Юмор и шутка в музыке
Обновлено: 26.12.2024
Презентация предназначена для обобщения знаний учащихся и овладения новыми жанрами музыки, в данном материале предусмотрены поисковые ситуации, связь с литературой, развитие ассоциативного мышления. Презентация может быть использована для урока музыки и внеурочной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
yumor_i_shutka_v_muzyke.ppt | 1.15 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЮМОР И ШУТКА В МУЗЫКЕ
В.А.Моцарт Турецкий марш
И.С.Бах Скерцо (шутка)
П.И.Чайковский Танец маленьких лебедей
М.И.Глинка Марш Черномора
Н.А.Римский-Корсаков Полёт шмеля
Ф.Шопен Собачий вальс
АДРИАНО БАНКЬЕРИ (1567 – 1634) Органист, музыкальный теоретик, композитор, создатель жанра мадригальной комедии.
« Festino nella sera del Gioved Grasso » ( Представление на масленицу) 1604 № 1 «Современные развлечения» - вступление № 6 «Состязание влюблённых» № 7 Мореска - гротескный танец, исполнявшийся в костюмах животных с привязанными к лодыжкам колокольчиками
№ 12 Контрапункт животных разуму Определите – голоса каких животных вы слышите
№ 12 Контрапункт животных разуму
Г.Р. Державин «Вельможа»: Осёл останется ослом, Хотя осыпь его звездами: Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами. О! тщетно счастия рука, Против естественного чина, Безумца рядит в господина Или в шумиху дурака.
Угадайте какое произведение звучит на «новый лад» и дайте название…
А.Луппов «Если бы Моцарт жил в Казани…» (шутка)
Надежды маленький оркестрик
Следующий анекдот
Великих композиторов и интересных произведений очень много. Чтобы прослушать всю музыку, которая написана - наверно одной жизни не хватит. Моя статья для тех, кто ищет весёлую классическую музыку, но не знает авторов и названий произведений или наоборот, знает музыку, но не знает автора. Может кому-то и пригодится)
1. Иоганн Себастьян Бах(1685 - 1750) “Шутка”
2. Йозеф Гайдн(1732 - 1810) соната №37 ре - мажор
3. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) "Маленькая ночная серенада"
4. Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) рондо-каприччио "Ярость из-за утерянного гроша"
5. Михаил Иванович Глинка(1804 - 1857) увертюра к опере “Руслан и Людмила”
6. Иоганн Штраус(1825 - 1899) полька “Трик - трак”
7. Петр Ильич Чайковский (1840 - 1893) русский танец “Трепак” из балета “Щелкунчик”
Если моя информация кому-то оказалась полезной - подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Удачного
Открытый урок по слушанию музыки
«Юмор и шутка в музыке»
Преподаватель: Толстоброва Марина
Цель: осознать место юмора и шутки в музыкальных произведения
- продолжить освоение музыкального языка и его выразительных средств;
-прививать умение анализировать музыкальное произведение;
- связывать жизненные впечатления с художественными образами.
Развивающая :
- создать условия для развития творческих способностей;
- развивать умение рассуждать о музыке;
- развивать умение передавать в движении характер музыки.
- создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке;
- воспитание слушательской культуры.
У: Сегодня у нас на уроке редкий гость – веселый старичок. Его придумал русский писатель Даниил Хармс. Но на самом деле этот веселый старичок очень известный синьор. Вот послушайте, какую историю рассказал о нем Д. Хармс, и вам станет ясно, что это за синьор.
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
"Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бyх-бyх!
Бy-бy-бy
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!"
Раз, yвидя паyка,
Страшно испyгался.
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
"Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гyль-гyль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да бyль-бyль!"
А yвидя стрекозy,
Страшно рассердился,
Но от смеха на травy
Так и повалился:
"Гы-гы-гы
Да гy-гy-гy,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, ребята не могy!
Ой, ребята,
Ах-ах!
У: Кто догадался что это за сеньор, который любит шутить?
У: Правильно. Вот и вы все улыбаетесь, а значит у сеньора Скерцо появилось много новых друзей. Ведь не зря поется в песне:
« С голубого ручейка,
Ну а дружба начинается с улыбки.»
У: А теперь скажите, пожалуйста, может ли жадина, злостный человек улыбаться и шутить?
У: Вы правы – иногда бывает такое – злая радость, злая улыбка. И даже ее и улыбкой не назовешь, а скорее злая усмешка, не улыбка, и гримаса. Ведь от улыбки должно становится светлее.
А у злодея в сердце мрак и холод. Вспомните, как злобно посмеялся мальчик Кай в «Снежной королеве» над розами бабушкой, когда сердце превратилось его в льдину. А ведь сколько шуток, забав, улыбок дарил он Герде и всем окружающим, до того как попал в плен в Снежной королеве. Оказывается улыбка – это что то вроде паспорта для веселого и доброго человека. И вот у нашего сеньора есть лекарство от дурного настроения. А если есть лекарство, то значит и есть рецепты. И вот с этими рецептами он готов поделиться.
У: Но для начало, давайте вспомним, как переводится с итальянского «скерцо»
У:Правильно. Вот поэтому наш сеньор просит отнестись к его рецептам серьезно. Тем более, что с ними вместе работают многие остроумные люди: писатели, музыканты, художники и даже клоуны.
У:А сейчас нам понадобятся смешные истории из вашей жизни. Итак, кто начнет?
(Дети рассказывают истории)
У: А почему вы так быстро рассказываете, тараторите?
Д: Потому что медленно смешные истории рассказывать невозможно.
У: Вот, а это и есть один из рецептов. Например, в пьесе «Пятнашки» С. Прокофьева, можно услышать то ли догонялки, то ли хохоталки, а может и то и другое: игра и смех одновременно. Но прежде чем мы послушаем с вами это произведение, давайте вспомним: С. Прокофьев – что это за композитор?
Д: Это русский композитор.
У: Правильно. С. Прокофьев когда был маленький, водил тесную дружбу с крестьянскими мальчишками, они принимали участие в играх и театральных затеях. Одной из любимых игр были пятнашки. А что это за игра такая? Кто знает?
Д: Это когда водящий бегает за убегающими и пятнает их.
У: Правильно, это когда дети весело бегают друг за другом с веселыми криками поймавшего: «Пятнашка». И вот эту радость движения и задор игры мы с вами услышим в его пьесе. Давайте прослушаем это произведение, и попробуйте определить какой здесь характер.
Слушание пьесы: «Пятнашки» из цикла «Детская музыка» С. Прокофьева
У: Понравилось ли вам это произведение?
Д: Да, понравилось.
У: Какой характер пьесы?
Д: Веселый задорный.
У: Что вы представляли когда слушали это произведение?
Д: Как дети бегают друг за другом.
У: Молодцы. Но бывает часто, что и не уследишь когда начнется путаница. Например, в «Юмористическом скерцо» С. Прокофьева, поначалу перед нами предстает очень сердитый герой. Но что же происходит дальше, давайте с вами послушаем.
Слушание пьесы: С. Прокофьев «Юмористическое скерцо»
У: Какой вы здесь услышали характер?
У: Какая музыка была в начале?
Д: Как будто между фаготами разворачивается забавный диалог, в котором они словно пытаются перешутить друг друга.
У: А что происходит дальше?
Д: Музыка становится более плавной, лирической.
У: Правильно, а в репризе что вы услышали?
Д: В репризе звучит повторение.
У: Молодцы. И сколько таких путаниц и веселого озорства можно найти и в народных прибаутках. Вот например в такой:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабою в руке,
И давай дубасить коня на мужике,
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
У: Вот скажите, разве это не бессмыслица? А вот еще какая бывает чепуха – принц в опере С. Прокофьева влюбился в три апельсина и пошел за ними на край света. Не испугался даже грозного сторожа – повариху с ее страшным оружием поварешкой. А кто нибудь читал эту сказку?
Д: Нет, не читали.
У: Король узнает от медиков, что у его сына Принца плачевное состояние, и его сможет спасти только смех. Решают объявить праздник, утроить игры. Но все попытки рассмешить Принца оказались тщетны. Принц убегает из дома, и на своем пути встречает волшебницу Фату Моргану. Он пытается ее прогнать, но волшебница сопротивляется. И тогда Труффальдино толкает ее и она падает. И вдруг принц начинает смеяться. И вот тогда разъяренная Фата Моргана выкривает свое заклинание: «Влюбись в три апельсина! Сквозь угрозы, мольбы и слезы день и ночь беги, беги, беги к трем апельсинам!»
Принц вместе с Труффальдино уходит из дворца искать три апельсина, свое счастье. Они знают что апельсины находятся в замке Креонты, которые охраняет злая повариха. Им удается их забрать. А апельсины эти очень большие. А еще их можно очищать только вблизи воды, а иначе случиться беда.
И вот бредут по пустыни Принц и Труфальдино, а апельсины выросли до таких размеров, что там поместиться человек. Принц от усталости падает и засыпает. Труффальдино мучает жажда, и он решает раскрыть один апельсин. Из него выходит принцесса Линетта и просит дать ей воды. Что б ее спасти он раскрывает еще один апельсин, и из него выходит принцесса Николетта. И тоже просит дать ей воды. На глазах у потрясенного Труффольдино принцессы умираю, и он убегает.
Принц просыпается и видит перед собой один апельсин. Он его разрубает и оттуда появляется принцесса Нинетта. Она тоже просит воды. И тут чудом появляется дождевая туча и принцесса спасена. Они возвращаются во дворец, где принц хочет взять ее в жены. Нинетта просит Принца принести ей подобающее платье. В его отсутствие появляется Фата Моргана и превращает Ненетту в огромную крысу и заменяет ее Смеральдиной. Когда возвращается Принц, Смеральдина уверяет всех , что желание обещание женитьбы было именно ей. И в тот момент, когда происходит венчание, звучит торжественный марш. Сейчас вы послушаете «Марша» из оперы «Любовь к трем апельсинам» и постарайтесь, определить его характер.
Слушание: Марш из оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»
У: Как начинается этот марш?
Д: Громко и пронзительно.
У: Ребята, какой характер у этого произведения?
У: Скажите, а почему композитор назвал это произведение именно так?
Д: Потому что происходит торжественное шествие, в честь которого все маршируют.
У: Ребята, вы обратите внимание на то, как нелепо и смешно соединяются в марше суровый, решительный, наступательный характер и неожиданно для марша озорные скачки в мелодии.
У. Оказывается можно соединить самые казалось бы несовместимые вещи. И сколько получите радости от этого. Вот как у Наталья Кончаловской:
Показал садовод,
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста .
У: Вот такая виртуозна игра со словами получается, и все невпопад. Скажите, а в скороговорках есть путаница?
У: Правильно, только путаница звуков и слов. Кто-нибудь знает скороговорки?
У: Но ведь всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь. А скороговорка вы музыке очень распространенный прием рассмешить слушателя. Давайте подведем теперь с вами итоги нашего урока. Скажите, с какими вы сегодня познакомились произведениями?
Д: «Пятнашки», «Юмористическое скерцо», «Марш» из оперы «любовь к трем апельсинам»
У: А кто написал все эти произведения?
У: Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего урока?
У: Пусть не всегда музыкальный юмор заставляет нас смеяться, но такая музыка дарит нам прекрасное настроение. Спасибо за работу, вы все молодцы. Хотелось бы вам пожелать улыбаться почаще, и не бойтесь улыбнуться незнакомому человеку, не бойтесь сказать ему «добрый день», дарите людям хорошее настроение. Если все мы будем добрее, может и мир вокруг нас станет лучше.
Подписи к слайдам:
ЮМОР В МУЗЫКЕ Выполнила: у ченица 7-Б класса МБОУ гимназии№53 г.Нижнего Новгорода Темнова Валерия
То, что мы сегодня слушаем классическую музыку с серьезными лицами — одна из самых удачных шуток природы. Ведь когда-то слова музыкант и шут значили одно и то же. Музыканты — несерьезные люди. И всегда такими были. Еще в средние века их задачей было веселить публику. Этим занимались не все, конечно, музыканты поголовно — были еще церковные певцы, которые посвящали себя таким несмешным темам, как спасение душ. Но «игрецы» из народа, от которых и пошла большей частью классика, были еще теми весельчаками. Что, кстати, отражалось в названии их профессии. В средневековой Европе бродячих музыкантов звали жонглерами, в России музыканты были одновременно шутами и скоморохами. При дворе Анны Иоанновны, например, служил шутом один знаменитый в то время итальянский скрипач с несусветным прозвищем Педрилло . Примечательно, какое у него было звание — он был не какой-нибудь народный артист, а звался гордо: «русский первый дурак…известный скрипач…и славный трус ордена св. Бенедикта».
Со временем музыканты перестали подрабатывать шутами, но это не значит, что им изменило чувство юмора. Почти про каждого великого музыканта до сих пор рассказывают смешные байки. Большими шутниками были композиторы Пуччини , Россини и скрипач Паганини, и даже автор мрачных симфоний Шостакович в жизни любил повеселиться .
После всего сказанного ясно, что когда музыканты берутся за перо и начинают писать музыку, у них далеко не всегда выходят реквиемы. Юмор в музыке отпечатался даже в названиях. Происхождение таких жанров, как шутка, юмореска или скерцо ( scherzo — «шутка» по-итальянски), вполне прозрачно. Причем никто не брезговал смехом в музыке — даже Иоганн Себастьян Бах, были не прочь породить в перерывах между глубокомысленными опусами какую-нибудь безобидную «Шутку », хотя никто и не мог догадаться об этом…
Да и в произведениях композитор вовсе не обязан предупреждать слушателя и сообщать прямо в названии произведения, что вот сейчас он начнет острить. Он может пошутить и без предупреждения — и эффект может получиться более впечатляющим. Даже беглого взгляда в историю музыки достаточно, чтобы понять: самые разные музыкальные произведения проникнуты самыми разными оттенками смеха — от добродушной улыбки до иронии, сарказма или какого-нибудь жутковатого черного юмора. Веселые проделки позволял себе Гайдн . Однажды он проучил публику, имевшую привычку спать на концертах. Гайдн написал тишайшую, сладчайшую симфонию, специально устроенную таким образом, что как только убаюканные слушатели погружались в объятья морфея, зал потрясало фортиссимо и фанфары всеми духовыми . И все это со спокойными лицами…
Но не все композиторы смеялись в музыке так добродушно. Композитор Гектор Берлиоз, измучавшись от несчастной любви, жестоко высмеял в своей «Фантастической симфонии» возлюбленную. Римский-Корсаков и вовсе отважился на политическую сатиру: насмеялся над героем своей оперы «Золотой петушок» царем Додоном , заставив того спеть, среди прочего, любовную арию на мотив «Чижика-пыжика». Кстати, в этой опере смех присутствует еще в «концентрированном» виде: один из важных мотивов — хохот Шемаханской царицы, переданный музыкальными средствами.
Не знаю, ссылался ли Кейдж когда-нибудь на фразу барона Мюнхаузена : «Все самые большие глупости в мире делаются в мире с серьезным выражением лица — а потому улыбайтесь, господа, улыбайтесь…» Но в любом случае эта фраза могла бы стать хорошим эпиграфом к его творчеству. Да и почти ко всей истории музыки тоже. В новейшей истории музыки есть один занятный персонаж — американский композитор Джон Кейдж. Ему принадлежит произведение «4:33″, целиком состоящее из тишины — в трех частях. Это произведение создано для фортепиано или любого другого инструмента или нескольких инструментов, и тишина в нем длится 4 минуты 33 секунды или любое другое количество времени. Однажды Московская консерватория исполняла произведения Кейджа. На сцене малого зала консерватории засел молодой пианист с убийственно серьезным лицом и стал настукивать некий текст одним пальцем на пишущей машинке. Время от времени он вынимал бумажку из машинки, делал из нее самолетик и пускал его в зал. Разворачивая пойманные самолетики, публика читала: «Артист не имеет права злоупотреблять временем зрителя».
В симфонический оркестр приходит новый альтист. Начинается репетиция. Альтист смотрит в незнакомые ноты, играет. Вдруг видит — в нотах пометка «пригнуться». Альтист машинально пригибается. На следующей странице — то же самое. Альтист осознает комичность ситуации, считает это чьей-то злой шуткой и решает больше не пригибаться. Наступает следующая пометка, альтист сидит, держит осанку… и вдруг получает резкий удар по шее кулисой сидящего сзади тромбона.
Следующий анекдот
Конспект открытого урока предназначен для учителей музыки и педагогов дополнительного образования.
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_slushaniyu_muzyki.docx | 23.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Следующий анекдот
Автор работы рассматривает тему "Юмор в музыке". Оказывается, даже таким серьёзным музыкантам. как Бах, Гайдн, Шостакович, не чуждо было это чувство.
Вложение | Размер |
---|---|
yumor_v_muzyke.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 6 классе "Юмор и сатира в музыке. Встречи с Леонидом Утесовым"
Данная авторская разработка предназначена для урока музыки в 6 классе.Цель: восприятие сатиры и юмора через призму творчества Леонида Утесова.
Шутка в музыке, 5 класс
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс Знакомство с музыкальным наследием И.С. Баха, много интересного о необыкновенном человеке, который своей музыкой может заставить с.
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс
Песня к уроку: Шуточная песня строителей "Ванька" А.Городницкий.
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс
Какой след должен оставить человек на землеВ.А.СухомлинскийКакой след должен оставить человек на земле.
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс
Читайте также: