришла – дома не застала, А застала в кабаке, да с бутылочкой в руке (Л.А.А., №278).
Частушка сохраняет семантический принцип построения текста, лежащий в основе лирических песен. Г.И.Мальцев писал о том, что «сама традиция понимается как субстанция содержания лирической песни… Именно традиционные смыслы и создают ту действительность, которая воспевается в песнях…» [7] . Но частушка – поздний жанр и в ней, наряду: семантической, присутствует принцип ассоциативного построения текста. Приведенный выше пример представляет собою факт интересного взаимодействия и сращения двух видов смеха: ритуального и средневекового, с последним связано использование в тексте образа кабака.
Гиперболу второго типа отличает чрезмерность, утрированность:
Кабы кус калача – Подавилась бы я. Кабы рюмку винца – Захлебнулась бы я. (ФА ПМПУ, Печора, №456).
Поэтика скоморошества строится по принципу зеркального отражения традиционной. Особое наполнение в ней получает образ печи. Печь архаически считалась сакральным местом деревенской избы, в некоторых северно-русских вариантах свадебного обряда невеста обязательно должна была причитать у печного столба. Печь была связана с культом предков и особо почиталась. В частушке печь зачастую входит в состав пародии:
Как на печке монах Размонашился. К монашенке подсел – Распоясался. (Симаков [8] , с. 634, №3258).
Частушки-скоморошины генетически связаны еще с одним жанром, происхождение которого возводят к искусству скоморохов, – приговорами дружки на свадьбе. Прослеживаются соответствия в функциональном плане, стиле, ритмике, образной системе. Среди различных функций дружки особенно выделяется функция балагура, весельчака.
Дружка был главным человеком на свадьбе в селах нижнего бассейна р.Мезени, Кулоя, Печоры. Приведем один из приговоров, произносившийся во время свадьбы мещан г.Мезени в XIX в. и обращенный к глядельщикам: «Вы что, старые старухи, зачем здесь? Вы бы сидели дома на печи, грызли калены кирпичи, пили бы кислый квас, а здесь место не про вас – тесно и без вас» [9] . Зеркальное отражение образа печи, его переход из сакрального в пародируемый план дает возможность особенно ощутимо почувствовать связь приговоров со скоморошеством.
Уж ты, старая свекровушка, Сиди и не ворчи. Тебе отведено местечко – Грызть калены кирпичи. (Л.А.А, №982).
В заключение отметим, что нами был проведен анализ распространения песен – и частушек – скоморошин в различных районах Архангельской области и Карелии, территориально и исторически тесно связанных друг с другом [10] . Большая степень распространения песен – и частушек – скоморошин приходится на Карельский берег Белого моря, Мезень и Печору.
Результаты анализа также показывают, что частушки-скоморошины оставляют примерно 6-7% от общего частушечного массива и распространены там же, где и песни – скоморошины.
Суммарная же характеристика свидетельствует о том, что в XIX в. продолжалось активное угасание жанра: частушек-скоморошин приблизительно в два раза меньше, чем песен.
-
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. С.54. Там же. Личный архив автора статьи Н.В.Дранниковой. Сборник великорусских частушек / Под ред. Е.Н.Елеонской. М., 1914. Русские народные песни Карельского Поморья / Под ред. Н.П.Колпаковой, сост. А.П.Разумова, Т.А.Коски, А.А.Митрофанова. Л., 1971. Фольклорный архив Поморского международного педагогического университета им. М.В.Ломоносова. Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики (Исследования по эстетике устно-поэтического канона). Л., 1989. Симаков В.И. Сборник деревенских частушек Архангельской, Вологодской, Вятской, Олонецкой, Пермской, Костромской, Ярославской, Тверской, Псковской, Новгородской, Петербургской губерний. Ярославль, 1913. Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Труды ЭО ОЛЕАЭ. Кн.5. 1878. Ч.2. С.75. Анализ проводился по следующим источникам: Ефименко П.С. Материалы по этнографии…: Русские народные песни Карельского Поморья…; Песни Печоры / Изд. подг. Н.П.Колпакова, В.Ф.Соколов, Б.М.Добровольский. М.; Л., 1963 (Памятники русского фольклора); Печорские былины и песни / Зап. и сост. Н.П.Леонтьев. Архангельск, 1979; фольклорный архив МГУ им. М.В.Ломоносова; фольклорный архив ПМПУ им. М.В.Ломоносова (г.Архангельск); личному архиву Н.В.Дранниковой.
// Рябининские чтения – 1995
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 1997. 432 с.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
Ярмарочные зазывалки
Все! Все! Все! Все на праздник!
Ярмарку - начинаем, гостей приглашаем!
Спешите! Спешите!
Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займешь - соседу достанется!
Приходите все без стеснения!
Билетов не надо - предъявите хорошее настроение!
Приходите, разомните кости!
Сегодня Ярмарка приглашает в гости!
Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Гостей давно мы ждем- поджидаем,
Ярмарку без вас не начинаем.
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Пусть проходит праздник пышно!
Собирайся-ка, народ,
У нас ярмарка идет.
А на ярмарке что есть,
Вам всего не перечесть.
Птички, зайчики, вертушки,
Куклы, мишки, погремушки.
Всем игрушки продаем,
Всех на ярмарку зовем.
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте!
Собирайтесь веселей,
Дорогие зрители!
Ждем на ярмарку детей,
Ждем и их родителей!
К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!
Подходите, граждане,
Угодим каждому!
Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево — лавки с товаром!
Гляньте направо — веселье даром!
Видно, сыт у нас народ:
Пирожков он не берет,
Видно, шарики у них
Куплены заранее,
И отметок вот таких
Не нужны собрания!
Подходи, честной народ!
Ярмарка к себе зовет!
Ярмарка не даст скучать!
Петь заставит, танцевать!
Становитесь в ряд — забирайте всё подряд!
На все вкусы и лады Вам торговые ряды!
Ох и ярмарка! Смотри! Все продукты для души!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
Весь честной народ!
Кто умеет хорошо трудиться,
Тот умеет и веселиться!
Собирайся, - народ! Всех ярмарка зовет!
Заходите – не пожалеете, коли время имеете!
Будьте как дома, не стесняйтесь!
По ярмарке прогуляйтесь!
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Будьте как дома, не стесняйтесь,
По ярмарке нашей прогуляйтесь!
Пойдете направо — будет забава!
Пойдете налево — много смеха и гама!
Успеете отдохнуть и отовариться,
Пока гости собираются.
Проходи, честной народ,
Коробейник всех зовет!
Мы ребята озорные
Мы ребята удалые!
Всех на Ярмарку зовем
Мы игрушки продаем!
А ну, честной народ
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет, покупайте!
Не ходите никуда, подходите все сюда
Диво дивное, чудо чудное, а не товар
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Все товары хороши! Что угодно для души!
Следующая частушка
Как у бабы у Яги
Подгорели пироги!
И замерзли под избушкой
Две куриные ноги!
Плачет баба, слезы льет!
И на помощь нас зовет:
Скоморохи, помогите!
Хоть блинов мне напеките!
Кричит филин: «Уф да оф!
Сон приснился мне таков,
Что на праздничном гулянье
Не досталось нам блинов!»
Ты, бабуля, не рыдай!
На стол скатерть накрывай!
К тебе в гости катится
С блином Масленица!
Свидетельство о публикации №121030304003 Рецензии
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: