В переводе с итальянского шутка в музыке это
Обновлено: 22.11.2024
Приключения музыкальных жанров бывают не менее увлекательными, чем человеческие приключения. В ходе своего развития они могут так измениться, что иной раз трудно понять – а что же было в начале? Мы расскажем о скерцо, которое начиналось с шуток, но сделало совсем не шуточную музыкальную «карьеру».
Почему мы утверждаем, что история скерцо началась с шуток? Да потому, что само это слово в переводе с итальянского языка означает «шутка». В конце XVI-начале XVII столетий в Италии так именовали трехголосные или одноголосные канцонетты (небольшие вокальные произведения) определенного характера – их писали на игривые, юмористические стихи. Подобные «Музыкальные шутки» («Музыкальные скерцо») мы встречаем, например, в творчестве Клаудио Монтеверди. Но уже в начале XVII века появляются инструментальные скерцо – небольшие пьесы, близкие к каприччо (очевидно, их относительно свободная форма сама по себе воспринималась как «шутка»), и ко второй половине XVII столетия уже можно с уверенностью говорить о скерцо как о жанре инструментальной музыки. Например, немецко-голландский композитор Йоханнес Шенк создавал «Музыкальные скерцо» для виолы да гамба с басом. В ту же эпоху скерцо вошло в инструментальные сюиты, в таком качестве мы встретим его в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Самое известное баховское сочинение такого рода – это, конечно, Скерцо из оркестровой Сюиты № 2 си-минор с солирующей флейтой. Его часто исполняют отдельно – особенно любят это делать флейтисты, демонстрируя изящество своей техники. Примечательно, что название пьесы нередко переводят, называя ее «Шуткой» – и действительно, нечто шутливое, «смеющееся» можно услышать в пассажах и изгибах мелодии, несмотря на минорный лад… Впрочем, шутки бывают разными – и грустными, и даже жестокими (и мы в этом убедимся, проследив за дальнейшими «приключениями» скерцо).
Придя в XVII веке в сюиту, во второй половине следующего столетия скерцо становится частью сонатно-симфонического цикла. Изредка скерцо в таком качестве встречается еще у Йозефа Гайдна – в своих «Русских квартетах», созданных в 1781 г., композитор применил такое обозначение отдельных частей цикла, но говорить о скерцо в сонате и симфонии всерьез можно применительно к творчеству Людвига ван Бетховена. Рассматривая последовательно его сонаты, можно проследить, как нечто скерциозное появляется в традиционной части цикла – в менуэте, но постепенно менуэт окончательно «сдается», уступая место скерцо.
Нельзя сказать, что менуэт в сонатно-симфоническом цикле после Бетховена не использовался вообще (он встречается, например, у Франца Шуберта), но в целом первенство осталось за скерцо. Заняв место менуэта в сонатах и симфониях, скерцо приобрело черту, которой у него изначально не было. Вспомним баховскую флейтовую «Шутку», о которой мы говорили – она написана в размере две четверти, есть у Баха и другие двухдольные скерцо, в XVIII же столетии скерцо становится трехдольным – и это становится характерной чертой жанра в дальнейшем.
Скерцо в описываемую эпоху претерпевает еще более интересные трансформации. Оно приобретает классическую форму – трехчастную, в которой собственно скерцо (быстрое движение в трехдольном размере) присутствует в крайних частях, им противопоставляется спокойный, лирический средний раздел – трио (такая форма – еще одно «наследие» менуэта, чье место в сонатно-симфоническом цикле заняло скерцо). Бывают и скерцо с двумя трио – форма в этом случает приобретает черты рондо. Но главное – расширяется образный диапазон скерцо: это уже далеко не всегда «шутка». Новое образное содержание влечет за собой новую форму, которая иной раз приобретает грандиозный размах. Весьма интересный случай – скерцо из Девятой симфонии Бетховена: оно имеет сложную трехчастную форму с трио, но при этом крайние части написаны… в сонатной форме!
В последующие века скерцо продолжает жить в сонатно-симфоническом цикле – в таком качестве мы встретим его и у Феликса Мендельсона-Бартольди, и у Петра Ильича Чайковского, и у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, и у многих других композиторов, создававших сонаты и симфонии. Но в то же время с XIX столетия скерцо существует как самостоятельная пьеса – прежде всего, фортепианная. Сохраняя главные черты – стремительное движение и трехдольность – скерцо становится удивительно многообразным: оно может быть легким, воздушным, фантастическим, драматическим и даже страшным, но оно всегда требует от исполнителя блестящей техники. И здесь, конечно, нельзя не вспомнить фортепианные Скерцо Фридерика Шопена – эти содержательные, многоплановые произведения, в которых есть и драматизм, и лирика, и трагедийность… Но иногда композиторы «вспоминают» об изначальном значении слова скерцо – можно вспомнить, например, «Ученика чародея». В этом оркестровом скерцо французский композитор Поль Дюка «рассказал» забавную историю о незадачливом ученике чародея, вздумавшем самостоятельно творить заклинания.
Скерцо - самостоятельный жанр инструментальной музыки
В начале 19 века скерцо выходит за пределы сонатно-симфонического цикла и становится жанром инструментальной музыки. Оно является обособленным музыкальным произведением. Основные черты в нем сохраняются, неизменной остается и его виртуозность. Известны фортепианные скерцо, для скрипки, а также для других солирующих инструментов. Этот жанр приближается к каприччо.
Для фортепиано скерцо было написано такими известными западноевропейскими представителями романтического направления в музыке, как Фредерик Шопен, Р. Шуман, И. Брамс. Из русской композиторской школы к жанру инструментального скерцо обращался П.И. Чайковский, М.А. Балакирев.
Наибольшее развитие получил этот жанр в фортепианном творчестве Ф. Шопена. Композитор делает его более серьезным, насыщая глубоким драматическим, а иногда и трагедийным содержанием. Минорный лад становится характерным для скерцо.
Следующий анекдот
Скерцо плодотворно развивалось и вне сонатно-симфонического цикла. К высшим достижениям относятся четыре скерцо Шопена, содержание которых шире и серьёзнее обычно скерцозного.
Впоследствии скерцо приобрело минорную окраску.
Следующий анекдот
Скерцо в музыке – это произведение, написанное в очень подвижном темпе. В переводе с итальянского scherzo означает «шутка». Для такой пьесы характерен преимущественно трехдольный метр, быстрый темп и острые ритмические обороты. Резкая смена контрастных художественных образов является еще одной характерной чертой данного произведения. Далее будет изложено более подробно, что такое скерцо и как оно используется в творчестве различных композиторов.
Известные скерцо
См. также
Скерцо в музыке для оркестра
Анализируя, что такое скерцо и как этот жанр представлен в разных музыкальных направлениях, можно отметить, что к нему обращались композиторы различных эпох.
Этот жанр достаточно широко представлен и в оркестровой музыке.
Одним из ярких образцов оркестрового скерцо является «Ученик чародея» французского композитора Поля Дюка. В основе содержания – история незадачливого ученика чародея, решившего самостоятельно поколдовать.
Другими широко известными примерами скерцо в оркестровой музыке служат следующие произведения: «Фантастическое скерцо» И. Стравинского, скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Следующий анекдот
• Партизанское движение на Белгородчине в годы Великой Отечественной войны
Методическая разработка открытого урока на тему: «Партизанское движение на Белгородчине в годы Великой Отечественной войны»
• Средства графического представления данных(деловая графика)
Методическая разработка урока информатики Тема: «Средства графического представления данных(деловая графика)»
• Различие и сходство бухгалтерского и управленческого учета
Методическая разработка открытого урока по теме «Различие и сходство бухгалтерского и управленческого учета»
• Психологические барьеры в общении
Методическая разработка урока по теме: «Психологические барьеры в общении» Дисциплина: «Психология общения» Специальность: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
• Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Методическая разработка открытого урока Тема: Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Скерцо как часть сонатно-симфонического цикла
С конца 18 века оно становится частью сонатно-симфонического цикла, постепенно вытесняя менуэт.
Впервые в таком качестве скерцо появляется у основоположника венского классицизма Йозефа Гайдна в сонате № 9 для фортепиано. Но в его творчестве это не становится традицией. Только со временем скерцо, как часть сонатно-симфонического цикла, утверждается в сонатах и симфониях Л. Бетховена. Анализируя его творчество, можно увидеть, что в своих ранних симфониях и сонатах композитор вносит в менуэт лишь черты скерцо. Позже менуэт полностью им заменяется.
В последующие века скерцо, как часть сонатно-симфонического цикла, продолжает свое существование в симфоническом творчестве Д. Шостаковича, Г. Малера, А. Брукнера.
Определяя, что такое скерцо в сонатно-симфоническом цикле, и каково значение этой части, необходимо отметить его исключительно важную роль в общей драматургии цикла.
Примечания
- ↑ Впервые представленна Ф. Шопеном.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.
- Музыкальные формы
- Музыкальные жанры
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы:Полезное
Смотреть что такое "Скерцо" в других словарях:
СКЕРЦО — СКЕРЦО, нескл., ср. (итал. scherzo шутка) (муз.). Небольшое музыкальное произведение в оживленном, быстром темпе. Скерцо часто входит в состав симфонии как вторая или третья ее часть. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СКЕРЦО — СКЕРЦО, нескл., ср. Небольшое музыкальное произведение в оживлённом темпе. | прил. скерцозный, ая, ое (спец.) и скерциозный, ая, ое (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
скерцо — сущ., кол во синонимов: 2 • произведение (51) • скерцино (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
скерцо — неизм.; ср. [итал. scherzo шутка] Муз. 1. Часть музыкального произведения (симфонии, сонаты, квартета) в живом, стремительном темпе с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами, обычно в трёхдольном размере. Играть бойкое, огненное … Энциклопедический словарь
Характерные особенности и история возникновения
Что такое скерцо, можно понять, рассмотрев его основные характеристики. Это, прежде всего, музыкальный юмор. Неожиданное сопоставление художественных образов, смена настроений, переклички регистров и инструментов, подвижный темп, ритмические особенности – это лишь некоторые характерные для этого произведения приемы, которыми пользуются композиторы, создавая музыкальную шутку. Круг передаваемых образов здесь самый разнообразный – фантастические, гротескные, причудливые, но неизменно юмористические. Иногда скерцо приобретало народно-жанровую окраску.
На протяжении нескольких веков отношение композиторов к этому жанру претерпевало некоторые изменения.
Первые образцы музыкальной шутки можно встретить в 16 веке в вокальной музыке К. Монтеверди. Тогда они назывались канцонеттами. Для них использовались шутливые юмористические стихи.
К 17 веку появляется инструментальное скерцо. Первоначально оно было одним из частей инструментальной сюиты или партиты. В таком виде это произведение встречается в творчестве И.С. Баха. Самое известное из них – Скерцо из оркестровой сюиты №2 си-минор, где солирует флейта. В настоящее время оно часто исполняется как отдельное произведение.
Читайте также: