Вампилов провинциальные анекдоты краткое содержание
Обновлено: 04.11.2024
Командированные из города Лопацка:
Хомутов – агроном,
Анчугин – шофер,
Угаров – экспедитор.
Базильский - скрипач, прибывший на гастроли.
Ступак – инженер и Фаина – студентка, они молодожены.
Васюта – коридорная гостиницы «Тайга».
Следующий анекдот
Александр Вампилов - Провинциальные анекдоты краткое содержание
«Провинциальные анекдоты» – один из тех редких случаев, когда сравнительно современная пьеса становится классической, а сам драматург – классиком XX века. Две трагикомических коллизии – «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» – уже стали одними из самых известных театральных сюжетов.
Следующий анекдот
Александр Вампилов - Провинциальные анекдоты краткое содержание
«Провинциальные анекдоты» – один из тех редких случаев, когда сравнительно современная пьеса становится классической, а сам драматург – классиком XX века. Две трагикомических коллизии – «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» – уже стали одними из самых известных театральных сюжетов.
Провинциальные анекдоты - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Провинциальные анекдоты - читать книгу онлайн бесплатно, автор Александр Вампилов СделатьМАРИНА (подступая к Калошину). Ты… ты… Да ты что, бессовестная твоя рожа? Ты что говоришь, ты соображаешь или нет?
ВИКТОРИЯ. Вот и именно, что не соображает.
МАРИНА. Кто я такая. Ну!
КАЛОШИН. Вы. Вы… эээ…
МАРИНА (подступая ближе). Кто я?
КАЛОШИН (отодвигаясь). Ты. Ты… эээ…
МАРИНА. Ну? (Выхватила из его рук книгу.) Не узнаешь?
КАЛОШИН (струсил). Узнаю, узнаю. (Спохватился.) Кажется… э… где-то видел, но… (Виктории.) Но кто такая – не припомню.
МАРИНА. Что-о? (Замахивается на него книгой.)
КАЛОШИН. Вспомнил, вспомнил!
МАРИНА. Ну? Кто я тебе такая? (Снова замахивается.) Отвечай!
КАЛОШИН. Жена, моя жена! (Виктории.) Она очень похожа на мою жену.
КАЛОШИН. Как две капли воды! (Виктории.) Но моя жена не такая дура…
КАЛОШИН. Нет, нет! Моя жена умная женщина…
ВИКТОРИЯ (Марине). Кто же вы на самом деле? Жена или нет?
МАРИНА. Говори, злодей!
КАЛОШИН (твердо). Это не моя жена..
ВИКТОРИЯ. Ну? Теперь вы понимаете?
МАРИНА. Да ты что, старый черт, смеешься надо мной?
КАЛОШИН. А вы не шумите. Шуметь и скандалить – это вы можете. Грубости и разные неприятные слова – это вы тоже хорошо знаете. А вот что такое метранпаж – это вам известно?
МАРИНА. Слушай, Семен! Ты это брось! Ты мне идиота не разыгрывай.
ВИКТОРИЯ. А он и не разыгрывает. Он забрался на кровать, когда меня не было в номере.
МАРИНА. Что-о. Да за кого вы меня принимаете?
ВИКТОРИЯ. Да говорят вам, он свихнулся! Неужели вы до сих пор не видите?
МАРИНА. Вижу, не волнуйся! Я его, паршивца, насквозь вижу! С ума он сошел, надо же! Так я вам и поверила!
ВИКТОРИЯ. Нет, с вами бесполезно Вот приедет врач…
ВИКТОРИЯ. Я говорю, приедет врач, тогда…
МАРИНА (перебивает). Ты врача вызвала?
МАРИНА (Калошину, панически). А ну поднимайся. Поднимайся, и чтоб духу твоего здесь не было! Вставай немедленно!
КАЛОШИН. Нет, нет! Ни в коем случае.
МАРИНА, Ты что же, подняться не можешь?
КАЛОШИН. Не могу.
МАРИНА. Стыд-то какой! До врача дошло, надо же! Нашел себе дело на старости-то лет, да еще с больным сердцем! Тьфу! Бесстыжие твои глаза!
ВИКТОРИЯ. Я не могу…
МАРИНА. Поднимайся как хочешь! Не хватало еще, чтоб тебя видели в этой кровати! Поднимайся сию же минуту!
КАЛОШИН. Нет, нет… нельзя. Невозможно… Вы знаете, кто я? Я букашка, жучок, я божья коровка. Если я сейчас поднимусь – меня ветром унесет!
МАРИНА (пытается его поднять). Вставай, мошенник!
КАЛОШИН (вцепился руками в кровать). Нет, нет, нет…
МАРИНА (Виктории). А ну помоги!
ВИКТОРИЯ. Да не трогайте вы его.
МАРИНА. Поднимайся, Семен! Хуже будет…
КАЛОШИН. Хуже не будет!
МАРИНА. Издеваетесь. Мало вам всего, так вам меня еще осрамить надо? Опозорить по всему городу. Ну уж нет! Ничего не выйдет. Уж я-то найду на вас управу! (Подошла к телефону, набрала номер.) Думаете, я одна и надо мной издеваться можно. Ошибаетесь. (В трубку.) Муза. Это Марина… Муза, посмотри-ка, Олег еще там?
КАЛОШИН (привстал). Какой Олег?
МАРИНА (в трубку). Да он обычно за крайним столиком сидит… Позови… (Калошину.) Пеняй теперь на себя.
КАЛОШИН. Кто такой Олег?
МАРИНА (вызывающе). Да так, один знакомый. (В трубку.) Олег. Это Марина… Олег, поднимись-ка в двести десятый номер… Скорей. (Бросает трубку.)
КАЛОШИН (с возмущением). Ты вызвала его сюда?
МАРИНА. Что, не нравится?
КАЛОШИН (с большим возмущением). Его – сюда?
МАРИНА. Что? Я гляжу, тебе лучше стало?
КАЛОШИН (спохватился, спокойно). Значит, ты позвала его сюда? (Ложится.) Вот и хорошо… Веселее будет.
ВИКТОРИЯ. Представляю. А может, здесь без него обойдется?
МАРИНА. А это уже не твое дело. Он мой друг, понятно вам? Между прочим, между мужчиной и женщиной я больше обожаю дружбу. Не то что некоторые. (Калошину.) С этого дня он будет ходить к нам в гости, так и знай.
Стук в дверь. Калошин вздрагивает.
(Открывает дверь) Заходи, Олег.
Появляется Камаев, молодой человек лет около тридцати. Он здоров, румян и неплохо одет. За норму поведения им принята некая развязная галантность. В руках у него сверток – явно бутылка.
КАМАЕВ. Всеобщий привет.
МАРИНА. Проходи, Олег… Знакомься. Это вот, с журналом, мой муж.
КАМАЕВ. Муж? Двадцать копеек!
МАРИНА. Он самый.
КАМАЕВ (озадачен). Ну что ж… Очень приятно… (Поклон.) Камаев… Преподаватель… Вы… вам нездоровится?
МАРИНА. Он немного устал.
КАМАЕВ. Ну что ж… значит, надо немного отдохнуть… (Калошину.) Это ваша дочь?
МАРИНА. Да нет, это хозяйка номера.
КАМАЕВ. Да? Очень приятно. (Поклон.) Олег… Камаев… Преподаватель…
ВИКТОРИЯ. Уже слышали.
КАМАЕВ. А почему девушка такая сердитая?
МАРИНА. А ты не понимаешь?
КАМАЕВ. Я не понимаю. Я человек веселый, я… А что, собственно, я должен понять?
МАРИНА. Представь себе, я им помешала.
МАРИНА. Я им помешала.
КАМАЕВ. Им? (Удивляется, смотрит сначала на Викторию потом на Калошина.) Не может этого быть…
МАРИНА. Ты что, мне не веришь?
КАМАЕВ. Нет, это серьезно?
МАРИНА. Олег, ты просто ребенок.
ВИКТОРИЯ. Может, хватит?
КАМАЕВ (Виктории и Калошину). Ну я вас поздравляю! (Калошину.) Поднимайтесь, по этому поводу надо выпить.
МАРИНА. Представь себе, он не может подняться.
МАРИНА. Тебе придется ему помочь.
КАМАЕВ. Не может подняться? Что ты говоришь! (Разглядывает Викторию.) Я тебя поздравляю…
КАЛОШИН (негромко, но еле сдерживаясь). Ну подождите…
МАРИНА. Что ты сказал?
КАЛОШИН. Подождите, детки, дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток…
КАМАЕВ. Что такое?
МАРИНА. Представь себе, он прикидывается сумасшедшим.
КАМАЕВ. Да. Это зачем же?
МАРИНА. Выкручивается, ясное дело.
ВИКТОРИЯ. Он не прикидывается, он сумасшедший. А вы…
МАРИНА (перебивает). А ты помолчи. (Камаеву.) Послушал бы ты, что она здесь заливала. Доказывала мне, что он лег в постель, когда ее не было в номере. Ты представляешь?
ВИКТОРИЯ. Нет, я больше не могу… К черту? (Садится в кресло спиной к присутствующим.) Разбирайтесь сами.
Следующий анекдот
ВАМПИЛОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ (1937–1972), русский драматург, прозаик, публицист. Родился 19 агуста 1937 в пос. Кутулик Иркутской обл. в семье учителей. В 1937 отец Вампилова был расстрелян органами НКВД. По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов Стечение обстоятельств (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки Ангел (др. название Двадцать минут с ангелом, 1962), Воронья роща (1963), Дом окнами в поле (1964) и др.
Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе Двадцать минут с ангелом, действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть. В 1970 Вампилов написал пьесу История с метранпажем – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смерью. История с метранпажем вместе с пьесой Двадцать минут с ангелом составила трагикомическое представление в 2 частях Провинциальные анекдоты. В 1964–1965 Вампилов публиковал свои рассказы в коллективных сборниках Ветер странствий и Принцы уходят из сказок. В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова. Сохранились свидетельства о том, что он тяжело переживал свою неспособность уверовать в Бога. Вместе с Провинциальными анекдотами пьеса Прощание в июне составила сатирический цикл. Вампилов предполагал написать еще пьесу Белореченские анекдоты, но осуществлению этого замысла помешала его ранняя смерть. Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные «маленькие люди» (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы. В 1967 Вампилов написал пьесы Старший сын и Утиная охота, в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро. Герой пьесы Утиная охота Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. Утиная охота стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди. Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. Вампилов утонул в озере Байкал 17 августа 1972.
Провинциальные анекдоты - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Провинциальные анекдоты - читать книгу онлайн бесплатно, автор Александр Вампилов СделатьВИКТОРИЯ (на пороге). Его нигде не… не… (Полагая, что она попала не в ту комнату.) Извините! (Выскочила и закрыла дверь.)
КАЛОШИН. Не нашла… Ну ничего, товарищ метранпаж! Теперь неизвестно еще, кто у кого будет прощения просить…
Виктория снова, на этот раз очень осторожно, открывает дверь.
(Спокойно.) Вам кого?
Виктория в полном недоумении снова закрывает дверь.
(С удовлетворением.) Не узнает.
Виктория входит в третий раз.
Вы ко мне. Ну так проходите.
ВИКТОРИЯ. Что это?
КАЛОШИН. Вы проходите, не стесняйтесь.
ВИКТОРИЯ. Что это значит?
КАЛОШИН. Вы о чем?
ВИКТОРИЯ. Что вы делаете?
КАЛОШИН. Я. Лежу, как видите.
ВИКТОРИЯ. Да, но… Что это значит?
КАЛОШИН. Ничего. Лежу, и все… Решил немного отдохнуть, полежать, почитать книжечку. Что ж тут удивительного?
ВИКТОРИЯ. Но это… это… Очень даже странно!
КАЛОШИН. Об чем разговор, не понимаю.
ВИКТОРИЯ. Это же просто… просто… я даже не знаю…
КАЛОШИН. А что такое? Что вас волнует, не понимаю. Если вы насчет того, что я ваше место занял, то так и скажите. Я подвинуться могу.
КАЛОШИН. Могу подвинуться. Пожалуйста.
ВИКТОРИЯ. Да вы что, на самом деле. Вы хулиганите или вы рехнулись?
КАЛОШИН. Нет, зачем же? Я невелик барин, не метранпаж какой-нибудь, могу и подвинуться. (Подвинулся.)
ВИКТОРИЯ (негромко). Сошел с ума… (Громче.) Что с вами. Как вы себя чувствуете?
КАЛОШИН. Спасибо, хорошо. Самочувствие отличное, Перехожу на прием.
ВИКТОРИЯ (негромко). Рехнулся! (Громче.) Я вызову врача, хорошо?
ВИКТОРИЯ (подходит к телефону, стоит спиной к Калошину. Набрала номер, негромко). «Скорая помощь»?
Калошин сел на постели, прислушивается к разговору.
Приезжайте в гостиницу… Тут с человеком плохо… По-моему, он сошел с ума… Приезжайте. Номер двести десятый… Чего нет. Машины. Скоро будет. Хорошо… (Положила трубку.)
(Оборачиваясь к Калошину, тоном, каким разговаривают с детьми.) Ну вот. Скоро он придет.
КАЛОШИН. Кто придет?
ВИКТОРИЯ. Врач приедет.
КАЛОШИН. А зачем он приедет?
ВИКТОРИЯ. Зачем. (Осторожно.) Да так просто. В гости.
КАЛОШИН. В гости. Ну что ж, пусть приезжает. А я пока почитаю, не возражаете? (Раскрывает книгу, читает вслух.) «С утра покинув приозерный луг, летели гуси дикие на юг…»
Раздается стук, и тут же дверь открывается. Появляется Марина – жена Калошина. Марине чуть за тридцать, она довольно привлекательная, но грубоватая и чрезмерно крашенная женщина. На ней плащ, яркие чулки, модные туфли. На голове кружевная наколка, которую официантки носят во время работы. При ее появлении Калошин приподнимается, но тут же ложится снова. Пауза, во время которой никто из присутствующих не знает, как следует себя вести и что следует сказать.
КАЛОШИН (не найдя ничего лучшего, продолжает читать стихи). «А позади за ниткою гусиной спешил на юг… э-э… косяк перепелиный…»
МАРИНА. Это как же понимать?
МАРИНА. Как это понимать?
КАЛОШИН (неуверенно). Я думаю, так надо понимать, что дело к осени…
МАРИНА. Чем же вы это здесь занимаетесь, а? (Кричит.) Чем занимаетесь, я спрашиваю! Отвечайте, бесстыдники!
МАРИНА (перебивает). Это как же называется?
ВИКТОРИЯ. Да подождите вы кричать…
МАРИНА (Калошину). Как это называется? Это важное дело называется? Важное дело?
КАЛОШИН. Да… дело серьезное.
МАРИНА. Стыд-то какой – надо же!
ВИКТОРИЯ. Послушайте меня! Он же ненормальный!
ВИКТОРИЯ. Ненормальный, говорю. Он с ума сошел.
МАРИНА. А ты и рада? Вместо того чтоб надавать ему по роже…
ВИКТОРИЯ (перебивает). Да не кричите вы, вам говорят! У него с головой не в порядке!
МАРИНА. А у тебя с головой в порядке? Связалась со стариком, бесстыдница!
ВИКТОРИЯ. Перестаньте! Сначала разберитесь…
МАРИНА. Молчи, вертихвостка!
МАРИНА. Замолчи, негодяйка!
ВИКТОРИЯ (вышла из себя). Сама вы негодяйка!
ВИКТОРИЯ. От мерзавки слышу!
МАРИНА. Да я тебе сейчас все космы повыдергаю!
ВИКТОРИЯ. Раскричалась тут, испугался ее кто-то!
КАЛОШИН. Давайте, давайте, давайте…
ВИКТОРИЯ. Чего вы раскричались? Вы кто такая?
МАРИНА. Я?! Я кто такая?
ВИКТОРИЯ. Ну вы, вы! Кто вы? (Калошину.) Кто она? Жена, что ли?
КАЛОШИН (мужественно). Она. Не знаю… Первый раз ее вижу.
Марина ахает и замирает на некоторое время, раскрыв рот и выпучив глаза.
ВИКТОРИЯ. Вот и нечего кричать. Сначала надо разобраться, а потом…
МАРИНА (подступая к Калошину). Ты… ты… Да ты что, бессовестная твоя рожа? Ты что говоришь, ты соображаешь или нет?
ВИКТОРИЯ. Вот и именно, что не соображает.
МАРИНА. Кто я такая. Ну!
КАЛОШИН. Вы. Вы… эээ…
МАРИНА (подступая ближе). Кто я?
КАЛОШИН (отодвигаясь). Ты. Ты… эээ…
МАРИНА. Ну? (Выхватила из его рук книгу.) Не узнаешь?
КАЛОШИН (струсил). Узнаю, узнаю. (Спохватился.) Кажется… э… где-то видел, но… (Виктории.) Но кто такая – не припомню.
МАРИНА. Что-о? (Замахивается на него книгой.)
КАЛОШИН. Вспомнил, вспомнил!
МАРИНА. Ну? Кто я тебе такая? (Снова замахивается.) Отвечай!
КАЛОШИН. Жена, моя жена! (Виктории.) Она очень похожа на мою жену.
КАЛОШИН. Как две капли воды! (Виктории.) Но моя жена не такая дура…
КАЛОШИН. Нет, нет! Моя жена умная женщина…
ВИКТОРИЯ (Марине). Кто же вы на самом деле? Жена или нет?
МАРИНА. Говори, злодей!
КАЛОШИН (твердо). Это не моя жена..
ВИКТОРИЯ. Ну? Теперь вы понимаете?
МАРИНА. Да ты что, старый черт, смеешься надо мной?
КАЛОШИН. А вы не шумите. Шуметь и скандалить – это вы можете. Грубости и разные неприятные слова – это вы тоже хорошо знаете. А вот что такое метранпаж – это вам известно?
МАРИНА. Слушай, Семен! Ты это брось! Ты мне идиота не разыгрывай.
ВИКТОРИЯ. А он и не разыгрывает. Он забрался на кровать, когда меня не было в номере.
МАРИНА. Что-о. Да за кого вы меня принимаете?
ВИКТОРИЯ. Да говорят вам, он свихнулся! Неужели вы до сих пор не видите?
МАРИНА. Вижу, не волнуйся! Я его, паршивца, насквозь вижу! С ума он сошел, надо же! Так я вам и поверила!
ВИКТОРИЯ. Нет, с вами бесполезно Вот приедет врач…
ВИКТОРИЯ. Я говорю, приедет врач, тогда…
МАРИНА (перебивает). Ты врача вызвала?
МАРИНА (Калошину, панически). А ну поднимайся. Поднимайся, и чтоб духу твоего здесь не было! Вставай немедленно!
Читайте также: