Вампилов провинциальные анекдоты урок
Обновлено: 22.11.2024
Александр Валентинович Вампилов (1937-1972). Обзор жизни и творчества. Проза «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын».
Биография Александра Вампилова
Советский драматург родился 19 августа 1937 года в городе Черемхово. Отцом ему приходился Валентин Никитич Вампилов – педагог, матерью Анастасия Прокопьевна Вампилова – так же педагог. Отец Александра попал в самый разгар большого террора и был арестован спустя год после рождения сына, 17 января. В том же году ему выносится расстрельный приговор. Кроме Саши в семье Вампиловых было еще 3 ребенка. После смерти мужа, на Анастасию Вампилову ложится тяжелая ноша, она остается одна с 4 детьми. Мать оказывала на Александра огромное влияние, его личность формировалась, по большей части, с оглядкой на маму.
В 17 лет Вампилов пытается поступить в Иркутский государственный университет, однако, у него не выходит. В течение следующего года ему приходится работать инструктором в местном Доме культуры. Спустя год он предпринимает очередную попытку поступления в ИГУ, на этот раз удачно. 5 лет он учится на филфаке. Во время учебы начинает писать, в 20 лет состоялась первая публикация: в университетской газете опубликован рассказ ”Персидская сирень”. Следующий рассказ публикуется спустя полгода в той же газете, а также в одном из иркутских альманахов.
На пятом курсе устраивается работать в газету ”Советская молодежь”, работает там на протяжении следующих 5 лет, вплоть до 1964 года. Занимал различные должности, начал как литературный работник, закончил на посту ответственного секретаря.
В 1960 году состоится свадьба Александра и его избранницы Людмилы Добрачевой, с которой он познакомился во время учебы в университете. Спустя год заканчивает работу над первой книгой под названием ”Стечение обстоятельств”. В 1962 пишет свою первую одноактную пьесу.
Разводится с Добрачевой через 3 года после свадьбы, в 1963, и в том же году женится повторно, на Ольге Ивановской. В следующем году завершается работа над первой серьезной пьесой, которая терзала Вампилова несколько лет и претерпела много изменений, однако, сразу выйти на сцену с ней не получается. Подобный исход сильно огорчает драматурга, но, несмотря на это, в 1965 году его рекомендуют в союз писателей. В том же году Александр дописывает комедию в двух действиях ”Старший сын”.
В 1966 году у Александра рождается дочь, вместе с женой они дают ей имя Елена. И вот, в 1966 году на сцене ставится ”Прощание в июне”. Пьесу отлично принимают, и это становится первым театральным успехом Вампилова. Спустя 2 года драматург завершает работу над пьесой “Утиная охота”, затем он создает очередную одноактную пьесу и соединяет ее со своей первой работой в этом жанре, получается объединенная пьеса “Провинциальные анекдоты”. Благодаря успеху первой постановки ”Прощания в июне”, в 1970 году пьес дают уже в 8 театрах.
А. Вампилов как писатель, одарен талантом драматурга, что и отразилось в его комедиях. Зачастую он раскрывал и обнажал моральную проблематику общества. Самой распространенной темой была честь и достоинство каждого человека. За его умение мыслить и высказываться, он стал известен только после смерти Сталина.
Александра Вампилова друзья по праву считали душой компании, ведь он часто становился в центре внимания, умело снимал напряжение, шутил и заводил. С самых школьных лет он был уверен в своем призвании, несмотря на то, что вел активный образ жизни. Участвовал в музыкальных, театральных, драматургических и других кружках, но его всегда тянуло к творчеству, сочинительству. Он писал не только для людей своей страны, не только для читателя, но и для своих близких, родных и друзей. Он писал трогательные, проникновенные письма, которые в наше время доступны любому заинтересовавшемуся человеку. Еще Александр Вампилов очень любил ходить по грани. Так говорили и его близкие друзья. Он любил все делать самостоятельно, может и это отчасти повлияло на его раннюю гибель. Как-то раз он даже прошелся по узенькой перекладине, что шла через пропасть. Но последним, повлиявшим на жизненный исход, является плавание на Байкальском озере.
Первый рассказ «Персидская сирень», второй «Стечение обстоятельств». Первая пьеса «Двадцать минут с ангелом», однотактная комедия «Дом окнами в поле». В 1964 большая пьеса - «Прощание в июне». Все творчество Александра Вампилова включает в себя 70 рассказов, сценических произведений и очерков.
В 34 года Вампилов выбирается на Байкал и трагически тонет, моторная лодка, в которой он плыл, переворачивается.
Краткое содержание комедии
Двое молодых людей — студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, — приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего гостеприимства, на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали на электричку. Время позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать крова в чужом районе. Молодые люди сами едва знакомы, но несчастье сближает. Оба они — парни с юмором, в них много задора и игры, они не падают духом и готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы согреться.
Они стучатся в дом одинокой тридцатилетней женщины Макарской, только что прогнавшей влюблённого в неё десятиклассника Васеньку, но она отшивает и их. Вскоре не знающие куда деться парни видят, как её окликает пожилой мужчина из соседнего дома, назвавшийся Андреем Григорьевичем Сарафановым. Они думают, что это свидание, и решают воспользоваться удобным случаем, чтобы в отсутствие Сарафанова побывать у него и немного согреться. Дома они застают расстроенного Васеньку, сына Сарафанова, который переживает свою любовную неудачу. Бусыгин делает вид, что давно знает его отца. Васенька держится очень настороженно, а Бусыгин пытается его усовестить, говоря, что все люди братья и надо доверять друг другу. Это наводит хитроумного Сильву на мысль, что Бусыгин хочет разыграть парнишку, представившись сыном Сарафанова, сводным братом Васеньки. Вдохновлённый этой идеей, он тут же подыгрывает приятелю, и ошарашенный Бусыгин, который вовсе не имел этого в виду, является Васеньке как его неведомый старший брат, решивший наконец разыскать отца. Сильва не прочь развить успех и склоняет Васеньку отметить событие — найти в домашних закромах что-нибудь из спиртного и выпить по случаю обретения брата.
Пока они празднуют на кухне, неожиданно появляется Сарафанов, ходивший к Макарской просить за сына, сохнущего от любви. Захмелевший Васенька огорошивает его сногсшибательной новостью. Растерявшийся Сарафанов поначалу не верит, но, вспомнив прошлое, все-таки допускает такую возможность — тогда только закончилась война, он же «был солдат, а не вегетарианец». Так что его сыну мог бы быть двадцать один год, а его мать звали. её звали Галиной. Эти подробности слышит выглядывающий из кухни Бусыгин. Теперь он более уверен в себе при встрече с мнимым отцом. Сарафанов же, расспрашивая новоявленного сына, все больше и больше уверяется в том, что перед ним действительно его отпрыск, искренне любящий отца. А Сарафанову сейчас как раз очень нужна такая любовь: младший сын влюбился и норовит отбиться от рук, дочь выходит замуж и собирается на Сахалин. Сам же он ушёл из симфонического оркестра и играет на танцах и на похоронах, что самолюбиво скрывает от детей, которые тем не менее в курсе и только делают вид, что ничего не знают. Бусыгин хорошо играет свою роль, так что даже взрослая дочь Сарафанова Нина, поначалу встретившая братца очень недоверчиво, готова поверить.
Ночь Сарафанов и Бусыгин проводят в доверительной беседе. Сарафанов рассказывает ему всю свою жизнь, открывает душу: жена оставила его, потому что ей казалось, что он слишком долго вечерами играет на кларнете. Но Сарафанов горд собой: он не позволил себе раствориться в суете, он сочиняет музыку.
Утром Бусыгин и Сильва делают попытку незаметно ускользнуть, но сталкиваются с Сарафановым. Узнав об их отъезде, он обескуражен и расстроен, он дарит Бусыгину на память серебряную табакерку, так как, по его словам, в их семье она всегда принадлежала старшему сыну. Растроганный самозванец объявляет о своём решении задержаться на день. Он помогает Нине прибрать в квартире. Между ним и Ниной устанавливаются странные отношения. Вроде бы они брат и сестра, но их взаимный интерес и симпатия друг к другу явно не укладываются в родственные рамки. Бусыгин расспрашивает Нину о женихе, невольно отпуская ревнивые колкости в его адрес, так что между ними происходит нечто вроде размолвки. Чуть позже Нина также ревниво будет реагировать на интерес Бусыгина к Макарской. Помимо этого, они постоянно обращаются к разговору о Сарафанове. Бусыгин упрекает Нину за то, что она собирается оставить отца одного. Беспокоит их также и брат Васенька, который то и дело предпринимает попытки сбежать из дома, считая, что никому здесь не нужен.
Между тем Васенька, ободрённый неожиданным вниманием Макарской, согласившейся пойти с ним в кино (после разговора с Сарафановым), оживает и теперь уже не собирается никуда уезжать. Однако радость его длится недолго. У Макарской на десять часов назначено свидание с приглянувшимся ей Сильвой. Узнав, что Васенька купил билет на то же время, она отказывается идти, а на Васенькино наивное упорство возмущённо признается, что её неожиданной добротой парнишка обязан своему папе. В отчаянии Васенька собирает рюкзак, а чуткий Бусыгин, только что намеревавшийся отбыть, снова вынужден остаться.
Вечером появляется с двумя бутылками шампанского жених Нины лётчик Кудимов. Он простой и открытый парень, беззлобный и все воспринимающий чересчур прямолинейно, чем даже гордится. Бусыгин и Сильва то и дело подшучивают над ним, на что он только добродушно улыбается и предлагает выпить, чтобы не терять время. У него его в обрез, он, курсант, не хочет опаздывать, потому что дал себе слово никогда не опаздывать, а собственное слово для него закон. Вскоре появляются Сарафанов и Нина. Вся компания пьёт за знакомство. Кудимов неожиданно начинает вспоминать, где же он видел Сарафанова, хотя Бусыгин и Нина
пытаются помешать ему, убеждая, что нигде он не мог его видеть или видел в филармонии. Тем не менее лётчик с присущей ему принципиальностью упорствует и в конце концов вспоминает: он видел Сарафанова на похоронах. Сарафанов с горечью вынужден в этом признаться.
Бусыгин успокаивает его: людям нужна музыка и когда они веселятся, и когда тоскуют. В это время Васенька с рюкзаком, несмотря на попытки остановить его, покидает родной дом. Жених Нины, несмотря на её уговоры, тоже рвётся прочь, боясь опоздать в казарму. Когда он уходит, Нина упрекает ехидного братца, что тот дурно обошёлся с её женихом. В конце концов Бусыгин не выдерживает и признается, что вовсе не брат он Нине. Больше того — он, кажется, влюблён в неё. А между тем обиженный Сарафанов собирает чемодан, чтобы ехать вместе со старшим сыном. Неожиданно вбегает с испуганно-торжественным видом Васенька, а вслед за ним Сильва в полусгоревшей одежде, с испачканным сажей лицом в сопровождении Макарской. Оказывается, Васенька подпалил её квартиру. Возмущённый Сильва требует брюки и, прежде чем уйти, в дверях мстительно сообщает, что Бусыгин вовсе не сарафановский сын. На всех это производит большое впечатление, однако Сарафанов твёрдо заявляет, что не верит. Он не хочет ничего знать: Бусыгин его сын, и притом любимый. Он предлагает Бусыгину переехать из общежития к ним, хотя это встречает возражение Нины. Бусыгин успокаивает его: он будет их навещать. И тут же обнаруживает, что снова опоздал на электричку.
Прошлым летом в Чулимске
Краткое содержание пьесы
Действие происходит в таёжном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему-то предпочитают ходить напрямик, по газону, минуя калитку.
Валентина влюблена в местного следователя Шаманова, который не замечает её чувства. Шаманов ходит к аптекарше Кашкиной, которая живёт рядом с чайной, и потому Валентине, как и всему посёлку, известно об их связи. Она молча страдает. Шаманову около тридцати, но он чувствует себя много пожившим и уставшим человеком. Любимое его присловье: «Хочу на пенсию». Его любовница Кашкина обижается, что он ничего ей про себя не рассказывает, хотя она и без того знает о нем много от городских знакомых. Раньше он работал следователем в городе, ему прочили большое будущее, у него была красивая жена, машина и всякие прочие блага. Однако он был из тех, для кого правда важнее положения, и потому, расследуя дело сына какого-то сановника, сбившего человека, Шаманов, вопреки давлению сверху, не захотел замять дело. В результате, однако, нашлись люди сильней его. Суд перенесли, следствие дали вести другому. Шаманов обиделся, уволился с работы, расстался с женой, стал одеваться кое-как, а затем уехал сюда, в таёжный райцентр, где нехотя, почти формально выполняет свои обязанности. Свою жизнь Шаманов считает конченой. Через два дня должен состояться суд по тому самому делу, которое начинал вести он и из-за которого ушёл, его приглашают принять участие как свидетеля, но он отказывается. Ему не интересно. Он разочаровался и не верит больше в возможность установления справедливости. Он больше не хочет бороться. Однако в райцентре Шаманов все равно резко выделяется, — и Кашкина, и Валентина чувствуют его неординарность и тянутся к нему.
Продолжение текста после рекламы
Дергачев ремонтирует чайную, видно, что он в раздражении, и это раздражение он вымещает на жене, от которой прямо с утра требует выпивки по случаю встречи с давним приятелем, пришедшим из тайги старым промысловиком-эвенком Еремеевым. Оставшийся после смерти жены в одиночестве, Еремеев пришёл хлопотать о пенсии. Однако здесь ему предстоят трудности: у него нет ни трудовой книжки, ни справок о работе, — всю жизнь он охотился, работал в геологических партиях и не думал о старости.
Ещё один участник действия — бухгалтер Мечеткин, зануда и бюрократ. Он хочет жениться и поначалу имеет виды на Кашкину, намекая той, что её связь с Шамановым вызывает в посёлке пересуды и оскорбляет общественную нравственность. Однако тут же, едва только Кашкина приглашает его зайти к ней и даже предлагает выпить, разомлевший Мечеткин признается в своих серьёзных намерениях. Кашкина знает о том, что Валентина влюблена в Шаманова, и потому, опасаясь возможного соперничества, советует Мечеткину обратить своё внимание именно на Валентину. Она уверяет Мечеткина, что он, уважаемый в посёлке человек, легко может добиться успеха, если солидно обратится к отцу Валентины. Не откладывая в долгий ящик, Мечеткин сватает Валентину. Ее отец не возражает, но говорит, что ничего без Валентины решить не может.
Между тем между Шамановым, ожидающим в чайной служебную машину, и Валентиной, чинящей ограду палисадника, завязывается разговор. Шаманов говорит, что Валентина напрасно занимается этим, потому что люди никогда не перестанут обходить его. Валентина упрямо возражает: когда-нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару. Неожиданно Шаманов делает Валентине комплимент: она — красивая девушка, она похожа на девушку, которую Шаманов любил когда-то. Он расспрашивает её, почему она не уехала в город, как многие её сверстницы. И неожиданно слышит признание, что она влюблена, и не в кого-нибудь, а именно в него, Шаманова. Шаманов растерян, ему трудно в это поверить, он советует Валентине выбросить это из головы. Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она вдруг становится для него «лучом света из-за туч», как он говорит случайно подслушавшей их беседу Кашкиной.
Явившемуся с угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок пистолета. Осечка. Пашка испуганно роняет оружие. Но и Шаманову тоже не по себе. Он пишет записку Валентине, действительно назначая ей свидание на десять часов, и просит Еремеева передать. Однако записку хитростью перехватывает ревнующая Кашкина.
Тем же вечером Валентина, став свидетельницей очередного раздора между отчимом и Пашкой, которого оскорбляет и гонит его собственная мать, из жалости соглашается пойти с ним на танцы. Чувствуется, что Валентина решилась на что-то серьёзное, потому что тоже идёт напрямик через палисадник, как бы потеряв веру, что сможет преодолеть общее сопротивление. Они уходят. Вскоре появляется Шаманов и, встретив Кашкину, воодушевлённо признается ей, что с ним сегодня вдруг что-то произошло: он как бы заново обретает мир. Это связано с Валентиной, про которую он спрашивает Кашкину. Та честно сообщает ему, что записка Шаманова у неё и что Валентина, не зная о назначенном свидании, ушла с Пашкой. Шаманов бросается на её поиски. Поздно ночью Валентина и Пашка возвращаются. Ясно, что они были близки, хотя это нисколько не изменило их отношений: Пашка как был, так и остался для неё чужим. Испытывая угрызения совести, Кашкина сообщает Валентине, что Шаманов искал её, что он её любит. Вскоре появляется и сам Шаманов, он признаётся Валентине, что благодаря ей с ним произошло чудо. Валентина рыдает. Появившемуся отцу, готовому вступиться за её честь, она говорит, что была на танцах не с Пашкой и не с Шамановым, а с Мечеткиным.
На следующее утро Шаманов уезжает в город для выступления на суде. Пьеса кончается тем, что взгляды находящихся в чайной оборачиваются к вышедшей из дома Валентине. Она гордо подходит, как обычно, к калитке и начинает налаживать её, а затем вместе с Еремеевым поправляет палисадник.
Следующий анекдот
1) познакомить учеников с жизнью и творчеством А. Вампилова;
2) обучать внимательному отношению к авторскому слову;
3) развивать творческие способности учеников, устную речь, аналитические способности;
4) воспитывать положительные черты характера учащихся.
ХОД УРОКА
Ничего нет страшнее духовного банкротства.
Человек может быть гол, нищ, но если у
него есть хоть какая-нибудь идея, цель,
он человек, его существование имеет смысл.
1. Организационный момент
* Посмотрите на тему нашего урока, сформулируйте цель, задачи для себя на урок.
- Эпиграфом к уроку я взяла слова А. Вампилова, эти слова были девизом его короткой, но яркой жизни. Прочитайте их, объясните, как вы их понимаете.
2. Основной этап урока
Лучше всего о человеке могут рассказать люди, близко знавшие его. Предлагаю вам послушать высказывания разных людей о Вампилове. Нескольким учащимся в качестве домашнего задания было предложено наизусть выразительно озвучить высказывания людей.
Ольга Вампилова: “ Он всех и все любил, да иначе было невозможно, потому что не было человека, более любящего и понимающего жизнь и людей. Осталось ощущение радости от того, что стольких любил, стольким помогал, столько успел сделать доброго, как бывает у тех, кому мало суждено прожить. Он говорил: “ Одиноких всегда жалко””.
Валентин Распутин: “ он был талантлив вдвойне – и как человек, и как писатель. Талант человека – исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством ”.
В. Андреев: “Вампилов любил не человечество, а человека, верил даже в того, кто запутался в жизненных перипетиях. Он боролся за человеческие сердца, за красоту человека, не скрывая уродливых, отрицательных явлений жизни ”.
С. Иоффе: “ Всех поражало, как легко Вампилов сходился с людьми. Его редко можно было видеть одного, почти всегда в окружении приятелей. Такой магнитной силой обладал он, такой приветливостью и общительностью, что тянулись к нему буквально все ”.
Д. Сергеев: “ Он был приметен в любой компании, вовсе не стремясь к этому. На него нельзя было не обратить внимание. Выделялась копна смолистых волос, казавшаяся поначалу неприбранной. Волосы у него по природе были волнистыми и укладке не подчинялись. Его лицо мгновенно отражало смену настроения. В одежде он был непритязательным ”.
Александр Вампилов родился в райцентре, похожем “на все райцентры России”, - в Кутулике под Иркутском в 1937 году. В этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно сто лет назад. Имя поэта было символом года, и как еще мог назвать сына учитель – словесник, если не Александром. Но сам отец умер в этом же году.
Сознательное его детство было обыкновенно - типичное райцентровское послевоенное детство: школа, походы, метания сразу во все стороны, сегодня спорт, завтра школьный театр, послезавтра музыка и книги, и все непременно с жаром.
В университет он шел без раздумья на историко – филологический факультет, потому что история проходила через родовую память, а литература была в имени, годе рождения, памяти отца, влечении сердца. В университете Александр с первого курса организовал театр и скоро уже репетировал чеховскую “Свадьбу”. Учился он не очень прилежно, но это говорило не о беспечности, а о радостной ненасытности жизнью, которая влекла его на футбольное поле или в колхозе после тяжелой работы заставляла брать в руки гитару и петь песни. Желание импровизировать то побуждало его составлять “живые картины”, то чертить на печке силуэты своих товарищей.
Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях, охотно печатают университетская газета и молодежная иркутская газета. Еще во время учебы Сашу пригласили работать в “Молодежку”. Вскоре после окончания университета Вампилов под псевдонимом А. Санин издает свою первую книгу “Стечение обстоятельств”.
Вампилов работал журналистом, заведовал отделом рабочей молодежи, учился на курсах Высшей комсомольской школы. Он как будто торопился полнее прожить жизнь. Всюду успеть.
- Ученик читает наизусть стихотворение В. Скифа “Саня”.
Играет жизни последняя драма,
Судьба или лодка зависла над бездной
И рухнула в темную вечность.. А мама?
А маме в той драме и больно, и тесно.
Сжимается сердце от черного горя,
И, кажется, нет и не будет дыханья.
Качаются волны Бессмертья.. А море?
А море Байкальское предало Саню.
Как молнии, мысли мелькают о чуде:
Ведь дома еще не окончена пьеса!
Неужто Господь отвернулся.. А люди?
А люди спешили вдоль темного леса.
О, где та, спасенье? О, где вы, славяне?
Не скоро мы все осознаем потерю.
Утопшую лодку достали.. А Саню?
А Саню мальчишки подняли на берег.
Заря поднебесная льется нелепо,
Стезя прерывается в сумрачной рани,
И звезды колючие смотрят…А небо?
А небо Господнее приняло Саню.
- Что вас удивило в биографии А. Вампилова? Почему?
- Какие произведения А. Вампилова вам знакомы?
- Хотя А. Вампилов погиб совсем молодым, он оставил нам богатое творческое наследие. Его пьесы до сих пор ставят в театрах не только нашей страны, но и за рубежом, по ним снимают кинофильмы. Наиболее известны такие пьесы, как “Старший сын”, “Утиная охота”, “Провинциальные анекдоты”, “Прошлым летом в Чулимске”, “Прощание в июне”…
В своих пьесах Вампилов размышляет над человеческой жизнью, выводит на сцену не героев или злодеев, а простых людей, уставших от жизни, запутавшихся где-то, ищущих правду, смысл жизни. Его пьесы трудно цитировать, трудно извлекать какие-то эффектные места, но они очень живы и убедительны. Вампилов, как и Достоевский, Толстой, утверждал, что надо прежде всего жизнь полюбить, тогда увидишь смысл жизни, который находится в чистой, совестливой душе.
* Творческое наследие А. Вампилова не ограничивается только пьесами, он писал еще и замечательные рассказы о любви, о встречах, о разлуке…Известно, что Вампилов очень строго относился к своим произведениям. Он постоянно их пересматривал, переделывал. Интересны записные книжки драматурга, в них можно найти многое: И суждения о жизни и о людях, и размышления о своей работе, и сюжеты будущих произведений, и мимолетные острые фразы, которые теперь кажутся пророческими. Я хочу познакомить вас с некоторыми записями, которые стали афоризмами. Учащиеся получают карточки с афоризмами, обсуждают их в группах, затем читают классу и высказывают свое мнение.
“Человек все-таки чем-нибудь заниматься должен. Иначе его существование становится бессмысленным и вредным ”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа над развернутой пьесой в старших классах" на примере пьесы Э.Грига Менуэт ("Минувшие дни").Освоение учащимся музыкального текста, осмысление содержания и формы, характера и художественных образов произведения Э. Грига менуэт "Минувшие дни". Анализ нотной записи произведения, раскрывающий су.
Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать. " (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс
Цель урока: привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;Воспитать вежливое уважительное от.
О человеческом с большой буквы.(По пьесе А.Вампилова "Старший сын")
Урок литературы в 11 классе по драматургии А.Вампилова. В основе урока – пьеса «Старший сын». Анализируя произведение, учащиеся участвуют в ролевой игре «Художественный совет», на котором обсуждаются .
Игра по пьесе А.Вампилова "Старший сын"
Игра проводится на итоговом занятии по пьесе Вампилова "Старший сын", стимулирует заинтересованное чтение и даёт возможность проверить знание текста пьесы.
"Праздник добра, любви и милосердия"Сценарий концерта "Праздник добра, любви и милосердия"(Всемирный День Инвалидов).
Поэтика художественного пространства и система символов в пьесе А. Вампилова «Утиная охота»
Статья посвящена исследованию системы знаков и символов главной пьесы А. Вампилова «Утиная охота». Акцентируется внимание на значении вещного мира пьесы, функционирующего в сценическо.
Двадцать минут с ангелом
Действующие лица
- Хомутов — агроном.
- Анчугин — шофер.
- Угаров — экспедитор (командированный из города Лопацка).
- Базильский — скрипач, прибывший на гастроли.
- Ступак — инженер.
- Фаина — студентка (молодожёны).
- Васюта — коридорная гостиницы «Тайга».
Следующий анекдот
- портрет А. Вампилова.
- выставка пьес.
Самое выразительное, самое
Зажигающее слово со сцены —
Это слово правды жизни,
Правды человеческих чувств.
Ход урока
Вопрос:
Какая роль отводится А. Н. Островскому в развитии русского театра?
Ответ:
- Что объединяет пьесы А. Вампилова и А. Островского?
а) Они (пьесы Островского) остроконфликтны, в пьесах Вампилова тоже есть конфликт, но он скрытый. Нам и предстоит его увидеть.
- Как читать пьесы А. Островского? А. Вампилова? Почему?
(Биография очень короткая. Родился 19 августа 1937 г. в п. Кутулик Иркутской обл. в семье учителя. Отец рано умер. 1955 г. — студент иркутского университета. В студенческие годы его охотно печатали в областной молодежной газете “Советская молодежь”. 1961 г. — выпустил сборник юмористических рассказов течение обстоятельств”, затем начал писать одноактные пьесы. 1962 г.— поездка в Москву на семинар драматургов одноактных пьес, где была представлена пьеса “Двадцать минут с ангелом”.
1965 г. — принят в Союз писателей СССР. “Прощание в июне” — первая многоактная пьеса. Его пьесы с трудом находили дорогу на сцену. Начали их ставить, к сожалению, уже после его смерти. Главное его признание и слова — посмертные. Он не дожил до того дня, когда стал одним из самых репертуарных драматургов в театрах нашей страны, когда его пьесы стали ставить во многих театрах мира (1978 г. “Утиная охота” В Вашингтоне”).
Он утонул 17 августа 1972 г. в Байкале. Лодка, в которой он плыл, перевернулась, натолкнувшись на сплавное бревно. Но остались пьесы — пьесы являющиеся острым оружием в борьбе за человека, значит остался и он, любящий людей, верящий в добро. Интересен факт из биографии Вампилова: он страшно не любил тех, кто торгует цветами, по его мнению, они торгуют добром и красотой, а их надо дарить людям.
А преимущество драматурга над остальными в том, что он раньше других увидел недостатки в обществе (пьянство, бездуховность, взяточничество) и открыто об этом говорил.
“Все лучшие знаменитые писатели знамениты тем, что говорили правду. Ни больше, ни меньше — только правду. В двадцатом веке этого достаточно для того, чтобы прославиться. Ложь стала естественной, как воздух. Правда сделалась исключительной, парадоксальной, остроумной: “Говорите правду, и вы будете оригинальны”, — говорил Вампилов.
В. Г. Распутин сказал О. А. Вампилове и его творчестве замечательные слова: “Главный вопрос, который постоянно задевает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты преодолеть невозможное, превозмочь все то лживое, и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях”?
Петр Реутский на гибель А. Вампилова написал 23 сентября 1972 г. такое стихотворение:
Вспоминайте меня весело
Вспоминайте меня весело
Словом так, каким я был
Что ты, ива, ветви свесила?
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила
Много песен дорогих,
Только ветра песни полные
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости,
Я любил ее, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…
Слово учителя: (слова В. Распутина).
“Более 100 лет прошло после “Грозы” А. Н. Островского, героиня которой бунтом и гибелью добившись свободы, явили собой “луч свете в темном царстве”. Для человека 100 лет — небольшой срок, но уже сегоджня мы вынуждены говорить о новом неудобстве, в котором очутился человек: освободив один бок, он придавил другой. Духовная бедность исказила назначение жизни.
- Говоря о пьесах А. Вампилова, можно составить такой словарь: душевность, открытость, сосредоточенность, бескорыстие, целеустремленность.
- Объяснить лексическое значение слова “бескорыстие”.
- Беседе по пьесе “Двадцать минут с ангелом” 1962 г.
- Кратко пересказать сюжет (какой случай лежит в основе).
- Почему такая реакция на поступок Хомутова?
- Прочитать сцену разговора c Хомутовым.
- Что произошло в сознании людей? (бескорыстие=сумасшествию).
- Когда все успокаиваются? (Когда Хомутов рассказывает, почему решил дать деньги).
- Зачитать последнюю сцену.
- Объясните название пьесы?
- Слово учителя: в ней А. Вампилов показал, к чему в своей конечной логике может привести процесс начавшегося нравственного разложения. В этой пьесе “Прощание в июне” Золотуев не верил, что не будет взяток, так и постояльцы “Тайги” не могут себе представить, чтобы кто-то просто так, “за здорово живешь” отдал свои деньги нуждающемуся в них человеку. А ведь это нормально. А если бы Хомутов прошел мимо — всем это было бы понятно.
- Актуальна ли эта проблема сегодня? (привести примеры из жизни)
Вторая пьеса “История с метранпажем”.
- Сюжет пьесы.
- Какие метаморфозы происходят с Калошиным? С чем это связано?
- Как данный случай характеризует человека, взаимоотношение в нашем обществе?
- Что хотел добиться Вампилов, создавая пьесу? Какую сторону человеческих отношений хотел затронуть? (не должность — а человек!)
- О чем заставил задуматься Вампилов?
Заключение (слово учителя)
О Вампилове поэт Ан. Передреев сказал: “…. Он был один из тех людей, которые старались не взять что-то от жизни, а — дать”. И это верно.
Театр Вампилова — это проповедь добра, открытое добродетельное чувство к залу, нравственное созидание.
Доверенные герои Вампилова выживают в тех условиях, когда их унижают, гнут, а они не гнутся, а вновь распрямляются. Они — это источник света, неяркий, не режущий глаза, тот самый, при котором хорошо видно.
Место в творчестве
«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как своеобразную новую ступень в творчестве молодого драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: «Утиной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске».
Следующий анекдот
Тема: Пьеса «Провинциальные анекдоты», Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия.
«Провинциальные анекдоты» — это две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале шестидесятых годов, много раньше, чем объединены в «Провинциальные анекдоты», что произошло, вероятно, в первой половине 1968 года.
Само название «Провинциальные анекдоты», от которого театры нередко отказывались, не замечая в нём ничего особенно выразительного (в БДТ , спектакль шел под названием «Два анекдота», в Ленинградском областном драматическом театре (на ул. Рубинштейна, 18) — под названием «Двадцать минут с ангелом»), пытается как бы сконцентрировать, передать эту особенность поэтики пьес.
Однако сценическая жизнь пьесы началась позднее и не в Москве, а в Ленинграде. Приехав в августе 1970 года на сдачу «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Ефим Падве ), Вампилов показал «Провинциальные анекдоты» БДТ. Пьесу приняли к постановке на Малой сцене, и полтора года спустя, 30 марта 1972 года, состоялась её премьера. Спектакль шёл под названием «Два анекдота» и был поставлен А. Товстоноговым. Автор присутствовал на репетициях, подружился с актёрами, охотно принимал их подсказки и предложения. Одна из таких актёрских «подач» («Камаев-преподаватель») вошла в окончательный текст пьесы.
Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», была первоначально опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в альманахе « Ангара » (1970, № 4), а «История с метранпажем» (под названием «Случай с метранпажем») в издательстве «Искусство» в серии «Репертуар художественной самодеятельности» (М., 1971). Каноническим вариантом «Провинциальных анекдотов» принято считать текст, опубликованный в «Избранном» 1975 года, где пьесы печатались по рабочему экземпляру БДТ, то есть с восстановлением некоторых цензурно-редакторских купюр и с дополнениями, сделанными автором в процессе работы над спектаклем.
Действующие лица
- Калошин — администратор гостиницы «Тайга».
- Потапов — командированный, по профессии метранпаж .
- Рукосуев — врач, приятель Калошина.
- Камаев — молодой человек, преподаватель физкультуры.
- Марина — жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».
- Виктория — девушка, устраивающаяся на работу.
Читайте также: