Частушки про что где когда

Обновлено: 23.11.2024

Само название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский, чтобы как-то назвать новый — поздний — жанр русского музыкального фольклора. Исследователи считают, что он появился в 60−70-е годы XIX века. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации. Почему они так популярны и любимы? Потому что тексты создаются буквально на глазах слушателей и часто посвящены злободневным событиям.

Частушки долго адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, «Барыня», «Семеновна», «Сербиянка», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей. Родился и специфический жанр «страданий» — это локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, но в каждой местности они имели особенное звучание. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были посвящены прежде всего любовным переживаниям:

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Многие знаменитые композиторы использовали напевки этого жанра в своем творчестве. Например, Родион Щедрин написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». Они звучали и в его первой опере — «Не только любовь».

Само название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский, чтобы как-то назвать новый — поздний — жанр русского музыкального фольклора. Исследователи считают, что он появился в 60−70-е годы XIX века. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации. Почему они так популярны и любимы? Потому что тексты создаются буквально на глазах слушателей и часто посвящены злободневным событиям.

Частушки долго адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, «Барыня», «Семеновна», «Сербиянка», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей. Родился и специфический жанр «страданий» — это локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, но в каждой местности они имели особенное звучание. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были посвящены прежде всего любовным переживаниям:

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Многие знаменитые композиторы использовали напевки этого жанра в своем творчестве. Например, Родион Щедрин написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». Они звучали и в его первой опере — «Не только любовь».

Следующая частушка

Приведу примеры достаточно известных частушек на самые разные темы:

* * *
С неба звёздочка упала
Прямо милому в штаны.
Хоть бы всё там разорвала,
Лишь бы не было войны.

* * *
Девки по лесу гуляли,
Любовалися на ель.
Какая ель, какая ель,
Какие шишечки на ней.

* * *
В нашем саде в самом заде
Вся трава помятая.
То не буря, то не град.
То любовь проклятая.

* * *
Мы Воронежски девчата,
По Воронежски поём.
Кто ребят наших полюбит –
Всё равно мы отобьём.

Мой милёнок, как телёнок,
только разница одна:
мой милёнок ходит в баню,
а телёнок - никогда.

* * *
Сегодня праздник у ребят,
Ликует пионерия.
Сегодня в гости к нам пришёл
Лаврентий Палыч Берия.

* * *
Мелкий дождик моросит,
Нулевая видимость.
У ларька мужик лежит-
Русская недвижимость.

* * *
Что-то стали пятки зябнуть -
не пора ли нам дерябнуть!
Что-то стало холодать -
не пора ли нам поддать!

И моё добавление:

А в кармане нету мани,
и в природе шум и гам.
И погода так и манит,
чтоб занять и выпить нам.

Я у нас на Стихире несколько раз устраивал частушечные марафоны, в которых принимали участие многие мои друзья. Мне кажется, что написанные нами главным образом экспромты довольно интересны.

Ну, парнишечка простой,
Смехом в душу брызни.
Ты частушки нам пропой:
Всё – про правду жизни.

* * *
Милый морду мне набил,
Было очень больно.
А свекровь, едрёна вошь,
Оченно довольна.

* * *
Дал же бог мне муженька -
просто наказание!
Не мужик он у меня,
а одно название!

* * *
Он - хороший собутыльник,
и у них хороший брак.
У него в штанах будильник,
у неё под юбкой мрак.

* * *
Во саду ли в огороде
Зайцы порезвились.
От несчастия такого
С мужем мы напились.

* * *
Милый мне сказал «Привет!
Надо быть смелее».
Я сказала ему «Нет»,
После пожалела.

* * *
Васька Дуньку обложил
Хулиганским матом.
Разве можно в мире жить
С этим супостатом.

* * *
Гимнописец умер главный,
Был мужик он в общем славный.
Плачь страна и будь потише:
Кто нам гимн теперь напишет?

* * *
Я стишки ни в склад, ни в лад
Пушкину вдогонку
Сочиняю, сам не рад,
Лишь бы было звонко.

* * *
Графоман в углу дерёт
Музу беззащитную.
Молча смотрит наш народ
на кино элитное!

С жёнкой мне не повезло -
притащил с провинции.
Что ни ночь, то мне назло
блещет эрудицией.

Ёлки-палки. Лес густой -
Можно заблудиться.
Парня взяли на постой -
На сестре жениться!

* * *
Голосуй – не голосуй –
Всё равно обманут.
В петлю голову не суй,
Йодом мажут раны.

* * *
Аты-баты! Всё ништяк!
Загляните в святцы.
Наша жизнь – такой пустяк,
Веселитесь, братцы.

* * *
Надменен, горд и неприступен –
сошёл, видать, вчера с небес.
Столкни с начальственного стула –
и никаких в нём нет чудес.

Умой иную примадонну,
с лица извёстку соскреби.
И вдруг окажется на троне
известный лик Бабы-Яги.


* * *
Один вельможный господин
Твердил о переменах скорых.
Пролез во власть он не один -
С ним родственников свора.

* * *
Проныры шустрые с Кавказа
На лапу всем совали взятки.
В Москве жируют те заразы,
И взятки с них сегодня гладки.


* * *
Одна красивая мадам
твердила всем "Не дам, не дам!"
А счас ко всем она нежна,
да только даром не нужна.

* * *
Он притворялся, что влюблён -
Мечтал быть с нею вместе.
На самом деле был прельщён
Возможностями тестя.

* * *
Дед надел свой малахай,
Двинул на задание..
Бабка, ты его не хай,
У него свидание.

Две вороны над берёзой
громко, громко каркали.
Всё роняла Света слёзы
ночью чёрной жаркою.

Моя кошка любит сливки.
Муж с друзьями пиво пьёт.
Воблу, сушки и оливки
после пива муж мой жрёт.

У козы одно имущество –
над другими преимущество:
очень длинные рога,
чтоб боднуть она могла.

Коля Машу ревновал
к Игорю отчаянно.
Игорь с Машей переспал
просто так, нечаянно.

Привязали мы собаку
у забора на цепи.
Приказали мы собаке:
гавкай громко и не спи.

Завели мы кошку Зину -
ей давай минтая.
Колбасу из магазина
кушать не желает.

Ветер по двору гуляет,
Юбки девкам задирает.
Ножки девок хороши,
Мы смеёмся от души.

Как у наших у б. дей
Полна пазуха грудей.
А у б. ди с Альбиона
Сиськи все из силикона.

Дальше идут отклики моих друзей вместе с моими ответами:

Кошка кушает минтай
папа жрёт оливки,
бабка деду малахай
штопает с улыбкой)

Капитан наш - молодец,
царствует на рубке.
Ванька Машке - вот подлец -
заглянул под юбку.

Кок на камбузе разбил
красное яичко,
дует ветер с Фермапил
в юбочку сестрички.

Где под юбкой супер приз -
ветер не гуляет,
говорил мне юнга "Плиз. "
в прошлогоднем мае)

Джон с Мариною - поэты -
милостью Божей.
Их побить в конкуре этом -
выпрыгнуть из кожи.

Наливаю я стакан
Саше для почину,
май, как рыжий таракан,
выпьем - за дивчину)

Над водой летают утки,
пух летит с перины.
За улыбки и за шутки
чокнусь я с Мариной!

И заздравную споем,
нам ли быть в печали,
хорошо, когда вдвоем
снова на причале)

Ну, ещё кто тоже с нами
выпьет за компанию.
Стопаря махну с друзьями,
хоть хватил я ранее.

Мы компанию большую
собираем здесь с утра,
слово льем напропалую
для душевного тепла)

Расчастушилась Стихира -
хором пишуть! Хошь не хошь!
Мыслю черпають в сортире.
Растудыть. Едрёна вошь!

Пролетали две тетери
Над родным болотом,
Где искать мне их теперя?
Вместе c бегемотом:)))

Пёстрый дятел тут стучал,
а тетерей не видал.
Ну, а толстый бегемот
во дворе у нас живёт.

От деревни до деревни
Два килОметра езды.
Потеряла моя милка
Карбюратор от. "Пежо".

Карбюратор - не вопрос,
ей ещё разбили нос.
Разорвали снизу платье
ей, ещё подруге Кате!

Вот и утро наступило,
Ночь к себе отчалила.
Эх, была б у бабки сила
То б дедка ужалила!

Ветер воет в чистом поле.
Мало дела, много слов.
Дай старухам только волю -
всё б пинали бы дедов.

Александр и Джон с Мариной
Дружно, весело поют,
Ведь, они не чай с малиной,
А коньяк армянский пьют.

Разыгралась вся Стихира,
Слышу, с ними в унисон,
Подключилась и Ирина -
Это та, что Мюллерсон.

Ну, и я тут не стерпела,
Ноги запросились в пляс,
Вдруг частушки Бовт запела -
Масленица,ведь, у нас!

Я подкрасилась по моде,
Чтобы Васю удивить.
Вася сильно удивился -
Перестал ко мне ходить!
.
До рассвета прождала –
Вася не явился.
Он, должно быть, среди девок
Ночью заблудился!
.
Ой, ржунимажу!
Рядом с Васею лежу!
Девки! Он такой красивый!
Ни за что не покажу!
.
Ой, мать-простыня,
Лунные дорожки!
Васе век любить меня
За горячи ножки!
.
Ой, люблю я Васю так,
Что трещат полати!
Всю бы жизнь они трещали,
Ёлы-палы-мати!

Где бы взять сейчас наган,
И бегом бы к Машке
Ей бы ручкой по ногам,
Да по голым ляжкам.

Что ты руки распускаешь?!
Рано юбку задираешь:
В ЗАГС сначала отведи
А потом уже гляди!

Ты, зятёк, не сомневайся:
Мы честь дочки берегли.
Было! Раза три встречалась,
Но по пьянке, без любви.

Милый! Жди пока стемнеет,-
Секс при свете извращенье!
Надо лишь дождаться ночи,
А потом люби как хочешь.

Нежно милка попросила:
"Прежде, чем на койку лечь:
Разогрей меня, мой милый!"
Посадил её на печь.

Прицепилось ко мне горе
И давай меня губить!
Ах, поеду я на море,
Горе в море утопить!

Отмечу, что далеко не все представленные выше катрены являются частушками в смысле определения, данного в Википедии, и могут исполняться под музыку. Но, надеюсь, что по духу, по смыслу, по юмору, в них заложенных, они к частушкам примыкают!

P.S. Следует ещё сказать, что вольное слово в Сталинские времена жестоко преследовалось. Вот, что мне рассказала в своём отклике на это эссе автор Эмилия Нечаева 2:

" до войны на колхозном празднике девчушка 16-17 лет, Вера Журавлёва спела частушку
"Спасибо Сталину-грузину,
что обул всех он в резину",
- приплясывая в новеньких галошах, а ночью всю семью и забрали. В моих детских воспоминаниях их пустой заброшенный дом в конце улицы. Так никто туда и не вернулся.
Цените, люди, нашу демократию и свободу слова!"

Следующая частушка

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая частушка

Если вдруг вы проиграли.
Не беда, ты не серчай.
А беги в библиотеку
И побольше почитай.

Гость 21 сентября 2011 в 12:01

Мы болеть пришли, ребята.
Вы играйте от души.
Покричать вам будем рады:
«Так держать» и «Молодцы».

Гость 5 марта 2011 в 12:06

У тебя одна минута.
Не спеши, не торопись.
А пришла к тебе идея,
Ты с командой поделись.

Гость 13 ноября 2011 в 15:40

Задают тебе вопросы:
«Где? Когда? и Что? Куда?».
Ты подумай посерьёзней.
Лишь минута у тебя.

Гость 20 мая 2011 в 15:20

Собралися две команды
Викторина здесь идёт.
Соревнуются кто лучше,
Кого ум не подведёт.

Читайте также: