Частушки под язык это

Обновлено: 16.11.2024

Частушковедение.

Ура! Вот и появился у нас новый раздел! Частушки - тема интересная, несложная и доступная всем!
И так, знакомимся с сударыней Частушко й.

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гуляньях, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. Под неё нередко и пляшут.
Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства
Принято считать, что частушка - исконно русский народный жанр, которая провела с нашим народом всю его историю существования. Однако, учены-лингвисты склоняются к тому, что появилась частушка во второй половине 18 века, и как-то сразу полюбилась народу и расползлась по всей территории нашей славной Родины. Единсвтенное место, где ее не принимали, и даже пробовали бороться - Донские земли. Казаки Были категорически против нее, считая ее песенкой некультурных, необразованных крестьян.
Частушки чаще поют под балалайку или гармонь. Но кто нам мешает спеть под гитару?

И так, мы идем на событие? Какое? Например на ДР.
Готовим частушку. Как готовим?
3 этапа:
1. выбрать мелодию и аккомпанимент
2. сочинить
3 обыграть.

1/ Акомпанемент может быть самый разный. От простых "Трех аккордов" до изысков. Я не мастер, так что предлагаю простой вариант:
1. Dm - Am - E - Am
2. D - A-E-A
Играем короткими боями из размера четыре четверти: рок, диско, марш и др. Кто чем богат и умеет пользоваться на данный момент.

2/ Сочиняем
- Выбираем тему. Написание частушки отличается простотой, лаконичностью и юмором. Частушка не требует выских поэтических изысков, витиеватых образова и красивых строк. Она пишется по приницпу :"о чем вижу, о том пою". Быстро, просто, не загружая восприятие зриетля сложными текстами. Мне удобнее слова сразу класть на выбранную мелодию.
Чаще всего рифмуются 2 и 4 строчки, но можно 4 петь "не в кассу" тогда в некоторых случаях будет даже прикольно. В этом случае строчку желательно обыграть эту строчку, сделать перед ней игривую паузу.
- Может быть проигыш (Эх ма, опа. ), а может и не быть. Проигрыш или "зазывалочку" рекомендуется все-таки использовать. Это дает возможность людям подвигаться, расслабиться, переключиться с куплета на куплет. Если такой проигрыш не имеет собственного текста, то можно попросить зрителей подпевать (ухать, пританцовывать, хлопать в ладоши и тд). То есть подключить аудиторию. Такие проигрыши исполнять можно быстрее и подвижнее, чем сам куплет. Если куплетов бесконечно много, то проигрыш выполнит работу связки между ними. Куплет же несколько замедлить, что бы люди могли разобрать слова, уловить юмор песни.
- Последний куплет (или два) следует посвятить своим зрителям. Это могут быть поздравления, слова благодарности, пожелания добра и счастья (или чего душе угодно). Таким образом мы и публику уважим, и подведем наши частушки к логической точки, и закончим номер приятным впечателнием о себе. Кому же может быть не приятно, когда ему (зриетлею) вы поете добрые слова?
- и пару слов о рифме. Принято считать, что рифма - это то без чего стихи не имеют права на существование. Это не так. КТо пишет, уже наверно, замечали что можно обойтись и без нее. Вот то немногое, что хотелось о ней сказать, но как-то забылось на тусовке.
Стихи. Оцениваем рифмы:
"Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ли
Смиряться перед ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть? Забыться. " - слова из монолога Гамлета. Вряд ли кто будет спорить, что Шекспир недостаточно талантлив но рифмой здесь не пахнет. Зато красивый ритм. Ритм куда важнее. И все же рифма, для нас является самым привычным отличием стихов от прозы. Правда? Кто-то не берется писать стихи-песни, потомоу что не дружит с ррифомой. КТО-то рифмует легко, но сам себя считает "рифмоплетом", потому что чувствует: "для настоящих стихов чего-то не хватает",
"Трудно поверить, но рифма, столь привычная для нас черта стихотворения, появилась в мировой поэзии довольно поздно. Древнегреческие "Иллиада" и "Одессея", англосаксонский "Беовульф", финская "Калевала", старофранцуская "Песнь о Ролланде" и многие другие произведения написаны безо всякой рифмы. Одними из первых рифму стали использовать арабские поэту (где-то в 7 веке). Затем эстафету перехватили прованские трубадуры. В их руках рифма зацвела буйным цветом, хотя и не вытеснила нерифмованных стихов.
Классическая русская поэзия вообще началась с рифмы и расставаться с нею не собирается. В то же время многие западные поэты уже давно воротят нос от рифмы, как от чего-то пошлого и банального. " (Цитата из книги Сергея Кария "Оседлать Пегаса или Как писать стихи").
Для чего я тут столько серьезных слов сказала, и даже не поленилась перепечатать из книги? А для того, что бы дать зеленый свет тем, кто не очень дружит с рифмами, а писать хочет. Или хотя бы попробовать. Слышите? Рифма не главное. Попадайте в такт, в ритм куплета. А с чувством ритма у вас у всех порядок. Вы же гитаристы. А гитарный аккампанимент и есть ритм, что не возьмите. И бои, и переборы - это разнообразные ритмы. Так что дерзайте!
Кстати, то что ритм важнее рифмы, это не только про частушки)) Это про стихи и песни вообще)

3 Обыгрываем.
Как нельзя исполнять частушку? Скучно, серо, монотонно. Частушка - это уже самостоятельный маленький праздник. Этот жанр по умолчанию таким является. Цель частушки - развеселить народ, обратиь внимание на какие-то события в мире (в нутри коллектива, в любви, политике и тд). Но прежде всего - нести радость людям. Поэтому, продумывая частушку, помните о том, как Вы будете смотреться с ней.
Обязательные атрибуты для исполнения частушек: улыбка, радость, движение, пританцовывание.
Вспомогательные: яркие краски. Используем энергию цвета для создания дополнительных ярких пятен в образе. Например, это могут быть цветы, ленты, броши, платки, шарвы, элементы народного костюма (если вы оденете народный яркий костюм полностью - будет просто супер! Но не всегда это возможно, к сожалению). Яркие цвета привлекают внимания, и несут в себе дополнительную энергию. Самый беспроигрышный вариант - алые, красные. Взгляды ваших зрителей зацепятся за красный цвет. Это закон природы. Пользуйтесь этим. Вот только прежде чем выходить на публику, попробуйте дома поиграть с цветами. Если у вас есть в задумке надеть что-то красное, попробуйте на соклько вам самим будет с этим цветом комфортно? Многие люди как раз чувствую неуютно себя с красными цветами, видимо, как раз из-за можщной энергии цвета.

4. Исполняем. Классного вам исполнения и интерсной работы над частушкой. Да прибудет с вами творческая сила и радость)))


Варианты окончания частушек (обращение к зрителям):

1. Мой, авторский. Дарю его своим любимым одноклассникам))
А кто слушает частушки, не стесняйся выходи!
Ты бери гитару в руки, с нами заводи!
эх ма опа, песнею зажги!
эх ма опа- радость подари!

А у нас закуска стынет и стаканы на столе!
Поднимаю тост за дружбу и за вас за всех!
эх ма опа! Всех вас обнимаю!
эх ма опа! Счастья вам желаю!

2. Не знаю откуда. Народный наверно. Я его с детсва знаю:
Я пропела вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь я вас прошу,
Что бы вы похлопали!

Ниже ссылки на частушки, которые прозвучали в нашей Школе и вдохновили меня на написание своих и подготовке этой теме.
Отдельное спасибо за вдохновение Татьяне Знаменской и Елене (Бад). Русланочке за техническую и моральную поддержку. И конечно же любимой Алене за добрые слова, бесконечную веру в своих учеников и любовь к нам неугомонным))

Пост №2 - Ответ Елены (Бад), после которого я пошла сочинять частушки.

Не знаю, как указать кокретный ролик, ссылку на него не вижу. В этой теме пост №2, Анна Митюхина читает Лигурию. Но До скороговорки, поет собственные частушки. Считаю своим долгом обратить Ваше внимание на них, очень уж там текст хороший. Есть о чем задуматься

Вложение 2937
Ну и напоследок, текст частушек (с комментариями), исполенные мной в финале. Школьные)

А у нас весна настала,
Масленицу в гости ждем!
Приходи блинков нажарим,
Потом чучело зажжем.
Эх ма опа! Мы блинков нажарим.
Эх ма опа! И сами их съедим.----------------- Не в рифму вообще! Зато здесь гнездится юмор. Можно ожидать зрительское одобрение))

Как на тренинге в Москве
Отрывались дружно!
Песни, шутки до зари,
А что еще нам нужно?
Эх ма опа, Америка-Европа.
Эх ма опа. ----------------------- тут было интригующее глубокомысленное молчание

А участники тусовки
Ждут, пока закочу я.
Что б скорей поставить в Чате
Те заветные три Я.
Я! Я! Я!
Ставим Три я, записываемся выступать. ----------------- тут вообще не в рифму и не в такт, зато по существу текущего момента. Зрители понимают о чем я, и хихикают.

Я пропела вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь я вас прошу,
что бы вы похлопали.
Хлоп, хлоп, хлопаем в ладоши.
Хлоп. Хлоп. Настроения вам . хорошего! ------ тоже в ритм не уложилась, зато есть повод попрактиковаться с эмоциаональными паузами.

Следующая частушка

(слайд 1) ЧАСТУ́ШКА (коротелька, коротушка, пригудка, припевка, набирушка, вертушка, топтушка и пр.) — фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, похожие на частушки песенки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи — ещё в 17-18 веках. (слайд 2)

Часту́шка —короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. Название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки».

Частушка — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения.(сдайд 3).

Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. (слайд 4) Под неё нередко и пляшут .

Долгое время частушка не привлекала внимания собирателей русского фольклора. В сборнике А. И. Соболевского «Великорусские народные песни» напечатано несколько старинных частушек. (17—18 вв.). (слайд 5)

Наибольшее развитие частушка получила после становления советской власти. Одной из самых популярных исполнителей русской песни в СССР была Лидия Русланова (слайд 6)

Самобытной исполнительницей, собирательницей и автором многих песен, частушек и припевок была Мари́я Морда́сова .Она руководила частушечной группой хора (слайд 7)

Частушка — песенка молодёжи. Поэтому её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над парнями, парней над девушками.(слайд 8)

Частушки не обязательно распевать. Они великолепно читаются как стихи. (слайд 9)

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли для певцов своего смысла, как не потеряла смысла любовь и всё, что с ней связано. Но жизнь меняется — меняются, переделываются и частушки. (слайд 10)

В годы Советской власти, на сцене, в кино, в мультфильмах, в книгах и даже в учебниках нередко появлялись подделки под народные частушки, сочиненные на заказ поэтами или участниками различных хоров. Такие самодеятельные частушки не услышишь на улице, народ их не подхватывает. (слайд 11)

С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. (слайд 12).

Однако постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое — только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор. Поем частушки и мы:

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем постесняться.

В нашем классе есть девчонки,

Все мальчишки убегают

От бойцовской силы.

В школу шел я по дороге,
Чуть передвигая ноги.
Вот ступеньки. Вот порог.
Тут и кончился урок!

Утомился наш дружок,

От урока просто взмок.

Почему он так устал? -

Весь урок звонок он ждал.

Была в школе тишина.
Сменилась грохотом она.
Мы вроде громко не кричали.
Почему цветы упали?

Мы немножко пошумели –
В классе стекла зазвенели.
Мы сказали: «Тишина!»(вместе)
В школе рухнула стена.

Как пятерки получать,

Я совет могу лишь дать,

Как в кино целуются!

Мы ходили классом в цирк,

После фокусов у всех

Трень — брень — дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!

В нашем классе все ребята
Любят отличиться.

Кто рисует, кто танцует,
Лишь бы не учиться.

Мы к вам часто приезжали

На лекторий и концерт.

Много нового узнали

Про Чайковского балет.

Мы частушки вам пропели,
Думаем, что хороши,
Так похлопайте дружнее,
Мы старались от души.

Пойте частушки. Они поднимают настроение. А хорошее настроение – это здоровье и успех во всём.

Следующая частушка

Само название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский, чтобы как-то назвать новый — поздний — жанр русского музыкального фольклора. Исследователи считают, что он появился в 60−70-е годы XIX века. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации. Почему они так популярны и любимы? Потому что тексты создаются буквально на глазах слушателей и часто посвящены злободневным событиям.

Частушки долго адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, «Барыня», «Семеновна», «Сербиянка», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей. Родился и специфический жанр «страданий» — это локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, но в каждой местности они имели особенное звучание. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были посвящены прежде всего любовным переживаниям:

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Многие знаменитые композиторы использовали напевки этого жанра в своем творчестве. Например, Родион Щедрин написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». Они звучали и в его первой опере — «Не только любовь».

Само название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский, чтобы как-то назвать новый — поздний — жанр русского музыкального фольклора. Исследователи считают, что он появился в 60−70-е годы XIX века. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации. Почему они так популярны и любимы? Потому что тексты создаются буквально на глазах слушателей и часто посвящены злободневным событиям.

Частушки долго адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, «Барыня», «Семеновна», «Сербиянка», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей. Родился и специфический жанр «страданий» — это локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, но в каждой местности они имели особенное звучание. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были посвящены прежде всего любовным переживаниям:

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Многие знаменитые композиторы использовали напевки этого жанра в своем творчестве. Например, Родион Щедрин написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». Они звучали и в его первой опере — «Не только любовь».

Следующая частушка

Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX – начале XXвеков. Так называли народные стишки. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни.

Частушка помогала избавиться от тоски. В коротеньких песнях главным был

не сам обряд, а внутренний мир человека. Хорошо звучит частушка под балалайку или гармошку. В XIXвеке нередко исполнялись частушки «под язык»: один поет, а остальные подражают голосами каким-нибудь музыкальным инструментам.

Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация .

Типы частушек.

Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы.

Обрядовые- жнивные, сенокосные, свадебные

Плясовые — 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым

ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке.

Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны. И т.д. Это еще не все типы.

Темы частушек. Большинство частушек — о любви, однако граница между

частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические,деревенско-колхозные. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы.

1.Оригинальные эпитеты: «милка», «милочка-крутилочка», « милёночек»,«девчоночка-отлеточка», «дорогой залеточка».

2. Яркая гипербола: «Изорвал милый штиблеты, А я полботиночки!», «С головойв чугун улез!»

3. В частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония:

Мне про милого сказали,

Что картошку он не ест.

Я иду, смотрю в окошко:

С головой в чугун улез!

У куста калинова.

Сверху яблоко упало,

С ног свалило милого.

Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой. В Донбассе широкое распространение получили шахтерские частушки:

На работе мой любимый,

И волнуюсь за него,

Но улыбками встречаю

Я шахтёра своего. ( можно свои примеры частушек)

Образ солдата - героя на войне в поэмеА.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Поэму «Василий Тёркин» сам А. Твардовский обозначил так- «Книга про бойца», тем самым он хотел сказать, что произведение выходит за рамки жанра поэмы. Это произведение воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. От поэмы «Книга про бойца» отличается глубиной реалистического изображения войны, бедствий, страданий и подвига народа. В центре поэмы- образ главного героя – Василия Тёркина. Теркин- значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.

Реального прототипа у Теркина нет, это собирательный образ, вместивший в

себе типичные черты облика и характера русского солдата, Из военной биографии Тёркина мы узнали, что он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны. Говорит, что воюет с самого начала войны. трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, который на своих плечах вынес все тяготы военной жизни,- олицетворение национальной силы духа и воли к жизни.

Каждая глава рассказывает об отдельном событии из жизни бойца. Например,

Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями. Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии. По дороге на фронт Теркин попадает в дом стариков-крестьян, помогает им по хозяйству. Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и с трудом берет его в плен. Или неожиданно для себя из винтовки сбивает немецкий штурмовик. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивает командира, первым врывается в село. Он был тяжело ранен. Лежа в поле, беседует со Смертью, которая уговаривает его не цепляться за жизнь. Но Теркин говорит солдатам, обнаружившим его: «Уберите эту бабу, Я солдат ещё

живой». Юмор Тёркина помогал бойцам пережить трагедию войны. Василий Теркин –

прирожденный гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая

убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы "Гармонь “. Эти

танкисты вспомнили Теркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.

И от той гармошки старой,

Что осталось сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат.

Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя. Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить освоих заслугах. В этом его простота и обыкновенность. Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль.

Выразительно прочитайте стихотворение Б Окуджавы «Здесь птицы не поют».Какова его тематика?Как вы понимаете строки, « .. и только мы плечом к плечу врастаем в землю тут..», «горит и кружится планета».

В стихах Булата Окуджавы важное место занимают образы и мотивы, навеянные войной. Сами названия говорят об этом: «Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» «Здесь птицы не поют» и др. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытания огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле. Эмоциональный заряд, заключенный в стихах и песнях Окуджавы, силен необычайно по интенсивности переживаемого поэтом чувства.

Стихотворение «Здесь птицы не поют» написано о Великой Отечественной войне с большим пафосом.
Образно в красках описано место боя, где птицы не поют, потому что гремят пушки, а птицы любят тишину и лес. Но и «деревья не растут» , отсутствие которых обычно характерно для степи, поэтому автор, описывая место будущего сражения (Орловско-курская «дуга» ) применяет красочные и в то же время очень реалистическое картины.
Ни птицы, ни деревья не выдерживают того, что может выдержать человек, особенно русские люди, которые сражаясь с фашистами не щадили себя и не боялись отдать жизнь за Родину. Они, как выражается автор, плечом к плечу стояли на смерть как бы «закопанные» в землю. В этом месте деревья не растут, а люди врастают «в землю» , которая для них является домом.
Для усиления образного воздействия (впечатления) на читателя об ужасах того сражения автор пишет, что «горит и кружится» планета. В этом адском огне всё смешалось: и люди и техника (известно, что там было самое крупное в мире танковое сражение) . О цене человеческой жизни тогда никто не задумывался, потому что все знали, что исход битвы под Курском станет переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны….

Билет №23.

Читайте также: