Частушки говорят или поют
Обновлено: 23.11.2024
• знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой.
• обратить внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;
• воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;
• научиться исполнять частушки.
• музыкальный инструмент
• музыкальный центр
Ход программы:
Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушкапоявилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.
Слово же "частушка" употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.
Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.
Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь).
Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.
Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и стала сопровождать исполнение частушек.
В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества.
I. Представление команд.
1 команда: название «Весельчаки»
Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!».
Визитная карточка команды:
Никогда на жизнь не ной,
Будь как мы: пляши и пой!
Веселись, честной народ,
Встречай праздник у ворот!
Чтоб в игре вас обойти,
Мы сплотились вместе.
Мы уверены в себе
На процентов двести!
2 команда: название команды «Озорные ребята»
Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушек ни ногой!»
Визитная карточка команды:
Мы – ребята озорные,
Любим песни петь, плясать.
Если только разойдёмся –
Никому нас не унять!
Нос соперникам утрём
И во всём их обойдём!
А ещё в нагрузку
Ни дадим им спуску!
II.Домашнее задание: исполнить танцевальные припевки, посвящённые «виновнице торжества» - частушке.
- Как нам Васю отучить
От дурной привычки?
Чтоб девчонок перестал
Дёргать за косички!
- А давайте про него
Сочиним частушки.
У него от стыда
- Мы частушечки свои
Всё вам рассказать о нём
- Погодите, вот я вам,
Всем по шее как вот дам!
Только рот откройте,
(обидчик девочек грозит им).
- Полюбуйтесь на него,
Кулаком он машет.
Посмотрите – кА, ведь нам
- На тебя мы уж, Василий
Мы найдём управу,
Чемпиона по дзюдо
Пригласим мы – Славу!
- Мы девчонки боевые,
За себя уж постоим.
Драчуну или задире
Мы отпор всегда дадим!
«Озорные ребята».
Кто как хочет так поёт,
Слов никто не разберёт.
- Громко тянет ноту Лена,
На полтона, чуть повыше,
Ноту выше я её возьму!
- Головой качает Гендель
Нам с портрета на стене:
«Что же, дети, вы творите,
Слушать вас досадно мне!»
- А Чайковский нам с портрета
Даже пальцем погрозил:
«Хорошо, что до потомком
Вот таких я не дожил!»
- Математика и русский,
И вдобавок ко всему
Музыка и пение!
- Мы в частушках рассказали
Вам о том, как тут живём.
Согласитесь, что неплохо
Под гармошечку поём!
- Ой, спасибо гармонисту,
Хорошо играл для нас.
Ему весь наш классный класс!
III. «Что мы знаем о частушке?»
Ответить на три вопроса, приготовлены карточки (время).
1. Частушки - это … (коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием).
2. Под какой инструмент исполнялись частушки? (Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки).
3. Где появились частушки? (Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка).
IV. «Импровизация».
Исполнить домашние заготовки «Задорные частушки». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.
- Ставьте ушки на макушки,
Мы поём для вас частушки
Я посеяла горох.
У меня теперь вопрос:
Что же делать, чтобы рос?
- Посадила я капусту
Вдоль забора густо-густо,
Но и тут не повезло –
Сорняком всё заросло!
- ох, беда, беда, беда!
По колено лебеда!
Урожай совсем мой плох.
Виноват во всём горох!
«Озорные ребята».
Исполнить домашние заготовки «Школьные страдания». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.
- В нашем классе на окошке
Расцвели цветы в горшочке,
Белый, красный, голубой –
Давай встретимся с тобой!
- Ты за партою сидишь,
На меня и не глядишь.
Каков будет твой ответ:
Может, «да», а может «нет»?
- Безразличный ловлю взгляд
И тому совсем не рад …
На окне цветут цветы,
«Нет!» - ответила мне ты.
V. «Расскажи о себе с помощью частушки».
- Мы в учёбе первые,
Во всём всегда примерные.
Педагоги хвалят нас –
Весь наш дружный 5 класс.
- Возникает вдруг проблема –
Не решаем сгоряча.
Все проблемы разбираем
Только вместе, сообща.
- В нашем классе есть ребята
Как в учёбе, так и в жизни
Они в нашем классе есть,
Они – гордость наша, честь!
- В небольших своих припевках
Рассказали, как живём.
Что допеть мы не успели,
В другой раз уж допоём!
«Озорные ребята».
- Мы частушки пропоём,
В них расскажем обо всём.
Вместе с вами развлечёмся
И немного посмеёмся!
- Мы – спортивные ребята.
Кто нам скажет, что не так?
На футбол мы ходим часто
И болеем за «Спартак».
- У меня есть друг хороший,
Мы с ним не разлей вода.
Он поддержит и поможет,
Если вдруг случись беда.
- Наш учитель – капитан,
Ну, а мы – матросы.
С ним решаем сообща
- Все преграды одолеем,
Мели, рифы обойдём.
Мы с таким вот капитаном
Ни за что не пропадём!
VI. Подведение итогов.
Квятковский А. П. Поэтический словарь.
Золотая коллекция. Русские озорные частушки.
Т. Лагутина. Народные частушки.
Публикации по теме:
Кружок «Сударушка». В нашей группе мы создали мини музей "Русская изба". Там с детьми мы устраиваем посиделки. Один раз в неделю я провожу кружковую работу.
Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.
Следующая частушка
Частушковедение.
Ура! Вот и появился у нас новый раздел! Частушки - тема интересная, несложная и доступная всем!
И так, знакомимся с сударыней Частушко й.
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гуляньях, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. Под неё нередко и пляшут.
Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства
Принято считать, что частушка - исконно русский народный жанр, которая провела с нашим народом всю его историю существования. Однако, учены-лингвисты склоняются к тому, что появилась частушка во второй половине 18 века, и как-то сразу полюбилась народу и расползлась по всей территории нашей славной Родины. Единсвтенное место, где ее не принимали, и даже пробовали бороться - Донские земли. Казаки Были категорически против нее, считая ее песенкой некультурных, необразованных крестьян.
Частушки чаще поют под балалайку или гармонь. Но кто нам мешает спеть под гитару?
И так, мы идем на событие? Какое? Например на ДР.
Готовим частушку. Как готовим?
3 этапа:
1. выбрать мелодию и аккомпанимент
2. сочинить
3 обыграть.
1/ Акомпанемент может быть самый разный. От простых "Трех аккордов" до изысков. Я не мастер, так что предлагаю простой вариант:
1. Dm - Am - E - Am
2. D - A-E-A
Играем короткими боями из размера четыре четверти: рок, диско, марш и др. Кто чем богат и умеет пользоваться на данный момент.
2/ Сочиняем
- Выбираем тему. Написание частушки отличается простотой, лаконичностью и юмором. Частушка не требует выских поэтических изысков, витиеватых образова и красивых строк. Она пишется по приницпу :"о чем вижу, о том пою". Быстро, просто, не загружая восприятие зриетля сложными текстами. Мне удобнее слова сразу класть на выбранную мелодию.
Чаще всего рифмуются 2 и 4 строчки, но можно 4 петь "не в кассу" тогда в некоторых случаях будет даже прикольно. В этом случае строчку желательно обыграть эту строчку, сделать перед ней игривую паузу.
- Может быть проигыш (Эх ма, опа. ), а может и не быть. Проигрыш или "зазывалочку" рекомендуется все-таки использовать. Это дает возможность людям подвигаться, расслабиться, переключиться с куплета на куплет. Если такой проигрыш не имеет собственного текста, то можно попросить зрителей подпевать (ухать, пританцовывать, хлопать в ладоши и тд). То есть подключить аудиторию. Такие проигрыши исполнять можно быстрее и подвижнее, чем сам куплет. Если куплетов бесконечно много, то проигрыш выполнит работу связки между ними. Куплет же несколько замедлить, что бы люди могли разобрать слова, уловить юмор песни.
- Последний куплет (или два) следует посвятить своим зрителям. Это могут быть поздравления, слова благодарности, пожелания добра и счастья (или чего душе угодно). Таким образом мы и публику уважим, и подведем наши частушки к логической точки, и закончим номер приятным впечателнием о себе. Кому же может быть не приятно, когда ему (зриетлею) вы поете добрые слова?
- и пару слов о рифме. Принято считать, что рифма - это то без чего стихи не имеют права на существование. Это не так. КТо пишет, уже наверно, замечали что можно обойтись и без нее. Вот то немногое, что хотелось о ней сказать, но как-то забылось на тусовке.
Стихи. Оцениваем рифмы:
"Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ли
Смиряться перед ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть? Забыться. " - слова из монолога Гамлета. Вряд ли кто будет спорить, что Шекспир недостаточно талантлив но рифмой здесь не пахнет. Зато красивый ритм. Ритм куда важнее. И все же рифма, для нас является самым привычным отличием стихов от прозы. Правда? Кто-то не берется писать стихи-песни, потомоу что не дружит с ррифомой. КТО-то рифмует легко, но сам себя считает "рифмоплетом", потому что чувствует: "для настоящих стихов чего-то не хватает",
"Трудно поверить, но рифма, столь привычная для нас черта стихотворения, появилась в мировой поэзии довольно поздно. Древнегреческие "Иллиада" и "Одессея", англосаксонский "Беовульф", финская "Калевала", старофранцуская "Песнь о Ролланде" и многие другие произведения написаны безо всякой рифмы. Одними из первых рифму стали использовать арабские поэту (где-то в 7 веке). Затем эстафету перехватили прованские трубадуры. В их руках рифма зацвела буйным цветом, хотя и не вытеснила нерифмованных стихов.
Классическая русская поэзия вообще началась с рифмы и расставаться с нею не собирается. В то же время многие западные поэты уже давно воротят нос от рифмы, как от чего-то пошлого и банального. " (Цитата из книги Сергея Кария "Оседлать Пегаса или Как писать стихи").
Для чего я тут столько серьезных слов сказала, и даже не поленилась перепечатать из книги? А для того, что бы дать зеленый свет тем, кто не очень дружит с рифмами, а писать хочет. Или хотя бы попробовать. Слышите? Рифма не главное. Попадайте в такт, в ритм куплета. А с чувством ритма у вас у всех порядок. Вы же гитаристы. А гитарный аккампанимент и есть ритм, что не возьмите. И бои, и переборы - это разнообразные ритмы. Так что дерзайте!
Кстати, то что ритм важнее рифмы, это не только про частушки)) Это про стихи и песни вообще)
3 Обыгрываем.
Как нельзя исполнять частушку? Скучно, серо, монотонно. Частушка - это уже самостоятельный маленький праздник. Этот жанр по умолчанию таким является. Цель частушки - развеселить народ, обратиь внимание на какие-то события в мире (в нутри коллектива, в любви, политике и тд). Но прежде всего - нести радость людям. Поэтому, продумывая частушку, помните о том, как Вы будете смотреться с ней.
Обязательные атрибуты для исполнения частушек: улыбка, радость, движение, пританцовывание.
Вспомогательные: яркие краски. Используем энергию цвета для создания дополнительных ярких пятен в образе. Например, это могут быть цветы, ленты, броши, платки, шарвы, элементы народного костюма (если вы оденете народный яркий костюм полностью - будет просто супер! Но не всегда это возможно, к сожалению). Яркие цвета привлекают внимания, и несут в себе дополнительную энергию. Самый беспроигрышный вариант - алые, красные. Взгляды ваших зрителей зацепятся за красный цвет. Это закон природы. Пользуйтесь этим. Вот только прежде чем выходить на публику, попробуйте дома поиграть с цветами. Если у вас есть в задумке надеть что-то красное, попробуйте на соклько вам самим будет с этим цветом комфортно? Многие люди как раз чувствую неуютно себя с красными цветами, видимо, как раз из-за можщной энергии цвета.
4. Исполняем. Классного вам исполнения и интерсной работы над частушкой. Да прибудет с вами творческая сила и радость)))
Варианты окончания частушек (обращение к зрителям):
1. Мой, авторский. Дарю его своим любимым одноклассникам))
А кто слушает частушки, не стесняйся выходи!
Ты бери гитару в руки, с нами заводи!
эх ма опа, песнею зажги!
эх ма опа- радость подари!
А у нас закуска стынет и стаканы на столе!
Поднимаю тост за дружбу и за вас за всех!
эх ма опа! Всех вас обнимаю!
эх ма опа! Счастья вам желаю!
2. Не знаю откуда. Народный наверно. Я его с детсва знаю:
Я пропела вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь я вас прошу,
Что бы вы похлопали!
Ниже ссылки на частушки, которые прозвучали в нашей Школе и вдохновили меня на написание своих и подготовке этой теме.
Отдельное спасибо за вдохновение Татьяне Знаменской и Елене (Бад). Русланочке за техническую и моральную поддержку. И конечно же любимой Алене за добрые слова, бесконечную веру в своих учеников и любовь к нам неугомонным))
Пост №2 - Ответ Елены (Бад), после которого я пошла сочинять частушки.
Не знаю, как указать кокретный ролик, ссылку на него не вижу. В этой теме пост №2, Анна Митюхина читает Лигурию. Но До скороговорки, поет собственные частушки. Считаю своим долгом обратить Ваше внимание на них, очень уж там текст хороший. Есть о чем задуматься
Вложение 2937
Ну и напоследок, текст частушек (с комментариями), исполенные мной в финале. Школьные)
А у нас весна настала,
Масленицу в гости ждем!
Приходи блинков нажарим,
Потом чучело зажжем.
Эх ма опа! Мы блинков нажарим.
Эх ма опа! И сами их съедим.----------------- Не в рифму вообще! Зато здесь гнездится юмор. Можно ожидать зрительское одобрение))
Как на тренинге в Москве
Отрывались дружно!
Песни, шутки до зари,
А что еще нам нужно?
Эх ма опа, Америка-Европа.
Эх ма опа. ----------------------- тут было интригующее глубокомысленное молчание
А участники тусовки
Ждут, пока закочу я.
Что б скорей поставить в Чате
Те заветные три Я.
Я! Я! Я!
Ставим Три я, записываемся выступать. ----------------- тут вообще не в рифму и не в такт, зато по существу текущего момента. Зрители понимают о чем я, и хихикают.
Я пропела вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь я вас прошу,
что бы вы похлопали.
Хлоп, хлоп, хлопаем в ладоши.
Хлоп. Хлоп. Настроения вам . хорошего! ------ тоже в ритм не уложилась, зато есть повод попрактиковаться с эмоциаональными паузами.
Следующая частушка
В основе ритмического строения частушек лежат обычные для литературного стихосложения стопы (двусложные и трехсложные). Исполнение частушки и под балалайку, и под гармонь, и без музыкального сопровождения приводит к тому, что ритмическая четкость метрического стиха в ряде случаев исчезает, заменяясь музыкально-тактовым ритмом. Значительно чаще, чем сохранение единообразия ритма в стихах, в частушках встречаются ритмические перебои, столкновение стоп с разными ударениями, укорачивание или удлинение строки. Ритмическое строение стиха частушки исключительно многообразно.
Наряду с сохранением в частушках какого-либо стихотворного размера
Глянь-ка, миленький на небо,
После неба на меня.
Как на небе тучи ходят,
Так на сердце у меня
обнаруживаются всевозможные изменения ритма, причудливые сочетания различных ритмических фигур. Таковы, например, частушки:
Он пришел да поздоровался,
Я руку подала, —
Сама девчонка пристыдилася
Глазком ему не повела.
Сероглазый дроля милый,
Не делай боле так,
Под мои веселы песенки
Играешь кое-как!
Ты сирень, сиреночка,
Голубая веточка,
До чего к дроле пристала
Серенькая кепочка.
Ритмическое богатство частушки все же можно свести к некоторому единству. Шептаев в связи с этим замечает: «Частушечная строка имеет музыкально-тактовое измерение. В строке учитываются тактовые доли, не совпадающие со слогами. В разных слогах строки содержится разное количество (от 1 до 2) долей, смотря по напеву. Как правило, в строке насчитывается восемь долей, и ритм частушки обычно определяется как восьмидолышк. Кроме количества долей, в частушке, как и в песне, учитывается количество опорных слогов в строке. В каждой строке частушки бывает два опорных слова в отличие от песенной строчки, где бывает и другое их количество. На этой ритмической основе народ создал многообразие йшие музыкалыю-мелодические рисунки».
Напев и назначение частушки определяют и количество слогов в стихе. Для лирических частушек («прогулочных» — исполняемых во время гулянья, «посиделочных» и др.) характерно 8—16 слогов в частушечной строке; плясовая частушка нередко бывает с укороченной строкой в 4—5 слогов или сочетает укороченную строку с обычной:
Эх топну ногой,
Да притопну другой,
Чтобы милый был хорош
На гулянице со мной.
Четкое деление частушек на строки-стихи связано с рифмовкой. Рифма частушек настолько разнообразна, насколько это позволяет четверостишие. Четыре стиха частушки могут рифмоваться попарно:
Я миленочка жалею,
Вспомянуть дома не смею
Где уж, где уж вспомянуть —
Боюсь в окошечко взглянуть.
Наиболее часто встречается перекрестная рифмовка (рифмуются отдельно нечетные и четные строки, или одни четные):
Одна звездочка сияет,
Одна на небе горит;
Один дролечка мечтает,
Со мной речи говорит.
Как бы не было погоды
Не летал бы белый снег.
Кабы не было кровинки
Не ходил гулять бы ввек.
Встречаются также и другие виды рифмовки: кольцевая (охватная) рифмовка, рифмовка трех (например: первой, второй и четвертой) строк, рифмовка всех строк частушки:
Славушку наносят.
Говорят пустое!
Бабы всяко наплетут,
Поговорят да бросят.
Уж завлечь-то завлеку,
Пускай ходит за реку, —
По льду-снегу, по насту:
Пусть походит попусту.
Меня милый провожал
У меня платочек взял;
Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал.
Рифмовка отделяет один стих от другого, придает стройность четверостишию. Во многих случаях она содействует смысловому выделению частей частушки. В частушке чаще всего отделены по смыслу первые две строки от вторых двух строк; с этим связано преобладание перекрестной (с обязательным опорным рифмованием второй и четвертой строк; первая и третья строки нередко не рифмуются) или парной рифмовки. Другие формы рифмовкц встречаются значительно реже.
Рифмы обычны мужские (ударение на последнем слоге) и женские (ударение на втором слоге с конца); дактилическая рифма встречается как исключение. Полная рифма довольно редка; обычно это простые формы рифмы (например, глагольная) или повторение гласных (реже согласных) звуков, образующих конечные созвучия.
В частушках встречается не только рифмовка последних слогов, но и внутренняя рифма, часто связанная с звукописью, а также единоначатие строк. Звукопись особенно богата в плясовых частушках; в них повторение одних и тех же звуков создает ритмическое подчеркивание, ритмические акценты, имеющие в пляске особое значение. Таковы частушки:
Тучки в кучке, тучки в кучке,
Посередке облачок.
Кто же, кто же это иде —
На распашку пиджачок?
Повтор в приведенной частушке звуков «ч», «к», «т», сочетаемых с «е» и «и» (произносимых одинаково в неударных слогах), «инструментирует» четверостишие. Так же богата инструментовка следующей частушки (в которой она к тому же сочетается со своеобразным изменением ритма, отвечающего пляске):
Нету Коленьки-Николеньки,
Нету Колиных речей.
Охти-ахти, не мог прийти,
Не мог товарища найти.
Пример единоначатия строк, также важного в ритмическом и смысловом строении текста, дает такая частушка:
Чтобы шали не слетали,
Чтобы кисти не сплелись,
Чтобы люди не слыхали,
Что мы с милым обнялись.
В приведенном примере фактически рифмуются первые и
последние слова в стихах.
Частушки, несмотря на свою краткость, нередко имеют довольно сложное композиционное строение. Простейшая форма частушки — повествовательная, в ней содержание объединяет все четыре строки; но обычно третья и четвертая строки противостоят началу или дополняют и разъясняют первые две строки. Так, начало частушки говорит:
О том, что видит девушка в окне, говорят заключающие строки:
От реченьки идут двое:
Колечка да Лешечка.
Противоположение частей видно в таком тексте:
Тише, тише, тишина,
Идет гармошка Мишина
Еще лучше Васина,
Всю беседу скрасила.
Первые две строки могут говорить о действии, третья и четвертая — о реакции на него:
Дроля двери отворяет,
Шарфик белый в переплет.
Мы с подружкой рассмеялись,
Кого ждали, тот идет.
Третья и четвертая строки нередко детализируют первые две, имеющие характер завязки:
Я сидела у окошка,
Вижу: миленький прошел
На руках больша тальянка,
На беседушку пошел.
Принцип деления частушки на две части, первая из которых зачинает, вторая же развивает, расшифровывает, объясняет то, о чем идет речь, — основной принцип композиции текста. Естественно, что традиционный прием параллелизма, в котором обязательно сопоставление не менее чем двух образов, вошел в частушку как основной композиционный принцип этого жанра. Обычно это логический (прямой) параллелизм:
С неба звездочка упала,
Улетела за леса;
Вся любовь моя пропала, —
Ушел милый от меня.
Принцип деления частушки на две части собственно и обусловил широчайшее использование в этом жанре параллелизма. Этот же принцип привел к тому, что в частушку входит и становится обычным явлением формальный параллелизм. Этот прием, в котором при сопоставлении нет и попытки установить логическую связь между сопоставляемыми образами, породил множество частушек. Таковы многие частушки, использующие зачин «С неба звездочка упала», но без прямой параллели к нему.
С неба звездочка упала,
Ровно ягодиночка.
Для кого милый плохой,
Для меня картиночка.
С неба звездочка упала
На сарайчик тесовой.
Отдай, миленький, колечко
И платочек носовой.
При исполнении таких частушек объединил их запев. В результате частушка приближалась к песне; но тождества с песней не было потому, что содержание отдельных частушек оставалось самостоятельным.
Из формального параллелизма рождается частушечный запев, объединяющий тексты частушек в серии. Запевы частушечных серий различны. Традиция их сохранена и в частушках послереволюционного времени (см. серии частушек с запевами: «Эх, яблочко. », «Я на бочке сижу. » и др.).
Частушечные серии выразили тенденции жанра к расширению своих узких рамок. Об этом же говорит использование в частушках припева, что тоже приводит к серийности текстов. Припев в частушке может быть различен. Он может следовать за частушечным четверостишием и может включаться в самую частушку, образуя в ней повторяющиеся вторую и четвертую строчки. Обе формы припева могут объединяться, как это видно в следующей частушке:
Мы на лодочке катались,
Вспомни, что было,
Не гребли, а целовались,
Ну наверно, забыла.
Забыла, ты, забыл и я,
Забыли навсегда
Выделенные строки — припев, включаемый в разные тексты. Таким же припевом являются включаемые в частушку слова: «золотистый-золотой», «не качай, брат, головой», например,
Пароход плывет Анюта,
Золотистый-золотой,
На нем белая каюта,
Не качай, брат, головой.
Частушечные серии, образованные некоторыми типами запева или припевом, выделяются также особой мелодией, на которую частушка поется; в этих случаях сама серия получает название по запеву или по словам припева (см. «Золотистыйзолотой», «Сирень цветет», «Яблочко» и т. д.). Напев, однако, и сам по себе и по какой-либо особенности исполняемых на него текстов может явиться признаком, по которому выделяется данный тип частушек. Так выделяется по напеву (а часто и по тексту) «Подгорная» («Как подгорную плясать надобно уменье. »), «Матаия», знаменитые двустрочные «страданья» («Хорошо страдать у пруда, далеко ходить оттуда»; и ряд других.
Выделяя главные типы композиционного строения частушек, следует отметить также тип монологический и диалогический. Частушка этого типа представляет обращение к кому-либо или передает чей-либо разговор. Такова, например, частушка, передающая диалог влюбленных:
— Ах, ты, ягодка ты мой,
Все корят меня тобой.
— Дорогая, я не рад,
Самого меня корят.
или частушка — обращение к матери:
— Ты, родима матушка,
Побереги без батюшка;
Ты на брата не гляди,
Поутру рано не буди.
Форма разговора или монолога позволяет в частушке обрисовать отношения тех, о ком идет речь. Эта форма ведет к драматизации исполнения частушек. Исполнение лирических или плясовых частушек несколькими певицами по очереди дает возможность ввести серийность текстов несколько иного рода, чем это бывает в частушках, объединяемых общим запевом, припевом или мелодией. В этих случаях серия образуется в результате обращения поющих друг к другу или к гармонисту. Монологическая форма часто используется как начало — «заставка» — пения частушек. Поющие по очереди девушки в таких случаях обращаются к гармонисту с просьбой о чемлибо или характеризуя его самого и его игру.
Гармонист какой хороший,
Сердце беспокоится.
Разрешите, гармонист,
С вами познакомиться.
Не хотела я плясать,
Не хотела выходить, —
Гармонист какой хороший,
Ему надо угодить.
Гармонисту на гармошку
Брошу розовый платок, —
Играй, Ваня, веселее,
Играй, аленький цветок.
После группы частушек-обращений к гармонисту обычно следуют частушки разного характера и содержания. Завершается цикл частушек в таких случаях, нередко, благодарностью гармонисту.
Эх, спасибо тебе, Ваня,
За хорошую игру,
Я плясать больше не буду,
Петь я больше не могу.
Вот спасибо тебе, Ваня,
Хорошо ты нам играл,
А еще тебе спасибо —
Ты игру не изменял.
Вот спасибо тебе, Ваня,
Вот спасибо два раза
За хорошую игру
И за черные глаза.
Вариации обращений к гармонисту и благодарности ему за игру очень многообразны.
Форма диалога в исполнении частушек также создает особую их группировку: частушки исполняются как разговор между поющими девушками. Выразительные примеры разговора частушками приведены в книге 10. М. Соколова «Русский фольклор».
Следующая частушка
Приобщение детей к народному искусству.
«Знакомство с частушкой» (подготовительная группа).
Конспект предоставила воспитатель подготовительной группы
город Свободного МДОАУ д/с № 5
Мычкина Ирина Николаевна.
Тема: Без частушек прожить можно, да чего – то не живут».
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкально - художественная.
Цель: познакомить с характерными признаками частушек. Знакомить с плясовыми частушками и частушками, исполняемыми в разных регионах России. Воспитывать желание петь частушки и интерес к ним.
Активизация словаря: страдания, лирическая частушка, посиделки, припевка.
Я пойду, да разойдуся
По зеленой по траве.
Все волнуется во мне.
Воспитатель: Ребята, что я сейчас спела, песню или частушку?
Ответы детей.
Воспитатель : Правильно с песней частушки не спутаешь. Частушки – это коротенькие плясовые песенки. В разных частях России народназывает их по разному: «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось название этим плясовым песенкам – частушки.
Ребята давайте послушаем частушки, которые приготовили дети дома.
Эй, девчонки хохотушки
Запевайте – ка частушки,
Чтоб порадовать гостей.
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире
Не одна иду плясать
Нас идет четыре.
Не хотела выходить.
Стояла и стеснялась,
А гармошка заиграла,
Я не удержалась.
Если б не было воды
Не было б и кружки,
Если б не бело девчат
Кто бы пел частушки.
Воспитатель: Ребята! Действительно, где и кто поет частушки?
Дети: Частушки исполняются на посиделках, на гуляньях. Пела их в основном молодежь.
Воспитатель: Поэтому неудивительно, что главными героями частушек являются парень и девушка. Большинство частушек посвящено теме любви.
Выходит девочка в сарафане расшитом петухами. Поет.
У меня на сарафане
Петухи да петухи.
Когда вырасту большая –
Воспитатель: А еще в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни - над девушками, жители одной деревни – над жителями другой.
Как детсадовские ребята
Стали моде подражать
Надели белые рубашки,
Шеи грязные видать.
Ой, подруженьки, беда!
Ребят поела мошкара.
Только те осталися,
Что дустом посыпалися.
Воспитатель: Ребята, а о чем еще поется в частушках? Кто может спеть эти частушки?
Ответы детей.
Дети: Есть частушки шуточные, в них высмеивают нерадивых людей, есть частушки – страдания.
Воспитатель: много частушек сочиняется и в наши дни.
Девочка поет частушку.
Как у наших у мальчишек
Голова из трех частей
И коробка запчастей!
Ребята, скажите, послушав эту частушку, что можно сказать.
Дети: Эта частушка про наших мальчиков. Потому что они любят играть с машинами и разными запчастями.
Воспитатель: Конечно, можно сказать, что частушкам много лет. Почему, как вы думаете? (ответы детей). В наше время все так же сочиняют, и пою частушки.
На прилавке магазина
Мы пришли и поглядели,
Стали дыбом волоса.
Мой братишка Ипполит
На горшке три дня сидит.
Говорит он нашей маме:
«Знаю все теперь о «Раме!»
Воспитатель: Ребята, какие это частушки? Они относятся к современным частушкам или нет?
Дети: да эти частушки современные. Потому что, в магазинах поднялись цены на все продукты, по телевизору показывают много реклам.
Воспитатель: Может из детей кто – то знает частушки.
Дети исполняют частушки (Молодцы)
Воспитатель: Больше всего встречается плясовых частушек. У таких частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточными, даже озорными.
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Дети вместе повторяют частушку по музыку. Выполняя танцевальные движения.
Воспитатель: ребята, что самое главное для пляски.
Воспитатель: правильно, поэтому и в ладоши прихлопывают когда «русскую» пляшут.
Мальчик и девочка в русских народных костюмах исполняют.
Разойдись, народ,
Меня пляс берет,
Себя людям покажу.
Дайте крынку молока,
Воспитатель: Как можно охарактеризовать частушки. Какие они!
Дети: Шуточные, веселые, озорные. Показывают страдания.
Воспитатель: В разных местностях частушки поются на разный мотив. Есть частушки, которые называются «Семеновна»
(музыкальное прослушивание частушек)
Сорву я веточку, сорву зеленую;
Сыграй, гармонист, спою Семеновну.
Как Семеновна сидит на лесенке,
А про Семеновну поются песенки.
Воспитатель: Есть частушки, которые называются «Ярославские ребята». Их поют в Ярославской области.
А вот на Волги пою песенки – страдания.
«Страдать» - это значить любить.
Хорошо страдать весною
Под зеленою сосною.
Хорошо страдать у печке –
Ноги в тепленьком местечке.
Воспитатель: чем частушки страдания отличаются от плясовых?
Дети: отличаются ритмом. Страдания поются медленно, протяжно в отличии от плясовых, под них хочется, пустится в пляс.
Воспитатель: А какие передачи вы смотрите по телевизору, где пою частушки?
Дети: «Играй гармонь», «Семеновна», «Шутка за шуткой».
Воспитатель: Ребята у нас в гостях ансамбль «Девчушки – веселушки». Встречайте!
Мальчики в русских народных сарафанах.
1 ребенок: Пропоем мы вам частушки. Можно?
Воспитатель: Без сомнения.
2 ребенок: И мы такого мнения.
Частушки:
Разойдись народ
Меня пляска берет.
Пойду, попляшу, себя покажу.
Эй, топни нога, топни правенькая,
Все равно плясать пойду, хоть и маленькая.
Говорят я боевая,
Боевая ну и что ж
Моя мама боевая,
Ну, а я тогда в кого ж?
В кухне веник я нашел
И квартиру всю подмел.
Но осталось от него
Три соломинки всего.
Возле речки, возле быстрой
Всё фиалочки растут.
Без частушек прожить можно
Да чего – то не живут.
И ночь сыра, и трава в росе,
И спать пора, частушки все.
Ой, ребятушки, беда
Нам заканчивать пора.
Нету время на частушки,
На прогулку нам пора.
Дети по веселые частушки выходя из зала.
Публикации по теме:
Башня для человека-паука Подготовительная логопедическая группа «Вьюнки» город Белогорск Амурской области. Мдоау 12. Наша группа логопедическая. Работаем с детьми.
Выставка-конкурс «Символ 2015 года» На кануне Нового года в группах общеразвивающей направленности МБОУ Сунская СОШ прошла выставка-конкурс "Символ 2015 года". Родителям вместе.
Частушка-диалог
— Дорога подружка Катя,
Ты скажи мне свой секрет:
Как с залеткой расставалась,
Сердце билось или нет?— Дорога подружка Женя,
Я скажу тебе одной:
Когда с залеткой расставалась,
Сердце билося волной.— Подошла я к быстрой речке,
Встала на коленочки:
Скажи, речка, два словечка,
Что делать мне, девочке?— Отвечает да мне речка:
«Милая товарочка,
Уважай, так не изменит
Дорогой забавочка».— Уважать я не согласна,
Расхорошенькой ты мой.
Пускай тая уважает,
Кая бегат за тобой
Композиционное строение и группировка частушек, как видно, в ряде случаев ведет к своеобразию в построении и расположении текстов при их пении. Сохраняя самостоятельное значение, каждое четверостишие может быть связано с другими темами, образами, содержанием. Однако в подавляющем большинстве случаев частушечные двустишия и четверостишия независимы друг от друга и исполняются как отдельные, связанные между собой только общим напевом песенки. Лучшие из песенок-частушек независимо от того, взаимосвязаны они или нет, — образны, подлинно поэтичны. В частушках часто использованы сравнения. Сравнения в отдельных случаях повторяют параллелизм:
Какая острая пила
В елочку впилилася,
Какая глупая была
В мальчика влюбилася.
— Как пила крушит, пилит,
В елочку впилилася, —
— Так мое сердце болит,
В мальчика влюбилася.
Параллелизм и сравнение в приведенных текстах имеют общие образы (приведенные частушки отчасти совпадают и словесно: ср. вторые и четвертые строки). Но гораздо чаще образное сравнение частушек независимо от параллелизма («Пускай миленький походит, как лиса за белочкой»; «Как на небе тучки ходят, так на сердце у меня»; «Как туман падет на землю, падет серая роса, так с печали помутились мои серые глаза» и т. д.).
Широко используются в частушках метафоры и метафорические выражения. Частушка говорит о «березке, всем ветрам покорной»; девушка желает, «чтобы милого ударило в тоску», о парне говорится: «пусть посохнет зимушку». Иногда на метафорическом образе строится вся частушка целиком.
Во чужих людях живу,
По востру ножику хожу,
Гнется ножик во дугу;
Я потрафить не могу.
Нередки в частушке и метонимические образы. Так, говоря
о парне, увлекающем девушку, частушка упоминает о его
одежде.
Все ребята в картузах,
А мой милый в кепке.
Проклятая кепка
Завлекает крепко.
Часто встречается в частушке традиционная для народного творчества гипербола. Например: девушка будет любить милого, пока «в морюшке до донышка не высохнет вода»; вспоминая о встрече с милым, о свидании, девушка признается, что он «сколько звездочек на небе, столько раз поцеловал» и т. д.
Различные приемы образности, разные средства поэтического языка при создании частушек делают этот жанр коротких песенок выразительным и точным в обрисовке художественного образа, в создании картин живой действительности. Богатая образность при лаконичности текста типична для лучших образцов жанра. Именно это и заставило А. М. Горького в 1934 г. обратить внимание молодых писателей на частушки. А. М. Горький писал: «Я предлагаю молодым литераторам обратить внимание на «частушки» — непрерывное и подлинно «народное» творчество рабочих и крестьян. Много ли мы найдем в частушках проиинциализмов, уродливых местных речений и бессмысленных слов? Отбросив в сторону подражания частушкам, сочиняемые свободомыслящими мещанами и скептически настроенными путниками, мы увидим, что частушки строятся из чистого языка, а если иной раз слова у них сокращены, изменены — это делается всегда в угоду ритму, рифме»
Читайте также: