Занимательные задания по русскому языку 4 класс и в шутку и всерьез

Обновлено: 22.11.2024

- Родиной пунктуации считают Грецию. Знаки препинания появились в середине X века. Уже тогда в греческих и латинских рукописях использовались знаки препинания. В древнерусских летописях употреблялись разные сочетания точек с другими знаками: (. ) крест (+), волнистая разделительная черта, двоеточие, точка. Впервые правила пунктуации были сформулированы в книге «Грамматика словенская» (1596 год), написанной Лаврентием Зизанием. А в 1618 оду вышла в свет книга Мелентия Смотрицкого «Грамматика», в которой были правила пунктуации и назывались 10 знаков препинания: отдохновение (запятая), долгое отдохновение (двоеточие), полуточка (точка с запятой), вместительный знак (скобки), удивительный знак (восклицательный), молчанка (тире) и другие.

- Прочитайте следующие строки. Почему они вызвали у вас смех? Что не учел автор при постановке знаков препинания? Расставьте правильно знаки препинания.

Едят там вилками компот

там пьют из чашек бутерброд

из хлеба с сыром там котлеты

с начинкой сладкой суп с фасолью

из мяса свежего котлеты

в тарелках все там варят с солью.

- Сделайте вывод о нужности знаков препинания.

- Прочитайте эту записку. Что в ней сообщается? Измените некоторые слова по правилам морфологии, а затем по правилам синтаксиса составьте предложение.

Место найти грибное я от ребята три березки север идти не корзины большие забывать захватить.

Справка. Ребята! Я нашел грибное место. Идите от трех берез к северу. Не забудьте захватить большие корзины.

- Прочитайте предложение, объясните постановку запятой. Правильно ли она поставлена? Исправьте ошибки!

Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.

Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.

- Как видим постановка запятой дает возможность по-разному осмыслить предложение, а иногда может привести к серьезным осложнениям в жизни. Послушайте пунктуационную историю.

Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения поставить

«статую золотую, пику держащую».

Когда же опасность миновала, ему не захотелось нести такие расходы, и он распорядился: «Поставить статую, золотую пику держащую»,

- чем значительно сократил свои расходы. Еще большее значение приобретает запятая в предложениях

«Казнить, нельзя помиловать!» и

«Казнить нельзя, помиловать!»

Вот почему мы и отмечаем, что знаки препинания это не просто «крючочки», они помогают выразить разный смысл, они, «как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда…даже и вместо слов». (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко)

- Примером может «служить письмо без слов В.Гюго, который, закончив писать роман «Отверженные», послал такое письмо издателю: «?». Издатель также ответил без слов: «!». Как вы думаете, какими мыслями обменялись авторы писем без слов?

Справка. В.Гюго : «Ну как? Понравился ли роман, можно ли его издать?» Издатель: «Великолепно! Это самое лучшее, что я читал! Издам немедленно!»

- Прочитайте предложение, объясните знаки препинания. Сколько было на вокзале людей, встречающих Петра? Расставьте знаки препинания так, Чтобы встречающих было три человека. Какое правило вы использовали здесь?

На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.

Справка. На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата своего товарища.

- Прочитайте предложение, расставьте знаки препинания. Составьте схемы, используя горизонтальный вариант.

1. Собирались лодыри на урок

А попали лодыри на каток

Вы припомните тот двор

Где живут герои

2. Дуйте ветры в поле

Чтобы мельницы мололи

Чтобы завтра из муки

Испекли нам пироги

3. В синем небе звезды блещут

В синем море волны плещут

Туча по небу идет

Бочка по морю плывет

4. Горы встают у него на пути

Он по горам начинает ползти

(К.И. Чуковский)

5. Он рыбачил тридцать лет и три года

Но не слыхивал чтоб рыбка говорила

- Какой же знак самый важный?

Для ответа на этот вопрос вам предлагается инсценировка стихотворения С.Маршака.

Знаки препинания

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал Чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

Притащился кривоносый

Вопросительный знак

Задает вопросы:

Явились запятые,

Девицы завитые,

Живут они в диктовке, при каждой остановке. Прискакали двоеточие, прикатило многоточие

И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые:

Мы особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

- Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой! –

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,

Закричало: - Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой,

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

- Нет, - сказало многоточие,

Еле глазками ворочая:

- Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие,

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Вопросительный знак

Удивился: - То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился: - То есть как?

Так, - сказала точка,

Точка – одиночка. –

Мной кончается рассказ.

Значит, я важней всех вас.

- Говорят герои А.П.Чехова. Послушайте их и скажите, кто же из них прав, для чего нужны знаки препинания?

Тюремный смотритель Яшкин, любитель «пофилософствовать», беседует со своим приятелем – смотрителем училищ Пимфовым.

- Да – с! Что ни говорите Филипп Максимович, а в русском языке много лишних знаков препинания!

- То есть почему – же? – скромно вопрошает Пимфов… Хотя и много знаков, но каждый из них имеет свое значение и место.

- Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши знаки. Одно только мудрствование… Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит… В глазах рябит! Да и в книжках то же самое… Точка с запятой, двоеточие, кавыки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд… Для чего это?

- Как вы думаете, для чего нужны знаки препинания?

Справка. А.С. Пушкин так говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль…, дать фразе легкость и правильное звучание…» По мнению К.Г. Паустовского, они «твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». А.П. Чехов считал, что «знаки препинания служат нотами при чтении!. Вот какие «похвальные» слова были сказаны знакам препинания великими русскими писателями.

Следующий анекдот

1. Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.
Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, возрастной,
гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.

2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке .
Лей - _______________
Шей - ______________
Шёл - ______________
Лёд - _______________

3. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания.
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

4. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг – _____________________________________________________.
Верное средство – _________________________________________________.
Верный ответ – __________________________________________________.

5. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль,

рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе,
мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши
получившиеся словосочетания.

6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
Ответ:

7. Закончи пословицы:
У кого что болит, тот ____________________________________________________.
Где много слов, там _______________________________________________.
Долго спать, с долгом ______________________________________________.
Ехал бы воевать, да ленив __________________________________________.
За всё берётся, да _________________________________________________.
Тяжело в учении, _________________________________________________.

8. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.


Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни,
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.
1 группа_ ___________________________________
2 группа____________________________________

9. Укажите имя существительное женского рода:

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, тюль, депо

10. В каком слове количество букв и звуков совпадает, подчеркни это слово:

Предварительный просмотр:

Расставьте ударения в словах:

А Л Ф А В И Т,
В О Р О Т А ,
П А Р Т Е Р ,
И Н Ж Е Н Е Р,
И Н С Т Р У М Е Н Т,
П О Р Т Ф Е Л Ь,
Щ А В Е Л Ь,
Д О Б Ы Ч А,
К О П И Р О В А Т Ь,
У К Р А И Н С К И Й

Сколько мягких согласных звуков в пословице:

«Не трудиться, так и хлеба не добиться»?

К словам подберите антонимы:

РАНО –
РАССВЕТ –
ЗДЕСЬ –
УТРО –
ШИРОКИЙ –
ЗАПАД –

Вставьте вместо точек предлоги «В» или «НА»:

ИДТИ … ШКОЛУ;
ИДТИ … РАБОТУ;
ИДТИ . ТЕАТР;
ИДТИ … ОПЕРУ;
ИДТИ … БАЛЕТ;
ИДТИ … СТАДИОН;
ИДТИ …УНИВЕРСИТЕТ;
ИДТИ …ФАКУЛЬТЕТ.

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ

Прочитайте предложения, в которых пропущены все гласные. Вставьте их:

Л…Б…П…ТН…..Й СЛ…Н…Н…К СПР…С…Л, ЧТ… …СТ КР…К…Д…Л З… …Б…Д…М.

КР…К…Д…Л СХВ…Т…Л СЛ…Н…НК… З…. Н….С.

Прочитайте, что написано:

Как правильно написать:

У РЫБОВ НЕТ ЗУБОВ!
У РЫБЬЕВ НЕТ ЗУБЬЕВ!
У РЫБ НЕТ ЗУБ!

Заполните таблицу существительными в именительном падеже:

Какие полные имена собственные соответствуют этим уменьшительно-ласкательным формам:

1) Алька, Шуша, Шуся, Санюточка, Санко, Санчо, Шурёнок –

2) Тольянка, Толяй, Тоська –

3) Онька, Дюка, Адик, Дрюня, Дюнька –

4) Гога, Гоша, Гошаня -

Какое слово выражается двумя звуками, а обозначается одним знаком?

Запишите столько значений слова «корень», сколько можете вспомнить:

Запишите одним словом:

1) ОСТАНОВКА В ПУТИ ДЛЯ ОТДЫХА ВО ВРЕМЯ ПОХОДА –

2) САМЫЙ НИЗКИЙ МУЖСКОЙ ГОЛОС –

3) ТЕРРИТОРИЯ, НА КОТОРОЙ ЗАПРЕЩЕНА ОХОТА, ВЫРУБКА ДЕРЕВЬЕВ –

4) ВРАЩАЮЩАЯСЯ МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА ИЛИ ДРУГОГО СФЕРИЧЕСКОГО НЕБЕСНОГО ТЕЛА -

Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово (например: горсть – гость):

ВСЛАСТЬ –
СКЛОН –
ТЕПЛО –
ЭКРАН –
КРАСКА –
БЕДА –

В ПОЛЕ ТРАВЫ ХОРОШИ,
А НА РЕЧКЕ … .
Я РУКИ В ВОДУ …
И В ВОДЕ …. .
ВОЗЛЕ ПОЛЯ, МИМО …
ШЛИ КОЛЮЧИЕ … .

Найдите «третий лишний» (в каждой тройке слов одно - не родственное):

1) ЛЕС, ЛЕСТНИЦА, ЛЕСНИЧИЙ

2) ЛЕВЫЙ, ЛЕВ, НАЛЕВО

3) ДИВНЫЙ, УДИВЛЁННЫЙ, ДИВАННЫЙ

4) ВОДИЧКА, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ

5) ЧЕСТНЫЙ, ЧЕСНОЧНЫЙ, ЧЕСНОК

6) СМЕШНОЙ, СМЕШАТЬ, СМЕШИТЬ

Расположите синонимы в порядке усиления степени признака:

1) _ БОЛЬШОЙ, _ КОЛОССАЛЬНЫЙ, _ ГРОМАДНЫЙ;

2) _ ГЕНИАЛЬНЫЙ, _ СПОСОБНЫЙ, _ ТАЛАНТЛИВЫЙ;

3) _ ПРОТИВНЫЙ, _ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЙ, _ НЕПРИЯТНЫЙ.

Выделите приставки в словах:

1) ВОРВАТЬСЯ, ВОЕВАТЬ, ВОРОХ, ВОГНАТЬ.

2) ДОБРАТЬСЯ, ДОМАШНИЙ, ДОВЕРИТЬ, ДОБРОТА.

Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

ТРЕНЕР, РЕЗУЛЬТАТ, ЯРМАРКА, БАССЕЙН, ТЕЛЕГРАММА, РУЖЬЁ, РОСКОШЬ, ВОСХИЩЕНИЕ, ЕЩЁ.

Расставьте ударения в словах:

Д О С У Г, Н А Ч А Л, Т О Р Т Ы,
О Б Л Е Г Ч И Т Ь, П О Н Я Л,
Ц Е М Е Н Т, Р А С П О Л О Ж И Т Ь,
Б А Л О В А Т Ь, П Л А Т О,
П Р И Б Ы Л А.

Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье!

С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нём мы обитаем.

Выделите приставки в словах:

1) ПОЕЗДКА, ПОЛОСА, ПОЛЕВОДСТВО, ПОЛЕНО.

2) СОТРУДНИК, СОЛОВЕЙ, СОЕДИНЕНИЕ.

Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

ВЛАДЕТЬ МИРОМ –
МИЛАЯ ЛЮДЯМ –
ЛЮБИТЬ МИР –
СВЯТО СЛАВИТЬ –
ВЛАДЕТЬ ВСЕМ -

Распределите слова по родственным корням:

НАВОДНЕНИЕ, НАВОДЧИК, ВОДОЁМ, ПОВОДЫРЬ, ВОДОРОСЛЬ, ВОДИТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ПАВОДОК, ПОЛОВОДЬЕ, ВОДЯНОЙ, ВОДОЛАЗ.

Найдите «третий лишний»:

1) ВЕТЕР, ВИХРЬ, БЕЗВЕТРЕННЫЙ;

2) СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЯННЫЙ;

3) УЧИТЬ, ИЗУЧАТЬ, ЗУБРИТЬ;

4) СОЖАЛЕНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ЖАЛОСТЬ.

Замените следующие словосочетания одним словом:

Рисунки в журнале, газете, книге -

Сквозной проезд, прорытый под землёй –

Место, где получают и выдают деньги –

Свидетельство об окончании средней школы –

Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки.

Укажите, где предложения, а где словосочетания:

СТРЕКОЗЫ ПРИМЧАЛИСЬ. –
ПРОЗРАЧНЫЕ СТРЕКОЗЫ. –
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ. –
ЛИСТЬЯ ОПАЛИ. –
БЕЖИТ РЕКА. –
БЕГУЩИЙ МАЛЬЧИК. -

Какая буква наиболее «редкая гостья» в книгах, написанных по-русски?

В одно учреждение пришла телеграмма о прибытии иностранной делегации:

«ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ
ВСТРЕЧАЙТЕ».

Почему телеграмма вызвала недоумение у сотрудников?

Шарады (получите омонимы):

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь я в конфету

Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.

Замените одним словом:

Жвачное животное с очень длинной шеей -

Какие животные носят еду на спине -

Хищная рыба с острыми зубами -

Дикая роза с ярко-красными ягодами -

Исправьте ошибки в письме:

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на сонце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.

Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

В некоторых словах с целью экономии места повторяющиеся основное слово или корень обозначается значком (тильдой). Например, корень лес: ок; ной; ник Попытайтесь угадать «тильду» в данных словах:

1) ное сосуществование; по ить(ся);
ение; пере ие.

2) ливый человек; ственные возгласы;
ствовать хорошее начинание;
передавать кому-либо .

Прибавляя по одной букве к «загадочному» слову (имя существительное именительного падежа единственного числа), можно получить слова следующего значения:

1) Газообразное состояние -
2) Место отдыха -
3) Театральная принадлежность -
4) Теплица -

Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи:

КРОК…ДИЛ ЖИВЁТ В ПЕЩЕРЕ,
ЗАПИРАЕТ НА ….ОЧЬ ДВЕРИ,
ЗАЖИГАЕТ ВО…ЕМЬ СВЕЧЕК
И СТРЕКОЧЕ…, КАК КУЗНЕЧИК.
ПОЧ…МУ ЖЕ ДНЁМ ТОГДА
НЕ ….ТРЕКОЧЕТ ….ИКОГДА?
ДРУЗЬ… , ИЗ БУКВ, КОТОРЫХ Н…Т,
ЛЕГКО СОС…АВИТ. … ОТВЕТ!

Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов составят ещё одно слово.

ШИРОКИЙ –
ТВЁРДЫЙ –
СТАРЫЙ –
СКУЧНЫЙ –
БЕСПОЛЕЗНЫЙ –
НЕРЯШЛИВЫЙ –

Расставьте ударения в словах:

В Ы З Д О Р О В Е Т Ь,
К Р А С И В Е Е,
С Т О Л Я Р,
Ш О Ф Ё Р,
К В А Р Т А Л,
Д О К У М Е Н Т,
У Г Л У Б И Т Ь,
К А У Ч У К,
НА Д О С К У,
З В О Н И Ш Ь.

Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий.

С глухим траву она срезает,
Со звонким – и листочки объедает.

Найдите в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. (Они будут не в каждом слове!)

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ГРОМООТВОД, ПЯТИЛЕТКА, ВОДОПРОВОДЧИК, ПУТЕШЕСТВЕННИК, МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ.

Подчеркните имена существительные одушевлённые:

Кошка, ковшик, черепаха,
Туфли, воробей, папаха,
Лук, кабанчик, кабачок,
Платье, птичка, пиджачок.
Щука, ёрш, карась и роза,
Стол, сервант, сынок, мимоза,
Шило, ножницы, игра,
Танцы, зайчик, детвора.

Запишите одним словом:

ПОМЕЩЕНИЕ В ШКОЛЕ –

«Ходом шахматного коня », прочтите две строчки из стихотворения С.Я Маршака «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова: приставка, корень, суффикс или окончание:

Следующий анекдот

Сегодня, как и раньше, многие дети не понимают и не любят русский язык.

Звуки, буквы, занудные правила. Все кажется скучным и неинтересным.

И наша задача как учителей не только бороться с ошибками и повышать грамотность, но и заинтересовать детей этим нужным и увлекательным предметом.

Ниже приведены нестандартные задания, которые помогут решить эти задачи.

ВложениеРазмер
neobychnye_zadaniya.docx 87.45 КБ

Следующий анекдот

ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ» Тема: Слова с удвоенными согласными Выполнила: МБУ «Школа №32» ученица 2 «А» класса Веселова Ирина Тольятти 2019г.

Цель проекта: обобщить и закрепить знания с удвоенными согласными в словах. Задачи проекта: 1. Выбрать тему. 2. Собрать занимательный материал. 3. Придумать задания, для выполнения которых требуются знания по русскому языку.

Задание 1. Найди в стихотворениях слова с удвоенными согласными 1. Пассажиры на перроне Ожидают свой экспресс. В долгожданную субботу Все спешат умчаться в лес. 2. Хорошо братишке Ване Плавать дома в нашей ванне. А вот мне так не поплыть, Нужно мне в бассейн ходить. 3. В доме грязно, много сора, И кипит на кухне ссора. Спорят час уже два братца, Кто же должен прибираться.

Задание 2. Составь слова

Задание 4. Угадай слово К О Й Х Е К С Е Н И Т Н ТЕННИС ХОККЕЙ

Задание 5. Загадки Усы скользят по проводам – Он к остановке едет, к нам! Колёса прошуршали : « Наверно, долго ждали?» (Троллейбус) В этот день нас ожидает Лишь домашняя работа. Моет, чистит, прибирает День по имени … (Суббота) Чтоб каждый телевизор Работал без капризов, На крыше непременно Должна стоять … (Антенна)

Задание 6. Отгадайте ребусы СУММА Ш=ПП ГРУППА О = А , , + КАССА

Вывод Удвоенная согласная в слове – это орфограмма. Написание таких слов в корне надо проверять по словарю. При использовании занимательных заданий, правописание слов с удвоенными согласными быстрее запоминаются учащимися.

Читайте также: