Частушки один из самых молодых фольклорных жанров это небольшие егэ

Обновлено: 07.05.2024

(слайд 1) ЧАСТУ́ШКА (коротелька, коротушка, пригудка, припевка, набирушка, вертушка, топтушка и пр.) — фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, похожие на частушки песенки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи — ещё в 17-18 веках. (слайд 2)

Часту́шка —короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. Название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки».

Частушка — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения.(сдайд 3).

Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. (слайд 4) Под неё нередко и пляшут .

Долгое время частушка не привлекала внимания собирателей русского фольклора. В сборнике А. И. Соболевского «Великорусские народные песни» напечатано несколько старинных частушек. (17—18 вв.). (слайд 5)

Наибольшее развитие частушка получила после становления советской власти. Одной из самых популярных исполнителей русской песни в СССР была Лидия Русланова (слайд 6)

Самобытной исполнительницей, собирательницей и автором многих песен, частушек и припевок была Мари́я Морда́сова .Она руководила частушечной группой хора (слайд 7)

Частушка — песенка молодёжи. Поэтому её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над парнями, парней над девушками.(слайд 8)

Частушки не обязательно распевать. Они великолепно читаются как стихи. (слайд 9)

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли для певцов своего смысла, как не потеряла смысла любовь и всё, что с ней связано. Но жизнь меняется — меняются, переделываются и частушки. (слайд 10)

В годы Советской власти, на сцене, в кино, в мультфильмах, в книгах и даже в учебниках нередко появлялись подделки под народные частушки, сочиненные на заказ поэтами или участниками различных хоров. Такие самодеятельные частушки не услышишь на улице, народ их не подхватывает. (слайд 11)

С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. (слайд 12).

Однако постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое — только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор. Поем частушки и мы:

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем постесняться.

В нашем классе есть девчонки,

Все мальчишки убегают

От бойцовской силы.

В школу шел я по дороге,
Чуть передвигая ноги.
Вот ступеньки. Вот порог.
Тут и кончился урок!

Утомился наш дружок,

От урока просто взмок.

Почему он так устал? -

Весь урок звонок он ждал.

Была в школе тишина.
Сменилась грохотом она.
Мы вроде громко не кричали.
Почему цветы упали?

Мы немножко пошумели –
В классе стекла зазвенели.
Мы сказали: «Тишина!»(вместе)
В школе рухнула стена.

Как пятерки получать,

Я совет могу лишь дать,

Как в кино целуются!

Мы ходили классом в цирк,

После фокусов у всех

Трень — брень — дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!

В нашем классе все ребята
Любят отличиться.

Кто рисует, кто танцует,
Лишь бы не учиться.

Мы к вам часто приезжали

На лекторий и концерт.

Много нового узнали

Про Чайковского балет.

Мы частушки вам пропели,
Думаем, что хороши,
Так похлопайте дружнее,
Мы старались от души.

Пойте частушки. Они поднимают настроение. А хорошее настроение – это здоровье и успех во всём.

Следующая частушка

Частушки как жанр появились, предположительно, во второй половине 19 в. Первые их появления были зафиксированы в центральной России в 50-60 г. Вскоре они стали появляться и в других районах страны, где очень быстро развивались. Постепенно частушка оттеснила на второй план лирическую песню и стала самым массовым и популярным жанром русского фольклора.

Возникновение частушки связано со сменой формации в России – развитием капитализма – и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, культуре и сознании народа.

Возникновение частушки связано с теми процессами, которые происходили в народном песнотворчестве на протяжении целого столетия. Главное в этих процессах было усиление влияние книжной поэзии, что было выражено в:

· Проникновении в фольклор песен литературного происхождения;

· Трансформация их под влиянием традиционных песен;

· Возникновение новых песен, использующих литературную поэтику.

Частушка возникла на стыке между городом и деревней.

В первое время появившийся новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. В разных местах их называли по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки. Впервые термин частушка употребил писатель Г.И.Успенский в статье «Новые народные песни» 1899 г. (он не сочинил его, не придумал, лишь впервые употребил в печати), где первым дал объективную, положительную оценку нового жанра и призвал к внимательному их собиранию и изучению. До него этот термин употребляли и другие собиратели фольклора (Н.А.Иваницкий в рукописной статье 1887 г.)

Термин «частушка» не литературного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа назывались «частыми», поэтому новый жанр частушки, близкий к ритмическим старым плясовым песням получил данное название.

Частушки – это один из видов словестно-музыкального народного творчества, короткие рифмованные песенки и исполняющиеся полговорком в характерной звуковой манере.

Первые публикации частущек – В.Г.Варенцов «Сборник песен Самарского края» (1862 г.) и П.В.Шейн «Русские народные песни» (1870) .

Работа по собиранию частушек широко развернулась в начале 20 в. Первым специальным изданием частушек является сборник Д.К.Зеленина «Песни деревенской молодежи» (1903 г.). Затем появляются сборники и других собирателей. Из дореволюционного периода наибольшую ценность представляют «Сборник деревенских частушек» В.И.Симакова (1913 г.) и «Сборник великорусских частушек» Е.Н.Елеонской (1914 г.), в которых публикуется более 9 тысяч частушек, собранных в самых различных губерниях России.

Частушки вызывали самое разное к себе отношение. Представители либерально-народнического направления приняли их в «штыки», видели в них деградацию народной поэзии, следы растлевающего влияния города и призывали всячески бороться с их распространением. Представители прогрессивно-демократического направления же приветствовали появление частушек, отмечали новизну и многообразие их содержания.

В многочисленных статьях и сборниках конца 19 – начала 20 в. содержатся ценные сведения об условиях создания и бытования частушек. В них затрагиваются такие вопросы, как особенности содержания и формы частушек, их отношение к традиционной песне, связь частушек с книжной поэзией.

Отражение в частушке народной жизни. Композиции и художественные особенности частушек.

Частушки – это один из видов словестно-музыкального народного творчества, короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из 4 строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звуковой манере. Особую разновидность частушек составляют двустрочные песенки («страдания»), исполняемые в песенном стиле. Исполняются они под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль или же акапелла.

Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в описании каких-либо событий и фактов, а в выражении к ним определенного отношения. Она не имеет протяженности во времени (т.е. представляет переживания человека в данную минуту).

Частушка – чисто молодежный жанр, поэтому нет ничего удивительного в том, что наиболее всего в ней затронута тема любви и взаимоотношений. Только в отличие от лирических песен в ней нет душевного надлома. Все песни в этом жанре исполняются с чувством собственного достоинства и себялюбивости.

Затоплю я печку щепочками,

От щепочки не жар!

Если ты меня не любишь,

Так и мне тебя не жаль.

Являясь жанром фольклора и обладая доселе неведомой оперативностью, частушка необыкновенно полно отразила жизнь пореформенной России. Главным явлением, отраженным в частушках, было проникновение капитализма в деревню и связанный с этим процесс «раскрестьянивания»

Я работал и потел,

Без нужды пожить хотел:

Глядишь: подать, недород,

Нужда в двери к нам идет!

Глубокий след в частушках оставила солдатчина, которая ложилась тяжким бременем на плечи беднейшего крестьянства, особенно в голод 30 г. и годы ВОВ.

До солдатства время мало,

Собирай котомку, мама;

Собирай котомушку

На чужу сторонушку.

Художественной особенностью является связь частушки с современностью (со временем, в котором она создавалась), с отражением в ней народной жизни. Частушки о вчерашнем дне не поются. Они создаются на актуальные для человека в данную минуту темы. Частушки – это реакция на происходящие факты и события. С этим связана относительная недолговечность частушек, их подвижность и быстрая смена репертуара.

Частушкам присущи все основные качества и признаки фольклорных произведений. Как и в традиционных лирических песнях, в их идейно-эстетическом содержании идет сочетание элементов коллективного и индивидуального (имя молодца в частушке придуманной и спетой другой девушкой подменяется). Однако также вырабатываются новые элементы, не присущие до этого ни одному фольклорному жанру.

Экспромт (импровизационный характер) частушек является самой яркой ее жанровой особенностью.

В основе языка частушки лежит разговорная речь, он современен и лексически разнообразен.

Поэтические тропы перешли в частушки из традиционных лирических песен, однако большая их часть все равно была создана или обновлена частушками самостоятельно. Например, помимо традиционного «миленький дружочек» в частушках звучит новые эпитеты на типе «разбесованный миленочек», «дроля, аленький цветочек». В помощью таких эпитетов даются индивидуализированные характеристики:

Девки, ой! Девки, ой!

Вам знаком игривый мой:

Белый – оборотистый,

Красивый – разговористый.

Яркое жанровое разнообразие отражается и в композиции частушек. Есть монолитные частушки, которые настолько цельные, что их тяжело разделить на части. Однако подавляющее большинство является двучастными: состоят из двух или более самостоятельных в смысловом отношении частей.

Неужели ты всповянешь

В поле, аленький цветок?

Неужели ты забудешь

Меня, миленький дружок?

Стих частушек силлабо-тонический. Чаще всего используется четырехстопный хорей. Частушки поются: в основе лежит музыкально-тактовая основа и строка имеет муз-такт измерение. Ритм частушки определяется как восьмидольник, однако зависит он от музыкального наигрыша, под который исполняются. Также ритм обусловлен танцем, который они сопровождают (рязаночка, цыганочка, елецкая).

Следующая частушка

В наши дни остро стоит проблема сохранения культуры народа, духовных богатств. Россия постепенно утрачивает свою неповторимость и самобытность. По телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно русские корни. Взрослые должны осознать, что ребёнку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес.

На уроке чтения мы познакомились с устным народным творчеством. Изучив эту тему, мы увидели, что устное народное творчество удивляет богатством народной выдумки, яркостью и выразительностью языка. Не одно столетие прошло с тех пор, как человек научился писать и читать. Нам стало интересно, жив ли фольклор в современном мире, нужен ли фольклор современному человеку.

Если мы будем знать фольклор, использовать его в современной жизни, то мы можем сохранить русскую культуру.

Цель проекта

Показать значение фольклора в современном мире.

Задачи проекта

Выяснить, что такое фольклор.

Исследовать, что знают о фольклоре взрослые и дети.

Показать необходимость использования жанров фольклора в современном мире.

По интересам разбились на группы :

Цель: собрать теоретический материал.

Исследователи:

Цель: изучить бытование фольклора в современной жизни.

Создать загадки, заклички, рассказы, поясняющие пословицы.

Художники-иллюстраторы

Подготовить иллюстрации к сказкам.

Сделать из глины дымковские игрушки.

Наши результаты

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Фольклором мы называем устным народным творчеством, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

Фольклор (англ.) – народная мудрость, народное знание.

Мы познакомились с такими жанрами фольклора:

Русские народные песни

Русские народные сказки

Очень давно люди начали петь. Они пели, когда им было весело и когда им было грустно.

Народные песни по своему составу очень разнообразны. Помимо песен, входящих в состав календарного, свадебного и похоронного обрядов есть хороводные, игровые и плясовые песни. Хороводные песни, как и обрядовые, имели магическое значение. В хороводных и игровых песнях изображались сцены из свадебного обряда и семейной жизни.

Мы провели анкетирование в семьях обучающихся нашего класса и сделали вывод, что все знают русские народные песни, но поют их только 79%.

Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой.

Мы создали сборник «Устное народное творчество», в котором поместили сочинённые нами заклички.

Дай нам солнышка,

Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово колыбельные происходит от слова колыбать (колыхать, качать). Отсюда и слова: колыбель, коляска. Колыбельные песни не были очень длинными. Тексты как бы сотканы из существительных и глаголов.

Социальный опрос наших ровесников и их родителей показал, что все мамы пели колыбельные песни своим детям, 58% одноклассников знают колыбельные песни. Самой популярной колыбельной оказалась «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…»

Частушки – один из самых молодых фольклорных жанров. Это небольшие стихотворные тексты из рифмованных стихов. Первые частушки были отрывками из песен большого размера. Частушка – комический жанр. Она содержит острую мысль, меткое наблюдение. Темы самые разнообразные. Частушки часто высмеивали то, что казалось диким, нелепым, противным.

Социальный опрос наших родителей показал, что семьи в которых поют частушки составляют только 42%, непоющие – 58%

На рояль уселся кот

Песню новую ведёт

О родном Тамбовском крае

О любви к нему поёт

Вот мичуринцы с корзиной

И с улыбкой на лице

Продают они повсюду

А Рассказово гордится

Куры есть, и яйца есть

Вот и наше счастье

Мы танцуем и поём

Об Уварово своём

Городок ведь молодой

Нам он нравится с тобой

На реке стоит Вороне

Весь в садах вишнёвых он

Очень добрые здесь люди

Все заботятся о нём.

А лицей наш просто клад

В городе Уварово

В нём учиться клёво

Каждый день всё ново.

Сказка – самый известный жанр фольклора. Это – вид фольклорной прозы, отличительной чертой которого является вымысел. Вымышлены в сказках сюжеты, события и персонажи

Сказки бывают: волшебные, бытовые , и сказки о животных .

hello_html_95c2754.jpg

Фантастические существа,
злодей, страдалец,

одушевлённый персонаж,
чудесные предметы.

По результатам анкетирования родителей мы определили, что во всех семьях родители знакомят своих детей с русскими народными сказками, читают по книгам – 89% семей, рассказывают - 53%.

Загадки – произведения со скрытым смыслом. В них в иносказательной форме содержится та информация, которую необходимо отгадать.

Ребята из нашего класса сочинили свои загадки. Мы их написали в наш сборник «Устное народное творчество». Вот некоторые из них.

Возле леса на опушке

Вырос яркий Петрушка.

Он красивый, но ядовитый.

У кого шапка без головы,

А нога без сапога?

Шевелились у цветка Я сорвать его хотел

Все четыре лепестка. Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Пословица – это краткое изречение, высказывание, в котором заключён глубокий смысл.

С давних времён люди придумывали пословицы о добре и зле, о правде и лжи, о труде и лени, об учёбе и о многом другом. Однако не всегда легко понять смысл пословицы.

Мы написали пословицы по темам и разместили их в сделанной нами книжке-раскладушке «Пословицы». Здесь мы ещё поместили наши рассказы, поясняющие смысл пословиц.

Посмотрите любимые пословицы наших учителей.

Один в поле не воин.

Зам директора по учебной работе

Береги платье снову, а честь смолоду.

Дорогу осилит идущий.

Зам. директора по внеклассной работе

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Зам. директора по ДО

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Счастье и труд вместе живут.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Лучшее – враг хорошего.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Ученье и труд – всё перетрут.

При солнышке тепло, при матери добро.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Мы провели исследования и выяснили, что самой любимой пословицей у наших родителей является пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», на втором месте – «Делу время – потехе час», на третьем месте – «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

А медицинские работники чаще всего используют такие пословицы: «В здоровом теле здоровый дух», «Терпенье и труд всё перетрут», «До свадьбы всё заживёт».

Мы посетили городской краеведческий музей. Там нам очень интересно рассказали о первых поселенцах Уварово, об их жизни и обычаях.

Из энциклопедий мы узнали, что термин «фольклор» в разных странах понимали по-разному. Американские и западноевропейские учёные фольклором называли все виды народного искусства – музыку, танцы, прикладное искусство, словесное творчество. А российские учёные словом «Фольклор» обозначают лишь словесное искусство народа.

Мы заинтересовались также прикладным искусством. На уроках труда мы делали игрушки из глины. На уроках рисования раскрасили свои поделки дымковскими узорами.

Подведём итоги

В фольклоре существуют продуктивные жанры. До сих пор народ придумывает новые пословицы, загадки, частушки, анекдоты.

Русские народные сказки относятся к непродуктивным жанрам. Новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются.

А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.

Фольклор живёт и в наши дни. В каждой семье знают и поют русские народные песни, частушки, колыбельные, любят пословицы, мы рассказываем друг другу сказки.

Устное народное творчество обогащает нашу речь, делает её красивой, образной.

Нам самим работа по изучению фольклора показалась интересной и познавательной, мы многое узнали о его жанрах.

Наша группа обращается ко всем взрослым: не забывайте воспитывать детей, опираясь на исконно русские традиции, не забывайте, что в фольклоре заключена народная мудрость. То, каким вырастет новое поколение, зависит только от вас.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс «Просвещение» 2005

Алпатов С. «Русский фольклор» газета Литература «Первое сентября» - 2000 - №12

Следующая частушка

Частушка
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 октября 2013; проверки требуют 47 правок.

Перейти к: навигация, поиск
Самыми модными и любимыми
в нашем народе
поэтическими произведениями
в настоящее время,
бесспорно, являются
романс и частушка
этнограф Д. К. Зеленин, 1901 г.[1]
Внешние видеофайлы


Играй гармонь, Частушки, 1999


Играй гармонь, Частушки, 2005

Примеры частушек на различные темы
Про Семёновну:
Эх, Семеновна, ты мне нравишься,
Поцелуй меня, ты не отравишься.
Поцеловалася, не отравилася,
Любовью Сениной я заразилася[14].

Страдания:
Была девка — все любили,
Стала баба — все забыли.

Заунывные, женские:
Рожку жала, убежала
Из поля в поляночку,
Хороша милай играет
Новую тальяночку[1].

Про тёщу
Мимо тёщиного домику
Пройду и пропою:
Что гулять не отпускает
Сударушку мою[1].

Тема про войну:
Мы с миленочком поедем
Воевать напарочку:
Он пойдет за командира,
Я — за санитарочку[15].

Армейская частушка:
Нас забреют, мы не тужим,
По три годика отслужим.
На Елец дорожка пряма,
Призываться будем тама[15].

Про гармониста:
Гармонист устал,
Запинаться стал,
А я ему стулицу
Вынесу на улицу[12].

На свадьбу:
Посмотрите на невесту:
Она просто идеал!
От неё жених ни с места,
Чтобы кто, вдруг, не украл[16]!

Большевистская, политическая и антирелигиозная пропаганда:
Знаем Ленина заветы.
Кулаки, попы — наш враг
Призовет их всех к ответу
Большевицкий красный флаг.

© Copyright: Ирина Лерова, 2016
Свидетельство о публикации №116111605060 Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: